Бизнес функция налогового автомата исполняется

Опубликовано: 17.05.2024

Инициативы противодействия практикам размывания налоговой базы и переноса налогооблагаемых доходов (BEPS), в том числе давно обсуждаемый стандарт Country-by-Country Reporting (CbCR), автоматический обмен информацией о рулингах (EU Directive on Administrative Cooperation), стандарт ИПДО (Инициатива прозрачности добывающих отраслей), Директива ЕС "О прозрачности", новое российское законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК) - этим обилием действующих и ожидаемых нововведений в области раскрытия информации необходимо управлять, чтобы налоговая функция служила эффективной поддержкой бизнеса, а не была слабым местом.

Фото: Depositphotos.com

Фото: Depositphotos.com

Одной из самых обсуждаемых инициатив BEPS - плана действий, созданного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), - является инициатива по пересмотру требований к подготовке документации по трансфертному ценообразованию - так называемый Шаг 13 CbCR. По сути, ОЭСР рекомендует своим членам адаптировать требования к раскрытию информации, предложенные в рамках BEPS, чтобы 2016 календарный год стал первым отчетным годом по новому виду отчетности.

Если государства изменят свое законодательство таким образом, чтобы исполнять рекомендации по CbCR, межнациональным компаниям придется сообщать определенную информацию налоговым службам страны присутствия, включая данные не только по дочерним и зависимым обществам, находящимся в стране, но и по группе в целом. К таким данным, помимо прочего, относится организационная структура группы, финансовая и налоговая информация по группе, описание внутригрупповых сделок, а также распределение количественных показателей группы по странам присутствия (выручка, прибыль, активы, налоги, численность персонала и пр.).

Сейчас только Испания изменила свое законодательство соответствующим образом, установив, что если материнская компания группы, одна из компаний которой расположена в Испании, находится в государстве, где не приняты правила раскрытия информации, аналогичные CbCR, такая группа должна будет раскрывать указанную информацию испанским налоговым органам. Дебаты о принятии соответствующих требований в других странах продолжаются.

Россия не входит в ОЭСР, и рекомендации организации не являются для наших законодателей обязательными. Однако тот факт, что национальное законодательство РФ медленно, но верно идет дорогой международных практик - достаточно вспомнить введение у нас правил трансфертного ценообразования и законодательства о КИК, - заставляет держать вопрос CbCR в поле своего зрения. Кроме того, нельзя исключать, что Федеральная налоговая служба будет проявлять интерес к введению таких требований в других странах, планируя путем обмена информацией получить доступ к данным о распределении между различными странами финансового результата и налоговой нагрузки групп, функционирующих в России.

Еще одним требующим внимания новшеством в ряду индустриальных и секторальных инициатив является Директива Европейского союза "О прозрачности". В конце 2014 года Великобритания, первая из стран ЕС, ввела требования данной директивы в национальное законодательство, обязав компании добывающей отрасли, ценные бумаги которых допущены к торгам на основном (главном) рынке Лондонской биржи, раскрывать для публичного пользования любую информацию о крупных платежах в пользу государств в разрезе по странам и проектам, а также по типам платежей в связи с деятельностью по добыче полезных ископаемых и лесозаготовке, величина которых превышает 86 000 фунтов стерлингов. Требование распространяется на первый отчетный период 2015 года с необходимостью отчитаться в июне 2016 года.

Представляется, что распространение требования по раскрытию информации по компаниям добывающего и лесозаготовительного секторов, торгующихся на Лондонской бирже, - это только "проба пера". Сейчас идут активные дискуссии по включению в список "отчитывающихся" отраслей любых компаний, допущенных к торгам на площадке.

Фото: depositphotos.com

Фото: depositphotos.com

Директива ЕС не выглядит неожиданностью. Уже более 10 лет действует Глобальный стандарт раскрытия информации компаниями добывающего сектора (Extraction Industries Transparency Initiative) для ежегодного раскрытия все той же информации обо всех платежах независимо от их размера, произведенных компаниями добывающего сектора в пользу государства. Следование стандарту не закреплено на законодательном уровне и является добровольным, хотя носит ярко выраженный репутационный характер. 31 страна уже внедрила его, еще 17 планируют ввести его в ближайшее время.

В этих условиях основной задачей становится эффективное управление информацией. Если сравнить требования по раскрытию информации, очевидно множество пересечений: одна и та же информация в том или ином виде раскрывается в разных отчетах. Например, информация о налоговых платежах раскрывается в CbCR, EITI, Европейской директиве "О прозрачности", налоговой отчетности по КИК в РФ. Это требует адаптации контрольных процедур налоговой службы компании под новую реальность.

В современных условиях, чтобы эффективно управлять налогообложением иностранного бизнеса межнациональных компаний, нужно находить комплексные решения, максимально централизующие стратегическое управление и контроль при достаточном уровне локальной налоговой экспертизы. Как нельзя лучше этому требованию соответствует централизованное управление процессами подготовки иностранной отчетности. Такой подход, подразумевающий наличие процессов, направленных на конкретный результат в данный период времени, с адаптированными контрольными процедурами, способен принести плоды в условиях постоянно меняющихся, растущих международных требований.

Исполнение локальных требований к налоговой отчетности в данном случае является самой простой из задач - достаточно нанять компанию, специализирующуюся на аутсорсинге процессов по подготовке отчетности, если нет возможности нанять собственный штат в стране присутствия. Контроль за деятельностью этого провайдера, сопоставление информации, раскрываемой на местном уровне, с глобальными показателями - функция группы централизованного управления, членами которой должны быть не только налоговые эксперты, но и юристы, бухгалтеры, представители бизнеса.

Институт централизованного управления международной функцией пока нов для РФ, хотя, как показывает опыт, он является частью естественного эволюционного процесса развития практики управления международным налогообложением бизнеса. Роль внешнего провайдера, способного взять на себя рутинное обслуживание группы по всему миру и определенную часть функции центрального управления международным налогообложением, становится все более востребованной.


ФНС — одно из самых технологичных ведомств в России. Однако многих бизнесменов почему-то все еще удивляет, что налоговый контроль становится тотальным, а фискальные органы могут узнавать о нас все в режиме реального времени.

Можно сказать, что для бизнеса налоговая служба стала примером для подражания. Экономика в стагнации, доходы бизнеса и потребителей не растут, но собираемость налогов каждый год ставит рекорды. Рост сборов в 2018 году составил 114 процентов. В 2017 году динамика была примерно такая же. Растет ли бизнес двукратными темпами?

Такой успех ФНС принесла цифровая трансформация. Однако ведомство не собирается останавливаться на достигнутом и продолжает совершенствовать системы контроля над бизнесом. Расскажу, как будут контролировать компании и предпринимателей через 5–10 лет.

Три главные технологии для контроля над бизнесом сегодня

ФНС успешно использует и развивает три основные системы контроля.

АСК НДС-2. С помощью этой системы налоговики мониторят весь процесс создания добавленной стоимости в режиме реального времени. Система автоматически сопоставляет декларации, находит разрывы в цепочке НДС, составляет риск-профиль каждого налогоплательщика.

Система демонстрирует феноменальную эффективность. За три года среднероссийский налоговый разрыв по НДС сократился в девять раз: с 9 процентов в начале 2016 года до 1 процента на конец 2018-го. В результате не платить НДС или заниматься незаконным возмещением из бюджета стало практически нереально.

Компании взялись за оптимизацию других налогов, но через три-пять лет не останется и такой возможности.

В 9 раз сократилось количество нарушений, связанных с НДС, за последние три года

АСК НДС-2 — часть более широкой автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-3». В эту систему также входят данные о регистрации юрлиц и ИП, о банковских счетах юридических и физлиц, IP-адресах от операторов связи. Плюс информация от таможни, которая позволяет контролировать импорт по ЕАЭС.

Вскоре фискальные органы применят принципы АСК НДС-2 к другим видам налогов и всей системе «Налог-3». Как это будет работать, в ФНС не говорят ни официально, ни в частных беседах.

Онлайн-кассы. С их помощью анализируют оптовые и розничные продажи. В ближайшей перспективе они помогут обеспечить контроль наличности на уровне 100 процентов.

Наши источники в ФНС говорят, что в ведомстве рассматривается вопрос об отказе практически от всей отчетности для розничной торговли. А налоговую базу для налогоплательщика будут формировать не по налоговым периодам, а в режиме реального времени.

Национальная информационная система маркировки и прослеживаемости товаров. Маркировка — средство идентификации, чтобы проследить весь путь товара от производителя или от границы до конечного потребителя. Система вытесняет с рынка контрафакт и фальсификат, а также пресекает серые схемы. Благодаря этому государство сможет управлять поставками и быстро выводить из оборота недоброкачественные партии товаров.

Сейчас уже обязательна маркировка меховых изделий, алкоголя, лекарств. В этом году перечень товаров расширится. Маркировать начнут: сигареты, обувь, духи, шины, фотоаппараты, постельное белье, верхнюю одежду.

Помимо этого, готовится запуск пилотного проекта по маркировке пива, минеральной воды, чая, а также готовой молочной продукции. До 2024 года должна заработать единая система маркировки товаров.

проконсультироваться

Тотальный контроль в будущем

По нашим сведениям, ФНС в конце 2018 года объединила потоки данных из АИС «Налог-3», онлайн-касс, системы маркировки и прослеживаемости товаров в единую информационную мегасистему на основе Big Data. Это целая сеть больших информационных центров по сбору, обработке и анализу огромного объема данных. Нам известно о трех таких дата-центрах: основном в Подмосковье (Дубна) и резервных-дополнительных в Волгоградской и Нижегородской областях. Используются искусственный интеллект, машинное обучение, межмашинный обмен данными и другие передовые технологии.

Мегасистема не ограничится только перечисленными компонентами. Туда же будут передаваться данные всех загсов и архивов, то есть информация обо всем населении. Уже сейчас туда возможно подгрузить всю сетевую аналитику, данные из соцсетей, компьютеров и телефонов, которые мы открыто сообщаем.

Пока система работает в пилотном режиме — данные не систематизированы и не сопоставлены должным образом. Но это вопрос ближайших трех-пяти лет. А в следующие год-два ФНС будет тестировать и отлаживать работу своих дата-центров.

Уже сейчас в США искусственный интеллект предсказывает время и место совершения возможного преступления. В России цифровые технологии будут выявлять сведения о налоговых обязательствах и правонарушениях.

В итоге налоговые обязательства будут исполняться полностью автоматически. Сегодня мы настраиваем автоплатежи за услуги ЖКХ, а через три-пять лет налоги будут автоматически списывать с расчетных счетов компаний. Пени, штрафы и недоимки за нарушения — тоже. А если не согласен, то доказывать это придется скорее в офлайне, чтобы было сложнее.

Такие перемены не фантастика — подобное мы уже проходили во взаимоотношениях с ГИБДД. Гаишников сократили, зато увеличили количество видеокамер, которые фиксируют нарушения. В итоге «отмазаться» взятками больше не получается, приходится платить в бюджет бешеные штрафы. Аналогично перестраивается работа ФНС.

Есть в таких переменах и положительные стороны. У бизнеса появится простой и быстрый доступ к господдержке и госуслугам, включая получение налоговых вычетов и возмещений. То же самое относится к банковским и другим услугам. Значительно уменьшится объем отчетности.

Наверняка бонусом станет серия внутренних налоговых амнистий — как сейчас это делается для возврата в Россию активов из-за рубежа.


Что говорит ФНС

В декабре 2018 года глава ФНС Михаил Мишустин анонсировал следующий этап развития налоговой службы. После полной цифровизации будет создана «адаптивная платформа» налогового администрирования. Платформа будет работать только с цифровыми источниками данных и оперировать в режиме реального времени. Это станет переходом к новой форме взаимодействия с налоговой.

Первая стадия цифровизации ФНС выражалась в создании веб-сайтов, веб-порталов и персональных электронных сервисов. Вторая стадия, которая реализуется сейчас, — это мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы. Процесс займет еще несколько лет.

По словам главы ФНС, налоговые сервисы должны быть интегрированы в бизнес-среду. Все налоговые обязательства будут исполняться автоматически, а экономика станет прозрачной. ФНС считает, что границей перехода к «новой прозрачности» станет практическая реализация в экономике интернета вещей (IoT) в 2025–2035 годах.

Через 10–15 лет ФНС видит себя как сервисную службу, которая постоянно тесно взаимодействует с «цифровыми процессами» внутри компании-налогоплательщика. В том же режиме будет проверяться корректность уплаты налогов.

ФНС сообщила, что стремится перейти к более доверительным отношениям с налогоплательщиками, снизить административную нагрузку на бизнес, сократить количество и срок проверок. Сейчас их число снижается за счет применения методов аналитики. В 2018 году только благодаря «аналитическим системам» бюджет получил дополнительные 345 млрд руб. Налоговый контроль смещается в сторону риск-ориентированных моделей и профилактики нарушений.

Пример партнерских отношений с налогоплательщиками — введение такого вида контроля, как налоговый мониторинг. Это замена традиционных проверок на онлайн-взаимодействие, когда компания предоставляет ФНС удаленный доступ к своим информационным системам.

Участники налогового мониторинга могут выбрать способ взаимодействия с ФНС в зависимости от собственной технической оснащенности.

ФНС приводит следующие данные по участникам налогового мониторинга:

  • 36% предоставляют доступ в учетную систему организации;
  • 25% обеспечивают доступ в аналитическую витрину данных, где организация публикует информацию для налогового органа;
  • 39% обмениваются информацию по телекоммуникационным каналам связи.

проконсультироваться

Останутся ли преступные схемы в будущем?

Через 10 лет исчезнут все старые схемы по уходу от налогов и отмыванию денег. С учетом тенденций мы вовсе перестанем пользоваться наличными деньгами.

Исчезнут серые зарплаты. Контроль поступлений на счет работника вызовет вопросы к компании при любых подозрительных выплатах. Исчезновение наличных скажется на теневом секторе.

Номинальных руководителей будут вычислять сразу, как и реальных бенефициаров. Анализ данных из электронных источников сделает поиск настоящих выгодоприобретателей моментальным.

Вывести деньги без налогов будет невозможно. Офшорные зоны исчезнут или станут прозрачными. Каждая внутренняя и внешняя операция компании будет видна налоговикам в режиме реального времени, поэтому схемы с займами, завышением стоимости и прочие махинации бухгалтерии тоже исчезнут. Большое количество промежуточных операций потеряет эффективность, так как искусственный интеллект сможет мгновенно их обработать.

Но можно предположить, что на смену старым придут новые модели легализации доходов. Вероятно, будут использоваться криптовалюты или иные виды валют.

Обнальщиков заменят хакеры, а схемы по выводу денег — системы для взлома. Как сейчас некоторые люди с помощью proxy обходят блокировки сайтов, так в будущем акцент сделают на обходе систем контроля. Технический прогресс не только на стороне ФНС. На рынке появятся услуги теневых программистов, а валютные операции будут проводиться через аналог нынешнего даркнета.

Появятся новые законы и лазейки в них. Вряд ли в ближайшие 20 лет законодательство станет совершенным, а коррупция исчезнет. Изменения в законах будут не только перекрывать старые варианты вывода денег, но и создавать новые.

Остались вопросы по этим и другим темам?

Свяжитесь с нами, мы поможем:

На повестке дня 40-страничный документ, который называется «План деятельности ФНС России на 2021 год». Этот План был утвержден Министерством финансов только 19 февраля 2021 года, и совсем недавно он появился в открытом доступе. Я внимательнейшим образом все 40 страниц проштудировал, и некоторые вещи вам из этого Плана процитирую. Советую дочитать статью до конца, потому что самое интересное припасено напоследок.

План деятельности ФНС России на 2021 год

Этот План деятельности ФНС России касается любых более-менее взрослых физических лиц, у которых есть какая-нибудь банковская карта. Также этот План касается всех бизнесменов. То есть этот План охватывает всех нас.

На что направлен План?

План направлен на развитие системы налогового администрирования, на развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров.

При этом первый раздел Плана посвящен, конечно же, налоговому контролю.

«Организация и проведение налогового контроля налогоплательщиков, плательщиков страховых взносов с применением аналитических инструментов, выявление сокрытой налоговой базы и недостоверной информации при расчете налогов, сборов и страховых взносов».

Все эти системы направлены на то, чтобы аналитическим путем выявлять сокрытую налоговую базу и взыскивать соответствующие недоимки, пени и штрафы.

Будет сделана «Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительными органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Есть соглашение между ФНС и правоохранительными органами, согласно которому они должны информацией друг с другом делиться. Например, налоговики должны немедленно передавать информацию, если у вас сумма недоимки тянет на уголовное преступление. А полиция должны делиться своей информацией. Эта работа будет продолжена и усовершенствована.

И аналогично будет проведена совместная работа по выявлению объектов налогообложения с ФТС. Чтобы в результате этой аналитической работы от налоговиков не ушла ни одна копейка.

«Реализация отраслевых проектов по пресечению незаконных схем уклонения от уплаты налогов в сельскохозяйственной отрасли, а также в сфере осуществления автомобильных грузоперевозок и транспортно-экспедиционного обслуживания».

Вспоминаю, когда 2 - 3 года назад они взялись за клининговые компании. И у меня тогда спрашивали: «Кто будет следующим?» Я тогда назвал эти 3 отрасли, также еще называл строительный бизнес. Почему-то строительный бизнес упущен. Должны были заняться и строительным бизнесом тоже.

Дальше усовершенствуют налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Здесь будет мониторинг и соответствующие разъяснение Минфина. Также нас ждет проведение проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Про АИС «Налог-3»

«Внедрение в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС «Налог-3» в части реализации дашборда по управленческой отчетности и прикладной подсистемы «Экспедитор данных».

Что из себя представляет система АИС «Налог-3», а также что такое дашборд и подсистема «Экспедитор данных»? В АИС «Налог-3» можно найти абсолютно всю информацию о физических лицах, юридических лицах, ИП-шниках, по оборотам, доходам, расходам, налоговым платежам, вся история взаимосвязей и т. д.

А дашборд – это панель управления. И эта панель управления будет усовершенствована так, чтобы министерства и ведомства с помощью подсистемы «Экспедитор данных» могли более эффективно за вами наблюдать. И это будет запущено в промышленную эксплуатацию в 2021 году.

Следующее, что будет запущено в промышленную эксплуатацию, касается бухгалтерской отчетности в АИС «Налог-3».

«Развитие прикладного программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего функции государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ресурс БФО) путем дополнения в ресурс БФО бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год».

Это будет введено, чтобы все министерства и ведомства видели всех как на ладони.

Давайте посмотрим, что у нас дальше.

«Разработка “Аналитического портала ФНС России” на официальном сайте ФНС России для отражения индикаторов эффективности работы ФНС России и налоговых индикаторов развития экономики на основании официальных данных, полученных в процессе администрирования».

И все то, что я перечислил, делается, чтобы вам, бизнесменам, стало легче. Давайте теперь взглянем на следующий раздел.

«Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля»

То есть нас всех будут подвергать риск-анализу и дистанционному автоматическому контролю. Для этого, внимание, запланировано кое-что интересное.

«Повышение качества налогового администрирования в части проведения дистанционного автоматизированного контроля. Обеспечение полноты учета выручки в целях правильного формирования налогооблагаемой базы».

Это будет введено приказом ФНС России. Также эта система будет введена в промышленную эксплуатацию в рамках АИС «Налог-3».

«Ввод в промышленную эксплуатацию программного обеспечения АИС “Налог-3”, реализующего автоматизацию функции контроля за применением контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Полный автоматический контроль! А к этому будет подстыкована система, которая тоже в этом году вступит в промышленную эксплуатацию.

«Реализация мероприятий по созданию национальной системы прослеживаемости товаров».

И все, доходы контролируются в автоматическом режиме. Выручка торговых и розничных сетей контролируется, прослеживаемость контролируется. Все это стыкуется. Ну, кайф!

Дальше налоговики усовершенствуют план работы с ФССП по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам.

Также будет создан единый государственный реестр арбитражных управляющих. И арбитражные управляющие подпадут под контроль налоговиков, чтобы никто не договорился с теми, кого они банкротят. Чтобы арбитражные управляющие качественно, в рамках субсидиарной ответственности, искали имущество. Система контроля арбитражных управляющих будет пристыкована к АИС «Налог-3» как подсистема.

Налоговики стыкуют разные модули, как космический корабль, наращивают объемы.

Аналогично будет введено в промышленную эксплуатацию программное обеспечение «Налоговые споры». Все тоже под козырьком теперь, налоговые споры будут под козырьком аналитиков из ФНС России, чтобы никто ни в коем случае там не мог договориться.

Дальше, коллеги. Также в промышленную эксплуатацию будет введена еще одна платформа.

«Автоматизация процесса досудебного обжалования на проведенные контрольно-надзорные мероприятия».

«Развитие платформы Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), расширение прозрачности процесса рассмотрения материалов жалобы на всех этапах ее «жизненного цикла», требование Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

«Разработка автоматизированных методов контроля за исполнением организациями финансового рынка положений главы 20.1 НК РФ «Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями)».

Как я уже говорил, банки потихоньку начнут обмениваться информацией с налоговиками. И начнут с этого. Дальше поговорим о том, что автоматический обмен банковской информацией с налоговиками к концу года будет запущен. Я об этом сто раз уже говорил. Может быть, кто-то думал, что я шучу. Нет, я не шутил. Я об этом знал еще в прошлом году.

Пока что это были цветочки. Ягодки будут дальше. Я же обещал ответить на вопрос: «Зачем все это делается?» Все, что я читал, это, конечно же, приведет к более качественному обслуживанию налогоплательщиков, и в разделе «Организация работы с налогоплательщиками» запланировано многое.

«Обеспечение функционирования мониторинга, контроля качества и оценки результатов предоставления государственных услуг с сохранением уровня удовлетворенности не менее 90 процентов в 2020 году».

То есть налогоплательщики, будет удовлетворены качеством работы, услуг, предоставляемых ФНС России благодаря всем этим системам, не меньше чем на 90 %. Или еще одно хорошее дело от налоговиков:

«Проведение Дня открытых дверей по информированию граждан о законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, порядке и сроках уплаты налога на доходы физических лиц (в случае улучшения ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции)».

Это же здорово, что налоговики будут информировать, как платить налоги.

С 1 июля 2021 года будет утвержден формат электронной доверенности. Если декларация подписана не директором, то у подписавшего должна быть электронная доверенность, иначе у вас не примут декларацию.

Или, например, налоговики, придумали еще одну подсистему:

«Внедрение прикладной подсистемы “УСН-онлайн”, реализующей возможность аналитического учета доходов в оперативном режиме и исключения обязанности предоставления налоговой декларации субъектами МСП».

Все, за нас посчитают все налоги. Кнопку нажал, все списали.

Добрались наконец до конца документа. Эту информацию прочитайте внимательно. Это коснется всех вас. И в 2021 году это будет введено, внимание, в промышленную эксплуатацию.

«Создание цифровой платформы для обмена сведениями о налогоплательщике при оказании финансовых и иных услуг».

А кто оказывает нам финансовые и иные услуги? Банки. Но речь тут идет не только о них. Тут еще и иные услуги указаны. Какие? Не сказано. Может быть, услуги ломбардов и лизинговых компаний. Я не знаю, что они имеют в виду. Но с банками точно с 2021 года заработает цифровая платформа для обмена сведениями о налогоплательщике.

И естественно, налоговики, с помощью этой цифровой платформы начнут получать всю нужную им информацию о налогоплательщиках (физических и юридических лицах). Если, например, будут вопросы о происхождении денег на вашей карте, робот выставит требование дать пояснения. И если ваши требования не удовлетворят налоговиков, то вас ждут санкции и штрафы.

Аналогично будет контролироваться крипта и электронные деньги. Эти системы будут запущены и введены в промышленную эксплуатацию в этом году.

«Создание цифровой аналитической платформы и передачи данных в органы государственной власти».

Отлично! То есть будет запущена цифровая платформа по сбору данных, как минимум, от организаций, оказывающих финансовые услуги, то есть от банков. А затем вся эта информация будет доступна органам государственной власти.

Для меня тут вообще ничего нового. Но для вас, возможно, есть новинки. Еще одна система будет запущена в опытную эксплуатацию.

«Развитие электронного документооборота в хозяйственной деятельности, в том числе перевод в электронную форму выставляемых хозяйствующими субъектами счетов-фактур».

Я вам больше скажу, планируется в ближайшие пару лет стандартизировать вообще все документы во всех организациях. И после этой стандартизации, когда система будет запущена, налоговики получат доступ к вашим «внутренностям».

И как нам уже было объявлено (первый раз это было еще в апреле 2018 года) господином Мишустиным: «Мы сможем взимать налоги самостоятельно, без участия налогоплательщиков буквально с каждой транзакции». Я не цитирую Мишустина, но идею воспроизвел точно.

Ну, что вам еще сказать? Ну, конечно же, в эксплуатацию будет запущена «Автоматизация процессов налогообложения физических лиц с доходов в виде процентов по банковским вкладам». Ну, здоров же! Чик – денежку забрали. Кайф!

«Создание программного обеспечения и ИТ-инфраструктуры Ведомственного центра ФНС России».

Супер, у нас будет создан целый ведомственный центр.

«Развитие обеспечивающей подсистемы “Большой мониторинг” (ОП БМ) АИС «Налог-3».

Честно, не знаю, что имеется в виду под системой «Большой мониторинг». Не знаю. Вот это для меня новое. Честно вам скажу.

Будет создана АИС «Налог-4». Тоже не знаю, что в ней будет.

«Разработка концепции автоматизированной информационной системы ФНС России четвертого поколения в условиях динамического внешнего окружения с учетом применения технологий импортозамещения».

Ну, наверное, хватит. Я коротко ознакомил вас с Планом деятельности ФНС России на 2021 год, утвержденным Министерством финансов.

И мы с вами видим, что все цели направлены на автоматический электронный цифровой налоговый контроль. Я не хочу за вас делать выводы. Мне, наоборот, интересно ваше мнение. Почитайте и напишите свое мнение в комментарии. Мы с вами прекрасно понимаем, к чему все эти системы контроля введут.

Добавьте сюда все новые законы о контроле НДС, о стыковке счетов-фактур и деклараций по НДС с прослеживаемостью товаров. Добавьте сюда маркировку всего и вся. И все это будет встроено вот в эти подсистемы, системы.

Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и на практику «раскрытия» схем «дробления бизнеса». В условиях новой правовой реальности, где ФНС активно берет на себя функции судов, вопросы «дробления бизнеса» еще долго не потеряют свою актуальность.

Напомним, что относительно недавно ФНС России направила территориальным налоговым органам письмо по итогам мониторинга правоприменительной практики, рекомендациями которого должны будут использовать инспекторы в своей работе. Данные разъяснения по вопросу применения ст.54.1 НК РФ не обошли стороной тему «дробления бизнеса», посвятив данному вопросу скромный раздел, состоящий из двух пунктов.

Модель ведения бизнеса и письмо ФНС по ст.54.1 НК РФ:

Пунктом 27 письма ФНС решила показать, что выходит на новый уровень эволюционного развития, введя в свой понятийный оборот новый красивый термин «бизнес-модель ведения хозяйственной деятельности в рамках группы лиц, часть из которых применяют специальные налоговые режимы».

Далее ФНС рассказывает, когда бизнес-модель ведения хозяйственной деятельности в рамках группы лиц, часть из которых применяют специальные налоговые режимы можно считать схемой «дробления бизнеса». Повторяя, как мантру, ранее сформулированные позиции, ФНС умело обосновывает встраивание нормы п.1 ст.54.1 НК РФ в свой карательный инструментарий по доказыванию «схем дробления».

Суть разъяснений о том, что такое «дробление бизнеса» и как оно должно «раскрываться» свелось к перечислению, ранее сформулированных «постулатов», а именно, «вывод о нарушении требований подпункта 1 пункта 2 статьи 54.1 Кодекса и об исключительно или преимущественно налоговых мотивах организации ведения бизнеса в рамках группы лиц с применением преференциальных специальных налоговых режимов может быть сделан, в частности, в случае, если:

а) налогоплательщиком ведется деятельность через применяющих специальные налоговые режимы подконтрольных лиц, которые не осуществляют ее в своем интересе и на свой риск, не выполняют реальных функций, и принимают на себя статус участников операций с оформлением документов от своего имени в интересах контролирующего лица,

б) хозяйственная деятельность осуществляется налогоплательщиком и иными входящими в группу лицами с использованием одних и тех же работников и иных ресурсов при тесном организационном взаимодействии данных лиц,

в) осуществляются хотя и разные, но неразрывно связанные между собой направления деятельности, составляющих единый производственный процесс, направленный на получение общего результата».

Все это, как известно, уже нашло свое отражение в Письме от 11 августа 2017 г. N СА-4-7/15895@, Письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ и в Письме ФНС России от 29.12.2018 N ЕД-4-2/25984.

Справедливости ради стоит обратить внимание на Письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@, где налоговым органом уже был дан ответ на вопрос о том, как применяется п.1 ст.54.1 НК РФ, когда создание схемы «дробления бизнеса» будет явно свидетельствовать об умышленном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни и, кстати, именно данным письмом ФНС уже давались рекомендации по применению положений статьи 54.1 НК РФ.

Сравнивать данные письма ФНС – дело неблагодарное. Ключевое отличие данных разъяснений в риторике, которой придерживается ФНС. Если первое письмо делало упор, на то, как налоговому органу доказывать отсутствие реальности хозяйственной операции и соответствующий умысел налогоплательщика, то последнее письмо полностью перекладывает бремя доказывания на налогоплательщика по принципу «с больной головы на здоровую». Про бремя доказывания говорить необходимости нет, так как подробно это было уже сделано в статье «Новая «мантра» для налоговиков по применению ст. 54.1 НК РФ: системного подхода при применении данной статьи не будет».

К вопросу о доначислении сумм налогов при выявлении схем «дробления бизнеса» ФНС решила подойти механистически. Не став утруждать себя формулировкой сложных материй, ФНС предложила территориальным органам «руководствоваться правовыми позициями, изложенными в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 306-КГ18-13128, от 16.04.2019 № 302-КГ18-22744, от 30.09.2019 № 307-ЭС19-8085». Детализировать позиции, содержащиеся в вышеуказанных кейсах ВС РФ необходимости нет, так как это уже было сделано коллегами.

Вернемся к тому, с чего был начат данный обзор, а точнее к попытке ФНС показать «высокий» уровень эволюционного развития через «умелое» оперирование термином «бизнес-модель». То ли начитавшись деловой прессы и учебников по менеджменту организации, то ли в погоне за «хайпом» правоприменители из ФНС решили дать бизнесу четкий сигнал, что создают готовое «лекало» для последующего его рамочного использования своими филиалами (т.е. судами) против него.

Подобные действия ФНС не только переходят все границы дозволенного, но и ограничивают возможности надлежащего применения закона, его правильного трактования и применения судами. ФНС, создавая соответствующую порочную практику, идет наперекор духу закона, направленного на развитие предпринимательской деятельности.

Использование ФНС в рамках противодействия «дроблению бизнеса» нового лекала под названием «бизнес-модель» неслучайно. Это результат планомерной работы ФНС, которая направлена на «истребление» частного бизнеса. Внедрением в правовой оборот подобных дефиниций ФНС ставит под сомнение все достижения по формированию предпринимательской культуры в обществе.

Инструментарий доказывания «налоговой схемотехники» не поменяется:

Критиковать разъяснения ФНС за ее бессистемный подход можно бесконечно, но несмотря на это сами налогоплательщики допускают ошибки и ключевая ошибка – несоблюдение баланса структуры бизнеса при разделении финансовых потоков и активов.

В последнем разделе письма ФНС мы не увидим четких указаний судам, как раскрывать схемы дробления бизнеса, однако, в п.8 письма такие подсказки имеются.

Так, согласно п. 8 письма, о направленности действий налогоплательщика на неправомерное уменьшение налоговой обязанности (в рассматриваемом случае через «дробление бизнеса») могут свидетельствовать следующие факты:

- обналичивание денежных средств проверяемым налогоплательщиком, аффилированными или подконтрольными лицами;

- использование таких средств на нужды налогоплательщика, учредителей налогоплательщика, его должностных лиц, иных связанных с ними лиц (взаимозависимых, подконтрольных, контролирующих лиц, родственников и т.п.);

- использование одних IP-адресов;

- обнаружение печатей и документации контрагента на территории (в помещении) проверяемого налогоплательщика и другие.

На первый взгляд ничего нового, за тем лишь исключением, что ФНС просто детализировала один из признаков «дробления» - формальный документооборот. К слову, об этом уже говорилось в Письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@.

Между тем, то ли не понимая, как строится бизнес, то ли не желая этого понимать ФНС намеренно упустила ряд немаловажных моментов. Видимо очередной раз решила оставить это на откуп своим судам.

Описывая использование «аутсорсинговых схем» работы с персоналом, совпадение IP-адресов и т.д. ФНС, к сожалению, не стала утруждать себя таким вопросом, а каков должен быть минимальный размер налоговой выгоды в виде процентного соотношения полученного дохода от реальной экономической деятельности налогоплательщика, чтобы смело утверждать, что цель структурирования бизнеса – именно получение необоснованной налоговой выгоды. Если допустить, что размер такой налоговой выгоды в виде полученного дохода может находиться в пределах «статистической» погрешности, то использование вышеназванной схемы работы и технических аспектов деятельности (например, один IP-адрес может принадлежит основному собственнику БЦ, где находится налогоплательщик), по сути, уже является достаточным при признании налогоплательщика виновным в «дроблении бизнеса».

Давая предварительную оценку разъяснениям ФНС можно смело делать вывод об очередном торжестве формализма. ФНС явно забыла о позиции, сформулированной в одном из своих предшествующих писем, где указывала на необходимость «исключить предъявление необоснованных претензий к разделению бизнеса, не направленному на злоупотребления, поскольку выбор и изменение бизнес-структуры является исключительным правом хозяйствующего субъекта» (Письмо от 29.12.2018 N ЕД-4-2/25984).

Инструменты парирования и практические советы:

Раскрывать рекомендации, с которыми многие уже знакомы, но которыми, как правило, пренебрегают «дробители» и «структурировщики» бизнеса не стоит. О них уже подробно рассказывал в одной из статей.

Подытоживая все вышеуказанное необходимо отметить, что кризисные явления в экономике и «карательная позиция» ФНС не сулят бизнесу ничего хорошего, поэтому об обоснованности налоговой выгоды стоит задуматься уже сейчас. Налоговые органы никуда не денутся и с новыми силами и рвением будут зарабатывать себе премии за счет бизнеса.

Елизавета Кобрина

Если заполнить платёжку с ошибками, деньги не дойдут до получателя. С 1 мая 2021 года закончился переходный период и все перешли на новые реквизиты, будьте внимательны. Ещё больше новых правил начнёт действовать с июля 2021 года. Мы подготовили подробный разбор всех нововведений.

Новые реквизиты платёжных поручений

С начала 2021 года ФНС перешла на систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты. Поэтому в платёжках мы теперь указываем два счёта, а также новые БИК (приказ Казначейства от 01.04.2020 № 15н).

Изменения коснулись четырёх полей платёжного поручения:

  • поле 13 — уточнено название банка получателя;
  • поле 14 — изменился БИК банка получателя;
  • поле 15 — теперь указывается номер счёта банка получателя, входящий в состав единого казначейского счёта (ЕКС), раньше это поле заполнялось нулями;
  • поле 17 — добавлен номер казначейского счёта (ЕКС).

В Экстерне платёжки по налогам формируются автоматически.

ФНС говорила о переходном периоде с 1 января по 30 апреля 2021 года. На практике же он все равно почти ни у кого не работал. С 1 мая платёжки со старыми реквизитами принимать окончательно перестанут, они будут попадать в невыясненные.

Для каждого региона будут свои реквизиты — всего их 85. ФНС представила информацию о реквизитах в таблице, которая дана в письме от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504@. Вот часть из них:

Субъект РФ Наименование банка получателя БИК банка получателя Номер счёта банка получателя Номер казначейского счёта
поле 13 поле 14 поле 15 поле 17
Москва ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва 004525988 40102810545370000003 03100643000000017300
Московская область ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ г. Москва 004525987 40102810845370000004 03100643000000014800
Санкт-Петербург СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург 014030106 40102810945370000005 03100643000000017200
Ленинградская область ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЕ БАНКА РОССИИ//УФК по Ленинградской области г. Санкт-Петербург 014106101 40102810745370000006 03100643000000014500
Свердловская область УРАЛЬСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Свердловской области г. Екатеринбург 016577551 40102810645370000054 03100643000000016200
Краснодарский край ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар 010349101 40102810945370000010 03100643000000011800
Новосибирская область СИБИРСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск 015004950 40102810445370000043 03100643000000015100
Ростовская область ОТДЕЛЕНИЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ БАНКА РОССИИ//УФК по Ростовской области г. Ростов-на-Дону 016015102 40102810845370000050 03100643000000015800
Челябинская область ОТДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСК БАНКА РОССИИ//УФК по Челябинской области г. Челябинск 017501500 40102810645370000062 03100643000000016900

Образец платёжного поручения с новыми реквизитами с 1 мая 2021 года


Новые правила заполнения полей платёжного поручения

Поправки к правилам оформления платёжек о переводах в бюджет утверждены Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 199Н. Изменения вступают в силу с 1 января, но часть из них начнёт действовать позже.

Поле 60 «ИНН»

Иностранные организации и физлица смогут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами. Поправка вступает в силу с 1 января 2021 года.

При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя с 17 июля 2021 года.

Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено. Это правило действует с 1 октября 2021 года.

Поле 101 «Статус налогоплательщика»

Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2021 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики будут указывать код «13», которые соответствует налогоплательщикам-физлицам.

Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды:

  • «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
  • «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.

Поле 106 «Основание платежа»

С 1 октября перечень кодов основания платежа уменьшится. Исчезнут коды:

  • «ТР» — погашение задолженности по требованию налоговой;
  • «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
  • «ПР» — погашение задолженности по решению о приостановлении взыскания;
  • «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.

Вместо них нужно будет указывать код «ЗД» — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольное. Раньше этот код применялся исключительно для добровольного закрытия долгов.

Также с 1 октября удалят код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.

Поле 108 «Номер документа — основания платежа»

В этом поле указывается номер документа, который является основанием платежа. Его заполнение зависит от того, как заполнено поле 106.

Новый код для основания платежа в четырёх утративших силу случаях — «ЗД». Но несмотря на это, удалённые коды будут фигурировать в составной части номера документа — первые два знака. Заполняйте поле в следующем порядке:

  • «ТР0000000000000» — номер требования налоговой об уплате налогов, сборов, взносов;
  • «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
  • «АР0000000000000» — номер исполнительного документа.

Например, «ТР0000000000237» — требование об уплате налога № 237.

Поле 109 «Дата документа — основания платежа»

Порядок заполнения поля 109 меняется для погашения задолженности по истекшим периодам. При указании кода «ЗД» нужно вписать в поле дату одного из документов, который является основанием платежа:

  • требования налоговой;
  • решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • решения о приостановлении взыскания;
  • исполнительного документа и возбуждённого исполнительного производства.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: