Что означает индивидуальная безэквивалентность налога

Опубликовано: 17.05.2024

Страницы: 1 2

Понятие налога и сбора

Налог как всякая экономическая категория характеризуется через сущность и формы ее проявления. Налог относится к числу финансовых категорий, имея с ними ряд общих черт: субъекты, объекты и функции. Субъектами этих отношений являются государство, физические и юридические лица, объектом – доходы, полученные в результате первичного распределения стоимости созданного продукта. Заработная плата, рента, процент и прибыль – источники налога. Часть этих доходов перемещается из частного сектора в государственный, что означает смену формы собственности доходов, полученных обществом. Это – первая сущностная черта налоговых отношений.

Вторая сущностная черта налога – это особый экономический институт, характеризующий правила поведения субъектов экономических отношений и оформленный в современном обществе нормами права. В таком своем качестве налог становится формой принудительного изъятия денежных средств в доход государства, но одновременно – осознанной необходимостью. Налог, понимаемый как осознанная общественная необходимость отчуждения части полученных доходов, подчеркивает особую роль государства, призванного выполнить функции, которые невозможно и нецелесообразно переложить на любого другого субъекта экономических отношений. Общество нанимает и оплачивает содержание государственного аппарата, возлагая на него определенные функции, реализация которых решает задачи всего общества, но каждого из его граждан по-разному.

Отсюда следует третья характерная черта налога – индивидуальная безэквивалентность. Это означает, что государство не обязуется вернуть каждому налогоплательщику столько же, сколько он перечислил в государственную казну. Такое и невозможно, поскольку, во-первых, содержание государственного аппарата стоит денег, а, во-вторых, теряется смысл изъятия.

Отличительной особенностью отношений налогоплательщика с государством является переход права собственности на денеж­ные средства, ранее принадлежавшие плательщику налога, к го­сударству. Однако это не единственный признак налога. Отличать налог от других видов платежей следует и по таким признакам, как строго обязательный характер, индивидуальная безвозмезд­ность (безвозвратность), установление в законодательном поряд­ке, внесение в бюджет или внебюджетные фонды в точно опре­деленных размерах и в определенный срок, обеспечение плате­жеспособности публичной власти.

Закон «Об основах налоговой системы в РФ» фактически ставил знак равенства между налогом и другими видами платежей, такими как сбор и пошлина, что следовало из формулировки, приведенной в Законе: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом по­нимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в по­рядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

В результате такой неточности к системе налогов были при­числены те платежи в бюджет, которые не обладали признаком индивидуальной безвозмездности, а именно: платежи за пользо­вание природными ресурсами, государственная пошлина, лесной доход, плата за воду, гербовый сбор и др., которые на самом деле носят характер своеобразной оплаты либо оказываемых государ­ственными органами услуг, либо платы за пользование принадлежащими государству ре­сурсами.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК) дал точное определение понятий «налог» и «сбор». Согласно ст. 8 первой части НК под налогом понимается обя­зательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадле­жащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансово­го обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов госу­дарственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление опре­деленных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Правовая природа налога и сбора различна. Уплата сборов – одно из условий совершения государ­ством определенных юридически значимых действий в пользу плательщика, т.е. сбор всегда индивидуально возмез­ден, а суммы сборов предназначены для покрытия расходов на выполнение соответствующих действий органов власти.

Элементы налогообложения

Статья 17 НК определяет существенные элементы налога, которые необходимы для его установления. Налог считается установленным лишь в том случае, когда оп­ределены налогоплательщики и элементы налогообложения. Эле­ментами налогообложения являются:

а) объект налогообложения;

б) налоговая база;

в) налоговая ставка;

г) налоговый период;

д) порядок исчисления налога;

е) порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога могут предусмат­риваться налоговые льготы и основания для их использования налогопла­тельщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и эле­менты обложения применительно к конкретным сборам.

Исчерпывающий перечень сведений в законе о каждом налоге предназначен для определения:

а) налогоплательщика, т.е. лица, которое несет обязательство;

б) размера обязательства и порядка его исполнения;

в) границы требований государства относительно денежных средств налогоплательщика.

В отдельных случаях НК устанавливает специальный налоговый режим – особый порядок исчисления и уплаты нало­гов и сборов в течение определенного периода времени. К спе­циальным налоговым режимам относятся упрощенная систе­ма налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налогоплательщик – субъект налогообложения, на которого возложена ответственность уплаты налога за счет собственных средств. НК (ст. 19) в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов признает организации (юридические лица) и физические лица. Их обязанность уплачивать нало­ги и (или) сборы рассматривается в данном случае как потенциально возможная обязанность, не связанная с необходимостью уплаты конкретного налога или сбора, но предусматривающая необходимость встать на учет в налоговых органах, сообщить в налоговый орган об открытии счета.

В законодательстве России произошли определен­ные изменения в отношении налогоплательщика – юридического лица. В начале становления налоговой системы руководствовались следующим принципом: если в законе в качестве налогопла­тельщика указано юридическое лицо, то оно и уплачивает налог по месту своей постановки на налоговый учет (т.е. по месту своей государственной регистрации); если же среди плательщиков на­званы филиалы и представительства, то налоги должны ими упла­чиваться по месту их нахождения. При решении вопроса о переч­не необходимых к уплате налогов налоговые инспекции прини­мали во внимание и такие факторы, как наличие у обособленного подразделения расчетного счета, самостоятельного баланса, вы­ручки и т.п.

С вводом в действие первой части НК (в 1998 г.) плательщиком налогов и сборов признается только юридическое лицо. Юридические лица обязаны встать на налоговый учет и осуществлять уплату всех налогов по месту нахождения каждого своего территориально обособленного подразделения. Филиалы и иные обособленные структурные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организа­ций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации. Таким образом, согласно действующе­му законодательству филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков или налоговых агентов, а ответствен­ность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство). В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособ­ленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его на­хождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функ­ции представительства. Представительства и филиалы не являются юридичес­кими лицами.

Обособленные подразделения – это не только филиалы и представитель­ства организации. В соответствии со ст. 11 НК, обособленное подразделе­ние организации – это любое территориально обособленное от нее подраз­деление, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым про­изводится независимо от того, отражено или не отражено его создание в уч­редительных или иных организационно-распорядительных документах организации.

Экономические отношения налогоплательщика с государством определяются принципом постоянного местопребывания, с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты. В России, как и в большинстве стран, главным фактором их разграничения выступает время, проведенное физическим лицом на территории государства, – более 183 календарных дней. В таком случае на налогоплательщика распространяется действие национального налогового законодательства. В ряде стран установлены дополнительные критерии: центр жизненных интересов, гражданство и др.

Для юридических лиц существенным фактором разграничения на резидентов и нерезидентов является место регистрации. Организации-нерезиденты созданы в соответствии с законодательством зарубежных стран, и место управления ими находится, как правило, за пределами страны пребывания, где осуществляется их экономическая деятельность. Налоговые обязательства в стране пребывания возникают только по доходам, источник которых находится на территории данной страны, что означает возникновение ограниченной налоговой обязанности в отличие от полной.

Налогоплательщиками – физическими лицами могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. На правовой статус налогоплательщика не влияет его возраст, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

Среди налогоплательщиков – физических лиц выделяются особые категории субъектов – индивидуальные предприниматели и налоговые резиденты РФ.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К числу индивидуальных предпринимателей НК также относит частных нотариусов, частных охранников и частных детективов. В то же время индивидуальные предприниматели приобретают правовой статус налогоплательщика независимо от наличия гражданско-правового статуса предпринимателя. Так, п. 2 ст. 11 НК указывает, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в этом качестве в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении налоговых обязанностей не вправе ссылаться на то, что не являются индивидуальными предпринимателями.

Одним из существенных элементов налога является объект налогообложения. Каждый отдельный налог должен иметь свой, не совпадающий с другими налогами, объект налогооб­ложения.

Объект налогообложения имеет двойственную характеристику:

1) доход или имущество налогоплательщика, с которого исчисляется налог и которое служит основой для обложения, например, заработная плата, прибыль, процент, ценные бумаги, недвижимое и иное имущество, товар, иногда само физическое лицо (при подушном налоге);

2) юридический факт или совокупность юридических фактов, с которыми связано возникновение обязанности платить налог: совершение оборота по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг; ввоз товара на территорию страны; владение имуществом, совершение сделок по его купле-продаже; вступление в наследство; получение дохода и т.д.

Таблица 1.1 – Классификация объектов налогообложения

Уральский государственный

Экономический университет

МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

По дисциплине

«НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»

Подготовлен:

К.э.н., доцентом

Кафедры Г и МФ

Смородиной Е.А.

Экономическая сущность налога, его характерные черты и признаки

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на макро- и микроэкономические процессы.

Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Давида Рикардо (1772–1823 гг.), последователя А. Смита. «Налоги, – писал он, – составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны».[1]

Рассматривая современные точки зрения ученых-экономистов на экономическую сущность налога, можно отметить, что сегодня не существует единого подхода при исследовании данного вопроса.

Наиболее распространенной точкой зрения является рассмотрение экономической сущности налога как изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса для формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Налог является комплексной категорией, имеющей как экономическое, так и юридическое значение. Поэтому важным моментом является определение налога в рамках законодательства. В свою очередь это будет способствовать правильному применению норм законодательства, определению объема и полномочий налоговых органов, реализации налоговой ответственности и пр.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ:

Налог– обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Сбор– обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[2]

В этой связи для характеристики налога необходимо выделить те специфические черты и признаки, которые позволят определить условия и порядок его существования как правого явления.

Характерными чертами налога как платежа, исходя из вышеприведенного определения, являются:

1. Обязательность – обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер.

2. Индивидуальная безвозмездность – характеризуется односторонностью, безэквивалентностью и безвозвратностью налогов.

Обязательства по уплате налогов являются односторонними, и в налоговых правоотношениях существует только одна обязанная сторона – налогоплательщик. Государство, получая в бюджет налоги, не принимает каких-либо встречных обязательств перед налогоплательщиком и не должно что-либо совершить в его пользу. В то же время плательщик, уплатив налог, не приобретает каких-либо прав.

Налоги безэквивалентны и пользование общественными благами никак не пропорционально величине платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Безвозвратность налога характеризуется тем, что налог подлежит возврату только в случае законно установленной льготы или в случае переплаты его в бюджет.

3. Отчуждения денежных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Иными словами, при уплате налога происходит переход части доходов (имущества) налогоплательщика в собственность государству.

4. Направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются:

2. одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Функции налогов

Как финансовая категория налоги выражают общие свойства присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т. е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их экономическую сущность, внутреннее содержание. Рассмотрение положений о функциях налогов составляет предмет научных дискуссий.

Исследования в области налогов в развитых зарубежных странах, показывают, что теоретические споры ведутся в основном по вопросам, связанным с ролью, которую играют налоги в экономике их стран. Современное развитие западной экономической мысли характеризуется противостоянием кейнсианской и неоклассической школ, что определило два основных направления в теории государственных финансов. Представители первого направления рассматривают налоги как орудие государственной экономической политики. Их противники считают, что государственное регулирование экономики должно быть ограниченным, а налоги – чисто фискальный инструмент.[3]

Учитывая вышеизложенное, проанализируем содержание трактовок функций налогов на основе рассмотрения позиций таких ученых-экономистов, как Н.Е Заяц, Л.А. Дробозина, В.М. Родионова, М.В. Романовский.

Анализ предложенной в таблице 1 информации свидетельствует о том, что в числе налоговых функций ученые обычно рассматривают: фискальную, экономическую, регулирующую, стимулирующую, распределительную, контрольную, используя различную компоновку отдельных из них.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что экономическая сущность налогов, их внутреннее содержание и глубинный потенциал, теоретически заложенный в данной категории, раскрывается в фискальной функции, которая является основной, вытекающей из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С ее помощью образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и развития государства. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Поэтому теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональная емкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задает не только наука, но и практика.




Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задает не только наука, но и практика. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах.

Таблица 1

Позиции экономистов на содержание сущности и функций финансов и налогов

Ф.И.О. экономиста Определение финансов Функции финансов Сущность налогов Функции налогов
1. профессор Заяц Н.Е. Сущность финансов проявляется через распределение и перераспределение части совокупного продукта, называемого чистым доходом (финансы - объективная базисная категория)[4] 1. Распределительная - отражает экономические отношения, обусловленные движением чистого дохода, а также его влиянием на составные части и элементы совокупного продукта 2. Контрольная - порождена распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением СОП, НД и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и их целевому расходованию Налоги являются специфической формой экономических отношений государства с хозяйствующими субъектами, с различными –группами населения и каждым членом общества. Специфичность этих отношений выражается: 1. в обязательном характере налогов (представляет часть национального дохода, принудительно изымаемого государством у предприятий и граждан); 2. в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т. е. возвращаются плательщикам косвенно). 1. Распределительная - осуществляется формирование доходной части государственного бюджета, а затем направление этих доходов на финансирование различных мероприятий, связанные с реализацией государством своих функций 2. Контрольная - оценивается эффективность каждого платежа и налогового режима в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику
2. профессор Родионова В.М. Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества (финансы относятся к экономическому базису)[5] 1. Распределительная- обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специального целевого назначения 2. Контрольная- способность «сигнализировать» о течении распределительного процесса Тесное единство с распределением Экономическая сущность налоговхарактеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. 1. Фискальная - формирование бюджетного фонда 2. Экономическая(иногда ее дробят на регулирующую и стимулирующую) – государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения

продолжение таблицы 1

Элементы налога

Под элементами налогообложенияпонимают определяемые законодательными актами госу­дарства прин­ципы построения и организации взимания налогов (сборов, пошлин); отражаю­щих их социально-экономическую сущность.

Элементы налогообложения подразделяются на общие и частные. Общие элементы применяются относительно каждого налога (сбора, пошлины) без исключения, а частные, только к отдельным видам налогов. Например, при взимании налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, отсутствует такой элемент, как налоговый период.

К общим элементам налогообложения относятся:

– Субъект налогообложения (налогоплательщик) – физическое или юриди­ческое лицо, выполняющие обязательную повинность по уплате налогов (сборов, пошлин);

- Объект налогообложения–предмет, действие, результат, подлежащие налогообложению в установленном законом порядке (например, денежный доход, имущество и т. д.);

- Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, к которой непосредственно применяется налоговая ставка.

- Источник налога– денежный доход налогоплательщика, из которого уплачивается налог;

- Единица налогообложения – единица, принятая для изме­ре­ния объекта налогообложения (при взимании налога на доходы та­кой единицей является денежная единица страны, в которой полу­чен до­ход, при исчислении налога на землю за единицу принима­ется гектар и т.п.);

- Налоговая ставка – величина налога на единицу обложе­ния;

- Налоговая квота – доля налога в доходе определенного субъ­екта налогообложения;

- Налоговый оклад – величина налога, уплачиваемая субъек­том с одного объекта налогообложения;

- Срок уплаты налога (сбора, пошлины) – законодательно определенный срок не позднее которого налог должен быть перечислен в бюджет;

- Порядок исчисления налога – законодательно закрепленные правила расчета для каждого налога (сбора, пошлины), подлежащего уплате исходя из налоговой базы, налоговой ставки и других элементов налогообложения.

К частным элементам налогообложения относятся:

- Налоговый агент–лицо, на которое в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд) налогов;

- Налоговый период – время, за которое производится обло­же­ние налогом или сбором;

- Налоговая льгота – полное или частичное освобождение от уп­латы налога в бюджет;

- Необлагаемый минимум – часть объекта, определенная за­ко­нодательством, освобожденная от налогообложения.

По каждому налогу в разрезе вышеназванных элементов принимаются одноименные статьи в налоговых законах, кроме того, устанавливаются сроки платежей и определяются налоговые санкции за нарушение налогового законодательства.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (капитала, дохода) и того влияния, которое оказывает налог на макро- и микроэкономические процессы в конечном итоге.

История возникновения налогов и научных представлений о налоге, рассмотренная в первой и второй главах, показывает, что налоги — более поздняя форма государственных доходов . Первоначально они назывались «помощь» и носили временный характер.

Когда же налоги укрепились как основной источник государственных доходов, то стали создаваться различные налоговые теории, которые давали обоснование налога и его определение.

Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах Давида Рикардо (1772–1823 гг.), последователя А. Смита. « Налоги , — писал он, — составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны».

По мере развития учения о правовом государстве меняются и научные представления в финансовой науке, приводящие ее к идее принудительного
характера налога.

В советской России 1920-х гг. финансовая наука в лице А. Соколова, А. А. Бу-
ковецкого, П. В. Микеладзе придерживалась теории коллективных потребностей. А. Соколов рассматривал государство как орган, удовлетворяющий коллективные потребности населения. П. В. Микеладзе считал, что «задача налоговой политики в том и заключается, чтобы согласовывать и экономически рационально удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности».

При изучении экономической сущности налогов необходимо учитывать ряд
основных моментов:

  • во-первых, источником налоговых взносов независимо от объекта налогообложения является часть валового национального дохода (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП;
  • во-вторых, существенным является безвозмездность уплаты налога.

Следовательно, относительно безвозмездное изъятие государством части
ВНД в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов (доходов) и составляет экономическую сущность налога.

Налог является комплексной категорией, имеющей как экономическое, так
и юридическое значение. Поэтому важным моментом является определение налога в рамках законодательства. В свою очередь это будет способствовать
правильному применению норм законодательства, определению объема и полномочий налоговых органов, реализации налоговой ответственности и пр.

Признаки налога

1. Императивность (обязательность, законность, государственность) — обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а принудительный характер. Налоги определены законом и обязательны к уплате на всей территории государства, их определившего.

2. Индивидуальная безвозмездность — характеризуется односторонностью,
безэквивалентностью и безвозвратностью налогов:

  • односторонность — обязанная по уплате налогов сторона всегда одна — это налогоплательщик;
  • безэквивалентность — сумма налогов, уплаченных каждым н налогоплательщиком индивидуально, не всегда соответствует размеру благ, полученных им от государства;
  • безвозвратность — отчуждение денежных средств у налогоплательщика в пользу государства происходит на безвозвратной основе.

3. Направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

4. Периодичность внесения платежей в бюджетную систему. Периодичность
определена законом, может различаться в зависимости от вида налога.

Сбор также имеет свои характерные признаки, в том числе один общий с категорией «налог».

  1. Императивность . Сбор, аналогично налогу, имеет государственно-властную форму проявления, а именно, законодательно закреплен, носит обязательный характер и осуществляется под контролем государства.
  2. Возмездный характер отношений между государством и налогоплательщиком . Сбор уплачивается плательщиком с целью приобретения у государственных органов власти определенной услуги (оформление паспорта, получение лицензии и пр.).
  3. Единовременность уплаты — отсутствие регулярности платежей. Сбор вносится по мере возникновения потребности в приобретении конкретной услуги у государства.

В России на сегодняшний день законодательно закреплены в качестве сборов: государственная пошлина (по всем признакам соответствует категории «сбор») и сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (плата за получение разрешения у государства на изъятие объектов животного мира из среды обитания в живом или неживом виде). Также в теории употребляется понятие «акцизный сбор», предполагающее приобретение у государства права на продажу определенных законом (подакцизных) товаров, но в законодательстве данное понятие не используется. Вопрос отнесения акцизов к сборам остается дискуссионным.

Четкое определение понятий налога и сбора, предусмотренное Налоговым
кодексом, и их отличие друг от друга имеет большое значение для регулирования порядка их взимания.

Налоги — это объективная экономическая категория, которая не должна менять свои сущностные характеристики, в зависимости от типа экономической системы, меняются лишь внешние формы их проявления.

• Императивность (обязательность) – обеспеченность силой государства; налоги носят не добровольный, а принудительный характер.

• Индивидуальная безвозмездность – односторонность, безэквивалентность и безвозвратность налогов.

• Отчуждение денежных средств – переход права собственности от налогоплательщика государству.

• Направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Признаки налога с экономической точки зрения

• Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства

Признаки сбора

• Возмездный характер отношений между государством и налогоплательщиком

• Единовременность уплаты – отсутствие регулярности платежей

• Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства *

Функции налогов

Экономическая сущность налогов проявляется в выполняемых ими функциях. По вопросу выделения функций налогов, точки зрения ученых – экономистов различны (см. таблицу). В качестве основных функций следует обозначить:

1) фискальную функцию, которая вытекает из самой природы налога и представляет собой изъятие части дохода у физических и юридических лиц в пользу государства;

2) регулирующую функцию – государство, используя налоговые ставки, налоговые льготы, изменение сроков уплаты налога и другие инструменты налогового регулирования, вмешивается в экономику страны и перераспределяет финансовые ресурсы по предприятиям, отраслям, регионам.

Позиции экономистов на содержание сущности и функций налогов

Ф.И.О. экономиста Функции налогов
Московская финансовая школа
Профессор Родионова В.М. Фискальная - формирование бюджетного фонда Экономическая(иногда ее дробят на регулирующую и стимулирующую) – государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Профессор Дробозина Л.А. Фискальная – образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства Регулирующая - означает, что активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежный спрос населения.
Санкт-Петербургская финансовая школа
Профессор Романовский М.В. Исходя из глубинной экономической сущности самого понятия налога, ему имманентна единственная фискальная функция, которая достаточно ярко проявляется на всех исторических этапах его развития и является атрибутом налога – нет денежных перечислений в бюджетный фонд – нет налога.
Романовский М.В., Врублевская О.В., Сабанти Б.М. Фискальная функция– ее реализация обеспечивает формирование доходов бюджет. Налоги служат для перераспределения национального дохода и создают условия для эффективного государственного управления. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов федерального бюджета. Регулирующая функция– воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения путем стимулирования или сдерживания накопления капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения.
Уральская финансовая школа
Казак А.Ю., Смородина Е.А., Шадурская М.М. Фискальная функция– посредством нее происходит формирование денежных фондов государства в целях его материального обеспечения. Регулирующая функция – посредством нее налоги используются в качестве важнейшего финансового регулятора всех перераспределительных процессов в обществе активно воздействующего на состояние экономики в целом.
Саратовская финансовая школа
Барулин С.В. Совокупный денежный эквивалент ценности публичных услуг государства Фискальная Регулирующая Контрольная
Современные подходы
Черник Д.Г., Поляк Г.Б., Романов А.М. Фискальная Экономическая
Поляк Г.Б., Сугублов А.Е. Фискальная Распределительная Стимулирующая Контрольная
Профессор Заяц Н.Е. 1. Распределительная - осуществляется формирование доходной части государственного бюджета, а затем направление этих доходов на финансирование различных мероприятий, связанные с реализацией государством своих функций 2. Контрольная - оценивается эффективность каждого платежа и налогового режима в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику
Нешитой А.С. Фискальная Регулирующая

Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 373 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Налог представляет собой обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансирования деятельности государства или муниципальных образований.

Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого сопровождается предоставлением его плательщику юридически значимых действий (получение прав, выдача разрешений, лицензий) со стороны государственных (муниципальных) и уполномоченных органов.

Исходя из определения налога его основными признаками являются:

1) обязательность платежа;

2) индивидуальная безвозмездность налога (безэквивалентность);

3) отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме;

4) источник финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Обязательность платежа. Признак обязательности налога закреплен в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 57 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Рассматривая правовую природу обязанности уплачивать налоги, Конституционный Суд[1] указал, что такая конституционная обязанность имеет публично-правовой, а не частно-правовой (гражданско-правовой) характер, т.е. в исполнении обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества.

Индивидуальная безвозмездность (безэквивалентность) налога. Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества путем предоставления общественных благ. Общество в целом получает общественные блага за уплаченные налоги. Уплата налога отдельным плательщиком (т.е. индивидуально) не порождает у государства встречной обязанности предоставлять ему какую-либо услугу (в отличие от сборов – см. ниже).

Отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме. Налог взимается путем отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

В момент уплаты налога происходит смена собственника денежных средств. Факт перехода права собственности от налогоплательщика к государству имеет большое значение, поскольку позволяет разграничить по данному признаку налоговые и бюджетные отношения. Бюджетные отношения возникают по поводу формирования и распределения государственных финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства, и перехода права собственности в бюджетных отношениях не происходит, в то время как налоговые отношения связаны с переходом права собственности от налогоплательщика (частного субъекта) к государственным или муниципальным органам (публичному субъекту).

Источник финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. Цель взимания налога – финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. Этот признак налога является основным и напрямую связан с его фискальной функцией.

Налоговые доходы являются основными в доходах государственных и местных бюджетов как в Российской Федерации, так и в развитых и развивающихся странах.

В экономически развитых странах их доля в доходах государственного бюджета достигает 80—90%, а в доходах местных бюджетов – более 50%.

Финансирование государственных нужд – один из главнейших признаков налога, который предопределяет фискальную функцию налога в качестве основной. Причем речь идет о финансировании не самих органов государственной власти (или местного самоуправления) – они ответственны за надлежащую организацию процесса налогообложения, а о финансовом обеспечении всего государства (муниципальных образований). Последнее является еще одним характерным отличием налогов от других фискальных платежей.

В Налоговом кодексе Российской Федерации определены различия между налогом и сбором.

В числе характерных признаков сбора выделяют:

1. Обязательность платежа.

Означенный признак сбора аналогичен соответствующему признаку налога. Однако сбор уплачивается по свободному волеизъявлению плательщика. В отличие от налога при взимании сбора воля плательщика значительно в большей степени направлена на возникновение соответствующих объектов обложения (стоимость получаемых прав и разрешений).

Это позволяет выделить определенное отличие сбора от налога.

2. Возмездность сбора.

Возмездность сбора характеризует основное отличие сбора от налога. Признак возмездности сбора предполагает, что его взимание является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий со стороны государственных, муниципальных и других уполномоченных органов. Возмездность сбора проявляется в том, что уполномоченный орган должен оказать плательщику встречную услугу. Именно встречность требований означает наличие какой-либо возмездности, что позволяет рассматривать сбор как «индивидуально-возмездный платеж»[3].

В отличие от налога, целью взимания которого является финансирование деятельности публичного субъекта, цель уплаты сбора законодательством не определена.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах указывает, что сборы предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти.

Налоги в воспроизводственном процессе

Налоговые отношения составляют специфическую подсистему производственных отношений. Из всей совокупности отношений, связанной с производством, распределением, обменом и потреблением, налоги функционируют на стадии распределения. В процессе движения национального дохода происходит обособление распределительных отношений в целом и налоговых отношений – в частности.

Налоги как подсистема производственных отношений представляют собой форму обобществления части национального дохода в денежной форме. Распределение не выступает как пассивный результат производства. В результате изменения распределения оно может оказывать на производство обратное влияние. Значительная роль в этом процессе принадлежит налогам[4].

Движение налогов связано с движением всего общественного капитала. Посредством налогов изымается значительная часть необходимой и часть прибавочной стоимости. В процессе движения денежного капитала его часть в форме налогов периодически изымается из кругооборота и принимает самостоятельную форму и движение. На последующей стадии возросшая в результате получения прибавочной стоимости масса денежного капитала расходуется не только для расширенного воспроизводства, но и для выплаты налоговых обязательств. Таким образом, функционирование налогов одновременно приводит к сокращению производственного потребления и к формированию государственного денежного фонда, повышающего государственный спрос и потребление.

Объектом налоговых отношений является движение части стоимости национального дохода в денежной форме посредством ее перераспределения и образования целевых фондов финансовых ресурсов.

Субъектами налоговых отношений в Российской Федерации выступают:

• юридические и физические лица – в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

• Министерство финансов Российской Федерации, финансовые структуры субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

• Федеральная налоговая служба Российской Федерации и ее территориальные отделения;

• государственные и муниципальные органы исполнительной власти.

Носителями налогов являются лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое бремя.

Функции налогов и сборов

Сущность налогов как экономической категории, их роль и общественное назначение могут быть раскрыты на основе их функций. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.

Выделяют фискальную и контрольную функции налогов.

При этом фискальная функция (от лат. fiscus – корзина) налогов является основной. С ее помощью обеспечивается формирование государственных (муниципальных) денежных фондов и создаются предпосылки для последующего распределения части стоимости национального дохода. Без фискальной невозможно существование контрольной функции.

Контрольная функция налогов позволяет оценивать эффективность функционирования налоговой системы, осуществляется контроль за экономической деятельностью субъектов налоговых отношений[5].


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Читайте также: