Цифровой налог в европе

Опубликовано: 14.05.2024

Новый налоговый сбор затронет продажу онлайн-рекламы и пользовательских данных.

Власти Евросоюза планируют обязать некоторых поставщиков цифровых услуг платить дополнительный налог в странах осуществления деятельности. Новая норма затронет не только Google и Facebook, но и крупные европейские компании, возможно, облегчив выход на рынок стартапам.

Предложение состоит из двух частей: внесение временных поправок в законодательство, требующих уплаты подоходного налога при осуществлении определенных видов цифровой деятельности, и проведение более широкой реформы налогообложения бизнеса, направленной на то, чтобы европейская казна получала налоги со всех реальных доходов компаний.

Почему Европа вводит «цифровой налог»

Цифровые компании платят меньший подоходный налог, чем традиционные, поскольку, предлагая «виртуальный» товар, они имеют возможность гибко менять юрисдикции, выбирая страну с наименьшим налогообложением.

Экономия получается немалой: по оценкам Европейской комиссии, фактические налоговые отчисления цифровых компаний составляют 9,5% от доходов, тогда как у обычных тот же показатель — 23,2%. В Еврокомиссии заявляют, что это ведет к искажению рыночного равновесия и подрыву налоговой базы стран ЕС, чья экономика сегодня все активнее цифровизируется.

В чем суть нового законопроекта

На самом деле, это два предложения, а не одно. Первое — оперативные поправки, которые позволят государствам-участникам ЕС облагать налогом доход от определенных видов цифровой деятельности, трудно поддающихся налогообложению при нынешнем законодательстве.

Конкретно, в Еврокомиссии предлагают позволить взимать налог за продажу рекламного пространства в Интернете и данных, созданных на основе информации, предоставленной пользователями, а также за посредническую деятельность, например, по управлению площадками электронной коммерции. Новый налог будет распространяться на компании, имеющие глобальный годовой оборот более 750 млн евро и оборот в Европе как минимум 50 млн евро.

Временная ставка налогообложения будет гораздо меньшей, чем общий подоходный налог. В Еврокомиссии подсчитали, что если установить ее всего в 3%, новый сбор сможет приносить государствам-участникам ЕС по 5 млрд евро в год.

Второе предложение — позволить странам ЕС облагать налогом доход от тех же видов цифровой деятельности даже когда компания не имеет физического представительства в стране. Компании вроде Google могут публиковать рекламу во всем мире, тогда как в доинтернетовскую эпоху для такого же охвата им потребовались бы собственные телевизионные сети, типографии или системы распространения печатной продукции.

При налогообложении, уверены в Еврокомиссии, должно учитываться местонахождение не продавца или его веб-сервера, а пользователей или покупателей. Поэтому по идее властей, у государства-участника ЕС должна быть возможность обложения налогом дохода компании, полученного на его территории, если он превышает 7 млрд евро в год, если у нее больше 100 тыс. пользователей в стране или если она заключает больше 3 тыс. контрактов с корпоративными заказчиками в любой налоговый год.

На все ли онлайн-компании повлияет новый налог?

В Еврокомиссии определенно рассчитывают, что на все. По убеждению Пьера Московиси, комиссара ЕС по налогообложению, применяемая 120-150 цифровыми гигантами практика переноса уплаты отчислений в страны с мягким налоговым режимом подрывает здоровую конкуренцию. Такие компании нужно принудить выплачивать справедливую долю доходов, что в свою очередь облегчит условия конкурентной борьбы для участников рынка, более мелких или зависимых от физической инфраструктуры.

В особенности новая норма должна прийтись по вкусу цифровым стартапам и быстрорастущим компаниям, поскольку она позволит конкурировать на более равных условиях со старожилами рынка, причем это ничего не будет стоить до тех пор, пока стартап не дорастет до тех же размеров.

Является ли европейский цифровой налог «антиамериканским»?

Еврокомиссия обнародовала свои планы вскоре после того, как президент США Дональд Трамп развязал торговую войну в отношении экспорта из Евросоюза, в том числе введя новые тарифы. Однако законодательное предложение разрабатывалось уже много месяцев и, как утверждает Московиси, не имеет отношения к текущим событиям. В любом случае, напомнил он, хотя половина компаний, затрагиваемых нововведением, — американские, остальные — нет. Примерно треть таких компаний — из самого Евросоюза.

Это «налог на GAFA»?

GAFA — это сокращение, означающее «Google, Apple, Facebook и Amazon», но некоторые используют его для обобщенного обозначения всех цифровых компаний, в адрес которых направлен новый план налогообложения. По словам Московиси, законодательное предложение не является налогом для GAFA, поскольку четверка упомянутых компаний — это только малая часть из тех 120-150, которые, как надеются в Еврокомиссии, начнут платить новый налог после ввода в действие.

Чьи именно интересы ущемляются?

Временный подоходный налог ущемляет интересы цифровых компаний в целом, уверены в Ассоциации компьютерной и коммуникационной индустрии, американской лоббистской организации, среди участников которой числятся Amazon и Google. В ней заявляют, что цифровые компании платят такой же фактический налог, что и другие предприятия, с чем в Еврокомиссии не согласны.

Когда европейский цифровой налог вступит в силу?

Чтобы законодательное предложение стало общеевропейским законом, необходимо согласие трех органов: Европейского парламента, Еврокомиссии и Совета ЕС, состоящего из министров государств-участников.

Парламент уже выразил косвенную поддержку предложения в комментариях к другому пакету законов — Общей консолидированной корпоративной налоговой базе.

Еврокомиссия внесла предложение 21 марта, Совет рассмотрел вопрос на следующий день. Ряд государств-участников ЕС, которые уже вносили в одностороннем порядке предложения о налогобложении цифровых предприятий, скорее всего, поддержат инициативу.

Московиси выразил надежду, что временный подоходный налог будет согласован уже в этом году, и что он будет действовать не слишком долго прежде чем уступит место реформе налогообложения доходов от цифровых услуг.

Есть, однако, оговорка. Даже если новый налог вступит в силу, государство-участник ЕС не сможет получать отчисления от доходов зарегистрированной в стране компании, если с ней заключен договор об избежании двойного налогообложения, поскольку такие договоры не могут быть изменены общеевропейским законом. В Еврокомиссии рекомендуют государствам-участникам пересмотреть подобные соглашения, чтобы иметь возможность воспользоваться новым налогом, когда он вступит в силу.

Не заставит ли нововведение платить налог дважды?

Предприятиям не придется два раза платить налог на доходы — при их получении и при подаче отчетности, поскольку в случаях, когда между двумя странами заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, компания может вычесть налог, уплаченный в одной из стран, из налогового счета для другой страны — точно так же, как это происходит с любыми другими налогами, уплачиваемыми сегодня.

ЕС становится новым целевым рынком для продвижения американских товаров и услуг, а такой ограничитель как углеродный налог для вышедших из Парижского соглашения по климату США - лишнее и вредное ограничение

Москва, 27 янв - ИА Neftegaz.RU. После частичного урегулирования торгового конфликта между США и Китаем, в мире намечается новая торговая война, также с участием США.
На этот раз целью становится ЕС, а поводом - углеродный налог.

США могут принять ответные меры в случае, если ЕС введет дополнительные пошлины на продукцию зарубежных компаний, которая была произведена с высоким уровнем выброса парниковых газов.
Об этом министр торговли США У. Росс заявил в интервью, данном Financial Times в ходе Всемирного экономического форума в г. Давос и опубликованном 26 января 2020 г.
У. Росс предупредил, что США будут реагировать в зависимости от того, как будет выглядеть углеродный налог.
Если в основе этого налога сути будет лежать протекционизм, как в случае с цифровым налогом, то США будут отвечать.

Напомним, что конфликт вокруг цифрового налога обострился в декабре 2019 г.
В июле 2019 г. во Франции был принят закон о налоге на услуги крупнейших цифровых компаний, таких как Amazon, Apple, Facebook и Google.
США посчитали это проявлением дискриминационной политики в отношении цифровых американских компаний и пообещали ввести пошлины по ставке до 100% на французские товары объемом до 2,4 млрд долл. США.
Франция, со своей стороны, назвала это неприемлемым и предупредила, что ЕС готов ответить.
Позднее Великобритания, Канада, Австрия и Индонезия пообещали тоже ввести налог на выручку технологических гигантов, несмотря на угрозы США в адрес Франции.

Сейчас этот конфликт может распространиться и на углеродный налог.
Еврокомиссия (ЕК) в начале 2019 г. представила концепцию перехода ЕС к экономике с 0 ми выбросами углеводорода к 2050 г.
Такая цель ставит европейские компании в жесткие условия и для смягчения последствий был предложен механизм углеродного налога.
Новый председатель ЕК У. фон дер Ляйен выдвинула инициативу Border carbon adjustment (BCA, Пограничная корректировка выбросов углекислого газа), цель которой - позволить компаниям ЕС конкурировать с международными компаниями в условиях борьбы с климатическими изменениями.

Частичным торговым соглашением США фактически навязали Китаю американскую продукцию и услуги стоимостью 200 млрд долл. США в течение 2 лет.
Причем 2 я часть соглашения обещает стать прямым вмешательством в китайскую экономическую модель, в частности перекроить финансовый рынок Китая.
Торговый дисбаланс между США и ЕС, также серьезно беспокоящий президента Д. Трампа, будет выравниваться США столь же жестко.
Ряд шагов уже был предпринят - в Европе было анонсировано строительство терминалов для импорта сжиженного природного газа (СПГ) из США, причем за европейские средства.
Далее на европейском фронте последовало некоторое затишье, поскольку США сосредоточились на торговом противостоянии с Китаем.
Сейчас этот конфликт полностью разрешится уже в ближайшее время, его победитель очевиден.

ЕС в этом случае становится новым целевым рынком для продвижения американских товаров и услуг, а такой ограничитель как углеродный налог для вышедших из Парижского соглашения по климату США - лишнее и вредное ограничение.
Давление на ЕС США готовы усиливать, но пока у Германии есть политическая воля противостоять США по принципиальным вопросам, в т.ч. в вопросе с магистральным газопроводом (МГП) Северный поток-2.
Германия просила США не вводить санкции, а в случае их принятия - обещала принять контрмеры, в т.ч. в виде ввозных пошлин на американский СПГ.
Однако санкции США заморозили строительство МГП Северный поток-2 более месяца назад, а о контрмерах со стороны Германии пока не слышно.
Но и от поддержки МГП Северный поток-2 немецкие власти не отказываются и даже предпринимают реальные шаги, поддерживающие проект.
В нынешней нестабильной ситуации понятно одно - строительство МГП Северный поток-2 надо завершать.
И чем быстрее, тем лучше.

Фото с сайта escapemgz.com
Фото с сайта escapemgz.com

Многие европейские страны предлагают не только упрощенную и лояльную для бизнеса законодательную базу, но и оптимальные условия налогообложения.

Ирина Симонян, директор по маркетингу компании Henley&Partners Россия & СНГ, рассматривает несколько государств ЕС, на которые есть смысл обратить внимание предпринимателям.

Ирина Симонян
Ирина Симонян
директор по маркетингу компании Henley&Partners Россия & СНГ

Эстония

— Эстония известна доброжелательным отношением чиновников к бизнесу и развитой цифровой инфраструктурой. Практически все бизнес-процессы можно контролировать онлайн — регистрировать компанию, подавать отчеты, задавать вопросы государственным службам и др. Также привлекают умеренные цены на сопровождение бизнеса. Еще один бонус — возможность получить ВНЖ страны.

Налоговые преимущества:

Отсутствует налог на нераспределенную прибыль. Налог на прибыль уплачивается только тогда, когда компания решила распределить дивиденды своим собственникам

Ставка корпоративного налога на распределенную прибыль составляет 20% (с 2020 года в некоторых случаях может применяться пониженная ставка в размере 14%)

Ставка НДС на некоторые товары и услуги составляет 0% и 9%. Стандартная ставка НДС — 20%

Договоры об избежании двойного налогообложения с 60 странами мира, включая Беларусь и Украину.

Фото с сайта estonianworld.com

Фото с сайта estonianworld.com

Литва

Одна из самых близких к Беларуси европейских стран привлекает бизнесменов недорогой рабочей силой и относительно низкими налоговыми ставками. Процесс регистрации компании не требует больших временных и финансовых затрат. Преимуществом является и отсутствие языкового барьера — в стране распространен русский язык. Большинство бизнес-операций можно осуществлять онлайн.

Налоговые преимущества:

Налог на прибыль — 15%. Льготная ставка в 5% предусмотрена для компаний, у которых не более 10 сотрудников и доход которых составляет не более € 300 тысяч в год

Стандартная ставка налога на дивиденды — 15%, но законодательством предусмотрен льготный режим для холдинговых компаний

Отсутствие валютного контроля

Нет налога на роялти и проценты

Стандартная ставка НДС — 21%, но к некоторым товарам и услугам применяются льготные ставки 9%, 5% или 0%

Договоры об избежании двойного налогообложения с 56 странами мира, включая Беларусь, Россию и Украину.

Мальта

Многие компании регистрируются на Мальте из-за хорошей репутации страны, политической стабильности, отличного качества банковских услуг и, конечно, интересных условий для налогового планирования. Одной из самых выгодных схем для акционеров является создание на Мальте двухуровневой структуры, состоящей из холдинговой и дочерней компаний. Мальта также известна своими популярными программами получения ВНЖ и гражданства через инвестиции, что позволяет иностранным инвесторам стать полноправными резидентами или гражданами страны.

Фото с сайта triciaannemitchell.com

Фото с сайта triciaannemitchell.com

Налоговые преимущества:

Налог на прибыль компании на Мальте составляет 35%. Однако большинство компаний используют систему так называемого условного начисления налога, которая позволяет в короткие сроки вернуть большую часть уплаченного налога при распределении дивидендов. Например, компания платит налог на прибыль по ставке 35%. Получатель дивидендов имеет право на возврат 30%, или 6/7, если бенефициарные владельцы этой компании не являются резидентами Мальты или резидентами без домицилия

Доход мальтийской компании, полученный в качестве дивидендов и прироста капитала от зарубежной компании, будет исключен из налогообложения на Мальте, если мальтийская компания имеет «квалифицированное участие» в зарубежной компании (применяются определенные критерии)

Мальтийская компания не несет валютных рисков, так как уплата налогов на прибыль, как и возврат, производится в той валюте, в которой она была получена

Договоры об избежании двойного налогообложения с 72 странами мира (Беларуси и Украины среди них нет).

Латвия

Еще одна прибалтийская страна является популярным направлением для регистрации бизнеса. Дело не только в географической близости, но и в простоте оформления компании и минимальных требованиях по наличию уставного капитала. Инвестиции в основной капитал предприятия в Латвии в размере от € 50 000 (при условии ежегодных налоговых выплат компании от € 40 000) позволят также получить ВНЖ страны.

Налоговые преимущества:

Налог на нераспределенную прибыль — 0%. Налог на распределение прибыли (при выплате дивидендов) — 20%. Однако размер налога на дивиденды будет в первую очередь зависеть от резидентского статуса получателя

Микропредприятия платят фиксированный налог 15% (требование — оборот не выше € 40 000 в год). Они освобождаются от зарплатных налогов и подоходного налога

Налог на добавочную стоимость в Латвии составляет 21%, но для некоторых видов товаров и услуг — 12% и 5%. При совершении сделок внутри Евросоюза НДС составляет 0%. Нулевая ставка также действует для некоторых услуг, которые латвийская компания оказывает гражданам третьих стран

Договоры об избежании двойного налогообложения с 61 страной мира, включая Беларусь, Россию и Украину.

После вступления в ЕС Кипр существенно изменил свою законодательную структуру, налоговую систему и правила по ведению отчетности, что превратило Кипр из офшора в низконалоговую юрисдикцию с хорошей репутацией. Членство Кипра в ЕС позволяет компании получить номер плательщика НДС, что открывает перспективы укрепления деловых связей и развития международной торговой деятельности со странами Евросоюза. Кипр, как и Мальта, позволяет получить ВНЖ и гражданство через инвестиции, что делает страну еще более привлекательной для инвесторов.

Фото с сайта taksi-kipr.com

Фото с сайта taksi-kipr.com

Налоговые преимущества:

Одна из самых низких ставок корпоративного налога в ЕС — 12,5%

Компания, зарегистрированная на Кипре, освобождается от уплаты налога на прибыль, если директором компании является нерезидент Кипра и компания не ведет свою деятельность на Кипре

Ставка НДС варьируется от 5% до 19%. Компания может быть освобождена от уплаты НДС, если предоставляет свои услуги и товары нерезидентам Кипра

В июле 2015 года на Кипре был введен статус «лицо без домицилия» (non-domiciled resident) в отношении физических и юридических лиц. Практически это означает, что лица, которые хотят переехать на Кипр и стать налоговыми резидентами Кипра, будут освобождены от подоходного налога и взноса в Фонд обороны в течение 17 лет после переезда на Кипр, если они получают только пассивный доход (например, дивиденды, роялти, проценты и т.д.)

Договоры об избежании двойного налогообложения с 65 странами мира, включая Беларусь, Россию и Украину.

На что обратить внимание при выборе юрисдикции

При выборе подходящей юрисдикции стоит рассматривать каждую конкретную ситуацию: вид деятельности компании, ее организационно-правовую форму, цель собственника, желание или нежелание становиться резидентом страны и многое другое:

Размер уставного капитала при регистрации компании

Ставка корпоративного налога и особые условия при распределении прибыли

Договор о двойном налогообложении с вашей страной

Условия для резидентов и нерезидентов

Защита активов компании

Налогообложение для физических лиц.

Ставка корпоративного налога в разных странах

Страна

Ставка корпоративного налога на 2019−2020, в %

Подоходный налог


Подоходный налог — это основной вид прямых налоговых платежей. Он взимается как с юридических, так и с физических лиц. Исчисляется в процентах от годового дохода человека.

Во многих странах подоходный налог взимается исключительно с физических лиц, то есть людей, которые работают по найму, а не являются индивидуальными предпринимателями или акционерами компаний. В таких государствах юридические лица ежегодно вносят налог на прибыль, который также исчисляется в процентах от годовой прибыли предприятия или организации.

В экономике считается, что высокие налоговые ставки в государстве уменьшают конкурентоспособность страны по сравнению с другими государствами.

Таблица стран с самыми низкими налогами в 2021 году

Страны с самыми низкими налогами на прибыль для юридических лиц

С новыми поправками в налоговом кодексе Вы можете ознакомиться посмотрев видео, представленном ниже.

Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

Таблица стран с самыми высокими налогами

Страны с самыми высокими налогами в мире

Таблица со средней налоговой ставкой в мире

Список стран с самыми высокими подоходными налогами:

  1. Аруба. Налоговая ставка равна 58,95 %. В данную ставку входит социальный налог, который, в свою очередь, включает:
  • Пенсионный взнос. Выплачивается как работодателем, так и рабочим. Работник обязан отчислять 4 %, а работодатель выплачивает 9,5 %.
  • Страховой взнос. Выплачивается также работодателем в сумме 8,9 % и наемным рабочим в сумме 2,6 %.
  1. Швеция. Ставка подоходного налогового платежа равна 56,6 %, из которых 7 % — это социальный взнос.
  2. Дания. Ставка — 55,4 %. До 2008 года на территории Дании действовала ставка подоходного налога в размере 62,3 %, но правительство приняло решение уменьшить размер налога. В стране уклониться от выплаты налоговых платежей практически невозможно. Налогами облагается даже церковь, которая отчисляет до 1,5 % от дохода.
  3. Нидерланды. Ставка подоходного налогового платежа равна 52 % (ранее данный налог достигал 72 %). Помимо подоходного налогового платежа, граждане страны обязаны отчислять налог на пользование землей в размере 6 % и налог при получении наследства в размере 40 %.
  4. Бельгия. Налоговые ставки:
  • Подоходный — 50 %.
  • Социальный взнос — 13 %.
  • Муниципальный — 11 %.
  1. Австрия и Япония. Сумма подоходного налога в этих странах равна 50 %.
  2. Финляндия. Ранее фиксированная ставка равнялась 53,5 %, но в 2004 году по решению правительства налогообложение физических лиц снизилось до 49,2 %.
  3. Ирландия является одной из стран с самой высокой ставкой подоходного налога, которая равна 48 %. Напомним, что данная ставка намного выше среднего подоходного налога на всей территории северной части Европы, который равняется на сегодняшний день 40 %.

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

  1. Великобритания. Правительством страны в 2010 году было принято решение об увеличении ставки подоходного налогового платежа на 10 % (в 2010 году ставка с учетом повышения равнялась 50 %). Но повышение себя не оправдало, и с 2013 года она равняется 45 %, то есть стала ниже на 5 %.

Подоходный налог в разных государствах

Данный вид налогового платежа в разных странах исчисляется по-разному.

Есть государства с единой фиксированной ставкой, а есть и такие, где сумма отчисляемых средств напрямую зависит от годового дохода гражданина.

Подоходные налоги в странах мира с фиксированной ставкой:

  1. Беларусь — 13 %.
  2. Болгария — 10 %.
  3. Латвия — 25 %.
  4. Литва — 15 %.
  5. Эстония –— 20 %.
  6. Россия — 13 %.

Налоги в разных странах мира с «плавающей» налоговой ставкой в зависимости от годового дохода гражданина:

  1. Австралийский Союз. При доходе до 4600 USD взнос не платится. Если прибыль больше 4600 USD, но меньше 28 800 USD, налог равен 9 %. При прибыли свыше 140 000 USD ставка варьируется от 30,3 до 44,9 %.

Налогообложение в Австрилии

Налогообложение в Австрилии

Размер подоходного налога в разных странах

Страна Размер подоходного налога (в %)
Португалия 56,50
Зимбабве 45,00
Франция 50,30
Израиль 50,00
Словения 50,00
Ирландия 48,00
Греция 46,00
Республике Конго 45,00
Люксембург 43,60
Папуа — Новая Гвинея 42,00
ЮАР 40,00
Чили 40,00
Гвинея 40,00
Сенегал 40,00
Швейцария 40,00
Тайвань 40,00
Уганда 40,00
Соединенные Штаты Америки 39,60
Норвегия 40,00
Марокко 38,00
Южная Корея 38,00
Суринам 38,00
Намибия 37,00
Алжир 35,00
Аргентина 35,00
Барбадос 35,00
Камерун 35,00
Кипр 35,00
Эквадор 35,00
Экваториальная Гвинея 35,00
Эфиопия 35,00
Габон 35,00
Мальта 35,00
Таиланд 35,00
Тунис 35,00
Турция 35,00
Вьетнам 35,00
Замбия 35,00
Венесуэла 34,00
Индия 33,99
Колумбия 33,00
Мавритания 33,00
Новая Зеландия 33,00
Пуэрто-Рико 33,00
Свазиленд 33,00
Мозамбик 32,00
Филиппины 32,00
Польша 32,00
Конго 30,00
Сальвадор 30,00
Индонезия 30,00
Кения 30,00
Лесото 35,00
Малави 30,00
Мексика 30,00
Никарагуа 30,00
Перу 30,00
Руанда 30,00
Сьерра-Леоне 30,00
Танзания 30,00
Бразилия 27,50
Самоа 27,00
Армения 25,00
Малайзия 26,00
Азербайджан 25,00
Бангладеш 25,00
Доминиканская Республика 25,00
Египет 25,00
Гана 25,00
Гондурас 25,00
Ямайка 25,00
Панама 25,00
Тринидад и Тобаго 25,00
Лаос 24,00
Нигерия 24,00
Шри-Ланка 24,00
Албания 10,00
Чешская Республика 22,00
Сирия 22,00
Узбекистан 22,00
Эстония 21,00
Лихтенштейн 21,00
Афганистан 20,00
Камбоджа 20,00
Фиджи 20,00
Грузия 20,00
Остров Мэн 20,00
Ливан 20,00
Мадагаскар 20,00
Мьянма 20,00
Пакистан 20,00
Сингапур 20,00
Молдова 18,00
Ангола 17,00
Украина 17,00
Румыния 16,00
Коста-Рика 15,00
Венгрия 16,00
Ирак 15,00
Сербии 15,00
Сейшельские острова 15,00
Судан 15,00
Йемен 15,00
Иордания 14,00
Боливия 13,00
Таджикистан 13,00
Макао 12,00
Казахстан 10,00
Косово 10,00
Ливия 10,00
Монголия 10,00
Гватемала 31,00

Государства без подоходного налога

В мире есть ряд государств, в которых отсутствует подоходный налог, то есть физические лица не обязаны ничего выплачивать со своей заработной платы в государственный бюджет.

Страны, в которых отсутствует данный вид платежа, являются весьма богатыми и экономически развитыми. Большая часть из таких государств богата природными ресурсами, в частности, нефтью и природным газом. Благодаря добыче полезных ископаемых и весьма развитой экономике государство не нуждается во взыскании подоходного налога с граждан своей страны.

Список государств, где жители не платят подоходный налоговый платеж:

  1. Андорра.
  2. Багамские острова. Вся экономика страны построена на туризме. Багамы — один из самых посещаемых курортов мира.
  3. Бахрейн.
  4. Бермуды.
  5. Бурунди.
  6. Кувейт.
  7. Оман.
  8. Катар. Самая богатая страна в мире по показателю ВВП. Данное государство приобрело капитал благодаря добыче и экспорту нефти.
  9. Сомали.
  10. Объединенные Арабские Эмираты.
  11. Уругвай.
  12. Вануату.
  13. Виргинские острова.
  14. Острова Кайман.
  15. Монако.
  16. Саудовская Аравия.

С егодня мы рассмотрим VAT (НДС) на примере ЕС. Дадим представление сути налога в Европе, приведем сравнительную таблицу ставок налога, расскажем кто и когда должен его уплачивать.

VAT на примере Европы: ставки налога, суть, кому платить?

Быстрый переход:

БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:

КРАТКАЯ СВОДКА

Расшифровка аббревиатуры

Value Added Tax

Минимальная стандартная ставка НДС по ЕС

17% — Люксембург (данные на 2019 год)

Субъекты налогообложения

Физические и юридические лица, осуществляющие налогооблагаемые операции на территории ЕС

Объект налогообложения

— Реализация товаров
— Приобретение товаров
— Оказание услуг
— Импорт товаров
Все налогооблагаемые операции осуществляются на территории ЕС

Обновлено: 06.01.21

Общая информация

VAT — это налог на добавленную стоимость (НДС), относящийся к группе косвенных налогов. Суть VAT в Европе (далее по тексту — НДС) сводится к изъятию части стоимости товара, работы или услуги в пользу государства.

Само название «налог на добавленную стоимость» указывает на то, что к стоимости товара/работы/услуги «добавлена» сумма подлежащего уплате налога. НДС уплачивается конечным потребителем в пользу продавца (поставщика) товара/работы/услуги.

Вся ключевая информация о VAT в ЕС также доступна на официальном сайте законодательства ЕС. Вопросам VAT посвящена Директива Совета ЕС 2006 года (в последней редакции от 16.01.2019), которая устанавливает единую систему налога на добавленную стоимость.

Начать, пожалуй, стоит с того, что НДС (VAT) в Европейском Союзе применяется ко всем операциям, осуществляемым на территории Европейского Союза, для оплаты налогоплательщиком — физическим или юридическим лицом, который поставляет товары и услуги или проводит иные налогооблагаемые операции в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Налогооблагаемые операции включают:

  1. возмездную реализацию товаров или услуг в пределах ЕС («реализация» означает передачу права на распоряжение материальным имуществом в качестве собственника),
  2. возмездное приобретение товаров внутри ЕС (товары, поставляемые и отправляемые или транспортируемые предприятием в одной стране ЕС предприятию в другой стране ЕС),
  3. импорт товаров в ЕС из стран за пределами ЕС.

Важно:
Не все товары облагаются VAT в Европе. Возможность освобождения товаров от уплаты НДС необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с изучением нормативно-правовой базы конкретной страны. Более того, страны ЕС устанавливают пороговые значения по стоимости товаров/работ/услуг, при недостижении которых НДС платить не требуется. Ставки отличаются в зависимости от страны, однако, как указано в Директиве ЕС 2006, пороговое значение должно быть не менее 10 000 евро. Место налогообложения (в какой стране ЕС подлежит уплате НДС) зависит от некоторых факторов. Например, если осуществляется поставка товаров — налог подлежит уплате по месту поставки, если осуществляется ввоз товаров — по месту, куда товары прибывают, приобретение товара внутри ЕС — по месту доставки товара и т.д.

Интересно:
Налогооблагаемое лицо имеет право вычесть сумму НДС, уплаченную за приобретенные товары или услуги в стране ЕС, где осуществляются эти операции. Этот входящий НДС (НДС, который уплачивается покупателем за предоставляемые продавцом товары/работы/услуги) может быть вычтен со стороны покупателя из НДС, подлежащего уплате с облагаемых налогом операций (например, внутренних поставок товаров или услуг). В этом несомненное преимущество НДС.

Кто должен платить VAT (НДС)

VAT в Европе подлежит уплате со стороны физических и юридических лиц, осуществляющих на территории ЕС налогооблагаемые операции (поставка товаров и услуг на территории ЕС, импорт товаров в ЕС, приобретение товаров в ЕС).

Директива Совета ЕС 2006 года в статье 9 определяет «налогооблагаемое лицо» как любое лицо, независимо осуществляющее где-либо какую-либо экономическую деятельность, независимо от целей и результатов такой деятельности.

Экономическая деятельность включает в себя любую деятельность производителей, торговцев или лиц, оказывающих услуги, включая горнодобывающую, сельскохозяйственную деятельность, а также профессиональную деятельность; использование материального или нематериального имущества для цели получения дохода от их использования на продолжительной основе; реализация нового транспортного средства, которое отправляется или перевозится покупателю до места назначения, расположенного в пределах территории ЕС на постоянной или не на постоянной основе.

«Независимое» осуществление подобной экономической деятельности исключает работающих по найму и иных лиц из сферы налогообложения НДС, связанных с работодателем трудовым договором или любыми другими правовыми отношениями.

Важно:
Государства-члены ЕС могут рассматривать как налогооблагаемых лиц и иных лиц в соответствии с национальным законодательством.

Ставки VAT (НДС) в ЕС

Крупнейшим рынком, использующим VAT (НДС), является Европейский Союз. В Европе существует так называемая Зона НДС ЕС (EU VAT area), состоящая из территорий всех стран-участниц Европейкого Союза и некоторых иных стран, соблюдающих правила ЕС в отношении НДС (VAT). Подробнее о налоге VAT можно прочесть в статье «Что такое номер VAT, кому и для чего его нужно получить?».

Ниже представлена таблица стандартных и сниженных ставок НДС (VAT) в странах Европейского Союза на 2020 год.

Заключение

В вопросах налогообложения VAT в Европе есть множество нюансов, которые отличаются в зависимости от конкретной страны ЕС. Каждая страна определяет свои налоговые ставки, пороговые значения, основания для освобождения от уплаты НДС, перечень товаров, необлагаемых НДС и другие особенности, которые необходимо учитывать индивидуально. Если у Вас есть вопросы в отношении конкретных товаров и стран или нужна консультация по уплате НДС, напишите нашим специалистам, мы будем рады помочь ответить на Ваши вопросы.

ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК

Читайте также: