Для общества благосостояния характерны рост налогообложения

Опубликовано: 05.05.2024

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №18 «Неравномерность распределения доходов»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Социальное неравенство. Неравномерность распределения доходов.
  • Проблема неравенства доходов в обществе.
  • Кривая Лоренца.

Глоссарий по теме: социальное неравенство, доходы, дифференциация доходов, черта бедности, кривая Лоренца, коэффициент (индекс) Джини.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Социальное неравенство. Неравномерность распределения доходов

Проблема социального неравенства существует столько, сколько существует человеческое общество. Данная проблема напрямую связана с неравномерностью распределения доходов в обществе и в результате порождает социальное напряжение, иначе говоря, враждебное отношение бедных к богатым. Поощряя индивидуализм, рыночная экономика формирует в обществе систему ценностей, ориентированную на личностный материальный успех. Когда значительная часть населения оказывается не в состоянии добиться его, она чувствует себя обделенной и обманутой, и тогда враждебное отношение перетекает в открытые протесты, нередко имеющие радикальный характер.

Поэтому в современных развитых обществах существует ряд институтов социальной защиты, так как повышение благосостояния широких слоев населения является обязательным условием стабильности в стране.

Прежде чем начать знакомиться с неравномерностью распределения доходов в обществе, необходимо рассмотреть принципы их распределения.

Итак, начинаем. В разных странах в разные времена действовали различные системы распределения доходов. Однако, обобщив все их сходства и различия, можно выделить 4 основных принципа распределения доходов в обществе: 1) уравнительное распределение; 2) рыночное распределение; 3) распределение по накопленному имуществу; 4) привилегированное распределение.

Теперь давай более подробно остановимся на каждом из них. Первый принцип подразумевает, что все члены общества (или его определённая часть) получают равные доходы или блага. Распределение по данному принципу теперь уже встречается редко, так как он характерен для первобытных социумов или стран с режимом, который К. Маркс и Ф. Энгельс назвали «казарменный коммунизм».

Второй принцип предполагает, что каждый из владельцев какого-либо фактора производства получает разный (по сумме денег) доход – в соответствии с его продуктивностью и востребованностью в данный момент времени на рынке.

Третий принцип проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность.

Четвёртый характерен для стран с неразвитой демократией и пассивным гражданским обществом. В таких странах правящая элита перераспределяет общественные блага в свою пользу.

В реальной жизни трудно назвать страну, в которой мы смогли бы четко отследить действие какого-либо одного из вышеназванных принципов. Обычно они по-разному сочетаются в том или ином виде.

Однако, какой бы система распределения ни была, в любом обществе неизбежно неравенство доходов.

Проблема неравенства доходов в обществе

Рыночная система экономики, существующая на сегодняшний день лишь за малым исключением во всех странах мира, представляет собой механизм, который вознаграждает людей лишь по конечному результату эффективности их деятельности, т.е. объективно задает существование неравенства в обществе.

И ведь действительно, все люди очень отличаются друг от друга: трудолюбием, активностью, способностями, образованием, владением собственностью, склонностью к накоплению или, напротив, к потреблению. А это значит, что они не могут одинаково работать, значит, не могут одинаково зарабатывать и одинаково жить. Что и является причинами неравенства доходов.

И что же тогда? Оставлять за чертой бедности немалую часть населения? По принципу «пусть выживают, как могут»? Полезно ли ЭТО для общества? Очевидно, что нет. Также очевидно, что без вмешательства государства здесь не обойтись. Ведь именно государство призвано сглаживать неравенство в доходах населения, чтобы не допустить чрезмерного социального расслоения и напряжённости в обществе. Однако чрезмерное вмешательство государства в перераспределение и выравнивание доходов заметно снижает эффективность производства, поскольку растущие налоги подавляют интерес бизнесменов к предпринимательской активности, а всевозрастающая социальная помощь бедным слоям населения снижает у них тягу к поиску работы и энергичному труду.

Т.е. общество сталкивается с проблемой выбора между эффективностью производства и равенством доходов (Рисунок 1). На первый взгляд, равенство выглядит более справедливым и соблазнительным, но, как мы уже говорили, оно подрывает стимулы к труду как у «богатых», так и у «бедных», и позволяет приспосабливаться менее способным и менее трудолюбивым жить за счёт других.


Рисунок 1 – Противоречие между равенством и эффективностью в рыночной экономике

Сталкиваясь с этим противоречием, каждое общество должно решить для себя два главных вопроса. 1) В чем оно видит социальную справедливость: в равном распределении доходов или в равных возможностях их зарабатывания? 2) Что лучше: бОльший пирог, но разделённый на неравные порции (то есть эффективная экономика, но неравенство в обществе), или всем поровну, но уже от меньшего пирога (то есть равенство, но при неэффективной экономике)? Разные ответы на эти вопросы раскрывают и одно из главных различий между капитализмом и социализмом. Тем не менее, проблему оптимальности размеров перераспределения доходов государством вынуждены решать многие общества. Необходимо помнить, что вмешательство государства должно быть осторожным и гибким. Что же касается неравенства доходов, то получается, что оно не только неизбежно, но даже необходимо. Почему? Для поощрения трудовой активности людей: чтобы расслабленные и ленивые хотели брать пример с усердных и волевых.

Кривая Лоренца

С целью оценки эффективности своего вмешательства государство должно иметь возможность объективно оценить степень неравенства в распределении доходов различных групп населения страны. На сегодняшний день для этого используют модель американского экономиста Макса Лоренца. Кривая Лоренца (иногда её называют «лук Лоренца») иллюстрирует, насколько велико расслоение доходов в обществе. Рассмотрим построение кривой Лоренца на условном примере. Разделим всё население страны на четыре условные группы (по уровню доходов). К первой группе отнесём беднейшее население страны, а к четвёртой – богатых граждан. Промежуточное положение займут граждане из второй и третьей групп. Представим эти данные в виде таблицы.

Таблица 1 – Исходные данные для построения кривой Лоренца

Группа населения

Доля группы в численности населения страны, %

Доля доходов группы в суммарном доходе населения страны, %

1)\u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432\u0441\u0435\u043e\u0431\u0449\u0435\u0433\u043e \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u044f \u0413\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432\u0441\u0435\u043e\u0431\u0449\u0435\u0433\u043e \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u044f \u0438\u043b\u0438 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432\u0441\u0435\u043e\u0431\u0449\u0435\u0433\u043e \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0434\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f (\u0430\u043d\u0433\u043b. Welfare state) \u2014 \u043a\u043e\u043d\u0446\u0435\u043f\u0446\u0438\u044f \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0441\u0442\u0440\u043e\u044f, \u043f\u0440\u0438 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0438\u0433\u0440\u0430\u0435\u0442 \u043a\u043b\u044e\u0447\u0435\u0432\u0443\u044e \u0440\u043e\u043b\u044c \u0432 \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u0435 \u0438 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0438 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u044f \u0435\u0433\u043e \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d.

2)\u0418\u0442\u0430\u043b\u044c\u044f\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0447\u0443\u0434\u043e (\u0438\u0442\u0430\u043b. Il boom) \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434 \u0431\u044b\u0441\u0442\u0440\u043e\u0433\u043e \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0440\u043e\u0441\u0442\u0430 \u0432 \u0418\u0442\u0430\u043b\u0438\u0438 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0441\u0435\u0440\u0435\u0434\u0438\u043d\u043e\u0439 1950-\u0445 \u0438 \u0441\u0435\u0440\u0435\u0434\u0438\u043d\u043e\u0439 1970-\u0445, \u0432 \u0445\u043e\u0434\u0435 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0430 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b \u0438\u0437 \u0430\u0433\u0440\u0430\u0440\u043d\u043e-\u0438\u043d\u0434\u0443\u0441\u0442\u0440\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0435\u0432\u0440\u0430\u0442\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u0432 \u043e\u0434\u043d\u0443 \u0438\u0437 \u043d\u0430\u0438\u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0438\u043d\u0434\u0443\u0441\u0442\u0440\u0438\u0430\u043b\u0438\u0437\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0432 \u043c\u0438\u0440\u0435 \u0438 \u0432\u043e\u0448\u043b\u0430 \u0432 \u0447\u0438\u0441\u043b\u043e \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043b\u0438\u0434\u0435\u0440\u043e\u0432.

\u0424\u0440\u0430\u043d\u0446\u0438\u044f \u2014 \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u043e\u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0430\u044f \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0430, \u044f\u0434\u0435\u0440\u043d\u0430\u044f \u0438 \u043a\u043e\u0441\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0432\u0430. \u041f\u043e \u043e\u0431\u0449\u0435\u043c\u0443 \u043e\u0431\u044a\u0451\u043c\u0443 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0430 \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442 \u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0432 \u0415\u0432\u0440\u043e\u043f\u0435\u0439\u0441\u043a\u043e\u043c \u0441\u043e\u044e\u0437\u0435 (\u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0413\u0435\u0440\u043c\u0430\u043d\u0438\u0438)[4] \u0438 \u0441\u0442\u0430\u0431\u0438\u043b\u044c\u043d\u043e \u0432\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0432\u0443\u044e \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0443\u044e \u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u043a\u0443. \u0412 2016 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0424\u0440\u0430\u043d\u0446\u0438\u044f \u043f\u0440\u0438\u0437\u043d\u0430\u043d\u0430 6-\u0439 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u043e\u0439 \u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0432\u043e\u0439 \u043c\u0438\u0440\u0430 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0421\u0428\u0410, \u041a\u0438\u0442\u0430\u044f, \u042f\u043f\u043e\u043d\u0438\u0438, \u0413\u0435\u0440\u043c\u0430\u043d\u0438\u0438 \u0438 \u041d\u0438\u0434\u0435\u0440\u043b\u0430\u043d\u0434\u043e\u0432[5]. \u0422\u0435\u043c \u043d\u0435 \u043c\u0435\u043d\u0435\u0435, \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0432\u0441\u0442\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u0415\u0432\u0440\u043e\u0437\u043e\u043d\u0443, \u0431\u0430\u0437\u043e\u0432\u044b\u0435 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b \u0434\u0435\u043c\u043e\u043d\u0441\u0442\u0440\u0438\u0440\u0443\u044e\u0442 \u0442\u0435\u043d\u0434\u0435\u043d\u0446\u0438\u044e \u043a \u0443\u0445\u0443\u0434\u0448\u0435\u043d\u0438\u044e. \u0415\u0451 \u0432\u043a\u043b\u0430\u0434 \u0432 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0443 \u0415\u0432\u0440\u043e\u0437\u043e\u043d\u044b \u0443\u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0438\u043b\u0441\u044f \u0441 17,0 % \u0432 2000 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0434\u043e 13,4 % \u0432 2016 \u0438\u0437-\u0437\u0430 \u043d\u0435\u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0441 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0439 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u043e\u0439 \u0413\u0435\u0440\u043c\u0430\u043d\u0438\u0438 \u0432 \u0440\u0430\u043c\u043a\u0430\u0445 \u0435\u0434\u0438\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u0430\u043b\u044e\u0442\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u044e\u0437\u0430[6][7][8]. \u0412 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0435 \u043f\u0440\u0435\u043e\u0431\u043b\u0430\u0434\u0430\u0435\u0442 \u0441\u0444\u0435\u0440\u0430 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433, \u0432 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u043e 76,7 % \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438 \u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043d\u0430 \u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u043d\u044b\u0439 \u0441\u0435\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043f\u0440\u0438\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u0441\u044f 20,5 %. \u041f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0431\u0430\u043b\u0430\u043d\u0441 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b \u0441\u0442\u0430\u0431\u0438\u043b\u044c\u043d\u043e \u043e\u0442\u0440\u0438\u0446\u0430\u0442\u0435\u043b\u0435\u043d \u0441 2001 \u0433\u043e\u0434\u0430, \u0435\u0434\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u0441\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0440\u043e\u0441\u0442\u0430 \u0444\u0440\u0430\u043d\u0446\u0443\u0437\u0441\u043a\u043e\u0439 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0438 \u0432 \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u044f\u0445 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e\u0439 \u0432\u0430\u043b\u044e\u0442\u044b (\u0435\u0432\u0440\u043e) \u043e\u0441\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441\u0442\u0438\u043c\u0443\u043b\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0430 \u0434\u0435\u0448\u0435\u0432\u044b\u043c\u0438 \u043a\u0440\u0435\u0434\u0438\u0442\u0430\u043c\u0438, \u0438\u0437-\u0437\u0430 \u0447\u0435\u0433\u043e \u0432\u043d\u0435\u0448\u043d\u0438\u0439 \u0434\u043e\u043b\u0433 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438 \u0434\u043e\u0441\u0442\u0438\u0433 100 % \u0412\u0412\u041f[9]. \u0421\u0435\u0440\u044c\u0451\u0437\u043d\u043e\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0431\u043b\u0435\u043c\u043e\u0439 \u0424\u0440\u0430\u043d\u0446\u0438\u0438 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0438 \u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0440\u043e\u0441\u0442 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0432 \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0440\u0430\u0437 \u043f\u0440\u0435\u0432\u044b\u0448\u0430\u0435\u0442 \u0442\u0435\u043c\u043f\u044b \u0440\u043e\u0441\u0442a \u0412\u0412\u041f \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b \u0432 2000-\u0435 \u0433\u043e\u0434\u044b[10].

3)\u041d\u0435\u043c\u0435\u0446\u043a\u043e\u0435 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0447\u0443\u0434\u043e (\u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0417\u0430\u043f\u0430\u0434\u043d\u043e\u0433\u0435\u0440\u043c\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0447\u0443\u0434\u043e \u0438 \u0420\u0435\u0439\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0447\u0443\u0434\u043e; \u043d\u0435\u043c. Wirtschaftswunder[1]) \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434 \u0431\u044b\u0441\u0442\u0440\u043e\u0433\u043e \u0432\u043e\u0441\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0438 \u0424\u0420\u0413 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0412\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0432\u043e\u0439\u043d\u044b \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434 \u0441 1948 \u0434\u043e \u0441\u0435\u0440\u0435\u0434\u0438\u043d\u044b 1960-\u0445 \u0433\u043e\u0434\u043e\u0432, \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0435 \u043d\u0430 \u043d\u0435\u043e\u043b\u0438\u0431\u0435\u0440\u0430\u043b\u0438\u0437\u043c\u0435. \u0412\u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u043a \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u043c \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u044f\u043c \u0442\u0435\u0440\u043c\u0438\u043d \u0431\u044b\u043b \u0443\u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043b\u0451\u043d \u0432 1950 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0432 \u00abThe Times\u00bb[2], \u043e\u0434\u043d\u0430\u043a\u043e \u0441\u0430\u043c\u043e \u0441\u043b\u043e\u0432\u043e\u0441\u043e\u0447\u0435\u0442\u0430\u043d\u0438\u0435 \u00ab\u043d\u0435\u043c\u0435\u0446\u043a\u043e\u0435 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0447\u0443\u0434\u043e\u00bb \u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e \u0435\u0449\u0451 \u0441 \u043a\u043e\u043d\u0446\u0430 XIX \u0432\u0435\u043a\u0430.

\u041d\u0430\u0447\u0430\u043b\u043e\u043c \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434\u0430 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0447\u0443\u0434\u0430 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0434\u0435\u043d\u0435\u0436\u043d\u0430\u044f \u0440\u0435\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430 \u0432 \u0422\u0440\u0438\u0437\u043e\u043d\u0438\u0438 1948 \u0433\u043e\u0434\u0430, \u043f\u0440\u0438\u0432\u0435\u0434\u0448\u0430\u044f \u043a \u0437\u0430\u043c\u0435\u043d\u0435 \u0440\u0435\u0439\u0445\u0441\u043c\u0430\u0440\u043a\u0438 \u043d\u0435\u043c\u0435\u0446\u043a\u043e\u0439 \u043c\u0430\u0440\u043a\u043e\u0439 \u0432 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0435\u0436\u0430. \u041e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0447\u0435\u0440\u0442\u0430\u043c\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434\u0430 \u0431\u044b\u043b\u0438 \u043d\u0438\u0437\u043a\u0438\u0439 \u0443\u0440\u043e\u0432\u0435\u043d\u044c \u0438\u043d\u0444\u043b\u044f\u0446\u0438\u0438, \u0441\u043e\u043a\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0431\u0435\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043d\u044b\u0445 (\u0434\u043e 0,7 %), \u0432\u044b\u0441\u043e\u043a\u0438\u0435 \u0442\u0435\u043c\u043f\u044b \u0440\u043e\u0441\u0442\u0430 \u0412\u0412\u041f (\u0434\u043e 8 % \u0432 \u0433\u043e\u0434) \u0438 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0440\u043e\u0441\u0442 \u043f\u0440\u043e\u043c\u044b\u0448\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430. \u00ab\u041e\u0442\u0446\u043e\u043c\u00bb \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0438, \u043f\u0440\u0438\u0432\u0435\u0434\u0448\u0435\u0439 \u043a \u00ab\u0447\u0443\u0434\u0443\u00bb, \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u041b\u044e\u0434\u0432\u0438\u0433 \u042d\u0440\u0445\u0430\u0440\u0434, \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0432\u0448\u0438\u0439 \u043f\u043e\u0441\u0442 \u043c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0438 \u0432 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u0430\u043d\u0446\u043b\u0435\u0440\u0430 \u041a\u043e\u043d\u0440\u0430\u0434\u0430 \u0410\u0434\u0435\u043d\u0430\u0443\u044d\u0440\u0430. \u0420\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u0430\u043c\u0438 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0447\u0443\u0434\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0438 \u043b\u0438\u043a\u0432\u0438\u0434\u0430\u0446\u0438\u044f \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u0434\u0435\u0444\u0438\u0446\u0438\u0442\u0430, \u0431\u044b\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0441\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0443\u0448\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043e\u0439\u043d\u043e\u0439 \u043f\u0440\u043e\u043c\u044b\u0448\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438 \u0438\u043d\u0444\u0440\u0430\u0441\u0442\u0440\u0443\u043a\u0442\u0443\u0440\u044b \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b, \u0432\u043e\u0437\u0432\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0435\u0451 \u043d\u0430 \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0440\u044b\u043d\u043a\u0438, \u0432\u043e\u0437\u0440\u0430\u0441\u0442\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0443\u0440\u043e\u0432\u043d\u044f \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438 \u043f\u0440\u0435\u0432\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0424\u0420\u0413 \u0443\u0436\u0435 \u043a \u0441\u0435\u0440\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435 1950-\u0445 \u0433\u043e\u0434\u043e\u0432 \u0432 \u043e\u0434\u043d\u0443 \u0438\u0437 \u043d\u0430\u0438\u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u044b\u0445 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d \u0415\u0432\u0440\u043e\u043f\u044b. \u0412 \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434 \u0441 \u043a\u043e\u043d\u0446\u0430 1950-\u0445 \u043f\u043e \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 1960-\u0445 \u0433\u043e\u0434\u043e\u0432 \u00ab\u0447\u0443\u0434\u043e\u00bb \u0431\u044b\u043b\u043e \u043f\u043e\u0434\u043a\u0440\u0435\u043f\u043b\u0435\u043d\u043e \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435\u043c \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0438\u0445 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0432, \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0438\u0432\u0430\u0432\u0448\u0438\u0445 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0433\u0430\u0440\u0430\u043d\u0442\u0438\u0438 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044e (\u0432 \u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0417\u0430\u043a\u043e\u043d \u043e \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u0438 1961 \u0433\u043e\u0434\u0430). ">]" data-test="answer-box-list">

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

§ 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

• частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

• оформление свидетельств о браке и рождении детей;

• выполнение процедуры расторжения брака;

• подтверждение права на получение наследства;

• принятие жалобы к рассмотрению в суде;

• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


Рис. 1. Налоговая система в России.

Примеры федеральных налогов:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на операции с ценными бумагами;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

• налог на прибыль организаций;

• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

• налог на игорный бизнес;

• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

Примеры региональных налогов:

• налог на имущество предприятий;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

Примеры местных налогов:

• налог на имущество физических лиц;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• сбор с владельцев собак;

• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;

• сбор за парковку автотранспорта;

• сбор за право использования местной символики;

• сбор за участие в бегах на ипподромах;

• сбор за выигрыш на бегах;

• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

• сбор за уборку территорий населённых пунктов;

• сбор за открытие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

1. Охарактеризуйте состояние стран Запада и США после Второй мировой войны. Какие основные проблемы необходимо было решить?

После Второй мировой войны экономика США и Западной Европы вступила в период восстановления и реконструкции. В некоторых государствах, особенно в побеждённых, не хватало продовольствия, жилья, промышленных товаров, массовый характер приобрела безработица.

2. Раскройте содержание понятия «общество всеобщего благосостояния». На каких идеологических и экономических идеях оно основано? Почему в 1970-х гг. «общество всеобщего благосостояния» оказалось в состоянии кризиса?

В 1950-х-1960-х гг. в передовых странах Запада сложилась идея «общества всеобщего благосостояния», согласно которой государство должно было гарантировать гражданам высокий уровень социального обеспечения и стремиться поддерживать устойчивый экономический рост. Идеологической основой «государства всеобщего благосостояния» стала доктрина социального либерализма, которая наряду с развитием рыночных отношений признавала государственное регулирование экономики и высокий уровень социальной защиты и социального обеспечения, в качестве основных факторов социально-экономического развития.

Для «общества всеобщего благосостояния» были характерны низкий уровень безработицы, значительный спрос на товары массового потребления, разрешение жилищной проблемы, высокий уровень организации досуга, рост сферы услуг, совершенствование системы здравоохранения и образования. Государство оказывало широкую помощь бедным слоям населения, молодёжи, обеспечивало высокий
уровень пенсий и других социальных пособий.

В начале 1970-х гг. «общество всеобщего благосостояния» оказалось на грани кризиса. Экономический рост в странах Запада замедлился из-за больших затрат на развитие социальной сферы, бюрократизации системы управления, коррупции и т.д. Государственное регулирование экономики ограничивало развитие рынка, росла инфляция, увеличивался уровень безработицы. Внутренние рынки оказались перенасыщенными товарами длительного пользования. На Западе изжила себя форма экстенсивного (затратного) типа экономического роста. Рост инфляции привёл к тому, что в 1972 г. США отменили золотое содержание доллара, национальные валюты стран Запада пустились в «свободное плавание». Нарастанию кризиса способствовало резкое повышение цен на нефть в 1973 г. В 1974 — 1975 гг. разразился мировой экономический кризис, который затронул почти все капиталистические страны. Промышленное производство сократилось на 15 %, а уровень безработицы вырос в 2-3 раза.

3. Какие изменения в социально-экономическом развитии предложили неоконсерваторы? Почему эту политику называют неоконсервативной революцией?

Неоконсерваторы считали, что основное внимание следует уделить не перераспределению производимого продукта, а обеспечению условий его постоянного роста и поощрению деловой активности, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. В связи с этим неоконсерваторы ослабили государственное регулирование экономики, перестали дотировать нерентабельные предприятия, уменьшили расходы на социальные нужды. Они провели приватизацию — передачу в частную собственность части государственного сектора экономики, обеспечили, снизив налоги, условия для развития малого и среднего бизнеса. Это привело к экономическому росту и обновлению технологической базы производства.

Такую политику называют неоконсервативной революцией, потому что неоконсервативная модернизация в экономике и политике западных стран привела к
формированию новой экономической и социальной модели развития общества.

4. Почему после Второй мировой войны усилилось экономическое и политическое сотрудничество между странами Западной Европы? Какие факторы содействовали интеграционным процессам в Западной Европе? Начните составление таблицы «Интеграция стран Западной Европы»:

Экономическая и политическая интеграция стран Западной Европы способствовала их восстановлению и реконструкции.

В 1949 г. для содействия интеграционным процессам, особенно в области защиты прав человека, была создана международная организация — Совет Европы (СЕ). В 1951 г.
Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург учредили Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В мае 1957 г. в Риме эти страны подписали соглашения о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), или Общего рынка.

Интеграция стран Западной Европы

Дата Название
организации
Страны-участницы Цели объединения
1949 г. Совет Европы (СЕ) Бельгия, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Франция, Швеция содействие интеграционным процессам, особенно в области защиты прав человека
1951 г. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург экономические
май 1957 г. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) (Общей рынок) Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург создание единого экономического пространства, в
котором гарантировалось свободное передвижение капиталов, рабочей силы, выравнивание уровня экономического и социального развития стран сообщества

5. Совет Европы — одна из старейших в Европе международных организаций. Подготовьте сообщение о её структуре и деятельности. Используйте дополнительные источники информации.

Структура Совета Европы:

В структуру основных органов Совета Европы входят Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ, до мая 2007 года - КМРВЕ) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Комитет министров (КМСЕ) - директивный орган, в котором представлены министры иностранных дел 47 государств‑членов Совета Европы или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге (Франция).

Сессии Комитета министров на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в Страсбурге. Между сессиями еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран‑участниц при Совете Европы.

Наиболее важные решения Совета Европы по отдельным вопросам принимаются Комитетом министров по согласованию с другими основными органами СЕ в виде соответствующих европейских конвенций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам‑членам СЕ являются для них не юридически, а политически обязательными. Наиболее важные из них принимаются консенсусом, однако формальное требование консенсуса в КМСЕ отсутствует.

КМСЕ контролирует и координирует весьма разветвленную сеть рабочих органов межправительственного сотрудничества - специализированных комитетов и групп различного уровня (более 100).

Председательство в КМСЕ осуществляется государствами - членами на ротационной основе в порядке английского алфавита в течение 6 месяцев.

Парламентская ассамблея (ПАСЕ) объединяет 636 членов (318 представителей и 318 их заместителей), назначаемых национальными парламентами. Наделена консультативными функциями. В Ассамблее действует пять политических групп (фракций). Ежегодная сессия ПАСЕ разбита на четыре части и проходит, как правило, в последнюю неделю января, апреля, июня и сентября. Ключевые решения (заключения на проекты правовых документов и рекомендации ПАСЕ и т.д.) принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов. В остальных случаях, в том числе при принятии резолюций, требуется простое большинство. Ассамблея формирует Постоянную комиссию, Бюро, 10 функциональных комиссий, а также Совместный комитет для координации деятельности между ПАСЕ и КМСЕ.

Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей и включает 318 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такое же число их заместителей. КМРВСЕ, как и ПАСЕ, наделен консультативными функциями. Пленарные заседания проходят два раза в год. Главные цели ‑ развитие демократии на местах, укрепление приграничного и межрегионального сотрудничества в Европе.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге является контрольным механизмом Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). Состоит из судей, число которых соответствует количеству государств‑участников ЕКПЧ. Судьи участвуют в работе ЕСПЧ в личном качестве и не выступают от имени государств.

Генеральный секретариат, состоящий из примерно 1800 сотрудников. В сентябре 2009 года генеральным секретарем СЕ на пять лет избран Турбьёрн Ягланд (Норвегия).

В 1999 году был утвержден пост Комиссара СЕ по правам человека. Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за правами человека в государствах ‑ членах СЕ. Комиссар не занимается рассмотрением индивидуальных жалоб.

Под эгидой СЕ функционирует четырнадцать организаций‑спутников с самостоятельным бюджетом. Правовой основой их создания и функционирования служат т.н. "Частичные соглашения".

6. Раскройте содержание понятия «научно-техническая революция». Какие явления её характеризуют?

Научно-техническая революция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил, превратившее науку в ведущий фактор общественного производства. НТР связывают, прежде всего, с выдающимися достижениями в области ядерной физики, электроники, кибернетики и генетики. Особое значение имело изобретение электронно-вычислительных машин (ЭВМ), или компьютеров. Составной частью НТР стало освоение космоса.


Купить

Читайте также: