Чрезвычайные налоги в россии

Опубликовано: 12.05.2024

Советские власти вводят срочный чрезвычайный налог в 10 миллиардов рублей, который должны будут внести все жители, относящиеся к имущему классу или получающие более 1,5 тысячи рублей в месяц. Местные советы должны решить, кто обладает большими денежными запасами, а кто может заплатить лишь малую сумму и сами распределить индивидуальный размер налога для каждого гражданина. Собранные 10 миллиардов власти планируют пустить на финансирование Красной Армии.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 2 ноября 1918 года*.

Декрет о единовременном чрезвычайном налоге

Международное положение, сложившееся в связи с последними событиями на театре всемирной империалистической войны и создающимся единым международным фронтом пролетарской армии, заставляет напрячь все силы в борьбе на защиту не только русской, но и всемирной революции, и Российская Социалистическая Федеративная Республика создает мощную Красную Армию.

Для организации, снаряжения и содержания этой армии нужны колоссальные денежные средства, которых не могут дать обыкновенные государственные доходы.

Между тем городская буржуазия и деревенские кулаки за годы империалистической войны сумели приобрести и еще продолжают приобретать преимущественно путем хищнической спекуляции предметами первой необходимости и особенно хлебом – огромные денежные средства.

Богатства эти необходимо немедленно и целиком взять у паразитирующих и контр-революционных элементов населения и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и борьбы.

Вследствие этого Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет: обложить имущие группы городского и деревенского населения повсеместным единовременным налогом в сумме 10.000.000.000 (десять миллиардов) рублей, взимаемых на следующих основаниях:

1. Единовременный чрезвычайный налог взимается с лиц, принадлежащих к имущим группам городского и сельского населения.

2. Лица, имеющие единственным источником своего существования заработную плату – жалование или пенсию, не более 1.500 руб. в мес., и не имеющие денежных запасов, обложению единовременным чрезвычайным налогом не подлежат.

3. Единовременный чрезвычайный налог не может взиматься национализированных и муниципализированных предприятий, а также с потребительских кооперативов и сельскохозяйственных коммун.

4. Общая сумма единовременного чрезвычайного налога разверстывается между губерниями Республики согласно приложенному к настоящей статье распределению.

Примечание: По представлениям подлежащих Губисполкомов, основанным на точных данных, Нар. Ком. по Фин. Делам, по соглашению с Нар. Ком. Внутр. Дел. Предоставляется право изменять общую сумму единовременного чрезвычайного налога, назначенную по распределению на данную губернию.

5. Назначенная на основании предыдущей (4) статьи на губернию сумма единовременного чрезвычайного налога распределяется Губернским Исполнительным Комитетом между уездами и городами, участвующими в губернских Съездах Советов. (Конституция Р. С. Ф. С. Р. ст. 53 б).

Уездный Исполнительный Комитет распределяет назначенную Губернским Исполнительным Комитетом сумму единовременного налога между волостями уезда, а волостные Совдепы – между селениями и поселками. (Конституция, ст. 57 б).

6. Комитеты бедноты, сельские, волостные и городские советы составляют списки лиц, которые подлежат обложению единовременным чрезвычайным налогом и производят раскладку причитающихся населению (поселок) или города сумм налога между плательщиками сообразно общему имущественному положению и доходам каждого лица. Раскладка эта производится таким образом, чтобы городская и деревенская беднота были совершенно освобождены от единовременного чрезвычайного налога, средние слои были обложены лишь небольшими ставками, а всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян.

7. Введение единовременного налога не отменяет прежних налогов.

8. Ответственность за невзнос единовременного налога устанавливается личная и имущественная.

9. Единовременный чрезвычайный налог зачисляется в общегосударственные средства по сметам Департамента Окладных Сборов Нар. Ком. Финансов.

10. Настоящее положение вводится в действие немедленно с таким расчетом, чтобы вся раскладка была закончена к 1 декабря, а взыскание не позднее 15 декабря с. г.

11. Нар. Ком. Финансов поручается общее инструктирование местных Советов по проведению в жизнь настоящего декрета и наблюдение за неуклонным соблюдением указанных в ст. 10 сроков.

Председатель В. Ц. И. К. Я. Свердлов.

Председатель Совета Нар. Ком. В. Ленин.

Автомобильная опасность

Некоторые автомобили имеют настолько слабые гудки, что их совсем не слышно среди общего шума улиц. Если такой автомобиль, к тому же, не издает при езде сильного шума, он может легко раздавить пешехода.

Между прочим, третьего дня, на Арбатской площади была задавлена девочка-гимназистка 12 лет, а на днях, красноармеец на Смоленском рынке. Уже наблюдались случаи, когда такой автомобиль налетал на пересекающих площади и несчастье было предотвращено только потому, что пешеход успевал отскакивать назад.

Следовало бы поставить на всех автомобилях отчетливо слышные сигнальные аппараты.

Подготовил Евгений Новиков

*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены

Глоссарий по дисциплине

Акциз – вид налога, которым облагаются специальные виды товаров или минерального сырья.

Бюджет – это централизованный фонд государства (его субъекта или муниципального образования), формируемый сро ком на один год в виде финансового плана, в котором расписаны доходы и расходы государства (или соот ветствующего субъекта, муниципального образования) с целью финансового обеспечения выполнения госу дарством собственных функций, задач и мероприятий.

Валовой национальный продукт (ВНП) – общая рыночная стои мость всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране в течение года, складывающаяся из чистого э кспорта, валовых частных внутренних инвестиций, государственных закупок товаров и услуг, а также личных потребительских расходов. Одновременно ВНП представляет собой совокупность заработной платы наемных работников, взносов на социальное страхование и обеспечение, рентных платежей, про центов, дивидендов, доходов предпринимательского сектора, налога на прибыль, нераспределенной прибы ли, косвенных налогов на бизнес, амортизационных отчислений в денежном выражении.

Внебюджетные фонды – это экономические и социальные фонды федеральных, региональных и местных органов вла сти, образованные и функционирующие в соответст вии с действующим законодательством для решения (финансирования) государственных задач (программ).

Государственные закупки товаров и услуг – это расходы государст венных властей всех уровней на готовые товары и усл уги.

Закрепленные налоги – налоги, поступления по которым частично или полностью закрепляются в качестве доходного ис точника соответствующего бюджета на длительный период.

Косвенные налоги – налоги, бремя осуществления платежей по кото рым плательщик может переложить на третье лицо.

Коэффициент собираемости налогов – соотношение между факти ческими налоговыми поступлениями и их потенциаль ной величиной, рассчитанной исходя из реального объема налогооблагаемой базы.

Льготы по налогам и сборам – преимущества, предусмотренные за конодательством и предоставляемые отдельным кате гориям плательщиков (включая возможность не упла чивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере).

Налог – обязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, осуществляемый плательщиком, в форме отчуждения принадлежащих ему на праве собственности, хозяйст венного ведения или оперативного управления денеж ных средств, в бюджет определенного уровня или во внебюджетные государственные фонды, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Установление и отмена, порядок внесения и размер суммы налога ус танавливаются законодательно.

Налоговая политика – система целенаправленных действий и опре деленных экономических, правовых и организацион но-контрольных мероприятий государства в области налогов и налогообложения.

Налоговая санкция – мера ответственности за совершение налогово го правонарушения, устанавливающаяся и применяю щаяся в виде денежных взысканий (штрафов) в разме рах, предусмотренных действующим законодательст вом.

Налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и дру гих платежей, взимаемых государством в установлен ном законодательством порядке, призванная выпол нять фискальную, регулирующую и контрольную функции.

Налоговая ставка – налоговые начисления на единицу налогообла гаемой базы, или норма налогообложения.

Налоговый механизм – совокупность способов и правил организации налоговых отношений, приводящих в действие нало говую систему и налоговую политику государства.

Налоговый период – период времени (применительно к конкретным видам налога), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежа щая уплате.

Налогооблагаемая база – стоимостная, физическая (натуральная) или иная характеристика объекта налогообложения.

Налогообложение – экономико-правовой процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.

Наука о налогах – это составная часть финансовой науки, ее само стоятельный раздел, имеющий специфическую сущ ность и область исследования, занимающийся выра боткой и систематизацией объективных знаний в об ласти налогов и налогообложения.

Национальный доход – это общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в производство ВНП; равен ВНП за вычетом недоходных отчислений.

Носитель налога – лицо, которое принимает и несет на себе тяжесть налогового бремени.

Общие налоги – налоги, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода.

Объект налога – предмет, действие, событие или иное состояние субъекта налога, на который падает налог (доход, при быль, валовая выручка, стоимость товаров, добавлен ная стоимость, отдельные виды деятельности, владе ние имуществом и др).

Принципы налогообложения - основополагающие идеи и поло жения науки о налогах, определяющие экономико правовую основу осуществления налоговых отноше ний.

Прямые налоги – налоги, бремя осуществления платежей по которым плательщик не может переложить на третье лицо.

Равные налоги – налоги, по которым устанавливаются равные суммы платежей для всех плательщиков.

Разовые налоги – налоги, платежи по которым связаны с какими- либо особыми событиями несистемного характера.

Регрессивные налоги – налоги, у которых большему размеру налого вой базы соответствует более низкий уровень налого вых ставок.

Рынок – социально-экономический институт, сводящий вместе поку пателей и производителей (продавцов) отдельных то варов и (или) услуг.

Сбор – обязательный платеж, взимаемый с плательщиков, уплата ко торого является одним из условий совершения в инте ресах этих плательщиков значимых действий со сто роны государственных, муниципальных и (или) иных уполномоченных органов, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицен зий). Установление и отмена, порядок внесения и раз мер суммы платежа устанавливаются законодательно.

Сборы и пошлины – платежи налогового характера, которые нельзя непосредственно отнести к прямым или косвенным налогам.

Совокупное предложение – уровень реального объема национально го производства при каждом возможном уровне цен.

Совокупный спрос – реальный объем национального производства, который потребители, организации и государство го товы купить при любом возможном уровне цен.

Специальные налоговые режимы – особый порядок определения э лементов налогообложения и освобождения некото рых категорий плательщиков от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Спрос – количество продукта, которое потребители готовы и в со стоянии купить по некоторой цене (из ряда возмож ных) в течение определенного периода времени.

Субъект налога (плательщик) – лицо, на которое законодательст вом возложена обязанность уплачивать налог.

Фискальная функция налогов – главная функция налогов, опреде ляемая их основным предназначением (обеспечением государства денежными средствами для выполнения им своих задач).

Целевые налоги – налоги, поступления по которым могут быть ис пользованы только для финансирования конкретных расходов.

Чистый национальный продукт – это валовой национальный про дукт за вычетом той части произведенного продукта, которая необходима для замены средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (аморти зационных отчислений).

Чрезвычайные налоги – налоги, вводимые только при наступлении каких-либо событий чрезвычайного характера.

Элементы налога - устанавливаемые законодательством компонен ты налога, совокупность которых определяет его фор му и содержание, принципы построения и организации взимания.

В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com

Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.

При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.

Предпосылки внесения поправок

Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.

Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. "Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование", – подчеркивается в документе.

Может ли решение налогового органа стать основанием для уплаты налога в большем размере, чем установлено законом? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ . Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).

Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.

"В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)", – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.

Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:

  • налогоплательщик – организация или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям;
  • объект налогообложения – реализация товаров, работ или услуг организацией или ИП путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг;
  • налоговая база – выручка организации от реализации;
  • налоговый период – каждое событие, связанное с реализацией;
  • налоговая ставка – 6,2%;
  • порядок исчисления налога – произведение налоговой ставки на налоговую базу.

Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.

В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:

  • оптимизация системы налогообложения за счет замены одним налогом четырех других – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ;
  • обеспечение реализации принципа равенства налогообложения;
  • устранение налоговой дискриминации;
  • избавление от такого явления, как теневая зарплата;
  • обеспечение максимальной простоты налогового администрирования и защиты от уклонения от уплаты налогов;
  • построение профицитного пенсионного бюджета, который позволит снять с повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста;
  • восстановление инвестиционной активности и построение гармоничной отраслевой структуры экономики.

Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.

Позиция заинтересованных органов

Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. "Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов", – отмечалось в ответе.

Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ "О рассмотрении обращения", что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.

НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.

Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.

1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).

Система налогов в России

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

В конце прошлого месяца стало известно о новом законе, подписанном Владимиром Путиным, который дает налоговые послабления для некоторых категорий граждан. Так, от НДФЛ (налога на доходы физических лиц) освобождаются граждане, пострадавшие от чрезвычайных ситуаций, и их семьи. А также студенты и аспиранты, которые получают от вузов материальную помощь не больше четырех тысяч рублей в год. Также Минфин собирается ужесточить критерии и признавать человека налоговым резидентом, если тот провел в России всего 90 дней в году или имеет здесь центр жизненных интересов.

Новые законы и законопроекты приняли положительно. Однако некоторые эксперты полагают, что такие небольшие послабления — предвестник куда более масштабных изменений в структуре налогообложения Российской Федерации. Например, увеличения подоходного налога с 13 до 15% или перехода на прогрессивную шкалу налогообложения.

К чему могут привести такие перемены, мы уже обсуждали с нашими экспертами. А сегодня отвечаем на вопрос: сколько на сегодняшний день гражданин РФ платит налогов по сравнению с гражданами других стран. В частности — США, Германии и Китая.

Налоговая нагрузка складывается не только из НДФЛ

— Отвечая на вопрос об общем объеме уплачиваемых налогов среднестатистического россиянина, следует учесть, что не все из них «лежат на поверхности». Конечно, чаще всего мы слышим об НДФЛ, или налоге на доходы физических лиц, с его одной из самых низких в мире ставок в 13% от суммы дохода налогоплательщика. Тем не менее мы платим и другие прямые и косвенные налоги, вносящие свою коррективу в общую картину, называемую налоговой нагрузкой.

Ежегодно ряд международных исследовательских институтов проводит изыскания в области функционирования систем налогообложения стран мира. Например, Всемирный банк (World Bank Group) совместно с аудиторской компанией ПрайсуотерхаусКуперс (PricewaterhouseCoopers, PwC) ежегодно с 2004 года составляет рэнкинг налоговых систем стран мира в рамках проекта Paying Taxes.

Параллельно фонд Heritage Foundation совместно с The Wall Street Journal публикует свое регулярное исследование — «Индекс экономической свободы» (Index of economic freedom). Для стран — членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) отдельные исследования по этому направлению публикует американский аналитический центр Tax foundation.

Достаточно сухую статистику по ставкам подоходного налога стран мира дает независимый аналитический ресурс Trading Economics. Для примера взяты показатели четырех стран, а полный перечень доступен по ссылке.

Безымянный

Налоговая система в России

Структура налогообложения РФ состоит формально только из одного прямого налога — НДФЛ (налог на доходы физических лиц) — с плоской ставкой 13%, пропорциональной получаемому доходу. Соответственно, для дохода как в 10 000 рублей, так и в 1 000 000 рублей ставка будет одинаковой.

В случаях, когда речь идет о доходе, уплачиваемом физическому лицу работодателем или другим нанимателем (например, по договору гражданско-правового характера), последний принимает на себя ответственность за исчисление и уплату так называемых страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

По общим правилам совокупная ставка таких взносов составляет 30,2%, или 302 рубля сверх каждой 1000 рублей, с которой потом мы заплатим свои 13%.

Формально страховые взносы не относятся к налогообложению физических лиц, но практика других стран неразрывно связывает их уплату с доходом граждан (например, Social Security и Medicare в США). Поэтому мы тоже вправе их учитывать.

С учетом социальных отчислений итоговая налоговая нагрузка на зарплату в России составит около 35%.

Также необходимо отметить еще одну группу — косвенные налоги: НДС и акциз. Первый, опять же формально, снова не относится напрямую к физическим лицам, но, поскольку НДС учитывается в стоимости практически любого товара, мы уплачиваем его непосредственно из своего дохода.

Основные ставки — 20% и 10%, а также 0% для законодательно установленных ситуаций (мало относящихся к бытовым ситуациям). Акциз, имеющий отношение к определенным товарам (например, это алкоголь, табак, бензин), уже включен в их стоимость и уплачивается нами «по умолчанию».

Система налогов в России и в других странах мира. Фото: http://worldtaxes.ru/nalogi-v-mire/
Система налогов в России и в других странах мира. Фото: http://worldtaxes.ru/nalogi-v-mire/

Налоговая система в США

Структура налогов в США состоит из трех основных ступеней:

  • федеральный уровень;
  • налоги отдельных штатов;
  • местные налоги.

Если сложить все уровни вместе, причем по максимальным ставкам, подоходный налог может достигать 57%. Важное уточнение: в отличие от России, в США прогрессивная система налогообложения, и для максимальной ставки американцу нужно иметь очень высокий доход.

Также часть дохода уходит на:

  • социальное страхование (Social Security) — 12,4% (40% уплачивает работник, 60% — работодатель);
  • медицинское страхование (Medicare) — 2,9% совокупно (работник и работодатель платят пополам).

Косвенные налоги в США также есть. Прежде всего, налог с продаж (аналог нашего НДС со ставкой до 15% в зависимости от штата) и налог на топливо (включен в стоимость каждого галлона).

В среднем налоговая нагрузка на зарплату в США составляет около 32%. Но чем выше зарплата, тем выше и нагрузка.

Налоговая система в Германии

Как и в США, в Германии действует прогрессивная шкала налогообложения, которая предусматривает диапазон ставок от 14 до 45%. Но по более сложной схеме. Для определения итоговой ставки необходимо учитывать два ключевых параметра — свой налоговый класс (Steuerklasse) и так называемую налоговую зону.

Налоговая зона зависит от размера дохода. Первая налоговая зона предполагает доход до 8821 евро в год и не облагается налогом. А пятая — доход свыше 256 304 евро в год — получает самую высокую ставку: 45%. С ростом дохода увеличивается и налоговая ставка, но при этом учитывается ваш налоговый класс.

Налоговый класс напрямую зависит от социального статуса гражданина. Например, к первому налоговому классу относятся те, кто холост или разведен, ко второму — родители-одиночки, к третьему — состоящие в браке. Самый «дорогой» налоговый класс — шестой. Он дополнительно присваивается тем, кто работает на нескольких работах. Соответственно родители-одиночки будут платить меньше налогов, чем холостые.

В среднем налоговая нагрузка на зарплату в Германии составляет около 32%.

Система налогообложения в Китае

Подоходный налог в Китае уплачивается наемными работниками по прогрессивной ставке, прямо пропорциональной уровню дохода. С 1 января 2019 года в КНР были внесены изменения в закон «О налоге на доходы физических лиц», в соответствии с которыми изменились условия исчисления сумм налога, присвоения статуса налогового резидента, применения налоговых льгот, а также подачи деклараций.

Ранее используемые одиннадцать категорий дохода физических лиц сократили до семи — четыре из них (оплата труда по найму, доход от других трудовых услуг, роялти и гонорары) теперь объединены в единую категорию «совокупного дохода». Каждая категория предусматривает свою собственную налоговую ставку для совокупного годового дохода.

Например, доход до 36 000 юаней в год (около 326 000 рублей) облагается 3% налога. А вот доход свыше 960 000 юаней в год (около 8 700 000 рублей) — 45%.

В среднем налоговая нагрузка на зарплату в Китае составляет около 34%.

В итоге налоговая нагрузка россиян вполне сопоставима с налоговой нагрузкой граждан других стран — несмотря на то, что на первый взгляд мы отдаем в казну всего 13% от заработной платы, — с той лишь разницей, что во многих других странах на плечи людей с более высоким достатком ложится более мощное финансовое бремя.

Какие они бывают и чем отличаются от косвенных

Прямые налоги физические и юридические лица платят с дохода и принадлежащего им имущества. Кроме того, такие налоги платят те, кто занимаются определенным видом деятельности — так устроен, например, налог на игорный бизнес или добычу полезных ископаемых.

Владелец имущества или получатель дохода обычно должен сам платить такие налоги. И чем больше доход или стоимость имущества в собственности, тем выше налоги.

Какую функцию выполняют прямые налоги

Прямые налоги не только позволяют государству собирать деньги с тех, у кого они есть. Они выполняют и другие функции:

    Пополнять федеральный бюджет. Например, доходы российского бюджета на 2019 год — около 20 трлн рублей, из них 6 трлн — это налог на добычу полезных ископаемых, а 1 трлн — налог на прибыль.

Отличие прямых налогов от косвенных

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания или гражданин платят из своих денег. Например, человек, который сдает квартиру, сам заплатит 13% НДФЛ; автовладелец — транспортный налог; предприятие — налог на прибыль.

Косвенный налог, например НДС или акциз, перечисляет государству продавец товара или услуги, но, так как налог включен в конечную цену продукта, фактически эти деньги платит покупатель.

Соотношение прямых и косвенных налогов. В разных государствах количество прямых и косвенных налогов соотносится между собой по-разному. Например, в США или Великобритании, где частный бизнес играет заметную роль в экономике, большая часть доходов бюджета приходится на прямые налоги. В странах Латинской Америки и Африки — на косвенные, так как здесь часто происходят финансовые кризисы, и надо синхронизировать сбор налогов с ростом цен.

Российская экономика ближе к латиноамериканской модели: косвенные налоги составляют чуть меньше половины доходов госбюджета, на прямые приходится около трети, остальное — доходы от экспорта энергоносителей.

Виды прямых налогов

Все косвенные налоги зачисляются напрямую в федеральный бюджет. Прямые налоги поступают и в федеральный, и в региональный, и в местные муниципальные бюджеты.

Например, весь собранный налог на добычу полезных ископаемых станет доходом федерального бюджета, транспортный налог — регионального, а земельный — муниципального. А налог на доходы физических лиц разделят между собой регион и муниципалитет, причем большая часть денег попадет на региональный уровень.

В налоговом кодексе налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Но эта классификация не привязана к тому, в какой именно бюджет попадают деньги.

Федеральные налоги обязательны на всей территории страны, а их размер и порядок сбора везде одинаковый: например, основная ставка налога на доходы физлиц равна 13%. К федеральным прямым налогам помимо НДФЛ относятся налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, а также сборы от предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения.

Региональные налоги — ставки, сроки уплаты, льготы для налогоплательщиков — могут отличаться в разных субъектах. Например, ставка транспортного налога на легковой автомобиль мощностью до 100 л.с. в Москве — 12 Р за одну л.с., а в Башкортостане — 25 Р . Какими будут налоги, решают власти на местах. К региональным налогам относятся транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций, а еще сборы от предпринимателей, работающих по патентной системе и налоги на профессиональный доход.

Местные налоги — налоги, которые обязательны к уплате на территории отдельных муниципальных образований. Так же, как и в случае с региональными налогами, величина и сроки уплаты местных налогов могут отличаться в разных муниципалитетах. К местным налогам относятся земельный налог, налог на имущество физлиц и единый налог на вмененный доход.

Налог на доходы физических лиц, еще его называют подоходным налогом, рассчитывается как процент, полученный от дохода:

  1. 13% — основная ставка, которую применяют в том числе для доходов, полученных от репетиторства, продажи или сдачи в аренду недвижимости, дивидендов и выигрышей в лотерею больше 4000 Р .
  2. 35% — для выигрышей в рекламные лотереи более 4000 Р , а также от экономии на беспроцентных займах или займах со ставкой меньше ⅔ от ключевой ставки. Такие выгодные ссуды часто выдают работодатели. Получается, что тот, кто берет заем — экономит за счет низких процентов. С этой экономии надо заплатить НДФЛ. Выгоду считают как разницу между ключевой ставкой Центробанка и процентом, под который дали ссуду.
  3. 15% — для нерезидентов по дивидендам российских компаний.
  4. 30% — для нерезидентов.

Часть доходов не облагается НДФЛ. Например, этот налог не платят с пенсий, социальных пособий и компенсаций, алиментов, грантов, с дохода от продажи продукции с личных подсобных хозяйств.

НДФЛ можно вернуть, если деньги пошли на покупку или строительство жилья, лечение, образование или хранились три года на индивидуальном инвестиционном счете. Это называется налоговым вычетом.

Налог на прибыль — аналог подоходного налога, но платят его организации. Прибыль, которую облагают налогом, рассчитывают как доходы минус расходы предприятия. Все расходы надо обосновать документами. Затраты, которые государство не признает расходами, перечислены в статье 270 налогового кодекса.

Базовая ставка налога на прибыль в России составляет 20%. Из них 3% уходит в федеральный бюджет, а 17% — в региональный. Раньше налоговый кодекс разрешал снижать региональную ставку налога на прибыль для отдельных категорий организаций до 12,5%, но теперь этого делать нельзя — правда, ставки, которые снизили до 1 января 2018 года, продолжают действовать.

Налог на имущество организаций — региональный налог, ставку которого устанавливает каждый субъект федерации. При этом в налоговом кодексе установлена верхняя граница — 2,2%. Организации платят налог на имущество только с недвижимости. Для этого учитывают кадастровую или балансовую стоимость — в зависимости от региона и вида объекта. Земельные участки таким налогом не облагаются, движимое имущество с 2019 года — тоже.

Налог на имущество физических лиц — местный налог. Ставки на него устанавливают муниципалитеты. Но налоговый кодекс устанавливает пределы ставок, которые зависят от инвентаризационной стоимости имущества.

Налог на имущество платят владельцы недвижимости — жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей и т.п.

Государство освобождает от уплаты налога на имущество льготные категории граждан — инвалидов 1 и 2 групп, героев России, чернобыльцев, военных пенсионеров и т.д. Обо всех льготниках можно прочитать в статье 407 налогового кодекса. Кроме того, муниципалитеты могут устанавливать свои льготы по этому налогу.

Земельный налог — местный налог, который платят собственники земельных участков — и юридические, и физические лица. Участки, которые входят в состав общего имущества в многоквартирном доме, земельным налогом не облагают.

Ставки по этому налогу устанавливают муниципалитеты. При этом ставка не может превышать 1,5% от кадастровой стоимости земли, а для земель сельхозназначения, занятых жилыми домами или коммунальной инфраструктурой, а также дачными и садовыми участками — 0,3%.

Транспортный налог относится к региональным. Ставки по нему, срок уплаты и льготы устанавливают законодательные собрания регионов. Налогом облагаются автомобили, мотоциклы, а также воздушные и водные транспортные средства — например, моторные лодки и гидроциклы. Налоговые ставки на автомобили зависят от мощности двигателя.

Водный налог платят и физические и юридические лица за пользование водными объектами. Налог рассчитывается по-разному, в зависимости от того, с какой целью используется водоем:

  1. Если предприятие берет воду для своих нужд, налог будет зависеть от выкачанного объема воды за определенный период времени.
  2. При использовании акватории, например для организации пляжа — от площади используемого водного пространства.
  3. Для получения электроэнергии на гидроэлектростанциях налог рассчитают в зависимости от количества произведенной энергии.
  4. При сплаве леса налог зависит от объема древесины и расстояния, на которое ее транспортировали.

Ставки налога устанавливают отдельно для разных морей, рек, озер и других водоемов в зависимости от экономического района страны.

Налог на игорный бизнес — региональный налог. Его платят не только казино и залы с игровыми автоматами, но и букмекерские конторы. Ставки определяют сами регионы, но налоговый кодекс устанавливает ограничения. Например, за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 10 до 14 тысяч рублей.

Букмекеры имеют право работать во всех регионах России, а казино и игровые залы — только в шести специальных зонах, которые расположены в Приморском, Алтайском и Краснодарском крае, Калининградской области, Ростовской области и Крыму.

Налог на добычу полезных ископаемых относится к федеральным налогам, которые платят организации, занимающиеся разработкой недр. При этом налогом не облагается добыча подземных вод и метана из угольных пластов. Виды полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом, есть в статье 337 налогового кодекса.

Ставки этого налога бывают двух видов: твердые — конкретная сумма на определенный объем добытых полезных ископаемых, и адвалорные — процент от стоимости добытого.

Твердые ставки применяются для нефти, газа, газового конденсата и угля. Например, при добыче нефти налог составляет 919 Р за тонну, газа — 35 Р за 1 тысячу кубометров.

Для всех остальных ископаемых применяются адвалорные ставки, которые зависят от вида полезных ископаемых. Например, добыча калийных солей облагается по ставке 3,8%, торфа — 4%, 4,8% — железной руды.

Читайте также: