Бюджетно налоговая поддержка инновационной деятельности

Опубликовано: 15.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Пучило О.И. Налоговое регулирование инновационной деятельности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14282 (дата обращения: 12.04.2021).

Научный руководитель Удальцова Наталья Леонидовна

Финансовый университет при Правительстве РФ (г.Москва)

кандидат экономических наук, доцент

В современном мире научно-технический прогресс – это основной фактор экономического роста. Любая страна заинтересована в своем росте и развитии, а значит, особое внимание, должно уделяться инновационной деятельности. Данная сфера не может развиваться без эффективного государственного регулирования, так как процесс внедрения инноваций отличается длительностью, неоднозначностью и неопределенностью результата, высокими издержками.

Государственное регулирование – это комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности на определенном этапе экономического развития страны.

Государственное регулирование может осуществляться с помощью прямых и косвенных методов. К прямым методам относится непосредственно финансирование НИОКР и инновационной деятельности, к косвенным – методы налогового регулирования, которые включают налоговые льготы, отсрочку налогообложения.

Налоговое регулирование является одним из основных методов государственного регулирования инновационной деятельности. Одни из его элементов является предоставление налоговых льгот. Налоговые льготы решают несколько задач экономики, в том числе способствуют привлечению частного капитала в сферу инновационного развития и обеспечивают конкурентоспособность национальной экономики.

Налоговые льготы, предусмотренные российским законодательством условно можно разделить на 3 группы:

  1. Налоговые льготы для всех налогоплательщиков, занимающихся инновационной деятельностью;
  2. Налоговые льготы для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории особой экономической зоны;
  3. Налоговые льготы для организаций-участников проекта ИЦ «Сколково».

Основными налогами, в рамках которых и внедрены такие стимулирующие механизмы как налоговые льготы, являются налоги, которые несут наибольшую налоговую нагрузку, то есть НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций. Исходя из этого, первую группу налоговых льгот можно представить в виде таблицы.[4с. 153]

Таблица 1. Налоговые льготы для всех налогоплательщиков

Не менее важны налоговые льготы второй группы, то есть относящиеся к налогоплательщикам, осуществляющим деятельность на территории особой экономической зоны. Аналогично их можно разделить на 3 подгруппы.

Таблица 2. Налоговые льготы для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории особой экономической зоны

Для организаций-участников проекта ИЦ «Сколково» можно выделить следующие группы налоговых льгот:

  1. Освобождение от уплаты НДС.
  2. Освобождение от уплаты налога на прибыль.
  3. Пониженный тариф страховых взносов.

В последние годы государство активно использует систему налоговых льгот, отметилась тенденция к их увеличению. Эффективное использование налоговых льгот действительно влияет на регулирование экономики, содействует перераспределению налогового бремени. Однако в настоящее время налоговое регулирование инновационной деятельности с помощью налоговых льгот затруднено. Это связано, прежде всего, с сырьевой специализацией экономики, отсутствием стабильного финансирования инновационных процессов и как следствие значительным технологическим отставанием России от мирового уровня.

Следует отметить, что изменение только нормативно-правовой базы не приведет к значительным улучшениям в экономике. Необходимо стимулирование повышенного интереса со стороны частного бизнеса, которое может быть достигнуто введением действительно эффективных налоговых льгот и общим реформированием научно-технической сферы.

В настоящее время систему налоговых льгот нельзя назвать совершенной. Изменения в налоговом кодексе часто непонятны налогоплательщикам, что не приводит к их правильному использованию. Кроме этого, отсутствие эффективного мониторинга использования налоговых льгот, в особенности по региональным и местным налогам, не отражает реальные изменения, происходящие в экономике.

С целью выявления значимых и эффективных налоговых льгот, а так же полноты и правильности их использования следует ввести ряд требований:

  1. Устанавливать максимально длительный срок действия льгот (так как процесс внедрения инновация отличается не только высокими издержками, но и длительностью);
  2. Обеспечить контроль над целевым использованием сэкономленных финансовых ресурсов (средства должны использоваться для инновационной деятельности, льготы по которой были получены);
  3. Выработать единые объективные критерии оценки эффективности налоговых льгот.[1]

Для реализации действенной политики налогового регулирования не менее важным аспектом является и изучение опыта зарубежных стран. Многие страны отличаются своими, индивидуальными способами стимулирования и регулирования инновационной деятельности.

В США особое внимание уделяется амортизации, которая непосредственно связана с налогом на прибыль организаций. Так, для оборудования, используемого в НИОКР, устанавливается пятилетний срок амортизации. Результатом ускоренной амортизации становится успешное стимулирование обновления производственных фондов.[2 с.3] В международной практике можно встретить положения, разрешающие в отдельных странах полное списание стоимости оборудования в первый год. Аналогом данной льготы в России является амортизационная премия, которая предусматривает размер максимального списания в первый год в размере 30% от стоимости оборудования.

Во Франции, например, применяются амортизационные каникулы, то есть отсрочка амортизации, которой пользуется предприятие, попавшее в трудное положение. Оно может вычесть из облагаемого дохода суммы амортизации с обязательством включить их в последующем в амортизацию, а до этого использовать эти средства на цели текущего финансирования для выхода из кризисной ситуации.

Таким образом, инновационная деятельность, которая является важнейшим составляющим успешного развития государства, не может быть реализована без государственного регулирования. Налоговое регулирование является одним из способов государственного регулирования. Непосредственно воздействуют на сферу внедрения инноваций такие инструменты как налоговые льготы. В настоящее время налоговое законодательство претерпевает ряд изменений, в том числе в сфере НИОКР. Положительным результатом является действие амортизационной премии, признание расходов на НИОКР независимо от их результата. Намечается тенденция к росту налоговых льгот. Однако не все они являются эффективными. Необходимо разработать ряд принципом, требований для выявления действенных налоговых льгот; разработать контроль над правильностью использования финансовых ресурсов предприятиями, применяющими данные налоговые льготы; изучить наиболее успешные методы налогового регулирования инновационной сферы зарубежных стран. Осуществление данных задач может стать предпосылкой к созданию эффективного механизма развития инноваций в России.

Библиографический список

  1. Власова Е.В., Баклушина Ю.А Налоговое регулирование инновационного развития экономики в условиях преодоления кризиса // Концепт. – 2015.- №4. – с.1-8
  2. Залибекова Д. З., Касимова Д. М. Налоговое регулирование инвестиционной и инновационной деятельности за рубежом // Евразийский юридический журнал. – 2015
  3. Куклина Е. А. Система налоговых льгот и стимулов и их эффективность (в контексте инновационного развития Российской Федерации) // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014.- №1. – с.118-128
  4. Попова Е. В. Налоговое стимулирование как метод регулирования инновационного развития территории/ Е.В. Попова// Региональное развитие.- 2014.- №3-4. – с.152-156
  5. Удальцова Н.Л. Системные проблемы и угрозы национальной инновационной системе России/ Н.Л. Удальцова // Экономика. Налоги. Право. – 2016.- №3. –с.113-119
  6. Удальцова Н.Л., Михелашвили Н.Р. Конкурентоспособность национальной инновационной системы России: аналитический обзор // Креативная экономика. — 2016. — Том 10. — № 1. — с. 9-20.

Какие тенденции прослеживаются сейчас в вопросах налоговой политики относительно расходов на НИОКР и стимулирования бизнеса к инновациям?

В настоящее время стоит задача адаптации Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН в российском контексте, встраивания в систему стратегического планирования, в действующие и новые стратегии и государственные программы. Адаптация ЦУР ООН целесообразна на нормативно-правовом и программном уровнях при одновременной научной, методической, информационной, финансовой поддержке.

Виктор Клементьев

Наука, техника и инновации являются фундаментальным инструментом для реализации ЦУР ООН в рамках «Повестки 2030», принятой в РФ (2016–2030 годы). Они позволяют повышать экономическую, социальную и экологическую эффективность деятельности, разрабатывать новые способы достижения целей и расширять возможности по развитию потенциала и организации своего будущего для каждого человека.

В странах-лидерах мировой науки государство, с одной стороны, напрямую финансирует научные исследования, а с другой – стимулирует расходы на НИОКР частного сектора с помощью налоговых мер.

Именно поэтому в России первым шагом стала налоговая льгота в рамках №166-ФЗ от 18.07.17г., по которой компаниям предоставлялась возможность выявить объекты интеллектуальной собственности, которые де-факто существуют в компании, но в момент создания не были правильно оформлены, и затраты на их создание не капитализировались, а учитывались в составе общих расходов периода.

Льгота позволяла не включать внереализационный доход от принятых к учету в результате инвентаризации объектов интеллектуальной собственности в базу по налогу на прибыль. Такие «налоговые каникулы», которые действовали в рамках 2018-2019 гг., были направлены на то, чтобы компании привели в соответствие имеющиеся у них нематериальные активы данным отчетности, а также выделили долю РФ в данных активах для компаний с государственным участием.

Изменения в ст. 251 НК РФ действовали в 2018-2019 гг. В настоящее время инициировано продление льготы по налогу на прибыль. Гардиум отслеживает развитие ситуации.

Дальнейшее стимулирование бизнеса с целью осуществления инвестиций в новые разработки также планируется проводить через различные налоговые льготы. По ряду расходов на НИОКР уже применяется повышающий коэффициент 1,5 для капитализации затрат и созданию нематериальных активов (п.7 ст. 262 НК РФ, Постановление Правительства РФ №988 от 24.12.2008).

Очередные шаги в стратегии Министерства Финансов РФ по развитию НИОКР планируется проводить в рамках опробованного механизма инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ)

Законопроект № 802503-7 принят Государственной Думой согласно основным направлениям налоговой и бюджетной политики на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, утвержденных при принятии федерального бюджета, и опубликован в виде Федерального закона 380-ФЗ.

Предполагается наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности.

По состоянию на середину декабря 2019 года инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на основные средства (ОС) принят в 28 субъектах РФ. В каждом субъекте – свои условия в рамках закрепленных в НК РФ возможностей (ст. 286.1 НК РФ). Распространение механизма инвестиционного вычета в отношении расходов на НИОКР будет приниматься путем внесения изменений в принятые законы субъектов РФ, если будет принято решение воспользоваться предложенным правом. Конечные параметры механизма можно будет определить только после официального опубликования закона конкретного субъекта РФ и вступления его в силу.

Список 28 субъектов РФ с принятым инвестиционным налоговым вычетом:

  • Амурская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская АО
  • Калужская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Республика Карелия
  • Удмуртская республика
  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Чеченская республика
  • Чувашская республика
  • Челябинская область
  • Ульяновская область
  • Тульская область
  • Ставропольский край
  • Приморский край
  • Новосибирская область
  • Московская область
  • Республика Марий Эл
  • Кемеровская область
  • Камчатский край
  • Рязанская область
  • Нижегородская область
  • Республика Северная Осетия - Алания
  • Республика Адыгея
  • Липецкая область
  • Москва
  • Саратовская область
  • Республика Тыва
  • Республика Ингушетия
  • Краснодарский край
  • Курская область
  • Тюменская область
  • Санкт-Петербург
  • Оренбургская область
  • Тамбовская область
  • Волгоградская область
  • Республика Коми

Как же определить, есть ли у вашей компании возможность воспользоваться каким-либо механизмом государственной поддержки, и в отношении каких объектов это применимо? Если вы занимаетесь НИОКР, вероятнее всего, такая возможность есть. Наш практический опыт показывает, что в большинстве российских компаний существуют результаты интеллектуальной деятельности, которые можно трансформировать в дорогостоящие нематериальные активы и использовать в качестве инструмента для получения экономических выгод. Поэтому своим клиентам, чтобы понять, как начинать действовать, мы рекомендуем проводить аудит результатов интеллектуальной деятельности. Итогом аудита становится «дорожная карта», содержащая описание необходимых мероприятий для получения льгот и советы наших экспертов. Не упустите свой шанс!

Оставьте заявку, эксперт свяжется с вами и расскажет о дальнейших шагах.



В условиях глобализации современную экономику без инновационного развития невозможно представить. Промышленная революция, которая уже получила название "Индустрия 4.0" или "Цифровая индустрия 4.0", базируется на цифровой и инновационной базе производства, всей экономике по мере необходимости. Сегодня, экспортируя сельскохозяйственную продукцию и сырье, можно не только занять достойное место в мировой экономике, но и обеспечить благосостояние населения. Только цифровая экономика, основанная на инновациях, обеспечит возможности для создания высокой добавленной стоимости. По этой причине страны, стремящиеся развиваться быстрыми темпами, идут по пути внедрения инноваций в отрасли и секторы экономики.

В инновационном развитии экономики государство использует все экономические инструменты, включая фискальные, тарифные, валютные, страховые и другие экономические инструменты.

За последние двадцать лет в научных литературах существуют множество мнений о том, что одним из наиболее эффективных инструментов стимулирования и регулирования инновационного производства является налоговый механизм. Анализ источников показал, что в большинстве государств приоритет отдавался методу косвенного стимулирования через налоги, отказавшись от метода прямого финансирования из бюджета в стимулировании инновационной деятельности.

В стимулировании инновационной деятельности механизмы налогообложения можно эффективно использовать отдельно от некоторых видов или в сочетании с несколькими из них. В международной практике для стимулирования научно-исследовательской, опытно-конструкторской и инновационной деятельности (НИОКР) применяются вычеты отдельных элементов из налоговой базы, сроков уплаты налогов, предоставление налоговых отпусков и других налоговых льгот.

В частности, в зарубежных странах по налогу на прибыль организаций существуют следующие формы налоговых льгот:

- налоговый кредит, связанные с размером (доли). В общем объеме производственных затрат НИОКР подлежат налогообложению в зависимости от доли затрат. Этот тип привилегий применяется в основном в Норвегии, Франции, Бразилии, Канаде, Австралии, Китае и Индии;

- налоговый кредит, связанные с росту, то есть налоговые льготы применяются к росту показателей фирмы на основе расходов на НИОКР (США);

- смешанный (доли и роста) налоговый кредит. В общем объеме затрат НИОКР подлежат налоговому вычету в зависимости от доли затрат и объема производства на их основе (Япония, Южная Корея, Португалия, Испания);

- налоговые вычеты НИОКР. Данная налоговая льгота применяется в виде разрешения вычета расходов на НИОКР (Австрия, Дания, Венгрия, Чехия Республикаси, Буюк Британия, Туркия).

Помимо вышеперечисленного, для малого бизнеса предусмотрены также следующие налоговые льготы:

- предприятиям, работающим в рамках энергосберегающих научно-исследовательских программ, предоставляется освобождение от уплаты налогов (США);

- освобождение от уплаты налогов при сотрудничестве с государством в рамках научно-исследовательских программ (Венгрия, Италия, Япония, Норвегия, Турция);

- налоговый кредит предоставляется молодым и вновь открывшимся фирмам (стартапам) для проведения НИОКР (Франция, Нидерланды, Южная Корея).

Также в Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Испании и Турции действует налоговый кредит по подоходному налогу с заработной платы, связанной с научно-исследовательской, опытно-конструкторской и инновационной деятельностью, согласно которому применяется льгота в виде полного или частичного освобождения от налога, удерживаемого с доходов, которые работники получают за выполнение работ, связанных с НИОКР [1].

Также в нашей стране в последние годы в осуществляемых реформах серьезно уделяется внимание к вопросу инновационного развития экономики. Однако институциональная основа для эффективного использования налогообложения не была сформулирована в должной степени. Только в одном пункте Налогового кодекса, основного документа, регулирующего налоговые отношения в Республике Узбекистан, предусмотрено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость научно-исследовательские и инновационные работы, выполняемые за счет бюджетных средств [2].

Несмотря на то, что ряд налоговых льгот, связанные с инновациями предусмотрены в других нормативно-правовых актах, кроме Налогового кодекса, они не ориентированы не посредственно на результат и большинство имеют временный характер:

1. Согласно Указу Президента Республики Узбекистан ПФ-5068 от 5 июня 2017 года, резиденты технопарка "Яшнабад" освобождаются от уплаты налога на прибыль, единого налогового платежа, земельного налога и налога на имущество в течение всего периода в рамках реализуемых проектов [3].

2. В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан ПП-3416 от 30 ноября 2017 года, Фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей освобождается от уплаты всех видов налогов и сборов, за исключением социальных выплат, а также таможенных пошлин на научно-лабораторное оборудование, ввозимое на территорию Республики [4].

3. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан ПФ-5308 от 22 января 2018 года, создаваемые венчурные фонды, софинансирующие высокотехнологичные предпринимательские проекты-стартапы, высокотех-нологичные проекты-стартапы, софинансируемые из венчурных фондов, научно-исследовательские учреждения, инновационные центры, проектно-конструкторские бюро по доходам, полученным от продажи предпринимателям собственных новых технологий, организации по трансферу новых технологий в отечественное предпринимательство по доходам от указанной деятельности освобождаются на срок до 1 января 2023 года от уплаты всех видов налогов и обязательных платежей, за исключением единого социального платежа [5].

4. Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан ПП-3697 от от 5 мая 2018 года, создаваемые на условиях государственно-частного партнерства центры инновационных идей, разработок и технологий, осуществляющих разработку, апробацию и освоение инновационных проектов-стартапов, трансфер и коммерциализацию результатов инновационной деятельности, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе и с момента создания освобождаются сроком на пять лет от уплаты всех видов налогов [6].

5. В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан ПП-3698 от 7 мая 2018 года, научное оборудование, комплектующие изделия, расходные материалы, реактивы, программное обеспечение по перечням, утверждаемым в установленном порядке, ввозимые научно-исследовательскими организациями в период до 2022 года 1 января, освобождаются от уплаты таможенных пошлин. Также научно-исследовательские организации освобождаются от всех видов налогов и сборов по своей основной деятельности за исключением отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан, с целевым направлением высвобождаемых средств на материальное стимулирование их работников [7].

6. Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан 721 от 11 сентября 2018 года, резиденты центра передовых технологий освобождаются сроком до 1 января 2022 года от уплаты налога на прибыль, единого налогового платежа, имущественного и земельного налогов, а также таможенных пошлин на ввозимое оборудование и другие материалы для личных нужд в рамках реализации инновационных проектов [8].

7. Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан ПП-3975 от 16 октября 2018 года, на период до 1 января 2021 года Международный инновационный центр освобожден от всех видов налогов, а также от таможенных платежей научно-лабораторное оборудование, реагенты и расходные материалы по перечням, формируемым в установленном порядке, не производимые в республике и ввозимые на территорию Республики Узбекистан за счет средств Фонда поддержки инноваций в Приаралье [9].

Как видно из вышеизложенного, в налоговом законодательстве Республики Узбекистан не предусмотрены налоговые льготы, ориентированные на инновационные результаты и носящий регулярный характер. А это не позволяет эффективно использовать налоговые механизмы государством в инновационном развитии экономики. Поэтому необходимо унифицировать все налоговые льготы, связанные с научно-исследовательской, опытно-конструкторской и инновационной деятельностью, которые действуют на практике в соответствии с решениями Президента и Правительства Республики Узбекистан, оставив только те, которые направлены на конкретный инновационный результат, и ввести в Налоговый кодекс.

О государственной поддержке инноваций и стартапов

  • Роль господдержки новаторской работы
  • Формы и методы государственной поддержки
  • Виды помощи государства новаторам
  • Методология господдержки
  • Результаты господдержки в России
  • Нормативное регулирование
  • Результаты развития регионов

Достойное место государства на мировой политической и экономической арене невозможно без достижения технологического и научного лидерства, эффективного внедрения высокотехнических инноваций. Государственная поддержка инновационной деятельности – ключевой элемент в достижении международной конкурентоспособности и обязательное условие перехода общества к инновационной модели развития.

Роль господдержки новаторской работы

Внедрение инноваций представляет собой трансформацию результатов интеллектуальных разработок в товары и услуги и последующую их реализацию. Государственная поддержка инновационной деятельности направлена на координацию и стимулирование такой работы для развития экономики и повышения уровня технологического и научного лидерства страны в мире.

роль государства в развитии инноваций

Роль государства в ускорении поступательного движения вперёд в сфере новых технологий выражается через его регулирующие и контролирующие функции, среди которых:

  • Сосредоточение и распределение бюджетных средств на развитие передовых научных исследований и инноваций.
  • Контроль и управление инновациями.
  • Стимулирование научной деятельности и страхование венчурных рисков.
  • Законодательная защита прав субъектов деятельности и результатов их открытий путём патентования и охраны интеллектуальной собственности.
  • Формирование действенных механизмов спроса на изобретения и достижения научно-технического прогресса.
  • Повышение престижа научной, научно-технической деятельности, популяризация инноваций.
  • Развитие финансовой инфраструктуры инноваций.
  • Кадровое, институциональное и организационное обеспечение новаторской деятельности.

Формы и методы государственной поддержки

Формы и методы государственной поддержки инновационной деятельности предполагают как прямое влияние, так и опосредованное воздействие через множество управленческих инструментов.

формы поддержки инноваций государством

Виды помощи государства новаторам

К прямым формам оказания государством помощи новаторам относят финансирование в форме грантов, субсидий и беспроцентных ссуд изобретателям и отраслевым предприятиям.

помощь государства инноваторам

Список опосредованных форм включает:

  • Создание венчурных фондов, направленных на защиту изобретателей от высокой доли риска на рынке.
  • Снижение размера пошлин на патенты для индивидуальных инноваторов.
  • Предоставление права на ускоренную амортизацию используемого внедренческими предприятиями оборудования.
  • Включение перспективных проектов в комплексные инвестиционные программы без финансирования.
  • Создание крупных промышленных научных кластеров, технополисов и технопарков с развитой инфраструктурой и упрощёнными налоговыми условиями.
  • Информационное, методологическое, нормативное обеспечение деятельности инноваторов.

Поддержку важнейших проектов по ведущим направлениям научно-технического прогресса осуществляет созданная в 1995 году государственная некоммерческая организация – Федеральный фонд производственных инноваций.

Основные функции фонда – участие в разработке и реализации, экспертном заключении и отборе на условиях конкурса инноваций, направленных на реформирование структуры отечественной экономики.

Методология господдержки

Основной метод прямой поддержки НИОКР – это государственное финансирование инновационной деятельности из бюджета в виде субсидий, кредитов, грантов, займов, гарантий и ассигнований. Органы власти создают условия для организационного и кадрового обеспечения сферы новейших технологий, проводят экспертизу проектов и морально поощряют лучших изобретателей.

Методология господдержки проектов

Спектр возможных источников оказания непрямой государственной поддержки широк: от привлечения средств частных фондов и инвесторов до льготного налогообложения, кредитования, стимулирования создания научных франшиз и финансового лизинга.

Результаты господдержки в России

Результаты господдержки

Роль государства в стимулировании научного и технологического прогресса реализуется через комплекс нормативных и организационных мер, направленных на формирование профильных компетенций в сфере инноваций. Нормативные правовые документы призваны создать методологический каркас, а финансовые и нефискальные методы поддержки – наполнение отрасли.

Нормативное регулирование

С целью регулирования отношений, возникающих в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, в России в 1996 году был принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

Нормативное регулирование инноваций

Документ регламентирует основные цели и принципы, субъекты, формы предоставления и финансирования господдержки инноваций. Нормативным правовым актом определены полномочия федеральных и региональных органов власти в этом вопросе.

Главным стратегическим документом, определяющим ведущие векторы и цели поддержки НИОКР, выступает Стратегия инновационного развития Российской Федерации.

Результаты развития регионов

Развитие регионов России

Ежегодно, с 2012 года, Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» готовится Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации, который содержит информацию о состоянии и динамике новаторских процессов в регионах. Среди критериев оценки:

  • Социально-экономические предпосылки для осуществления новаторской деятельности.
  • Поддержка инноваторов.
  • Качество политики в сфере НИОКР.
  • Научно-технический потенциал.

В 2017 году по уровню научно-технологического развития лидерами на уровне субъектов названы Республика Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область и Республика Башкортостан. Среди аутсайдеров: республики Ингушетия и Калмыкия, Псковская область, Ненецкий автономный округ и Еврейская автономная область.

Устойчивое, динамичное развитие экономики невозможно без внедрения во все сферы хозяйства новаторских разработок и инновационных проектов. Власть – не единственный, но основной субъект прямого и опосредованного влияния на научно-техническое развитие и прогресс. Поддержка инноваторов на федеральном уровне выступает ключевым звеном государственной инновационной политики, приоритетным вектором развития отечественной экономики.


Председатель наблюдательного совета Фонда содействия инновациям (группа ВЭБ.РФ), глава МЭР Максим Решетников поддержал предложенные советом направления отбора проектов для финансирования в 2021 году. В перечень направлений вошли программы грантовой поддержки в рамках федеральных проектов «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Искусственный интеллект», «Цифровые технологии» и других госпрограмм.

В ходе заседания совета были рассмотрены ряд вопросов, относящихся к различным аспектам деятельности Фонда – стратегическим, финансовым, административным. На голосование были поставлены направления, которые государство планирует поддержать финансово.

Так в рамках федпроекта «Искусственный интеллект», реализация которого началась в 2021 году, Фондом содействия инновациям будут реализованы три направления поддержки: акселерация ИИ-стартапов, разработка открытых библиотек и создание и развитие ИИ-стартапов. На предоставление грантов по этим направлениям в 2021 году Фонд получил субсидию в размере 1,4 млрд. рублей. На поддержку смогут претендовать студенты, разработчики ИИ-решений и стартапы.

В рамках федпроекта «Акселерация субъектов МСП» выделено 3,7 млрд. рублей. Поддержку получат проекты малых предприятий на НИОКР и на расширение производства инновационной продукции, в том числе в сфере городской среды, спорта, экологии и социального предпринимательства. С момента запуска программы в 2019 году Фондом уже поддержано 554 субъекта малого инновационного предпринимательства на общую сумму в 9,2 млрд. рублей.

На реализацию мероприятий федпроекта «Цифровые технологии» Фонд направит 940 млн. рублей. Поддержку смогут получить компании по разработке цифровых решений, в том числе и на масштабирование. Также грант можно будет получить на коммерциализацию своих разработок.

Кроме того, Фондом планируется поддержка бизнеса в рамках госпрограмм «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» и «Экономическое развитие и инновационная экономика». На гранты по этим программам будет выделено 7,6 млрд. рублей.

«Важно, что мы обменялись мнениями, синхронизировались по вопросам поддержки бизнеса в рамках программ в этом году. Все старые программы, которые уже зарекомендовали себя мы продлеваем с сохранением объемов финансирования. Я также попросил подключить компании, в онлайн режиме мы услышали людей, которые реально пользуются поддержкой государства, теми мерами, которые мы создаем», - подчеркнул министр экономического развития Максим Решетников.

Как отметил генеральный директор Фонда содействия инновациям Сергей Поляков: «Фонд существует уже 27 лет: десятки тысяч профинансированных по всей стране инновационных проектов делают нашу жизнь удобнее и проще, а тысячи молодых ученых связали свою жизнь с наукой и построили успешный бизнес на основе своей идеи. Мы горячо поддержали инициативу Максима Геннадьевича пригласить на заседание наших грантополучателей – обратная связь от тех, для кого мы существуем, позволяет нам становиться эффективнее и лучше, чутко реагировать на потребности компаний и детальнее прорабатывать механизмы поддержки».

Опытом в получении господдержки через Фонд с участниками заседания поделились представители бизнеса. Так, председатель правления ГК «Геоскан» Алексей Семенов сказал: «Наша компания получала гранты Фонда содействия инновациям для реализации своих проектов начиная с самых ранних этапов развития. С момента первого гранта в 2006 году, мы выросли в крупную компанию, экспортирующую продукцию в 140 стран мира. Наши беспилотники установили мировой рекорд по количеству дронов, одновременно находящихся в воздухе. Этого всего могло бы не быть, или случиться намного позже, если бы в нужный момент государство в лице Фонда не поверило в нас».

В активе Фонда на международном направлении в 2020 году – 13 двусторонних и 6 многосторонних международных конкурсов, способствующих интеграции российских компаний в международную инновационную систему. Фонд также представляет Россию в глобальном проекте по интернационализации малого бизнеса Enterprise Europe Network, координируя деятельность консорциума EEN-Россия.

Как отметил генеральный директор Фонда Сергей Поляков, ключевая цель деятельности Фонда – финансовая поддержка молодых ученых и малых предприятий, которые занимаются научными разработками с высоким потенциалом коммерциализации.

Читайте также: