Что выплачивала русь золотой орде выкуп налог дань

Опубликовано: 17.05.2024

ДАНЬ МОНГОЛАМ

Монголо-татары провели на Руси в 1257 году перепись населения с целью упорядочить обложение населения данью. Перепись не затрагивала русскую, а точнее византийскую православную церковь. Византия была в дружеских отношениях с Ордой, а православная церковь учила народ повиноваться завоевателям – на всё воля Божья.

Чтобы обеспечить сбор дани, в столицах княжеств находились татарские воеводы-баскаки. Старший баскак находился в главном княжестве – Владимирском.

Власть баскаков обеспечивали ордынские военные отряды. Командовали отрядами ордынцы, рядовыми воинами могли быть русские. Баскаки следили не только за взиманием дани и выполнением разных повинностей, но и следили за деятельностью князей.

Дань собиралась с дома (семейства), с земель, с плуга. Кроме того, взимались различные пошлины – с ловли зверя, рыбы, с пчелиных ульев и т. д. Взималась пошлина и с торговли. О на называлась тамга. Дань взимали специальные чиновники-данщики, таможеники и др. Содержать татарских чиновников должно было население. Их надо было не только содержать, но и обеспечивать средствами передвижения. Была даже специальная повинность – подводная. Ордынцы создали специальные почтовые станции («ямы»). Подводная повинность и заключалась в том, чтобы население выделяло определенное количество подвод (с ямщиками), которые должны непрерывно курсировать между почтовыми отделениями (ямами).


Налоговые округа (тьмы) в России при монголах

Тех, кто не мог выплатить дань, превращали в рабов. Надо помнить, что князья собирали дань и для себя, часто оставляя людей ни с чем. С середины XIII века население стало восставать. Население восстало в Новгороде, Ростове, Суздале, Ярославле. Выступления народа продолжались до конца XIII века. Все они были потоплены в крови. В начале XIV века ордынцы ликвидировали систему баскачества. Они обязали князей собирать дань с населения и привозить «выход» в столицу Золотой Орды – Сарай.

Дань вежливости (Опрос)

Дань вежливости (Опрос) 1 августа, 11:14Начал я тут по материалам блога готовить книгу «Любовь к истории-2» и увидел, как мало здесь осталось истории и как много стало всякого-разного неисторического, в особенности политики. Вначале я обещал читателям лишь развлекать их

Музыкальная дань Наполеону

Музыкальная дань Наполеону Так что же оставил Наполеон потомкам? Налицо, конечно, тенденция сравнивать с ним любого французского аристократа (а их немало). До сих пор живы и его законы, которые по-прежнему формируют французское мышление. И разумеется, тут как тут

Хазарская дань (IX век)

Хазарская дань (IX век) Иными словами, первые русские города владели огромными окрестными территориями, с которых собирали дань. Конечно, не стоит представлять себе первые города как каменные крепости с высокими стенами. Первоначально это были обнесенные частоколом

Хазарская дань

Хазарская дань «Повесть временных лет» причислила киевских «полян» к тем восточнославянским племенам, которые платили дань Хазарин. Впрочем, хронологические рамки даннической зависимости от хазар летописцем не определены, а с содержательной стороны этот период

Полюдье и дань

Полюдье и дань Для упорядочения отношений с зависимым населением Русской земли в распоряжении князя находились два инструмента: дань и полюдье, при помощи которых «словене» и «языки» подразделялись на людей и смердов.В исторической литературе широко распространено

Дань признательности

Введение Впервые афинский флот вошел-вплыл в мое сознание одним зимним днем 1969 года, когда я столкнулся в Нью-Хейвене, на Колледж-стрит, с Доналдом Кэгеном. В заснеженном студенческом городке Йеля его фигуру боксера с походкой моряка легко было узнать еще издали. Я знал

ЗЕМЛЯ, ВОЛОСТИ, ДАНЬ

ЗЕМЛЯ, ВОЛОСТИ, ДАНЬ К каждому городу принадлежало известное пространство земли, составлявшее его округ, как бы уезд, разделенный на волости, прежде верви, имевшие, вероятно, отношение к тысячам, на погосты, впоследствии на станы.Разделение земли по городам от первых

ОРДЫНСКАЯ ДАНЬ

ОРДЫНСКАЯ ДАНЬ В начале XIV века Сарай был действительным политическим центром Золотой Орды. Власть ханов была еще крепка, и это для большинства населения Золотой Орды было несомненным благом. Процветала торговля, мирное население могло спокойно работать, не опасаясь

VI. Дань и поздравительный адресъ

VI. Дань и поздравительный адресъ При сношеніяхъ Европейскихъ державъ съ китайскимъ Дворомъ, открывшихся за 200 предъ симъ л?тъ, встр?тились два обстоятельства, которыя до сего времени полагаютъ неотвратимое препятствіе къ политическому сближенію Европы съ Китаемъ. Эти

Дань Часто, не меньше одного раза в год, татары присылали своих послов собирать с русских дань.Послы (баскаки) ходили по дворам и брали все, что плохо лежало, ничем не брезгая.Увидят веревочку, и веревочку берут; увидят хорошо или даже плохо выпеченный хлеб – и сейчас в

«Не ходи, но возьми дань»

«Не ходи, но возьми дань» Очевидно, приготовления князя Игоря к новому походу-реваншу на Царьград были настолько серьезны и грандиозны, что весть о них разлетелась во все уголки древней земли обетованной. Узнали о задумках варяжского витязя и в Константинополе.

Дань села

Дань села По крайней мере по одному пункту коллективизация все же изменила экономическое положение страны. В производстве сельскохозяйственной продукции, даже не обнаружившем роста, принимало участие теперь меньше работников, а объем продукции, предназначенной для

Опять дань?

Опять дань? В последующие после разгрома и подчинения Пскова двенадцать лет Василий III Иванович был полностью поглощен проблемами внешнеполитическими. Решал он их по-отцовски не спеша, осторожно, стараясь лишний раз не воевать, отстаивая всеми возможными способами

Дань Пушкину

Дань Пушкину Плыли как-то на одном корабле к берегам Кавказа генерал Раевский-младший, друг Пушкина, молодой Айвазовский и Лев Сергеевич Пушкин… И почему бы не домыслить к этому факту такое, вполне возможное: Левушка Пушкин тут же на шканцах под открытым и ясным небом

myprotein-red

Главный налоговый инспектор, ответственный за все Великое княжество Владимирское, в русских летописях именуется «великим баскаком», его резиденция располагалась в Муроме. Каждый баскак для сохранения порядка и дисциплины в своем районе имел отряд войск, из монгольских, тюркских и русских солдат. Из летописей известно, что в 1283 году в отряде курского баскака Ахмада русских было «более 30 человек». Фактически, баскак совмещал в одном лице функции налогового инспектора, начальника государственной почты и военного комиссара — по приказам из ставки великого хана он отвечал за отправку вспомогательных русских отрядов в монгольские войска.

Баскак, его чиновники и «силовики» размещались на отдельных подворьях, некоторые из которых со временем стали населенными пунктами, сохранившимися до наших дней. На территории бывшего Великого княжества Владимирского и сегодня существует почти два десятка поселков с названием Баскаково или Баскаки.

Устюжская летопись даже содержит романтическую историю баскака Буги и русской девушки Марии, которую он сделал своей наложницей, взяв в качестве дани у отца-крестьянина («насилием за ясак» — как говорит летописец). Девушка обратила монгольского язычника Бугу в христианство, рассказав ему, что от князя пришел приказ убивать всех татар. В итоге крещеный Буга принял имя Иван, женился на Марии, стал праведным христианином и поставил в городе Устюге храм Иоанна Предтечи. Позднее русская православная церковь причислила эту семейную пару к лику святых — «праведные Иоанн и Мария Устюжские». Так что русское христианство имеет в активе даже одного святого сборщика налогов, монгольского баскака.

Всего на территории Руси к концу XIII века существовало 43 налоговых «тьмы» — 16 в Западной Руси и 27 в Восточной. Западная Русь по монгольскому делению состояла из следующих «тем» (принятое в исторической науке склонение множественного числа термина «тьма»): Киев, Владимир-Волынский, Луцк, Сокал (ныне райцентр в Львовской области), три «тьмы» в Подолии на юго-западе современной Украины, Чернигов, Курск, так называемая «Тьма Эголдея» к югу от курского региона, Любуцк (ныне село на западе Калужской области), Охура (в районе современного Харькова), Смоленск и Галицкое княжество на самом западе современной Украины в составе трех «тем».

Восточная Русь по итогам налоговой реформы монголов включала 15 «тем» во Владимирском княжестве, по пять «тем» в Новгородской земле и Тверском княжестве и две «тьмы», составлявшие Рязанское княжество. Понятие и деление на «тьмы» за период монгольского владычества настолько укоренилось в русском обществе, что название Новгородской земли, как «пятитемье» или «пятитем» фигурирует даже спустя два века в официальных документах Великого княжества Московского. Например, «пятитем Новьгородская» используется в договоре московского князя Дмитрия Шемяки с суздальскими князьями в середине XV столетия, в ту эпоху, когда уже давно забыли о баскаках и прекратили платить регулярную дань в Орду.

«А попы от нас пожалованы по прежней грамоте…»

Учреждение на Руси монгольской налоговой системы заняло несколько лет. Новгородская летопись так описывает начало 1258 года: «И почаша ездити оканнии по улицамъ, пишюче домы крестьяньскыя…» На попытку переписи Новгород ответил восстанием, которое было подавлено Александром Невским.

Какую дань на Руси платили Орде

«Баскаки», Сергей Иванов, 1909 год

На западе Руси, в Галиче и Волыни, перепись была проведена только в 1260 году после карательной экспедиции темника-генерала Бурундая (деда упомянутого выше Неврюя, в то время уже воевавшего на юге Китая). В 1274-1275 годах повторная перепись была проведена в Восточной Руси, а также впервые в Смоленском княжестве.

Это были первые подушные переписи на Руси. И так же впервые в истории русской цивилизации в налоговую систему были включены все люди и все категории населения за одним единственным исключением. Ранее, до монгольского завоевания, обязанность платить прямые налоги, обозначаемые универсальным термином «дань», распространялась лишь на некоторые категории лично зависимых крестьян и ремесленников. Основная же масса населения Древней Руси входила в финансовые отношения с государством опосредованно, через косвенные налоги и общинные власти. С 1258 года ситуация принципиально изменилась — так что подоходный налог, который ныне платят все граждане Российской Федерации, можно смело считать наследством татаро-монгольского ига.

Исключение в налоговой системе Чингисхана предусматривалось только для священников и церковной собственности: они освобождались от любых поборов и налогов, им даровалась охрана и неприкосновенность в обмен на единственную обязанность — официально и публично молиться за монгольского вождя и его власть. Это была вполне сознательная политика Чингиса и его потомков — религиозные структуры во всех завоеванных монголами странах, будь то буддисты, мусульмане или православные, при таком подходе становились не вдохновителями сопротивления, а вполне лояльными посредниками между монгольской властью и покоренными народами.

Самый старинный из дошедших до нас ханских ярлыков об освобождении православной церкви от налогов датирован августом 1267 года и был выдан ханом Менгу-Тимуром, внуком Батыя. Документ сохранился в переводе с монгольского на русский язык в рукописи XV века: «Чингис царь постановил, что если будет дань или корм, то пусть не трогают церковных людей, да искренним сердцем молятся Богу за нас и за племя наше и благословляют нас… И последующие цари тем же путем пожаловали попов… И мы, Богу молясь, их грамоты не переиначили… Какая бы ни была дань, да не требуют и не дают; или если что церкви принадлежит — земля, вода, огород, мельницы, зимовища, летовища, — да не замают. А если забрали, то пусть назад отдадут. И церковных мастеров — сокольников, пардусников — кто бы ни был, — пусть не забирают. Или что по закону их — книги или иное что — пусть не отбирают, не захватывают, не раздирают, не портят. А кто будет веру их хулить, тот человек виновен будет и умрет… А попы от нас пожалованы по прежней грамоте, чтобы Бога молили и благословляли. А если кто будет неискренним сердцем о нас молиться, тот грех на вас будет…»

Что же касается остального населения, то оно должно было платить дань в полном объеме. При этом структура налогов была продуманной и разнообразной. Основной прямой налог, «ясак», собирался с сельского населения, изначально он составлял десятую часть «со всего» и выплачивался натурой, в том числе поставками в монгольскую собственность живого товара, людей. Со временем эта десятина было упорядочена, и дань выплачивалась с ежегодного урожая или серебром или особо оговоренными товарами. Например, в Новгородской земле XIV века такая дань именовалась «черным бором», так как первоначально ее платили шкурами черных куниц. В отличие от таких «черных» платежей, выплаты серебром именовались «белыми».

Помимо этого основного налога имелась целая группа чрезвычайных и особых налогов. Так в 1259 году новгородский летописец сделал запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Термин «Туска» — происходит от тюркского понятия tuzghu, которое обозначало «подношения в дар приехавшим правителям или посланникам». Новгородская «туска» стала штрафом за бунт горожан во время переписи 1258 года.

Какую дань на Руси платили Орде

«Убийство в Орде первого Великого князя Москвы Юрия Даниловича» неизвестного художника, вторая половина XIX века

Так же монголами взимался особый налог на содержание конно-почтовых станций, той структуры, которая позже в Московском государстве будет именоваться «ямской службой». Этот налог так и назывался — «ям». Существовал чрезвычайный военный налог, «кулуш», его собирали в те годы, когда не забирали в Орду рекрутов

Основной налог с городов назывался «тамга», его платили купцы и торговцы. Как на монгольском, так и на тюркском языках термин «тамга» изначально обозначал эмблему клана, родовое клеймо, которым метили лошадей и другие виды собственности, принадлежащей клану. Позднее, с появлением у монголов государства, «тамга» стала клеймом, печатью, которой отмечались товары, поступившие в качестве дани.

«Тамгу» платили ежегодно, либо от размера капитала, либо с оборота. Известно, что в первом случае ставка налога составляла примерно 0,4 % от капитала. Например, персидские и среднеазиатские купцы ежегодно платили в монгольскую казну один динар из каждых 240 динаров их капитала. В случае выплаты «тамги» с оборота размер налога в разных городах варьировался от 3 до 5%. Известно, что в городах Крыма купцы платили 3%, а в городе Тана (современный Азов в устье Дона) «тамга» была 5%.

К сожалению точные ставки налога-«тамги» для разных русских городов неизвестны, но вряд ли они были выше крымских или азиатских. Зато известно, что с ганзейских купцов, закупавших в Новгороде невыделанные шкуры, монголы взимали налог (сейчас бы сказали — акциз) в размере 40%, зато при поставках европейских товаров в Поволжье ганзейские купцы были освобождены монгольскими властями от уплаты налогов и сборов за проезд.

«Тамга» платилась золотом или, по крайней мере, подсчитывалась в золоте. Наиболее богатые купцы (по-русски — «гости») облагались налогом индивидуально, а купцы попроще объединялись в ассоциации, которые сообща выплачивали «тамгу». В современном русском языке термин «таможня» происходит именно от слова «тамга».

1 ответ

Русские земли платили Золотой Орде с XIII по XV вв. дань, которая называлась ордынский выход. Основной налог платили ремесленники и крестьяне именовался ясак, его размер составлял 1/10 часть дохода. Сначала платили продуктами или товарами, потом был заменен на денежную форму.

С торговцев брали налог тамгу – это от 3% до 5% прибыли в зависимости от города, где жили торговцы и оживленности торговых путей.

Другие виды налогов:

  • Ям – дань на поддержание почтовых станций, где находились лошади.
  • Корм – для ханских послов, которые прибывали на Русь.
  • Кулуш – платили родители, которые не хотели отправлять детей в армию монголов.

Оценка: 4.1 ( 18 голосов)


Похожие вопросы
  • 1. Ясак - это. в Древней Руси
  • 2. история россии 6 класс торкунова 25 параграф распад золотой орды
  • 3. Куликовская битва, кратко самое важное (рассказ для 4 класса)
  • 4. Сообщение об Иване Калите (краткая биография коротко)
  • 5. Иван Калита, кратко о главном
  • 6. Доклад “Возвышение Москвы”
  • 7. Дмитрий Донской, литература 4 класс

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Микеланджело Буонарроти 235
  2. 2. Николай Касаткин 230
  3. 3. Полина Иванова 153
  4. 4. Артём Хуснутдинов 121
  5. 5. Ева Кривчик
    Ева Кривчик 105
  6. 6. Дмитрий Шиндин 97
  7. 7. Эвелина Лапина
    Эвелина Лапина 82
  8. 8. Игорь Проскуренко 74
  9. 9. Георгий Козаченко 61
  10. 10. Александр Горбунов
    Александр Горбунов 52
  1. 1. Игорь Проскуренко 24,261
  2. 2. Кристина 1
    Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina
    Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бро
    Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader
    Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель
    Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна
    Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова
    Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza
    Liza 15,165
  10. 10. Дмитрий Прошин
    TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

​​​​​​​Современная прорисовка печати Александра Невского

Современная прорисовка печати Александра Невского с изображением самого князя на одной стороне и Святого Фёдора Стратилата, поражающего дракона, — на другой (1236—1263 годы)

После монгольского нашествия на Русь русские земли и княжества попали в зависимость от Монгольской империи. Они выплачивали ей дань и не могли проводить независимую политику. Для управления своими землями русские князья получали ярлык — грамоту от монгольского хана. После распада Монгольской империи в 1260-х годах Русь осталась в зависимости от Улуса Джучи (Золотой Орды). Установлению монголо-татарского ига предшествовали два завоевательных похода хана Батыя — сначала на северо-восток (1237), а затем на юг и юго-запад Руси (1240). Иго продлилось почти два с половиной века, до 1480 года.

Сразу после установления ига данью оказались обложены только те русские земли, в которых находились монгольские отряды. В 1252 году Верховный хан Менгу распорядился провести поголовную перепись населения в Китае, а год спустя — в Иране. В 1257 году монгольские «численники» появились и на Руси, чтобы провести перепись («число»). Вслед за ними прибыли баскаки — монгольские чиновники, ведавшие сбором налогов. Через своих ставленников — бесерменов — они стали собирать дань, обладая сведениями о платёжеспособности населения.

Многие русские земли и города (Рязань, Владимир, Суздаль, Муром и другие) вынуждены были покориться. В 1252 году на Русь был совершён карательный поход монгольского полководца Неврюя, который получил название Неврюева рать. Он нанёс княжествам Северо-Восточной Руси урон, сравнимый с потерями от Батыева нашествия. Только Новгородская земля, не познавшая Батыева разорения и разгрома, отказалась пустить к себе численников.

Тогда на Новгород двинулся походом великий русский полководец и политический деятель Александр Ярославич Невский (1220—1263). Уже в двадцатилетнем возрасте князь Александр прославился победами над шведскими и немецкими отрядами (Невская битва 1240 года и Ледовое побоище в 1242 году). С 1252 года он занимал престол Великих князей Владимирских и понимал, что сейчас на Руси нет возможности освободиться от монголо-татарского ига. Восставших могла ожидать только смерть, их жён и детей — вечный плен, а сёла и города — пожары и запустение. Александр Невский силой заставил новгородцев принять «число». Несмотря на протесты, с 1259 года Новгород стал платить дань монголам. Монгольское нашествие в очередной раз обошло стороной Новгород и всю Новгородскую землю.

Александр Невский собирает деньги для выкупа пленных у ордынского хана

Александр Невский собирает деньги для выкупа пленных у ордынского хана. Миниатюра из Лицевого летописного свода (1560—1570-е годы)

Дань на русских землях собирали десятники, сотники, тысячники и темники. Десятники и сотники набирались из местного населения, а тысячниками в основном назначались монголы. Темниками (от слова «тьма» — десять тысяч) становились монгольские чиновники — даруги или баскаки. В конце XIII века на Руси насчитывалось 43 налоговых единицы (тьмы). Налогами облагали дворы в городах и крестьянское хозяйство («соха» или «плуг») на селе.

Существовало 14 видов ордынских налогов и сборов. Одним из них была «царёва дань» (или «выход»): её платили непосредственно великому хану. Размер дани в Восточной Руси составлял около 2500 килограммов серебром. Баскаки и бесермены изымали торговые сборы («мыт» и «тамгу»), требовали выполнения гужевых повинностей («ям»). Проходил сбор денег с населения на «кормление» ханских послов и чиновников.

Население платило сборы на дары и «почестья» хану и его окружению. Когда от Руси не брали воинов для службы в монгольском войске, взимался чрезвычайный военный налог — кулуш. Суммарная дань из русских земель составляла 15 тыс. рублей. Её выплачивали после сбора урожая серебром или утверждёнными товарами.

Согласно данным 1275 года, дань на северо-востоке Руси платили «по полугривне с сохи», то есть примерно 75 граммов серебра с крестьянского двора. Такой размер дани был непосилен для русских земель после больших потерь среди населения и разорения сёл и городов. Тем более что самых сильных работников и умелых мастеров-ремесленников монголы забрали в плен.

Оставшееся на русских землях население страдало от произвола откупщиков дани. Ими часто становились купцы из Бухары, Хивы, Ирана или Волжской Булгарии. Их называли бесерменами. Купец-бесермен сначала вносил платёж хану, а затем собирал дань с «откупленных» русских земель, стремясь получить хорошую прибыль. Действия бесерменов вызывали всеобщую ненависть и становились причинами восстаний. В конце 1260-х годов в Ярославле у ордынского начальника Кутлубия служил в откупщиках монах-расстрига Зосима (Изосима). Выслуживаясь перед хозяевами, Зосима перешёл в ислам, глумился над крестами и православными храмами. Летопись именует его «пьяницей» и «паскудником». В 1262 году ярославцы, испытывая от бесчинств и поборов Зосимы «лютое томление», возмутились, убили его и Кутлибия, а тела их бросили «псам на съедение». Весть об этом распространилась на соседние земли и спровоцировала целую череду восстаний против бесерменов в Ростове, Суздале, Владимире, Переяславле-Залесском и Устюге Великом.

Выплата дани Золотой Орде

Выплата дани Золотой Орде. Миниатюра из Лицевого летописного свода (1560—1570-е годы)

Александр Невский поехал в Орду, чтобы предотвратить карательную экспедицию на Русь за неповиновение. В это время между монгольскими ханами происходила очередная междоусобица, и хану Золотой Орды Берке было не до Руси. Хан ограничился требованием от Александра дополнительных денег и воинов. Однако самому князю пришлось в Орде надолго задержаться. На обратном пути он заболел и, приняв постриг, скончался в возрасте 43 лет. Существует версия, что Александра Ярославича в Орде отравили.

С начала 1330-х годов стараниями Великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты Русь окончательно избавилась от баскачества. Иван Калита получил право сбора дани со всех земель Северо-Восточной Руси и стал возить её в Орду самостоятельно. Прекратились карательные походы монголов на Русь, одной из целей имевшие выбивание «выхода». Начало 1330-х годов ознаменовалось приходом долгожданной «тишины великой», продлившейся более 40 лет, до похода литовского князя Ольгерда на Москву в 1386 году.

С наступлением «тишины» русские князья стали позволять себе отправлять дань в Орду с большими задержками. Дмитрий Иванович Московский (будущий Дмитрий Донской) первым осмелился не платить ордынцам. В 1361—1371 и в 1374—1380-х годах Орда не получила от Москвы ничего. После Куликовской битвы (1380) и карательного похода хана Тохтамыша (1382) выплата дани возобновилась, но в меньшем размере. Теперь полторы тонны серебра платили со всей Северо-Восточной и Восточной Руси, а не с одной Владимиро-Суздальской земли, как за 100 лет до этого. В результате поражения войск Тохтамыша от армий Тамерлана (в войне 1391—1396 годов) уплата «выхода» Русью вновь прекратилась и была восстановлена лишь в 1412 году, после воцарения Тохтамыша на престоле Золотой Орды.

Наконец, в 1472 году Великий князь Московский Иван III Васильевич окончательно перестал выплачивать дань ордынцам. Когда ордынские послы потребовали выплаты «недоимок», князь изобразил благородный гнев, изорвал и растоптал ханскую грамоту. Летом 1480 года хан Ахмат двинулся на Русь. После долгого противостояния с русскими полками на реке Угре — притоке реки Оки — ордынское войско поздней осенью 1480 года развернулось и навсегда покинуло эти земли. Так бескровно закончилось кровавое и жестокое монголо-татарское иго.

Выводы (исторический и финансовый)

Древнерусские княжества платили Зололотой Орде 14 видов налогов и сборов

Перед началом сбора дани на завоёванных территориях монголы проводили перепись населения

Великое стояние на реке Угре 1480 года, начавшееся 7 октября, завершило длившееся более двухсот лет иго Золотой Орды в русских княжествах. Оценки событий тех столетий историками создавались около двухсот лет, по мере доступа не только к русским, но и западноевропейским, китайским и арабским летописям, книгам и археологическим находкам. Со временем выяснилось, что устоявшиеся в науке мнения и взгляды были во многом ошибочны.

К концу ХV века уже почти завершилось формирование Русского государства. Все столицы удельных княжеств Северо-Восточной Руси, включая независимый и богатый Новгород, склонили голову перед Москвой. Но власть Ивана III не была полной, пока Русь платила дань ордынцам.

И в 1472 году князь Московский перед ханскими послами разорвал ярлык и растоптал басмы — верительные грамоты послов Орды. После чего хан Ахмат повел войско на Русь, чтобы принудить князей снова выплачивать дань. Великое стояние на реке Угре (протекает в Калужской области) длилось дольше месяца — с 8 октября до 11 ноября 1480 года. Иван III во главе объединенного войска, в союзничестве с младшими братьями, князем Тверским и крымским ханом Менгли-Гиреем удержал переправы и вынудил Ахмата уйти. Итогом стала победа русского войска великого князя Московского Ивана III Васильевича над ордынскими войсками и завершение татаро-монгольского ига, длившегося для Руси 243 года!

Миф 1

Орду Ахмата во время «стояния» измотали без боев

Есть версия, что хан Ахмат и его войско, насчитывавшее порядка 60–80 тысяч всадников, отказались от идеи покорить Москву из-за предательства союзников, а не из-за мощи или воинского искусства русских. Мол, русским воеводам даже и сражаться не пришлось, постояли — и все, отправились домой.

Это совсем не так. Стояние на Угре считается первой достоверно известной военной операцией на Руси, где массово и успешно применялась полевая артиллерия. В 1475 году в Москве был основан Пушечный двор, где началось производство огнестрельного оружия, тогда называвшегося огненным нарядом. Прежде русские князья уже использовали пушки-тюфяки, но в осаде или обороне крепостей и городов.

Но полевая артиллерия была для Руси новым словом. Здесь воеводы смогли грамотно использовать естественные водные преграды. Основная группировка войск была сосредоточена в районе Калуги, прикрывая устье Угры. Кроме того, русские полки были расставлены вдоль всего нижнего течения реки на участке от Калуги до Юхнова (город в Калужской области). Навязываемая ордынцам тактика лишала тех возможности использовать главное оружие — легкую конницу во фланговых ударах или обходных маневрах. Они вынуждены были действовать «в лоб» на русские засеки, идти на пищали и тюфяки, на сомкнутый строй русских воинов в коже и кольчугах.

Миф 2

Русь завоевали войска хана Батыя числом в сотни тысяч

Само слово «тумэн» (или «тьма») означает воинское подразделение орды, составляющее порядка десяти тысяч воинов. Но сколько их было, когда хан Батый (Бату) привел татаро-монгольских всадников на русские земли? Само значение слова «тьма» — очень много. Большинство дореволюционных исследователей «с потолка» определяли численность орды в 300 тысяч воинов, а то и 500–600 тысяч! Историки СССР в целом либо поддерживали их идеи, либо уходили от прямого ответа. Позже появилась усредненная, рассчитанная точка зрения — около 120–140 тысяч. Современные исследователи все чаще сходятся на цифре 50–60 тысяч ордынских воинов под командованием Бату и около пяти тысяч союзников.

Вот только русских воинов было гораздо меньше: по сообщениям хронистов, княжества могли совокупно выставить около 50 тысяч воинов.

Современные историки этой цифре не доверяют. Дружины князей — профессиональное войско — никогда не были велики, 300–400 воинов считались серьезной армией. Единовременно, вместе с городским ополчением, князья могли ввести в сражение порядка 3–5 тысяч человек. Так что даже при взятии Киева, где со стороны Руси сражались порядка 10 тысяч, монголы всегда имели огромное численное превосходство. На Русь наступала в 1230-х далеко не вся Орда. После смерти Чингисхана в 1227 году его империя расширялась: многочисленные войска находились вместе с ханом Угедеем в Каракоруме, воевали в Китае и Корее и с 1236 года начали крупное наступление в Закавказье и Малой Азии.

Миф 3

Войско Орды состояло из монголов и татар

Монголы в созданной Чингисханом империи даже изначально составляли меньшинство. А со временем и вовсе ассимилировались. Но, согласно заложенной основателем Орды стратегии, в число сражающихся вливались воины покоренных народов! Кажется, что такое войско прочным не будет — ведь оно почти целиком состоит из предателей. Но у войска Орды было множество объединяющих факторов. Прежде всего это были кочевые и полукочевые народы, у которых практически не было проблемы «кто-то занял чужую землю». Мужчины жили с грабежей, кони — с подножного корма, а своих женщин и грудных детей ордынцы возили на телегах вслед за тумэнами. Вдобавок, практически все покоренные народы говорили на старотюркском языке. Экспансия Орды была похожа на снежный ком: в войско вливались булгары, половцы, печенеги, аланы, предки узбеков, финно-угорские народы, ногайцы, калмыки, хакасы, карачаевцы.

Значительную часть Орды составляли среднеазиатские наемники из Хивы, Самарканда и Бухары. Под стены русских городов в составе Орды пришли и китайцы — инженеры и обслуга стенобитных машин.

А «татары» — исторически монгольское племя, быстро истребленное Чингисханом еще в юности. Слово осталось в русском языке, по сути, как и «немцы» — не говорящие на понятном языке. Только в XIX веке некоторые тюркские народы Поволжья и Средней Азии приняли это слово как самоназвание нации.

А вот восточных славян среди татаро-монгольских войск было много. Уже в первом сражении с Русью на Калке в 1236 году среди войск Батыя были вольные русские дружинники отдельными отрядами со своим воеводой. Позднее добровольность русских отрядов в Орде только росла.

Миф 4

Выплата дани Орде разорила Русь

Тезис историков XVIII—XIX веков, что монгольское нашествие и две сотни лет ига с выплатой дани ордынским баскакам (среднее между управляющим и налоговым инспектором) разорили русские города и княжества, охотно поддерживали в СССР, объясняя им промышленное и технологическое отставание от Западной Европы и США. Конечно, Орда своим нашествием буквально втоптала в нищету русские княжества. Были сожжены города, разорены более-менее крупные боярские вотчины, деревни, тысячи людей были угнаны и проданы в рабство на базарах Востока. Но с данью ситуация несколько сложнее. Уже в 1245 году ордынцы провели на завоеванной Руси перепись населения, определили налогооблагаемую базу. Жители в некоторых местах устраивали восстания, убивали баскаков. Но эти бунты подавлялись порой своими же князьями, не желавшими вызывать гнев монголов.

К концу XIII века Русь поделили на 43 налоговых округа. До монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Единственное сословие, которое налоговые «реформы» завоевателей никак не затронули, было духовенство — «свобода совести» в Орде соблюдалась на уровне, к которому мир пришел только к XX веку! А православная церковь под опекой монголов заложила основы своего могущества.

Были возведены десятки храмов и монастырей, в том числе и в самой Орде, расписаны церковные чины, церковь одаряли землями, льготами и «людишками». Основным налогом был ясак — десятая часть дохода семьи ремесленника и крестьянина. Торговцы платили тамгу (от нее произошла «таможня»).

Размер монгольской тамги был таков, что сегодняшние предприниматели всю жизнь молились бы о здоровье захватчиков: 3–5 процентов! Были и другие подати: ям — на содержание почты, корм — на «представительские» расходы послов хана, кулуш — откуп от монгольского «военкомата», запросы — разовые сборы на целевые нужды. Все это — почтовая служба, статистика, подробное административное деление, налоги и таможни Орда оставила на Руси. Кстати, само слово «иго» означает не свирепый режим, а форму управления, установленную ханами на Руси. Так что списывать отставание на монгольское разорение будет явным преувеличением.

А вот то, что изображено на картинах в виде гор золота, мехов и драгоценных чаш, называлось «подарки» (от князя хану) и «туска» (взятка, по сути, возмещение за неподчинение). В каждом случае под взятием туски была серьезная причина. Всего Русь платила Орде около 1,5 тонны серебра в год. Для сравнения: Китай платил порядка 12 тонн! Если по отдельности, то Москва (крупнейший после разорения Киева русский город) платила около 1200 рублей в год, а Астрахань (мощный торговый форпост Орды рядом с Персией) — 1800 рублей.

А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги и меха годами не поступали в бюджет завоевателей, пока не иссякли вовсе.

— Я считаю само понятие «иго» оценочным, — пояснил Владимир Гриценко, директор Государственного музея-заповедника «Куликово поле». — Это был непростой период в истории страны, но давать оценки без обладания всей полнотой информации, непрофессионально. Что касается концепции «Русь спасла Запад от жестоких татар, а сама была отброшена в развитии на 200 лет назад», то я никогда не относился к ней всерьез. Отмечу, что в целом система взглядов на отношения Руси и Орды не изменилась не только в сравнении с временами СССР, но и с тем, что писали историки до революции.

ХАЙП-НАУКА

Создатели «Новой хронологии», математики Анатолий Фоменко и Глеб Носовский утверждают, что ига попросту не было! Был только «специфический период» в истории, когда якобы действовали две администрации: военная — в Орде и гражданская — на местах. Ордой называлось просто регулярное русское войско. Управляли им полководцы-ханы. А гражданской администрацией — князья. Киев, Владимир, Москву, Козельск никто не разорял, просто военные наказывали тех князей, что не хотели платить дань.

Читайте также: