Цифровизация налогового администрирования в зарубежных странах

Опубликовано: 14.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Бойко Н.Н. Опыт иностранных государств в сфере налогового администрирования // Политика, государство и право. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/04/2862 (дата обращения: 12.04.2021).

В зарубежных странах к налоговому контролю подходят несколько иначе, так, созданы специальные органы государственной власти, выполняющие управленческие функции, которые именуются органами нало­гового администрирования или налоговыми администрациями. Из них можно выделить: органы, отвечающие за установление налоговой политики; органы, непосредственно взимающие налоги и сборы и контролирующие их уплату [1, с. 18].

Как показывает практика, международный опыт положительно влияет на российскую правовую систему. Что касается улучшения качества системы налогового контроля, то его можно достичь путем совершенствования российского налогового законодательства, так и путем заимствования некоторых зарубежных технологий. Зарубежная практика налогового контроля предполагает различные способы его осуществления. Конечно, использование зарубежных технологий и норм законодательства должно происходить с учетом российского законодательства в этой области, уже использующихся методов налогового контроля и менталитета населения. Конечным итогом от уже использующихся российских методик и нового, более усовершенствованного опыта иностранных государств, система налогового контроля должна демонстрировать положительные изменения, как в системе налоговых органов, так и в отношении населения к уплате налогов и сборов.

Прежде всего, при осуществлении организации контроля за уплатой налогов в зарубежных странах повышенное внимание уделяется сознанию гражданского долга населением путем создания условий, при которых граждане понимают, что неуплата налогов и сборов негативно повлияет на экономическом состоянии государства.

Так, согласно данным Службы внутренних доходов США систематическое и всесторон­нее проведение проверок приводит к добросовестному отношению нало­гоплательщика к исполнению своих обязан­ностей. В результате 83% причитающихся нало­гов в США уплачивается добровольно. Данные результаты были достигну­ты путем усовершенствованию налоговой системы на протяжении 15-ти лет. Существующая концепция по улучшению качества налогового обложения на первое место ставит вежливое и уважительное отношение к налогоплательщикам, на второе – улучшение обслуживания граждан при непосредственном контакте с налоговыми сотрудниками, и на третье – по­вышение эффективности организации деятельности (снижение затрат и повышение сбора нало­гов при минимальном вложении со стороны государства).

Так, в Швеции уплата налогов и сборов достигается путем:

– профессионального и точного реагирования государственных органов на совершенные правонарушения, профилактика и меры по информированию населения;

– доверия нало­гоплательщиков, уверенных в хорошей работе нало­говой системы и исполнении нало­говыми органами своих задач в соответствии с законом;

– введения доступных для понимания правил нало­гообложения.

В Великобритании, помимо принципов справедли­вости, содействия и ясности, отдельное внимание уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков.

Ввиду представленных примеров по совершенствованию системы налогового обложения, можно отметить, что во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенство­вания взаимоотношений нало­гоплательщика и налоговых структур. Большинство стран с развитым нало­говым администрированием пришло к выводу, что построение налоговых право­отношений на основе профессионализма служащих налоговых органов и доверия налогоплательщиков позитивно влияет на по­вышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и, в конечном счете, на нало­говые по­ступления.

Также большое значение имеет работа с гражданами-налогоплательщиками, направленная на полное и своевременное информирование населения о внесенных изменениях в налоговое законодательство, просвещение в правовых вопросах.

Ярким примером успешной работы с гражданами можно проследить в Германии, где по стране качественно работает единый телефонный номер поддержки, где можно узнать любую интересующую информацию о налогах и сборах, действуют повсеместно консультационные пункты, в каждом налоговом органе присутствуют специалисты-консультанты. Положительный опыт также можно заметить в работе со средствами массовой информации, на что выделяются средства из бюджета, так как затраты оправдывают результат. Также в Германии регулярно проводится работа с населением в виде анкетирования и опроса, в результате которой налицо отрицательные и положительные стороны работы государственных структур [2].

Далее следует отметить, что немалые усилия в зарубежных государствах обращены на упрощение условий нало­гообложения физических лиц. Основная цель данной деятельности состоит в упрощении процедуры сбора налогов с физических лиц, которая состоит во взимании налогов без непосредственного участия самого лица в данной процедуре. Налогоплательщику остается только оплатить положенную сумму в налоговый орган. Положительной стороной в таком случае является отсутствие контроля самих налоговых органов как получателей за поступление таких сборов. Примером может служить система удержания фиксированной ставки налога у источника выплаты, которая применяется во многих зарубежных странах.

Например, в Королевстве Норвегии вся ответственность за декларирование дохода, удержание с него суммы нало­га и перечисление ее на счет налогового органа возлагается на лицо, удерживающее налог (государственное учреждение, организация и т.д.), а от самого нало­гоплательщика не требуется ни сбора информации, ни представления ее в нало­говые органы. Но предусматривается, что налогоплательщик может возложить на себя обязанность по перечислению обязательных платежей в налоговый орган, при условии, что он считает, что налог с него удержан неправомерно и в повышенном размере.

В Финляндии практикуется система, при которой у налогоплательщика существует 2 выбора как платить налог, и такие варианты содержатся на его карточке налогоплательщика. Перед трудоустройством, гражданин должен получить в налоговом органе индивидуальную карточку налогоплательщика и предоставить ее работодателю для дальнейших взиманий налогов. Карточная система предполагает выбор гражданина о способе уплаты налога, который может быть произведен по телефону, либо через сеть Интернет. После проделанных операций, налоговая инспекция отправляет налогоплательщику уже заполненную декларацию по его налогам. При согласии с представленными расчетами нало­гоплательщику остается только доплатить разницу налоговой суммы или ждать возврата переплаты налога. Перерасчет осуществляется автоматически, и перечисления поступают на банковскую карту физического лица, если он давал согласие на такую процедуру.

Важным моментом является развитие информационных технологий, которые позволяют систематизировать всю информацию. Компьютеризация и автоматизация налогового контроля позволяет:

– уменьшить объем аналитической и статистической работы, которую раньше выполняли вручную;

– провести анализ полученных данных, и на основе анализа повысить уровень проводимых мер;

– снизить количество нало­говых правонарушений;

– создать информационную базу о совершенных налоговых правонарушениях, и использовать данную информацию для пресечения таких деяний в дальнейшем.

Следует отметить, что современное техническое оснащение позволяет экономить время налоговых сотрудников и позволяет повысить результативность.

В странах с развитым нало­говым администрированием вопросы автоматизации налоговых процессов и совершенствования управления ими являются одними из приоритетных в национальной политике.

Так, например, в Австралии все организации пользуются методом регистрации своих работников в Интернет ресурсе, что позволяет сократить бумажную волокиту и уменьшит затраченное время. Также положительным является состав работников нало­говых органов Австралии – 20% от всех работников нало­говых инспекций составляют ИТ-специалисты.

Далее заметим, что отдельным направлением повышения эффективности нало­гового контроля в зарубежных странах является эффективное сотрудничество различных органов государственной власти и разработки единых мер по выработке политике в сфере противодействия от уплаты налогов и сборов.

Например, партнерами итальянских нало­говых органов в обмене информацией являются:

– торговая палата промышленников, ремесленников и работников аграрного сектора;

– нало­говый архив и картотека налогоплательщиков;

– ведомство автомобильного реестра гражданских транспортных средств.

В Финляндской Республики создан специальный банк данных, который пополняется ежедневно различными организациями. В указанной базе содержатся данные кредитных бюро, аудиторов, реестров акционеров компаний, кадастра объектов недвижимости, информация о пайщиках, директорах, управляющих и иных финансово ответственных лицах. Налоговые органы Финляндии ведут усиленную борьбу с лицами, уклоняющимися от уплаты обязательных платежей. Созданный банк данных помогает упорядочить всю имеющуюся информацию о конкретном лице, также позволяет выделить группу риска, в которую входят граждане, ранее уклоняющиеся от уплаты налогов и сборов [3, с. 69-73].

Во многих странах активно используется процедура «визита и конфискации», которая заключается в наделении сотрудников нало­говых структур правом проводить обыски при наличии разрешения судебных органов. Такое разрешение позволяет выявить признаки преступлений, собрать имеющуюся информацию, которая в дальнейшем может служить доказательством мошенничества: тайная или фиктивная деятельность, сокрытие или передача доходов, подлог в нало­говой льготе.

Например, в Германии в процессе проведения расследований по делам, связанным с нарушением нало­гового законодательства, представители нало­говой полиции – «Штой-фа» имеют те же права, что и сотрудники полиции. Налоговым законодательством Германии нало­говой полиции предоставлены существенные полномочия на проведение обысков и личных досмотров граждан, задержание подозреваемых лиц и конфискацию документов [4]. Руководство «Штойфа» имеет право назначать специальное расследование по любому факту нарушения нало­гового законодательства.

На основании анализа налогового администрирования в зарубежных государствах следует подчеркнуть, что в практике функционирования системы нало­гового контроля западных стран можно найти немало ценного и полезного. Однако, применяя и используя их опыт эффективного налогового администрирования, в целях улучшения системы налогового контроля в своей стране, обязательно следует учитывать российскую специфику состояния экономики и традиции населения.

Библиографический список

  1. Налоговое администрирование // Налоговый вестник. 2010. № 10. С. 18.
  2. Украинцева А.И. Правовое регулирование налогового контроля в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право. 2011. № 7.
  3. Кузулгуртова А.Ш. Применение форм и методов государственного контроля за налоговыми правонарушениями в России и некоторых иностранных государствах // Финансы и кредит. 2011. № 5. С. 69-73.
  4. Шешукова Т.Г., Баленко Д.В. Развитие налогового контроля: опыт зарубежных стран // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2013. № 3 (18).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Материал подготовила
Самарцева Екатерина

По мнению организаторов мероприятия, Федеральная налоговая служба за последнее время превратилась в одну из крупнейших и наиболее эффективных IT-организаций не только в России, но и в мире. Цифровая повестка обязывает налогоплательщиков неукоснительно выполнять обязанности по исчислению и уплате налогов, и сегодня для минимизации налоговых рисков как никогда важно понимать революционные процессы в контрольно-ревизионной среде.

Вызовы налогового администрирования

Открыл конференцию Аркадий Брызгалин, к.ю.н., руководитель «Налоги и финансовое право». Спикер сразу обозначил ряд юридических проблем, возникающих в связи с цифровизацией налогового администрирования: ответственность за нарушение сроков предоставления отчетности в электронном виде в результате технических сбоев, ответственность за нарушение способов и формата предоставления отчетности, правовой статус технических посредников (программистов и IT-структур), проблемные вопросы открытости цифровых данных из налоговой сферы. Процесс налоговой цифровизации в России происходит в 3 этапа:

  1. Модель «цифровой зрелости» (веб-сайты, персональные электронные сервисы, электронный документооборот и отчетность).
  2. «Полностью цифровая организация» процессов администрирования (мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы).
  3. «Адаптивная платформа» (2025 г.), соединяющая IT-платформы ФНС и налогоплательщиков в режиме реального времени, когда исполнение налоговых обязательств происходит в автоматическом режиме и «без усилий».

Спикер прокомментировал также заявление руководителя ФНС Михаила Мишустина, прозвучавшее 27 марта 2019 г. на Форуме по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития в Чили, о создании виртуальной транзакционной среды ‒ замкнутой цифровой экосистемы, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, а ФНС РФ сможет автоматически исчислять и удерживать налоги в момент совершения транзакций.

Александр Егоричев, начальник управления камерального контроля ФНС РФ, рассказал о современных инструментах налогового контроля, новых системах сбора информации, заработавших в 2018-2019 гг., и системе прослеживаемости товаров, включая механизм ее реализации и перспективы на 2020-2021 гг.

Объектами налогового контроля АСК «НДС-2» сегодня становятся следующие налоговые декларации: с нарушениями НДС (1.27-1.28); с расхождениями по счетам-фактурам; с сомнительной задолженностью; поданные участниками схем «трехзвенной цепочки» или выгодоприобретателями, выявленными по результатам проведения мероприятий налогового контроля; за подписями должностных лиц, дисквалифицированных по решению суда, отказавшихся от управления деятельностью юридических лиц, «массовых подписантов»; с использованием «бумажного НДС»; с применением вычетов по счетам-фактурам до 2015 г.

В сфере прослеживаемости товаров в РФ вводится электронный документооборот, что дает возможность перестроить систему по НДС, исходя из контроля за движением товаров. Станет проще подтверждать экспорт, документы будут заменены реестрами сведений. Завершить внедрение национального сегмента прослеживаемости товаров планируется в 2020-2021 гг. К этому времени операторы ЭДО смогут предоставлять счета-фактуры (УПД), выставленные всеми налогоплательщикам, осуществляющими покупку и продажу прослеживаемых товаров.

Проект изменений в Налоговом кодексе по системе прослеживаемости устанавливает:

  • понятийный аппарат;
  • обязанности налогоплательщиков, операторов ЭДО и ФНС России;
  • порядок регистрации ввоза из ЕАЭС и остатков товаров;
  • порядок вывоза товаров в ЕАЭС; новый вид контроля;
  • меры ответственности участников прослеживаемости.

О соответствии норм налогового законодательства РФ формирующейся правоприменительной практике рассказал Юрий Трунцевский, д.ю.н., ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения.

По его мнению, внедрению цифровых технологий в экономике будет способствовать разработка мобильного приложения, которое включало бы в себя все налоговые данные. Сегодня многие компании плохо разбираются в качестве и точности налоговых данных, что мешает им проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов.

Использование мобильного приложения, имеющего государственный статус, поможет организациям минимизировать свои риски за счет доступа к верифицированной информации о контрагентах и к обновляющейся базе законодательства. Пользователи приложения смогут получать необходимую информацию в виде консолидированных отчетов ‒ по мнению спикера, подобные отчеты и есть настоящий продукт цифровизации и автоматизации налогового администрирования.

Бизнес в России сегодня делает запрос на автоматизацию всех веток документооборота и налоговых требований, число которых только растет, отметил Василий Зудин, заместитель генерального директора компании «Такском».

Процессы сбора и верификации данных ускоряются, и к этому нужно быть технически готовыми. Эксперт рассказал о принципах, лежащих в основе нового электронного документооборота: полезности, удобстве, технологиях, ответственности. Новыми инструментами электронного взаимодействия компаний с государством и контрагентами становятся облачная электронная подпись, универсальный передаточный документ, договор в электронной форме.

Защита налогоплательщиков сегодня

Участники конференции обсудили стратегии и модели защиты налогоплательщиков в современных реалиях налогового администрирования. Расширение практики применения процессуальных норм НК РФ без установленных регламентов их применения формирует новую налоговую реальность. Как отметил Александр Картошкин, член Палаты налоговых консультантов, начальник юридического департамента «Атомик-Аудит», технологии проведения контрольных мероприятий вызывают вопросы со стороны налогоплательщиков.

Например, сегодня не ограничен по времени допрос свидетеля в ходе налогового контроля, что ущемляет права граждан. Эксперт предлагает регламентировать мероприятия налогового контроля, взяв за образец уголовно-процессуальный кодекс.

Дополнительными мерами соблюсти «баланс интересов» могли бы стать разработка кодекса поведения для представителей налоговых служб в ходе проверок налогоплательщиков, расширение перечня обязанностей налогового органа и увеличение объема прав налогоплательщиков.

Сергей Кучер, член Правления Палаты налоговых консультантов, председатель Общественного совета при УФНС России по Владимирской области, посетовал на несерьезное внимание к мероприятиям камерального контроля со стороны налогоплательщиков. Сегодня налоговый контроль все больше смещается в сторону камерального контроля, в то время как количество выездных проверок неуклонно сокращается.

При истребовании документов в ходе камеральных проверок налоговым консультантам необходимо активнее разъяснять проверяющим органам позицию налогоплательщика, не дожидаться окончания проверки и акта по ее итогам, составление которого может затянуться на срок до полугода и более.

Елена Барвицкая, руководитель Санкт-Петербургского филиала «Такском», ответила на вопросы о модели защиты интересов налогоплательщика в эпоху цифрового налогового контроля, возможностях налоговых консультантов встроиться в цифровую реальность и следовать правилу «проверь проверяющего», новыми формами взаимодействия с налогоплательщиками.

Необходимые возможности для налогоплательщиков и налоговых консультантов дает решение «Картотека» в линейке продуктов компании «Такском» (обработка и хранение любых форматов данных, форм и видов документов). В частности, «Картотека» поможет провести внутренний аудит документов, подготовить:

  • ответ на требование ФНС о документах;
  • пакет документов для подтверждения ставки НДС 0%.

Наталья Наталюк, ведущий юрист «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга, и Василий Ваюкин, адвокат и управляющий партнер «Персональный налоговый менеджмент» (TAXManager), рассказали, с чем на практике сталкиваются налогоплательщики в новой цифровой системе налогового контроля, чего не хватает для полноценной оценки налоговых рисков и проверки контрагентов.

Контрольная деятельность налоговых органов сосредоточена в 3 направлениях: организация и координация проведения мероприятий налогового контроля, анализ форм и способов уклонения от налогообложения, автоматизация планирования и проведения проверок. Внешний скоринг налогоплательщиков требует от организаций применения риск-ориентированного подхода в своей деятельности и проявления осмотрительности при выборе контрагентов.

При этом информация в Личном кабинете налогоплательщика и сервисы ФНС на сегодняшний день не дают полного представления о возможных рисках компании. Спикеры напомнили о существующих сервисах для проверки контрагентов ( egrul.nalog.ru , kad.arbitr.ru , gks.ru и др.) и акцентировали внимание на их возможностях и недостатках.

Для достижения определенного баланса в ситуации, при которой цифровизация на стороне налогоплательщика хотя бы частично могла опираться на базу данных, имеющуюся у налоговых органов, эксперты предложили создать единый удобный сервис со всей необходимой для организаций информацией, включая сведения из ИР «Риски» об аффилированности юридических лиц и пр.

Виктория Варламова, главный эксперт «Правовест Аудит», советник налоговой службы РФ II ранга, представила разработку компании ‒ матрицу аудита налоговых рисков, позволяющую системно поддерживать налоговую безопасность организаций и обеспечить страхование рисков от наступления неблагоприятных последствий налоговых проверок.

Эта новая технология применяется при проведении комплексного аудита с расширенным заданием ‒ углубленной проверкой налоговой отчетности. Она помогает выявить все риски в налоговом учете, а не только существенные ошибки, искажающие бухгалтерскую отчетность. Так, если по итогам налоговой проверки, проведенной после подобного аудита, будут доначислены налоги, то убытки в виде штрафов и пени на сумму выявленной недоимки за проверенный аудиторами период компенсирует страховая компания.

Виктория Варламова также привела примеры выявления финансовых резервов, в том числе в виде переплаты налогов. Например, организация уплачивала налог на имущество по служебной квартире, числящейся у нее на балансе в качестве основного средства, исходя из ее кадастровой стоимости.

Однако в соответствии с нормами НК РФ квартиры как основные средства облагаются налогом по среднегодовой стоимости. Соответственно, налог был переплачен. После аудиторской проверки организация представила уточненную декларацию по налогу на имущество и зачла переплату в счет следующих платежей.

Другой пример. В ходе аудита было обнаружено, что организация забыла принять к вычету НДС, исчисленный при получении предоплаты, которую возвратили 11 месяцев назад при расторжении договора (бухгалтерия забыла поставить «галочку» в программе). Срок на вычет «авансового» НДС при расторжении договора составляет 1 год с даты возврата. Организация успела представить уточненную декларацию по НДС до истечения срока на вычет и сэкономила 1, 8 млн руб.

Есть примеры, когда организации занижали суммы налогов по ошибке, либо доначисления налогов грозили организации только из-за того, что требования бухгалтерии о составлении внутренних первичных документов работники не воспринимали серьезно. Например, при строительстве объектов руководители производства не хотели составлять акты отпуска материалов на строительство и иные документы, необходимые для учета расходов.

В случае проведения выездной налоговой проверки это грозило компании как минимум судебными спорами с налоговыми органами о правомерности (сумме) учета расходов на строительство, а как максимум ‒ «снятием» с расходов затрат на приобретение материалов, начислением пени и штрафа.

По итогам аудита требования бухгалтерии о составлении первичных документов были выполнены, руководство компании осознало важность и денежную ценность «бумажек», составляемых строительными подразделениями. А компания устранила риск доначисления налогов, штрафов и пени в размере 586 млн руб., сохранила нервы работникам бухгалтерии и освободила руководителя и собственников от риска весьма ощутимых претензий.

По итогам конференции будут сформированы предложения по совершенствованию норм налогового законодательства РФ в соответствии с существующей практикой налогового администрирования.

Но главный вывод по итогам обсуждений можно сделать уже сейчас: налоговым консультантам стоит сосредоточиться на упреждающем консультировании, а налогоплательщикам — применять адекватные модели налогового поведения, в том числе проводить ревизию налоговых рисков в течение года (ежеквартально), чтобы упредить появление ошибок, не дожидаясь момента, когда последствия будут неотвратимы.

10 апреля в рамках ПМЮФ эксперты проанализировали налоговые антикризисные меры

Помощь бизнесу в условиях борьбы с пандемией COVID-19 и меры поддержки, которые внедряют налоговые органы всех стран, обсудили отечественные и зарубежные специалисты на круглом столе «Налоговые и административные меры по оказанию поддержки бизнесу, ОЭСР-Россия: лучшие практики» в рамках Петербургского международного юридического форума 9 ½.

Заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин отметил, что первой мерой для поддержки бизнеса в странах должен стать онлайн-мониторинг и сбор обратной связи со всей страны. Он рассказал, что в Российской Федерации для этого уже специально создали ситуационные центры, которые собирают информацию от всех регионов и отражают динамику происходящего. На основе этих данных, подчеркнул эксперт, Федеральная налоговая служба страны принимает все необходимые решения.

Кроме того, заместитель руководителя ФНС России указал на проведенные изменения в налоговом законодательстве Российской Федерации. «Учитывая экстраординарность и беспрецедентность ситуации, в которой мы оказались, следует констатировать, что сформированное за десятилетие налоговое законодательство не было готово к оперативному внесению в него изменений. Поэтому первое, что мы сделали, – предоставили дополнительные полномочия Правительству страны, чтобы оперативно вносить необходимые изменения, связанные с совершенствованием налогового администрирования, с возможностью переноса сроков уплаты налогов, упрощения контрольных процедур налогового администрирования, возможностью предоставления отсрочек и рассрочек и других мер, которые направлены на поддержку бизнеса», – пояснил он.

Глава секретариата Форума по налоговому администрированию (FTA) OECD Питер Грин считает, что после завершения кризиса одним из важных направлений работы стран должно стать восстановление разработок в области цифровизации и цифровой трансформации налогового администрирования. По его мнению, это не только облегчит работу представителям налоговых органов в непредвиденных обстоятельствах, но и позволит оказывать более эффективную поддержку налогоплательщикам.

«Если сегодня мы в состоянии двигаться дальше в вопросах цифровизации, то по завершении кризиса мы сможем в серьезной степени повысить взаимодействие между нами, налоговыми администраторами, налогоплательщиками и добиться того, что в будущие кризисы мы будем оснащены всем, что нам необходимо», – отметил Питер Грин.

Аналогичное мнение выразил модератор сессии, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы РФ Дмитрий Вольвач. Он отметил, что в России также верят в достижения в области цифровизации, которые есть у отечественной налоговой службы.

«Они действительно нам очень помогают. И я тоже думаю, что, пройдя эти испытания, мы сделаем много полезного для наших налогоплательщиков, чтобы они как можно меньше испытывали на себе административное давление там, где цифровизация позволяет достигать наибольших успехов и результатов», – резюмировал специалист.

Заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Илья Кучеров отметил, что поддержка налогоплательщиков в условиях пандемии – один из главных вызовов в нынешней ситуации.

Начальник Отдела налоговой политики и статистики Центра налоговой политики и администрирования ОЭСР Дэвид Брэдбери рассказал об инновационных мерах поддержки налогоплательщиков в разных странах. В частности, эксперт обратил внимание на способы поддержки сектора здравоохранения, который сейчас находится на передовой борьбы с пандемией.

«Это и снижение социальных выплат (например, пенсионных), предоставление бонусов более высоких, чем в обычное время. Снижение налогового бремени для тех работников здравоохранения, которые уже вышли на пенсию или перестали работать. Можно дать им возможность по-другому платить налоги: более просто, по сниженной ставке. Сюда же относится снижение или освобождение от ставки НДС, снижение таможенной, импортной пошлины. Это нацелено на сектор здравоохранения, который реагирует на этот ужасный кризис», – отметил эксперт.

Практикой налоговых органов КНР поделился заместитель генерального директора Департамента международного налогообложения Государственного налогового управления КНР Хуанг Сухуа.

«НДС у нас – самый большой генератор доходов. Почти 40% он приносит нам в бюджет. И на три месяца мы дали возможность не уплачивать НДС в эпицентре COVID-19. А малые предприятия получили такую возможность и в других регионах. Таким образом, бремя малого бизнеса снизилось с 3% до 1%. Транспортные компании и компании кейтеринга получили отсрочку по подоходному налогу: смогут разделить эти выплаты на восемь лет, а обычно срок составляет пять лет. Социальные выплаты бизнесы сейчас также могут не уплачивать в эти фонды, они получают освобождения на пять месяцев», – рассказал специалист.

В завершение дискуссии заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Илья Кучеров спрогнозировал скорое появление в налоговом законодательстве России и других изменений, направленных на поддержку бизнеса.

* Подготовлено с использованием гранта Благотворительного фонда Владимира Потанина, 2020.

lock


Александр Алибиевич Ялбулганов

главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор


  • 30.04.2021
  • view
    138
  • keywords
  • ключевые слова:
  • налоговое законодательство еаэс ,
  • цифровизация налогового администрирования ,
  • электронный налогоплательщик ,
  • электронный документ налогоплательщика ,
  • личный кабинет налогоплательщика ,
  • система управления рисками ,
  • налоговый мониторинг
Использование современных информационно-телекоммуникационных технологий в деятельности налоговых органов приводит к существенным изменениям в налоговом администрировании. Эти изменения находят отражение в налоговом законодательстве в виде закрепления правового статуса налогоплательщика, форм его взаимодействия с налоговыми органами, а также организации налогового контроля. На примере налогового законодательства государств ЕАЭС рассмотрены новые институты налогового права — электронный налогоплательщик, электронная подпись налогоплательщика, представление документов и информации в налоговый орган в электронном виде и в формате электронного документа. Проанализировано законодательное закрепление новых технологий налогового администрирования — личного кабинета налогоплательщика, риск-категорирования налогоплательщика, налогового мониторинга и др.

Сегодня цифровизация налогового администрирования становится условием успешной деятельности фискальных (налоговых и таможенных) органов каждого государства, а взаимодействие фискальных органов государств, входящих в различные интеграционные объединения, с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий — одним из условий дальнейшего развития таможенных и экономических союзов.

Специфика правового регулирования фискальных отношений состоит в том, что нововведения в технологиях и методах налогового и таможенного администрирования должны найти свое отражение в налоговом законодательстве. Любая неурегулированность в деятельности налоговой и таможенной администрации, вакуум в легальной регламентации налоговых отношений, образовавшийся вследствие внедрения новых технологий, неизбежно ведут к снижению эффективности фискальной политики, а в юридическом отношении предоставляют недобросовестным налогоплательщикам возможность использовать формирующиеся законодательные бреши в целях ухода от налогообложения с использованием принципа in dubio contra fiscum .

Еще недавно налоговые нормы государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не содержали и намека на цифровизацию налогового регулирования — теперь же налоговые кодексы стран-членов формируют «окрашенный в цифру» понятийный аппарат, включают в систему законодательства новые цифровые налогово-правовые институты.

Тематика цифровизации обозначена в налоговом законодательстве государств ЕАЭС по двум основным направлениям — во-первых, через внесение соответствующих изменений и дополнений в правовой статус налоговых органов, налогоплательщиков и иных обязанных субъектов налогового права (плательщиков сборов и других обязательных платежей, страховых взносов, налоговых агентов), а во-вторых, через развитие законодательного регулирования отношений, возникающих в процессе налогового администрирования и связанных с применением современных информационно-коммуникационных технологий.

Существенные изменения, обусловленные использованием современных технологий, вносятся в правовой статус налогоплательщика и находят свое отражение в рекомендациях, подготовленных для государств ЕАЭС (см. третью часть «Налоговое администрирование» модельного Налогового кодекса для государств — участников СНГ, 2019 г. 1 1 См.: постановление Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ «О третьей части „Налоговое администрирование“ модельного Налогового кодекса для государств — участников СНГ» № 49-11 (принято в Санкт-Петербурге 19 апреля 2019 г.). URL: http://cis.minsk.by/ (дата обращения: 20.04.2021). (далее — Модельный кодекс)), а также в действующем налоговом законодательстве этих государств.

Модельный кодекс (ст. 6) вводит в оборот понятие «электронный налогоплательщик» — это налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент), взаимодействующий с налоговыми органами эле

Федеральная налоговая служба (ФНС) провела исследование, чтобы изучить уровень цифровизации налоговых систем разных стран и их успехи в управлении большими данными (Big Data, «Ведомости» ознакомились с копией доклада). Для этого она опросила 26 налоговых служб стран, входящих в консультативную группу Форума по налоговому администрированию (FTA) ОЭСР. Основная цель – выявить технологии, которые могут улучшить администрирование. Доклад будет представлен на заседании группы ОЭСР в Сингапуре в среду.

Технологии все активнее внедряются в работу налоговиков, констатирует в докладе руководитель ФНС Михаил Мишустин – он возглавляет рабочую группу FTA по электронным услугам и цифровым каналам доставки. Например, в России доля электронной отчетности выросла с 0,5% в 2002 г. до 91% в 2015 г., следует из материалов ФНС.

С 2013 г. заработала автоматизированная система контроля за уплатой НДС (обрабатывает миллионы электронных деклараций и около 15 млрд электронных счетов-фактур в год), которая позволяет автоматически находить несоответствие данных в цепочках поставок и невыплату налога. В 2016 г. сборы НДС выросли на 8,5%. А в I квартале 2017 г. – на 210 млрд руб. (на 17%) – почти половина дополнительных поступлений благодаря АСК, указывала служба.

Еще одна система – с 2016 г. производители шуб начали снабжать их RFID-метками и отчитываться по всей цепочке движения товаров, за апрель 2016 г.-март 2017 г. легальные продажи выросли в восемь раз по сравнению с 2015 г. А с 2018 г. под цифровой контроль попадет и ритейл – бизнес полностью перейдет на новые кассы, которые в онлайн-режиме передают данные налоговикам.

Сложные технологии

В исследовании участвовали как развитые (например, Норвегия, Австралия, США, Великобритания), так и развивающиеся страны – Россия, Коста-Рика и Филиппины. Результаты – анонимные. Всего ФНС задала 34 вопроса по двум разделам – Big Data, а также портальные решения и элементы естественной среды налогоплательщика (как его системы и налоговиков подстраиваются друг под друга). Каждый критерий оценивался по пятибалльной шкале в зависимости от того, на каком из пяти этапов находится страна – от возникновения технологии до передовой практики. Россия показала результат гораздо выше среднего, рассказывает федеральный чиновник, среди лидеров – Австралия, Сингапур, Дания, Новая Зеландия.

Большинство опрошенных стран понимают важность Big data и управления ими, говорится в исследовании. Но только 15% считают, что они используются во всех аспектах работы.

Хуже всего странам удается подстраивать законодательство под развитие технологий – только 16% осознали, что это нужно делать, 56% внедрили правительственный план, а один участник опроса даже не смог оценить себя по этому критерию. Лишь у 40% респондентов есть стратегия использования Big Data, а 56% только начинают развивать подход к интеграции всех данных. Только 31% опрошенных стран начали опираться на Big Data для анализа и управления налоговыми рисками, 8% – для работы с компаниями в режиме реального времени, например, предварительно заполняют декларации за них. Почти все скандинавские страны сами готовят подоходную налоговую декларацию для людей, рассказывает партнер EY Петр Медведев, человек может согласиться с ней или нет. Но это требует большого уровня доверия между налогоплательщиком и налоговиками, предупреждает он.

В 27% налоговых служб внутренний обмен данными находится на передовом уровне, у 43% он внедряется. Обмен улучшает качество контроля, объясняет чиновник, чтобы разные подразделения не задавали компаниям по-разному одни и те же вопросы, получая разные ответы. 70% стран собирают данные из самых разных источников, чтобы лучше понять поведение налогоплательщиков и разработать для них новые сервисы. В большинстве опрошенных стран есть личные кабинеты для компаний и людей, у 69% основная часть отчетности производится в электронной форме.

Налоги для роста

Чем активнее страны внедряют новые технологии, тем лучше себя чувствуют и сами компании, считают в ФНС. Это увеличивает прозрачность налогоплательщиков, снижает налоговую неопределенность и административную нагрузку, перечисляет в докладе Мишустин.

К похожим выводам пришли и авторы налогового обзора МВФ. В развивающихся странах улучшение администрирования может снизить недобросовестную конкуренцию со стороны компаний, не платящих налоги, и позволяет компаниям с более высокой производительностью увеличить долю на рынке. Компании, которые уходят от налогов, могут позволить себе большую расточительность, что приводит к инвестициям в нерентабельные проекты, говорится в обзоре. По оценкам МВФ, у компаний, которые уводят от налогов 70% выручки, общая факторная производительность на 4% ниже, чем у выплачивающих все налоги. В странах с менее развитой системой сбора налогов ниже доля вложений в основные средства производства. А выравнивание условий налогообложения для всех компаний может стимулировать рост ВВП на 0,7% в развитых странах и 1,3% – в развивающихся.

Читайте также: