Что является основанием для прекращения налоговой обязанности лнр

Опубликовано: 20.09.2024

1.Основанием для принудительного взыскания налоговым органом с на­логоплательщика соответствующих денежных сумм является наличие не­доимки по тому или иному налогу.
Принудительное исполнение налоговой обязанности начинается с на­правления налоговым органом налогоплательщику (плательщику сбо­ра, налоговому агенту) письменного извещения о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неупла­ченную сумму налога и набежавшей на нее пени. Такое извещение на­зывается "требованием об уплате налога (сбора)". Его форма установле­на приказом МНС РФ "Об утверждении форм налоговых уведомлений" от 14.10.99 № АП-3-08/326 (с измен, на 14.10.2002).
По своему содержанию различают требования об уплате: t/ недоимки по налогу (сбору) и пени, направляемые налогоплательщику после его пропуска срока для уплаты налога, если в данном случае ис­ключается применение налоговых санкций;
• недоимки по налогу (сбору) и пени, а также налоговых санкций вслед­ствие виновного пропуска срока уплаты налога (п. 3 ст. 101 НК РФ);
одних налоговых санкций, в случае отсутствия у налогоплательщика недоимки по налогам и задолженности по пеням (статьи 116, 117, 118, 120 НК РФ и др.);
• задолженности по налогу, пени и процентов (п. 8 ст. 68 НК РФ). Кроме того, требования подразделяются по формальным критериям,
например, в зависимости от причины (или основания) направления налогоплательщику соответствующего требования:
пропуск срока уплаты налога вследствие игнорирования налогоплатель­щиком налогового уведомления об уплате налога;

прекращение действия отсрочки (рассрочки), а также налогового креди­та или инвестиционного налогового кредита по любому из оснований, за исключением досрочного погашения налогоплательщиком всей отсро­ченной суммы фискального платежа с причитающимися процентами3*.
Срок направления требования:
требование об уплате налога (сбора) направляется не позднее 3-х меся­цев после наступления срока уплаты налога;
требование об уплате налога (сбора) и пеней направляется в 10-днев­ный срок со дня вынесеш*я решения налогового органа по результатам налоговой проверки.

Требование об уплате налога или сбора вручается налоговым органом налогоплательщику (законному или уполномоченному представителю) г организации или физическому лицу (его законному или уполномо­ченному представителю) лично под расписку или иным способом, под­тверждающим факт и дату получения этого требования по месту учета этого налогоплательщика (статьи 69 - 70 НК РФ).
2, В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплатель­щиком требования об уплате налога (сбора), пени налоговыми органа­ми применяются меры принудительного исполнения налоговой обя­занности, к каковым относится взыскание. Оно может быть обращено:
на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика (пла­тельщика сбора, налогового агента) в кредитных организациях; •* имущество налогоплательщика;
• права (требования) по неисполненным денежным обязательствам (де­биторскую задолженность). Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, пла­тельщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юриди­ческого характера, признается безнадежной и списывается (ст. 59 НК РФ).
По общему правилу, взыскание налога с организации производится в бесспорном порядке за исключением случаев, когда обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:
юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;
• юридической квалификации статуса и характера деятельности налого­плательщика. Что касается физических лиц, то согласно норме ч. 1 ст. 35 Конституции РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ о том, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда", взыскание неуплаченного налога с физического лица производится только в судебном порядке.



Статья 16. Права налогоплательщиков

1) получать по месту регистрации от органов налогов и сборов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах,

2) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогообложении;

3) получать отсрочку, рассрочку в порядке и на условиях, установленных настоящим законом, нормативными правовыми актами Совета Министров;

4) на зачет или возврат ошибочно и / или излишне уплаченных денежных обязательств

5) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогообложении, лично либо через своего представителя;

6) присутствовать при проведении налоговых проверок;

7) получать копии документов, составленных по результатам налоговых проверок и решений органов налогов и сборов, а также уведомления и требования об уплате налогов и сборов;

8) требовать от должностных лиц органов налогов и сборов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогообложении при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

9) обжаловать в установленном порядке решения органов налогов и сборов, действия (бездействие) их должностных лиц;

10) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов органов налогов сборов в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

11) на осуществление совместной с органами налогов и сборов сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

12) не выполнять неправомерные акты и требования органов налогов и сборов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Закону или другим законам, нормативным правовым актам Совета Министров, Главы Луганской Народной Республики;

14) на соблюдение и сохранение налоговой тайны.

Статья 17. Обязанности налогоплательщиков

1) уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2) становиться на учет в органах налогов и сборов по месту регистрации в течение 10 рабочих дней с даты получения свидетельства о государственной регистрации;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогообложении;

4) подавать в установленном порядке в орган налогов и сборов по месту регистрации налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогообложении;

5) предоставлять в органы налогов и сборов, их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) предоставлять на письменный запрос органа налогов и сборов в течение 10 календарных дней со дня получения такого запроса информацию, пояснения и их документальное подтверждение относительно исчисления и уплаты налогов, сборов, других платежей,

7) выполнять законные требования органа налогов и сборов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогообложении, а также не препятствовать законным действиям должностных лиц органов налогов и сборов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и сборов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов в случаях, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогообложении, а также уплату (удержание) налогов и сборов;

9) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогообложении.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 14 июля 2015 г. N 03-05-04-01/40359 О прекращении обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в случае прекращения существования объекта налогообложения

В Минфине России рассмотрено письмо по вопросу о прекращении обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в случае прекращения существования объекта налогообложения и сообщается следующее.

На основании пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц выступают объекты недвижимого имущества, прошедшие государственный кадастровый учет (до 2013 года - государственный технический учет).

Как следует из положений части третьей статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" существование недвижимого имущества или прекращение существования такого имущества подтверждается соответствующими сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости в рамках проведения государственного кадастрового учета.

Следовательно, объект недвижимого имущества считается созданным (прекратившим свое существование) с даты его постановки (снятия) на кадастровый (технический) учет.

Согласно пункту 5 статьи 408 Налогового кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в данном пункте.

Вместе с тем в Налоговом кодексе существует правовая неопределенность относительно даты (периода), с которой прекращается обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в связи с прекращением существования объекта налогообложения, в связи с чем существует необходимость внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, до внесения соответствующих изменений в главу 32 Налогового кодекса при исчислении налога на имущество физических лиц в случае прекращения существования объекта налогообложения в отношении таких объектов следует применять коэффициенты, определенные пунктом 5 статьи 408 Налогового кодекса.

С.Д. Шаталов

Обзор документа

Согласно НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество, налог исчисляется с учетом коэффициента. Последний определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Как отмечает Минфин России, в НК РФ существует правовая неопределенность относительно даты (периода), с которой прекращается обязанность по уплате налога на имущество физлиц в связи с прекращением существования объекта налогообложения.

До внесения соответствующих изменений в кодекс при исчислении налога на имущество физлиц в случае прекращения существования объекта налогообложения в отношении таких объектов следует применять вышеуказанные коэффициенты.

Apriori обязанность по уплате того или иного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения у него соответствующего объекта налогообложения. Принимая во внимание приведенное выше определение объекта налогообложения в качестве единственного основания возникновения налоговой обязанности, следует признать такие юридические факты, с которыми в соответствии с законодательством связывается обязанность по уплате налогов и сборов. В качестве таких фактов, например, следует рассматривать:

- получение валовой прибыли (налог на прибыль);

- совершение оборота по реализации товаров (работ, услуг), ввоза товаров (НДС);

- изготовление подакцизной продукции (акцизы);

- осуществление операции по приобретению наличной иностранной валюты и платежных документов, выраженных в иностранной валюте (налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

- реализация товаров (работ, услуг) в розницу или оптом за наличный расчет (налог с продаж).

Приостановление налоговой обязанности осуществляется по решению налогового органа лишь в тех случаях, когда налогоплательщик - физическое лицо признан безвестно отсутствующим или недееспособным, а принадлежащего ему имущества недостаточно для исполнения указанной обязанности. При принятии в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возобновляется со дня принятия указанного решения (ч.3 ст. 51 НК РФ).

Основаниями прекращения обязанности по уплате налога и (или) сбора являются:

- уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

- смерть налогоплательщика или признание его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством.

- ликвидация организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами);

- иные обстоятельства, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора (ч. 3 ст. 44 НК РФ).

Уплата налога (сбора) означает своевременное и в полном объеме исполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора) своей налоговой обязанности по отношению к государству. Такое поведение налогоплательщика в наибольшей степени соответствует финансовым интересам последнего.

По общему правилу, в случае смерти налогоплательщика, являющегося физическим лицом, или признания такого лица умершим, его налоговая обязанность прекращается. Однако задолженность по поимущественным налогам в этом случае сохраняется и должна погашаться в пределах стоимости наследственного имущества.

Ликвидация организации также является одним из оснований прекращения налоговой обязанности, но только в том случае, когда она исполнена ликвидационной комиссией за счет оставшихся денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества, или погашена ее учредителями (участниками).

К числу иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога и сбора, в частности относятся:

- удержание суммы налога (сбора) налоговым агентом (ст. 24 НК РФ);

- взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке со счета налогоплательщика в банке (ст. 46 НК РФ);

- погашение налоговой обязанности посредством обращения судом взыскания на имущество налогоплательщика (ст. 47 и ст. 48 НК РФ);

- исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизованного юридического лица его правопреемником (ст. 50 НК РФ);

- исполнение обязанности по уплате налогов (сборов), причитающихся с физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом налогоплательщика (ст. 51 НК РФ);

- погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика (решению налогового органа, суда) посредством зачета соответствующей суммы по другому излишне уплаченному или взысканному налогу (ч. 5 ст. 78 и ч. 1 ст. 79 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 44 НК РФ основанием для прекращения налоговой обязанности является наступление одного из следующих обстоятельств:

  1. уплата налога и (или) сбора;
  2. смерть физического лица-налогоплательщика или с объявление его умершим (задолженность по налогам при этом погашается наследниками);
  3. ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со статьей 49 НК РФ;
  4. возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора, к которым можно отнести:
  • принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества налогоплательщика (ст. 46-48 НК);
  • уплату налога реорганизованной организации ее правопреемником (ст. 50 НК);
  • уплату налога лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, за безвестно отсутствующего налогоплательщика (п. 1 ст. 51 НК);
  • уплату налога опекуном за недееспособного налогоплательщика (п. 2 ст. 51 НК);
  • списание безнадежных долгов по налогам (ст. 59 НК);
  • уплату налога поручителем за налогоплательщика (ст. 74 НК) и др.

Налоговая обязанность, как и любая другая обязанность, прекращается надлежащим исполнением. Исполнением налоговой обязанности считается уплата налога в полной сумме и в установленный срок.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. По общему правилу российским налоговым законодательством не допускается уплата налогов третьими лицами, поэтому различные «налоговые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и подобные соглашения являются ничтожными и не влекут правовых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика обязанности по уплате причитающихся налогов. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц:

  • налоговых агентов (ст. 24 НК РФ);
  • правопреемника реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ);
  • законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ);
  • поручителя (ст. 74 НК РФ).

Срок исполнения налоговой обязанности устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому конкретному налогу. Налогоплательщику не запрещается уплатить соответствующий налог досрочно, т.е. после возникновения налоговой обязанности, но до наступления установленного законодательством срока уплаты.

По общему правилу моментом исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обязанности по уплате налога служит момент предъявления в банк поручения на уплату налога. Аналогичное правило применяется и относительно налогов, уплачиваемых наличными денежными средствами. Вместе с тем в зависимости от способа уплаты и порядка взимания налоговая обязанность может быть исполнена и двумя другими способами:

  • в порядке зачета переплаченной ранее суммы налога в соответствии со ст. 78 НК РФ;
  • при взимании налога у источника выплаты налоговая обязанность считается исполненной с момента удержания обязательного платежа налоговым агентом.

Следовательно, Налоговый кодекс РФ также различает уплату налога как действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет как действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора). Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платежного поручения влечет прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: