Денонсация налогового соглашения что это

Опубликовано: 05.05.2024

В августе пришло время повнимательнее ознакомиться с тем, что Владимир Путин озвучивал в начале года. Мы уже писали о том, что граждане заплатят налоги на доход со своих вкладов. Следующая история связана с дивидендами: Россия начинает денонсировать соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром. Объясним, что это значит.

Как сделать так, чтобы деньги, которые заработаны в России, остались в России? Можно перекрыть легальные и давно работающие каналы вывода средств за границу. Возьмём Кипр, родину греческой богини любви Афродиты. Резидентам позволяется платить налоги на заработанное в России там по более низкой ставке, а также выводить на остров доходы и дивиденды. Россия денонсирует старое соглашение: любить Родину всё-таки в приоритете.

Что такое денонсация?

За не самым знакомым простому обывателю термином денонсации стоит отказ государства от ранее заключённого международного соглашения. Сейчас между Россией и Кипром действует налоговое Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, и с целью поощрения экономического сотрудничества между двумя странами. Оно было подписано в 1998 году. Соглашение подробно описывает ситуации с налогами для предпринимателей-резидентов России, Кипра или обоих стран одновременно, а также касается темы дивидендов. Так, выплата дивидендов на Кипр по старому соглашению могло обойтись по ставке налога в 5 или 10%, а на проценты по займам и вовсе обнулить ставку налога. При этом в России ставка составляла 13−15%: в итоге на Кипр вывели почти 2 триллиона рублей в 2019 году и почти 1,5 триллиона в 2018 году.

Однако Владимир Путин в начале 2020 года заявил, что соглашения с другими странами надо пересмотреть, чтобы российские капиталы не уходили за границу. В июне и июле ведомства двух стран обсуждали пересмотр соглашения так, чтобы, по словам замминистра финансов Алексея Сазанова:

Чтобы уже с 1 января следующего года большинство выплат процентов и дивидендов из России на Кипр стали бы облагаться налогом у источника по ставке 15%

15 процентов, к слову, взимается в России с физических лиц-нерезидентов.

Переговоры не увенчались успехом: Минфин объявил, что денонсирует договор об избежании двойного налогообложения. Помимо Кипра, к слову, российская сторона вела переговоры с Люксембургом и Мальтой, через которые тоже проходят значительные потоки денег из России.

Для выполнения поручения президента РФ о налогообложении доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых с территории Российской Федерации в Республику Кипр по ставке 15%, Минфин России 3 августа с. г. начинает процедуру денонсации соглашения

Зачем это России?

Для России польза очевидна. Есть сразу несколько аспектов. Один относится к структурам, которые были реструктурированы через Кипр как холдинг: по старому соглашению работать так было выгодно для бизнеса, однако сейчас ситуация изменится, а власти ждут, что бизнес будет возвращаться обратно в РФ.

Когда бизнес будет искать новые варианты, он обратится к специально созданным в нашей стране САР, специальным административным районам. Минфин обещает:

Мы сейчас будем совершенствовать законодательство в части административных районов с тем, чтобы сделать эти юрисдикции более привлекательными для перевода соответственно структур холдинговых в Россию обратно

Для Кипра ситуация стала шоковой.

Мы не знаем ничего о планах разорвать соглашение. Мы находимся в ожидании. С моей точки зрения, нет причин для прекращения соглашения. У нас был обмен электронными посланиями, мы оптимистично настроены

Хоть кипрский Минфин и заявил, что выход России из соглашения стал неожиданностью, эксперты считают, что вскоре страны снова заключат налоговое соглашение, пусть и на других условиях. Как отметил Александр Токарев из КПМГ:

Переговоры с Кипром проходили на протяжении длительного времени, нельзя исключать того, что новые условия будут указаны в новом соглашении. Вероятно, вносить большое число правок в прежний документ стороны сочли нецелесообразным

В случае отмены соглашения налогообложение будет регулироваться произвольно различными налоговыми органами — и это не будет способствовать уверенности инвесторов

Мнение экспертов

Директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Александр Токарев не назвал решение о денонсации неожиданным и напомнил, что впервые тему поднял президент, сразу отметив, что РФ выйдет из соглашения о двойном налогообложении, если другая страна не примет условий:

С другой стороны, с учетом количества раундов переговоров между минфинами ожидался какой-то прогресс, то есть сохранение СИДН при существенном ограничении перечня лиц, которые все же получат право на льготы. В этой связи такой финал может стать сюрпризом для бизнес-сообщества

Токарев ждёт, что САР будут более популярными после кипрских событий, но стоит подождать действий правительства. Правда, от ситуации в целом Токарев не ждёт большого потока налогов в бюджет страны:

И в первую очередь это касается расширения перечня лиц, которые смогут воспользоваться пятипроцентной ставкой налога на доходы у источника выплаты в РФ по дивидендам в пользу нерезидентов. Пока, к сожалению, данной нормой могут воспользоваться только лишь публичные международные холдинговые компании, количество которых весьма ограничено

денонсация соглашения – что это такое простыми словами, примеры

Что такое денонсация соглашения простым языком

Сегодня в политически насыщенное событиями время слово “денонсация” приходится слышать практически всюду. Что представляет собой данное понятие? Что это за процедура?
Денонсирование от французского слова “расторжение“, дословно означает отказ от заключенного договора между странами одной из сторон. Получается, что денонсация соглашения, является прекращением сотрудничества.

Разберёмся в этом вместе

Отказаться от договора, как показывает практика, не всегда бывает просто. Можно назвать несколько причин. Например, нередко встречаются соглашения, при которых денонсация не возможна, согласно условиям. Прежде всего, это договоры Женевской конвенции, заключенные еще в 1949 году. Основной особенностью таких соглашений является ориентация на помощь жертвам военных конфликтов.

Условия договоров обязывают конфликтующих сторон отличать мирное население от участников. Важно обеспечить безопасность таких граждан и их собственности. Получается, что денонсировать его в условиях военного положения, просто невозможно.

Определение

Денонсирование не является нарушением обязательств, скорее наоборот, это предусмотренная им норма. Данный способ отказа законен. Обычно, в подобном соглашении оговариваются возможности его расторжения. К примеру, могут быть обозначены сроки или порядок действий. Но даже малейшее нарушение условий может стать основанием для обжалования факта денонсирования.

Однако если прекращение международных соглашений не предусмотрено, это еще не означает, что нельзя найти выход. Существует способ, называемый аннулированием, согласно которому государство может разорвать соглашение в одностороннем порядке. Но и для этого нужны особые правовые основания: неправомерность, юридическая незначительность, изменение политической обстановки. Главной причиной принято считать несоблюдение одной из сторон своих обязательств. В редких ситуациях денонсирование возможно, если они между странами были заключены предыдущими руководителями. Процесс аннулирования обязан осуществляться в соответствии с международной практикой. Все стороны договора должны быть предупреждены заранее.

В текущее время

В СМИ еще совсем недавно звучало много слово о денонсировании Крыма. Многие политики выдвигали предложение – отказаться от договора Хрущева Н.С., подписанного в 1954 году. Но возможен ли был процесс денонсации в данном случае? С юридической точки зрения это невозможно, так как Крымский полуостров был подарен Украине согласно Постановлению Верховного Совета РСФСР.

На тот момент Россия с Украиной были составляющими одного государства – Советского Союза. Получается, что и передача Крыма – это скорее формальность, а не условие официального договора. Так как все документы оформлялись в рамках одного государства, говорить о заключение международного соглашения невозможно. Отсюда можно сделать вывод, что лозунги за денонсацию представляют собой полный абсурд.

Такой процесс не применим в сложившейся ситуации. Таким образом, передача Крыма Российской Федерации несколько лет назад не являлась денонсированием. А стала следствием народного голосования и решения граждан Крымского полуострова.

Политические деятели ведут споры о денонсации Беловежского договора. Обосновано ли это? Еще в 1922 году был заключено первое союзное соглашение, результатом которого стало образование Советского Союза. Договор между странами вступил в законную силу сразу же. К 1991 году в состав Союза входило уже пятнадцать республик. За ними было предусмотрено право самоопределения и выхода из СССР согласно Конституции. На тот момент между отдельными республиками, а именно Украины, России и Белоруссии был составлен Беловежский договор, представляющий собой условие Конституционного права.

Хорошо это или плохо?

Можно отметить, что данным действием денонсирован ранее заключенный договор. Возникают вопросы: что политики предполагают под денонсацией Беловежского договора? Воссоединение союза советских республик? Получается, что выдвинутое предложение – это денонсировать то, что уже денонсировано. Такое мероприятие конечно невозможно, так как оно противоречит законодательствам ныне сформированных отдельных государств, которые когда-то входили в состав СССР.

В апреле 2020 года В.В. Путин в своем обращении анонсировал пересмотр положений договора в связи с оттоком капитала из страны.

03 августа 2020 года Минфин РФ объявил о начале денонсации договора с Кипром об избежании двойного налогообложения.

Немного истории

Итак, чем был выгоден договор бизнесу? Еще десять лет назад можно было практически беспрепятственно вывести деньги из России на Кипр. Скажем, проценты по займам, которые уплачивались от лица российской компании в пользу кипрской компании, облагались налогом у источника по ставке 0%. Дивиденды, уплачиваемые в пользу материнской кипрской компании, облагались налогом у источника по ставке 5 %. Далее кипрская компания распределяла полученный доход в пользу своих акционеров — юридических лиц, зарегистрированных в классических оффшорных зонах (Панама, Белиз и др.). После этого оффшорная компания перечисляла своим бенефициарам средства на их личные счета, открытые в зарубежных банках. Таким образом, российские бенефициары выводили заработанные средства за рубеж при минимальной налоговой нагрузке.

Эта отработанная схема впервые дала сбой в 2011 году, когда ВАС по делу № А27‑7455/2010 выступил на стороне налоговой инспекции и обязал ОАО «Северный Кузбасс» доплатить в бюджет 144 млн рублей, признав дивидендами проценты, уплаченные в пользу кипрской компании.

Это был первый звоночеко том, что налоговая инспекция всерьез решила перекрыть отток российских капиталов на Кипр.

Развитие событий

ФНС России стала широко применять понятие«фактическое право на доход».Налоговая инспекция, не имея права ограничить или запретить предпринимателям пользоваться льготами, тем не менее фактически заблокировала для них вышеописанные схемы налоговой оптимизации.

Согласно пункту 2 статьи 7 НК РФ, лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией.

В 2014 году Минфин берет на вооружение зарубежную концепцию кондуитной компании, то есть компании, которая не имеет фактического права на доход, а создана исключительно для того, чтобы пользоваться льготами договора об избежании двойного налогообложения.В Письме № 03-00-РЗ/16236 от 09.04.2014 даются следующие ориентиры для проверяющих лиц. Так, кондуитная компания может иметь следующие особенности:

-Компания перечисляет всю сумму дивидендов или процентов, полученных из России,иной компании.

- Компания, предоставившая заем российскому юридическому лицу, сама получила его от третьих лиц.

- Компания, которая зарегистрированана территории государства-партнера, получающая доходы от авторских правот источниковвРФ по сублицензионному договору, по соглашению направляет их компании, которая зарегистрирована в стране, не имеющей с Россией соглашения об избежании двойного налогообложения.

В 2017 году ФНС выпускает письмо № СА-4-7/9270, в котором перечисляет все признаки кондуитной компании, а именно:

  • отсутствие самостоятельности принятия решений директорами иностранных компаний;
  • отсутствие полномочий по распоряжению доходом;
  • наличие персонала, офиса, общехозяйственных затрат;
  • неполучение экономической выгоды от дохода (неиспользовании в предпринимательской деятельности);
  • отсутствие коммерческих рисков в отношении активов;
  • наличие юридических и фактических обязательств по дальнейшему перечислению дохода;
  • системность транзитных платежей.

Признавая компанию кондуитной, налоговая инспекция применяет сквозной подход, устанавливает в качестве получателя дохода бенефициара или же оффшорную компанию и доначисляет налоги.

Сабстенс как решение проблемы

Налоговые инспекции при поддержке судов сделали проблематичным применение договоров об избежании двойного налогообложения. Многие предприниматели приняли новые правила игры и начали активно создавать т.н.сабстенс — экономическую составляющую деятельности своих кипрских предприятий. Они арендовали офисы, нанимали специалистов и др. К сожалению, мы не можем сказать, что эти попытки существенно снижают риск доначисления налогов.Скорее наоборот,ониповысят общую предвзятость налоговой инспекции и судебных органов к кипрским предприятиям в составе холдинга.

В 2019 году группа «Полимертепло»попыталась отстоять самостоятельность своей кипрской компании. Некоторые основания для этого имелись: при компании действовал консультационный совет, состоящий из высококвалифицированных иностранных специалистов. Тем неменее Верховный суд отказал в рассмотрении дела в Судебной коллегии по экономическим спорам, тем самым поставив точку в долгих разбирательствах «Полимертепла»с налоговой инспекцией. Компании было отказано в применении пониженной льготной ставки, и предприятию пришлось доплатить налоги в бюджет.

К апрелю 2020 года сложилась ситуация, когда мало кто из специалистов порекомендовал бы применять старые схемы по выводу денег из России. И объявление о намерении пересмотреть, а затем и денонсировать договор, — это логичный шаг. Россия отходит от приоритета норм международного права и демонстрирует отсутствие желания международного сотрудничества.

Начало денонсации

Как быть бизнесменам, которые хотят воспользоваться льготами в 2020 году? С какого момента они лишатсяправа воспользоваться льготами, предоставленными договором?

Согласно условиям самого соглашения, любое государство может прекратить действие соглашения, направив уведомление другой стороне по дипломатическим каналам. Соглашение будет считаться прекратившим свое действие с первого января следующего года. Вопрос о том, можно ли будет в 2021 году воспользоваться льготами договора применительно к прибыли, полученной за 2020 год, остается открытым. Однако, если компания планирует перечислять дивиденды за 2020 год, то, вероятно, имеет смысл перечислить дивиденды по итогам первого полугодия в самое ближайшее время.

Чего ожидать в будущем?

Россия уже предложила Нидерландам пересмотреть условия соглашения об избежании двойного налогообложения. Вероятно, будут денонсированы договоры с Люксембургом и Мальтой.

Как быть бизнесу?

Прежде всего, стоит отметить, что денонсация договора с Кипром вовсе не стала неожиданностью для российских бизнесменов. Однако Кипр как юрисдикция для создания иностранной компании все еще может быть привлекательной. Низкая налоговая нагрузка, наличие значительного количества русскоязычных резидентов, относительно невысокая стоимость обслуживания компании — все это продолжает вызывать интерес предпринимателей. Поэтому если вдруг на Кипре имеется компания, то срочно закрывать ее совершенно необязательно.

Однако корпоративную структуру можно и нужно периодически пересматривать, и сейчас именно тот момент, когда сделать это весьма желательно.

Пути развития холдинга с иностранными компаниями

Очевидным вариантом решения проблемы может стать поиск более подходящей юрисдикции для регистрации зарубежной компании. Можно присмотреться к Гонконгу в качестве юрисдикции.

В 2016 году Россия и Гонконг подписали договор об избежании двойного налогообложения. Это было сделано в разгар борьбы с оттоком капитала, то есть в какой-то мере можно рассчитывать на то, что договор не будет денонсирован в ближайшее время. Полученные гонконгской компанией дивиденды не облагаются налогом в Гонконге, также в Гонконге нет налога у источника на дивиденды, которые распределяет гонконгская компания своим зарубежным акционерам.

Договор сГонконгом предоставляет право применить пониженную ставку налога у источника при условии, что процент владения дочерней компании составляет 15 % и более. В данном случае налог у источника составит 5 %. При этом размер вложения в уставный капитал дочерней компании не оговаривается. Такие условия даже лучше, чем предоставлял практически денонсированный договор с Кипром.

К сожалению, ФНС будет продолжать применять концепцию фактического права на доход, и все вышеописанные риски будут сохраняться и в случае открытия гонконгской компании.

Россия предложила владельцам кипрских компаний (и не только кипрских) возможность редомицилировать компании на остров Октябрьский или остров Русский.Это может быть неплохим выходом из сложившейся ситуации. Однако минусов в таком решении может быть больше, чем плюсов. Самый очевидный — это повышение юрисдикционных рисков. Проще говоря, далеко не все бизнесмены готовы держать свои средства только в одной стране.

На просторах интернета встречается совет не делать ничего, а посмотреть, как будут развиваться события. Этот совет не так уж плох, если предприниматель готов свернуть деятельность своих зарубежных компаний на неопределенный срок.

На данный момент очевидно одно: любые схемы оптимизации налогообложения нужно применять предельно аккуратно, учитывая все особенности бизнеса.

P . S . Пока материал готовился, Минфин РФ и республика Кипр сумели прийти к соглашению. Согласно официальным данным, стороны договорились повысить ставку по налогу у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов. Изменения не коснутся публичных компанийю Дополнительный протокол пока не опубликован, и его текст в свободном доступе отсутствует.

Хорошо ли это для бизнеса? Сложно сказать. Эксперты полагают, что можно будет применять т.н. "сквозной подход", Это означает, что налог у источника будет рассчитываться согласно ставкам, которые применялись бы, если бы получателем средств было физическое лицо-бенефициар холдинга или же компания, которая имеет фактическое право на доход. Такая практика уже начала формироваться. Другое дело, что экономить на налогах так, как раньше, уже не представляется возможным. В каком-то смысле повышение налоговых ставок по налогу у источника равносильно денонсации договора.

Российская Федерация запустила процедуру денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Республикой Кипр. На этот шаг наша страна пошла в рамках выполнения указа президента о налогообложении доходов в виде дивидендов, переводимых на счета за рубежом, по ставке 15%. Власти заверили, что дополнительные доходы, которые бюджеты разных уровней получат от пересмотра этих соглашений, направят на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам. Между тем Кипр возмущён действиями РФ и пригрозил «негативом» на перспективу, однако в очереди на пересмотр правил игры и другие офшорные территории.

Как сообщили NEWS.ru в пресс-службе Министерства финансов РФ, «в ходе переговоров Кипр выдвинул свои предложения, проанализировав которые Минфин России пришёл к заключению, что, по сути, они размывают и делают недостижимым предполагаемый российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ, а также будут способствовать безналоговому выводу с территории Российской Федерации через кипрскую юрисдикцию значительных финансовых ресурсов российского происхождения».


Сергей Лантюхов/NEWS.ru

Для выполнения поручения Президента РФ о налогообложении доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых с территории Российской Федерации в Республику Кипр (РК) по ставке 15%, Минфин России 3 августа сего года начинает процедуру денонсации соглашения, — сообщили нашему изданию в пресс-службе ведомства.

Чиновники уточнили, что «принимая во внимание тесные экономические и исторические связи между двумя государствами, российская сторона формулировала свои варианты компромиссного решения данного вопроса и предложила оперативно в течение этой недели провести очные переговоры на Кипре с тем, чтобы выйти на решение, но получила отказ».

Любопытно, что сразу же вслед за этой новостью кипрское Министерство финансов заявило о том, что оно, дескать, не получало уведомления российских партнёров о запуске процедуры денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения и полагает, что это решение будет иметь негативные последствия для обеих стран.

Правда, при этом она добавила, что в «таком» случае налогообложение выйдет из-под действия соглашения и будет регулироваться произвольно различными налоговыми органами, что «не будет содействовать уверенности инвесторов».

Более того, киприоты поспешили заверить, что остров вообще первоначально предлагал продлить действие соглашения, «но предложение не было принято российской стороной».


AP Photo/Petros Karadjias/ТАСС

Между тем заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов, выступая на федеральных каналах накануне заявил буквально следующее:

К сожалению, сегодня надо признать, что переговоры не дали результата. Реструктурирование своих холдинговых структур через Кипр, конечно, станет невыгодным. И выгоднее будет всё переводить это обратно в Россию. Мы сейчас будем совершенствовать законодательство в части административных районов, с тем чтобы сделать эти юрисдикции более привлекательными для перевода соответственно структур холдинговых в Россию обратно, — проинформировал он (причём, видимо, россиян, а не киприотов).

Напомним, что ещё 25 марта президент Путин выступил с обращением к россиянам в связи с пандемией коронавируса и предложил ряд мер, в том числе экономического характера. В частности, он заявил, что все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом — не менее 15% (столько взимается с физических лиц-нерезидентов в России). С этой целью он поручил скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами, начиная с тех, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения.

К слову, за время действия российско-кипрского соглашения этой юрисдикцией воспользовались многие российские компании. По разным оценкам, на Кипр было выведено в 2018 году более 1,4 трлн рублей, в 2019 — более 1,9 трлн.


Nikolay Gyngazov/Global Look Press

Очевидно, что существующее налоговое соглашение с РК предусматривает весьма привлекательные условия с точки зрения налогообложения. Ставку при выплате дивидендов на Кипр можно снизить до 5 или 10%, а на проценты по займам — до 0%. Это более чем в два раза меньше, чем соответствующая ставка у нас в РФ (13–15%).

Внесём ясности

Итак, почему же Кипр вдруг перестал быть интересен и выгоден российскому бизнесу и истеблишменту? Здесь речь, конечно, идёт скорее о том, что в ситуации выпадающих доходов бюджета из-за низких цен на нефть Россия решила пересмотреть свои действующие соглашения. Очевидно, что у данной меры в первую очередь фискальное значение, объяснила NEWS.ru эксперт по офшорным зонам и партнёр налогового департамента Deloitte Наталья Кузнецова.

Теперь, по её суждению, помимо Кипра, следующими в очереди на соответствующие изменения соглашений стоят Мальта и Люксембург.

Специалист уточнила, что «поскольку соглашения об избежании двойного налогообложения являются межгосударственными договорами, рациональность такого шага оценивать нужно не с точки зрения бизнесменов или предпринимателей, одним словом, налогоплательщиков, а с точки зрения интересов государства».

Для государства основной интерес в пересмотре соглашений — возможность достаточно просто собрать дополнительные налоги у источника выплаты в России. Практическая польза данного решения лежит на поверхности: возможность собрать дополнительные доходы в бюджет на замену выпадающим нефтяным доходам.


Наталья Кузнецова

партнёр налогового департамента Deloitte

Однако, поясняет партнёр налогового департамента Deloitte, хотя главный интерес государства в данной ситуации — возможность пополнить бюджет за счёт увеличивающихся сборов налогов на выплаты доходов в пользу компаний на Кипре, параллельно Россия пытается активно работать над развитием особого налогового режима в специальных административных районах (острова Русский и Октябрьский).


Сергей Булкин/NEWS.ru

В частности, в результате денонсации договора об избежании двойного налогообложения, о которой объявил Минфин РФ сегодня, мы можем увидеть увеличение количества компаний, заинтересованных в переводе бизнеса из-за рубежа в Россию, в специальные административные районы, — подчеркнула Кузнецова.

В свою очередь экономист Любовь Чайковская из РЭУ им. Плеханова считает, что выгода России в разрыве с Кипром обусловлена желанием заставить крупный бизнес размещать капиталы непосредственно в российских банках, а также необходимостью инвестирования в российскую экономику и в большей мере в национальные проекты.

Кипр нам стал неинтересен?

Кипр уже давно перестал быть «стратегически» интересен, полагает президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев. Особенно, напоминает экономист, «когда в 2013 году за антикризисную помощь ЕС в размере 10 млрд евро Кипр согласился изъять 9,9% от суммы всех депозитных вкладов в местных банках».

По сути это была неприкрытая конфискация, грабёж. Россияне за один день потеряли тогда несколько миллиардов евро — прямые потери, не считая косвенных.


Владимир Буев

президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)

По мнению главы НИСИППа, рациональность шага РФ также в том, что ещё в том же 2013 году Кипр взял на себя обязательство обмениваться информацией с российскими налоговыми органами. После этого для многих российских компаний данный остров перестал быть интересен как непрозрачная офшорная зона и многие повыводили оттуда деньги, отметил он.

И наконец, в кои-то веки государство в лице президента, инициировавшего это решение несколько месяцев назад, решило действовать не в интересах бизнеса и истеблишмента, а в интересах общества и ради наполнения казны. Если решение с Кипром и другими офшорами будет доведено до конца, у представителей бизнес-элиты исчезнет возможность выводить из-под налогообложения в РФ значительную часть своих доходов.


Сергей Беспалов

ведущий научный сотрудник Центра публичной политики и государственного управления ИОН РАНХиГС

При этом Беспалов заметил, что «ставка налога на дивиденды, переводимые на счета за рубежом, и повышенного НДФЛ сравняются и составят по 15%».

Yandex news

Добавить наши новости в избранные источники

Фото Romy Arroyo Fernandez / NurPhoto via Getty Images
Фото Romy Arroyo Fernandez / NurPhoto via Getty Images

Правительство одобрило законопроект о денонсации налогового соглашения с Нидерландами. Минфин начал разрабатывать законопроект в декабре прошлого года. Ведомство предложило Нидерландам повысить до 15% налог на дивиденды и доходы, однако переговоры не увенчались успехом. Ранее аналогичные условия Минфин предложил Кипру, Люксембургу и Мальте. Тогда Минфин опубликовал уведомление о разработке законопроекта о разрыве этого соглашения.

Что дальше?

С 2022 года фактически у российских компаний, работающих через Нидерланды, вырастет налоговая нагрузка. Существующее налоговое соглашение с Нидерландами позволяет выводить прибыль из России, уплачивая налог по эффективной ставке 2-3%, говорилось в сообщении Минфина. Минфин предложил Нидерландам такие же условия, что и ранее в этом году Кипру, Люксембургу и Мальте. То есть обычную ставку 15% для дивидендов и процентов, и льготную ставку 5%. Льготной ставкой могли воспользоваться публичные компании, 15% акций которых находятся в свободном обращении, если они владеют не менее 15% в компании, которая платит дивиденды.

Вся эта работа проводится по поручению президента России Владимира Путина, который весной предложил сделать так, чтобы те, кто выводит свои доходы из России на зарубежные счета, платили налог 15%. Если страны не согласятся на повышение налога, то Россия может разорвать соглашение об избежании двойного налогообложения с другими странами в одностороннем порядке, сказал Путин. C тех пор Россия уже договорилась о повышении налога с Кипром, Мальтой и Люксембургом.

Каких компаний это коснется?

Через Нидерланды структурированы крупные российские компании с государственным участием, зачастую публичные, например, Gazprom International, Svyaznoy N.V., X5 Retail Group, Yandex, говорит управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. Помимо российских компаний, от расторжения соглашения могут пострадать американские инвесторы, которые обычно работают с российским бизнесом через свои офисы в Нидерландах, такие как Uber, добавляет Именнов. По его словам, некоторые иностранные инвесторы, в том числе американские, вкладывали деньги в экономику России через свои голландские холдинговые компании. К примеру, из Нидерландов приходило ориентировочно $50 млрд прямых инвестиций в Россию на начало 2020 года, отметил Именнов. Повышение налоговых ставок может сделать российский бизнес невыгодным для инвестирования и повлечь за собой отток инвестиций, предупреждает он.

Как вырастут налоги?

По дивидендам налог вырастет с 5% до 15%, по процентам и роялти — c 0 на 20%, говорит юрист Forward Legal Федор Закабуня.

  • Как рекордные дивиденды Сбербанка повлияют на курс рубля
  • Второй фронт Минфина: ведомство перекрывает путь для нулевых ставок по дивидендам
  • «Осенью не останется гавани, где можно экономить»: чего бизнес ждет от пересмотра налоговых соглашений

Что делать?

Налоговые консультанты КПМГ в обзоре «Вы выходите? РФ объявила о денонсации СИДН с Нидерландами» советуют оценить, есть ли возможность заранее выплатить дивиденды и проценты по текущим ставкам, а также проверить, можно ли использовать так называемый сквозной подход. Если компания зарегистрирована в Нидерландах, но фактическим получателем дивидендов является российский налоговый резидент, то тогда налог на дивиденды составит 0%, и эта ставка сохранится до конца 2023 года.

Если соглашение будет пересогласовано, необходимо определить, сможет ли компания по-прежнему претендовать на льготы и что для этого нужно предпринять. Если в итоге соглашение разорвут, тогда имеет смысл рассмотреть варианты реструктуризации.

Как выходить?

В текущей ситуации сложно определить, в какой стране перерегистрировать бизнес, так как нет ясности, с какими еще странами Минфин пересмотрит соглашение, говорится в обзоре КПМГ. «Некоторые наши клиенты приняли решение о ликвидации голландских субхолдинговых компаний», — сказал партнер КПМГ в России и СНГ Александр Токарев Forbes. Некоторые рассматривают вариант перерегистрации в «российских офшорах» на острове Русский и в Калининграде, продолжает он.

Если компания решит уйти из Нидерландов, то тогда ей придется заплатить так называемый налог на эмиграцию, при котором нужно будет заплатить налог по прибыли со всех как бы реализованных активов (аналог exit tax в США), напоминает партнер «Кроу Экспертизы» Рустам Вахитов. Ставка налога в 2021 году составляет 15% на первые €245 000 прибыли и 25% на превышение.

Кроме того, надо помнить, что налоговые органы как России, так и Нидерландов смогут признать, что компания работала в Нидерландах из соображений налоговой экономии и доначислить налоги за предыдущие периоды, если решат, что компания работала преимущественно из-за налоговых льгот, предупреждает он. Сейчас придется пересматривать все, что касается пассивных видов дохода — дивидендов, процентов, роялти. К ним будет применяться совершенно другое налогообложение у источника в России, говорит партнер компании TaxTeam BV Наталья Лучкова. Нидерланды при отсутствии соглашения с Россией имеют большие шансы попасть в черные списки Минфина — не просто же так с ними разрывают соглашение, считает она.

В этом случае, например в отношении трансфертного ценообразования, ко всем сделкам, которые российские компании совершают с компаниями в Нидерландах, могут применяться правила, как если бы это были внутригрупповые сделки. А это значит — обязательное обоснование цен, дополнительная проверка по ряду параметров, перечисляет Лучкова. «Это сразу усложняет и делает дороже жизнь российских компаний, которые работают с компаниями из Нидерландов», — говорит она.

Большому количеству компаний, которые расположены в России, но работают с Нидерландами или связаны с ними, нужно будет пересмотреть свою структуру, а иногда это невозможно, так как на это получены кредиты, завязано финансирование, отношения с партнерами, предупреждает партнер TaxTeam BV.

Выиграет ли Россия от пересмотра соглашения с Нидерландами?

Если потенциальный разрыв соглашения с Кипром и Люксембургом не наносил существенного вреда экономическим интересам самой России как собственнику активов, то возможный разрыв с Нидерландами может быть более болезненным, в том числе потому, что в Нидерландах зарегистрированы и крупные компании с госучастием, напоминает партнер «Кроу Экспертизы» Рустам Вахитов. Получится, что денонсируя соглашение, государство увеличит налоговую нагрузку на свои же компании, рассуждает он. В Амстердаме, к примеру, еще в 2013 году открылся офис компании South Stream Transport B.V, которая реализует проект «Южного потока». На открытии был глава «Газпрома» Алексей Миллер.

«В случае с Кипром и Мальтой Минфин запускал процесс денонсации соглашения, но в итоге страны заключали протокол об изменениях налоговых соглашений. Но Нидерланды — более сложный переговорный партнер. И как к примеру, следовало из истории с пересмотром соглашения Нидерландов с Украиной, если идет на уступки, то требует что-то взамен», — сказал Вахитов.

В случае с Украиной Нидерланды отказались от минимальной ставки по налогу по дивидендам в 0% (по подписанному протоколу она 5%), но взамен добились арбитражной оговорки, разрешающей споры между налоговыми органами, то есть неустраненные ситуации двойного налогообложения, в квазитретейском суде.

Были ли раньше попытки разорвать соглашение?

Разрыв соглашения об избежании двойного налогообложения России и Нидерландов российские власти поднимают не в первый раз. Первый раз это случилось около 10 лет назад. Москва решала, каким образом ей ответить на решения голландских судов по «делу ЮКОСА». Один из вариантов — разрыв соглашения, но тогда его не стали использовать по причине возможных негативных последствий для самой России, вспоминает один из международных налоговых консультантов. Об этом же пишет и «Коммерсантъ». По данным издания, в 2011 году в структурах, близких к Совету безопасности России, обсуждался разрыв соглашения об избежании двойного налогообложения как один из теоретических вариантов противостояния властям Нидерландов в развитии международных исков по «делу ЮКОСа».

Как отреагировали компании, зарегистрированные в Нидерландах?

На работу ООО «Сеть Связной», зарегистрированного в Нидерландах, данные изменения не повлияют, рассказали Forbes в компании.

Представители «Яндекса» отказались от комментариев.

В Gazprom International и X5 Retail Group на момент публикации материала не предоставили комментарии.

Читайте также: