Автомагнитола налог на прибыль

Опубликовано: 17.05.2024

Использование в компании автомобилей связано с разнообразными тратами. Недостаточно просто приобрести машину и в последующем эксплуатировать ее без дополнительных вложений. Как правильно учесть расходы при налогообложении прибыли, рассказала Ирина Разумова, ведущий эксперт по вопросам бухучета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт».

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 935 Гражданского кодекса и пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ владельцы автомобилей обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, который может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортного средства.

Страховка

Страхование риска утраты, повреждения автомобиля производится по договору КАСКО (п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 929 ГК РФ). При налогообложении прибыли предприятия включают в расходы свои свои траты на добровольное и обязательное страхование в качестве расхода, связанного с производством и реализацией, на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 253 НК РФ. При этом расходы по ОСАГО включаются в состав прочих расходов в размере страховой премии, рассчитанной страховщиком в соответствии с государственными тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России. Расходы же на КАСКО учитываются в размере фактических затрат.

Расходы на ремонт автомашин, которые возникли у организации, необходимо рассматривать как прочие траты, которые признаются для целей налогообложения прибыли в том периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

На основании пункта 6 статьи 272 НК РФ расходы по ОСАГО и КАСКО по договорам, заключенным на срок не более одного отчетного периода, учитываются в момент их уплаты. Если же по условиям контракта предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, а договор заключен на срок более одного отчетного периода, то траты признаются равномерно в течение срока действия соглашения пропорционально количеству календарных дней его действия в отчетном периоде. Если по условиям контракта предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия этого договора в периоде. При этом указанные расходы на ОСАГО и КАСКО, как и любые другие траты, должны соответствовать положениям статьи 252 НК РФ. А именно, они должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Прохождение техосмотра

Согласно пункту 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, запрещается эксплуатация автомобилей, не прошедших техосмотр. При этом подразумевается проверка технического состояния машин, в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования, на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности. Только после выдачи соответствующего заключения автомобили могут быть допущены к участию в дорожном движении (ст. 1 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ). Что касается налогообложения, то подпунктом 11 пункта 1 статьи 246 НК РФ установлено, что расходы на содержание служебного автомобиля относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией и учитываются при расчете налога на прибыль на дату подписания первичного документа, подтверждающего оказание услуг (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Покупка ГСМ

Расходы на приобретение горючего, так же как и указанные выше затраты, включаются в сумму прочих расходов на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Законодательством не предусмотрено их нормирование, а также не установлены правила определения обоснованности таких трат. Довольно долго вопрос о нормировании расходов на ГСМ оставался спорным. Согласно последним разъяснениям Минфина (письма от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875, от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097, от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12) при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебной машины фирма может ссылаться на Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», которые утверждены Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 года № АМ-23-р. Таким образом, если компания не относится к автотранспортным предприятиям, то она может, но не обязана нормировать расходы на ГСМ. При учете расходов на приобретение топлива важно учитывать, что эти траты подтверждаются путевым листом, форму которого компания может разработать сама. Главное, чтобы были учтены требования статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Или же бухгалтер с целью минимизации налоговых рисков может настоять на использовании типовой формы, которая введена в действие Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года № 78.

Ремонт автомобиля

Расходы на ремонт автомашин, которые возникли у организации, необходимо рассматривать как прочие траты, которые признаются для целей налогообложения прибыли в том периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260, п. 5 ст. 272 НК РФ). Пунктом 3 статьи 260 НК РФ установлено, что для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта автомобилей организация вправе создать специальный резерв под предстоящие работы. Порядок создания резерва установлен статьей 324 НК РФ. Если фирма решит сформировать резерв, то она обязана рассчитывать отчисления в него, отталкиваясь от совокупной стоимости основных средств. Порядок ее расчета установлен пунктом 1 статьи 324 НК РФ и нормативом отчислений. Решение о создании резерва на такой ремонт, а также норматив отчислений в него необходимо зафиксировать в учетной политике.

Внимание к группировке

В аналитическом учете компания обязана рассчитывать сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, в том числе стоимость запасных частей и расходных материалов, которые используются для ремонта, трат на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, и иных расходов, связанных с проведением ремонта собственными силами, а также с учетом затрат на оплату работ, выполненных сторонними организациями. Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт автомобилей в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного налогового периода. Сумма фактических трат на проведение ремонта машины будет списываться за счет средств указанного резерва. Если лимит резерва превышен, то остаток затрат будет включен в сумму прочих расходов на дату окончания налогового периода. Если он, наоборот, меньше, то сумма на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика. Если в соответствии с учетной политикой и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств организация осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта дольше одного года, то на конец текущего года остаток средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.

Автомобильные шины

Учет шин зависит от того, когда они были установлены на автомобиль: в момент его приобретения или позже. В первом случае их цена отдельно не учитывается, а включается в первоначальную стоимость автомобиля на основании пункта 1 статьи 257 НК РФ, соответственно, расходы признаются в налоговом учете через механизм амортизации. Во втором же случае у фирмы есть два варианта учета стоимости автомобильных шин: в составе материальных расходов согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ или же в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Выбранный вариант учета необходимо закрепить в учетной политике. При втором варианте учета стоимость неамортизируемого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме в момент его ввода в эксплуатацию или в течение более чем одного отчетного периода с учетом срока его использования или иных экономических показателей (что также необходимо определить в учетной политике).

Парковка

Расходы на платные парковки, как и любые другие траты, должны быть экономически обоснованными. Например, затраты на оплату штрафстоянки автомобиля в результате совершения водителем противоправного действия опасно учитывать в расходах. В иных случаях траты на парковку могут быть учтены при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Еще один вариант учета – в сумме арендных платежей на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Расходы на парковку учитываются на дату подписания акта оказанных услуг либо на дату утверждения авансового отчета.

Дооборудование автомобиля

Сразу хотелось бы отметить, что налоговые органы не всегда соглашаются с учетом подобных затрат в расходах при налогообложении прибыли, считая их экономически необоснованными. Однако, как указал Конституционный суд, налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности, а также не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Траты на парковку могут быть учтены при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Об этом сказано в Определении КС РФ от 4 июня 2007 года № 320-О-П. С указанным согласен и Минфин, например, в письме от 26 мая 2015 года № 03-03-06/1/30165. Формируемая ВАС РФ судебная практика основывается на презумпции экономической оправданности совершенных налогоплательщиком операций и понесенных по этим операциям затрат. Эту позицию арбитры озвучили в Определении Конституционного суда РФ от 16 декабря 2008 года № 1072-О-О.

Бремя доказывания необоснованности расходов фирмы возложено на налоговые органы (п. 2.2 Определения Конституционного суда РФ от 19 октября 2010 г. № 1422-О-О). Компания не обязана подтверждать учитываемые для целей налогообложения расходы. Об этом ФАС Московского округа сообщил в Постановлении от 1 августа 2014 года № А40-98472/13.

Так, например, суды признают расходы на приобретение и установку автомагнитол и автоколонок экономически обоснованными (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 1 июня 2011 г. № А53-15050/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 9 октября 2006 г. № А27-2885/05-2). Данные затраты являются расходами, связанными с охраной труда, и учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли по подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Затраты на установку навигатора, видеорегистратора, газобаллонного оборудования не могут признаваться расходами на модернизацию (дооборудование) автомобиля, так как не происходит изменения технологического, служебного назначения автомобиля, связанного с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

В зависимости от стоимости оборудования оно учитывается в составе основных средств на основании пункта 1 статьи 257 НК РФ, а расходы признаются через механизм амортизации либо в составе материальных расходов согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Основные средства


Многие автомобили, числящиеся на балансе организаций, оборудованы различными полезными устройствами: сигнализация, навигационное оборудование, автомагнитола, видеорегистратор, кондиционер, тонировка стекол и т.д.

Если автомобиль на момент приобретения уже был доукомплектован, то затраты на дополнительное оборудование включаются в его первоначальную стоимость.

Согласно п.7 ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости.

А первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Для налогового учета первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.

Далее списание на расходы идёт через амортизацию.

Бывает, что организация покупает автомобиль, ставит его на учёт, начинает эксплуатацию. Затем для обеспечения сотрудников комфортными условиями, решает его дооборудовать. Соответственно, в интересах организации данными расходами уменьшить свою налогооблагаемую прибыль, но с таким подходом не всегда согласна ИФНС. Налоговая проявляет повышенный интерес к признанию расходов на улучшение автомобиля. Мотивируя тем, что согласно абз. 2, 4 п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов, а затраты организации на различные усовершенствования автомобиля, не могут быть признаны экономически обоснованными расходами , т.к. не направлены на получение дохода.

Итак, какие доводы и аргументы должна привести компания в случае предъявления претензий налоговым инспектором?

Сигнализация

ГЛОНАСС или GPS навигация

4. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Организации, которые не обязаны быть укомплектованы навигационным оборудованием, могут аргументировать свои расходы тем, что данное оборудование помогает водителю правильно построить маршрут, быстрее доехать до пункта назначения, тем самым сэкономив и время, и топливо.

Автомагнитола

ФАС Московского округа в Постановлении от 10.10.2008г. №КА-А40/8775-08 установил, что оборудование автомобилей автомагнитолами с колонками направлено на психологическую разгрузку водителей общества, и повышает их работоспособность и производительность труда.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 01.06.2011г. №А53-15050/2010 применив статьи 250, 252 НК РФ, посчитал, что расходы на приобретение автомагнитол и автоколонок являются расходами, связанными с охраной труда, и подлежат учету при исчислении налога на прибыль на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Следовательно, расходы на приобретение автомагнитол, автоколонок связаны с производственной деятельностью налогоплательщика и отвечают критериям, определенным статьей 252 НК РФ.

Кондиционер

Тонировка стекол

При тонировке стекол автомобиля надо помнить, что светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%.

За данное нарушение предусмотрен штраф в размере 500,00 рублей (ст.12.5 КоАП РФ).

Газобалонное оборудование

Видеорегистратор

Уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на затраты по установке дополнительного оборудования в автомобиль, организация должна умело привести доводы, обосновывающие данные расходы.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация применяет общую систему налогообложения (доходы и расходы признаются методом начисления).
Организацией 20.11.2018 был приобретен автомобиль. 21.11.2018 автомобиль поставили на учет, получили госномера и ввели автомобиль в эксплуатацию. Также 21.11.2018 на автомобиль были куплены чехлы и коврики. Приобретенные 21.11.2018 чехлы и коврики были переданы в эксплуатацию 30.11.2018. 30.11.2018 на автомобиль был установлен видеорегистратор, камера заднего вида, подкрылки с шумоизоляцией и затонированы стекла.
Как учесть вышеуказанные затраты в бухгалтерском и налоговом учете? Нужно ли их включить в стоимость автомобиля?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок учета расходов на приобретение и установку дополнительного оборудования на автомобиль как в бухгалтерском, так и в налоговом учете Организация вправе определить самостоятельно.
Включить в первоначальную стоимость автомобиля данные затраты можно в случае, если дооборудование произведено не позже ввода автомобиля в эксплуатацию. Если автомобиль дооборудован уже после ввода его в эксплуатацию, связанные с этой операцией затраты могут быть учтены в составе материальных либо прочих расходов.
Вместе с тем единовременное признание рассматриваемых затрат в налоговом учете влечет некоторые риски.
Подробнее смотрите ниже.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского учета расходов на приобретение дополнительного оборудования на автомобиль Организация вправе определить самостоятельно.
В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) единицей бухгалтерского учета основных средств (далее - ОС) является инвентарный объект, то есть:
- объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
- или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
- или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов представляет собой один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
С одной стороны, такое имущество, как чехлы, коврики, камера заднего вида, подкрылки с шумоизоляцией, тонировочная пленка, самостоятельно (без установки на автомобиль) не может выполнять свои функции. Поэтому, на наш взгляд, подобные активы в принципе могут быть приняты к учету вместе с автомобилем в качестве единого инвентарного объекта - автомобиля.
Заметим, что сам по себе тот факт, что отдельные виды дополнительного оборудования могут быть сняты с одной машины и установлены на другую, не дают достаточных оснований для учета их в качестве самостоятельных объектов ОС. Исключение из приведенного вами списка оборудования, по нашему мнению, составляет видеорегистратор, который способен выполнять свои функции самостоятельно и, следовательно, может быть учтен в качестве отдельного инвентарного объекта.
Вместе с тем наличие у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, позволяет каждую такую часть учитывать как самостоятельный инвентарный объект (абзац 2 п. 6 ПБУ 6/01, письмо Минфина России от 18.11.2016 N 03-03-06/1/67863).
Схожей позиции придерживаются и судьи (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 04.02.2011 по делу N А32-44414/2009, ФАС Поволжского округа от 26.01.2010 по делу N А65-8600/2009, ФАС Уральского округа от 03.12.2007 N Ф09-9180/07-С3).
При этом положения ПБУ 6/01 не конкретизируют конкретный уровень существенности. Поэтому полагаем, что Организация вправе определить данный критерий самостоятельно. Если Организация посчитает, что сроки полезного использования дополнительного оборудования существенно отличаются от срока полезного использования автомобиля, то указанные активы можно учесть как самостоятельные инвентарные объекты.
Напомним, что активы, в отношении которых выполняются условия для принятия их к бухгалтерскому учету в качестве ОС и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01). Стоимость активов, принятых к учету в качестве МПЗ, в бухгалтерском учете списывают единовременно при передаче в эксплуатацию (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н)).
В анализируемой ситуации, полагаем, также необходимо учитывать, что указанные Вами активы и выполненные работы нельзя рассматривать в качестве затрат по доведению объекта ОС до состояния, пригодного к эксплуатации. Очевидно, что автомобиль в состоянии выполнять свои функции и без видеорегистратора, тонировки, ковриков и прочего дополнительного оборудования.
При этом правила бухгалтерского учета не содержат запрета и на учет рассматриваемых затрат на доукомплектацию автомобиля единовременно в составе прочих расходов. Поэтому полагаем, что в отношении рассматриваемого дополнительного оборудования имеются также предпосылки для учета стоимости его приобретения и установки единовременно в составе прочих расходов в соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации".
Относительно возможности включения расходов на дополнительное оборудование автомобиля в его первоначальную стоимость отметим следующее.
Как следует из положений п.п. 7 и 8 ПБУ 6/01, ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление ОС, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). При этом перечень затрат на приобретение, сооружение и изготовление ОС фактически является открытым.
До момента ввода автомобиля в эксплуатацию затраты на его приобретение отражаются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Сформированная первоначальная стоимость автомобиля, подтвержденная документами, оформленными в установленном порядке, переносится при его вводе в эксплуатацию с кредита счета 08 в дебет счета 01 "Основные средства".
Очевидно, что первоначальная стоимость транспортного средства формируется при его приобретении до момента начала его использования (до ввода в эксплуатацию). Поэтому полагаем, что дополнительные затраты, связанные с дооборудованием автомобиля, могут формировать его первоначальную стоимость только в случае, если такое дооборудование произведено не позже ввода автомобиля в эксплуатацию.
Если автомобиль дооборудован уже после ввода его в эксплуатацию, Организация, с учетом изложенного выше, может учесть связанные с этой операцией затраты в составе материальных (при передаче в эксплуатацию "малоценных" объектов ОС) либо прочих расходов.

Налог на прибыль

Если автомобиль приобретен для использования в деятельности Организации, направленной на получение дохода, то для целей исчисления налога на прибыль он признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость автомобиля в общем случае определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС.
Соответственно, стоимость установленного на автомобиль дополнительного оборудования и работ по его монтажу (осуществленных до начала ввода данного ОС в эксплуатацию) может быть включена в первоначальную стоимость автомобиля в налоговом учете.
При этом изменение первоначальной стоимости ОС в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ имеет место, в частности, в случаях дооборудования, реконструкции, модернизации. По мнению специалистов Минфина России (письмо от 21.02.2012 N 03-03-06/1/94), если в результате установки дополнительного оборудования на автомобиль произошло изменение технологического, служебного назначения объекта, связанное с повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами, то соответствующие работы следует квалифицировать для исчисления налога на прибыль организаций как дооборудование (то есть увеличивать первоначальную стоимость).
В то же время, как показывает арбитражная практика, налоговые органы нередко предъявляют претензии, если расходы, подобные рассматриваемым, учтены налогоплательщиками единовременно, а не включены в стоимость амортизируемого имущества.
В свою очередь, судьи считают, что такие затраты налогоплательщик вправе единовременно признать в составе расходов (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 18.05.2009 N А53-12937/2008-С5-27, ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 N А05-12045/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.06.2007 N А33-15634/04-С3-Ф02-3458,3474/2007, ФАС Уральского от 21.03.2007 N Ф09-11047/06-С3).
С нашей точки зрения, установка рассматриваемого оборудования не изменяет ни служебное, ни технологическое назначение автомобиля (не увеличивается его мощность, скоростные показатели, и т.п.), поэтому такие расходы могут быть признаны в налоговом учете единовременно в составе прочих расходов (как расходы на содержание служебного транспорта) либо в составе материальных расходов в том отчетном периоде, в котором они имели место (пп. 11 п. 1 ст. 264, пп. 3 п. 1 ст. 254, ст. 272 НК РФ). Однако само наличие судебной практики говорит о том, что полностью исключить вероятность возникновения налоговых рисков при следовании такой позиции мы не можем.
Кроме того, обратим внимание, что отдельные виды расходов на оборудование автомобиля (например, тонировку стекол, установку видеорегистратора) налоговые органы могут посчитать необоснованными*(1).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет "малоценных" основных средств;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет малоценных основных средств в качестве МПЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Ответ прошел контроль качества

11 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотрите в следующих материалах:
- Вопрос: Организация приобрела автомобиль. В день покупки он был доукомплектован: были установлены магнитола, ксеноновые фары, приобретена и наклеена пленка тонировочная, приобретены коврики в салон и багажник. Доукомплектацию проводила сторонняя организация, не являющаяся продавцом автомобиля. На момент доукомплектации автомобиль не был принят к учету в составе основных средств. Увеличивают ли первоначальную стоимость автомобиля понесенные организацией расходы на его доукомплектацию в целях исчисления налога на прибыль и ведения бухгалтерского учета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2014 г.);
- Вопрос: Организация оснащает свои автомобили видеорегистраторами и радарами-детекторами (для обнаружения сигналов с целью предотвратить нарушение водителем правил дорожного движения). Также организация приобретает мобильные телефоны для использования сотрудниками в рабочее время в служебных целях. Может ли организация в своих расходах для уменьшения налога на прибыль учесть покупку видеорегистратора, радара для автотранспортного средства, используемого в производственной деятельности организации, а также покупку сотовых телефонов для своих сотрудников? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2017 г.).

Костакова Е. В.

Как бухгалтеру оформить покупку автомобиля? В чем отличие покупки нового авто от б/у? Как определить первоначальную стоимость и какие налоги придется уплатить? - читайте в статье.

Покупка авто в организации

Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи. Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи. Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.

На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.

Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.

Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Оформление автомобиля

Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61. Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль. Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

В случае, если автомобиль взили в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам.


Начисление амортизации

Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.

Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).

Срок полезного использования для грузовиков

Автомобиль Срок полезного использования (код ОКОФ)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны Свыше 3 до 5 лет включительно (код 15 3410191)
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно (код 15 3410020)
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410195 — 15 3410197)
Автомобили-тягачи седельные Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410210 — 15 3410216)

Совет: Выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку

Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?

Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Пример
Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

  • Дебет 01, Кредит 08 — 500 650 руб. - автомобиль принят к эксплуатации;
  • Дебет 20, 26, 44, Кредит 02 — 8344,16 руб. - начислена месячная сумма амортизации.

Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации. В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля. Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.

При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.

Как оформить ОСАГО бухгалтеру

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Транспортный налог на авто в компании

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства. Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем.

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Автомобильные «навороты»: излишества или необходимость?

На практике достаточно часто встречается ситуация, когда компания купила и поставила на учет автомобиль, а после этого принимает решение произвести его дооборудование. Например, затонировать стекла, установить автомагнитолу с колонками, видеорегистратор, навигатор, систему геолокации. Налоговые органы считают это излишеством, никак не связанным с деятельностью компании. Поэтому они исключают затраты из налоговой базы по прибыли, а также не принимают к вычету «входной» НДС. Насколько справедлив подход налоговиков? Давайте разбираться.

Обоснован ли расход?

Первый вопрос, который необходимо решить при отражении рассматриваемых расходов для целей налогообложения прибыли, — являются ли данные затраты экономически обоснованными? Ведь согласно ст. 252 НК РФ при расчете налога на прибыль могут быть учтены только экономически оправданные расходы, осуществленные для деятельности, направленной на получение дохода.

К сожалению, Минфин России не давал разъяснений по данному вопросу.

Арбитражная практика показывает, что налоговые органы на местах не признают расходы на приобретение и установку автомагнитолы экономически обоснованными. Примером может служить постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2011 № А53-15050/2010. В этом деле рассматривался следующий спор.

В ходе проверки налоговики признали необоснованными расходы на приобретение автомагнитол по причине того, что они не участвуют в деятельности, направленной на получение дохода. Организация с таким подходом проверяющих не согласилась. Опровергая довод налоговиков, компания указала, что сотрудники, использующие автомобили, проводят в поездках длительное время. Следовательно, расходы по приобретению автомобильных магнитол и колонок направлены на обеспечение нормальных условий труда работников, оборудование автомобилей музыкальными центрами направлено на психологическую разгрузку водителей организации и повышает их работоспособность, производительность труда.

Арбитры поддержали компанию. Суд посчитал, что расходы на приобретение автомагнитол и автоколонок являются расходами, связанными с охраной труда, и учитываются при расчете налога на прибыль по подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такие расходы связаны с производственной деятельностью налогоплательщика и отвечают критериям ст. 252 НК РФ.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского округа от 10.10.2008 № А40-3666/08-129-15, Западно-Сибирского округа от 09.10.2006 № А27-2885/05-2 (Определением ВАС РФ от 05.02.2007 № 7175/06 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).

Как видите, риск возникновения споров с проверяющими по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов по приобретению и установке автомагнитол велик. Но есть хороший шанс выиграть судебное разбирательство.

Споры могут возникнуть и по признанию в составе расходов затрат на тонировку автомобильных стекол. Налоговые органы, скорее всего, посчитают такие расходы необоснованными. С аналогичными претензиями столкнулась компания, чье дело было рассмотрено в постановлении ФАС Московского округа от 09.08.2005, 08.08.2005 № КА-А40/7398-05. Суд встал на сторону организации, указав, что затраты на тонировку стекол автомобиля предохраняют его от преждевременного износа.

Отметим, что этот спор возник до вступления в силу главы 25 НК РФ. Более свежей арбитражной практики по данному вопросу мы не обнаружили. Поэтому сложно сказать, какое решение в нынешних реалиях примет суд. На наш взгляд, учитывать такие расходы для целей налогообложения прибыли рискованно, так как доказать их экономическую обоснованность будет весьма сложно.

Что касается расходов на приобретение и установку видеорегистратора, навигатора и системы геолокации, то нам не удалось найти судебных решений со схожими обстоятельствами. На наш взгляд, расходы на такое оборудование компания может учесть при расчете налога на прибыль. Видеорегистраторы позволяют отслеживать маршрут следования служебного транспорта. Ведь в их память записывается видеоизображение дороги, а также указываются точная дата и время. Тем самым такое допоборудование может служить для составления своеобразных отчетов водителей о производственном использовании автотранспорта. Кроме того, данные с видеорегистраторов могут помочь в расследовании ДТП и, например, доказать невиновность водителей. Тем самым компания может избежать финансовых потерь в виде возмещения ущерба.

Системы навигации при осуществлении перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов в обязательном порядке должны быть установлены на транспортные средства. Такое требование прямо прописано в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности». Поэтому расходы на приобретение навигаторов в таких случаях, без сомнения, экономически обоснованны. Но даже если компания не занимается перевозками пассажиров, специальных и опасных грузов, то расходы на покупку навигаторов все равно будут оправданны. Ведь с помощью такого оборудования водитель может разработать оптимальный маршрут следования и тем самым снизить расходы на топливо.

Также можно признать обоснованными расходы на приобретение системы геолокации. Ведь она позволяет обнаружить координаты реального географического положения любого объекта (распоряжение Правительства РФ от 03.12.2014 № 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса „Безопасный город“»). Таким образом, с ее помощью организация может контролировать маршруты следования автотранспорта, а в случае кражи автомобиля узнать его местонахождение.

Подбираем статью для расхода

Следующая проблема, с которой нужно разобраться бухгалтеру, связана с порядком списания рассматриваемых расходов. Дело в том, что зачастую налоговые органы на местах расценивают расходы по оснащению автомобиля допоборудованием как модернизацию (дооборудование) основного средства. А как известно, при модернизации и дооборудовании изменяется первоначальная стоимость основного средства (п. 2 ст. 257 НК РФ). Следовательно, расходы по дооборудованию автомобиля, по мнению контролеров, должны списываться через амортизацию.

Однако суды с такой позицией налоговых органов не согласны. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 № А05-12045/2007 суд решал вопрос о том, является ли дооборудованием автомобиля установка сигнализации, автомагнитолы и антенны. По мнению налоговиков, компания произвела дооборудование основного средства, в связи с чем автомобиль приобрел новые качества. Поэтому в данном случае согласно п. 2 ст. 257 НК РФ изменяется первоначальная стоимость основного средства. Компания же списала расходы единовременно, за что и была привлечена к налоговой ответственности.

Арбитры, принимая решение в пользу налогоплательщика, указали, что установка охранной и акустической систем не отвечает признакам, установленным п. 2 ст. 257 НК РФ, и не может быть признана ни модернизацией, ни дооборудованием, ни иными работами, которые увеличивают первоначальную стоимость автомобиля как объекта основных средств.

Напомним, что согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. В целях главы 25 НК РФ к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производств, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

А в постановлении ФАС Уральского округа от 19.12.2007 № А07-23717/06 суды отметили, что установка компанией светомузыки и светоусилителя на автобус не привела к изменению его нормативных показателей функционирования по сравнению с характеристиками, которые он имел до проведения данных работ, то есть отсутствуют признаки модернизации. При этом установленное оборудование является специальным сменным (съемным) приспособлением, которое в любой момент может быть изъято из конструкции. На этом основании арбитры признали правомерным единовременное списание спорных расходов при расчете налога на прибыль.

Аналогичный вывод содержится и в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.06.2007 № А33-15634/04-С3.

Приведенную аргументацию судов о том, что расходы на сигнализацию и автомагнитолу нельзя рассматривать как модернизацию или дооборудование автомобиля, можно смело использовать и в отношении расходов на приобретение и установку навигатора, видеорегистратора и системы геолокации. Ведь это оборудование также не изменяет технических характеристик автомобиля и может быть использовано на других транспортных средствах.

По какой же статье расходов нужно учитывать рассматриваемое оборудование? Ответ на этот вопрос зависит от стоимости оборудования. Если приобретенный объект стоит более 40 000 руб., его следует учесть как основное средство и начислять по нему амортизацию (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Отметим, что со следующего года предельная величина для признания имущества амортизируемым увеличивается до 100 000 руб.

Если купленное оборудование стоит меньше установленного лимита, то его можно учесть либо в составе материальных расходов (подп. 3, 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией по подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ — как расходы на обеспечение нормальных условий труда (в части автомагнитолы), по подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ — как расходы на содержание служебного транспорта.

Вычет НДС: быть или не быть?

Проблемы могут возникнуть и с принятием к вычету сумм «входного» НДС по приобретенному оборудованию и услугам по его установке. Как показывает арбитражная практика, при проверках инспекторы отказывают организациям в вычете НДС.

Так, в уже упомянутом нами выше постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2011 № А53-15050/2010 налоговая инспекция не только исключила из налоговой базы по прибыли расходы на приобретение автомагнитолы, но и отказала в принятии к вычету НДС с ее стоимости. Свою позицию налоговики мотивировали тем, что «сумма НДС в составе указанных затрат не может быть признана товаром, приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 146 НК РФ». То есть, по мнению проверяющих, автомагнитола не предназначена для использования в облагаемых НДС операциях. Следовательно, не выполняется одно из условий принятия налога к вычету, предусмотренное п. 2 ст. 171 НК РФ.

Однако суд не согласился с решением налогового органа. Арбитры указали, что компания правомерно приняла к вычету суммы «входного» НДС. Ведь все условия для этого организация выполнила: у нее на руках был правильно оформленный счет-фактура от поставщика, автомагнитола была поставлена на учет и использовалась в облагаемых НДС операциях. Кроме того, арбитры отметили, что в налоговом законодательстве отсутствуют положения, позволяющие налоговому органы оценивать произведенные налогоплательщиком платежи по НДС с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности. Такая правовая позиция содержится в Определении Конституционного суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П, постановлении Конституционного суда РФ от 24.02.2004 № 3-П.

Аналогичный подход можно использовать и при решении вопроса о принятии к вычету сумм «входного» НДС по расходам на приобретение и установку видеорегистратора, навигатора и системы геолокации, а также по затратам на тонирование стекол автомобиля.

Бухгалтерский учет и налог на имущество

И последний вопрос, который нужно решить финансовой службе компании при дооборудовании автомобиля, — это как отразить приобретенные активы в бухгалтерском учете, если по стоимости они превышают установленный в организации лимит для признания имущества основными средствами: на счете 01 «Основные средства» или же на счете 10 «Материалы»? От ответа на этот вопрос будут зависеть и последствия для налога на имущество организаций.

Конечно же, налоговым органам выгоднее признать рассматриваемое нами допоборудование автомобиля основными средствами. Ведь в этом случае стоимость объектов должна учитываться при расчете налога на имущество. Это связано с тем, что по общему правилу объектом обложения этим налогом признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). Поэтому неудивительно, что налоговые инспекторы, выявив в ходе проверки факт учета, к примеру, автомагнитолы стоимостью более 40 000 руб. не на счете 01, производят доначисления налога на имущество.

К счастью, судебная практика по данному вопросу в пользу налогоплательщиков. Арбитры приходят к выводу, что автомагнитола не может для целей бухгалтерского учета признаваться основным средством. Подтверждение тому — постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2008 № А05-1451/2008. Вот какие аргументы приводят суды.

Порядок учета на балансе организаций объектов основных средств регулируется двумя документами: ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91 «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств». Так, в п. 4 ПБУ 6/01 установлены критерии для признания в бухгалтерском учете актива основным средством. Перечислим их:

использование объекта в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

использование объекта в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

организацией не предполагается последующая перепродажа данного актива;

объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

При этом единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно (п. 6 ПБУ 6/01).

Исходя из этого, арбитры решили, что автомагнитола не может рассматриваться как отдельный инвентарный объект основных средств, так как она не предназначена для выполнения определенных самостоятельных функций, использование которых может принести организации экономические выгоды (доход). Использование автомагнитолы возможно только в качестве принадлежности в автомобиле после проведения монтажа, ее самостоятельное использование невозможно. Поскольку автомагнитола не является объектом основных средств, она не может быть квалифицирована в качестве объекта налогообложения по налогу на имущество. Следовательно, оснований для доначисления организации налога на имущество у налоговой инспекции не имелось.

А в постановлении ФАС Поволжского округа от 22.01.2008 № А55-6448/07 арбитры не согласились с выводом налогового органа о том, что компания должна была увеличить первоначальную стоимость автомобиля на стоимость непроизводственного инвентаря (автомагнитолы, колонок, автопокрышек и автосигнализации). Поэтому решение о доначислении налога на имущество признано недействительным.

Таким образом, организация может учесть дополнительное оборудование, устанавливаемое на автомобиль (не только автомагнитолу, но и видеорегистратор, навигатор, систему геолокации), на счете 10. При этом в случае возникновения спора с проверяющими по вопросу расчета налога на имущество у компании есть хорошие шансы отстоять свою точку зрения в суде.

Читайте также: