Что такое прослеживаемость от налоговой

Опубликовано: 16.05.2024

С 2021 года организации и ИП должны будут вести обязательный учет и отчитываться по всем операциям с товарами, подлежащими прослеживанию. Рассказываем, как будет работать система прослеживания продукции и к чему нужно готовиться бизнесу.

Как будет работать система прослеживаемости товаров

В соответствии с правительственным законопроектом № 991147-7 (уже одобрен к принятию Госдумой) с 2021 года в НК РФ появится новый раздел и глава 14.9, регулирующие порядок функционирования национальной системы прослеживаемости товаров.

Нормы данной главы установят дополнительные обязанности для компаний и ИП, связанные с оборотом прослеживаемых товаров, и введут новые штрафы за неисполнение этих обязанностей.

Согласно поправкам, обязанности по сбору и учету сведений о прослеживаемых товарах лягут, в том числе, на организации и ИП. Они в обязательном порядке станут уведомлять налоговиков о ввозе таких товаров Россию, а также регулярно отчитываться об обороте (продаже, передаче в рамках посреднических услуг, утилизации, конфискации, вывозе из РФ) таких товаров на территории страны.

Получаемые от налогоплательщиков сведения станут формировать национальную систему прослеживаемости – электронную базу данных, обеспечивающую сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.

При приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, организации и ИП обязаны будут удостовериться в наличии и правильности указанных в счете-фактуре и в документе об отгрузке сведений о прослеживаемых товарах. Проверить достоверность сведений можно будет на официальном сайте ФНС (будущая ст. 105.37 НК РФ).

В отличие от обязательной маркировки, система прослеживаемости контролирует перемещение и оборот не каждой отдельной единицы маркированной продукции, а только товарные партии. Кроме того, в отличие от маркировки, система прослеживаемости не предполагает нанесения на товар физических кодов.

Идентификация товаров будет производиться исключительно в документарной форме. Никакие дополнительные контрольно-идентификационные знаки на продукцию наноситься и сканироваться не будут.

Таким образом, дополнительного оборудования для нанесения и чтения кодов и марок бизнесу приобретать не придется. В то же время организациям и ИП придется вести обязательный учет прослеживаемых товаров и сдавать в ИФНС соответствующую отчетность.

Кроме того, в целях направления уведомлений о ввозе прослеживаемых товаров, а также формирования документов о продаже таких товаров налогоплательщикам необходимо будет организовать электронный документооборот, заключив соответствующий договор с оператором ЭДО.

Какие товары будут прослеживаться

Минфин уже подготовил перечень товаров, подлежащих прослеживаемости. Он будет установлен в ближайшее время отдельным постановлением Правительства РФ. В этот перечень предлагается включить:

  • холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование;
  • автопогрузчики;
  • бульдозеры, грейдеры, планировщики, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, самоходные;
  • машины стиральные, бытовые или для прачечных;
  • мониторы и проекторы;
  • схемы электронные интегральные и их части;
  • транспортные средства промышленного назначения;
  • коляски детские;
  • автомобильные детские сиденья (кресла) безопасности.

Одновременно предлагается установить, что не допускается включение товаров, подлежащих прослеживаемости, в иные системы контроля оборота товаров на территории РФ, а также включения товаров иных систем контроля оборота товаров в национальную систему прослеживаемости товаров.

Возможно, в дальнейшем данный перечень товаров будет дополнен новыми позициями. Для этого Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, а также по установлению критериев, применяемых при отборе отдельных видов товаров, для включения в такой перечень (п. 2 будущей ст. 105.32 НК РФ).

Предполагается, что новые нормы НК РФ и указанное постановление вступят в силу с 1 января 2021 года.

Учет прослеживаемых товаров

Всем товарам, которые отнесены к категории прослеживаемых, будет присваиваться регистрационный номер партии товара. Порядок присвоения номеров зависит от того, из какого иностранного государства ввозятся прослеживаемые товары.

Для товаров, ввезенных из иностранных государств, не входящих в ЕАЭС, этот номер будет формироваться самим налогоплательщиком. Номер будет формироваться на основании регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из декларации. В отношении товаров, ввезенных из ЕАЭС, регистрационный номер присвоят налоговые органы на основании поданного налогоплательщиком (организацией или ИП) уведомления о ввозе таких товаров на территорию России.

Подать уведомление о ввозе таких товаров необходимо в течение 5 дней с даты принятия этих товаров на учет. Уведомление нужно представлять в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота (будущая ст. 105.34 НК РФ).

Присвоенный таким образом номер сообщат налогоплательщику в электронной форме по ТКС в срок не позднее следующего дня с даты получения уведомления о ввозе товаров.

В дальнейшем при каждой реализации товара (не конечному потребителю) присвоенный ему номер будет включаться налогоплательщиком в соответствующий документ, которым оформляется отгрузка товара. Для налогоплательщиков НДС таким документом является счет-фактура, а для субъектов, которые не являются плательщиками НДС, – документ об отгрузке товара. В них необходимо включать сведения о регистрационном номере партии товара, количественной единицы измерения товара, а также о конкретном количестве товара в данной количественной единице. Счета-фактуры и документы об отгрузке, содержащие сведения о прослеживаемых товарах, будут оформляться опять же в электронной форме.

Что касается товаров, которые останутся у организаций и ИП на момент введения системы прослеживаемости, то о них также нужно уведомить ИФНС. Срок подачи уведомления об остатках товаров – не позднее 30 дней с момента вступления в силу правительственного перечня товаров, подлежащих прослеживаемости (будущая ст. 105.35 НК РФ).

На основании полученного от организации/ИП уведомления ИФНС не позднее следующего дня присвоит товарным остаткам регистрационные номера и сообщит их налогоплательщику в электронной форме по ТКС. При дальнейшей продаже этих товаров присвоенные им номера также будут указываться в счетах-фактурах и отгрузочных документах, передаваемых поставщикам и покупателям для последующей перепродажи.

В свою очередь покупатели, которые приобретают прослеживаемые товары в целях их дальнейшей продажи, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО (будущая редакция п. 1 ст. 169 НК РФ). Кроме того, они должны удостовериться (через сервис на сайте ФНС) в правильности указанных в счете-фактуре сведений о прослеживаемых товарах.

Неотражение продавцами в выставляемых счетах-фактурах и документах об отгрузке сведений о прослеживаемых товарах повлечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый такой счет-фактуру и за каждый документ об отгрузке. Такие же штрафы будут назначаться за неполное отражение и искажение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости (будущая ст. 129.16 НК РФ).

Отчетность о прослеживаемых товарах

Отчитываться об операциях с прослеживаемыми товарами налогоплательщики станут ежеквартально.

В этих целях компании и ИП, которые не являются плательщиками НДС, будут представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета специальный отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости. Наряду с субъектами, не являющимися плательщиками НДС, отчет должны представлять также и налогоплательщики НДС, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Отчет об операциях с прослеживаемыми товарами должен представляться в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО (будущая ст. 105.36 НК РФ). Формат отчета и порядок его заполнения и представления в налоговую инспекцию позднее утвердит ФНС России.

Плательщики НДС вместо отчета должны представлять в ИФНС налоговую декларацию по НДС, содержащую сведения об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Срок представления отчетов и деклараций, содержащих сведения об операциях с прослеживаемыми товарами, - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

При этом в ряде случаев отчет об операциях с прослеживаемыми товарами обязаны сдавать даже плательщики НДС. Например, такой отчет они должны сдать в случае реализации прослеживаемого товара конечному потребителю, который приобретает его для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью (будущая ст. 105.32 НК РФ). В подобных случаях плательщики НДС должны сдать отчет с информацией о прекращении прослеживаемости товара. Срок сдачи отчета - не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором произошла реализация товара конечному потребителю.

При этом налоговики получают право требовать от налогоплательщиков представления информации и документов, касающихся операций с прослеживаемыми товарами.

Непредставление налоговому органу в установленный срок отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, повлечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ.

Непредставление по требованию налоговиков счета-фактуры или документа об отгрузке товаров по установленному формату повлечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (будущая ст. 129.15 НК РФ).

Прекращение и возобновление прослеживаемости товаров

Прослеживаемость товаров будет прекращаться в следующих случаях (п. 4 будущей ст. 105.32 НК РФ):

  • выбытие товаров из оборота, включая передачу в производство, захоронение, утилизацию, уничтожение, конфискацию;
  • реализация товаров физлицам для личных, семейных и иных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • фактический вывоз товара с территории РФ;
  • исключение товара из правительственного перечня продукции, подлежащей прослеживаемости.

Прослеживаемость товаров возобновляется в случаях (п. 5 будущей ст. 105.32 НК РФ):

  • возврата товара из производства;
  • возврата товара продавцу, осуществленного конечным потребителем;
  • частичного или полного возврата продавцу товаров, ранее перемещенных с территории РФ.

Сведения об окончании и возобновлении прослеживаемости товара налогоплательщики обязаны будут включать в ежеквартальный отчет об операциях с прослеживаемыми товарами. Причем это касается даже тех организаций и ИП, которые признаются плательщиками НДС.

Такой отчет необходимо представлять в общие сроки - не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором произошло прекращение или возобновление прослеживаемости товара.

Как будет работать система прослеживаемости товаров

В соответствии с правительственным законопроектом № 991147-7 (уже одобрен к принятию Госдумой) с 2021 года в НК РФ появится новый раздел и глава 14.9, регулирующие порядок функционирования национальной системы прослеживаемости товаров.

Нормы данной главы установят дополнительные обязанности для компаний и ИП, связанные с оборотом прослеживаемых товаров, и введут новые штрафы за неисполнение этих обязанностей.

Согласно поправкам, обязанности по сбору и учету сведений о прослеживаемых товарах лягут, в том числе, на организации и ИП. Они в обязательном порядке станут уведомлять налоговиков о ввозе таких товаров Россию, а также регулярно отчитываться об обороте (продаже, передаче в рамках посреднических услуг, утилизации, конфискации, вывозе из РФ) таких товаров на территории страны.

Получаемые от налогоплательщиков сведения станут формировать национальную систему прослеживаемости – электронную базу данных, обеспечивающую сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.

При приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, организации и ИП обязаны будут удостовериться в наличии и правильности указанных в счете-фактуре и в документе об отгрузке сведений о прослеживаемых товарах. Проверить достоверность сведений можно будет на официальном сайте ФНС (будущая ст. 105.37 НК РФ).

В отличие от обязательной маркировки, система прослеживаемости контролирует перемещение и оборот не каждой отдельной единицы маркированной продукции, а только товарные партии. Кроме того, в отличие от маркировки, система прослеживаемости не предполагает нанесения на товар физических кодов.

Идентификация товаров будет производиться исключительно в документарной форме. Никакие дополнительные контрольно-идентификационные знаки на продукцию наноситься и сканироваться не будут.

Таким образом, дополнительного оборудования для нанесения и чтения кодов и марок бизнесу приобретать не придется. В то же время организациям и ИП придется вести обязательный учет прослеживаемых товаров и сдавать в ИФНС соответствующую отчетность.

Кроме того, в целях направления уведомлений о ввозе прослеживаемых товаров, а также формирования документов о продаже таких товаров налогоплательщикам необходимо будет организовать электронный документооборот, заключив соответствующий договор с оператором ЭДО.








Для чего внедряется система маркировки и прослеживаемости товаров?

Общие положения законопроекта

Зачем нужна прослеживаемость, если есть маркировка

Цели у прослеживаемости и маркировки похожи — обе системы ввели для борьбы с контрафактом, но устроены они по-разному:

  • Маркировка отслеживает каждую единицу товара, а прослеживаемость — партии.
  • При маркировке на каждый товар наносят код идентификации, для работы с ней нужно дополнительное оборудование. В системе прослеживаемости данные о партии указывают только в документах.
  • Для введения системы маркировки часто приходится перестраивать складскую логистику, для системы прослеживаемости этого делать не придётся.
  • Система прослеживаемости действует только для импортного товара, а маркировка распространяется и на российские товары.

Товары, которые включены в систему маркировки, не входят в систему прослеживаемости.

Какие товары будут прослеживаться

Минфин уже подготовил перечень товаров, подлежащих прослеживаемости. Он будет установлен в ближайшее время отдельным постановлением Правительства РФ. В этот перечень предлагается включить:

  • холодильники, морозильники и прочее холодильное или морозильное оборудование;
  • автопогрузчики;
  • бульдозеры, грейдеры, планировщики, механические лопаты, экскаваторы, одноковшовые погрузчики, трамбовочные машины и дорожные катки, самоходные;
  • машины стиральные, бытовые или для прачечных;
  • мониторы и проекторы;
  • схемы электронные интегральные и их части;
  • транспортные средства промышленного назначения;
  • коляски детские;
  • автомобильные детские сиденья (кресла) безопасности.

Одновременно предлагается установить, что не допускается включение товаров, подлежащих прослеживаемости, в иные системы контроля оборота товаров на территории РФ, а также включения товаров иных систем контроля оборота товаров в национальную систему прослеживаемости товаров.

Возможно, в дальнейшем данный перечень товаров будет дополнен новыми позициями. Для этого Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, а также по установлению критериев, применяемых при отборе отдельных видов товаров, для включения в такой перечень (п. 2 будущей ст. 105.32 НК РФ).

Предполагается, что новые нормы НК РФ и указанное постановление вступят в силу с 1 января 2021 года.

Будут ли штрафы

Пока нет. На своём официальном сайте налоговая пишет, что меры ответственности вступят в силу только 01.07.2022. Но в ходе камеральных проверок налоговая сможет запрашивать счета-фактуры, «первичку» и другие документы по операциям с ПТ.

К системе прослеживаемости остается очень много вопросов. можно в специальном разделе на сайте налоговой.

В ближайшее время мы проведём исследование в Эльбе, чтобы понять, кого коснется нововведение. Расскажите в комментариях, работаете ли с товарами из перечня? Как готовитесь к прослеживаемости?

Учет прослеживаемых товаров

Всем товарам, которые отнесены к категории прослеживаемых, будет присваиваться регистрационный номер партии товара. Порядок присвоения номеров зависит от того, из какого иностранного государства ввозятся прослеживаемые товары.

Для товаров, ввезенных из иностранных государств, не входящих в ЕАЭС, этот номер будет формироваться самим налогоплательщиком. Номер будет формироваться на основании регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из декларации. В отношении товаров, ввезенных из ЕАЭС, регистрационный номер присвоят налоговые органы на основании поданного налогоплательщиком (организацией или ИП) уведомления о ввозе таких товаров на территорию России.

Подать уведомление о ввозе таких товаров необходимо в течение 5 дней с даты принятия этих товаров на учет. Уведомление нужно представлять в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота (будущая ст. 105.34 НК РФ).

Присвоенный таким образом номер сообщат налогоплательщику в электронной форме по ТКС в срок не позднее следующего дня с даты получения уведомления о ввозе товаров.

В дальнейшем при каждой реализации товара (не конечному потребителю) присвоенный ему номер будет включаться налогоплательщиком в соответствующий документ, которым оформляется отгрузка товара. Для налогоплательщиков НДС таким документом является счет-фактура, а для субъектов, которые не являются плательщиками НДС, – документ об отгрузке товара. В них необходимо включать сведения о регистрационном номере партии товара, количественной единицы измерения товара, а также о конкретном количестве товара в данной количественной единице. Счета-фактуры и документы об отгрузке, содержащие сведения о прослеживаемых товарах, будут оформляться опять же в электронной форме.

Что касается товаров, которые останутся у организаций и ИП на момент введения системы прослеживаемости, то о них также нужно уведомить ИФНС. Срок подачи уведомления об остатках товаров – не позднее 30 дней с момента вступления в силу правительственного перечня товаров, подлежащих прослеживаемости (будущая ст. 105.35 НК РФ).

На основании полученного от организации/ИП уведомления ИФНС не позднее следующего дня присвоит товарным остаткам регистрационные номера и сообщит их налогоплательщику в электронной форме по ТКС. При дальнейшей продаже этих товаров присвоенные им номера также будут указываться в счетах-фактурах и отгрузочных документах, передаваемых поставщикам и покупателям для последующей перепродажи.

В свою очередь покупатели, которые приобретают прослеживаемые товары в целях их дальнейшей продажи, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО (будущая редакция п. 1 ст. 169 НК РФ). Кроме того, они должны удостовериться (через сервис на сайте ФНС) в правильности указанных в счете-фактуре сведений о прослеживаемых товарах.

Неотражение продавцами в выставляемых счетах-фактурах и документах об отгрузке сведений о прослеживаемых товарах повлечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый такой счет-фактуру и за каждый документ об отгрузке. Такие же штрафы будут назначаться за неполное отражение и искажение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости (будущая ст. 129.16 НК РФ).

История вопроса

В столице Казахстана 29 мая 2021 года в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета было заключено Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Суть соглашения — создание систем прослеживаемости товаров: наднациональной и национальных. Национальные системы прослеживаемости товаров должны стать элементами единой межнациональной системы прослеживаемости товаров, ввезённых на таможенную территорию ЕАЭС. В РФ соглашение было ратифицировано в декабре 2021 года федеральным законом №386.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2021 году:

  • Казахстан, с 1 июля 2010,
  • Россия, с 1 июля 2010,
  • Беларусь, с 6 июля 2010,
  • Армения, с 10 октября 2014,
  • Киргизия, с 8 мая 2015.

Интересный факт: Вступить в ЕАЭС высказывали намерение Тунис и Сирия, однако этого пока не случилось. В 2021 году начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

Уже летом 2021 года Россия запустила пилотный проект национальной системы прослеживаемости товаров. 25 июня 2021 вышло постановление Правительства РФ №807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации», давшее старт «пилоту». Изначально эксперимент был задуман в сроки с 1 июля по 31 декабря 2021 года, затем он был продлен до конца июня 2021 года.

Оператором нацсистемы была назначена Федеральная налоговая служба.

По данным на начало 2021 года, в эксперимент по тестированию работы нацсистемы прослеживаемости товаром включились 24 участника, из которых 17 предоставляли счета-фактуры или электронные передаточные документы.

В ходе эксперимента ставилась задача апробировать механизмы прослеживаемости товаров, найти и устранить слабые места в работе национальной системы.

В июле 2021 года Правительством РФ в Госдуму был внесен законопроект № 991147-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)», который был одобрен законодателями в середине сентября 2021 года в первом чтении. Согласно ему, с 1 января 2021 года участие в системе прослеживание товаров станет обязательным.

Цели создания системы прослеживаемости товаров:

  • Повышение собираемости налоговых и таможенных платежей. Устранение использования схем уклонения от их уплаты.
  • Снижение контрафакта. Контроль за качеством продукции за счет подтверждения законности оборота товаров.
  • Повышение контроля за товарооборотом с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.

Отчетность о прослеживаемых товарах

Отчитываться об операциях с прослеживаемыми товарами налогоплательщики станут ежеквартально.

В этих целях компании и ИП, которые не являются плательщиками НДС, будут представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета специальный отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости. Наряду с субъектами, не являющимися плательщиками НДС, отчет должны представлять также и налогоплательщики НДС, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Отчет об операциях с прослеживаемыми товарами должен представляться в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО (будущая ст. 105.36 НК РФ). Формат отчета и порядок его заполнения и представления в налоговую инспекцию позднее утвердит ФНС России.

Плательщики НДС вместо отчета должны представлять в ИФНС налоговую декларацию по НДС, содержащую сведения об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Срок представления отчетов и деклараций, содержащих сведения об операциях с прослеживаемыми товарами, — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

При этом в ряде случаев отчет об операциях с прослеживаемыми товарами обязаны сдавать даже плательщики НДС. Например, такой отчет они должны сдать в случае реализации прослеживаемого товара конечному потребителю, который приобретает его для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью (будущая ст. 105.32 НК РФ). В подобных случаях плательщики НДС должны сдать отчет с информацией о прекращении прослеживаемости товара. Срок сдачи отчета — не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором произошла реализация товара конечному потребителю.

При этом налоговики получают право требовать от налогоплательщиков представления информации и документов, касающихся операций с прослеживаемыми товарами.

Непредставление налоговому органу в установленный срок отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, повлечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ.

Непредставление по требованию налоговиков счета-фактуры или документа об отгрузке товаров по установленному формату повлечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (будущая ст. 129.15 НК РФ).

Прекращение и возобновление прослеживаемости товаров

Прослеживаемость товаров будет прекращаться в следующих случаях (п. 4 будущей ст. 105.32 НК РФ):

  • выбытие товаров из оборота, включая передачу в производство, захоронение, утилизацию, уничтожение, конфискацию;
  • реализация товаров физлицам для личных, семейных и иных целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • фактический вывоз товара с территории РФ;
  • исключение товара из правительственного перечня продукции, подлежащей прослеживаемости.

Прослеживаемость товаров возобновляется в случаях (п. 5 будущей ст. 105.32 НК РФ):

  • возврата товара из производства;
  • возврата товара продавцу, осуществленного конечным потребителем;
  • частичного или полного возврата продавцу товаров, ранее перемещенных с территории РФ.

Сведения об окончании и возобновлении прослеживаемости товара налогоплательщики обязаны будут включать в ежеквартальный отчет об операциях с прослеживаемыми товарами. Причем это касается даже тех организаций и ИП, которые признаются плательщиками НДС.

Такой отчет необходимо представлять в общие сроки — не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором произошло прекращение или возобновление прослеживаемости товара.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 4 июля 2019 г. № ЕД-4-15/13072@ “О направлении положений эксперимента по прослеживаемости товаров”

Федеральная налоговая служба в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления», до утверждения порядка в соответствии с пунктом 5 Положения о проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, направляет рекомендации по проведению указанного эксперимента (прилагаются).

Настоящее письмо необходимо довести до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.В. Егоров

Рекомендации по проведению эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления

I. Условия участия заинтересованных лиц в эксперименте

В эксперименте могут участвовать заинтересованные лица, совершающие операции с товарами, указанными в приложении к положению постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» (далее - товары, подлежащие прослеживаемости), отвечающие следующим требованиям.

1. Заинтересованные лица должны осуществлять с товарами, подлежащими прослеживаемости, операции минимум одного из следующих видов:

Заинтересованное лицо должно являться лицом, ответственным за финансовое урегулирование, в соответствии с декларацией на товары, в соответствии с которой товары выпущены на территории Российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления (далее - ДТ);

2) операции купли-продажи товаров на внутреннем рынке Российской Федерации;

3) операции по оптовой продаже товаров налогоплательщикам государств-членов Евразийского экономического союза.

2. Операции купли-продажи на внутреннем рынке Российской Федерации должны оформляться счетами-фактурами и(или) универсальными передаточными документами (далее - УПД) с указанием регистрационного номера ДТ, а также при наличии технической возможности № товарной позиции по ДТ.

3. Товары, подлежащие прослеживаемости, должны быть выпущены на территории Российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления после 01.07.2017 года.

II. Правила подачи заинтересованными лицами, желающими участвовать в эксперименте, заявок, типовая форма заявки, а также перечень прилагаемых к заявке документов

1. Заявка на участие в эксперименте оформляется в соответствии с типовой формой заявки согласно приложению, к настоящим рекомендациям.

2. В заявке обязательно указывается информация о заинтересованном лице, желающем участвовать в эксперименте, о представителе этого лица, а также информация о товарах, подлежащих прослеживаемости.

3. Заявки направляются сопроводительным письмом за подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя, или руководителя уполномоченной организации, или физического лица - представителя заинтересованного лица, желающего участвовать в эксперименте.

4. Сопроводительное письмо направляется в Управление камерального контроля ФНС России (далее - Управление) одним из следующих способов:

1) посредством интернет-обращения на сайте ФНС России;

2) по почте на адрес: 127381, г. Москва, улица Неглинная, д. 23.

5. Подача заявок лицами, желающими участвовать в эксперименте осуществляется с 1 июля по 30 сентября 2019 года.

6. В случае направления заявки на участие в эксперименте руководителем уполномоченной организации, или физическим лицом - представителем заинтересованного лица, желающими участвовать в эксперименте, к заявке прилагается копия доверенности.

Приложение иных документов к заявке не требуется.

III. Порядок регистрации заявок от заинтересованных лиц, желающих участвовать в эксперименте

1. При получении заявки Управление осуществляет проверку:

- соблюдения правил подачи заявки заинтересованным лицом, желающим участвовать в эксперименте;

- соответствия заявки прилагаемой форме;

- указанных в заявке сведений;

- прилагаемых к заявке документов.

2. Управление информирует заинтересованное лицо, желающее участвовать в эксперименте, о результатах рассмотрения заявки в течение 10 рабочих дней со дня регистрации сопроводительного письма, а также направляет информацию о контактном лице от Управления (далее - Контактное лицо).

IV. Правила предоставления заинтересованными лицами, участвующими в эксперименте, документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости, Федеральной налоговой службе.

Заинтересованные лица, участвующие в эксперименте, представляют в ФНС России документы, содержащие реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости.

1. Заинтересованные лица, участвующие в эксперименте, предоставляют документы не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации заявки в соответствии с пунктом 2 Порядка регистрации заявок от заинтересованных лиц, желающих участвовать в эксперименте (раздел III настоящих рекомендаций) в отношении операций с такими товарами, совершенных с даты начала эксперимента по последнее число месяца предшествующего регистрации заявки.

Допускается предоставление документов в отношении операций с товарами, совершенных с 01.01.2019.

2. В дальнейшем участники эксперимента предоставляют документы, содержащие реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости, не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем совершения операции с такими товарами.

3. Предоставление документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости осуществляется путем передачи участниками эксперимента документов (сведений) с помощью операторов электронного документооборота, электронной почты или посредством предоставления удаленного доступа.

3.1 Порядок взаимодействия через операторов электронного документооборота.

Документы или сведения из документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости, подлежащих прослеживаемости направляются через оператора электронного документооборота направляются посредством Формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утвержденного приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@ (далее - Формат) в адрес Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7.

В значении элемента «Код налогового органа» таблицы 4.12 Формата указывается значение «9977».

Для документов, представляемых в виде электронных образцов документов, полученных путем сканирования в значении элемента «Наименование, реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документа» таблицы 4.10 Формата указывается «Прослеживаемость эксперимент [ИНН участника]».

Для документов, представляемых в xml формате в значении элемента «Наименование, реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документа-основания (основного документа)» таблицы 4.9 Формата указывается «Прослеживаемость эксперимент [ИНН участника]».

МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 в течение одного рабочего дня направляет полученные документы посредством ведомственной системы электронного документооборота в Управление камерального контроля ФНС России.

О получении документов участников эксперимента информирует Контактное лицо посредством электронной почты в течение 2-х рабочих дней.

3.2 Порядок взаимодействия посредством электронной почты.

Документы, содержащие реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости, направляются участниками эксперимента на электронную почту Контактного лица с темой сообщения «Прослеживаемость эксперимент [ИНН участника]».

Контактное лицо информирует участника эксперимента об успешном получении документов посредством электронной почты в течение 2-х рабочих дней.

3.3 Предоставление участниками эксперимента Контактному лицу удаленного доступа по логину и паролю к своему специальному виртуальному серверу, созданному исключительно в целях прослеживаемости.

На указанный сервер должна происходить загрузка документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости с периодичностью не реже установленных сроков предоставления.

Выгрузка документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости осуществляется Контактным лицом.

Контактное лицо информирует участника эксперимента об успешном получении документов по средствам электронной почты в течение 2-х рабочих дней.

V. Структура регистрационного номера партии товаров и правила его указания в документах, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости

I. Структура регистрационного номера партии товаров, подлежащих прослеживаемости.

Регистрационный номер партии товаров (далее - РНПТ) формируется на основании регистрационного номера декларации на товары (далее - ДТ) и показателя графы 32 декларации на товары, между которыми стоит знак «/», ХХХХХХХХ/ХХХХХХ/ХХХХХХХ/ХХХ, где:

элемент 1 - код таможенного органа, зарегистрировавшего ДТ;

элемент 2 - дата регистрации ДТ (день, месяц, две последние цифры года);

элемент 3 - порядковый номер ДТ, присваиваемый по журналу регистрации ДТ таможенным органом, зарегистрировавшим;

элемент 4 - порядковый номер декларируемого товара.

II. Правила указания РНПТ в документах, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости.

1. При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости в рамках эксперимента, участники эксперимента, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость:

а) включают РНПТ в графу № 11 счета-фактуры при его выставлении в электронной форме.

Кроме РНПТ обязательно указание в счете-фактуре количества товара и единицы измерения, согласно приложению, к положению постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления».

б) заполняют показатели таблицы 5.17 «Сведения о товаре, подлежащем прослеживаемости (СведПрослеж)» документа об отгрузке товаров (со статусом документа «1» ) при его выставлении в электронной форме по формату, утвержденному приказом ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@ «Об утверждении формата счета-фактуры, формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг),включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме».

2. При реализации товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, подлежащих прослеживаемости в рамках эксперимента, участники эксперимента, применяющие специальные налоговые режимы (за исключением ЕСХН), плательщики налога на добавленную стоимость, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, заполняют показатели таблицы 5.17 «Сведения о товаре, подлежащем прослеживаемости (СведПрослеж)» документа об отгрузке товаров при его выставлении в электронной форме по формату, утвержденному приказом ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@ «Об утверждении формата счета-фактуры, формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг),включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме».

Форма заявки на участие в эксперименте по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления

1. Сведения о заинтересованном лице:

Наименование налогоплательщика
ИНН/КПП налогоплательщика
ФИО контактного лица
Адрес электронной почты контактного лица

2. Сведения о товарах, подлежащих прослеживаемости в рамках эксперимента:

№ пп Наименование товара Код товара по ТН ВЭД Примеры регистрационных номеров деклараций на товары*(1) Продавцы товаров, подлежащих прослеживаемости*(2) Покупатели товаров, подлежащих прослеживаемости*(3)
Наименование1,ИНН1,КПП1; Наименование2,ИНН2,КПП2; … Наименование3,ИНН3,КПП3; Наименование4,ИНН4,КПП4; …

*(1) указывается значение графы 11 счетов-фактур

Обзор документа

С 1 июля по 31 декабря 2019 г. проводится эксперимент по прослеживаемости товаров, выпущенных в России для внутреннего потребления ФНС разработала рекомендации, которые содержат:

- условия участия в эксперименте;

- правила подачи и регистрации заявок;

- порядок предоставления документов с указанием данных о прослеживаемых товарах;

прослеживаемость товаров

Прослеживаемость товаров станет обязательной

Прослеживаемость товаров — новое понятие

Прослеживаемость товаров приобретает всё более отчётливый вид. Система прослеживаемости готовится к внедрению на территории РФ. Попробуем разобраться, что это за система и каковы её основные функции. Введение системы обусловлено деятельностью ЕАЭС и ввозом товаров на его территорию из-за рубежа, а также внутри союза.

Сейчас система испытывается в тестовом режиме в отношении товаров для внутреннего потребления. По всей видимости, эксперимент удачен — система вскоре появится в Налоговом кодексе. Итак, то, что до сих пор было добровольным, станет обязательным.

Нормативные основы

Понятие новой системы будет внесено в Налоговый кодекс, в ст. 11. Она как раз «отвечает» за основные понятия, используемые в фискальной политике. Итак, непосредственно «прослеживаемость» — это некий учёт товаров с использованием системы и операций, связанных с оборотом этих товаров. Проще говоря, товары попадают в некую общую национальную базу, в неё же записываются все операции с товарами. Такие операции как купля-продажа, мена, утилизация, конфискация и прочие. Система прослеживаемости собирает, хранит и обобщает эти сведения.

Не все товары будут подлежать этой прослеживаемости. Но те товары, которые должны прослеживаться, будут помещаться в отчёты для ФНС. Эти отчёты могут быть использованы при камеральных проверках.

Прослеживаемость товаров

Прослеживаемость товаров займёт ни много ни мало, а целый новый раздел кодекса. Список товаров, которые будут прослеживаемыми утвердит Правительство чуть позднее. Сейчас этот список есть лишь для внутреннего потребления.

Прослеживаемость будет прекращаться как навсегда так и на время — для этого будут существовать основания. Например, при продаже товара физическому лицу, т.е., в целях потребления или же при утилизации. Однако, если физлицо, попользовавшись товаром, решит его выпустить обратно в оборот, прослеживаемость возвращается.

Чисто технически, партии товара присваивается номер. Этот номер заносит в базу лицо, совершающее операции с товарами, таможня и ФНС. По номеру отслеживается перемещение прослеживаемых товаров, а также их остатки (на основании деклараций).

Ответственность

Прослеживаемость — обязанность, поэтому за неисполнение этой обязанности предусмотрена ответственность. О купле-продаже налогоплательщик должен будет сообщить, используя отчёт по НДС. Если же он плательщиком НДС не является, нужно будет использовать спецформу. Соответственно, неподача, подача не вовремя и прочие подобные вещи будут караться штрафами.

Почему нужна ответственность? Само Правительство поясняет это тем, что неотражение в счёт-фактуре товаров, подлежащих прослеживаемости, приведёт к неуплате НДС. Предполагается, что уведомлять налоговую о перемещении товаров можно будет лишь в электронной форме. Форму вскоре утвердит ФНС.

Извещение об остатках товаров

На момент вступления в силу системы прослеживаемости Правительство уже должно будет утвердить список товаров для всех операций. В момент вступления в силу системы нужно будет известить инспекцию о наличии товаров (остатках), попавших в список. На извещение дадут 30 дней, опять же, только в электронном виде. Форму извещения скоро утвердят.

Вместо вывода

Основной «фишкой» прослеживаемости станет углубление контроля за уплатой НДС. НДС — один из самых «прибыльных» для бюджета налогов, его администрирование является первоочередной задачей фискальных органов. Поскольку обязанностей у налогоплательщиков также прибавится, станет больше работы и у бухгалтеров.

В решении вопроса возрастания работы может выступить облачный сервис для бухгалтеров Scloud, например. Многие операции здесь автоматизированы, что довольно удобно. Ну и конечно же, Scloud и подобные ему сервисы внимательно следят за изменением законодательства в этой области. Это минимизирует возможные бухгалтерские ошибки.

Ссылка на проект изменений в НК РФ. Ещё по теме «прослеживаемость товаров»:


На первом этапе в перечень прослеживаемых импортных товаров включат промышленное оборудование, мониторы и проекторы, холодильники и холодильное оборудование, стиральные и посудомоечные машины, детские коляски, детские кресла для автомобилей.

Об этом глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин заявил в ходе заседания расширенной коллегии ФНС России. По его словам, следующим шагом развития налогового контроля станет совместный с ФТС России пилотный проект документальной прослеживаемости импортных товаров.

«Это освободит рынок от недобросовестных участников, будет препятствовать занижению таможенной стоимости товаров, и в то же время снизит количество проверок и административную нагрузку на добросовестных участников внешнеэкономической деятельности».

Руководитель ФНС России Михаил Мишустин

Участие в проекте уже готовы принять 10 компаний, шесть из которых (Panasonic, Яндекс-Маркет, МЕТРО АГ, ПАО «Детский мир», Hisense) уже предоставили тестовые данные — 2,5 тысячи счетов-фактур по операциям с прослеживаемыми товарами.

Снижение административной нагрузки на бизнес

Глава ФНС отметил, что в 2017 году прирост налоговых поступлений составлял 20%, в 2018 году — 23%, а за пять месяцев 2019 года в консолидированный бюджет РФ поступило 9,5 трлн руб. (+15,7%), в федеральный бюджет — 5,1 трлн руб. с ростом на 15,7%.

«Налога на прибыль поступило более 2,2 трлн руб. (+ 28,9%), НДС — 1,6 трлн руб. (+ 13,1%), НДФЛ — 1,5 трлн руб. (+ 9,9%). Прирост поступления НДФЛ существенно превышает динамику заработной платы (+ 6,6% в январе-апреле 2019 года).

Поступления страховых взносов также растут высокими темпами. За пять месяцев 2019 года поступило 2,7 трлн руб., что на 10,2% больше и на 3,6 п.п. превышает рост заработной платы».

Из сообщения на сайте ФНС России

ФНС России, по словам Михаила Мишустина, продолжает снижать административную нагрузку на бизнес. В первом квартале 2019 года количество выездных налоговых проверок сократилось на 36% и составило 2,7 тыс. (в первом квартале 2018 года — 4,1 тыс.). При этом поступления по выездным проверкам выросли на 10% и составили 48 млрд руб. Благодаря АСК НДС-2 за три месяца 2019 года налогоплательщики добровольно уточнили свои обязательства на сумму почти 29 млрд руб. с ростом в 2,4 раза.

«Очистка» от фирм-однодневок

Работу по «очистке» налоговой среды от фирм-однодневок ФНС России проводит совместно с правоохранительными органами, Центральным Банком и Росфинмониторингом. Количество компаний с такими признаками составляет всего 4% (или 156 тысяч) от числа компаний, зарегистрированных в ЕГРЮЛ.

Переход на налоговый мониторинг

Еще один проект по обеспечению экстерриториальности администрирования крупного бизнеса, а также снижению административной нагрузки — это налоговый мониторинг. В феврале 2019 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил ФНС России совместно с компаниями с государственным участием подготовить план перехода на налоговый мониторинг до 2024 года. 48 крупнейших компаний уже заявили о переходе на налоговый мониторинг с 2020 года.

«Кроме того, до конца 2019 года ФНС России запустит Реестр рисков — комплексную систему, которая позволит создать модели оценки, а также отраслевые карты для своевременного информирования налогоплательщиков о возможных рисках. Таким образом, мы все больше смещаем акцент в сторону превентивного налогового контроля. Рассчитываем, что это повысит уровень доверия налогоплательщиков к налоговым органам».

Руководитель ФНС России Михаил Мишустин

С января текущего года иностранные поставщики электронных услуг уплачивают НДС в российский бюджет независимо от того, кто покупатель — физическое лицо или компания. Сумма налога, начисленная за первый квартал, составляет 12 млрд руб. (за весь 2018 год от иностранных интернет-компаний поступило 12,2 млрд руб.).

Количество жалоб снизилось на 42%

Количество рассмотренных жалоб на результаты выездных налоговых проверок снизилось на 42%, что пропорционально снижению их количества. Сократилось число обращений в суды после досудебного рассмотрения жалоб налогоплательщиков в вышестоящих налоговых органах (на 11,4%). На 23% меньше дел рассмотрено в судах по результатам выездных налоговых проверок.

Глава ФНС России оценил работу с задолженностью, отметив, что показатель DTI (debt to income) — отношение долга к доходам, — составляет 7,4%. По словам Михаила Мишустина — это лучшее значение за последние пять лет администрирования долга.

«В ходе процедур банкротства сохраняется тенденция увеличения роли согласительных процедур. Поступления в бюджет выросли на 10,6% и составили 9 млрд рублей, это 33,4% от всей суммы поступлений по банкротству».

Из сообщения на сайте ФНС России

2,6 млн онлайн-касс

Продолжая тему проектов ФНС России, глава ведомства подвел итоги реформы контрольно-кассовой техники. 975 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, преимущественно занятых в сфере торговли и общественного питания, зарегистрировали уже 2,6 млн онлайн-касс.

До 1 июля 2019 года в рамках третьего этапа реформы на новый порядок касс должны перейти:

индивидуальные предприниматели сферы услуг на ЕНВД и патенте;

все индивидуальные предприниматели сферы торговли, общепита на ЕНВД и патенте, имеющие наемных работников;

налогоплательщики на УСН сферы услуг, кроме услуг общепита, при наличии наемных работников;

ИП в сфере вендинга без наемных работников.

Окончание реформы ККТ планируется через два года. Президент РФ поддержал отсрочку для индивидуальных предпринимателей без наемных работников, занятых в сфере работ и услуг, или реализующих товары собственного производства.

«Для этой наиболее чувствительной категории налогоплательщиков планируется сделать плавный переход, в том числе, для выбора наиболее удобного для них налогового режима. Имею в виду новый налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Руководитель ФНС России Михаил Мишустин

Проект идет в четырех субъектах РФ, но многие регионы уже готовы принять соответствующие законы на своей территории. Одно из главных преимуществ НПД — это простота регистрации, администрирования и низкие налоговые ставки: 4% и 6% в зависимости от категории покупателя. При этом в консолидированный бюджет субъекта распределяется 63%, в фонд обязательного медицинского страхования — 37%.

Техсодействие налоговикам Узбекистана

В настоящее время начинается проект по оказанию технического содействия налоговым органам Республики Узбекистан, в рамках которого будут выполнены работы по реинжинирингу бизнес-процессов, созданию системы работы с налогоплательщиками и совершенствованию системы налогообложения имущества на основе кадастровой оценки.

«В ближайшее время по поручению председателя правительства РФ также начнется аналогичный проект по созданию системы маркировки и прослеживаемости товаров, а также информационной системы в налоговой сфере Кыргызской Республики».

Читайте также: