Банковское досье клиента для налоговой что это

Опубликовано: 09.05.2024

Автор: Олег Фадеев, старший юрист Юридического департамента
АКГ «Созидание и Развитие»

Раскрытие банковской тайны в угоду фискальным интересам государства

Раскрытие банковской тайны в угоду фискальным интересам государства

Если не хочешь, чтобы враг узнал твою тайну,
не открывай её даже другу.

Всевозможные схемы уклонения от уплаты налогов и попытки незаконного возмещения НДС из бюджета находятся под постоянным пристальным вниманием налоговой службы. При появлении подозрений в недобросовестности, налоговики в обязательном порядке проводят так называемые «встречные проверки» всех контрагентов организации, попавшей в поле интереса фискалов. При проверке они, как правило, запрашивают информацию о хозяйственной деятельности контрагента, месте нахождения его офисов и складов, наличии персонала в штате, уровне заработной платы, наличии основных средств и иные сведения.

Кроме того, при сборе доказательной базы о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды от взаимоотношений с фирмами-однодневками, наметилась тенденция все более активного обращения налоговиков за информацией в банки. Кредитные учреждения регулярно получают требования от налоговых органов о предоставлении следующих документов и сведений о своем клиенте:

  • договор банковского счета;
  • карточка с образцами подписей и оттиска печати;
  • банковское досье клиента;
  • сведения об использовании технологии «Клиент-Банк»;
  • сведения об IP -адресах, с которых клиентом осуществлялся доступ к системе «Клиент-Банк», а также сведения о MAC -адресах (идентификационные номера сетевых карт компьютеров), которым были сопоставлены IP -адреса;
  • документы, содержащие сведения о месте установки автоматизированного рабочего места «Клиент», администраторах системы, контактные телефоны, ФИО лиц, получивших доступ к системе «Клиент-Банк»;
  • соглашение об использовании электронной цифровой подписи (ЭЦП), а также полный код ЭЦП должностных лиц организации;
  • акты приема-передачи ключей, сертификатов ключей, программных средств;
  • доверенности лиц (сотрудников, курьеров и иных лиц), обращавшихся в банк от имени организации.

Насколько законны и обоснованы подобные запросы налоговиков? Не нарушают ли они охраняемую законом банковскую тайну?

Гражданский кодекс РФ гарантирует клиентам банка соблюдение тайны банковского счета и вклада, операций по счету и иных сведений о юридических и физических лицах. Однако, в силу прямого указания законодательства, некоторой информацией кредитные организации все же обязаны делиться. Так, например, согласно пункту 15 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну в пределах, необходимых для осуществления налогового контроля.

Кроме того, статья 86 Налогового кодекса РФ налагает на банки ряд обязанностей, среди которых:

  • уведомление налогового органа об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем, а также об изменении реквизитов счета;
  • выдача по запросу налогового органа справок о наличии счетов, выписок по операциям на счетах и сведений об остатке денежных средств на них.

Перечень документов, которые могут затребовать налоговики, носит закрытый характер. Ограничены и поводы для направления подобных запросов в банки: проведение у клиента кредитной организации мероприятий налогового контроля, а также вынесение решений о взыскании налога, приостановлении операций по счетам или об отмене приостановления операций по счетам.

Впрочем, у проверяющих есть и еще один «ключик» к банковской тайне, а именно – статья 93.1 Налогового кодекса. Как указали специалисты Минфина в своем письме от 19 мая 2010 г. № 03-02-07/1-243, согласно пунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ налоговики вправе запросить любой документ, касающийся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Зачем налоговикам IP ?

Как правило, интересуясь информацией об IP -адресах, сведениями из банковской карточки и документами из персонального дела клиента, налоговики направляют в банк требование о предоставлении документов (информации) именно в порядке, предусмотренном статьей 93.1 НК РФ. Формально нарушений в порядке обращения нет, так как банк, с которым у организации заключен договор банковского счета – такой же контрагент организации, как ее поставщики или покупатели.

Причина повышенного интереса налоговиков к вышеперечисленным сведениям, а особенно IP-адресам очевидна – информация о том, что управление банковскими счетами «однодневок» происходило с IP проверяемого налогоплательщика равносильна тому, что управление такими счетами осуществлялось этим же налогоплательщиком. Как показывает арбитражная практика, совпадение IP-адреса компании и ее контрагента в суде объяснить сложно и это становится 100-процентным аргументом в пользу налогового органа.

В 2011 г. судьи сходились во мнении, что, к примеру, отправка платежных поручений проверяемой компании и ее поставщика с одного IP-адреса свидетельствует о подконтрольности всех денежных потоков самому налогоплательщику (Постановления ФАС Московского округа от 05.03.2011 № КА-А40/140-11-2 и от 28.11.2011 по делу № А40-40756/11-20-176). В 2012 г. мнение судов не изменилось (см. Постановление ФАС Уральского округа от 13.04.2012 № Ф09-2808/12).

Конечно, можно привести аргумент, что IP-адреса совпадали потому, что офисы контрагентов находятся рядом, и партнеры могли самостоятельно подключаться к сети Wi-Fi налогоплательщика и управлять с него своими расчетными счетами. Однако такие аргументы вряд ли найдут поддержку у судей.

В настоящее время налоговики стараются избежать подобных споров и по возможности получают необходимую информацию, обращаясь в правоохранительные органы.

Технология выявления реального адреса по IP весьма проста. Определить привязку IP -адреса можно на общедоступных интернет-ресурсах. Далее направляется запрос провайдеру, который в большинстве случаев направляет официальное подтверждение привязки того или иного IP-адреса к адресу почтовому. С динамическими IP-адресами или с доступом в интернет с мобильных устройств путь к получению информации о реальном адресе чуть более сложен. Для этого проверяющим лишь необходимо узнать в банке точное время входа пользователя в «Клиент-Банк» или время осуществления платежа с точностью до секунды.

То, что банки обладают такой информацией, нет никаких сомнений. Однако на законодательном уровне за банками не закреплена обязанность по фиксированию, обобщению и хранению в течение определенного периода времени базы данных IP -адресов. Центральный Банк РФ с подачи МВД в свое время выступал с инициативой принятия соответствующих поправок в законодательство, однако пока такая мера не введена.

Предоставьте информацию! Оценивать её относимость – не ваше право.

На практике часто встречаются ситуации, когда налоговые органы, прикрываясь статьей 93.1 или 86 НК РФ, просят банк предоставить сведения, касающиеся деятельности одной организации (клиента банка) в связи с проведением мероприятий налогового контроля (например, выездной налоговой проверки) в отношении другой организации, которая клиентом банка не является.

Очевидно, что мероприятия налогового контроля проводятся в отношении лица, которое к банку не имеет никакого отношения. При этом контрольные мероприятия у клиента банка не проводятся. Если банк откажет налоговой в предоставлении сведений, то он рискует (хотя это весьма спорно) быть привлеченным к ответственности по пункту 1 статьи 135.1 НК РФ в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. Если же банк предоставит такие сведения, то он рискует нарушить положения статьи 857 ГК РФ о гарантировании клиенту банка сохранения банковской тайны. Это может повлечь взыскание с банка понесенных клиентом убытков.

Статья 135.1 НК РФ устанавливает ответственность банка за непредставление им справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в порядке пункта 2 статьи 86 НК РФ. Это следует из прямого указания, содержащегося в данной норме. Таким образом, к ответственности по вышеназванной статье Налогового кодекса банк может быть привлечен только в случае непредставления им в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам клиентов банка по мотивированному запросу налогового органа, оформленному согласно статье 86 НК РФ при проведении мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций - клиентов банка.

Если выяснится, что налоговый орган проводит выездную налоговую проверку в отношении одного хозяйствующего субъекта, а запрашивает информацию (именно в порядке пункта 2 статьи 86 НК РФ) в отношении другого хозяйствующего субъекта, то банк не может быть привлечен к ответственности по статье 135.1 НК РФ (Определения ВАС РФ от 18.09.2008 № 10846/08 по делу № А40-48954/07-35-297, и от 17.09.2008 № 10407/08 по делу № А40-48878/07-111-238).

Арбитражная практика по этому вопросу идет вразрез с официальным мнением налоговой службы. Примером тому является постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2011 г. № 5355/11. Судьи ВАС признали, что при отсутствии в запросе сведений о наличии связи между проверяемой организацией и клиентом банка привлечение банка к ответственности за непредоставление документов незаконно.

В другом Постановлении ВАС от 23 июля 2009 г. № 1681/09 судьи также заняли сторону банка, однако поводом для отказа в привлечении к ответственности послужил тот факт, что в качестве мотива направления запроса в банк налоговики указали фактическое отсутствие общества по адресу регистрации. После этого специалисты ФНС, в уже упомянутом письме от 18 ноября 2011 года № АС-4-2/19341 проинструктировали своих коллег, чтобы те формулировали свои запросы правильно и указывали именно то лицо, информация по которому им необходима, и в связи с какими контрольными мероприятиями. Если же проверяющие будут оформлять запросы подобным образом, то останется надеяться, что судебная практика выработает позицию, согласно которой истребование документов у контрагента не является самостоятельным мероприятием контроля и не может служить основанием для истребования документов у банка.

Понятие банковской тайны размывается.

В ряде стран за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, предусмотрена уголовная ответственность.

И на это «святое» в финансовом мире понятие покусились европейцы. «Банковская тайна устарела», - заявил министр финансов Франции Пьер Московичи. Из-за излишней закрытости счетов для налоговых органов страны ЕС недополучают триллион евро бюджетных поступлений, сказал он. Создание общеевропейской системы поддержали практически все ведущие страны Евросоюза. Особняком пока держатся только австрийские власти, считая, что государство не должно «лезть в дела частных вкладчиков» 1 .

Кроме того Минфином также было выпущено еще одно интересное письмо с формулировкой «довести до сведения кредитных организаций» - письмо от 19.09.2011 № 03-08-07/1. В нем сказано, что согласно соответствующим положениям конвенций об избежании двойного налогообложения между Россией и Германией, а также между Россией и Чехией, ФНС России имеет право запрашивать у банков информацию в отношении физических лиц, предоставление которой предусмотрено статьей 86 НК РФ в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, для последующего направления ее, соответственно, чешскому или германскому компетентному органу. Однако формулировки этих международных соглашений, на которые имеется ссылка в вышеупомянутом письме, не позволяют однозначно установить наличие обязанности банка по раскрытию соответствующей информации по запросу налогового органа. При таком подходе Минфина понятие «банковская тайна», сформулированное в статье 857 ГК РФ, фактически корректируется международными налоговыми соглашениями.

Остается лишь констатировать, что понятие банковской тайны постепенно размывается, а приоритет отдается фискальным интересам государства, а не конфиденциальности банковских операций бизнеса и граждан.

В СМИ началась очередная истерика насчет доступа налоговиков к сведениям, которые составляют банковскую тайну:

Вроде бы теперь банки обязаны передавать ФНС что-то суперсекретное, это усилит контроль над доходами и расходами всех клиентов. А банковская тайна как будто и вовсе теперь не тайна — и это чуть ли не ущемление прав и свобод.

Налоговый кодекс и правда меняется с 17 марта. Теперь банки обязаны передавать больше сведений, но на обычных людей это не повлияет. А вот тем, кто занимается обналом и работает с подставными лицами, будет чуть сложнее бесконтрольно выводить деньги.

Вот что на самом деле изменилось в законе о банковской тайне и чем это грозит.

О каких изменениях речь

17 марта 2021 года вступают в силу поправки, внесенные в первую часть налогового кодекса. В статье 86 появится пункт 2.1 с новыми обязанностями банков. Там и идет речь о передаче некоторых сведений и документов по запросу налоговой.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Как было раньше

На самом деле вся статья 86 НК РФ посвящена обязанностям банков в связи с налоговым контролем. Например, банки обязаны сообщать об открытии счетов и вкладов, изменении реквизитов, остатках денег и операциях. Когда вы открыли счет как физлицо или ИП, налоговая автоматически узнает об этом из единой системы. А если она решит проверить декларацию, то узнает и обо всех зачислениях на счет.

Налоговая знает, какая у вас квартира, у кого вы ее купили, сколько зарабатываете, кто ваш супруг и как зовут детей, на какой машине вы ездите и какая у нее мощность двигателя. У налоговой есть данные о ваших родственниках — потому что она ведет реестр ЗАГС. Она знает, есть ли у вас фирмы или статус ИП, какими видами деятельности вы занимаетесь, где работали пять лет назад и кого нанимали, используете ли электронные кошельки и имеете ли счета за границей.

Росреестр передает налоговой сведения о сделках с недвижимостью, ГИБДД — о регистрации транспорта, нотариусы — о наследстве, а МВД — о смене паспортных данных и адресе. И банки тоже передают информацию налоговой — автоматически или по запросу, в рамках действующего закона. Доступ к банковским данным имеют суды, Росфинмониторинг, приставы, следственные органы, Агентство по страхованию вкладов, ЦБ, финансовые управляющие.

Нет такого, что все сведения о вас налоговая получит, только истоптав три пары железных башмаков. Закон позволяет государству знать о вас очень многое. А часть данных вообще находится в открытом доступе — особенно если вы занимаетесь бизнесом.

Что меняется с 17 марта

Вот что еще теперь обязаны передавать банки по запросу налоговой:

  1. Копии паспортов лиц, которые имеют доступ к деньгам на счете.
  2. Доверенности на получение денег со счета.
  3. Договор на открытие счета и использование интернет-банка.
  4. Карточки с образцами подписей и оттиска печати.
  5. Информацию о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях.
  6. Сведения о представителях клиента.

Срок — в течение 3 дней со дня мотивированного запроса.

Мотивированным будет считаться запрос в конкретных случаях.

У организации или ИП. Если проводится налоговая проверка или истребованы документы. Или есть решение о взыскании налога, приостановлении операций по счету или об отмене приостановления.

У физлица без статуса ИП. При согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя. А также если в отношении человека проводится налоговая проверка или у него истребованы документы.

У всех. По запросу другого государства в рамках международного сотрудничества.

В статье 26 федерального закона о банках, посвященной банковской тайне, и в статье 857 ГК РФ изменений нет: там и так написано, что тайну надо сохранять, но есть обязанность предоставлять сведения по запросу и в рамках закона. Банк не вправе отказать, если запрос правильно оформлен и мотивирован.

А вот партнерам, конкурентам, сотрудникам и просто любопытным людям сообщать сведения о счетах и операциях банк не будет.

Кого коснутся эти изменения

Изменения коснутся тех, кто выдавал или получал доверенности на распоряжение деньгами. А также тех, кто открывал счета на подставных лиц и работает через представителей.

Например, есть фирма, которая обналичивает деньги. Обычно такие компании оформляются на людей, которые не имеют отношения к бизнесу и деньгам, а только дают свои паспорта и ставят подписи там, где нужно. А распоряжаются счетом другие люди. Чтобы они имели доступ к интернет-банку, могли снимать деньги и подписывать документы, номинальный директор оформляет доверенность и указывает нужных людей в карточке с подписью и печатью. Больше этот директор о счете и фирме ничего не знает — зато к деньгам имеют доступ те, кому это нужно.

Теперь налоговая сможет узнать, кто именно снимает деньги и распоряжается счетом. Но для этого ей нужно как минимум что-то заподозрить. Хотя и с этим проблем давно нет: все махинации с налогами и обналичиванием видны в автоматизированных системах контроля, где подсвечиваются подозрительные данные в декларациях и странные сделки между конкретными контрагентами.

Или бывает, что фирма проводит операции не в своих интересах, а платит за кого-то или получает деньги как комиссионер или агент. А на самом деле бенефициар сделки — другая компания или человек. Обычно банк запрашивает такие сведения для себя и Росфинмониторинга, но теперь доступ к ним сможет получить и налоговая.

Этого не произойдет автоматически, но при налоговой проверке или взыскании налога — вполне возможно.

Что изменится для обычных людей

Если у вас есть счета в банках и вы сами распоряжаетесь этими деньгами, не занимаетесь обналом в чьих-то интересах и не отмываете преступные деньги в больших объемах — вас эти изменения не коснутся.

Фактически для людей без статуса ИП ничего не меняется: о контроле за операциями речи в поправках не идет, а для запроса информации, как и раньше, нужно решение руководства или проведение проверки. При этом для проверки тоже нужны основания.

Банк сообщает о том, что у вас есть счет, но он не передает информацию о зачислениях и переводах. Пока что в России все еще нет официального контроля над расходами. Если вы купили машину, не имея официального дохода, — это не повод вас штрафовать. Деньги могла подарить бабушка, или вам вернули долг — а с денежных подарков и займов налога нет.

Если у вас есть статус ИП или даже фирма и доверенность на главбуха для распоряжения счетом, беспокоиться тоже не о чем. Даже если представить, что налоговая получит эту информацию, — ну и пусть знает, что условная Марьиванна работает у вас в бухгалтерии и может снимать деньги. У налоговой нет ни желания, ни ресурсов, чтобы запрашивать и обрабатывать данные обо всех доверенных лицах любого бизнеса. Обнальщикам может быть неспокойно, остальных поправки не касаются.

Налоговая мечтает получить доступ к данным о счетах вне налоговых проверок. Но пока таких полномочий у нее все еще нет. И ничего нового, что помогло бы доначислить вам налоги, в законах 17 марта не появится.

Сложности с подозрительными деньгами на счете могут возникнуть и без участия налоговой — примеров достаточно. А за вашими сделками следят и те, от кого вы этого совсем не ожидаете, и те, кто помогает вам с деньгами и документами.

Если волнуетесь за деньги на счете, почитайте:


Обнал был бы злом, с которым нужно бороться, если бы не одно но.
Надо понимать, что деньги, ушедшие в бюджет, проваливаются туда как в черную дыру. На меньшую часть из них будет сделано действительно что-то полезное, а на большую будут совершенно официально переложены в десятый раз московские бордюры или назначена миллионная премия себе-любимому, а неофициально, после некоторых махинаций, куплены атрибуты красивой жизни и остаток выведен из страны в оффшоры.
В данных условиях считаю и обнал, и уклонение от налогов, благом, а обнальщиков - этакими робингудами. Изменю свое мнение, когда у нас будет государство для людей.

Государство как раз и состоит из таких людей. Ворюг. Все воруют. Кто-то из бюджета, кто-то не платит налоги, но пользуется какими-никакми благами этого самого государства. Но каждый считает, что Дартаньян - именно он.


Nadezhda, есть проблема в том, что обнал образует собой грязные деньги, которые используются для дачи взяток, в том числе - откатов. Поэтому обнал способствует коррупции

Nadezhda, а как вы думаете воруют деньги из бюджета? Вот как раз через обнальщиков!


Eugene, В год выводится из страны порядка $100-150 млрд, такого количество нала не существует. Давайте немного все же использовать мозг и калькулятор.

Поправки к закону вступили в силу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Фото: Роман Данилкин / 63.RU

С сегодняшнего дня в силу вступают поправки к Налоговому кодексу, которые заранее успели всех взбудоражить. Много говорилось о том, что у ФНС стало больше доступа к банковской тайне, а делиться тайнами (особенно банковскими) мало кому захочется. Мы разобрались, что именно поменялось и какую информацию налоговая теперь может получить.

Что произошло?

В феврале Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Среди прочего изменения вносятся в статью 86, которая регламентирует обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. В ней появляется подпункт 2.1, обязующий банки по запросу в течение трех дней делиться с налоговой дополнительной информацией.

Что теперь будет знать налоговая?

На самом деле ФНС и так получала много информации — банки обязаны сообщать налоговикам об открытии или о закрытии счетов, вкладов, изменении реквизитов и многом другом. Изменения дают налоговой возможность узнать информацию не только о том, на кого счет открыт, но и о том, кто пользуется им по доверенности. По запросу банк должен предоставить копии паспортов лиц, имеющих доступ к деньгам на счете, доверенности, договор на открытие счета и использование интернет-банка, карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Данные могут узнать в любой момент?

Нет, информация предоставляется по запросу. Законом предусмотрен конкретный список ситуаций, когда ФНС может затребовать информацию у банка. Например, основанием для запроса про организацию или ИП может стать налоговая проверка, истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. Данными физлица могут поинтересоваться при согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя, а также при проведении налоговой проверки либо истребовании у него документов. И, наконец, данные могут потребовать на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Зачем это нужно?

В ФНС объясняют, что изменения «вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращения ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов». Если совсем просто: налоговая сможет увидеть всех аффилированных лиц, а не только номинальных директоров компаний или владельцев счета.

— Раньше налоговая видела компанию и директора, а кто совершал операции, было непонятно, потому что это уже были внутренние документы, — объясняет экономист Максим Марамыгин. — В налоговую документы уходили за подписью директора. Сейчас они могут посмотреть, кто помимо директора имеет доступ к счету, хотя формально никак не числится.

— Эти нововведения — первый шаг по выводу из тени физических лиц. По юридическим лицам и ИП налоговая и так может получить достаточный объем информации, и всем было понятно, что попытка пролить свет на финансовые отношения рано или поздно доберется и до «физиков», — объясняет Денис Валдеев, юрист компании «Бенефактум». — У принятого закона свои цели: во-первых, преследование обналичивания денег. Во-вторых, тот же 115-й закон о легализации денежных средств, полученных преступным путем. Сейчас достаточно большой объем граждан, которые не имеют официального заработка, налоги не отчисляют, при этом по их счетам бегают огромные денежные суммы. Соответственно, у налоговой задача номер один — обложить эти доходы налогом.

Но принятый закон эту задачу полностью не решает, уверен эксперт: с одной стороны, ФНС получит больше информации о счете и его владельцах, с другой стороны, в законе прописан механизм, по которому информация предоставляется только в рамках камеральных проверок и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

— Этот механизм частично является защитным от злоупотреблений налоговиками. Но принятый закон — это только первый шаг, ФНС однозначно будет добиваться того, чтобы все денежные операции в стране были прозрачными, — отмечает юрист.

Все слышали, что сроки хранения налоговых документов увеличили до 5 лет. Но, кроме этого, Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» практически отменил банковскую тайну. Банкам установили новую обязанность предоставлять налоговикам сведения о клиентах.

Новшества части первой НК РФ

Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» предусматривает немало поправок. Он вступит в силу 17 марта 2021 года.

Много шума наделали поправки об увеличении срока хранения документов для целей налогового учета с 4 до 5 лет, хотя эти сроки практически сравняли со сроками хранения бухгалтерских документов. И это вполне логично и объяснимо.

Компании, которые обращаются с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, обязаны будут хранить данные бухгалтерского и налогового учета в течение 6 лет.

Помимо этого, введена новая обязанность банков.

Новая обязанность банков – представлять сведения о клиентах

Среди поправок, внесенных Законом № 6-ФЗ, изменения статьи 86 НК РФ об обязанностях банков. Пункт 2.1 этой статьи теперь предусматривает, что в течение 3 дней по запросам налогового органа банк обязан выдавать ему следующие документы:

  • имеющиеся в распоряжении копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;
  • доверенности на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;
  • документы по открытию, ведению и закрытию счета, включая документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета);
  • договор на обслуживание с использованием системы «клиент - банк»;
  • карточки с образцами подписей и оттиска печати.

Также банки будут обязаны предоставлять в инспекцию информацию в электронной форме или на бумажном носителе:

  • о бенефициарных владельцах, включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников;
  • о выгодоприобретателях, включая информацию в отношении отдельных операций или а определенный период;
  • о представителях клиента.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Когда налоговикам понадобится информация

Налоговики могут запрашивать у банков интересующую информацию в установленных случаях.

  1. В отношении фирмы и ИП таких случаев много. Это практически все случаи их взаимодействия с налоговиками:
    • проведение налоговой проверки;
    • истребование документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;
    • вынесение решения о взыскании налога;
    • принятие решения о приостановлении операций по счетам, переводов электронных денежных средств;
    • решение об отмене блокировок и приостановления переводов электронных денежных средств.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

  1. В отношении физического лица, не являющегося ИП, есть ограничения. Инспекция может запросить документы о нем в случаях проведения налоговой проверки или истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ только с согласия руководителя вышестоящей инспекции или руководителя (заместителя руководителя) ФНС.

А в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, - на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства.



Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Почему можно не бояться банковской проверки кассы

Как заявление на получение кредита поможет налоговикам

Что банк сообщит в ФНС транзитом через Росфинмониторинг

  • Защита активов
  • Выявление налоговых схем

Б анки – коммерческие организации, их уставной целью является отнюдь не работа на государство и осуществление проверок, а извлечение прибыли. Поэтому неправильно было бы ставить их на один уровень с налоговиками, следственными органами или Росфинмониторингом.

Тем более что на законодательном уровне как такового термина «банковская проверка» вообще не существует. Присущая кредитным учреждениям функция информатора вытекает из отдельных норм Налогового кодекса, Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – закон о противодействии отмыванию доходов), Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – закон о банках), а также из некоторых иных актов. Разберем подробнее, как этот контроль организован на практике.

Часть обязанностей по контролю с 2012 года банки передали налоговикам

Ранее, до вступления в силу Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ 12.10.11 № 373-П, банки вели целое направление, связанное с соблюдением клиентами кассовой дисциплины. В рамках этой работы проверялась правильность ведения кассовой книги, отчетов кассира, лимита остатка кассы, авансовых отчетов. С 1 января 2012 года указанная обязанность с банков снята и переложена на плечи налоговых органов. Все банковское сообщество после этого вздохнуло с облегчением.

В настоящее время банки интересуются кассовой дисциплиной своих клиентов, пожалуй, только в одном случае – при снятии наличных денежных средств со счета свыше 100 тыс. рублей. Это обусловлено действующим Указанием ЦБ РФ от 20.06.07 № 1843У. Именно этим документом установлен лимит расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями наличными деньгами в рамках одного договора, а также предельный размер расходования наличных денег, поступивших в кассу этих лиц. В соответствии с внутренними приказами многие банки требуют у клиентов документальное подтверждение целевого расходования наличных средств согласно пункту 2 Указания № 1843-У.

Однако сообщать о выявленном нарушении в налоговую инспекцию банк не обязан. С 19 февраля 2012 года действует Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина России от 17.10.11 № 133н). Какого-либо взаимодействия между налоговыми органами и банками указанный регламент не предусматривает, поэтому дальнейшие дискуссии по поводу проверок банками кассовой дисциплины уже не актуальны.

Минусом такой «передачи» полномочий для компаний видится то, что теперь проверять их будет не дружественно (во многих случаях) настроенный банк, а налоговая инспекция. И со стороны последней поблажек уже не будет. Напомним, что ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций установлена в размере 4–5 тыс. рублей для должностных лиц и 40–50 тыс. рублей для юридических лиц (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Хочется обратить внимание на то, что, несмотря на подведомственность, нарушение порядка работы с наличностью не относится к нарушениям законодательства о налогах и сборах. Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности может составить лишь два месяца со дня совершения правонарушения. Если с момента нарушения прошло больше времени, к ответственности не привлекут (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Банки обязаны делиться информацией о счетах клиентов

Многие компании задаются следующими вопросами: имеется ли связь между проверками, которые как будто бы внезапно организуют налоговые органы, и недавно совершенными и проведенными через банк сделками или представленными по требованию банка документами по операциям? Существует ли какой-то порядок, при котором банки и налоговики проводят совместные проверки? Независимо от ответа на эти вопросы возникает еще один: может ли компания отказать банку в предоставлении информации и при этом не нести риски, связанные с возможными последствиями такого отказа? В том числе в виде налоговых проверок. Для ответа на все эти вопросы необходимо установить, когда и о чем банк обязан информировать налоговиков.

Исходя из статьи 26 закона о банках и пункта 2 статьи 86 НК РФ, банки по запросу налогового органа в течение трех дней обязаны выдавать справки о наличии счетов в банке или об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, о переводах и об остатках электронных денежных средств. Важно, что запрос таких справок налоговиками возможен только в ограниченных случаях:

  • при проведении мероприятий налогового контроля у организации или индивидуального предпринимателя;
  • при принятии решения о приостановлении или отмене приостановления операций по их счетам;
  • после вынесения решения о взыскании налога.

На банки возложена обязанность сообщать налоговикам об открытии и закрытии организациями и индивидуальными предпринимателями счетов, а также об изменении реквизитов этих счетов (п. 1 ст. 86 НК РФ). Помимо этого, недавние поправки в НК РФ обязывают кредитные организации информировать также о предоставлении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Срок таких сообщений во всех указанных случаях сократился до трех дней.

Как правило, кредитное учреждение владеет всей полнотой информации о заемщике

Кредитные организации не являются исключением и при применении налоговыми органами статьи 93.1 НК РФ. В соответствии с ее нормами налоговые органы вправе истребовать информацию и документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Источником названы контрагенты или иные лица, располагающие такими документами и сведениями.

Естественно, что наиболее полной такая информация будет в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей, к которым банки сами испытывают повышенный интерес. Самые тщательные проверки осуществляются банками в отношении своих клиентов – потенциальных заемщиков. При рассмотрении их заявлений оцениваются в первую очередь платежеспособность и рентабельность.

Банк с целью проверки финансовой состоятельности запрашивает у клиента целый блок финансовых и аналитических документов. В частности, это бухгалтерская отчетность за последние три года. На ее основании оценивается финансовая устойчивость и динамика роста основных финансовых показателей. Помимо этого клиент обязан представить справки из налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам. Банком обязательно осуществляется проверка реальности хозяйственной деятельности, анализируется дебиторская и кредиторская задолженность. Кроме этого проводится юридическая экспертиза представленных документов, проверяются полномочия руководителей, ответственных за принятие решений, подписание документов, а также наличие корпоративных согласований и одобрений по предстоящей кредитной сделке.

И что самое главное – по итогам такой финансовой проверки составляется профессиональное экономическое суждение в письменном виде. Только после этого вопрос о возможности кредитования, с письменными заключениями всех служб банка, выносится на рассмотрение кредитного комитета. Таким образом, по заемщикам у банков собирается достаточно обширное досье, которое может заинтересовать налоговые органы.

Конечно, внутренние банковские заключения и суждения о клиентах вряд ли смогут попасть к налоговикам. Однако любые иные документы, которые налоговая инспекция может идентифицировать в своем требовании, в том числе договорные, банк обязан будет представить.

Банки пытаются вовлечь в процесс контроля более плотно

Успокаивает только то, что запрос информации по статье 93.1 НК РФ возможен лишь в случае проведения налоговой проверки. Но такое ограничение налоговики пытаются обойти, в частности, внеся поправки в первую часть НК РФ. Вся информация, которая сейчас запрашивается у банков на основании названной статьи, будет предоставляться ими в электронном виде в рамках исполнения обязанностей, установленных законами о налогах и сборах. На основе этой информации предполагается создание налоговыми органами программно-информационных комплексов. Указанный массив сведений сможет обеспечить целенаправленный поиск налоговых нарушений у организаций и предпринимателей.

Представляется, что реализация этого проекта, как и использование такой базы в случае ее создания, сомнительны. Причина тому – объемы совершаемых в банках операций и ограничения, установленные на количество возможных проверок. Однако списывать указанные риски было бы преждевременным.

А пока что новый виток прений и ажиотажа вокруг взаимоотношений между банками и налоговыми органами был ознаменован письмом ЦБ РФ от 28.06.12 № 90-Т. В нем ЦБ РФ информирует о том, что ФНС России на своем официальном сайте (www.nalog.ru) размещает сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (местонахождению), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует. Банкам рекомендовано отказывать таким налогоплательщикам в заключении договора банковского счета. При наличии договора банковского счета – отказать компании в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания и принимать расчетные документы только на бумажном носителе.

Операциям такого клиента, по мнению ЦБ РФ, надлежит уделять повышенное внимание. А сведения о них направлять в Росфинмониторинг независимо от того, относятся или нет они к операциям, подлежащим обязательному контролю.

Банки в большинстве своем в настоящее время не спешат расторгать договоры на расчетно-кассовое обслуживание, а организуют работу, которую в упрощенной форме можно представить следующим образом. Банк через сайт ФНС России проверяет местонахождение каждого клиента. В случае отсутствия компании по адресу ее государственной регистрации в адрес клиента направляется письмо, в котором содержится просьба уточнить информацию о фактическом местонахождении. Также указывается, что если соответствующая информация не будет подтверждена, то банк вынужденно прекратит дистанционное банковское обслуживание в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 закона о противодействии отмыванию доходов.

Налоговики узнают о сомнительных сделках от Росфинмониторинга

Для налогоплательщиков закон о противодействии отмыванию доходов опасен не только в случае расхождения между юридическим и фактическим адресами. При осуществлении предписанного этим нормативным актом внутреннего контроля банки опосредованно могут являться информаторами налоговой службы через Росфинмониторинг.

Для исполнения закона банки утверждают правила внутреннего контроля. Их цель – выявление клиентских операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с данным законом, а также выявление прочих операций, которые могут быть связаны с легализацией или отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Операции клиентов, подлежащие обязательному контролю, определяются на основании статьи 6 закона о противодействии отмыванию доходов. Для целей выявления иных операций банки используют критерии выявления и признаки необычных сделок. В ходе этого банк может обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции. Может запросить и иные документы по сделкам, в том числе подтверждающие уплату налогов. Кроме того, всем сделкам такого клиента гарантировано повышенное внимание.

Не позднее трех рабочих дней со дня совершения сомнительной операции или операции, подлежащей контролю, банки представляют в Росфинмониторинг соответствующие сведения (подп. 4 п. 1 ст. 7 закона о противодействии отмыванию доходов). А из Росфинмониторинга эта информация попадает к налоговикам.

Дело в том, что между Росфинмониторингом и ФНС России подписано Соглашение от 27.12.06 № 01-1-13/6 и № САЭ-25-06/8 «О сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы». В ходе такого сотрудничества службы осуществляют обмен информацией, в том числе и об однодневках.

Обязанности Росфинмониторинга предоставлять налоговикам сведения, полученные от банков, Соглашение прямо не предусматривает. Но эти данные можно представить как «справочные», а их передачу – как «иные мероприятия» (п. 10 и 12 Соглашения). В итоге налоговая служба исправно получает информацию, передаваемую в Росфинмониторинг банками. А после получения этих сведений налоговики могут назначить налоговую проверку. Поэтому любая компания должна знать, что налоговая проверка может начаться с безобидной, на первый взгляд, операции в обслуживающем банке.

Игнорировать просьбы банка для компании опасно

Конечно, компания вправе отказаться от предоставления запрашиваемой банком информации. Но это может быть сопряжено с рисками приостановки проведения операции и повышенного интереса банка ко всем последующим проходящим через него сделкам.

Банк – инструмент денежной системы, которая функционирует по определенным установленным правилам. Для того чтобы оставаться на плаву, банкам необходимо соблюдать установленные нормативы и выполнять публично-правовые функции информаторов и контролеров, которые на них возложило государство. Но не стоит воспринимать банк в качестве контролирующего органа или структуры, которая будет препятствовать компании вести сделки и операции. Ведь в первую очередь обслуживающий банк – контрагент, который заинтересован в длительном взаимовыгодном сотрудничестве.

Читайте также: