Часть налоговой базы подлежащая уплате в бюджет это

Опубликовано: 14.05.2024

Налог на прибыль – прямой налог, величина которого прямо зависит от итоговых финансовых результатов деятельности юридического лица.

Объектом налогообложения является прибыль – разница суммы доходов и суммы расходов организации.

Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса РФ.

Плательщики налога

В соответствии со ст. ст. 246, 247 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются:

  • Все юридические лица РФ (ОАО, ЗАО, ООО, ИП и др.)
  • Иностранные юр. лица, работающие в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников в России.

В соответствии со ст. ст. 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ налог на прибыль платить не должны:

  • Налогоплательщики, применяющие спец. режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ЕНВД), а также являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес
  • Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»

Обязанность уплаты налога на прибыль возникает только при наличии объекта налогообложения. При отсутствии прибыли, налог на прибыль платить не нужно.

Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов (ст. 247 НК РФ).

Налог на прибыль Объект налогообложения

Доходы Классификация доходов

Доходы — это суммы полученные от основного вида деятельности (доходы от реализации), а также от прочих видов деятельности (внереализационные доходы). Такие как: доходы от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и т.д. При исчислении налога на прибыль все доходы учитываются без НДС и акцизов.

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) .

Доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и приобретенных ранее, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется с учетом всех поступлений, за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права, выраженных как в денежной, так и натуральной формах.

Внереализационные доходы.

Внереализационными доходами являются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, например такие как:

  • от долевого участия в других организациях;
  • в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы;
  • от сдачи имущества в аренду;
  • в виде процентов, по договорам кредита, займа, банковского вклада;
  • и т.д.

Доходы исчисляются на основании документов налогового учета, первичных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы.

Часть доходов освобождена от налогообложения. Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении предусмотрен ст. 251 НК РФ. :

  • в виде имущества, имущественных прав, полученных в форме залога или задатка;
  • доход в виде взносов в уставный капитал юридического лица;
  • в виде имущества или средств, полученных по договорам кредита или займа;
  • в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором;
  • других доходов, предусмотренных ст. 251 НК РФ.

Расходы.

Расходы — это документально подтвержденные и экономически обоснованные понесённые затраты организации. Их можно разделить на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (стоимость сырья и материалов, зарплата работников, амортизация основных средств и т.д.), и на внереализационные расходы (судебные и арбитражные сборы, отрицательная курсовая разница и др.). Также, существует закрытый перечень расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. Например: взносы в уставный капитал, дивиденды, погашение займов и т.д.

Расходы на производство и реализацию, понесённые в течение отчетного (налогового) периода:

— Прямые (ст. 318 НК РФ):

  • Материальные расходы (пп.1 и 4 п.1 ст. 254 НК РФ);
  • Суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (ст. 256-259 НК РФ);
  • Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (ст. 255 НК РФ).

— Косвенные (ст. 318 НК РФ) —

все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ):

  • расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества;
  • проценты по долговым обязательствам;
  • расходы на выпуск собственных ценных бумаг;
  • расходы в виде отрицательной курсовой разницы, от переоценки имущества в виде валютных ценностей;
  • затраты в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика;
  • расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты;
  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и т.д.

Прямые расходы

ежемесячно распределяются на остатки незавершенного производства и стоимость изготовленной продукции (работ, услуг). Таким образом, прямые расходы учитываются в уменьшение базы по налогу на прибыль по мере реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике организации перечень прямых расходов для целей налогообложения, связанных с производством товаров (работ, услуг).

Сумма косвенных расходов

на производство и реализацию товаров (работ, услуг), осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода в полном объеме.

Расходы, оговоренные в ст. 270 НК РФ, не уменьшают полученные юридическим лицом доходы. Данный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Все расходы, перечисленные в данном перечне, не могут уменьшать доходы организации.

Налог на прибыль Расчет

При расчете налога на прибыль, необходимо точно знать, какие доходы и расходы можно признать в данном периоде, а какие нет. Существует два метода для определения дат, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения. (ст. 271-273 НК РФ)

Метод начисления.

При данном методе налогового учета доходы (расходы) признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся). Дата признания доходов и расходов не зависит от даты фактического поступления средств (фактической оплаты расходов).

Порядок признания доходов:

  • доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав;
  • в том случае когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности;
  • для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств.

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

  • дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг);
  • дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) организации.

Порядок признания расходов:

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В том случае, когда сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Датой осуществления материальных расходов признается:

  • дата передачи в производство сырья и материалов;
  • дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ) производственного характера и т.д.

Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

  • дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов;
  • дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата предъявления налогоплательщику документов.

Кассовый метод.

При применении данного метода ведения налогового учета доходы и расходы признаются по дате фактического поступления средств — фактической оплаты расходов.

Порядок определения доходов и расходов

  • датой получения дохода является день поступления денежных средств на счет в банк или в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом;
  • расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и т.д) признается прекращение встречного обязательства приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав, непосредственно связаное с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Необходимо выбрать единый метод налогового учета для доходов и расходов организациии.

Организации имеют право на определение даты получения дохода (расхода) кассовым методом, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Налог на прибыль Порядок расчета

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

В соответствии со ст. 315 НК РФ, расчет налоговой базы должен содержать:

  • период, за который определяется налоговая база;
  • сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
  • сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
  • прибыль (убыток) от реализации;
  • сумму внереализационных доходов;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  • итоговую налоговую базу за отчетный (налоговый) период;
  • для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащая переносу.

По прибыли, попадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Основная ставка

2% — в федеральный бюджет

18% — в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать налог на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.

Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль.

Налоговый период. Отчетный период

Налоговый период – это период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога к уплате. (cт. 285 НК РФ)

Налог на прибыль — налоговым периодом признается календарный год.

Отчетные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговый период- год.

Налоговая декларация

Налоговая декларация предоставляется:

  • Не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода
  • Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций заполняется и подается в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

Декларацию необходимо предоставить в ИФНС:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей

Наименования платежей Сроки уплаты
Налог, уплачиваемый по итогам налогового периодаНе позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Авансовые платежи по итогам отчетного периода:
— уплачиваемые ежемесячно по фактически полученной прибыли
— уплачиваемые ежеквартально
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчисляется сумма авансового платежа.
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Ежемесячные авансовые платежиЕжемесячно не позднее 28-го числа текущего месяца
Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащих налогообложению у получателя доходаВ течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход

Налоговый учет

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. (cт. 313 НК РФ)

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы;
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период.

Особенности регионального законодательства

Информация ниже приведена для Республики Марий Эл.

Налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Марий Эл для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Марий Эл:

021515 1628 1 ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПЕРВОЙ ЧАСТЬЮ НК РФ
Налог имеет свой определенный состав, который предопределен самой сутью налога. Составные части налога, описанные в правовых актах, принято именовать «элементы налога». Установление налога предполагает не только обозначение вида налога, но и определение его элементов.

Элементы налога – это регламентированные налоговым законодательством составные части налога, определяющие условия его применения.

Каждый налог представляет собой комплекс элементов. Элементы налога подразделяются на основные (сущностные), дополнительные (факультативные) и специфические.

Основными элементами налога считаются те, отсутствие или не определенность которых, делает налог неустановленным.

Налоговый кодекс предусматривает, что «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налога; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога» 1 .

Таким образом, налогоплательщики (субъекты налога) не включены в перечень элементов налога. Однако согласно всем имеющимся теоретическим воззрениям по поводу перечня элементов налога, налогоплательщики входят в этот перечень, будучи обозначенными в нем термином «субъект налога». И это представляется совершенно правильным.

К числу дополнительных (факультативных) элементов Налоговый кодекс относит налоговые льготы, указывая при этом, что «в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком» (п. 2 ст. 17 НК).

Отсутствие дополнительных (факультативных) элементов налога не является его дефектом и не освобождает налогоплательщика от обязанности по его уплате.

Специфические элементы налога могут быть свойственны каким-то конкретным видам налогов. Например, при косвенных налогах предусматривается такой их элемент, как источник выплаты налога, который заключается в том, что налогоплательщик обязан включить в цену товара специальную надбавку, предназначенную обеспечить этого налогоплательщика денежными средствами, необходимыми для уплаты налога.

Элементы налога имеют важное значение, так как именно они формируют условия налогообложения. Именно эти элементы определяют содержание конкретного налогового обязательства, а именно: субъекта налога, круг его обязанностей, связанных с уплатой налога, и пределы права государства на получение данного налога.

Пункт 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает следующее: «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

Данный принцип основывается на положениях статьи 57 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что лишь законно установленный налог порождает обязательство по его уплате. Налог, по которому не определены все элементы налогообложения, считается неустановленным.

Установление порядка, в соответствии с которым само наличие налога (федерального, регионального или местного), который может существовать на территории Российской Федерации, определяется Государственной Думой с одобрения Совета Федерации и фиксируется непосредственно в Налоговом кодексе Российской Федерации, вытекает из принципа возникновения налогового обязательства лишь на основе законно установленного налога, который был рассмотрен выше. В рассматриваемом же принципе речь идет о том, кто и посредством какого правового акта устанавливает элементы налога. В связи с этим возникает также вопрос: допустимо ли расщепленное (поэтапное) установление налога, когда одни элементы налога устанавливаются, скажем, представительными органами, а другие — исполнительными.

В конечном счете все элементы всех видов налогов (федеральных. региональных и местных) устанавливаются только теми правовыми актами, которые входят в состав особой разновидности законодательства — законодательства о налогах и сборах.

В заключение данного принципа отметим, что, как отмечается в литературе, «отсутствие хотя бы одного элемента означает, что обязанности налогоплательщика по уплате налога не установлены. Следовательно, налогоплательщик вправе не платить данный налог» 1 .

В то же время статья 17 самого Налогового кодекса, где говорится, что налог считается установленным (подчеркнуто нами — авт.) лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. К этим элементам Налоговый кодекс относит объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Следовательно, обозначение налога в Налоговом кодексе путем включения его в перечень налогов и сборов, применяемых в Российской Федерации, еще явно недостаточно, чтобы признать данный налог установленным. Необходимо еще определить налогоплательщика и все другие элементы налогообложения.

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Таким образом законодатель требует, чтобы при исчислении налогов для налогоплательщика были определены все элементы налогообложения, включая объекты, которые следует облагать налогом, порядок определения налоговой базы по таким объектам, ставки налогов по каждому объекту налогообложения, алгоритм расчета налога, подлежащего взносу в бюджет и т.п.

В п. 1 ст. 17 НК РФ подчеркивается, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

—порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения и налоговая база

Согласно НК РФ объект налогообложения является обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика уплатить налог, при этом каждый налог должен иметь самостоятельный и прямо названный в соответствующей главе объект налогообложения. Однако для того, чтобы исчислить налог, недостаточно просто определить объект налогообложения, для этого необходимо знать его стоимостную (количественную или физическую) характеристику, то есть налоговую базу.

Таким образом, налоговая база в отличие от объекта налогообложения не порождает обязанности налогоплательщика уплатить налог, она необходима только для исчисления и уплаты в бюджет конкретных сумм налога.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений вышеуказанной статьи.

Согласно ст. 247 НК РФ с 1 января 2002 г. объектом налогообложения по налогу на прибыль признается полученная организацией прибыль, при этом понятие «прибыль» различно для разных категорий налогоплательщиков (см. табл. 1).

Объект налогообложения в зависимости от статуса организации

Статус организации в соответствии с положениями Налогового кодекса

Порядок определения прибыли

полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства

полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Иные иностранные организации

доход, полученный от источников в Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 309 НК РФ.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ в отношении каждого налога.

До вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ согласно действовавшему до конца 2001 г. Федеральному закону от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» налоговая база определялась по данным бухгалтерского учета, после чего корректировалась в целях налогообложения согласно законодательству.

С 1 января 2002 г. в соответствии с п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Причем определять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики должны по данным налогового, а не бухгалтерского учета.

Налоговая ставка и порядок исчисления налога

Каждый налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ).

В общем случае сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 286 НК РФ).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ) и устанавливается НК РФ в отношении каждого федерального налога.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом (п. 2 ст. 53 НК РФ).

С введением в силу 25 главы НК РФ изменилась величина налоговой ставки (см. Таблицу 1.2). Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ с 1 января 2002 г. для всех российских организаций и иностранных организаций, получивших прибыль через свои постоянные представительства в Российской Федерации, установлена единая ставка налога на прибыль, максимальная величина которой составляет 24 процента (кроме отдельных видов доходов). При этом налог на прибыль уплачивается в три бюджета:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.

Налоговый и отчетный периоды

Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (по итогам которых уплачиваются авансовые платежи).

Вводимая в действие с 1 января 2002 г. глава 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль» определила налоговый период по налогу на прибыль как календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), то есть по сравнению с действовавшим до конца 2001 г. Федеральным законом от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» налоговый период не изменился. Как и прежде, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).

Таким образом каждый налоговый период — календарный год (с 1 января по 31 декабря) – включает в себя четыре отчетных периода (1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год), при этом налог на прибыль исчисляется по итогам каждого отчетного периода нарастающим итогом.

Налоговым кодексом РФ (глава 26.3) предусмотрено 3 корректирующих коэффициента базовой доходности:

К1 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта, определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщиком к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром для данного вида деятельности. Порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земли устанавливается Правительством Российской Федерации;

К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности (определяется субъектами Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 346.26 главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законами субъектов РФ определяются: 1) порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; 2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 настоящей статьи; 3) значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 настоящего Кодекса. При этом согласно пункту 7 статьи 346.29 значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах 0,01 до 1 включительно. Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода. Настоящим Кодексом установлено, что налоговым периодом по единому налогу признается квартал;

К3 — коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор публикуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) определено, что корректирующий коэффициент базовой доходности К1, предусмотренный статьями 346.27 и 346.29 Налогового кодекса РФ, в 2003-2004 годах при определении величины базовой доходности не применяется. Коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), в 2003 г. был равен единице.

В соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 11.11.2003г № 337 «Об установлении коэффициента-дефлятора на 2004 год», зарегистрированным в Минюсте РФ 25.11.2003г за № 5262, на 2004 год установлен коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, равным 1,133.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, начиная с первого налогового периода 2004 года (декларации за 1 квартал 2004года) наряду с коэффициентом К2 должны применять и коэффициент К3.

Учитывая изложенное, при исчислении налоговой базы (величины вмененного дохода) следует значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности умножить на физические показатели, характеризующие данный вид деятельности в каждом месяце налогового периода, и умножить на корректирующие коэффициенты К2 и К3.

Статьей 2 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 531-КЗ (в редакции Закона от 30.05.2003 № 577-КЗ) «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» установлено, что при определении величины базовой доходности налогоплательщиками Краснодарского края используется корректирующий коэффициент К2, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности. Значения корректирующего коэффициента К2 установлены в таблице указанной статьи.

Кроме того, настоящей статьей Закона определено, что в случае, если в рамках одного вида деятельности налогоплательщиком осуществляется торговля несколькими группами товаров либо оказываются несколько видов бытовых услуг, для которых установлены различные значения коэффициента К2, при расчете налога по данному виду деятельности по каждому объекту используется наибольшее по размеру значение коэффициента К2.

(Приказ ФНС РФ от 28.07.2020 г. № ЕД-7-21/475@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@», зарегистрирован в Минюсте РФ 02.09.2020 г. N 59615)

С 3 ноября 2020 года вступит в действие обновленная форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций.

Новая форма налоговой декларации применяется начиная с представления отчетности за налоговый период 2020 года.

ФНС РФ в Информации от 12.08.2020 г. разъяснила, что обновления связаны с выделением категорий налогоплательщиков, применяющих акты Правительства РФ или высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, которыми перенесены сроки уплаты налога (авансовых платежей по нему) в течение 2020 года в рамках мер по поддержке экономики из-за распространения COVID-19.

В декларацию также добавлен признак исчисления суммы налога лицом, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений.

Это позволит реализовать условия о стабилизации правил налогообложения имущества организации на период действия указанного соглашения.

Так как ряд организаций был освобожден от уплаты налога за II квартал 2020 года, расширился перечень кодов налоговых льгот, отражаемых в декларации.

В том числе для организаций, включенных на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, которые работают в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.

Раздел 1 декларации

Раздел 1 декларации заполняется в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по месту нахождения организации (месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство), месту нахождения недвижимого имущества в соответствии с п. 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации.

П. 4.2 Порядка в новой редакции установлено, что по строке с кодом 005 указывается признак налогоплательщика.

– если налогоплательщик применяет нормативные правовые акты Правительства РФ, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление установленных законодательством субъектов РФ о налогах и сборах сроков уплаты авансовых платежей по налогу, – указывается признак «1»;

– если налогоплательщик применяет нормативные правовые акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, предусматривающих в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) продление установленных законодательством субъектов РФ сроков уплаты налога (авансовых платежей по налогу), – указывается признак «2»;

– если налогоплательщик не применяет указанные нормативные правовые акты, – указывается признак «3».

В каждом блоке строк с кодами 007–040 указываются:

1) по строке с кодом 007 указывается признак исчисления сумм налога налогоплательщиком, заключившим соглашение о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК), включенное в реестр СЗПК, предусмотренный Федеральным законом от 01.04.2020 г. № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», применяющим положения п. 4.3 ст. 5 НК РФ.

– если суммы налога (авансовых платежей по налогу) исчислены в отношении объектов недвижимого имущества, связанных с исполнением СЗПК, – указывается признак «1»;

– если суммы налога (авансовых платежей по налогу) исчислены в отношении объектов недвижимого имущества, не связанных с исполнением СЗПК, – указывается признак «2».

Раздел 2 декларации

Раздел 2 декларации заполняется российскими организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в РФ через постоянные представительства.

Раздел 2 декларации заполняется отдельно в отношении льготируемого по конкретной налоговой льготе (за исключением налоговой льготы в виде уменьшения не только суммы налога, но и авансового платежа по налогу, подлежащих уплате в бюджет, и налоговой льготы, установленной в виде понижения налоговой ставки) недвижимого имущества.

А также:

– в отношении недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации — участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях выполнения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне и расположенного на территории данной свободной экономической зоны;

– в отношении объектов недвижимого имущества налогоплательщика, применяющего положения п. 4.3 ст. 5 НК РФ, связанных с исполнением СЗПК;

– в отношении объектов недвижимого имущества налогоплательщика, применяющего положения п. 4.3 ст. 5 НК РФ, не связанных с исполнением СЗПК.

В случае заполнения Раздела 2 декларации с кодом 14 по строке «Код вида имущества (код строки 001)» организацией, с которой расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда, по строке с кодом 160 проставляется прочерк.

Установлено, что строки с кодами 230 и 240 заполняются только в случае установления для отдельной категории налогоплательщиков налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога (авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в бюджет.

В случае указания в первой части строки с кодом 230 кода налоговой льготы, установленной законом субъекта РФ в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (2012500), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта РФ, которым установлена налоговая льгота.

Для каждой указываемой структурной единицы (позиции) отведено по 4 знакоместа, при этом заполнение осуществляется слева направо и, если реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями.

Пример заполнения приведен в п.п. 5 п. 5.3 Порядка.

По строке с кодом 240 указывается сумма налоговой льготы, уменьшающей сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

Например, если законом субъекта РФ установлена налоговая льгота для данной категории налогоплательщиков в виде уплаты в бюджет 80% суммы исчисленного налога, то значение по строке с кодом 240 должно быть подсчитано как значение строки с кодом 220 × (100 – 80) : 100.

Если организация согласно Федеральному закону от 08.06.2020 г. № 172-ФЗ «О в несении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то:

– в первой части строки с кодом 230 указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению № 6 к Порядку (2010501, 2010502, 2010503, 2010504);

– во второй части показателя указываются нули;

– по строке с кодом 240 указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Если организация согласно Закону № 172-ФЗ освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и законом субъекта РФ для данной категории налогоплательщиков установлена налоговая льгота по налогу в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога, то:

– в первой части строки с кодом 230 указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению № 6 к Порядку (2010505, 2010506, 2010507, 2010508);

– во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта РФ, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога;

– по строке с кодом 240 указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

В случае заполнения Раздела 2 с отметками 01, 02, 03, 05, 07, 08, 09, 10 и 14 по строке «Код вида имущества (код строки 001)» по строке с кодом 260 указывается разность значений строк с кодами 220 и 240.

Если исчисленное таким образом значение по строке с кодом 260 меньше нуля, по строке с кодом 260 указывается нулевое значение.

Раздел 3 декларации

Раздел 3 Декларации заполняется:

– российскими и иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость;

– иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства;

– иностранными организациями в отношении объектов недвижимого имущества, не относящихся к деятельности иностранных организаций в РФ через постоянные представительства.

Установлено, что по строке с кодом 002 указывается признак применения налогоплательщиком, заключившим СЗПК, положений п. 4.3 ст. 5 НК РФ.

– если Раздел 3 заполняется в отношении недвижимого имущества, связанного с исполнением СЗПК, – указывается признак «1»;

– если Раздел 3 заполняется в отношении недвижимого имущества, не связанного с исполнением СЗПК, – указывается признак «2».

В случае заполнения Раздела 3 декларации в отношении объекта недвижимого имущества, за исключением помещения, в строке с кодом 014 указывается код «1».

В случае заполнения Раздела 3 декларации в отношении помещения в строке с кодом 014 указывается код «2».

По налоговым льготам, установленным законом РФ в виде понижения ставки налога (далее – код налоговой льготы 2012400), в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (далее – код налоговой льготы 2012500), а также по налоговым льготам с кодами 2010501–2010508 строка с кодом 040 не заполняется.

По строке с кодом 090 в случае возникновения (прекращения) у организации в течение налогового периода права собственности на объект недвижимого имущества, в отношении которого заполняется Раздел 3 декларации, указывается коэффициент Кв, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект недвижимого имущества находился в собственности организации в налоговом периоде, к числу месяцев в налоговом периоде.

В случае владения объектом недвижимого имущества в течение всего налогового периода по строке с кодом 090 указывается 1.

Значение по строке с кодом 090 приводится в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.

Строки с кодами 110 и 120 заполняются только в случае установления для отдельной категории налогоплательщиков налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога (авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в бюджет.

Установлено, что в случае указания в первой части строки с кодом 110 кода налоговой льготы, установленной законом субъекта РФ в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (2012500), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта РФ, которым установлена налоговая льгота.

Для каждой указываемой структурной единицы (позиции) отведено по 4 знакоместа, при этом заполнение осуществляется слева направо и, если реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями.

Пример заполнения приведен в п.п. 5 п. 5.3 Порядка.

По строке с кодом 120 указывается сумма налоговой льготы, уменьшающей сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

Установлено, что если организация согласно Закону № 172-ФЗ освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то

– в первой части строки с кодом 110 указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению № 6 к Порядку (2010501, 2010502, 2010503, 2010504);

– во второй части показателя указываются нули;

– по строке с кодом 120 указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Если организация согласно Закону № 172-ФЗ освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и законом субъекта РФ для данной категории налогоплательщиков установлена налоговая льгота по налогу в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога, то:

– в первой части строки с кодом 110 указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению № 6 к Порядку (2010505, 2010506, 2010507, 2010508);

– во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта РФ, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога;

– по строке с кодом 120 указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

По строке с кодом 130 отражается исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, определяемая как разность значений строк с кодами 100 и 120.

Установлено, что если исчисленное таким образом значение по строке с кодом 130 меньше нуля, по строке с кодом 130 указывается нулевое значение.

В приложении № 6 приведены коды налоговых льгот.

Перечень кодов налоговых льгот дополнен:

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

Абзац утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Абзац исключен. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Абзац утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4.1 настоящей статьи.

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

7. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет правопреемниками, указанными в абзацах четвертом и пятом пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса, определяется в порядке, предусмотренном абзацем шестым пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Комментарий к ст. 173 НК РФ

Общая сумма налога, которую нужно заплатить в бюджет, подсчитывается по итогам каждого налогового периода. То есть по окончании либо месяца, либо квартала, в зависимости от того, как часто налогоплательщик отчитывается по НДС. Определяется сумма так: к общей сумме налога, рассчитанной по правилам статьи 166 Налогового кодекса РФ, прибавляется НДС, восстановленный по правилам статьи 170 Налогового кодекса РФ, и вычитается тот налог, который подлежит вычету, на основании статьи 171 Налогового кодекса РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса).

Если в результате окажется, что сумма налоговых вычетов превышает сумму к начислению, разница подлежит возврату налогоплательщику по правилам, указанным в статье 176 Налогового кодекса РФ. Правда, из этого правила есть исключение. Ни о каком возмещении речи быть не может, если налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Постоянные споры вызывают ситуации, когда организации к возмещению ставят НДС при отсутствии в налоговом периоде реализации. Налоговики настаивают, что в данном случае с вычетом нужно подождать. При этом они как раз ссылаются на пункт 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ. По логике чиновников, раз у фирмы не было НДС к начислению, то налоговая база равна нулю. Получается, что и вычитать не из чего. А раз так, то и к возмещению НДС в этом периоде поставить нельзя. Надо сказать, что арбитражные суды в данном случае фискалов не поддерживают. Пример, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 мая 2006 г. по делу N А56-5005/2005.

НДС, выделенный в счете-фактуре упрощенцем

Согласно пункту 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ организации, которые не являются плательщиками НДС, но выставившие счет-фактуру и выделившие в этой бумаге налог, должны перечислить его в бюджет. А если НДС не заплатить, грозят ли организации какие-либо санкции? Вопрос спорный. Неоднозначно решают его и в арбитражных судах.

В некоторых округах судьи считают, что привлечь упрощенца к налоговой ответственности за неуплату НДС нельзя вообще. Дело в том, что штраф можно наложить только на плательщиков НДС (п. 2 ст. 44, ст. 122 Налогового кодекса РФ), коими упрощенцы не являются. Более того, в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ речь идет "о лицах, не являющихся налогоплательщиками". По этой же причине не грозят предприятию-упрощенцу и пени. Ведь в статье 75 Налогового кодекса РФ в качестве лиц, которые обязаны их заплатить, также упоминаются только налогоплательщики и налоговые агенты. Упрощенцы, неправомерно выделившие в счете-фактуре НДС, таковыми не являются. Значит, налагать штрафы и требовать заплатить пени незаконно. Единственная их обязанность - это перечислить выделенный и полученный от покупателей НДС в бюджет. Такой вердикт прозвучал, например, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2004 г. по делу N Ф04-8795/2004(6991-А70-7), от 18 августа 2004 г. по делу N Ф04-5769/2004(А27-3834-26), ФАС Северо-Западного округа от 12 октября 2004 г. по делу N А13-4110/04-26.

Правда, есть и противоположные мнения на этот счет. В некоторых случаях суды приходили к выводу, если упрощенцы выставили счета-фактуры с НДС и своевременно не перечислили налог в бюджет, штраф за данное правонарушение, а также пени взысканы правомерно. Правда, зачастую судьи никак не мотивируют свое решение (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 28 мая 2004 г. по делу N А54-88/03-С11-С2). В другом решении судьи этого же округа признали, что налог и пени фирма заплатить должна, а вот штраф ей, как неплательщику НДС, не грозит (Постановление от 5 августа 2004 г. N А64-29/03-19).

Итак, большинство судей признают: санкции за то, что упрощенец несвоевременно перечислит выделенный в счетах-фактурах НДС в бюджет, Налоговым кодексом РФ не предусмотрены. Следовательно, начислять штрафы и пени незаконно. Правда, доказывать это придется в судебном порядке. Если же приведенная аргументация не убедит налоговиков или судей, можно привести еще один довод.

Чтобы начислить штраф и рассчитать пени, нужно четко знать в какой срок надо уплатить налог. Между тем в пункте 4 статьи 174 Налогового кодекса РФ сказано, что перечислить неправомерно удержанный с покупателя налог упрощенец должен не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (п. 4 ст. 174 Налогового кодекса РФ). В свою очередь, статья 163 Налогового кодекса РФ в зависимости от суммы выручки определяет налоговый период - месяц или квартал. При этом для лиц, указанных в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, никаких исключений не сделано. А раз так, четко определить не позднее 20-го числа какого именно месяца НДС нужно перечислить в бюджет - по окончании месяца или квартала, - "упрощенец" не может. Получается, что момент, с которого следует начислять пени и налагать штраф, не определен.

Следовательно, несмотря на установленную обязанность по уплате НДС, "упрощенец" продолжает оставаться лицом, который не имеет статуса налогоплательщика. Поэтому такие организации не обязаны уплачивать штрафы и пени. Тем не менее отсутствие санкций вовсе не означает, что налог не нужно платить в бюджет.

"Упрощенцам", которые выставляют счета-фактуры с выделенным налогом, можно не опасаться штрафа за опоздание с декларацией по НДС. Судьи ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 25 января 2006 г. N А29-8459/2005А согласились с тем, что компании на "упрощенке" обязаны отчитываться по НДС, полученному от покупателя (п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ). Однако за несвоевременное представление декларации могут быть наказаны лишь плательщики налога (ст. 119 Налогового кодекса). Фирмы же, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса).

Судебная практика по статье 173 НК РФ

Основанием для принятия решений послужил вывод налогового органа о неправомерном предъявлении обществом к возмещению из бюджета НДС на основании счетов-фактур, выставленных от имени АО "Нордград" за работы по строительству объекта "Пристрой по отгрузке и упаковке хлебобулочных изделий на Хлебозаводе N 5", в связи с пропуском трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 146, 166, 171, 172, 173 Налогового кодекса, суды трех инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов налогового органа.
Суды установили, что обществом пропущен установленный срок для предъявления НДС к вычету, поскольку данное право в соответствии с пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса могло быть реализовано в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором состоялась реализация товара.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, руководствуясь положениями статей 169, 171, 172, 173, 176 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для принятия решения.

В связи с этим положениями пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 173 Налогового кодекса установлено, что при определении НДС, подлежащего к уплате в бюджет, суммы налога, исчисленные по собственным облагаемым налогом операциям налогоплательщика, уменьшаются на налоговые вычеты - суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

При рассмотрении настоящего дела суды, руководствуясь статьями 164, 166, 167, 171 - 173 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", указали на то, что в настоящем случае трехлетний срок для подачи налоговой декларации за II квартал 2012 года истек 30.06.2015, в то время как уточненная налоговая декларация, в которой заявлено о возмещении налога из бюджета, подана обществом в налоговый орган 18.10.2016 - по истечении установленного законом срока.

Основанием для отказа в вычете послужил вывод налогового органа о пропуске налогоплательщиком трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса.
Не согласившись с решениями налогового органа, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Оценка конкретных фактических обстоятельств, как позволяющих реализовать право на возмещение налога на добавленную стоимость за пределами срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса, входит в полномочия судов первой и апелляционной инстанций.

Основанием для отказа в возмещении налога послужил вывод инспекции об истечении трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), для их заявления.
Признавая законным оспариваемое решение, суды исходили из доказанности инспекцией факта несвоевременного совершения обществом действий, необходимых для предъявления к вычету НДС, отсутствия достаточных доказательств того, что общество не имело возможности применить спорные налоговые вычеты по НДС, недоказанности обществом того факта, что пропуск срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК РФ, связан с ненадлежащим выполнением инспекцией обязанностей либо другими объективными факторами, препятствующими реализации налогоплательщиком предусмотренного законом права на налоговые вычеты.

Отменяя судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции, руководствуясь статьями 34, 54, 64, 70, 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статьями 173, 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, указал на то, что применение победителем аукциона специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей плательщика НДС не дает заказчику оснований снижать цену контракта при его заключении и исполнении на сумму НДС, заказчик обязан оплатить выполненные работы по согласованной цене.

Указание предприятием в проекте контракта цены, включающей налог на добавленную стоимость, также не свидетельствует о нарушении прав участника закупки, поскольку не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость. В силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 17-П, такого рода обязанность может возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога.

Учитывая данные обстоятельства и руководствуясь положениями статей 165, 167, 171, 172, 173, 176 Налогового кодекса, а также правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 N 2217/10, суды пришли к выводу о том, что дирекция, подавая 15.05.2017 уточненную налоговую декларацию, нарушила указанный срок, установленный пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса.

Поскольку предприниматель, не являясь плательщиком НДС, выставлял счета-фактуры с выделением суммы названного налога, суды с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 173 Налогового кодекса признали наличие у него обязанности перечислить в бюджет полученный от покупателей налог. При этом суды отметили, что возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов. На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого, в силу прямого указания пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса, определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю.

12.2.1. Общий порядок определения суммы налога,

подлежащей уплате в бюджет

В соответствии с п.1 ст.173 Налогового кодекса РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов (за исключением налоговых вычетов, по операциям, облагаемым по нулевой ставке) общая сумма налога, исчисляемая в установленном порядке, исходя из налоговой базы (ст.166 НК РФ).

Налог в бюджет = Налог (ст.166) - Вычет (ст.171),

Налог в бюджет - сумма налога, подлежащего уплате в бюджет;

Налог (ст.166) - сумма налога, исчисленная по правилам ст.166 НК РФ;

Вычет (ст.171) - сумма налоговых вычетов, предусмотренных ст.171 НК РФ

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную исходя из налоговой базы, то положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения (подп.1-2 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ), подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст.176 Налогового кодекса РФ.

Указанная разница не подлежит возмещению в случае, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

12.2.2. Определение НДС, подлежащего уплате в бюджет, по операциям,

облагаемым по нулевой ставке

Прежде всего, отметим, что сумма НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой налоговой ставке, исчисляется отдельно по каждой операции. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по указанным операциям, определяется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму соответствующих налоговых вычетов сумма налога, исчисляемая по соответствующей налоговой базе. Условно общую сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, можно представить как сумму следующих показателей:

Налог 1 в бюджет = (Налог 1 (ст.166) - Вычет 1 (ст.171))

Налог 2 в бюджет = (Налог 2 (ст.166) - Вычет 2 (ст.171))

Налог 3 в бюджет = (Налог 3 (ст.166)- Вычет 3 (ст.171))

Налог 1 в бюджет

Налог 2 в бюджет - сумма налога по каждой операции.

Налог 3 в бюджет

Превышение сумм налоговых вычетов над суммами налога, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст.176 Налогового кодекса РФ.

12.2.3. Определение НДС, подлежащего уплате в бюджет, по прочим

Особенностью данных операций является то, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется непосредственно с налоговой базы без учета вычетов. Просто вычетов в данных случаев не предусмотрено.

1) Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, исчисляется в соответствии с п.5 ст.166 Налогового кодекса РФ.

2) При реализации товаров (работ, услуг) иностранными организациями, не состоящими на налоговом учете, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику или другим лицам, указанным налогоплательщиком.

12.2.4. Определение НДС, подлежащего уплате в бюджет,

налогоплательщиками, освобожденными от уплаты налога

В пункте п.5 ст.173 Налогового кодекса РФ рассмотрена ситуация, когда лица, освобожденные от НДС, выставляют покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. К данным лицам относятся:

1) организации и индивидуальные предприниматели, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Если такая ситуация имеет место, то эти лица обязаны уплатить налог в бюджет. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Следует учесть, что право на какой-либо вычет для подобных случаев не предусмотрено.

Читайте также: