Бывший сборщик налогов верный ученик иешуа

Опубликовано: 12.05.2024

Писатели обладают особым даром олицетворять в героях какое-то важное явление действительности. Таким образом они завоевывают сердца читателей или крепко запоминаются им. Михаил Булгаков обладал такой способностью. В романе «Мастер и Маргарита» он использовал и выдуманных героев и персонажей библии. Такое сочетание привело познанию человеком истории библейских персонажей и особого внимания к их истории. Одним из таких и оказался Матвей Левий, о котором и пойдет речь.

Левий Матвей стал одним из самых необычных героев второстепенного плана, через него автор показывает зачатки не самых лучших событий. Судьба его складывается следующим образом: бросив собирать налоги он становится учеником философа Иешуа. По описанию в романе лет ему было под сорок и выглядел как оборванный бродяга. Благодаря такому описанию читатель сразу чувствует неприязнь к герою.

Следуя ха своим учителем, он записывает его высказывания с искажением смысла. Его рукописи, так же как и рукопись Мастера не горят. Но они не несут истинного смысла, а лишь искаженную мысль, которую принимают за идею Иешуа. Это и приводит к кровопролитию, о котором предупреждал ученик Понтия Пилата.

Перед читателем предстает человек ограниченного склада ему, не совестного и предающимся своим эмоциям в полной мере. Он близко к сердцу принимает арест и казнь Иешуа. Левий проклинает бога и обращается к дьяволу. Данный поступок является кульминацией всего образа Матвея.

По прибытию к Понтию Пилату отказывается служить ему и от даренных денег, а просит лишь лист чистого пергамента. Пергамент не такая прочная бумага как папирус и не может сохраниться на столетия, чтобы попасть в Евангелие. В современной версии романа Матвей просит за Мастера и Маргариту Воланда от имени Иешуа, но их беседа сложена так, словно они знают друг друга и испытывают неприязнь.

На этот момент Левий уже не на стороне дьявола, совсем забыв о своем давнем обращении к дьяволу, когда после отречения от бога тот откликнулся на его зов. Он уже не желает дьяволу здравствовать на земле и под землей.

Левий Матвей предстает перед читателем непостоянным и ограниченным человеком, который не несет ответственности за свои слова и поступки, чем и приносит несчастья.

История создания

По преданию Левий Матвей был братом Иакова и сыном Алфея. Он жил в городе Капернаум на побережье Галилейского моря и служил мытарем – собирателем податей. Подати платили жители завоеванных Римской империей земель, пополняя казну. Мытарей ненавидели за их деятельность. На этой должности приходилось притеснять народ, и мытари пользовались служебным положением, отрицая милосердие и проявляя жестокость. Левию Матвею удалось получить неплохое состояние благодаря статусу, но он не потерял человеческий облик и сохранил верность народу.

Герой был свидетелей проповедей и чудесных деяний Христа, который проживал некоторое время в его городе. Иисус видел, как слушатель относится к его делам, и оценил готовность мужчины следовать его заветам. Однажды он отвел Левия к морскому берегу, где тот получал подать от прибывающих кораблей, и предложил стать его последователем. Матвей накрыл стол в доме и пригласил гостей, среди которых были мытари и простые грешники. Разделяя с ними трапезу, Христос дал шанс на исповедь. Апостол оставил нажитое имущество и последовал за Иисусом. Вскоре его причислили к двенадцати сопровождающим Иисуса Христа.

Помимо деяний Учителя, Левий Матвей был свидетелем его ареста, смерти и вознесения. После финального события он в числе других учеников нес учение Господа людям. Мужчина написал Евангелие, ставшее первым в перечне рукописей апостолов. Книга передавала палестинцам учение на иврите. Апостол побывал в Сирии, Мидии, Палестине, Персии, Индии и Эфиопии. Молясь о том, чтобы люди приняли истинную веру, он нес ее язычникам и атеистам.

Иисус и двенадцать апостолов

Известно о чуде, сотворенном им после встречи с Господом. Левий Матвей воткнул в землю у храма жезл. На этом месте выросло плодоносящее дерево, и из-под него забил источник. Каждый, кто пил воду здесь, становился добрым и кротким, обретая веру.

Легенда связана с властителем Фульвианом и его семьей. Апостол наставил их на путь истинный, несмотря на неверие и желание убить Левия Матвея. Бог был на стороне ученика и помогал, насылая на воинов тьму, не позволявшую взять мужчину под стражу. Пытаясь схватить апостола, Фульвиан ослеп, и Левий спас его. Решив, что апостол чародей, а не господний посланник, властитель приказал сжечь его. Пламя подготовленного костра не задевало апостола, который беспрестанно молился. Силу Бога подтвердил огненный змей, сформировавшийся из костра и набросившийся на Фульвиана. Взмолившись, он признал силу Господа. Левий простил его и умер.

Обращение людей в веру апостолом Матфеем

После того как апостол покинул Иерусалим, он побывал проповедуя Евангелие в Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии или Индии. Здесь он пытался обратить в веру дикий народ людоедов (антропофагов) со звериными обычаями и нравами. (Акафист апостолу Матфею читают в день смерти его в Эфиопии 16 ноября.) В городе под названием Мирменах, в самом начале своего пребывания в Эфиопии, святой апостол Матфей обратил в христианскую веру несколько человек, назначил епископа и построил небольшой храм. Он все время молился, чтобы все племя обратилось в веру. И вот как-то раз Матфей находился на высокой горе в посте и молитве. К нему в образе юноши явился Бог и передал апостолу жезл, говоря, чтобы Матфей воткнул покрепче жезл у храма. Из посоха должно было вырасти дерево с сочными и вкусными плодами, а из основания дерева должен был появиться источник с прозрачной водой. Каждый, кто отведает плод, должен был стать кротким и добрым, а напившись из источника, обрести веру. Апостол Матфей стал спускаться с горы с жезлом, но одержимые бесами жена и сын владельца города Фульвиана стали препятствовать апостолу, крича, что апостол хочет их погубить. Матфей именем Христовым изгнал бесов. И жена и сын Фульвиана пошли за апостолом, став смиренными.

Новый Завет

Библейские сказания предоставляют минимальные сведения о Левии Матвее. Единственной актуальной информацией является то, что мужчина был мытарем. Это подтверждают Евангелия от самого Матвея, от Луки и от Марка. Написанное им самим Евангелие повествует о встрече с Иисусом. Многие сборщики податей и грешники считали Иисуса своим другом и Учителем.

Образ Левия Матвея

Исследователи Нового Завета сравнивают Левия Матвея с Левием Алфеевым, который тоже числился мытарем. В Евангелии от Марка присутствует небольшой рассказ о нем, а Лука в своем творении описывает призвание героя. Исходя из слов других апостолов, некоторые ученые предполагают, что Левий Алфеев – настоящее имя пророка, а Матвей – прозвище, расшифровывающееся как «Божий дар». Эта версия всегда оспаривалась противниками идеи, например писателем 4 века н.э. Дидимом Слепцом. В Новом Завете упоминаются Матвей и Матфий, поэтому многие расценивают это как транскрипцию имени. Биографии мужчин совпадали, поэтому этот факт можно воспринимать как литературную ошибку.

Христианская традиция постоянно путает Матвея и Матфия, поэтому в различных редакциях одного и того же текста имя героя используется по наитию автора. Ярким примером служит произведение «Деяния Андрея и Матфия».

Конец жизни святого Матфея

Матфея схватили и прибили к земле за руки и за ноги большими гвоздями. По приказу жестокого Фульвиана сверху наложили ветки, хворост, серу, смолу, полагая, что апостол сгорит.

Вместо этого пламя угасло, а святой апостол Матфей, живой и невредимый, славил имя Господа. Присутствовавшие были в ужасе и тоже восхваляли Бога. Все, кроме Фульвиана. По его приказу принесли еще больше веток и хворосту, положили сверху апостола, полили смолой. Фульвиан расставил вокруг предполагаемого костра двенадцать золотых идолов, которым поклонялся. Он хотел с их помощью сжечь Матфея. Но Матфей под пылающим пламенем истово молился, дабы Господь явил свою силу и выставил на смех тех, кто все еще надеялся на идолов. Пламя повернулось к идолам и расплавило их, опалив стоящих поблизости. Затем огненный змей, вырвавшийся из пламени, направился к Фульвиану, который в страхе хотел убежать. Видя бесполезность попыток избежать змея, Фульвиан взмолился Матфею, прося избавить его от гибели. Апостол погасил пламя. Властитель хотел с почестями принять святого Матфея, но апостол в последний раз вознес ко Господу молитву и умер.

«Мастер и Маргарита»

Булгаков неспроста использовал героя Библии в качестве прототипа литературного персонажа. В соответствии с преданием, Матвей написал Евангелие на арамейском языке, считающемся древнейшим.

Отметим, что в первой редакции романа Л. М. записывал за Иешуа в записную книжку. В подготовительных материалах к последней редакции «Мастера и Маргариты» сохранились выписки из книги М. И. Щелкунова «Искусство книгопечатания в его историческом развитии» (1923), где отмечалось, что первые книги в Риме появились лишь во второй половине I в., да и то они были сшиты из папируса, а не из бумаги, которая пришла в Европу еще позднее. Основными материалами для письма в Римской империи времен Иисуса Христа здесь были названы пергамент и папирус. В окончательном тексте романа Л. М. пишет на свитке пергамента, который, в отличие от папируса — долговечного материала — не мог сохраниться в течение столетий и отразиться в Евангелиях.

Проклятия Л. М., адресованные Богу, обнаруживают совершенно неожиданный источник — роман Владимира Зазубрина (Зубцова) (1895-1937) «Два мира» (1921) о гражданской войне в Сибири. Ученик Иешуа, бессильный прекратить страдания Учителя на кресте, убедившись в бесполезности своих молитв, проклинает Бога и как бы передает себя под покровительство дьявола: «Я ошибался! — кричал совсем охрипший Левий, — ты бог зла! Или твои глаза совсем закрыл дым из курительниц храма, а уши твои перестали что-либо слышать, кроме трубных звуков священников? Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!» Главный герой романа Зазубрина, подпоручик белой армии, наблюдая страдания и гибель отступающих офицеров и беженцев, проклинает перед иконой Бога-отца: «Ты видишь? Видишь наши муки, злой старик? Как глуп я был, когда верил в мудрость и доброту твою. Страдания людей тебе отрада. Нет, не верю я в тебя. Ты бог лжи, насилия, обмана. Ты бог инквизиторов, садистов, палачей, грабителей, убийц! Ты их покровитель и защитник».

Обращение Л. М. к дьяволу оказывается эффективным: на Ершалаим с запада надвигается гроза, которая вынуждает Понтия Пилата снять оцепление и добить распятых: Иешуа Га-Ноцри и разбойников Гестаса и Дисмаса. Когда Л. М. позднее приносит Воланду весть о судьбе Мастера и Маргариты, он называет дьявола духом зла и повелителем теней, забыв о своем прошлом обращении к его покровительству, чем и вызван ироничный вопрос сатаны: «Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей?» Теперь Л. М. не желает, чтобы дьявол здравствовал, и в своей версии истории Иешуа Га-Ноцри начисто отрицает участие в ней «князя тьмы», который на самом деле «и на балконе был у Понтия Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте», и во время казни, когда услышал проклятия Л. М. в адрес Бога и откликнулся на них.

Булгаковская энциклопедия. — Академик . 2009 .

  • ЛАППА Татьяна Николаевна
  • ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич

Смотреть что такое "ЛЕВИЙ МАТВЕЙ" в других словарях:

Левий Матфей — Левий Матфей … Википедия

матвей левий — сущ., кол во синонимов: 1 • апостол (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Матвей — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка <<Имя>>. Вы можете помочь проекту, добавив его … Википедия

Левий — третий сын Иакова от его жены Лии (Быт. XXIX, 34). По переселении в Египет, от него произошло довольно многочисленное колено (см. Левиты). Имя Л. носилии многие другие библейские лица, между прочим и в Новом Завете (см. Лук. III, 24, 29), напр.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» — Роман. При жизни Булгакова не был завершен и не публиковался. Впервые: Москва, 1966, № 11; 1967, № 1. Время начало работы над М. и М. Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. Скорее всего, к 1928 г. относится… … Энциклопедия Булгакова

Мастер и Маргарита — У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер и Маргарита (значения). Мастер и Маргарита … Википедия

Роман о Понтии Пилате — Роман о Понтии Пилате вымышленное литературное произведение, с которым связанны многие события романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Содержание 1 Авторство романа и история его написания 2 … Википедия

Мастер и Маргарита (телесериал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мастер и Маргарита (значения). Мастер и Маргарита … Википедия

Мастер и Маргарита (фильм, 1994) — Мастер и Маргарита … Википедия

Воланд — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011) … Википедия

Levij-Matvej-Master-i-Margarita-Bulgakov-obraz-harakteristika
Левий Матвей и
Понтий Пилат (справа).
Художник Геннадий Калиновский
Левий Матвей является одним из ярких второстепенных героев "иершалаимских глав" знаменитого романа "Мастер и Маргарита" Булгакова.

Левий Матвей в романе "Мастер и Маргарита": образ, характеристика, описание

Возраст Левия Матвея - около 40 лет:
". Пришедший человек, лет под сорок. "

О внешности Левия Матвея известно следующее:
". сидя на камне, этот чернобородый, с гноящимися от солнца и бессонницы глазами человек тосковал. Он то вздыхал, открывая свой истасканный в скитаниях, из голубого превратившийся в грязно‑серый таллиф. " (*таллиф - накидка, плащ)
". ногтями царапая смуглую грудь. "
". сбросил с головы кефи, вцепился в свои жидкие волосы и стал проклинать себя. "
". он содрал с себя отяжелевший, пропитанный водою таллиф, остался в одной рубахе и припал к ногам Иешуа. "
". на балкон вступил неизвестный маленький и тощий человек. "
". Пришедший человек, лет под сорок, был черен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по‑волчьи, исподлобья. Словом, он был очень непригляден и скорее всего походил на городского нищего. "
". Тощая, голая, грязная шея его взбухла и опять опала. "
". Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый. "
". с оборванным бродягой Левием Матвеем. "
". ходить в нищей одежде без пристанища. "

Левий Матвей является бывшим сборщиком податей (налогов):
". почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? – заговорил Воланд сурово. "
". Левия, бывшего сборщика податей. "

(Работа сборщиком податей была одной из самых презренных в те времена, народ не любил сборщиков податей и считал их грешниками.)

Однажды герой знакомится с бедным философом Иешуа на дороге в Виффагии:
". я с ним встретился впервые на дороге в Виффагии, там, где углом выходит фиговый сад, и разговорился с ним. Первоначально он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет, называя меня собакой. "

Левий Матвей слушает философские речи Иешуа и в конце концов бросает все, чтобы путешествовать со своим новым другом:
". однако, послушав меня, он стал смягчаться, – продолжал Иешуа, – наконец бросил деньги на дорогу и сказал, что пойдет со мной путешествовать. "

Герой становится учеником и спутником Иешуа:
". Я, Матвей, твой верный и единственный ученик!».."
". А он сказал, что деньги ему отныне стали ненавистны, – объяснил Иешуа странные действия Левия Матвея и добавил: – И с тех пор он стал моим спутником. "
". ответил Левий Матвей, – я его ученик. "

Вскоре Иешуа арестовывают и приговаривают к смерти. Левий Матвей упрекает себя за то, что он не был рядом с другом в тот момент:
". Вот в этом‑то и заключалась первая ошибка Левия Матвея. Зачем, зачем он отпустил его одного. "

Левий Матвей присутствует на казни Иешуа, но ничем не может ему помочь:
". этот единственный зритель, а не участник казни, и сидел на камне с самого начала, то есть вот уже четвертый час. Да, для того чтобы видеть казнь, он выбрал не лучшую, а худшую позицию. Но все‑таки и с нее столбы были видны. "

Он снимает тело Иешуа после казни и уносит:
". Левий Матвей прятался в пещере на северном склоне Лысого Черепа, дожидаясь тьмы. Голое тело Иешуа Га‑Ноцри было с ним. Когда стража вошла в пещеру с факелом, Левий впал в отчаяние и злобу. "
". Левий Матвей говорил, что не хочет расстаться с этим телом. Он был возбужден, выкрикивал что‑то бессвязное, то просил, то угрожал и проклинал. "

Власти разрешают Левию Матвею поехать на погребение Иешуа:
". Левий заявил, что он никуда не уйдет и желает участвовать в погребении. Он сказал, что не уйдет, даже если его начнут убивать, и даже предлагал для этой цели хлебный нож, который был с ним Мой помощник разрешил ему участвовать в погребении. "
". Левия Матвея взяли в повозку вместе с телами казненных и часа через два достигли пустынного ущелья к северу от Ершалаима. Там команда, работая посменно, в течение часа выкопала глубокую яму и в ней похоронила всех трех казненных. "

После смерти Иешуа Левий Матвей носит с собой пергамент с высказываниями покойного:
". покажи хартию, которую ты носишь с собой и где записаны слова Иешуа. "
". Левий порылся за пазухой и вынул свиток пергамента. Пилат взял его, развернул, расстелил между огнями и, щурясь, стал изучать малоразборчивые чернильные знаки. "
". Тут Пилат вздрогнул. В последних строчках пергамента он разобрал слова: «. большего порока. трусость».."

Понтий Пилат зовет Левия Матвея с собой в Кесарию, чтобы тот работал в библиотеке. Но герой отказывается служить Понтию Пилату, потому что тот виноват в смерти его друга Иешуа:
". Ты, как я вижу, книжный человек, и незачем тебе, одинокому, ходить в нищей одежде без пристанища. У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат и хочу взять тебя на службу. Ты будешь разбирать и хранить папирусы, будешь сыт и одет. " (слова Понтия Пилата)

Левий Матвей решает преследовать предателя Иуду, чтобы лишить его жизни (Иуда помог властям арестовать Иешуа). В конце концов Иуда погибает, но от рук подчиненных Понтия Пилата:
". я зарежу Иуду из Кириафа, я этому посвящу остаток жизни. "

В конце романа Левий Матвей попадает в "свет", где правит его добрый друг Иешуа. Добрый Иешуа посылает Левия Матвея к сатане Воланду с просьбой дать покой двум влюбленным - Мастеру и Маргарите:
". Он прислал меня Он прочитал сочинение мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, – в первый раз моляще обратился Левий к Воланду. " (просьба Левия Матвея о Мастере и Маргарите)

Прототипы Левия Матвея в романе "Мастер и Маргарита"

В Евангелии от Марка сборщика податей зовут Левий Алфеев,в Евангелии от Луки – Левий, в Евангелии от Матфея – Матфей («Матфей мытарь»). Также в «Историей евреев» Гретца рассказывается о богатом мытаре, которого называли то Матфеем, то Леви. Иисус постоянно жил в его доме.

Левий Матвей представляет собой пример почти фанатической преданности своему учителю Иешуа. За это он и попадает в "свет", в мир света и добра.

Это был цитатный образ и характеристика Левия Матвея в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова, описание Левия Матвея в цитатах, а также описание истории дружбы Левия Матвея и Иешуа.

МАТЕРИАЛ К УРОКУ

"МАСТЕР И МАРГИРАТА" (11 класс)

I Лото "Счастливый случай".

Команда по очереди вытягивают из мешка бочонки лото, на ответ - 15 сек. Бочонок "Счастливый случай" - 3 балла. За каждый правильный ответ - 1 балл.

II "Конкурс капитанов"

(Капитаны команд по очереди отвечают на вопросы).

1. Назовите имя автора романа "Белая гвардия".

2. Назовите даты жизни М.А.Булгакова.

3. Название романа Булгакова, посвященного гражданской войне на Украине.

4. Название пьесы, в основе которой лежит этот же роман.

5. Какой романг остался незаконченным, точка была поставлена посередине фразы?

6. Какое произведение Булгаков писал 12 лет, работал над ним до смерти и не во всем успел завершить отделку?

-- "Мастер и Маргарита".

7. Где застала Булгакова гражданская война?

8. В каком театре работал Булгаков?

9. В качестве кого был принят в труппу театра Булгаков?

10. Революционные годы, проведенные в Киеве, оказали громадное влияние на писателя и отразились во многих его произведениях. Каких?

-- Роман "Белая гвардия", пьеса "Дни Турбиных", "Бег", очерк "Киев-город".

11. Назовите одну из старейших удиц Киева, где долгое время в доме № 13 жила семья Булгаковых.

12. В какой город стремился и не сумел попасть Булгаков?

13. Кто такая Елена Сергеевна? Под каким именем она известна всему миру?

14. Кому принадлежат слова: ". никогда и ничего не просите! Никогда и ничего в особенности у тех, кто сильнее вас".

III . "Гонка за лидером".

Узнайте персонаж. Кто это?

1. "Я историк. Сегодня вечером на Патриарших прудах будет интересная история" (Воланд).

2. "Нету никакого дьявола! Вот наказание! Перестаньте вы психовать!" (Иван Бездомный).

3. "Вот пример настоящей удачливости.. Какой бы шаг он ни сделал в жизни, что бы ни случилось с ним, все шло ему на пользу, все обращалось к его славе! Но что он сделал? Я постигаю. Что-нибудь особенное есть в этих словах: "Буря мглою. " Не понимаю! Повезло, повезло!" (Поэт Сашка Рюхин о Пушкине).

4. "Дорогой Степан Богданович, никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу - лечить подобное подобным" (Воланд).

5. "Ну, что же. Они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота" (Воланд).

6. "--Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш?" (Кот Бегемот).

7. "Любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!" (Мастер).

8. "--Начисто! Начисто! Я был свидетелем. Верите -раз! Голова - прочь! Правая нога - хрусть, пополам! Левая - хрусть, пополам! Вот до чего эти трамваи доводят!" (Коровьев).

9. "Драгоценный мой! Брынза не бывает зеленого цвета, это вас кто-то обманул. Ей полагается быть белой. Да, а чай? Ведь это же помои!" (Воланд).

10. "--Да вчера, Маргарита Николаевна, мииция человек 100 ночью забрала. Гражданки с этого сеанса в одних панталонах бежали по Тверской" (Наташа).

11. "--Без драм, без драм. в мое положение тоже нужно входить. Надавать администратору по морде, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая. специальность, но разговаривать с влюбленными женщинами - слуга покроный!" (Азазелло).

12. "--Душенька! Маргарита Николаевна! Сознаюсь, взяла крем! Ведь и мы хотим жить и летать!" (Наташа).

13. "--Требую возвращения моего нормального облика! Я не намерен летать на незаконное сборище!" (Николай Иванович в облике борова).

14. "--Не понимаю. почему, бреясь сегодня, Азазелло и Коровьев могли посыпать себя белой пудрой, и чем она. лучше золотой? Я напудрил усы, вот и все! Другой разговор был бы, если бы я побрился!" (Кот Бегемот).

15. "--Михаил Ал-дорович. все сбылось, не правда ли? Голова отрезана женщиной, заседание не состоялось, и живу я в вашей квартире. Это - факт, А факт - самая упрямая вещь в мире"(Воланд).

16. "--Помилуйте, королева, прохрипел он, разве я позволил бы налить даме водки? Это чистый спирт!" (Кот Бегемот).

Вопросы для 1 команды.

1. Фамилия председателя Массолита, невольно оказавшегося в центре событий на Патриарших прудах.

2. Документ, который "дядя из Киева" М.Поплавский безропотно предъявил по первому требованию в квартире №50.

3. Место, куда по образному выражению Коровьева, необходимо выбрасывать балы, в подготовке которых были допущены просчеты.

4. Имя прокуратора Иудеи.

5. Бывший сборщик налогов, верный ученик Иешуа.

6. Устройство для обогрева помещения, котрое Мастер использовал не по назначению, пытаясь сжечь рукопись романа.

7. Длинноносый шофер в "клетчатой фуражке и перчатках с раструбами", на автомобиле которого дважды ездила Маргарита.

8. Волчье чувство, испытанное Маргаритой после бала у сатаны.

9. Слово, привычно ассоциируется у рядового читателя с абордажными крючьями, а у почитателей романа с шофером "грибоедовского ресторана" Арчибальдом Арчибальдовичем.

10. Большой сосуд для купания, стремление иметь который стало поводом для написания доноса на Мастера.

11. Успех, то, чего не хватало Мастеру в его литературном творчестве.

12. "Прозрачная жидкость в лафитном стакане", поднесенная Маргарите после бала.

13. Жанр определенного рода документов, приводящих во времена Мастера к исчезновению людей.

14. Фамилия литературного критика, квартиру которого "отрецензировала" Маргарита.

15. Скопление мелких зерен твердого вещества, иногда используещееся для определения временным промежутков.

16. Район Москвы, в котором жила Маргарита.

17. Дерево, "источающее розовый запах" в саду дворца Ирода Великого.

18. Публичное исполнение музыкальных произведений.

19. имя легендарного кота, который "не шалит, никого не трогает, почитает примусы".

Вопросы для 2 команды.

1. Запотевший от холода сосуд, содержимое которого позволило Лиходееву "потихоньку высвежить вчерашний день при встрече с Воландом.

2. "Перевозочное средство", в качестве которго был привлечен на бал у сатаны тишайший Николай Иванович.

3. Милицейское название преступной группы Воланда.

4. Наименование валюты, которую никогда не держал в руках председатель жилтоварищества дома 302-бис Н.И.Босой.

5.Записная книжка, на листке которой "переводчик Коровьев" лихо выписал контрамарочку на две персоны в первом ряду.

6.Имя "хорошо известного всей Москве" конферансье Бенгальского.

7. Должность "маленького и недоброжелательного человека", пытавшегося преградить путь Горсине Коровьеву и его спутнику.

8. Город, в котором пытался скрыться после скандального представления в Варьете финдиректор Римский.

9. Ответственное мероприятие МАССОЛИБА, не состоявшееся по "вине" его безвременно погибшего председателя.

10. Пакет, в котором находились все телеграммы С.Лиходеева с просьбой о помощи, который "должен" был доставить по назначению администратор Варенуха.

11. Имя председателя жилтоварищества дома 302-бис, по мнению Воланда, "выжиги и плута".

12. Председатель породы комнатных собачек, изображение которого "в овальной раме на тяжелой цепи" чрезвычайно обременяло Маргариту во время подготовки к балу.

13. Группа вооруженных людей, несущая службу у дома 302-бис, безрезультатно обстрелявшая кота, покидавшего несколько экстравагантным путем квартиру №50.

14. Весенний месяц, в течение которого разворачивались известные события в Ершалаиме.

15. Своеобразный выговор, позволивший Берлиозу и Бездомному определить в Воланде иностранца.

16. Еще одно дерево из дворцового сада царя Ирода Великого.

17. Утоляющий жажду напиток, которого были лишены все пребывающие на Патриарших прудах в "час небывалого жаркого заката".

18. То, за чем после "проклятого" сеанса Варьете лепилась "многотысячная очередь", возглавляемая двумя десятками хорошо известных в театральной Москве барышников".

19. Кто из героев романа страдает от головной боли?

Он представлен последователем и учеником Иешуа Га-Ноцри, помогает реалистично раскрыться образу бродяги и философа, других персонажей, представленных автором. Характеристика Левия Матвея ярко раскрывает его внутренний мир и отношение к учителю, обществу.

Жизнь до знакомства с Га-Ноцри

Еще до встречи с Иешуа Левий занимал должность сборщика податей. Подобную работу нельзя было назвать простой, поскольку люди неуважительно относились к таким личностям, приравнивали их к грешникам. К окружающему злу герой уже привык и считал его нормой. При встрече с Га-Ноцри он проявляет пренебрежение, называя странника собакой. В ответ на оскорбление Иешуа не обиделся, и добродушно относя к Левию. Ему каким-то чудом, простыми, но наполненными смыслом речами, удалось в корне изменить мировоззрение героя.

Постепенно сборщик податей начал смягчаться, а в один прекрасный момент бросил работу, связанную с деньгами, и согласился путешествовать с Га-Ноцри. Образ Леви хорошо просматривается в описании внешности. В романе автор неоднократно указывает на то, что он является нищим. Но это не является резким поворотом судьбы, а представлено добровольным отказом от денег и человеческих благ.

В одной из сцен персонаж бросает серебряники на дорогу и заявляет, что они стали ему ненавистны. Он даже отказался от предложения работать библиотеке, поступившего от Понтия Пилата.

Отношения с учителем

Левий Матвей вполне серьезно считает себя единственным и преданным учеником Иешуа. Он повсюду следует за учителем, пытается все его мысли и высказывания подробно записывать, но из-за малообразованности это не совсем правильно получается. Га-Ноцри в одном из эпизодов произведения рассказывает, что его наставник все неверно излагает пером. Он повсюду за ним ходит с пергаментом в руках и что-то пишет.

В один прекрасный момент учитель посмотрел на отметки и пришел в ужас. Все, о чем там шла речь, он даже приблизительно не проповедовал. Он попросил бывшего сборщика податей сжечь пергамент, но тот его выхватил и убежал.

Далее в повествовании четко видно, что Понтий Пилат и тот понимает, что Левию далеко до истины, которую пытался нести людям Иешуа. Он с уверенностью заявляет герою, что он не смог ничего усвоить из того, что ему пытался поведать учитель. Неизгладимый отпечаток в душе Левия Матвея оставила казнь Га-Ноцри. На его глазах произошла гибель великого учителя, тело которого впоследствии ученик снимал своими руками со столбов, присутствовал на церемонии погребения.

С этого момента Матвей преследует единственную цель, которая заключается в мести Иуде.

Этот человек предал учителя, что послужило причиной смерти последнего. Герой заявлял, что зарежет изменника, даже если этому делу придется посвятить остаток жизни.

Смысл образа

Персонаж ассоциируется с евангельским Матфеем, которому удалось создать много заметок, касающихся Иисуса Христа. Именно Левию Матвею в «Мастере и Маргарите» суждено стать носителем христианских ценностей, осветленных автором романа. Связь этого героя неразрывно затрагивает других участников произведения:

  1. Будучи учеником Га-Ноцри, он повстречался с Понтием Пилатом, казнившим учителя.
  2. У Матвея состоялось общение с Маргаритой и самим Воландом.
  3. Он представлен в образе двойника Ивана Бездомного, обучающегося у Мастера.

Согласно Википедии, Левий Матвей является второстепенным персонажем, однако несет колоссальную смысловую нагрузку в романе. Через его образ детально раскрывается учитель Иешуа с праведными помыслами, Воланд, убежденный, что злые начала необходимы для противовеса добрым делам.

При знакомстве с бывшим сборщиком податей более подробно раскрывается сущность Понтия Пилата. Эти персонажи похожи некоторыми чертами. В свое время они негативно встретили Га-Ноцри, но со временем раскрыли в нем родственную и чистую душу.

Понтий страдает от угрызений совести за казнь невинного человека, но и Левий считает себя виноватым в гибели наставника.

Читайте также: