Благотворительная помощь налогообложение в рк

Опубликовано: 11.05.2024

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 25 декабря 2019 года на вопрос от 4 декабря 2019 года № 583778 (dialog.egov.kz)

  1. Может ли ТОО осуществить безвозмездную материальную благотворительную помощь постороннему физическому лицу, имеющему право на социальную поддержку (для лечения ребенка), обратившемуся за помощью к этому ТОО?
  2. В каком размере ТОО может оказать благотворительную помощь такому физическому лицу (прошу указать конкретную цифру)?
  3. Какие документы нужно получить от физического лица для осуществления благотворительной помощи?
  4. Какими налоговыми удержаниями облагается это физическое лицо, а также отдельно ТОО, при оказании такой благотворительной помощи (прошу указать конкретные цифры)?
  5. В случае, если есть какой-то лимит по размеру оказания благотворительной помощи, какими налоговыми удержаниями облагается это физическое лицо и ТОО отдельно, в случае превышения такого лимита?

Прошу конкретно ответить на вопрос, в том числе: со ссылками на соответствующие нормы законодательства.

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (далее — КГД МФ РК) рассмотрев Ваш вопрос, поступивший на блог Председателя КГД МФ РК, сообщает следующее.

Согласно подпункту 3) статьи 321 Кодекса Республики Казахстан от 25.12.2017г. № 120-VI ЗРК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), действующему в редакции, изложенной статьей 33 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Закон о введении), в годовой доход физического лица включаются все виды его доходов, в том числе, доход в виде оплаты третьим лицом стоимости товаров, выполненных работ, оказанных услуг, полученных физическим лицом.

При этом пунктом 5 статьи 353 Налогового кодекса, действующим в редакции, изложенной статьей 33 Закона о введении, установлено, что размер облагаемых доходов от налогового агента, в том числе по видам доходов, не указанных в пунктах 1, 2, 3 и 4 данной статьи, определяется в следующем порядке:

сумма всех доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, не указанных в пунктах 1, 2, 3 и 4 данной статьи, полученных в текущем налоговом периоде,

минус сумма корректировки дохода в текущем налоговом периоде, предусмотренной пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса,

минус сумма стандартного вычета, указанного в подпунктах 2) и 3) пункта 1 статьи 346 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 320 Налогового кодекса, действующего в редакции, изложенной статьей 33 Закона о введении, доходы налогоплательщика, за исключением доходов, указанных в пункте 2 данной статьи, облагаются налогом по ставке 10 процентов.

Вместе с тем, подпунктом 34) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, действующим в редакции, изложенной статьей 33 Закона о введении, установлено, что из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются доходы (далее — корректировка дохода), в том числе, стоимость имущества, полученного в виде благотворительной и спонсорской помощи.

При этом пунктом 4 статьи 1 Налогового кодекса установлено, что понятия гражданского и других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Согласно подпункту 38) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса для целей налогообложения благотворительная помощь — имущество, предоставляемое на безвозмездной основе:

в виде спонсорской помощи;

в виде социальной поддержки физического лица;

некоммерческой организации с целью поддержки ее уставной деятельности;

организации, осуществляющей деятельность в социальной сфере, с целью осуществления данной организацией видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 290 Налогового кодекса;

организации, осуществляющей деятельность в социальной сфере, которая соответствует условиям, указанным в пункте 3 статьи 290 Налогового кодекса.

При этом подпунктом 20) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса установлено, что социальная поддержка физического лица — безвозмездная передача налоговым агентом за год имущества в пределах 647-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на начало соответствующего финансового года, физическому лицу, имеющему право на социальную поддержку в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Перечень категорий лиц, предусмотренных данным подпунктом, утверждается центральным уполномоченным органом по государственному планированию по согласованию с уполномоченным органом.

Так, согласно Приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 8 февраля 2018 года № 42 «Об утверждении Перечня категорий физических лиц, имеющих право на социальную поддержку в соответствии с законодательством Республики Казахстан» (далее — Приказ) к категориям физических лиц, имеющих право на социальную поддержку в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по которым из доходов, подлежащих обложению индивидуальным подоходным налогом, производится исключение доходов в виде безвозмездной передачи налоговым агентом имущества в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), относятся физические лица, которые являются на дату такой выдачи:

1) получателем специального государственного пособия;

2) получателем государственных социальных пособий;

3) получателем специальных социальных услуг;

4) инвалидом, получающим пенсионные выплаты;

5) ребенком-сиротой и (или) ребенком, оставшимся без попечения родителей, не достигший восемнадцати лет;

6) малообеспеченным лицом Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 5-2) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 17 июля 2001 года «О государственной адресной социальной помощи»;

7) лицом, имеющим заболевание, входящее в перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 мая 2015 года № 367 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11512);

8) лицом, имеющим заболевание, входящее в перечень заболеваний, для которых установлен срок временной нетрудоспособности более двух месяцев, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1033 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12733);

9) лицом, имеющим заболевание, входящее в список тяжелых форм некоторых хронических заболеваний, утверждаемым в соответствии с подпунктом 4) статьи 68, подпунктом 6) статьи 69 и пунктом 4 статьи 75 Закона Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях».

В соответствии с пунктом 2 статьи 115 Гражданского кодекса Республики Казахстан к имущественным благам и правам (имуществу) относятся: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, финансовые инструменты, работы, услуги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права и другое имущество.

На основании изложенного, при соответствии условиям, установленным подпунктом 20) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса доходы физического лица в виде стоимости безвозмездно оказанной налоговым агентом социальной поддержки в пределах 647 МРП (в 2019 году — 1 633 675 тенге) не подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом.

При этом сумма, превышающая предел, подлежит обложению индивидуальным подоходным налогом по ставке 10%, обязательства по исчислению, удержанию и перечислению индивидуального подоходного налога возлагается на налогового агента.

Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):


Вашим коллегам были интересны эти материалы в этом месяце:

В статье представлены основные выплаты и доходы физического лица – работника, а также указан порядок их учета при расчете налогов, взносов и отчислений.

В таблице приведены все выплаты и доходы, утвержденные статьями 319 и 341 НК РК, также и те, которые не относятся к понятию «дохода работника». Выплаты и доходы изложены в утвержденной последовательности.

В пункте 2 статьи 319 НК РК содержится перечень выплат, которые в принципе не относятся к понятию дохода физического лица, соответственно, не являются доходами работника.

В пункте 1 статьи 341 НК РК утвержден перечень выплат, которые являются доходами физического лица (часть из них относится к понятию доходов работника), но которые не подлежат налогообложению. Такие доходы, не подлежащие налогообложению, признаются корректировкой дохода.

Обратите внимание, часть выплат и доходов имеют утвержденный размер ограничения (вынесены в последний столбец таблицы).

Например, подпунктом 11 пункта 1 статьи 341 НК РК установлено, что величина выигрыша по одной лотерее не подлежит налогообложению, если размер выигрыша менее 6 МРП (в 2020 году 6 * 2 651 = 15 906 тенге). Таким образом, если размер выигрыша превышает 6 МРП (20 000 тенге), то величина превышения (20 000 – 15 906 = 4 094) не освобождается от налогообложения – она признается налогооблагаемым доходом.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 319 НК РК , при командировке в пределах РК, суточные в размере 6 МРП не признаются доходами физического лица. Если работодатель производит выплату суточных в большем размере (10 МРП), величина превышения (3 МРП) будет являться доходом лица и подлежать налогообложению.

Данные ограничения необходимо применять во внимание не только при определении ИПН, но и расчете других налогов и взносов с данного вида дохода.

При определении порядка исчисления налогов, взносов и отчислений использовались следующие НПА:

  • Индивидуальный подоходный налог (ИПН) - пункт 2 статьи 319 и пункт 1 статьи 341 НК РК;
  • Социальный налог (СН) - пункт 3 статьи 484 НК РК;
  • Социальные отчисления (СО) - пункт 6 статьи 15 Закона РК «Об обязательном социальном страховании» от 26 декабря 2019 года № 286-VІ;
  • Обязательные пенсионные взносы (ОПВ) - пункт 6 главы 2 ПП РК «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним» от 18 октября 2013 года № 1116;
  • Обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) - пункт 6 части 2 ППРК «Об утверждении Правил осуществления обязательных профессиональных пенсионных взносов» от 26 марта 2014 года № 255;
  • Отчисления на обязательное социальное медицинское страхование (ООСМС) - пункт 4 статьи 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года № 405-V;
  • Взносы на обязательное социальное медицинское страхование (ВОСМС) - пункт 4 статьи 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года № 405-V.

Текущая редакция статьи 484 НК РК не соответствует применяемой редакции раздела 8 НК РК. Поправки не анонсированы. В таблице указаны сведения по СН по действующей редакции.

  • Исключена ли с 2020 года 90% корректировка по ИПН при расчете СН?
В ПП РК от 26 марта 2014 года № 255 указанная редакция не соответствует применяемой редакции раздела 8 НК РК. Поправки не анонсированы. В таблице по ОППВ указаны сведения по действующей редакции.

Сверьтесь с данной таблицей и проверьте, что вы правильно исчисляете налоги, взносы и отчисления с доходов ваших работников!

Благотворительность, безвозмездная помощь нуждающимся, прочно вошли в хозяйственную жизнь многих коммерческих фирм, организаций — субъектов рынка. Эту сферу регулирует ФЗ-135 от 11/08/95 г. «О благотворительной деятельности». Вместе с тем, подобные операции совершаются далеко не каждый день, и у бухгалтеров часто возникают вопросы, как правильно отразить их учете. Чаще всего оказывается денежная помощь, но бывают случаи, когда имущественные объекты выступают как безвозмездная помощь. Если безвозмездный взнос нуждающимся делает сотрудник, либо помощь оказывается ему самому, возникает вопрос об НДФЛ. Вопрос об учете благотворительной помощи имеет множественные нюансы в учете, которые мы и рассмотрим.

Что входит в понятие благотворительной помощи

Согласно упомянутому ФЗ №135, благотворительная помощь – любая помощь, оказываемая на добровольных началах, в виде:

  • передачи (перечисления) денег;
  • передачи имущества, товаров, продукции;
  • выполненных работ (оказанных услуг);
  • передачи прав на НМА;
  • иные добровольные способы поддержки.

Не всякая безвозмездная операция может быть признана благотворительностью. В частности, не признаются благотворительной помощью указанные ниже формы безвозмездной передачи:

  1. Дарение. Такой договор заключается по правилам ГК РФ, гл. 32. Дарить в собственность можно вещи, имущественные права, кроме того, дарением считается и освобождение от имущественных обязанностей. Денежное дарение (по смыслу ст. 128 ГК) также может иметь место. В понятие же «благотворительность» включается не только сам факт дарения, но и льготные условия, сопутствующие такой безвозмездной передаче. Кроме того, безвозмездные работы, услуги тоже относят к благотворительности, тогда как «подарить» услугу (работу), согласно законодательству, невозможно. К дарению относят и вещевые пожертвования в целях, полезных для общества (ст. 582-1 ГК РФ).
  2. Спонсорская помощь. В ходе оказания такой помощи, например, при организации публичных акций, спонсор получает выгоду в виде рекламы своего бренда или продукции, т.е. оказывает помощь по сути возмездно.

На заметку! Вопрос, относить ли благотворительную передачу к операциям дарения, до конца не отрегулирован. Например, ФАС МО своим постановлением по д. №А40-42066/12-11-389 от 06/12/12 г. утверждает, что к благотворительности применимы нормы ГК РФ.

Бухгалтерский учет и налоги

В бухгалтерском учете благотворительных взносов отражается их вид: имущественный, денежный, оказание услуг и пр. Кроме того, бухгалтерский учет является основой расчета налоговых показателей.

Согласно ПБУ 10/99 (п. 12) благотворительные взносы учитываются на счете 91 как прочие расходы. В БУ «входной» НДС по благотворительности учитывается, а в НУ – нет, что приводит к возникновению налоговых разниц и ПНО. Обязательства исчисляются умножением налоговой разницы на ставку налога на прибыль (ПБУ 18/02).

Для текущих расчетов по взносам благотворители применяют обычно счет 76, с открытием соответствующего субсчета.

  • Д 76 К 51, 50 – перечисление, передача денег на благотворительный взнос.
  • Д 76 К 41, 10, 01 и пр. – передача материалов, товаров, имущества на нужды благотворительности.
  • Дт 76 Кт 20, 23 и пр. – оказание услуг, производство работ в целях благотворительности.
  • Дт 76 Кт 60 – фирма приобрела ТМЦ, услуги и передала их третьему лицу как благотворительный взнос.
  • Дт 91 Кт 76 – учтены в прочих расходах на благотворительность материальные ценности и деньги, работы.
  • Дт 91 Кт 68 – начислен НДС.
  • Дт 99 Кт 68 – отражено ПНО со стоимости денег, ТМЦ и пр.

Это стандартные проводки в учете благотворителя.

Теперь рассмотрим нюансы оказания такой помощи и отражения ее в учете. Благотворительность, как хозяйственная операция, не подлежит обложению НДС (НК РФ, ст. 149-3, пп. 12). Следует иметь в виду, что НК прямо указывает на соответствие деятельности ФЗ №135.

Если в качестве благотворительного взноса передается основное средство, не относящееся к подакцизным активам, НДС по нему следует восстановить и отнести на прочие расходы (НК РФ ст. 170-3, пп.2). НДС по «благотворительным» неподакцизным ОС исчисляется по остаточной стоимости, с использованием соответствующей процентной ставки.

Не учитывается благотворительность и в налоговой базе по налогу на прибыль, УСН (НК РФ, ст. 270-16, ст. 346.16-1), т.е. такие расходы благотворителю признать нельзя.

Так, если приобретенное ранее ОС имеет остаточную стоимость 180 000 рублей и должно быть передано на нужды благотворительности, нужно сделать проводки:

  • Дт 91-2 Кт 01 180000 руб. — выбыло ОС по остаточной стоимости.
  • Дт 19 Кт 68 32400 руб. (180000*18%) – восстановлен НДС. С 2019 года будет применяться основная ставка налога 20%, что следует учитывать в расчетах.
  • Дт 91/2 Кт 19 31400 руб. — восстановленный НДС отражен в прочих расходах.
  • Дт 99 Кт 68 36000 руб. — зафиксировано ПНО (180000*20%).

ВАЖНО! Образец договора на осуществление безвозмездной благотворительной деятельности благотворителем — юридическим лицом от КонсультантПлюс доступен по ссылке

НДФЛ и благотворительность – особый случай, который стоит рассмотреть подробнее. НК РФ, ст. 217-8.2, указывает, что принятая благотворительная помощь не подлежит обложению налогом на доходы, однако, с одним уточнением: она должна быть получена через благотворительную организацию (наиболее часто речь идет о благотворительном фонде — БФ).

Помощь, полученная от организации, не поименованной в ФЗ-135 (ст. 6-1), НДФЛ облагается. Налог придется исчислить и удержать.

На заметку. Гражданин, оказывающий благотворительную помощь, может обратиться в налоговую за получением вычета (НК РФ, ст. 219-2), поскольку такая помощь освобождена от обложения налогом на доходы (там же, п. 1).Вычет предоставляется только в отношении взносов, осуществляемых через специализированную организацию. Вычет предоставляется в объеме не более четвертой части от всех доходов, подлежащих налогообложению за год.

Благотворительная деятельность всегда была в традициях не только крупного, но и среднего бизнеса. Недаром возникла необходимость принять нормативные акты, регламентирующие ее, а в 2011 году были внесены изменения в соответствующее законодательство. Налоговый кодекс содержит «благотворительные» нормы, которые необходимо учитывать всем организациям. Что важно знать, если вы занимаетесь благотворительной деятельностью?

Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона О благотворительной деятельности и благотворительных организациях; далее - Закон № 135 ФЗ).

Даром не означает благотворительность

Если вы безвозмездно передали имущество или оказали услугу бесплатно, то это не означает, что вы занялись благотворительностью. Важно, на какие цели были выделены средства и в какой деятельности будет использоваться переданное вами имущество. Цели благотворительной деятельности определены в статье 2 Закона № 135-ФЗ. Приведем некоторые из них:

  • социальная поддержка и защита граждан;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий и катастроф,
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, физической культуры и массового спорта.

В 2011 году цели благотворительной деятельности значительно пополнились. Соответствующие изменения в Закон № 135-ФЗ были внесены Федеральным законом от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ. С этого года благотворительностью признается:

  • подготовка населения к защите от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • содействия добровольческой деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию творчества и воспитанию детей и молодежи.

Иные формы оказания помощи коммерческим организациям как финансовыми средствами, так и имуществом благотворительностью не признаются.

Поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является. Кроме того, запрещается одновременно с благотворительной деятельностью проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.Такие условия прямо предусмотрены в Законе № 135-ФЗ.

Исполнители и действующий лица

В статье 5 Закона № 135-ФЗ определено понятие участников благотворительной деятельности. Таковыми признаются благотворители, добровольцы и благополучатели.

Благотворители - лица, осуществляющие бескорыстно, то есть безвозмездно или на льготных условиях:

  • передачу в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • наделение правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  • выполнение работ, предоставление услуг.

Благотворители имеют право определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев.

Добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).

Благие намерения и налоги

Общая система налогообложения. Налог на прибыль и НДС

Если вы решили заняться благотворительностью, то учтите, что «творить добро» можно исключительно за счет чистой прибыли. При этом уменьшить налогооблагаемую прибыль на подобные расходы не удастся.

Стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются в целях налогообложения прибыли согласно пунктам 16 и 34 статьи 270 Налогового кодекса. Разъяснения финансового министерства по этому поводу можно найти в письмах от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42, от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40. Минфина России считает, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не отвечают требованиям статьи 252 и, следовательно, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Если невозможность учесть в целях налогообложения прибыли расходы на благотворительность поубавит у вас желание помогать ближним, то спешим сообщить, что с налогом на добавленную стоимость ситуация в законодательстве иная.

Согласно подпункту 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) на территории РФ передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом № 135-ФЗ.

Нормой подпункта 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ предусмотрено исключение. При передаче благополучателю подакцизных товаров у благотворителя возникает обязанность по уплате НДС.

Чтобы благие намерения не оказались для вас дорогой в ад разбирательств с налоговиками, отнеситесь внимательно к оформлению соответствующих документов. Заранее обговорите с благополучателем, какие документы вам необходимо от него получить для представления в налоговую инспекцию.

Для освобождения от налогообложения НДС в налоговый орган необходимо представить:

  • договор на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключенный благотворителем с получателем благотворительной помощи;
  • копии документов, подтверждающих факт принятия на учет благополучателем безвозмездно полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • акты и (или) другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных (выполненных, оказанных) товаров (работ, услуг).

Такой перечень документов приведен в письме УФНС России по г. Москве от 2 декабря 2009 г. № 16-15/126825. В этом же письме указано, что если получателем благотворительной помощи является физическое лицо, то в налоговую инспекцию представляется документ, который подтверждает фактическое получение указанным лицом товаров (работ, услуг).

С 1 января 2009 года стоимость материалов признается в расходах по мере принятия на учет, то есть факт списания в производство теперь не имеет значения.

Восстановить НДС

Не забудьте восстановить НДС, если в качестве благотворительной помощи вы передали имущество, ранее приобретенное и используемое для деятельности облагаемой НДС. Очевидно, что ранее вы приняли к вычету сумму «входного» налога по указанному имуществу.

Обязанность восстановить НДС вытекает из требования нормы подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса

Сумму НДС следует восстановить в размере, ранее принятом к вычету. В отношении основных средств и нематериальных активов НДС восстанавливается в размере суммы, пропорциональной остаточной стоимости без учета переоценок.

Однако вы имеет право отказаться от льготы, предусматривающей освобождение по НДС. В соответствии с пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса налогоплательщик вправе отказаться от указанной льготы. Для этого в налоговую инспекцию по месту учета необходимо представить соответствующее заявление. Срок подачи заявления - не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Важно учесть, что право не пользоваться льготой по НДС вы получите на целый год. Отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года не допускается.

Кроме того, отказ или приостановление льготы будет действовать в отношении всех осуществляемых вами операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса. Освобождение какой-либо отдельной операции в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг) ,не допускается.

Возможно, вы решили заняться благотворительностью всерьез и надолго и планируете приобретать для этого товар регулярно. В таком случае отказавшись от льготы по НДС, согласно пункту 1 статьи 172 и пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса вы получите возможность принимать к вычету сумму входного НДС.

Благотворитель на спецрежиме. Расходы при УСН

Благотворитель, применяющий УСН, не может уменьшить доходы на сумму расходов, связанных с благотворительностью, поскольку такие расходы не поименованы в перечне расходов, приведенных в статье 346.16 Налогового кодекса.

Благотворитель, применяющий УСН, учитывает стоимость материалов с НДС в расходах в месяце их приобретения по мере оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Расходы на приобретение материалов, использованных при производстве готовой продукции, переданной в благотворительных целях, не признаются экономически оправданными, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Согласно пункту 2 статьи 346.16 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Следовательно, при передаче готовой продукции в порядке благотворительности, следует восстановить стоимость материалов, ранее признанную в расходах. Восстановление производится в месяце, в котором произошла безвозмездная передача. Такой вывод подтверждается консультацией от 10 марта 2009 г. Ю.В. Подпорина, заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Рассмотрим примеры отражения в учете операций, связанных с благотворительностью

Пример 1 Организация передает в целях благотворительности подакцизный товар — автомобиль с мощностью двигателя 150 л. с.

Согласно утвержденному прайс-листу, цена реализации автомобиля — 200 000 руб. Фактическая себестоимость, согласно бухгалтерской справке, — 110 000 руб.

Акцизы

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса легковой автомобиль является подакцизным товаром. Передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе признается реализацией подакцизных товаров (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ).

С 1 января по 31 декабря 2011 года включительно ставка акциза для автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 0,75 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно установлена в размере 27 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.) (п. 1 ст. 193 НК РФ).

В данном случае на дату безвозмездной передачи организация начисляет акциз в размере 4050 руб. (27 руб. x 150 л. с.) (п. 1 ст. 194, п. 2 ст. 195 НК РФ).

Суммы акциза, исчисленные при реализации подакцизных товаров на безвозмездной основе, относятся за счет соответствующих расходов по указанным подакцизным товарам (абз. 2 п. 1 ст. 199 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Как сказано выше, при передаче в целях благотворительности подакцизных товаров у благотворителя возникает обязанность начислить НДС (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). Налоговая база в данном случае определяется как стоимость переданного автомобиля, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статья 40 Налогового кодекса. Согласно утвержденному прайс-листу, цена реализации автомобиля — 200 000 руб. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (п. 1 ст. 40 НК РФ). Итак, сумма НДС в данном случае начисляется на сумму реализации с учетом акциза без НДС 36 729 руб. (200 000 руб. + 4050 руб.) х 18%(п. 2 ст. 154 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

При безвозмездной передаче стоимость готовой продукции в целях налогообложения прибыли не учитывается. Не признаются расходами в целях налогообложения прибыли и расходы, связанные с такой передачей, а именно суммы начисленных акциза и НДС. На это указывает прямая норма пункта 16 статьи 270 Налогового кодекса.

Бухгалтерский учет. ПБУ 18/02

В бухгалтерском учете расходы организации в сумме фактической себестоимости переданной готовой продукции, а также начисленных акциза и НДС учитываются в составе прочих расходов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Признание прочих расходов отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» ( Инструкция по применению Плана счетов).

Расходы организации, осуществленные в благотворительных целях, не учитываются в налоговом учете, но признаются в бухгалтерском. Вследствие этого возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н).

Пример 2 Организация передает в целях благотворительности готовую продукцию — комплект мебели.

Фактическая себестоимость комплекта мебели, согласно бухгалтерской справке, — 25 000 руб.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Передача готовой продукции в благотворительных целях не облагается НДС (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ). В данной ситуации организация-благотворитель восстанавливает НДС, ранее принятый к вычету при приобретении материалов, использованных в производстве продукции (абз. 1, 4 подп. 2 п. 3, подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

Стоимость готовой продукции при безвозмездной передаче в целях налогообложения прибыли в расходах не учитывается. Суммы восстановленного НДС учитываются в составе прочих расходов (подп. 2 п. 3 ст. 170, подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В данном случае НДС восстановлен в связи с безвозмездной передачей готовой продукции и в целях налогообложения прибыли не учитывается на основании подпункта 16 статьи 270 Налогового кодекса.

Бухгалтерский учет. ПБУ 18/02

В бухгалтерском учете расходы организации в сумме фактической себестоимости переданной готовой продукции, а также сумма восстановленного НДС учитываются в составе прочих расходов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Признание прочих расходов отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» ( Инструкция по применению Плана счетов).

Как и в предыдущем примере расходы организации, осуществленные в благотворительных целях, в налоговом учете не учитываются, но признаются в бухгалтерском. В результате возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО) (п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н).

Г.Джамалова, редактор-эксперт


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Кузнецова Юлия

Сегодня как никогда актуален вопрос о благотворительной помощи. Огромное число бизнесменов оказывают безвозмездную помощь гражданам, благотворительным организациям и лечебным учреждениям: делают денежные пожертвования, предоставляют помещения, автомобили, бесплатные обеды, продукты питания, медицинские изделия, лекарства, средства индивидуальной защиты.

Безусловно, жизнь и здоровье людей являются определяющими факторами, и мало кто задумывается, какие налоговые последствия возникают для благотворителя. А они могут оказаться неприятным сюрпризом, если не учесть некоторые нюансы налогового законодательства, официальной позиции контролеров и судебной практики.

Так, если помощь оказывается в виде передачи денежных средств, вопрос о начислении НДС с такой передачи не возникает, это не признается реализацией товаров (работ, услуг) для целей обложения данным налогом (подп. 1 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Не будет вопросов с начислением НДС и тогда, когда благотворитель использует специальный налоговый режим или освобожден от уплаты данного налога.

Если же передаются товары (выполняются работы, оказываются услуги), необходимо обратить внимание на документальное оформление данной помощи. В частности, норма подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ предусматривает освобождение от уплаты НДС, если товары (работы, услуги) передаются в рамках благотворительной деятельности.

В то же время освобождение от НДС неприменимо, если речь идет о передаче подакцизных товаров (например, передаются дезинфицирующие средства). Не действует освобождение и в случае спонсорского взноса: он не является благотворительным пожертвованием, носит целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по оказанию услуг рекламного характера 1 .

При этом и Минфин России, и УФНС по г. Москве настаивают, что для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС необходимо представить следующие документы 2 :

  • договор о безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • акт приема-передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав или иной документ, подтверждающий передачу;
  • документы, доказывающие целевое использование полученного.

В отсутствие подтверждающих документов высок риск того, что благотворитель не сможет подтвердить право на освобождение от НДС.

Справедливости ради отмечу, что нормами гл. 21 НК РФ перечень таких документов не предусмотрен. В соответствии с нормами гражданского законодательства пожертвование является односторонней сделкой и не требует чьего-либо согласия на его принятие (п. 2 ст. 582 ГК РФ). Это подразумевает, что оформление дополнительных двусторонних документов не требуется.

Судебная практика, в свою очередь, также неоднозначна. Одни суды исходят из того, что получение средств в рамках благотворительной помощи подтверждается письмом от ее получателя с просьбой перечислить деньги на определенные цели и платежным поручением о перечислении средств благотворителем 3 .

Другие считают 4 , что пожертвования в одностороннем порядке (без заключения договора) согласуются с положениями Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»: передача товаров (услуг) осуществляется на основании соответствующих распоряжений и писем.

Учитывая противоречивость позиций официальных органов и судов, целесообразно все-таки формировать пакет документов, подтверждающих передачу товаров (работ, услуг) на благотворительные цели. Это поможет снизить риски и подтвердить смысл хозяйственной операции 5 . Конечно, к данному вопросу нужно подходить и с позиции экономической целесообразности.

Еще один немаловажный момент: если товары (имущество) были специально приобретены для целей благотворительности, то НДС, уплаченный при их приобретении, к вычету не принимается, а включается в стоимость этих товаров (имущества) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Если же такие товары (имущество) были приобретены для облагаемых НДС операций ранее и НДС по ним был принят к вычету, его придется восстанавливать в том налоговом периоде, когда товары (имущество) были переданы на благотворительные цели (п. 3 ст. 170 НК РФ). Однако поскольку восстановленный НДС связан с благотворительной деятельностью (и не будет отвечать требованиям ст. 252 НК РФ для учета расходов), то учитывать его в составе прочих расходов (как предусмотрено в общих случаях по правилам подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ) крайне рискованно. С высокой степенью вероятности можно прогнозировать, что в учете такого расхода для целей налога на прибыль будет отказано.

Также если доля расходов на необлагаемые операции превысит 5% в общей сумме расходов (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ), возникает обязанность вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций и сумм «входящего» НДС (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ). Это требование актуально и при осуществлении благотворительной деятельности 6 .

Кроме того, можно отказаться от применения данного освобождения на срок не менее года, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета не позднее первого числа налогового периода, с которого намерены отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Что касается налога на прибыль, то расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и трат, связанных с такой передачей, в составе затрат не учитываются, поскольку не отвечают требованиям ст. 252 НК РФ (п. 16 ст. 270 Кодекса) 7 . Исключений в отношении благотворительной помощи нормы гл. 25 НК не содержат.

Нельзя учитывать в составе расходов и суммы целевых отчислений, произведенных на содержание некоммерческих организаций (п. 34 ст. 270 НК РФ), а также средства и иное имущество, имущественные права, переданные на содержание некоммерческих организаций, включая благотворительную деятельность (подп. 4 п. 2 ст. 251 Кодекса).

Поскольку расходы на товары (работы, услуги), переданные в виде благотворительной помощи, не связаны с получением доходов, воспользоваться положениями подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ (в части возможности учесть иные обоснованные внереализационные расходы) не получится.

Следует иметь в виду, что не могут быть приняты не только затраты на приобретение товаров (работ, услуг), переданных в благотворительных целях, но и амортизация по объектам основных средств за период их передачи в безвозмездное пользование, а также расходы на оплату труда (и страховые взносы) персонала, занятого в производстве переданных на благотворительность товаров (работ, услуг), и другие подобные расходы.

При исчислении единого налога при УСН (база «доходы минус расходы») действует аналогичное правило: расходы, указанные в ст. 270 НК РФ, не принимаются 8 .

Законами субъектов РФ может быть установлено право уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов, – применение инвестиционного налогового вычета при исчислении налога на прибыль (п. 1 ст. 286.1 НК РФ). Необходимо учитывать, что:

  • данное право должно быть предусмотрено законом субъекта Федерации (но не везде такие законы приняты);
  • пожертвования должны быть перечислены государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений. То есть если помощь оказывается, например, непосредственно гражданам, применить вычет будет невозможно;
  • право на вычет распространяется не на все организации (это относится, например, к резидентам особых экономических зон, участникам региональных инвестиционных проектов, свободных экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития. Перечень таких организаций установлен п. 11 ст. 286.1 НК РФ).

Для благотворительных организаций законами субъектов Федерации могут быть также предусмотрены пониженные ставки налога, подлежащего зачислению в местные бюджеты (п. 1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо, чтобы субъектом РФ был принят соответствующий закон и соблюдены условия для применения пониженной ставки, предусмотренные этим законом (такие законы приняты не везде).

Если благотворителем выступает физлицо (в т. ч. индивидуальный предприниматель), оно имеет право на получение социального налогового вычета (п. 3 ст. 210, подп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Реализовать данное право можно при соблюдении следующих условий:

  • вычет применяется только в отношении доходов, облагаемых по ставке 13%. То есть, например, индивидуальные предприниматели на УСН, ЕНВД и патенте воспользоваться вычетом не смогут;
  • вычет предоставляется в сумме, направленной физлицом в течение года на благотворительные цели в виде денежной помощи определенным категориям получателей (благотворительным и религиозным организациям, НКО. Перечень и некоторые условия приведены в п. 1 ст. 219 НК РФ). Если помощь оказывалась гражданам, право на вычет не возникает;
  • нельзя заявить вычет и в том случае, если помощь оказывалась неденежными средствами 9 . Правда, есть примеры, когда суды не согласились с такой трактовкой 10 . В указанных случаях существует риск возникновения спора с налоговым органом;
  • вычет не может превышать 25% дохода, полученного физлицом за год.

Кроме того, не использованный в налоговом периоде остаток вычета на следующие налоговые периоды не переносится.

Законом субъекта Федерации может быть увеличен предельный размер вычета (но не более 30% суммы дохода физлица) и установлены категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов), пожертвования которым могут быть приняты к вычету в увеличенном предельном размере.

Подводя итог, хотелось бы выразить надежду, что в сложившихся тяжелых для экономики условиях одной из мер поддержки окажутся действия властей, которые путем снижения налогового бремени поддержат тех, кто в весьма сложных условиях проявил гражданскую ответственность, оказывая столь необходимую сейчас помощь.

Кроме того, на встрече с волонтерами, состоявшейся 30 апреля, Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости поддержки благотворительных организаций.

1 Письмо Минфина от 1 сентября 2009 г. № 03-03-06/4/72.

2 Письмо Минфина от 26 октября 2011 г. № 03-07-07/66, письма УФНС России по г. Москве от 2 декабря 2009 г. № 16-15/126825, от 5 марта 2009 г. № 16-15/019593.1, от 2 августа 2005 г. № 19-11/55153.

3 Постановления ФАС Московского округа от 26 января 2009 г. № КА-А40/13294-08 по делу № А40-3912/08-129-16, от 9 января 2008 г. № КА-А40/13490-07-2 по делу № А40-74705/06-126-466, ФАС Северо-Западного округа от 17 ноября 2005 г. по делу № А56-11300/2005.

4 См., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2005 г. № А58-5044/04-Ф02-3966/05-С1.

5 Постановления ФАС Поволжского округа от 10 ноября 2005 г. по делу № А55-2057/2005-29, ФАС Северо-Кавказского округа от 21 августа 2013 г. по делу № А32-26727/2012.

6 Постановление ФАС Московского округа от 11 октября 2011 г. по делу № А40-138316/10-90-799.

7 См. также письма Минфина России от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42, от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40.

8 Пункт 2 ст. 346.16 НК РФ. См. также Постановление ФАС Уральского округа от 26 июня 2012 г. № Ф09-4813/12 по делу № А50-19121/2011, Письмо Минфина России от 15 апреля 2005 г. № 03-04-14/06.

9 Письмо Минфина России от 2 марта 2010 г. № 03-04-05/8-78.

10 Постановления ФАС Уральского округа от 8 декабря 2008 г. № Ф09-9086/08-С2 по делу № А50-6933/08, Поволжского округа от 28 июня 2006 г. по делу № А12-29703/05-С51.

Читайте также: