Для повышения эффективности системы внутреннего налогового контроля хозяйствующим субъектам

Опубликовано: 15.05.2024

Вопросы создания систем внутреннего контроля в организациях стали активно обсуждаться в профессиональном сообществе с момента вступления в силу норм ст. 19 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Несмотря на наличие публикаций по данной тематике, многие субъекты хозяйственной деятельности не в полной мере понимают необходимость формирования системы внутреннего контроля и механизм его реализации. Поэтому считаем необходимым дать некоторые разъяснения и рекомендации по внедрению системы внутреннего контроля и отражения ее в учетной политике организаций.

В первую очередь следует обратить внимание на то, что Закон разделяет понятия внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета.

Относительно первого Закон устанавливает, что «экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» (п. 1 ст. 19).

Касательно внутреннего контроля функционирования учетной системы компании п. 2 ст. 19 Закона определяет, что «экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Следует обратить внимание на то, что к настоящему времени с понятием внутреннего контроля связано множество действующих нормативных документов, основными из которых являются:

  • ст. 19 «Внутренний контроль» Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года);
  • п. 41 и п. 42 Правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»);
  • п. 15-18 ст. 38 Федерального закона от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;
  • ст. 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 года «7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;
  • ст. 9 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • ст. 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»;
  • информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)»;
  • система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года) Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору;
  • п. 16 плана Минфина РФ на 20122015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440);
  • распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения»;
  • ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Сами понятия «внутреннего контроль» и «система внутреннего контроля» для отечественного бизнеса являются достаточно новыми. В общем-то, эти термины пришли из аудиторской практики.

Система внутреннего контроля (СВК) — совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в т. ч. включает надзор и проверку, организованные внутри данного экономического субъекта его силами:

  • соблюдения требований законодательства;
  • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращения ошибок и искажений;
  • исполнения приказов и распоряжений;
  • обеспечения сохранности имущества организации 1 .

Система внутреннего контроля в организации, как правило, включает следующие элементы:

  • контрольная среда;
  • процесс оценки рисков;
  • информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • контрольные действия;
  • мониторинг средств контроля 2 .

Далее подробно рассмотрим состав и особенности указанных элементов системы внутреннего контроля в организации.

Контрольная среда включает официальную позицию, осведомленность и действия представителей собственника и руководства относительно системы внутреннего контроля, а также понимание значения такой системы. Контрольная среда оказывает влияние на сознательность сотрудников в отношении контроля. Она является основой для эффективной системы внутреннего контроля, обеспечивающей поддержание дисциплины и порядка. Далее приводится состав основных элементов контрольной среды организации (табл. 1).

Таблица 1. Состав контрольной среды организации

п/п Основные элементы
1 Доведение принципа честности до всеобщего сведения, поддержание его и других этических ценностей
2 Профессионализм (компетентность сотрудников)
3 Участие собственника или его представителей
4 Компетентность и стиль работы руководства
5 Организационная структура
6 Наделение ответственностью и полномочиями
7 Кадровая политика и практика

Процесс оценки рисков представляет собой выявление и по возможности устранение рисков в ведении хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий. При этом следует учитывать, что риски могут быть связаны как с внешними, так и с внутренними событиями и обстоятельствами. Перечень основных факторов, рассматриваемых в процессе оценки рисков, приведен в табл. 2.

Таблица 2. Основные факторы, рассматриваемые в процессе оценки рисков

Рекомендация: При выявлении возможных рисков руководство рассматривает степень их важности, вероятность их возникновения и способы управления ими. Руководство может составлять планы, программы, осуществлять соответствующие действия для устранения этих рисков или принять решение игнорировать риски из-за дороговизны возможных средств контроля в отношении этих рисков либо по другим причинам.

Информационная система, в т. ч. связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивает понимание сотрудниками обязанности и ответственности, связанных с организацией и применением системы внутреннего контроля. Главной составляющей системы является функция информирования персонала о значимости его участия в процессах и связи его действий в информационной системе с работой других сотрудников, а также понимание способов доведения до руководителей соответствующего уровня информации о каких-либо исключительных ситуациях.

Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается следующими средствами:

  • техническими средствами;
  • программным обеспечением;
  • персоналом;
  • соответствующими процедурами;
  • базами данных.

Перечень основных функций информационных систем направленных на организацию внутреннего контроля приводится в табл. 3.

Таблица 3. Основные функции информационных систем внутреннего контроля

п/п Функции информационных систем
1 Идентификация и регистрация всех правомерных операций.
2 Своевременная и достаточно подробная фиксация операций, что позволяет надлежащим образом классифицировать операции для дальнейшего включения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
3 Осуществление оценки объектов учета таким образом, чтобы соответствующая информация могла быть включена в финансовую (бухгалтерскую) отчетность в надлежащем суммовом выражении.
4 Определение периода времени, в котором имели место операции, что позволяет отнести их в учете к соответствующему отчетному периоду.
5 Представление надлежащим образом операций и относящихся к ним случаев раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Таблица 4. Перечень методов и процедур, применяемых в контрольных действиях

Проверка выполнения

Такие контрольные действия включают:

Обработка информации

Разнообразные контрольные процедуры в отношении обработки информации выполняются для проверки точности, полноты и санкционирования операций и делятся в области информационных систем на две большие группы средств контроля:

Общие средства контроля над информационной системой обычно включают средства контроля в отношении:

  • операций информационного центра и компьютерной сети;
  • приобретения программного обеспечения для операционной системы, его изменения и обслуживания;
  • защиты от несанкционированного доступа;
  • приобретения, развития и обслуживания прикладных программ информационных систем.

Такие средства контроля применимы к универсальным компьютерам, мини-компьютерам и вычислительным машинам конечных пользователей в локальных сетях. Примерами таких общих средств контроля являются:

Прикладные средства контроля применяются к обработке отдельных видов информации. Эти средства контроля помогают удостовериться, что осуществленные хозяйственные операции были санкционированы в полном объеме и точно зафиксированы и обработаны.

Примерами прикладных средств контроля являются:

Проверка наличия и состояния объектов

Указанные контрольные действия направлены на обеспечение сохранности активов, включая:

Таблица 5. Перечень мероприятий, связанных с мониторингом средств контроля

п/п Мероприятия, связанные с мониторингом средств контроля
1 Наблюдение руководства за тем, своевременно ли подготавливаются выверки расчетов с банками;
2 оценка внутренними аудиторами соответствия действий персонала, занимающегося продажами, политике организации в отношении определенных условий договоров с покупателями;
3 осуществление надзора за соответствием действий персонала политике организации в области этики или деловой практики;
4 регулярную оценку организации и применения средств контроля, а также осуществление необходимых корректирующих мероприятий в отношении средств контроля вследствие изменения условий деятельности;
5 мониторинговые мероприятия могут включать использование информации, полученной извне;
6 руководство, осуществляя мониторинг, может также учитывать сообщения внешних аудиторов, касающиеся системы внутреннего контроля;
7 внутренние аудиторы или персонал, выполняющий аналогичные функции регулярно предоставляет информацию о функционировании системы внутреннего контроля, сосредоточивая основное внимание на оценке организации и применении системы внутреннего контроля, сообщает информацию о достоинствах и недостатках системы внутреннего контроля, а также дает рекомендации по ее улучшению.

Рекомендация: Система информирования персонала может принимать такие формы, как внутренние регламенты деятельности, руководства по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, инструкции и указания. Доведение информации до сведения сотрудников может осуществляться с использованием средств электронной связи, устно и посредством распоряжений руководства.

Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются (например, что необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей). Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях.

Мониторинг средств контроля включает наблюдение за тем, функционируют ли они и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости. Мониторинг средств контроля представляет собой процесс оценки эффективного функционирования системы внутреннего контроля во времени.

В соответствии с вышеизложенными подходами и рекомендациями к формированию и оценке работы систем внутреннего контроля, необходимо обращать основное внимание на соответствие выстроенной в организации СВК действующим нормативным документом и основному идеологическому «посылу» заложенному в ней — стремлению к минимизации рисков в хозяйственной деятельности и своевременному выявлению нарушений.

Данные рекомендации следует использовать в организации начиная с первого этапа постановки СВК — на стадии формирования учетной политики на соответствующий временной период.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  2. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).
  3. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
  4. Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».
  6. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
  7. Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  8. Положение ЦБР от 16 декабря 2003 года № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».
  9. Информация Минфина РФ от 14 сентября 2012 года «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности (ПЗ-9/2012)».
  10. Система внутреннего контроля в банках: основы организации (Базельский комитет по банковскому надзору, Базель, сентябрь 1998 года). Подгруппа по управлению рисками Базельского комитета по банковскому надзору.
  11. План Минфина РФ на 2012—2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 30 ноября 2011 года № 440).
  12. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения».
  13. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

1 Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 года).

2 П. 42 правила (стандарта) № 8 (Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»).

Библиографическая ссылка на статью:
Черникова Ю.А., Грекова В.А. Совершенствование системы внутреннего контроля основных средств // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/81464 (дата обращения: 23.04.2021).

Научный руководитель: Грекова Вита Анатольевна, к.э.н., доцент кафедры Учета, анализа и аудита анализа и аудита Института экономики и управления ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»

Система внутреннего контроля должна состоять из надлежащей системы бухгалтерского учета, контрольной среды, отдельных средств контроля. При исследовании системы бухгалтерского учета организации необходимо изучить, проанализировать и дать оценку основным принципам ведения бухгалтерского учета и учетной политики, порядку отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, роли и месту вычислительной техники в осуществлении учета, а также другим сторонам деятельности организации.

Для оценки эффективности и надежности системы внутреннего контроля, затрагивающей учет основных средств, необходимо, прежде всего, определить кем и в какой форме ведется учет в организации. Если учет основных средств ведется бухгалтером группы основных средств под непосредственным руководством главного бухгалтера, и к тому же операции по поступлению, выбытию, восстановлению, начислению амортизации ведутся амортизированным способом, то возможность арифметических ошибок сведена до минимума [4].

Также важно осуществлять ремонт основных средств на основании норм, утвержденных специалистами планового отдела, для исключения необоснованного завышения трат на ремонт. Выбытие основных средств, включая передачу в аренду, должно происходить на основании письменного разрешения руководителя при непосредственном участии оценочной комиссии. Приемка объектов основных средств также должна осуществляться с участием утвержденной руководством комиссии. Все принимаемые комиссией решения должны быть документально подтверждены. Проведение инвентаризации основных средств является также обязательным условием контроля и для выявления отклонения фактического наличия основных средств от учетных данных.

На многих организациях нет должности внутреннего контролера, а его функции распределяются между управленческим персоналом и бухгалтерской службой. Лишь в крупных организациях ряд функций службы внутреннего контроля (внутреннего контролера) выполняет ревизионная комиссия, наблюдательный совет или иная отдельная служба внутрихозяйственного контроля [6].

Основными причинами отсутствия службы внутреннего контроля (должности внутреннего контролера) в организациях: нежелание владельца; ежегодное подтверждение финансовой отчетности внешним аудитором; равнодушие и незаинтересованность управленческого персонала; дефицит свободных денежных средств; отсутствие компетентных кадров в области внутреннего контроля; отсутствие практики внедрения внутреннего контроля в других организациях.

К формированию информационной базы внутреннего контроля воспроизводства основных средств, по нашему мнению, нужно подходить комплексно в разрезе аудиторских процедур и источников аудиторских доказательств (первичных документов, регистров учета и финансовой и налоговой отчетности) (рис. 1).


Рисунок 1. Комплексная модель информационного обеспечения внутреннего контроля воспроизводства основных средств

Учитывая специфику деятельности многих хозяйствующих субъектов производственной сферы, существенным видом внутреннего контроля является внутренний контроль воспроизводства основных средств в контексте предупреждения их негативного влияния на окружающую природную среду, который предусматривает эффективный надзор за материально-технической базой предприятия, своевременным ее обновлением, воспроизводством и улучшением с учетом экологических норм и критериев с целью повышения экологической культуры предприятия, предостережение относительно уплаты штрафных санкций за превышение лимитов в отношении вредных выбросов, небрежного хранения, утилизации вредных веществ[5].

Исследованием рекомендуется проводить такой контроль в три стадии:

1) планирование работы внутреннего контролера;

2) сбор аудиторских доказательств;

3) обобщение результатов внутреннего контроля.

Первая стадия предусматривает составление программы внутреннего контроля воспроизводства основных средств в контексте предупреждения их негативного влияния на окружающую природную среду, определяет последовательность и сроки осуществления, источники информации, исполнителей внутреннего контроля.

На второй стадии исполнители внутреннего контроля воспроизводства основных средств в контексте предупреждения их негативного влияния на окружающую природную среду путем испытаний, замеров, анализа и проб изучают экологические показатели эксплуатации основных средств; проводят экологическую экспертизу основных средств и проектов относительно них; изучают порядок реализации на предприятии планово-предупредительных ремонтов, периодичность которых определяется структурой ремонтного цикла с учетом загруженности объекта основных средств и фактического технического состояния.

На третьей стадии внутреннего контроля воспроизводства основных средств в контексте предупреждения их негативного воздействия на окружающую среду полученные результаты доводятся до сведения руководства предприятия и ответственных лиц и разрабатывают процедуры последующего наблюдения, контроля за исполнением, реализацией рекомендаций контроллера по ликвидации или уменьшению негативного воздействия производственного процесса на окружающую среду.

На основе базовых этапов внутреннего контроля (формирование первичных учетных данных по основным средствам, расчет вторичных данных, создание табличного и графического материала, оформление юридических баз данных), то есть сводного массива данных является возможность полного обеспечения внутреннего контроля воспроизводства основных средств [5]. На предприятиях при внедрении соответствующего программного обеспечения службы внутреннего контроля должны формироваться различные программные продукты, исходя из существующей конфигурации локальной сети. Целесообразно, чтобы информационные потоки направлялись из рабочих мест отделов в службу внутреннего контроля, что позволило бы вести в реальном режиме времени с реальными данными контроль деятельности и учета хозяйственных процессов предприятия. Это позволит службе внутреннего контроля вести непрерывный контроль в отношении отдельных объектов основных средств, их основных параметров работы, амортизации, износа, понесение затрат на улучшение и поддержание в рабочем состоянии, капитальных вложений и прочее.

Вывод: В ходе исследования раскрыты особенности внутреннего контроля основных средств, что позволит организациям эффективнее восстанавливать и улучшать первоначальный ресурс основных средств.

Библиографический список

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/.
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (ред. от 16.05.2016)). – Режим доступа: http://base.garant.ru/12122835/.
  3. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н. (ред. от 24.12.2010). – Режим доступа: https://www.ib.ru/law/3465.
  4. Бухгалтерский учёт: учебник / Е. Ю. Меркулова [и др.]. Тамбов, 2013
  5. Гуменюк А. Ф. Проблемы воспроизводства основных средств в отечественной учетной системе / Б. С. Кругляк, А.Ф. Гуменюк // Бухгалтерский учет и аудит. – 2008. – № 6. – С. 33-36 (0,31 печать. арк., из них лично автору принадлежит 0,15 печать. ар.).
  6. Гуменюк А. Ф. Аудит основных средств промышленных предприятий: методический аспект / Б. С. Кругляк, А.Ф. Гуменюк // Бухгалтерский учет и аудит. – 2007. – № 7. – С. 50-59 (0,74 печать. арк., из них лично автору принадлежит 0,37 печать. ар.).

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.


От правильности бухгалтерского учета зависит отсутствие проблем с налоговыми органами, а также правильность принятия решений руководителем компании. Отсутствие контроля со стороны директора приводит к появлению хищений и других нарушений. Для предотвращения этих последствий необходимо периодически контролировать работу главбуха и бухгалтеров юридического лица.

Рассмотрим, как производится внутренний бухгалтерский контроль в организации, зачем он нужен и кто может его осуществлять.

  • Какие компании должны контролировать бухучет в обязательном порядке
  • Цели внутреннего контроля бухгалтерского учета на предприятиях
  • Принципы внутреннего контроля бухгалтерии
  • Кто может выступать в качестве внутреннего ревизора
  • Организация внутреннего контроля бухучета
  • Виды внутреннего контроля бухгалтерского учета
  • Процедуры внутреннего контроля
  • Документирование внутреннего контроля
  • Контроль бухгалтерии при ее передаче на аутсорсинг
  • Куда обратиться за помощью

Какие компании должны контролировать бухучет в обязательном порядке

Согласно закону 402-ФЗ организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля является обязательной для юридических лиц, отчетность которых подвергается обязательному аудиту. Однако этот же нормативный документ предусматривает, что должностные лица компаний обязаны проверять совершаемые факты хозяйственной деятельности. Поэтому на практике все без исключения субъекты предпринимательской деятельности прибегают к внутреннему контролю.

Связано это с тем, что деятельность предпринимателей регулируется огромным количеством законов и подзаконных нормативных актов, которые в той или иной степени влияют на бухгалтерский учет. Отсутствие внутренних проверок рано или поздно приведет к умышленным или неумышленным нарушениям.

Они будут выявлены контролирующими органами и повлекут применение санкций. Поэтому экономически целесообразно понести затраты на организацию контроля, чем впоследствии платить штрафы и оправдываться в судах.

Цели внутреннего контроля бухгалтерского учета на предприятиях

Основной целью внутреннего контроля бухучета является обеспечение соблюдения работниками финансовой службы требований действующего законодательства и внутренних распоряжений, а также правильность отражения в учете текущих хозяйственных операций.

При правильной организации контроля удается избежать материального ущерба в виде пеней, доначислений и штрафных санкций со стороны государственных контролирующих органов.

Принципы внутреннего контроля бухгалтерии

При организации системы внутреннего контроля необходимо опираться на несколько основных принципов:

  • Контролировать работу бухгалтерии необходимо на всех управленческих уровнях и во всех без исключения подразделениях компании;
  • Для проведения контроля нужно привлекать сотрудников, которые благодаря своим полномочиям и функциям могут проверить деятельность подразделения и выявить возможные ошибки;
  • Полезный эффект от внутреннего контроля должен быть сопоставим с затратами на его организацию и проведение на предприятии.

Кто может выступать в качестве внутреннего ревизора

Согласно рекомендациям Министерства финансов контроль за бухгалтерским учетом на предприятии могут осуществлять:

  • Генеральный директор компании;
  • Группа из высшего руководства, которая коллегиально управляет компанией;
  • Главный бухгалтер, если контролируется деятельность подразделений бухгалтерии;
  • Иные специалисты, которые ведут бухгалтерский учет в компании;
  • Отдельный внутренний аудитор или подразделение компании, если оно предусмотрено штатным расписанием;
  • Отдельные сотрудники или подразделения компании, которые могут вести контроль согласно внутренним документам юридического лица или законодательным актам РФ;
  • Ревизионная комиссия, создаваемая для контроля работы акционерных обществ.

Обратите внимание, что список не является закрытым. Выполнять функции ревизора могут любые сотрудники и подразделения по желанию собственника. Однако при этом нужно учитывать, что они должны иметь необходимые знания для анализа бухгалтерии. Также рекомендуется назначать ревизоров так, чтобы исключить возможность сговора или подкупа проверяющих.

Организация внутреннего контроля бухучета

Процесс внутреннего контроля включает в себя четыре основных элемента.

1. Контрольная среда

На предприятии выбираются и внедряются основные принципы и стандарты деятельности юридического лица, которые впоследствии выступают основой для создания системы внутреннего контроля. В контрольной среде отражается культура управления юридическим лицом и формируется отношение наемных работников к контрольным мероприятиям.

2. Коммуникация

Второй элемент внутреннего контроля. Представляет собой способ распространения информации между сотрудниками, который нужен для проведения контроля. Например, при приеме на работу сотрудника обязательно знакомят с его должностными обязанностями и ответственностью, которую он может понести при нарушении.

3. Постановка системы контроля

Для максимальной эффективности все контрольные мероприятия в бухгалтерском учете разделяют на три группы:

  • Предварительные;
  • Текущие;
  • Фактические.

Целесообразно поручать контроль на каждом из этапов разным сотрудникам. В противном случае не исключено возникновение ошибок вследствие «замыливания» взгляда, недостатка знаний и опыта. Разные сотрудники контролируют учет независимо друг от друга. В некоторых случаях имеет смысл создавать комиссию для проверки различных этапов учета или правильности отражения операций.

4. Оценка рисков

Важной составляющей при организации внутреннего контроля является предварительное выявление рисков и управление ими. Например, необходимо выявить и предотвратить наступление обстоятельств, которые могут привести к хищениям, нарушениям со стороны материально ответственных лиц.

Виды внутреннего контроля бухгалтерского учета

Министерство финансов РФ издало документ (письмо ПЗ-11/2013), в котором отражены практические рекомендации о том, как организовать внутренний контроль бухгалтерского учета. В документе государственный орган рекомендует собственнику компании проводить контрольные мероприятия для выявления ошибок персонала, превышения полномочий должностных лиц, защиты от сговора сотрудников.

В зависимости от группы контрольных мероприятий при проверке бухгалтерского учета проводятся следующие работы:

1. На предварительном этапе. Здесь контролеры определяют, стоит ли совершать операцию и как она будет отражена в учете. Исключается совершение действий, которые потенциально могут нанести ущерб компании.

2. Во время операции. При правильной организации контроля на этом этапе исключается растрата денежных средств без подтверждающих документов, устраняются риски, связанные с некомпетентностью или умышленными преступными действиями бухгалтера.

3. После совершения операции. Внутренний контроль позволяет установить, имеется ли в компании необходимая первичная документация, правильно ли она оформлена, верно ли отражены в бухучете хозяйственные операции. На этом же этапе возможно проведение инвентаризаций для определения фактического нахождения товаров на складе или денег на счету.

Процедуры внутреннего контроля

Контролирующие мероприятия, направленные на проверку правильности ведения бухгалтерского учета, включают в себя совершение следующих действий:

Документальное оформление хозяйственных операций и их результатов. Проводится проверка наличия записей в регистрах бухгалтерского учета и их сравнение с первичной, наличие бухгалтерских справок, составление промежуточной отчетности с целью сверки данных по различным счетам;

  • Проверка формы и содержания документов, которая позволяет определить их соответствие действующим нормативным документам. Контролер устанавливает, можно ли на основе имеющихся первичных документов вносить изменения в регистры бухгалтерского учета.
  • Сверка данных. Она проводится между различными подразделениями компании, между контрагентами и т. п. Позволяет своевременно выявить и устранить несоответствия, которые могут отразиться на сумме начисленных и уплаченных налогов.
  • Контроль фактического наличия. В процессе проверки устанавливается наличие первичной документации, материальных ценностей, товаров и сырья на складах и объектах компании, денежные средства в кассе и на расчетном счете.
  • Надзор за правильностью сделок. Ревизоры проверяют, правильно ли отражаются в учете сделки компании, насколько выполняются сметы и планы работы, соблюдаются ли сроки составления отчетных бухгалтерских документов и деклараций в налоговую инспекцию.
  • Проверка IT-инфраструктуры, которая обслуживает бухгалтерию. Контролеры удостоверяются в том, что на предприятии введены в действие правила и процедуры автоматизированного учета, регламентирован доступ сотрудников к базам данным, соблюдаются процедуры безопасности при передаче конфиденциальных данных.

Документирование внутреннего контроля

В процессе внедрения системы внутреннего контроля на предприятии необходимо издать соответствующий внутренний документ. Он может быть бумажным или электронным. Положения о внутреннем контроле могут быть частью:

  • Учредительных документов юридического лица;
  • Кадровых документов;
  • Внутренних регламентов, методик и стандартов ведения учета.

Обратите внимание, что документацию по внутреннему контролю необходимо постоянно актуализировать и приводить в соответствие с изменениями в нормативно-правовых актах, регулирующих ведение бухучета и начисление налогов.

Контроль бухгалтерии при ее передаче на аутсорсинг

Организация внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета не нужна, если бухгалтерией компании занимается специализированное агентство на условиях аутсорсинга. В этом случае между заказчиком и исполнителем заключается договор, согласно которому последний несет материальную ответственность за правильность ведения документации.

Преимущества такого подхода:

  • Передача бухгалтерии на аутсорсинг позволяет отказаться от контроля первички. Вместе с тем вы сможете без проблем пройти камеральную проверку, избежать доначислений и уменьшить возможность назначения выездной проверки налоговым органом;
  • Сэкономить на оплате налогов, избежать штрафов, пеней и других санкций;
  • Контролировать накопление дебиторской задолженности и предпринимать меры по ее сокращению;
  • Не допускать кассовых разрывов из-за недостатка денежных средств на расчетном счете и в кассе;
  • Правильно начислять заработную плату сотрудникам, начислять и оплачивать налоги и обязательные платежи на ЗП с учетом последних изменений в законодательстве;
  • Не допускать начисления штрафов за нарушения со стороны других государственных контролирующих органов (помимо налоговой).

Приказ Федеральной налоговой службы №ММВ-7-15/509@ от 16.06.2017

С 16.10.2017 утверждены требования к организации системы внутреннего контроля для юридических лиц, в отношении которых проводится налоговый мониторинг.

Налоговый контроль в форме мониторинга

Налоговый мониторинг* - это особая форма налогового контроля, которая заключается в электронном информационном взаимодействии и применяется наряду с камеральными и выездными проверками.

* Для перехода к процедуре налогового мониторинга организация должна соответствовать одновременно следующим трем критериям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет РФ за предшествующий календарный год (без учета налогов к уплате в связи с ввозом-вывозом товаров), составляет не менее 300 млн рублей;

суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год составляет не менее 3 млрд рублей;

совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря предшествующего календарного года составляет не менее 3 млрд рублей.

Главное отличие налогового мониторинга от иных форм налогового контроля в том, что в период его проведения организация (п. 6 ст. 105.26 НК РФ):

самостоятельно обеспечивает налоговой инспекции доступ к своим документам (информации), на основании которых она исчисляет и платит налоги;

раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета.

Таким образом, инспекция может видеть данные бухгалтерского и налогового учета организации, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов в режиме реального времени.

Система внутреннего контроля

Чтобы провести налоговый мониторинг, организация, соответствующая установленным требованиям по суммам налогов, доходов и активов, должна подать в налоговую инспекцию заявление, а также (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):

информацию о своих участниках с долей прямого или косвенного участия более 25 процентов;

учетную политику для целей налогообложения, действующую в календарном году, в котором подано заявление о проведении налогового мониторинга;

регламент информационного взаимодействия;

внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля.

Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля (СВК) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных для (п. 7 ст. 105.26 НК РФ):

упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов);

выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов;

полноты и своевременности их уплаты (перечисления);

своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Комментируемым приказом установлены требования, которым с 16.10.2017 должна соответствовать СВК.

Требования ФНС России

отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности организации;

функционировать на постоянной основе;

функционировать на всех уровнях контроля осуществления бизнес-процесса.

обеспечивать выполнение контрольных процедур, направленных на предупреждение или минимизацию рисков, влияющих на достижение целей организации.

Для организации и функционирования СВК ФНС России предписывает создать систему управления рисками. Эта система позволит выявлять и оценивать наличие или вероятность возникновения обстоятельств, которые могут привести к:

искажению информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности;

неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов;

несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговую инспекцию.

Чтобы предупредить и минимизировать указанные риски, организации следует разработать и описать контрольные процедуры, в том числе:

санкционирование (авторизацию) операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;

разграничение полномочий, в том числе посредством исключения совмещения одним лицом функции инициирования, исполнения и контроля совершения хозяйственной операции;

контроль доступа, целостности данных и внесения изменений в информационные системы;

разграничение доступа должностных лиц к блокам учета в информационной системе в целях исключения несанкционированного доступа и возникновения риска искажения бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

Правильно организованная система внутреннего контроля позволит организации обеспечивать заинтересованных лиц полной информацией о:

уровне организации СВК, который необходимо оценить с помощью критериев, утвержденных комментируемым приказом.

Итоговым отчетным документом организации станет «Информация об организации системы внутреннего контроля организации», включающая:

главу I "Общие положения";

главу II "Контрольная среда организации";

главу III "Система управления рисками организации";

главу IV "Контрольные процедуры организации";

главу V "Информационные системы организации";

главу VI "Мониторинг и оценка организацией системы внутреннего контроля организации";

Внесение изменений в информацию об организации СВК разрешено:

при изменении требований законодательства о налогах и сборах, о бухгалтерском учете - в течение одного месяца с даты вступления в их силу;

при обнаружении ошибок, неточностей, искажений, противоречивости информации - в течение одного месяца с даты обнаружения.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Контроль - особая форма доверия

Зачем мне читать эту статью? Чем она будет мне полезна?
  • Если Вы не имеете никакого представления о Налоговом мониторинге, или лишь отдаленно слышали о нем, данная статья познакомит Вас с этим понятием.
  • Если Вы являетесь специалистом налогового департамента, которому поручено изучить данный вопрос и составить план подключения к Налоговому мониторингу, статья предоставит готовый план действий для Вас.
  • Если Вы являетесь консалтером большой четверки, прочитав статью и используя изложенные материалы, Вы сможете качественно обсудить план внедрения Налогового мониторинга со своим клиентом, а также сможете обратиться к нам за консультацией, поскольку в статье Вы увидите нашу экспертизу в данном вопросе.
  • Если Вы финансовый директор, статья предоставит Вам возможность взглянуть на данный вопрос шире, а также решить одним проектом не только вопрос Налогового мониторинга, но и другие задачи, где требуется оперативное предоставление информации внешним пользователям.
  • Если Вы IT-директор, прочитав статью, сможете найти для себя рекомендации по выбору платформы и узнаете о подходах к построению Налоговой витрины данных.

Что такое «Налоговый мониторинг»?

Налоговый мониторинг - это новая форма налогового контроля. Причинами его появления стали:

  • потребность в упрощении системы налогового контроля;
  • тенденция к активной цифровизации предприятий;
  • стремление государства сделать методы администрирования более современными.

Налоговый мониторинг предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе. Из этого следует, что:

  • бумажный документооборот сокращается и переходит в электронный формат;
  • камеральные и выездные проверки заменяются системой налогового мониторинга;
  • сокращаются затраты обеих сторон на процедуру проведения проверки;
  • снижается количество проверок, пеней и штрафов (за счет возможности предварительного согласования порядка учета операций);
  • предполагается ускорение решения спорных вопросов и минимизация рисков с помощью мотивированного мнения.

Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по начислению, сбору, и уплате налогов. Налогоплательщик также может запросить мотивированное мнение, если видит возможность рисков, или для того, чтобы избежать неоднозначного толкования законов. Это означает следующее:

  • появляется возможность планирования налогового учета, опираясь на позицию налоговых органов;
  • также появляется возможность «сделать работу над ошибками» - подать уточненные декларации и уплатить доначисленный налог.

В отношении каждого конкретного налогоплательщика согласовывается отдельный регламент доступа налоговых органов к документам и информации.

С момента появления налогового мониторинга в 2016 году процедура подключения к нему все время упрощается, как и снижаются требования к масштабам компаний, подпадающих под критерии этой формы контроля.

Динамика количества организаций, перешедших на Налоговый мониторинг за период с 2016 по 2019 г., представлена на графике ниже.

На апрель 2020 года 95 налогоплательщиков работают в рамках Налогового мониторинга, а в следующем году количество участников вырастет до 200.

Основные этапы, которые обязательны к выполнению при подключении к налоговому мониторингу

Первая фаза «Обследование и аудит»:

  1. Провести анализ методологии и связи налоговых и бухгалтерских регистров. Это необходимо для того, чтобы заблаговременно определить риски, которые могут возникнут при подключении к мониторингу.
  2. Провести организацию процессов. Это необходимо для распределения зон ответственности и формирования укрупненных схем процессов ведения учета («как есть»).
  3. Провести анализ ИТ-систем. Это необходимо для оценки информационных систем, которые применяются для ведения учета на предприятии. Также, в рамках данного шага необходимо провести обзор применяемых способов и используемых сервисов обмена данными между системами ЭДО, налогового и бухгалтерского учета, расчета заработной платы и учета персонала.
  4. Провести налоговый аудит. Это необходимо для диагностика правильности и точности исчисления налогов, а также для оценки общих и отраслевых налоговых рисков и окружения.
  5. Составить карту налоговых рисков, в т.ч. операционных и связанных с выбранной методологией, рисков налогового окружения.
  6. Провести мониторинг зрелости СВК (систем внутреннего контроля). Это необходимо для оценки процессов выявления и анализа рисков, анализа контрольных процедур и средств контроля.

Вторая фаза «Вступление в мониторинг»:

  1. Разработка и реализация мероприятий по повышению качества учетных процессов, ИТ-систем, СВК и урегулированию фискальных рисков.
  2. Формирование регламента информационного взаимодействия, отчетности по СВК и других документов для вступления в НМ, согласование с фискальным органом.
  3. Унификация налогового учета (приведение к единым принципам ведения налогового учета) во всех предприятиях группы, которые вступают в мониторинг. Унификация и упрощение учета создают условия для прозрачности учетных процедур и однозначного их восприятия.
  4. Выбор способа информационного взаимодействия и формирование Методологических проектных решений для внедрения «витрины данных» или предоставления и настройки «прямого доступа» в свою учетную систему.

Существует 3 варианта информационного взаимодействия с ИФНС для целей налогового мониторинга:

Взаимодействие с ИФНС через ТКС (телекоммуникационные каналы связи) - этот способ сопровождается большими человеческими трудозатратами, которые будут нужны для ручной подготовки документов в ИФНС. Взаимодействие по ТКС не несет в себе никакой автоматизации и оптимизации, которую предполагает налоговый мониторинг, потому рассматривать его можно лишь как первый этап взаимодействия с ИФНС в рамках налогового мониторинга, пока ведутся технические работы по обеспечению прямого доступа к учетной Системе или разработке «Налоговой витрины данных», но лучше отказаться от него целиком.

Прямой доступ к учетной Системе - этот способ является максимально простым в реализации, тем не менее он не обеспечивает должной гибкости в настройке прав доступа внешнего пользователя (сотрудника ИФНС) в учетной системе Налогоплательщика, и зачастую не может похвастаться удобством и эргономичностью интерфейса для сотрудника ИФНС.

Налоговая витрина данных - позволяет применять единые подходы к предоставлению данных в группе компаний и масштабировать решение; нет избыточности и представляется только информация, необходимая для налогового контроля; позволяет выбрать любую Платформу в качестве основы для разработки интерфейса и АРМов «Налоговой витрины данных», и все ограничения при разработке диктуются исключительно возможностями выбранной Платформы.

Вариант с обеспечением прямого доступа к учетной Системе является гораздо менее гибким, чем «Налоговая витрина данных» и несет в себе много рисков, так как Вы пускаете внешнего пользователя непосредственно в свою учетную систему. Но в то же время этот метод более прост в реализации. Скорее всего Вам удастся его реализовать силами внутренней ИТ-службы и Службы безопасности предприятия. Поэтому в нашей статье мы рассмотрим именно второй вариант реализации информационного взаимодействия с ИФНС - внедрение «Налоговой витрины данных».

Третья фаза «Автоматизация информационного взаимодействия на основе Налоговой витрины данных»:

  1. Разработка автоматизированного рабочего места (АРМа) Налогового инспектора.
  2. Внедрение гибкой настройки доступа к регламентированной отчетности и налоговым регистрам.
  3. Разработка интерфейса для осуществления запросов первичной документации и возможности предоставления доступа к сканам запрошенной первичной документации.
  4. Предоставление доступа к электронному журналу документов СВК и реестру мотивированных мнений.
  5. Логирование действий внешнего пользователя.

Что из себя представляет «Налоговая витрина данных» и зачем она нужна? Какие готовые решения уже есть?

Основная задача «Налоговой витрины данных» - позволить налоговым инспекторам контролировать деятельность компании онлайн, вплоть до анализа конкретных проводок и первичных документов, что, в свою очередь, существенно сокращает документооборот и отменяет необходимость проведения выездных и камеральных проверок ФНС.

С помощью внедрения на предприятии Налоговой витрины данных можно решить следующие задачи:

  • оптимизация и цифровая трансформация бизнес-процессов;
  • предоставление фискальным органам защищенного online-доступа к информационной системе;
  • масштабирование точек взаимодействия с фискальными органами;
  • снижение рисков получения санкций, штрафов, дополнительных начислений и претензий;
  • формирование практичной в использовании электронной предметно-ориентированной информационной базы данных;
  • произведение контроля доступа инспекторов ФНС в системе протоколирования активности;
  • реализация системы внутреннего контроля, чтобы максимально снизить налоговые риски;
  • оперативный поиск необходимых документов и показателей, используя инструменты «умного» поиска​;
  • гарантия точной, целостной и прозрачной информации;
  • реализация функциональной настройки прав доступа.
  • налоговая и бухгалтерская отчетность;
  • учетные документы;
  • сканы первичных документов;
  • аналитические регистры налогового или бухгалтерского учета;
  • контрольные отчеты.

Получение данного доступа делает проверку правильности ведения бухгалтерского и налогового учета в разы проще.

На сегодняшний день уже есть несколько готовых программных решений «Налоговой витрины данных» от лидеров разработки программного обеспечения по автоматизации бизнеса на российском рынке:

  • «1С:Налоговый мониторинг» для конфигураций «1С: Управление холдингом», «1С:Управление холдингом. ERP» и «1С:Бухгалтерия предприятия КОРП. МСФО» от компании 1С.
  • «Central Finance (CFIN)», «Advanced Compliance Reporting (ACR)» и «Tax Compliance» от компании SAP.
  • «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS.

Любая из перечисленных платформ способна обеспечить:

удаленный доступ сотрудника ФНС к декларациям и регистрам с возможностью расшифровки вплоть до первичного документа: Декларация → Сводные регистры налогового учета → Аналитические регистры налогового учета → Регистры бухгалтерского учета → Реестр проводок → Карточка проводки → Первичные учетные документы;

доступ к документам СВК;

поиск и запрос первичных учетных документов;

информационное взаимодействие, коммуникации.

Так как ключевые возможности решений на 1С, SAP и Планета практически идентичны, то при выборе подходящего решения стоит в первую очередь ориентироваться на платформу, на которой реализована ваша учетная система. В зависимости от того, с каким из представленных решений платформа вашей учетной системы проще интегрируется, то решение и стоит рассматривать в первую очередь.

Сравнение существующих решений «Налоговой витрины данных»

Подготовка к внедрению «Налоговой витрины данных» сопровождается большим количеством вопросов. Что выбрать - внедрение типового решения или разработку индивидуального решения под свою учетную Систему (проектный подход)? Какие существующие решения есть на рынке? Чем они отличаются друг от друга? Какие у них преимущества и недостатки? Постараемся ответить на некоторые вопросы.

Базовая функциональность решения «1С:Налоговый мониторинг»

источник: https://v8.1c.ru/1c-nalogovyy-monitoring-bukhgalteriya-korp-msfo

  • АРМ налогового инспектора;
  • раскрытие налоговых показателей;
  • расшифровка налоговых деклараций до документа;
  • сканы первичных документов и ЭДО;
  • публикация и отправка отчетности через 1С:Отчетность;
  • чек-лист закрытия периода;
  • контрольные соотношения деклараций;
  • сравнение первичной и уточненных деклараций;
  • проверка контрагентов через 1С:Контрагент, 1СПАРК Риски;
  • запросная система;
  • отчет о работе налогового инспектора с данными налогоплательщика.

  • практическое решение предоставляет два варианта, по которым налоговый инспектор может получить доступ к данным налогоплательщика, - доступ к рабочей базе учетной системы или к ее копии. Чтобы легко опубликовать данные информационной базы в ее копию, разработаны специальные инструменты, которые регулируют перечень объектов, которые публикуются, их реквизитный состав, а также непосредственно публикацию данных.
  • не обеспечивает готовые инструменты для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций и платформ.

Данная функциональность для автоматизации налогового мониторинга включена в конфигурации «Управление холдингом» и «ERP. Управление холдингом».

Базовая функциональность решения от компании SAP

источник https://assets.dm.ux.sap.com/by-forum-minsk/pdfs/9_pwc_minsk.pdf

  • раскрытие показателей налогового учета в структурированном виде по всем видам налогов;
  • встроенный контроль полноты и непротиворечивости раскрываемых данных;
  • ограничение предоставляемых данных отчетным периодом;
  • удобная настройка интерфейса в зависимости от требований фискального органа;
  • передача скан-копий первичных документов по требованию налогового органа в установленные сроки (например, из электронного архива);
  • раскрытие структуры системы внутреннего контроля;
  • раскрытие информации о контрольных процедурах с указанием ответственных сотрудников;
  • раскрытие информации о налоговых рисках и системе управления рисками;
  • возможность обращения со стороны налогового органа с запросом по разъяснению предоставленной налогоплательщиком информации;
  • возможность направления мотивированного мнения (по запросу налогоплательщика и по инициативе налогового органа);
  • интеграция с оператором электронного документооборота;
  • возможность отслеживать действия инспектора.

Базовая функциональность решения «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS

источник http://planetaibs.ru/nalogi/?tab=nalogoviy-monitoring

  • формирование и представление налоговых деклараций, регистров; обеспечение связи с хозяйственными операциями;
  • ведение матрицы рисков и контрольных процедур; наличие контрольных соотношений, формирование отчетности;
  • наличие связи с хранилищем первичных учетных документов;
  • обеспечение целостности данных и контроль изменений;
  • поддержка расширенных типов коммуникаций с ФНС.

Индивидуальное решение (проектный подход)

Разумеется, индивидуальная разработка будет обладать тем набором инструментов, который вы в нее заложите. И если мы говорим про базовую функциональность, то она будет повторять функциональность существующих решений. Из недостатков в первую очередь необходимо назвать сроки: индивидуальная разработка и внедрение требуют большего времени, чем внедрение уже существующего решения. Однако индивидуальная разработка имеет и большое преимущество. Если посмотреть на «Налоговую витрину данных» под более широким углом, то станет ясно, что инспектор ФНС - это не единственный внешний пользователь, который нуждается в удобном и понятном интерфейсе с доступом к определенным данным вашей учетной системы. Очень часто возникает необходимость предоставить доступ аудиторам, банкам, учредителям и т.д. И такая возможность, с учетом специфики каждой из перечисленных потребностей, может быть заложена при разработке индивидуального решения.

Прогнозы развития «налогового мониторинга»

Сегодня налоговый мониторинг - один из приоритетных проектов, развиваемых ФНС. Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. Это ведет к снижению требований не только к компаниям, подпадающим под критерии налогового мониторинга, но и к упрощению самой процедуры. А уже в феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.

Результатами реализации данной концепции станут:

  • еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;
  • к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;
  • к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;
  • увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.

Становится очевидным, что постепенно большая часть компаний-налогоплательщиков перейдет именно к налоговому мониторингу как к форме налогового контроля. А самое главное, что от этого выигрывает каждый.

Читайте также: