Бюджетно налоговая политика кыргызстана

Опубликовано: 01.05.2024

Одним из мощных инструментов финансовой политики государства является налогово-бюджетный механизм. Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Последний является реальным воплощением бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

С помощью бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Благодаря бюджетному перераспределению национального дохода удается совершенствовать структуру общественного производства. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику - субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование конверсии оборонных отраслей и т.п., добиваясь в конечном итоге изменения сложившихся народнохозяйственных пропорций. При правильном построении бюджетного механизма он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы. ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования по ступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно питому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на размеры и пропорции развития общественного производства.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны; Составляемый в форме баланса доходов и расходов государственный бюджет может выступать действенным орудием общегосударственного финансового контроля. Адресность бюджетных показателей, отражающих многообразные связи бюджета с народным хозяйством, создает основу для их использования в целях контроля за состоянием дел в структурных подразделениях общественного производства. Через бюджетные показатели можно следить за течением экономических и социальных процессов, расценивая отклонения фактических данных от ранее запланированных как своеобразные сигналы для принятия оперативных правительственных решений.

Бюджетный механизм исторически и логически связан с бюджетом; вместе с тем существенное влияние на него оказывают задачи, решаемые обществом на том или ином этапе развития. Меняются задачи - должен изменяться и бюджетный механизм. Отсюда по мере развития экономики, перевода ее на рыночные основы, хозяйствования будет радикально изменяться и бюджетный механизм, приобретая качественно новые черты: на смену директивному администрированию субъектов власти появятся методы косвенного влияния бюджета на экономику; изменятся приоритеты бюджетной политики, которая от решения текущих, хотя и очень важных задач, перейдет к разработке и последовательной реализации долгосрочных целевых программ; коренным образом преобразуются методология и методика бюджетного планирования, в которых, к примеру, на смену объемным показателям придут качественные ориентиры типа социальных нормативов и т.д.

Деньги являются разновидностью имущества, которая отличается от других видов тем, что деньги можно быстро и без издержек превратить в любое другое благо (высокая ликвидность) и при постоянном уровне цен деньги либо не приносят дохода вообще, либо их доходность существенно ниже доходности других видов имущества.

С развитием товарного производства, когда деньги начинают выполнять функцию средств платежа и обмен Товар-Деньги-Товар принимает форму Товар-Обязательство-Деньги, т.е. с временным разрывом между продажей товара и получением за него оплаты, появляются кредитные деньги. Они выступают обязательством.

Теория структуры капитала базируется на сравнении затрат на привлечение собственного и заемного капитала и анализе влияния различных комбинированных вариантов финансирования на рыночную оценку. Текущая рыночная оценка (актива, проекта или всего бизнеса) определяется как сумма дисконтированных чистых потоков.

Рысалиева Мира Шаршенкуловна
к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Кыргызско-Российского Славянского университета г.Бишкек, Кыргызстан

Rysalieva Mira Sharshenkulovna
Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan

Аннотация: В данной статье рассматриваются актуальные проблемы в налоговой системе Кыргызской Республики и предложены основные направления оптимизации налогообложения на современном этапе

Abstract: This article discusses the current problems in the tax system of the Kyrgyz Republic and the basic directions of tax optimization at the present stage

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая система, оптимизация налогообложения

Keywords: taxes, tax system, special tax regimes, free economic zones

На сегодняшний день, практически все проводимые в Кыргызской Республике экономические преобразования неразрывно связаны с вопросами оптимизации налогообложения, реформирования налоговой системы, совершенствования налогового законодательства.

Практически во всем мире, налоговая политика является основным и самым эффективным инструментом в руках государства по стимулированию и развитию экономического и социального прогресса в стране. Также, именно через налоги, государству удается аккумулировать финансовые средства для обеспечения безопасности и правопорядка в стране, решать общегосударственные задачи в экономической и социальной сфере и т.д.

Как известно, государство также может активно использовать систему налогообложения, в качестве важного рычага для привлечения инвестиций в экономику страны, для стимулирования хозяйственной и предпринимательской деятельности внутри страны и на внешнем рынке, с помощью введения или отмены отдельных видов налогов, применяя различные системы ставок, льгот и т. д.

На данном этапе, одной из наиболее актуальных проблем налоговой системы Кыргызской Республики является обеспечение достаточных доходов государственного бюджета для обеспечения расходных программ и экономического регулирования. Этим объясняется, что налоговой системе Кыргызстана присущ преимущественно фискальный характер, что в определенной степени затрудняет реализацию других, не менее важных функций налогообложения.

Конечно же, без повышения уровня налоговых сборов нельзя рассчитывать на достижение в стране стабильной макроэкономической ситуации, увеличение притока государственных и иностранных инвестиций, действенной эффективной поддержки социального сектора, но в то же время только стабильная, растущая экономика способна обеспечивать достаточно доходы для государственного бюджета.

Нестабильность экономической политики государства нашла свое отражение в налоговой системе. Кыргызская Республика в условиях отсутствия практического опыта построило налоговую систему, которая не только не создала стимулы для преодоления спада производства, но и не смогла реализовать в полной мере свою главную фискальную функцию. Это объясняется тем, что сильное влияние на формирование налоговой политики КР оказал экономический кризис, который отразился и на количестве налогов, и на их структуре и ставках. Характерным был крен в сторону гипертрофированного усиления фискальной функции налогов, так как в условиях бюджетного дефицита, резкого падения объемов производства, высокой инфляции велик был соблазн все экономические проблемы государства решать путем увеличения количества налогов и повышения их ставок. Формирование налоговой системы без надлежащей налоговой политики помимо перекосов в налоговой системе привело к росту налогового бремени, неравномерному налоговому прессу по отдельным регионам и сферам деятельности.

К одной из важных причин сложившейся экономической ситуации в Кыргызской Республике можно отнести недостатки налоговой системы, связанные с неравномерным налогообложением разных отраслей и типов предприятий, вследствие которого, многие предприятия и граждане вынужденно ушли в «тень». Так, по оценкам Национального статистического комитета КР доля теневой экономики в ВВП составляет около 40%[1], а по неофициальным данным – около 60%. Как известно, теневая экономика негативно влияет на налоговую и социальную базу, создает несправедливую конкуренцию для зарегистрированных предприятий, ведет к порочному кругу взаимного увеличения налогового бремени и теневого сектора, искажает официальную статистику, что в конечном итоге, приводит к принятию неэффективных решений в области налоговой политики.

Одной из популярных идей вывода экономики из «тени» являлись снижение налоговых ставок, сокращение количества налогов. Так, с введением нового НК КР были снижены почти вдвое налоговые ставки подоходного налога, налога на прибыль с 20% до 10%, ставка НДС была снижена с 20% до 12% и увеличен регистрационный порог с 4 млн.сом до 8 млн.сом, вдвое сокращено количество налогов, введено всеобщее декларирование доходов и имущества; в значительной степени либерализано налоговое администрирование по отношению к добросовестному налогоплательщику и ужесточено по отношению к налогоплательщикам, уклоняющимся от налогообложения; введены механизмы партнерства государства и бизнеса по установлению ставок; созданы основы для перехода от системы сплошных ежегодных проверок к проверкам налогоплательщиков, деятельность которых имеет признаки уклонения от налогообложения, на основе методов анализа по оценке рисков неуплаты налогов; предусмотрена возможность предоставления налоговой отчетности в электронной форме без непосредственного контакта налогоплательщиков и представителей налоговых органов с использованием сети Интернет и т.д.

Казалось бы, эти меры должны были стимулировать расширение налогооблагаемой базы и таким образом компенсировать потери доходов бюджета от уменьшения ставок. Но, очевидно, что эффект от снижения налоговых ставок в большей мере, зависит от того, какие преимущества получат предприятия, выходящие из тени. Оказалось, что для многих предпринимателей легальный статус сам по себе не является достаточной компенсацией издержек на уплату налогов. Возможными стимулами могли бы стать получение доступа к относительно дешевым кредитным ресурсам, прекращение неофициальных платежей коррумпированным представителям органов власти, эффективная правовая защита интересов предпринимателей в суде и т.п. Без этих обстоятельств снижение ставок не позволяет рассчитывать на существенное расширение налогооблагаемой базы. Кроме того, даже если расширение базы и произойдет, это может затянуться во времени, так как многие потенциальные налогоплательщики будут присматриваться к ситуации и изучать опыт тех, кто выйдет из «тени» первыми. Из сказанного следует, что снижение ставок оправдано только тогда, когда есть основания полагать, что это не приведет к снижению доходов бюджета, или есть очень веские причины пожертвовать частью доходов бюджета (которые должны будут компенсироваться за счет других источников). В качестве одной из таких веских причин может рассматриваться устранение налоговых препон к развитию малого и среднего предпринимательства. Эта часть экономики в большой степени полностью или частично находится сейчас в «тени», но может оставаться там только при относительно небольших размерах производства. Следует учитывать и большую налоговую нагрузку на законопослушных налогоплательщиков, а также неравномерность налогового бремени по отраслям экономики. Так, наличие налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононепослушных налогоплательщиков, что также способствуют развитию теневой экономики.

Как известно, перспективы становления рыночной экономики находятся в жесткой зависимости от успехов развития предпринимательских структур. При этом особую роль играет малое и среднее предпринимательство, которое при соответствующей поддержке государства обеспечит насыщение платежеспособного спроса и необходимые структурные сдвиги в экономике, формировании конкурентной среды, расширении налогооблагаемой базы и, следовательно, увеличения государственных доходов.

Существуют сложности и в администрировании налогов – это многочисленные возможности уклонения от уплаты на­логов; разнообразные льготы, приводящие к неравенству налогоплательщиков и наносящие огромный ущерб экономике; появление на рынке множества фирм-однодневок, в то время как, права налоговой службы чрезвычайно ограничены, а профессия налогового инспектора низкооплачиваема.

Проводимые экономические преобразования в стране требуют системного решения, необходимы меры по дальнейшей оптимизации налогообложения, предусматривающие институциональные реформы в налоговой сфере, нацеленные на улучшение администрирования всей налоговой системы и стимулирование экономической деятельности в нашей республике.

На данном этапе, в ходе реализации налоговых законов в Кыргызской Республике возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, хронического бюджетного дефицита и эмиссии денег.

Таким образом, одной из основных целей налоговой политики государства является проведение эффективной политики для устойчивого экономического развития путем снижения общей налоговой нагрузки, создание благоприятных условий для активизации внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Республики, стимулирование инвестиционной активности, улучшение администрирования налогов и исполнения государственных программ развития.

Ведь, именно налоги потенциально способны создавать благоприятные условия для экономического роста страны в целом, что повышает благосостояние каждого конкретного человека. Двигаясь к стабильному рыночному хозяйствованию, государство должно создавать адекватную ему налоговую систему, которая отвечала бы интересам каждого отдельного человека. Поэтому построение справедливой и эффективной налоговой системы, а также обеспечение ее ясности, предсказуемости, прозрачности и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, экономического прогресса Кыргызской Республики и успешного интегрирования нашей экономики в мировую.

Библиографический список

1. Данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики за 2015-2016 годы
2. Рысалиева М.Ш. Налоговая система КР: история, современное состояние, перспективы. Монография. Бишкек, 2009
3. Пансков В.В., Князев В.В. Налоги и налогообложение. М., 2009
4. Налоговый кодекс КР от 17.10.2008г.
5. Стратегия развития Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики на 2015-2017 годы
6. «Концепция фискальной политики Кыргызской Республики на 2015-2020 годы и План мероприятий по реализации Концепции фискальной политики Кыргызской Республики на 2015-2020 годы от 7 июля 2015 года № 455

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Кадырбаева Айгерим Эрмекбаевна – преподаватель кафедры Экономики Гуманитарно-технологического колледжа Ошского технологического университета.

Асранова Гулпери Манасовна – преподаватель кафедры Экономики Гуманитарно-технологического колледжа Ошского технологического университета.

Аннотация: Одним из наиболее мощных инструментов финансовой политики государства является фискальный механизм. Функции государственного бюджета объективны, как и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в бюджетном механизме, созданном государством. Последнее является реальным воплощением бюджетной политики и отражает специфическую направленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных проблем.

Ключевые слова: налог, экономика, механизм, проблема, категория.

Используя бюджетный механизм, можно практически использовать бюджет как инструмент государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Благодаря бюджетному перераспределению национального дохода можно улучшить структуру общественного производства. В то же время государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику – субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование конверсии оборонных производств и т.д., добиваясь в конечном итоге изменения существующих народнохозяйственных пропорций. Если правильно выстроить бюджетный механизм, то он реально может повлиять на рост экономики и социальной сферы. ускорение темпов научно - технического прогресса, обновление и совершенствование материально - технической базы общественного производства.

Использование бюджетного механизма регулирования экономики осуществляется путем маневрирования имеющимися у государства средствами. Маневрирование возможно в связи с тем, что в бюджете отсутствует принцип распределения доходов по конкретным видам и направлениям расходов, а потому имеющиеся у государства средства обезличены и могут быть использованы в любом направлении. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на размеры и пропорции развития общественного производства.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Об этом можно судить по статьям доходов и расходов бюджета, отражающим источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны; государственный бюджет, составленный в виде баланса доходов и расходов, может выступать эффективным инструментом государственного финансового контроля. Целенаправленность бюджетных показателей, отражающих многообразные связи между бюджетом и народным хозяйством, создает основу для их использования при мониторинге состояния дел в структурных подразделениях общественного производства. Используя бюджетные показатели, можно отслеживать ход экономических и социальных процессов, рассматривая отклонения фактических данных от ранее запланированных как своеобразный сигнал для принятия оперативных государственных решений.

Бюджетный механизм исторически и логически связан с бюджетом, однако на него существенно влияют задачи, которые решает общество на том или ином этапе развития. Меняются задачи - должен измениться и бюджетный механизм. Следовательно, с развитием экономики, ее переводом на рыночную основу и управлением, бюджетный механизм будет радикально меняться, приобретая качественно новые черты: методы косвенного воздействия бюджета на экономику заменят директивное администрирование государственных органов; изменятся бюджетные приоритеты, которые решат текущие, хотя и очень важные задачи, перейдут к разработке и последовательной реализации долгосрочных программ; радикально трансформируются методы и приемы бюджетного планирования, в результате чего, например, на смену объемам приходит качественное ориентирование социальных норм и т. д.

Функционирование государственного бюджета осуществляется через особые экономические формы-доходы и расходы, выражающие последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, сосредоточенного в руках государства. Доходы и расходы бюджета – это объективно определенные категории, каждая из которых имеет определенное социальное значение; доходы служат финансовой базой для деятельности государства, а расходы – для удовлетворения национальных потребностей.

Состав доходов бюджета и формы привлечения средств в бюджет зависят от системы и методов управления, а также от решаемых предприятием экономических задач. В нашей стране, где до недавнего времени государство было собственником большинства средств производства, доходы бюджета основывались главным образом на денежных сбережениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 гг. отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была строго централизованной и основывалась на использовании индивидуальных ставок. Эти особенности отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможное количество денежных средств.

Эти особенности особенно ярко проявляются в выплатах из прибыли государственных предприятий на основе индивидуальных ставок, адаптированных отраслевыми органами управления к конкретным результатам хозяйственной деятельности. Даже введение нормативных платежей из прибыли (платежей за производственные фонды, трудовые ресурсы и т. д.) не смогло изменить систему изъятия в целом - она продолжала ориентироваться на индивидуальные хозяйственные результаты отдельных предприятий.

Отсутствие объективных критериев, по которым обоснованно определялась бы доля участия каждого хозяйствующего субъекта в формировании бюджетного фонда страны, привело к подрыву финансовой самостоятельности предприятий и пренебрежению их экономическими интересами.

  1. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред., Высшая школа, 2004.
  2. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики, № 8, 2007.
  3. Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №1, 2007.
  4. Опять авансы, опять долги (интервью с Н.П. Шмелевым) // Московский Комсомолец, 26 марта 2007.
  5. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист, № 4, 2006.


Группа персонала Международного Валютного Фонда (МВФ) под руководством г-на Николоза Гигинеишвили в дистанционном формате провела миссию с 12 по 30 марта 2021 года в рамках консультаций 2021 года в соответствии со Статьёй IV с Кыргызской Республикой. Об этом сообщает Департамент коммуникаций МВФ.

По завершении миссии г-н Гигинеишвили выпустил следующее заявление:

Недавние события, перспективы экономического развития и риски

1. Экономика Кыргызской Республики серьезно пострадала в результате пандемии Ковид-19. Резкое сокращение притока туристов, объема экспорта без учета золота и замедление экономической активности внутри страны привели в 2020 году к значительному сокращению ВВП на 8,6 процента. Официальные органы приняли ряд мер для спасения жизней и смягчения воздействия на экономику. К ним относились экстренные расходы на здравоохранение, активизация программы обеспечения продовольственной безопасности для уязвимых слоев населения, а также временная отсрочка от уплаты налогов и субсидирование кредитов для оказания поддержки малым и средним предприятиям (МСП).

Шок, вызванный пандемией Ковид-19, привел к увеличению общего дефицита бюджета до 3,3 процента ВВП, росту государственного долга до 68 процентов ВВП, ослаблению общего платежного баланса, ослаблению валютного курса и ускорению темпов инфляции. Национальный банк Кыргызской Республики (НБКР) дважды повышал учетную ставку с 4,25 процента в начале 2020 года до 5,5 процента в феврале 2021 года, одновременно оказывая поддержку банкам посредством вливаний ликвидности, предоставления отсрочки по уплате платежей по кредитам и временного ослабления нормативов в отношении достаточности капитала и создания резервов на покрытие потенциальных убытков по кредитам.

Кыргызская Республика стала первой страной, получившей от Фонда экстренную финансовую помощь для борьбы с пандемией Ковид-19 в размере около 242 миллионов долларов США (100 процентов квоты) в рамках Инструмента для ускоренного финансирования (РФИ) и Механизма ускоренного кредитования (РКФ).

2. Ожидается, что в 2021 году произойдет возобновление роста, однако степень неопределенности остается высокой. При условии отсутствия новой волны пандемии экономика, согласно прогнозам, вырастет на 3.8 процента в 2021 году и на 6,4 процента в 2022 году, чему будут способствовать улучшение перспектив развития глобальной экономики, восстановление внутренней экономической активности, рост объемов добычи золота, увеличение объема денежных переводов из соседних стран-экспортеров нефти, а также оживление в сферах туризма, транспорта и связанных с ними услуг. В среднесрочной перспективе темпы роста должны постепенно выйти на свой потенциальный уровень в размере 4 процентов. Годовые темпы инфляции в ближайшие месяцы будут оставаться высокими в силу эффекта низкой базы, однако к концу 2021 года снизятся примерно до 7,4 процента, и в дальнейшем вернутся в рамки целевого диапазона центрального банка в пределах 5-7 процентов.

3. Тем не менее, глобальная экономическая конъюнктура остается неопределенной и служит основанием для выработки планов на случай наступления непредвиденных обстоятельств. Более медленное, чем ожидалось, проведение вакцинации населения или появление новых штаммов вируса Ковид-19 могут задержать восстановление экономики до 2022 года или на более поздний срок и поэтому максимально оперативное обеспечение вакцинами имеет огромное значение для спасения жизней и средств к существованию. Снижение цен на золото или сокращение объемов денежных переводов могут ослабить платежный баланс.

В случае материализации этих рисков необходимо будет оставить в силе стимулирующие меры макроэкономической политики на более длительный срок и увеличивать расходы на здравоохранение и социальную сферу. Политическая стабильность, предсказуемость курса экономической политики и решительные реформы, направленные на улучшение делового климата, будут способствовать укреплению доверия со стороны деловых кругов.

Налогово-бюджетная политика

4. По прогнозам, в 2021 году дефицит бюджета сектора государственного управления увеличится до 4,2 процента ВВП при условии наличия финансирования. Это отражает циклическое восстановление налоговых поступлений и наблюдаемое улучшение в соблюдении налогового законодательства благодаря переводу налоговых деклараций в цифровой формат, умеренное снижение объема фонда оплаты труда в государственном секторе после учета запланированного роста заработной платы некоторых категорий работников государственного сектора, а также предусмотренное в бюджете увеличение расходов на товары и услуги, и инвестиции. Данный курс налогово-бюджетной политики позволяет сохранять необходимый фискальный стимул при одновременном обеспечении наличия некоторого бюджетного пространства с учетом неопределенности перспектив.

Однако, в случае невозможности привлечения финансирования в достаточном объеме официальным органам следует определить условные меры по сокращению расходов, при этом сохраняя расходы на здравоохранение и социальные нужды, а также на инвестиционные проекты с наиболее высокой ожидаемой социальной и экономической отдачей.

Взаимодействие с международными партнерами в целях демонстрации своей убедительной приверженности реформам помогло бы в привлечении дополнительных ресурсов на льготных условиях с учетом того, что увеличение объема внутреннего финансирования может привести к росту стоимости заемных средств.

5. В среднесрочной перспективе главной задачей является неуклонное сокращение государственного долга и одновременное создание фискального пространства для удовлетворения потребностей в области развития. Государственный долг составляет 68 процентов ВВП и поэтому оставляет мало возможностей по реагированию на экономические спады в будущем посредством инструментов налогово-бюджетной политики. Миссия рекомендует поставить целью сокращения государственного долга до уровня ниже 60 процентов ВВП к 2025 году в качестве якоря налогово-бюджетной политики. Это будет по-прежнему значительно превышать докризисный уровень в 51,6 процента ВВП, но обеспечит наличие дополнительных фискальных резервов. Для достижения данной цели потребуются меры по консолидации около 1 процента ВВП, при условии их реализации в 2022 году, для сокращения общего дефицита бюджета примерно до уровня 3 процентов.

6. Потребуются дополнительные налогово-бюджетные меры для создания пространства, необходимого для расходов на здравоохранение, образование, социальную помощь и инфраструктуру . Возможные меры по достижению данных целей могут включать: a) оптимизацию фонда оплаты труда в государственном секторе, который находится на уровне 13 процентов ВВП и является одним из самых высоких в регионе и среди стран с низким уровнем доходов, и на долю которого приходится около 30 процентов государственных расходов; b) ограничение расходов на товары и услуги; c) сокращение субсидий в энергетике; d) совершенствование акцизного налогообложения и системы возмещения НДС , а также сокращение налоговых льгот; и e) укрепление налогового и таможенного администрирования, в том числе за счет цифровизации.

Можно было бы также рассмотреть вопрос о совершенствовании налога с продаж и НДС. Запланированное обновление налогового кодекса открывает хорошую возможность для реализации некоторых из этих мер налоговой политики и административных реформ для стимулирования самостоятельного соблюдения налоговых требований налогоплательщиками и снижения административного бремени налогоплательщиков.

7. Необходимо укрепить систему социальной помощи . По оценкам Всемирного Банка в 2020 году на фоне снижения доходов и роста уровня безработицы уровень бедности вырос на 11 процентов, достигнув 31 процента, и в этом году может произойти его дальнейшее повышение. По сравнению с другими странами с низким уровнем доходов расходы на социальные нужды в Кыргызской Республике относительно высоки, но они не приводят к улучшению социальных показателей и снижению уровня бедности из-за своей низкой адресности, узкого охвата и ограниченной достаточности.

Эти недостатки могут быть устранены путем расширения сферы охвата программы социальной помощи, отхода от определения получателей помощи по категориям граждан к определению адресности в зависимости от уровня доходов и консолидации программ социальной помощи с целью устранения дублирования.

Денежно-кредитная, курсовая и финансовая политика

8. Стабильность цен остается главной целью денежно-кредитной политики. Общий уровень инфляции увеличился до 10,6 процента в феврале 2021 года в основном из-за передачи воздействия валютного курса и цен на импортируемые продукты питания, которые выросли во всем мире. Решение НБКР поднять учетную ставку на 50 базисных пунктов в феврале 2021 года было основано с одной стороны стремлением к сдерживанию инфляции и с другой стороны не допущением преждевременного сворачивания стимулов с учетом неопределенности перспектив восстановления экономики.

НБКР рекомендуется продолжать осуществление мониторинга цен на продовольственные и непродовольственные товары, заработной платы, потоков денежных переводов, роста кредитов и импорта и других показателей, которые могут свидетельствовать о наличии давления со стороны спроса, и ему следует быть готовым к дальнейшему ужесточению денежно-кредитной политики в случае продолжения роста темпов инфляции и появления признаков инфляционного давления второго порядка.

Сохранение институциональной и операционной независимости центрального банка будет иметь важнейшее значение для эффективного осуществления мер денежно-кредитной политики. Четкое информирование о курсе политики поможет стабилизировать инфляционные ожидания. В то же время банкам на выборочной основе должна предоставляться поддержка ликвидности, в том случае если они будут испытывать временное давление в отношении ликвидности.

9. Гибкость валютного курса является важным средством защиты от внешних шоков. После длительного периода стабильности, начиная с марта 2020 года курс сома обесценился по отношению к доллару США на 19 процентов. НБКР совмещал использование макропруденциальных инструментов с валютными интервенциями для поддержания финансовой стабильности и предотвращения чрезмерных колебаний валютного курса. В будущем валютный курс должен по-прежнему определяться рынком, а валютные интервенции применяться для смягчения чрезмерной волатильности. Однако валютный курс сам по себе не может устранить основные структурные недостатки платежного баланса, которые требуют глубоких структурных реформ для повышения конкурентоспособности экономики.

10. НБКР намерен перейти к инфляционному таргетированию в среднесрочной перспективе. Для плавного перехода было бы важно укрепить независимость, структуру управления и правила рекапитализации НБКР, а также дополнительно нарастить его аналитический потенциал, поддержать развитие денежных рынков, в том числе путем постепенной отмены переходного механизма установления верхнего предела процентных ставок, укрепить механизмы урегулирования проблемных банков и улучшить систему коммуникаций.

Как только восстановление экономики примет устойчивый характер, НБКР намерен постепенно сворачивать операции, не являющиеся его основной деятельностью, что усилит механизмы передачи воздействия мер денежно-кредитной политики. НБКР также разрабатывает среднесрочный план по выходу из активов в ОАО «Керемет Банк» и Гарантийном фонде.

11. Банковский сектор находится в хорошем финансовом состоянии, но риски остаются. Поскольку необслуживаемые кредиты (НОК), как правило, реагируют на ухудшение экономической конъюнктуры с определенным временным лагом, повышение кредитного риска может наступить с определенной отсрочкой. Качество активов может ухудшиться по истечении срока действия отсрочки по уплате налогов для МСП, а отсрочка платежей по кредитам, предоставленная на время пандемии, может задержать возникновение НОК. Отслеживание системных факторов уязвимости потребует сохранения бдительности со стороны надзорных органов и проведения комплексных стресс-тестов. Миссия рекомендует поддерживать надлежащие стандарты бухгалтерского учета, отчетности и резервирования средств для надлежащей оценки рисков, а также предоставлять банкам достаточное время для восстановления капитала в случае его снижения. Также будет чрезвычайно важна подготовка комплексной стратегии урегулирования НОК.

Среднесрочные структурные реформы для обеспечения роста и создания рабочих мест

12. Кыргызской Республике нужен более активный и инклюзивный рост для обеспечения занятостью быстрорастущего работоспособного населения. В противном случае это приведет к росту безработицы, особенно среди молодежи, ускорению миграционного оттока населения и увеличению разрыва в доходах со странами с формирующимся рынком. В этих условиях органам, определяющим экономическую политику, потребуется сыграть руководящую роль в ходе процесса трансформации экономики для отхода от зависимости от денежных переводов и помощи и создания условий для роста за счет частного сектора, поддерживаемого инвестициями и экспортом. Правительству следует стремиться к созданию благоприятного для рынка делового климата, стабильной нормативно-правовой базы, конкурентной среды и возможностей для развития человеческого капитала. Для устранения основных препятствий на пути роста необходимы структурные реформы в следующих областях:

  • Система управления. Новая Государственная стратегия антикоррупционной политики направлена на борьбу с системной коррупцией путем усиления роли гражданского общества, повышения прозрачности и подотчетности государственных учреждений и укрепления доверия к судам и правоохранительным органам. Достижению этих целей может способствовать (i) совершенствование системы управления и повышение прозрачности государственных предприятий; (ii) дальнейшее укрепление системы ПОД/ФТ; (iii) публикация всеобъемлющих деклараций об активах и доходах высокопоставленных государственных должностных лиц и проведение расследований случаев незаконного обогащения; и iv) укрепление системы управления государственными финансами за счет автоматизации и цифровизации. Пересмотренный закон о государственных закупках предусматривает раскрытие информации о бенефициарных владельцах во всех государственных контрактах, что приветствуется в рамках институциональных реформ. Полные тексты контрактов с указанием бенефициарных владельцев, в том числе все контракты в рамках экстренных расходов, и аудиторские отчеты должны публиковаться в соответствии с обязательствами по РФИ/РКФ. Дальнейшему укреплению системы государственных закупок будет способствовать повышение эффективности и прозрачности процесса рассмотрения жалоб.
  • Доступ к электроэнергии. Энергетический сектор находится в тяжелом финансовом положении, отличается плохим управлением и остро нуждается в инвестициях для повышения качества услуг. Для укрепления его финансовой и операционной жизнеспособности миссия рекомендует разработать среднесрочный план реформ для оптимизации затрат, укрепления системы управления и подотчетности, а также увеличения доходов. Хотя коммерческие тарифы превышают уровень возмещения издержек, тарифы для бытовых потребителей намного ниже этого уровня, что подразумевает наличие неэффективного перекрестного субсидирования. Корректировка тарифов для населения, о чем недавно было объявлено официальными органами, должна сопровождаться предоставлением адресной социальной помощи для защиты наиболее уязвимых домохозяйств.
  • Доступ к финансам. Устранение информационной асимметрии и усиление конкуренции поможет сократить высокие спреды по процентным ставкам и высокие требования банков в отношении залогового обеспечения. Есть возможности для расширения сферы охвата кредитных реестров и улучшения доступа кредиторов к информации о заемщиках; создания условий, способствующих появлению на рынке новых банков, и совершенствования механизмов урегулирования проблемных банков с целью облегчения процесса оперативного вывода обанкротившихся банков с рынка; разработки закона о конкуренции; создания автоматизированной системы обмена информацией между финансовыми учреждениями и налоговыми органами; и развития рынков капитала и финансовых технологий. Приветствуются усилия НБКР по повышению уровня финансовой грамотности населения.
  • Доступ к экспортным рынкам. Неразвитая инфраструктура, неэффективная система контроля за качеством и фитосанитарного контроля и длительные процедуры таможенного оформления товаров являются серьезными нетарифными барьерами. Для решения некоторых из этих проблем официальные органы планируют ускорить выполнение соглашения по упрощению процедур торговли ВТО, в том числе за счет цифровизации, упростить таможенные процедуры, усилить контроль качества, устранить дублирование функций фитосанитарных инспекций, принять законодательство в области электронной торговли и развивать соответствующую инфраструктуру. Достижение быстрого прогресса в этих областях положительным образом скажется на кыргызском экспорте.
  • Образование и повышение квалификации. Кыргызская Республика тратит на образование больше средств в пересчете на душу населения, чем сопоставимые страны, но по-прежнему имеет низкие показатели посещаемости школ и результатов тестов. Большая часть расходов на образование приходится на заработную плату, в то время как расходы на повышение качества образования незначительны. Решающее значение будут иметь изменение расстановки приоритетов бюджета на образование и разработка стратегии реформы образования. Также экономическому росту может способствовать более широкая интеграция женщин в рынок труда и поддержка занятости молодежи.

13. Неуклонное осуществление реформ будет иметь решающее значение для получения дальнейшей поддержки со стороны международного сообщества. Многие из этих реформ требуют ограниченных бюджетных ресурсов, но могут принести значительную пользу. МВФ готов оказывать поддержку Кыргызской Республике в ее усилиях по реализации реформ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: