Что означает фискальный налоговый иммунитет дипломатических представительств

Опубликовано: 04.05.2024

date image
2014-02-09 views image
25045

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Согласно международному и национальному праву диплома­тические представительства и их сотрудники пользуются соответ­ствующими иммунитетами и привилегиями.

Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под гражданскрй, административной и уголовной юрисдикции государства пребывания. Дипломатические привилегии — это различные льготы и преимущества. Которые рядовым иностранцам не предоставляются.

Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на:

1) привилегии и иммунитеты диппредставительства и 2) личные иммунитеты и привилегии дипломатов.

К иммунитетам и привилегиям дипломатического представи­тельства относятся:

1. Неприкосновенность помещений дипломатического пред­ставительства. Под помещениями понимаются здания или их час­ти, используемые для целей представительства, включая резиден­цию его главы, а также обслуживающий это здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянку. Их неприкос­новенность означает, что власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.

Государство пребывания обязано предпринимать надлежащие меры для защиты помещений представительства от любого втор­жения или нанесения ущерба, а также для предотвращения всяко­го нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Нередко возникает вопрос: что делать в случае форс-мажор­ных обстоятельств — пожара, наводнения, захвата помещения тер­рористами?

Международное право не разрешает использовать институт не­прикосновенности помещения дипломатических представительств в качестве убежища лиц, преследуемых властями государства пребывания.

2. Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения сотрудников представительств пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполни­тельных действий как в мирное время, так и во время вооружен­ных конфликтов.

3. Помещения представительств, как собственные, так и арен­дованные, обладают фискальным иммунитетом, т.е. освобождают­ся от всех налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания.

4. Закреплена неприкосновенность архивов и документов дипло­матических представительств в любое время и в любом месте.Это касается и периода разрыва дипломатических отношений между государствами, в том числе и в связи с вооруженным конфликтом между ними. Официальная корреспонденция дипломатических представительств также неприкосновенна. Поэтому пользуются иммунитетом дипкурьеры во время доставления ими диппочты по назначению.

Привилегии дипломатических представительств:

1. Право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения главы представительст­ва (ст. 29 Венской конвенции 1961 г.).

2. Таможенные привилегии, т. е. право ввозить на террито­рию государства пребывания и вывозить с этой территории пред­назначенные для официального пользования представительств то­вары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономиче­ского характера (п. «а» ст. 36 Венской конвенции 1961 г.; ст. 299 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).

3. Свобода сношений со своим государством, его диппредста­вительствами и консульскими учреждениями в других странах. Для этого государство может пользоваться всеми подходящими средствами, в том числе услугами дипкурьеров или шифрованных депеш.

К личным иммунитетам и привилегиям относятся:

1. Неприкосновенность дипломатов. Они не могут быть за­держаны или тем более арестованы. Государство пребывания должно принимать все надлежащие меры для предупреждения ка­ких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.




2. Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств передвижения, имущества, бумаг и корреспонденции.

3. Если ди­пломат находится за рулем автомобиля и нарушает правила до­рожного движения…

4. Иммунитет от юрисдикции государства пребывания — уго­ловной и гражданской. Следственные органы этого государства не должны возбуждать уголовные дела в отношении дипломатов, а его суды не могут такие дела рассматривать. Вместе с тем власти страны пребывания могут обратиться к высшим органам государ­ства дипломата о снятии с пего иммунитета от уголовной юрис­дикции в случаях совершения тяжких преступлений. Чаще всего речь идет о совершении дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут люди.

В редких случаях власти страны дипломата идут на то, чтобы снять с него иммунитет от уголовной юрисдикции.

5. Дипломаты не обладают иммунитетом в случаях предъявления исков:

1) по частному недвижимому имуществу дипломата, кото­рое находится на территории государства пребывания;

2) по на­следованию, когда дипломат выступает как частное лицо;

3) от­носящихся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функ­ций.

6.Дипломаты не обязаны давать свидетельские показания . Одна­ко ничто не препятствует им это делать, если они сами того поже­лают. Естественно, дипломаты пользуются иммунитетом от адми­нистративной юрисдикции.

7. Личный багаж дипломата не подлежит досмотру таможен­ными властями государства. Исключение составляют случаи, ко­гда есть серьезные основания полагать, что в багаже дипломата содержатся предметы, запрещенные законом для ввоза или вывоза.

Привилегии дипломата:

1) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в государ­стве пребывания, кроме косвенных налогов, налогов на наследст­во и ряда сборов;

2) освобождение от всех трудовых, государственных и воен­ных повинностей;

3) освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов (ст. 36 Венской конвенции 1961 г. Следует отметить, что дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами страны пребывания. Статус администра­тивно-технического персонала приравнен к дипломатическому, за исключением гражданской и административной юрисдикции, ко­торая на последних не распространяется. Обслуживающий персо­нал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Он освобожден от на­логов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.

Для того чтобы дипломатическое представительство могло осуществлять свои функции, оно и его персонал в соответствии с международным правом наделяются специальным правовым статусом. Такие специальные права и преимущества называют привилегиями и иммунитетами.

а. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств.

Неприкосновенность помещений и территории дипломатического представительства. Помещениями дипломатического представительства согласно международному праву считаются здания, сооружения, что заняты представительством и его службами, а также земельный участок, на котором они расположены. Эти помещения и предметы их обстановки, так и имущество, которое находится в помещениях, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий». Помещения представительства остаются неприкосновенными даже в случаях пожара на их территории или стихийного бедствия.

Дипломатическое представительство не должно использовать свои помещения не по своим функциям (насильственное удержание в них людей, ведения подрывной агитации против иностранного государства, ведущую в помещениях представительства лиц, обвиняемых в совершении преступления).

На государстве пребывания лежит специальная обязанность «принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства». Это дает государству право принимать специальные законодательные меры в районах размещения дипломатических представительств (например, ограничения на проведение митингов и демонстраций, запрещенную оказывать оскорбительные действия в отношении дипломатических представительств). На страну пребывания возложено также обеспечение внешней охраны территории дипломатического представительства. Обеспечение безопасности на территории и в помещениях представительства является задачей его персонала.

Неприкосновенность архивов и документов. Архивы и документы представительства являются неприкосновенными в любое время независимо от их местонахождения или любых других обстоятельств (например, войны). К архивам и документам относится вся официальная документация дипломатического представительства, а также входная и выходная официальная корреспонденция, которая не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Свобода официальных сношений дипломатического представительства понимается достаточно широко: «При сношениях с правительством и другими представительствами и консульствами акредитучої государства, где бы они не находились, представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные или шифрованные депеши». Установка и эксплуатация радиопередатчиков осуществляется с согласия государства пребывания.

Освобождение от налогов и сборов (фискальные привилегии). Акредитуюча государство и глава представительства освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин. кроме налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за отдельные виды услуг (такие как газ, водопровод, канализация, паровое отопление, электроэнергия и др.).

Существующая в разных государствах практика в этой сфере может иметь весьма существенные разногласия. Поэтому применяется принцип взаимности при установлении объема фискальных привилегий при обмене дипломатическими представительствами.

Государство пребывания согласно принятых ею законов и правилами позволяет ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги: предметы, предназначенные для официального использования представительства. Как видно, таможенные привилегии не имеют в международном праве абсолютного характера, их объем устанавливается законодательством каждого государства, поэтому чаще всего может быть определен на условиях взаимности.

Право пользоваться флагом и гербом аккредитующего государства на помещениях представительства, а также на средствах передвижения принадлежит Представительству и его председателю. Периодичность пользование флагом и эмблемой (гербом) своего государства представительство определяет самостоятельно.

в. Личные дипломатические привилегии и иммунитеты

Пользуются личными дипломатическими привилегиями и иммунитетами, дипломатические агенты и члены семьи дипломатического агента, если они проживают вместе с ним и не являются гражданами государства пребывания.

Члены административно-технического персонала дипломатического представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, имеют личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, иммунитет от уголовной юрисдикции, фискальные привилегии и иммунитеты, иммунитеты от повинностей, некоторые таможенные привилегии. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции распространяется на этих лиц во время выполнения служебных обязанностей .

Члены обслуживающего персонала, которые пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей. Эти лица освобождаются от налогов, пошлин и сборов из получаемого им заработка.

Домашние работники дипломатического и административно-технического персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, пошлин и сборов из получаемого им заработка.

Личная неприкосновенность является важнейшим дипломатическим иммунитетом. Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в какой форме. В то же время это не означает, что власти страны пребывания бессильна против дипломатического агента в случае нарушения им законов. Наличие личной неприкосновенности не исключает относительно дипломатического агента ни мер самообороны, ни мер предупреждения, при исключительных обстоятельствах, совершения им преступлений и проступков.

Личные юрисдикционные иммунитеты - иммунитет от уголовной, административной и гражданской юрисдикции. Это не следует понимать как то, что дипломатический агент вообще перестает быть субъектом юридической ответственности. Во-первых, «иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства». Поэтому акредитуюча государство вправе привлекать своих граждан к юридической ответственности, а принимающее государство вправе требовать этого. Во-вторых, по согласию аккредитующего государства лицо может быть лишено юрисдикционного иммунитета. Однако власти страны пребывания не вправе самостоятельно лишить ее такого иммунитета. Именно в этом смысле юрисдикционные иммунитеты являются абсолютными.

Дипломатический агент пользуется абсолютным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Это право дипломатического агента вообще не участвовать в уголовно-процессуальных действиях в каком качестве. Однако, с согласия дипломатического агента, он может быть допрошен как свидетель.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской юрисдикции государства пребывания, который не является абсолютным. Дипломатический агент не имеет иммунитетов в случаях: а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, которое находится на территории государства пребывания; б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает как частное лицо; в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, которая осуществляется дипломатическим агентом в стране пребывания за пределами своих официальных функций.

Неприкосновенность частной резиденции, транспорта. Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства. Термин «частная резиденция» означает как место постоянного проживания дипломатического агента, так и его временную резиденцию (гостиничный номер, туристическая палатка, трейлер и др.) Пользуются неприкосновенностью и средства передвижения (автомобиль, яхта и пр.).

Личные фискальные привилегии и иммунитеты. Дипломатический агент освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением: а) косвенных налогов, которые обычно включаются в цену товаров или услуг; б) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории страны пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; в) налогов на наследство и пошлин на наследование, взимаемых государством пребывания и т. д.».

Личные таможенные привилегии. Государство пребывания согласно принятых ею законов и правил позволяет ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобных услуг предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента и членов его семьи, которые живут с ним, включая предметы, предназначенные для обустройства. Личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра, если отсутствуют достаточные основания полагать, что он содержит предметы, на которые не распространяются указанные исключения, или предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами государства пребывания. Такой обзор должен происходить только в присутствии дипломатического агента или его уполномоченного представителя.

Гиноян Арман Арамович – студент магистратуры кафедры Международного права, европейского права Юридического факультета Северо-Западного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Драчев Александр Александрович – студент магистратуры кафедры Международного права, европейского права Юридического факультета Северо-Западного института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: С самых древних времен посланникам, - именуемым в настоящее время дипломатический представитель, предоставлялись широкие привилегии и иммунитеты, которые выражали в первую очередь почетное уважение принимающей стороны к дипломату, а также, предоставляли дипломату без каких-либо трудностей и внешних воздействий исполнять свое предназначение. Однако не все посланники использовали свои привилегии и иммунитеты в рамках необходимости осуществления своих функций и тем самым злоупотребляли ими для личных целей, а иногда и вовсе для преступной деятельности. В связи с этим неоднократно поднимался вопрос о необходимости и рамках предоставления таких привилегий и иммунитетов. В статье рассматриваются случаи злоупотребления дипломатическими представителями своими привилегиями и иммунитетами, ответственность дипломатических представителей и вопросы необходимости предоставления привилегий и иммунитетов в таком объеме.

Ключевые слова: Международная ответственность дипломатических представителей, злоупотребление привилегиями и иммунитетами, дипломатические привилегии и иммунитеты.

В последнее время в сфере международного права все чаще обсуждаются вопросы, связанные с дипломатическими иммунитетами и привилегиями. На активное обсуждение данных вопросов подтолкнуло не что иное, как злоупотребление со стороны дипломатических представительств и дипломатических агентов своих привилегий и иммунитетов.

Дипломатический иммунитет (от лат. immunitas - независимость, неподверженность) – это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала.

В ст.29 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. сказано, что личность дипломатического агента неприкосновенна, он не может подлежать аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. [6] Также в этой статье указано, что государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все меры для защиты дипломатического агента. Однако не указано, как же поступать государству пребывания или его отдельным государственным органам в случае, если дипломатический агент злостно нарушает законодательство государства пребывания и тем самым злоупотребляет своими дипломатическими иммунитетами и привилегиями, которые ему предоставлены для надлежащего исполнения своих функций. Необходимо учитывать, что дипломатические агенты и представительства в целом, являются представителями аккредитующего государства в стране пребывания и тем самым своими действиями представляют то самое аккредитующее государство. Следовательно, некорректное поведение дипломатического агента ставит под удар репутацию аккредитующего государства и порождает определенные осложнения между двумя государствами.

В международной практике наблюдаются факты, когда сотрудники дипломатических ведомств или члены их семей совершают преступления. Так, например, представителем МИД Великобритании Уильямом Хейгом были приданы огласке данные по 18 преступлениям, в том числе о насилии сексуального характера, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, торговле людьми, угрозы убийством - в которых были обвинены дипломаты, которые работали в Великобритании начиная с 2010 года. Индийского заместителя генерального консула Девиани Кхобрагаде арестовали в Нью-Йoрке в 2013 году по подозрению в махинациях с визой; российского дипломата арестовали в Нидерландах по подозрению в жестоком обращении с детьми (Министерство иностранных дел РФ решительно отвергло выставленные обвинения).

В Вашингтоне, в 1997 году, дипломат Грузии, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, управляя автомобилем, насмерть сбил подростка [1]. В городе Алма-Ата, сотрудниками комитета национальной безопасности Казахстана, были задержаны две машины, закрепленные за посольством Таджикистана в Казахстане. Один из автомобилей принадлежал послу, второй - его подчиненному. С разрешения посольства машины были вскрыты. Оперативниками, в присутствии посла Таджикистана и сотрудников консульской службы казахского МИДа, был проведен тщательный обыск автомашин. В них было обнаружено, в совокупности, более 62 кг героина. В автомобиле посла также найдены денежные средства в размере 54 тысяч долларов США, а также банковский чек на сумму в 1 млн. 261 тысячу фунтов стерлингов. При обысках в гаражах торгового представительства Таджикистана в Казахстане было обнаружено еще 10 кг героина [7].

Приведенные примеры правонарушений и преступлений со стороны дипломатических агентов являются далеко не исчерпывающими. Именно подобные случаи и стали вызывать возмущения и недовольства, как со стороны общественности, так и со стороны государств пребывания. Нет никаких сомнений в том, что соверши вышеуказанные преступления обычный гражданин, то он был бы наказан по всей строгости закона. Однако, с дипломатическими агентами, касательно наказания, все обстоит немного иначе. Согласно ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 1961г. дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Если рассматривать данное положение Конвенции в абсолютном характере, то оно ставит дипломатического агента в положение, при котором он может совершать любые правонарушения или преступления на территории государства пребывания и тем самым избежать уголовной ответственности. Однако, как известно, нормы международного права трактуются государствами не всегда одинаково и тем самым имеют различное применение. Далеко не всегда представляется возможным привлечь дипломата к ответственности в государстве пребывания, так как это полностью зависит от аккредитующего его государства. В частных случаях, например, аккредитующие государства идут на встречу и отказываются от иммунитета дипломатов, но лишь после того, как последние выехали за пределы страны пребывания.

Универсального и, в тоже время, эффективного метода решения вопросов о привлечении к ответственности дипломатов за уголовные, гражданские и административные правонарушения не предусматривается ни в доктринах международного права, ни в Венской Конвенции. На практике, при разрешении данного вопроса государства пребывания стремятся как можно скорее побудить аккредитующее государство отказаться от иммунитета виновного дипломата, нежели привлечь его к ответственности на родине. К уголовной ответственности привлечь дипломата не представляется возможным, однако его возможно выслать из страны и объявить персоной нот грата. В статье 9 Венской конвенции от 1961 года указано, что государство, принимающее дипломатическое лицо, имеет право в любой момент без объяснения причин объявить любого члена дипломатической миссии персоной нон грата, даже до прибытия этого человека на территорию страны. В таких случаях объявленное персоной нон грата лицо, обязано покинуть пределы страны, иначе принимающее государство может не признавать это лицо членом дипломатической миссии.

Если обратиться к внутригосударственному законодательству Российской Федерации касаемо уголовной ответственности дипломатических агентов, то в первую очередь необходимо взять во внимание ч. 4 ст.11 УК РФ "Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права." Тем самым, данная норма УК РФ отсылает к нормам международного права, которые не приводят конкретные виды и способы наказания дипломатических агентов, а лишь указаны их иммунитеты от уголовной ответственности в государстве их пребывания. Также, рассматривая вопрос о возможном процессуальном порядке привлечения дипломатического агента к ответственности и применения соответствующих мер, необходимо сослаться на ч.2 ст.3 УПК РФ "Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации." [8] Положение, приведенное в УПК РФ, прямо ссылается на разрешение применения процессуальных действий в адрес дипломатических лиц со стороны аккредитующего государства. Однако, в общей практике, каждое государство максимально защищает своих представителей от каких-либо вмешательств со стороны правоохранительных структур государства пребывания и при малейших попытках такого рода вмешательства, аккредитующее государство и сами дипломатические представители обвиняют государство пребывания в ущемлении прав и достоинства дипломатических представительств и препятствование в исполнении их функций.

Безусловно, такая односторонняя позиция ущемления прав ставит под сомнение необходимость дипломатических привилегий и иммунитетов в таком объеме. Неоднократно разные авторы высказывались о необходимости корректировки дипломатических иммунитетов в целях их ограничения и наложения уголовной и административной ответственности на дипломатических агентов. Позиция авторов предельно ясна, т.к. своими действиями дипломатические агенты не только нарушают законы страны пребывания, показывая прямое неуважение к обычаям, традициям и государству в целом, но также причиняют вред гражданам этой страны.

Если рассматривать данную проблематику, с другой стороны, способа давления на аккредитующее государство нет. Английский юрист А. Дензой, отмечал, что дипломат имеет возможность уйти от ответственности и в том случае, когда он, выехав из государства пребывания, не возвращается в аккредитующее государство, а, получает назначение на дипломатическую работу в третью страну. Иными словами, если аккредитующее государство, в качестве наказания, переведет своего представителя на службу в третью страну, он не понесет ответственности за совершенное им противоправное деяние. Единственное, что может сделать государство пребывания в данном случае, согласно ст. 9 Конвенции, объявить данного агента персоной нон грата и закрыть ему дальнейший въезд в страну. Но это, в свою очередь, может привести к определенным ответным действия со стороны аккредитующего государства.

Перевод своего дипломатического агента, нарушившего законодательство страны пребывания и злоупотребившим своими иммунитетами в третью страну, является своего рода покрывательством, т.к. по общим принципам справедливости, лицо совершившее преступление, должны понести наказание. А в данном случае получается, что аккредитующее государство оставляет своего дипломата безнаказанным. Происходит это по ряду причин, таких как: аккредитующее государство не желает подрывать авторитет своего дипломатического агента и тем самым отрицает совершенные им правонарушения, ссылаясь на форс-мажор, необходимость или вовсе на клевету со стороны органов принимающего государства; второй причиной является непосредственно участие аккредитующего государства в незаконных действиях дипломата путем поручения ему особых задач, которые выходят за рамки функции дипломатических представительств и закона в целом (чаще всего таковыми задачами являются шпионаж, прослушивание государственных органов принимающей страны и получение незаконным путем сведений, составляющих государственную тайну). Отсюда и становится ясно, почему при совершении дипломатическим агентом того или иного преступления или правонарушения, аккредитующее государство старается вывести своего дипломата из-под ответственности и наказания, переведя его в третью страну.

Еще одной существенной проблемой в этом вопросе является то, что практически невозможно прямо доказать причастность аккредитующего государства в противоправных действиях своих дипломатических агентов. Тем самым получается следующая тупиковая ситуация: акредитующее государство не берет на себя вину, ссылаясь на исключительно личный характер противоправных действий дипломатов, а дипломат в свою очередь прикрывается своими иммунитетом и остается безнаказанным.

Все эти обстоятельства провоцируют государства и общество в целом поднимать вопрос об ограничениях дипломатических привилегий и иммунитетов в целях недопустимости их злоупотребления со стороны дипломатических представительств и агентов. Позиция автора по данному вопросу состоит в том, что необходимо пересмотреть вопрос иммунитетов и привилегий на предмет их обоснованности и неоходимости для полного исполнения дипломатическими представителями своих должностных функций и обязанностей, а также внести обязательную ответственность за злоупотребление этими иммунитетами и привилегиями и совершению дипломатами правонарушений и преступлений. Речь идет об ответственности в соответствии с административным, гражданским и уголовным законодательством, которое будет применено к дипломатическому агенту в обязательсном порядке, после совершения запрещенных законом действий. Ведь объявление дипломата персоной нон грата носит характер репутационного наказания, после которой дипломат не может находиться в стране пребывания и не является справедливой санкционной мерой воздействия.

Глава и персонал дипломатического представительства.

Правовой статус главы дипломатического представительства характеризуется двумя особенностями: 1) глава дипломатического представительства является единственным официальным лицом аккредитующего государства, представляющим его по всем вопросам в государстве пребывания; 2) он также является старшим должностным лицом аккредитующего государства по отношению ко всем иным возможным представителям этого государства.

В международном праве утвердилась классификация старшинства (классы) дипломатических представителей (агентов):

I класс – посол и папский легат или нунций;

II класс – посланник, министр и иной уполномоченный при главе государства;

III класс – поверенный в делах, аккредитованный при министре иностранных дел.

Главы представительств разделяются на:

а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;

б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при министрах иностранных дел;

в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

От классов глав дипломатических представительств следует отличать дипломатические ранги. Их основное отличие заключается в том, что классы дипломатических представителей находятся в сфере регулирования нормами международного права, а дипломатические ранги – это служебные звания старшинства дипломатов, которые устанавливаются в соответствии с внутригосударственным правом аккредитующего государства. При этом каждое государство имеет свою систему дипломатических рангов. Как правило, класс дипломатического представителя совпадает с его рангом.

Процедура назначения главы дипломатического представительства регламентируется как нормами международного, так и нормами национального права.

Постоянное дипломатическое представительство утверждается в результате взаимного согласия государств на базе установления дипломатических отношений.

Перед выездом к новому месту службы глава дипломатического представительства получает верительную грамоту, которая является юридическим основанием для начала миссии дипломатического представительства в принимающем государстве.

Глава дипломатического представительства выполняет возложенные на него международным и внутригосударственным правом обязанности до прекращения своих официальных функций.

Основания прекращения миссии дипломатического представителя:

а) отозвания его аккредитующим государством;

б) объявления его persona non grata за деятельность, несовместимую со статусом дипломата;

в) разрыв дипломатических отношений между государствами;

г) война между аккредитующим и принимающим государствами;

д) прекращение существования аккредитующего и принимающего государства как субъектов международного права.

Персонал дипломатического представительства подразделяется на три группы:

1. Дипломатический персонал – это лица, имеющие дипломатические ранги;

2. Административно-технический персонал – экономисты, бухгалтеры, переводчики, шифровальщики, канцелярские работники, представители внутренней охраны безопасности посольства и другие сотрудники, выполняющие административную или техническую работу;

3. Вспомогательный персонал – шоферы, садовники, уборщики, лифтеры, горничные, курьеры и другие лица, выполняющие обязанности по обслуживанию дипломатического представительства.

Ведомство иностранных дел принимающего государства должно своевременно получать информацию о всех назначениях и изменениях в составе персонала дипломатического представительства.

Под дипломатическими привилегиями понимают особые преимущества и льготы, предоставляемые представительствам и их сотрудникам, по сравнению с гражданами государства пребывания.

Под дипломатическими иммунитетамипонимают изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания.

В международном праве различают привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников (личные привилегии и иммунитеты).

К привилегиям и иммунитетам дипломатических представительств относятся:

- неприкосновенность помещений представительства – власти государства пребывания не могут вступать в это помещение без согласия главы представительства. На стране пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого нанесения ущерба и вторжения и предотвращения всякого нарушения спокойствия или оскорбления его достоинства;

- фискальный иммунитет – освобождение дипломатических представительств от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз) освобождаются от всех налогов и пошлин государства пребывания;

- неприкосновенность архивов и документов представительства – эти объекты неприкосновенны, в любое время и независимо от их местонахождения, т.е. где бы они территориально не находились;

- свобода сношений представительств означает, что дипломатическое представительство обладает свободой сношений со своим правительством, другими представителями и консульствами аккредитованного государства, где бы они не находились. Для осуществления этих сношений дипломатические представительства вправе пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров, закодированными или шифрованными депешами.;

- право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства – это право принадлежит как самому представительству, так и его главе. Эти символы аккредитующего государства размещаются на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

К личным привилегиям и иммунитетам относятся:

- неприкосновенность личности дипломата – личность дипломатического агента неприкосновенна, он не подлежит аресту или задержанию в какой-либо иной форме. Государство пребывания обязано относится к нему с должным уважением и принимать надлежащие меры для предотвращения каких-либо посягательств на его личность, свободу, достоинство;




- неприкосновенность жилища – частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение дипломатического представительства. Бумаги дипломатического агента, его корреспонденция, кроме ряда случаем, связанных с гражданской юрисдикцией государства пребывания, являются неприкосновенными;

- иммунитет от юрисдикции – дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания. Он обладает абсолютным иммунитетом от уголовной юрисдикции.

- фискальный иммунитет – дипломатический агент освобождается от всех пошлин и налогов, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением:

а) косвенных налогов, включаемых в цену товара и обслуживания;

б) сбора налогов на частное недвижимое имущество, находящееся в аккредитованном государстве;

в) налогов на наследство и пошлины на наследование, взимаемых страной пребывания;

г) сборов и налогов на частный доход, источнике которых находится в стране пребывания.

Кроме дипломатического персонала, иммунитеты и привилегии распространяются на членов их семей.

Дипломатические привилегии и иммунитеты начинают распространятся на лиц, определенных в международном праве, с момента пересечения ими границы принимающего государства и действуют до момента выезда указанных лиц из государства пребывания. Дипломат и члены его семьи пользуются установленными в международном праве привилегиями и иммунитетами также при проезде через третье государство.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Дипломатический иммунитет

Дипломатический иммунитет является одним из старейших принципов международного права, согласно которому некоторые должностные лица иностранных правительств не подпадают под юрисдикцию местных судов и других органов власти. Понятие иммунитета началось с обычаев древних племен. Для обмена информацией посланникам разрешалось проходить по территории другого племени, не опасаясь причинения вреда. Они были защищены даже в том случае, когда приносили плохие вести. Сегодня иммунитет защищает каналы дипломатического общения, освобождая дипломатов от юрисдикции местной власти, чтобы, исполняя свои обязанности, они могли не опасаться за личную свободу и безопасность. Дипломатический иммунитет не предназначен для личного пользования; он призван обеспечить условия, необходимые для эффективного осуществления своих функций иностранными официальными лицами. В соответствии с концепцией взаимности дипломаты, назначенные любым государством мира, в равной степени пользуются дипломатическим иммунитетом.

Иммунитет от юрисдикции ранее устанавливался нормами международного обычного права. Однако в современной практике вопросы, связанные с дипломатическим иммунитетом, регулируются положениями Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года. Важно подчеркнуть, что нормы международного обычного права продолжают применяться, если какой-либо вопрос не урегулирован Венской конвенцией.

В настоящее время 190 государств являются участниками Венской конвенции. Даже для незначительного числа не участвующих в ней государств Конвенция представляет собой авторитетный источник дипломатического права, что в значительной мере подкрепляется решениями Международного суда. Тем не менее, порядок толкования и применения Конвенции может в некоторой степени варьироваться от государства к государству. Поэтому всем членам дипломатических представительств и их местным юрисконсультам необходимо детально ознакомиться с практикой и процедурами принимающего государства, которые как правило составляют специальные рекомендации.

Теоретическое обоснование дипломатического иммунитета.

Многовековая практика государств предоставлять привилегии и иммунитеты посланникам других государств всегда представляла интерес для правоведов, которые создали множество различных теорий, пытаясь обосновать и объяснить этот факт. Наибольшее распространение получили три теории, которые в той или иной степени раскрывают юридическую природу, предоставляемых дипломатам иммунитетов и привилегий: теория экстерриториальности, теория представительного характера посла и теория функциональной необходимости.

Теория экстерриториальности.

Теория экстерриториальности объявляет территорию, занимаемую дипломатическим представительством, частью территории принимающего государства; посол и персонал представительства, находясь в стране пребывания, как бы продолжают оставаться на территории представляемого государства. Из этого следует логический вывод о том, что всякое посягательство на экстерриториальный статус должен рассматриваться как нарушение территориальной целостности представляемого государства.

Теория экстерриториальности вызывает критическое отношение со стороны специалистов по дипломатическому праву. Прежде всего потому, что данная теория не может объяснить некоторые конкретные аспекты статуса дипломатического агента, такие, например, как его обязанность уважать законы и правила государства пребывания, возможность государства пребывания отказаться от иммунитета или от обязанности защищать иностранных дипломатов. Хотя теория экстерриториальности имела некоторые разумные основания в прошлом, но она отжила свой век и находится в противоречии с принципами современного международного права, так как ее последовательное применение приводит к ложным выводам, таящим опасность для внутреннего правопорядка государства, принимающего иностранного посла.

Теория представительного характера посла.

Теория представительного характера посла, сложившаяся в период абсолютизма, утверждает, что посол персонифицирует особу монарха и пользуется иммунитетами, поскольку монархи не обладают властью друг над другом. Считалось, что посол несет в себе честь и престиж своего суверена, являясь alter ego своего государя. Такое представление в условиях существования постоянных посольств помогало обосновывать не только иммунитет от юрисдикции местной власти, но и церемониальные привилегии послов.

В конце XIX – начале XX века, после смены понятия суверенитета монарха на суверенитет государства, теория представительного характера посла претерпела определенное видоизменение. Современные сторонники данной теории считают, что посол, олицетворяющий свое государство или правительство, пользуется дипломатическим иммунитетом в силу принципа суверенного равенства государств.

Теория представительного характера явно противоречит практике, поскольку позволяет обосновать иммунитеты и привилегии лишь главы дипломатического представительства. Весь остальной персонал посольства, а также члены их семей на основе этой теории не должны пользоваться иммунитетами. Кроме того, в соответствии с данной теорией иммунитеты распространяются лишь на официальные действия посла, в то время как иммунитеты в отношении его частных действий не согласуются с этой теорией.

Теория функциональной необходимости.

Теория функциональной необходимости заключается в том, что дипломатические агенты, и прежде всего глава посольства, наделяются необходимым объемом иммунитетов и привилегий для обеспечения эффективного выполнения функций дипломатического представительства. Данная теория, рассматривавшаяся как панацея от злоупотребления иммунитетом, позволяла ограничить широкие дипломатические привилегий, установившихся в период абсолютизма, и ставшие считаться опасными для внутреннего правопорядка и законности.

Однако, теория функциональной необходимости не способна объяснить наличие у дипломатических агентов налоговых и таможенных привилегии. Неясным остается и вопрос, связанный с предоставлением иммунитетов и привилегий членам семьи дипломатического агента. Тем не менее, данная теория получила наибольшее распространение рамках современного дипломатического права и закреплена в Венской конвенции 1961 года, где подчеркивается, что «дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств».

Иммунитет от юрисдикции.

Дипломатический агент полностью защищен от уголовной юрисдикции принимающего государства (ст. 31.1 Венской конвенции). Этот иммунитет непосредственно связан с неприкосновенностью его личности.

Позиция в отношении гражданской и административной юрисдикции несколько отличается. Эта юрисдикция включает, по сути, всю юрисдикцию, которая не является уголовной, хотя классификация правонарушения в качестве уголовного в различных странах отличается. Парковка и другие незначительные нарушения правил дорожного движения обычно не считаются уголовными преступлениями. Иммунитет охватывает все гражданские и административные вопросы, которые касаются дипломатического агента, включая развод и опеку над детьми. Однако статья 31.1 предусматривает некоторые исключения.

Исключение a: частное недвижимое имущество на территории государства пребывания.

Дипломатические агенты не обладают иммунитетом в отношении гражданских исков, касающихся права собственности на землю и зданий на земельных участках или права владения ими. Однако, даже если суд должен вынести решение о выселение дипломатического агента, неприкосновенность его места жительства (если не будет отменена) станет препятствовать исполнению приказа (ст. 30). Практика государств в отношении вопросов, связанных с взысканием арендной платы или других подобных обязательств, может быть различной.

Исключение b: наследование в частном порядке.

Дипломатические агенты не обладают иммунитетом, если участвуют в качестве частного лица, а не от имени аккредитующего государства, в гражданском судопроизводстве, связанном с наследственным имуществом.

Исключение c: частная профессиональная или коммерческая деятельность.

Дипломатические агенты не обладают иммунитетом в отношении гражданских исков, касающихся любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой помимо своих официальных функций. Дипломат, написавший в свое свободное время книгу, порочащую чью-либо честь и достоинство, не будет иметь иммунитета в отношении иска о диффамации. Как правило, такая деятельность должна иметь продолжительный характер. Вероятно, под данное исключения подпадают и крупные одноразовые сделки, например, спекулятивные покупки земли или инвестиции в ценные бумаги. Хотя статья 42 запрещает дипломатическим агентам заниматься профессиональной или коммерческой деятельностью «в целях личной выгоды», она не запрещает полностью всю оплачиваемую работу. Исключение, содержащееся в статье 31.1.c, предназначено для защиты интересов лиц, ведущих с дипломатами дела, связанные с получением дохода, будь то в нарушение запрета или с согласия принимающего государства. Исключение относится также к работающему супругу дипломатического агента.

Иммунитет в отношении исполнительных мер.

Даже если аккредитующее государство откажет дипломатическому агенту в иммунитете от юрисдикции, судебное решение, вынесенное против частного лица, частной резиденции или частной собственности иммунного лица, не может быть приведено в исполнение (статьи 31.3, 29 и 30). На данный иммунитет распространяются три исключения статьи 31.1, в случае которых имущество дипломата может быть конфисковано, если не будет нарушена неприкосновенность его личности или его резиденции. Прикрытие дипломатическим иммунитетом и неприкосновенностью для уклонения от юридических обязательств может оказаться серьезной проблемой и привести к тому, что принимающее государство потребует покинуть страну.

Отказ от иммунитета.

Дипломатический иммунитет предназначен для обеспечение эффективного выполнения функций дипломатического представительства, а не для личной выгоды его носителя. Таким образом, лицо, пользующееся дипломатическим иммунитетом, не может полностью от него отказаться самостоятельно. Это может сделать только аккредитующее государства (ст. 32.1). Принимающее государство в соответствии с собственным законодательством определяет, действительно ли представляемое государство оказалось от иммунитета в отношении дипломатического агента. Отказ от иммунитета главы дипломатического представительства обычно считается действительным, если он не оспаривает его; в большинстве государств необходима санкция главы представительства для отказа от иммунитета кого-либо из его сотрудников.

Отказ от дипломатического иммунитета должен быть определенно выражен, то есть не может быть подразумеваемым (ст. 32.2). Таким образом, если лицо, пользующееся иммунитетом, принимает участие в гражданском или уголовном процессе в качестве обвиняемого без выраженного отказа, судебное решение будет ничтожным. Согласие на неформальное или добровольное участие в судебном разбирательстве не означает отказ от иммунитета.

С другой стороны, если дипломатический агент, пользующийся иммунитетом, инициирует гражданское судопроизводство, он лишается права ссылаться на свой иммунитет в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском (ст. 32.3). Однако, если он начнет судебное разбирательство, не зная о своем иммунитете, он вправе отменить разбирательство.

В гражданском и административном судопроизводстве отказ от иммунитета в отношении исполнения решения требует особого отказа (ст. 32.4). Это не относится к уголовному судопроизводству, вероятно, поскольку в данном случае наказание неотделимо от признания вины, и практика государств, похоже, это подтверждает.

Освобождение от социального страхования.

Поскольку дипломатический агент по-прежнему подпадает под действие законодательства о социальном обеспечении представляемого государства, он освобождается от обязательств по социальному обеспечению принимающего государства (ст. 33.1). Домашние работники, находящиеся исключительно на службе у дипломата, также освобождаются от соцстрахования, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно и на них распространяется социальное обеспечение представляемого государства или третьего государства (ст. 32.2). Но если это изъятие не применяется, дипломатический агент должен выполнять обязанности, возлагаемые на работодателей согласно местному законодательству о социальном обеспечении (ст. 32.3). Даже если член дипломатического корпуса освобождается от участия в системе соцобеспечения государства пребывания, он может участвовать в ней на добровольной основе, если это допускается местным законодательством (ст. 32.4).

Освобождение от налогообложения.

Хотя дипломатические агенты по-прежнему облагаются налогом со стороны представляемого государства, в принимающем государстве они освобождаются от «налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных» (ст. 34). Это освобождение является очень широким и включает как прямое, так и косвенное налогообложение. Но данная норма содержит важные исключения:

  1. Косвенные налоги, которые обычно включаются в цену товаров или обслуживания. Основными видами косвенного налога являются налоги на добавленную стоимость и налоги с продаж. Данное исключение интерпретируется двумя способами. Некоторые государства не предоставляют общее освобождение от налога на добавленную стоимость, даже если сумма рассчитывается на месте продажи. Многие государства придерживаются противоположного мнения и либо выдают карточки, предоставляющие освобождение от налога, либо применяют процедуры возврата. Другие государства производят возмещение за покупку дорогостоящих товаров.
  2. Сборы и налоги на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, если он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства. Хотя сфера применения данного исключения не до конца определена, в соответствии с практикой государств с 1961 года в большинстве государств резиденции дипломатических агентов освобождаются от местных налогов на недвижимое имущество, иногда на основе взаимности (см. ст. 47.2.b). Жилые помещения, используемое для частных целей, такие как дачные коттеджи, не подлежат освобождению.
  3. Налоги на наследство и пошлины на наследование, взимаемые государством пребывания, с изъятиями, предусмотренными в пункте 4 статьи 39. Налог на наследство и пошлины на наследование не взимаются с принадлежавшего умершему дипломату движимого имущества, наличие которого обусловлено исключительно исполнением официальных обязанностей.
  4. Сборы и налоги на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания, и налоги на капиталовложения в коммерческие предприятия в государстве пребывания. Дипломаты не освобождаются от местных налогов на инвестиции.
  5. Сборы, взимаемые за конкретные виды обслуживания. Представляемое государство оплачивает лишь ту часть местных налогов, которая идет на оплату финансируемых за счет налогов услуг, которые будут полезными самому представительству: благоустройство улиц, освещение и уборка прилежащей территории, а также пожарную охрану. Хотя представительство пользуются услугами полицейской охраны, но, так как в соответствии со статьей 22 государство пребывания обязано обеспечивать защиту, оно не несет ответственности за данную услугу.
  6. Регистрационные, судебные и реестровые пошлины, ипотечные сборы и гербовые сборы в отношении недвижимого имущества, с изъятиями, предусмотренными в статье 23. Сборы и пошлины относятся к сделкам с недвижимым имуществом, то есть с участками земли и строениями. Оговорка о статье 23, которая освобождает помещения представительства от всех налогов, за исключением тех, которые представляют собой оплату за конкретные виды обслуживания, означает, что, например, если сбор за регистрацию перехода права собственности не соответствует стоимости оказания данной услуги и, следовательно, представляет собой особую форму налога, дипломатический агент освобождается от его уплаты или, по крайней мере, от уплаты избыточной суммы.

Освобождение от повинностей.

Статья 35 освобождает дипломатического агента от всех трудовых и государственных повинностей (например, участия в жюри присяжных), а также военных повинностей, в том числе реквизиций, контрибуций и расквартирования солдат.

Освобождение от таможенных пошлин и досмотров.

Эти изъятия имеют существенное практическое значение и могут являться источником проблем, с одной стороны, из-за желания принимающего государства предотвратить злоупотребление такими серьезными привилегиями, с другой стороны, из-за возникающего у дипломата соблазна воспользоваться этими привилегиями в личных интересах.

Освобождение от таможенных сборов.

Согласно статье 36.1 Венской конвенции принимающее государство должно разрешить свободный ввоз и освободить от таможенных пошлин, налогов и связанных с ними сборов, кроме сборов за обслуживание, «предметы, предназначенные для официального пользования представительства» и «предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения». Глава представительства и представляемое государство, действуя в духе доброй совести, в праве самостоятельно определять, что именно относится к указанным предметам; в наши дни к ним могут относиться даже строительные материалы, необходимые для ремонта помещений представительства. Однако принимающее государство может не разрешать ввозить предметы, подлежащие общему запрету на импорт (см. ст. 41). Поскольку Конвенция не содержит привилегий в отношении вывоза, любой запрет на экспорт определенных предметов, таких как предметы антиквариата, в равной степени относится и к представительству, и к его персоналу.

Освобождение от таможенного досмотра.

Согласно статье 36.2 личный багаж дипломатического агента в целом не подлежит таможенному досмотру, но принимающее государство имеет право проверить его при наличии серьезных оснований предполагать, что в нем содержатся «предметы, на которые не распространяются изъятия, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, или предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом или регулируется карантинными правилами». Досмотр должен проводиться в присутствии дипломата или его представителя. Эти условия не относятся к предполетным досмотрам, которые проводятся службами аэропорта или авиакомпании с целью обеспечения безопасности полета.

Читайте также: