Аудиторская отчетность в налоговый орган

Опубликовано: 12.05.2024

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Для получения представлений о СВК и аудиторском риске необходимо обратиться к МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем», МСА 402 «Аудит субьектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также Федеральным правилом (стандартом) аудита №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

На контрольную среду влияют ряд факторов:

  • понимание руководством значения налоговой отчетности;
  • готовность к исправлению существенных ошибок;
  • получение консультаций у аудиторов;
  • осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета;
  • распределение ответственности и полномочий на предприятии;
  • проведение внутреннего аудита;
  • наличие должностных инструкций;
  • соблюдение графика составления отчетности;
  • наличие учетной политики в целях налогообложения;
  • соответствие внешней отчетности внутренним отчетам;
  • разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу;
  • наличие СВК на предприятии.

Исходя из опыта проведения аудиторских проверок налоговой отчетности следует, что контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности зависит от ответственности руководства к исполнению обязанностей налогоплательщика, от осведомленности исполнительного органа о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:

  • определение целей СВК;
  • определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей;
  • определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита;
  • разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты;
  • создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.

Экономическую обоснованность расходов на СВК подтверждают следующие доводы:

  • приобретение услуг по созданию и совершенствованию системы внутреннего контроля необходимо в связи с проведением особенных хозяйственных операций;
  • совершенствование СВК способствует улучшению определенных финансовых показателей организации.

Совершенствование СВК может оказать существенное влияние на:

  • эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
  • финансовая устойчивость;
  • своевременность и достоверность финансовой и налоговой отчетности;
  • сохранность имущества и информации;
  • соблюдение норм законодательства, внутренних процедур и регламентов.

Функционирование СВК зависит от соблюдения принципов:

  • принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность;
  • принцип сбалансированности: субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
  • принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях: информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
  • принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
  • принцип постоянства: СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
  • принцип комплексности: весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
  • принцип распределения обязанностей: функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверка методики исчисления налоговых платежей;
  • правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы компании, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При проверке системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.

Необходимо соблюдать и контролировать соответствие первичных документов установленным требованиям и следить за обеспечением полной и достоверной информации о хозяйственных операциях в целях налогообложения. Для этого аудитору следует изучить организацию документооборота: существует ли график документооборота; насколько пригоден существующий документооборот для составления аналитических регистров налогового учета и формирования налогооблагаемых показателей; какое место занимают в установленном документообороте Налоговые декларации; учитывает ли существующий документооборот интересы внешних пользователей (органов ФНС). Аудитору следует также убедиться в том, что учетная политика организации не противоречит нормам бухгалтерского и налогового законодательства, разработаны ли формы первичных документов, не предусмотренных Госкомстатом, и технология документооборота; установлен ли список лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Процедуры получения аудиторских доказательств разрабатываются в соответствии с МСА «Аудиторские доказательства» и Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Проводя оценку СВК, следует также получать доказательства в виде тестирования.

Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС РФ, например журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Конечной целью составления налоговых регистров является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налогооблагаемую базу. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.

Рекомендации ознакомления с аудируемым лицом содержатся в МСА 310 «Знание бизнеса» и в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор должен получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность организации. Необходимо изучить отраслевые особенности налогообложения, динамику налогового законодательства за период проверки. Для изучения СВК аудитор запрашивает следующие документы:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • статистическая отчетность;
  • налоговые декларации;
  • учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов;
  • график документооборота.

После предварительного знакомства аудитор составляет мнение об особенностях системы налогообложения организации и приступает к аудиту налоговой отчетности. Цель проверки — выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством. Задача проверки — собрать достаточные аудиторские доказательства о достоверности налоговой отчетности. При этом необходимо соблюдать следующие критерии:

  • существование — наличие по состоянию на определенную дату расхода по налогу и налогового обязательства;
  • возникновение — подтверждение того, что хозяйственные операции, формирующие налогооблагаемые показатели, имели место в течении налогового периода;
  • права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства по налогам;
  • полнота — отсутствие неотраженных в налоговой отчетности активов, обязательств, хозяйственных операций или событий, имеющих налоговые последствия;
  • стоимостная оценка — отражение в налоговой отчетности надлежащей стоимости налогооблагаемых показателей;
  • точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответсвующему налоговому периоду;
  • представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание хозяйственной операции, актива или обязательства в соответствии с правилами их отражения в налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Аудиторская организация несет ответственность за правильность и обоснованность своего мнения о достоверности налоговой отчетности.

Для оценки СВК на уровне отчетности небходимы следующие документы:

  • налоговые декларации по налогам;
  • бухгалтерская (финансовая) отчетность;
  • учетная и налоговая политики;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав;
  • учредительный договор;
  • структура организации аудируемого лица;
  • структура бухгалтерии аудируемого лица;
  • схема и график документооборота;
  • должностные инструкции работников;
  • положение о внутреннем аудите;
  • штатное расписание;
  • инветаризационные описи и ведомости;
  • переписка с налоговыми органами;
  • акты сверок с контрагентами;
  • рабочие планы счетов: бухгалтерских и налоговых;
  • выписки из лицевого счета налогоплательщика по проверяемому налогу;
  • акты проверок налоговых органов.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у организации при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.

Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.

Порядок представления в налоговый орган экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения

Смотрите в этом материале:

Внимание

Начиная с отчетности за 2019 год один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также аудиторское заключение о ней в случаях, когда такая отчетность подлежит обязательному аудиту, представляются в налоговый орган по месту нахождения организации (ч. 3 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).

Обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы статистики сохранена только за организациями:

- отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ;

- в случаях, установленных Правительством РФ (ч. 7 ст. 18 Закона N 402-ФЗ). К таким организациям предлагается отнести организации, включенные в перечень резидентов в соответствии с п. 4.2 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (проект постановления Правительства РФ от 07.11.2019 N 19/00096853).

Порядок представления в налоговый орган экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней (далее - обязательный экземпляр) утвержден приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@ (далее - Порядок).

Организации, за исключением субъектов малого предпринимательства, обязаны представить бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2019 год только в электронном виде через операторов ЭДО.

У малого бизнеса пока есть выбор. Бухгалтерская отчетность за 2019 год, а также аудиторское заключение по ней могут быть представлены либо на бумажном носителе, либо в виде электронного документа.

Однако бухгалтерская отчетность за 2020 год должна будет представляться ими только в электронном виде (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, п. 2 Порядка).

Какие требования предъявляются к обязательному экземпляру и аудиторскому заключению?

Обязательный экземпляр в электронной форме должен быть представлен только по форматам, установленным ФНС России, и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом данные владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи должны соответствовать данным в обязательном экземпляре отчетности (п.п. 4, 5 Порядка, приложение 1 и приложение 2 к приказу ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/570@).

Формат представления аудиторского заключения зависит от того, когда оно сдается

Если аудиторское заключение сдается вместе с обязательным экземпляром отчетности, то оно представляется в виде электронного документа в формате PDF.

Представляя аудиторское заключение после сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо применять формат документа, утв. приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ (п. 2 Приказа N ММВ-7-1/570@).

Лицо, представляющее обязательный экземпляр, должно иметь на руках доверенность, подписанную руководителем или иным лицом, уполномоченным на это в соответствии с законом и учредительными документами. Без доверенности отчетность может сдать только руководитель (п. 3 ст. 29 НК РФ, письмо ФНС России от 18.11.2019 N БС-4-11/23406@).

Каким документом подтверждается прием-передача обязательного экземпляра?

Факт приема-передачи бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения подтверждается квитанцией о приеме документа. Указанный документ формируется налоговым органом в течение одного рабочего дня с момента поступления указанных документов и только при отсутствии оснований для отказа в их приеме, предусмотренных Порядком (п. 10, п. 14 Порядка).

Какая дата считается датой получения обязательного экземпляра?

Датой получения обязательного экземпляра отчетности, направленной в налоговый орган по ТКС считается дата, указанная в квитанции о приеме (п. 11 Порядка).

В каком случае могут отказать в приеме обязательного экземпляра и аудиторского заключения?

В приеме отчетности откажут, если (п. 9 Порядка):

1) отчетность представлена не по установленному формату;

2) отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись или данные владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи не соответствуют данным в обязательном экземпляре отчетности;

3) отчетность представлена в налоговый орган не по месту нахождения организации.

При наличии хотя бы одного из указанных оснований налоговый орган сформирует уведомление об отказе в приеме, которое организация должна получить в течение одного рабочего дня, следующего за днем отправки отчетности (п.п. 12, 13 Порядка).

Представление обязательного экземпляра отчетности за 2019 год и аудиторского заключения о ней субъектами малого предпринимательства на бумажных носителях

Обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней на бумажных носителях за 2019 год могут представляться в налоговый орган (п. 16 Порядка):

- лично либо через уполномоченного представителя.

Внимание

При сдаче отчета на бумажном носителе рекомендуем обратиться к должностному лицу налогового органа с просьбой проставить на копии сдаваемой отчетности отметку о принятии с указанием (п. 18 Порядка):

- фамилии, имени и отчества принявшего отчетность;

- направляться по почте с описью вложения. Днем представления документов в этом случае будет считаться дата отправки почтового отправления (п. 17 Порядка).

МАТЕРИАЛЫ

  • Cтатьи
  • Лучшее
  • Автоматизация учета
  • Аудит
  • Бухучет
  • Консалтинг
  • Оценка
  • Управление персоналом
  • Юриспруденция


АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СДАЕТСЯ В НАЛОГОВУЮ

АЗ.jpg

Давайте разберемся, что нужно знать?

В дополнение к годовой бухгалтерской отчетности, организация обязана предоставить в налоговую аудиторское заключение.

Также новая форма бухгалтерского баланса содержит отметку, обязателен ли для нее аудит (да / нет), в случае, если это так — заполняет в соответствующих полях наименование аудитора.

Важно понимать, что даты направления отчетности и результатов проведения аудиторской проверки могут не совпадать. Подать заключение в налоговую можно:

• Вместе с годовой отчетностью;
• либо не позднее 10 рабочих дней после даты, которой подписано аудиторское заключение , но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Как и в каком формате, организация может уведомить налоговый орган?

• в ИФНС по месту нахождения организации;
• в электронном виде через операторов ЭДО (подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью);
• в формате PDF вместе с отчетностью либо в формате, утвержденном Приказом ФНС № ММВ-7-6/16@ (если документ направляется отдельно).

* Для малого бизнеса в текущем году сделано исключение: аудиторское заключение за 2019 год можно сдать в бумажном виде.
Остальным компаниям при неисполнении правил указанным выше – налоговый орган откажет в принятии заключения.

Что будет если сдать аудиторское заключение?

В случае, если организация аудиторское заключение в налоговую не предоставила (либо сделала это не вовремя), будут применяться санкции согласно ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф до 5 000 рублей

*В случае, когда обязательный аудит проведен, есть заключение, но документ так и не поступил в ИФНС.

За непроведение обязательного аудита, грозят санкции применят согласно ст. 15.11 КоАП за грубое нарушение бухучета до 10 000 руб. за первичное нарушение, при повторном нарушении руководителя могут дисквалифицировать на срок до 2 лет.

НО И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ

Не забудьте опубликовать аудиторское заключение на сайте Федерального ресурса, не позднее трех рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения.

За не размещение сведений на сайте Федресурс предусмотрена административная ответственность согласно п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 50 000 рублей, а в случае повторного правонарушения - дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Можно ли заплатить штраф и не сдавать аудиторское заключение?

К сожалению, нет. Нужно понимать, что даже если вы оплатили штраф, аудиторское заключение все равно придется сдать. Эти положения закреплены в примечание 1, ст.15.11 КоАП, а также п.1 и п2. 2ст. 15.11 КоАП.

Как снизить стоимость проведения обязательного аудита?

На самом деле, способ снизить затратную часть только 1 - провести аудит удаленно.

Процесс практически ничем не отличается от классического аудита с выходом на предприятие аудитора. Выглядит это так:

• До начала проверки, аудитор высылает запрос с перечнем документов необходимых для начала проведения проверки.
• Аудитор удаленно, подключается к вашей базе 1С(или другой продукт), анализирует регистры бухгалтерского учета.
• На базе анализа регистров, формирует запрос необходимых для проверки первичных учетных документов, которые вы можете выслать по безопасному каналу связи в скане.
• Получаете аудиторское заключение заказным письмом и в электронном виде.

Экономия от проведения удаленного аудита может достигать 20% от первоначальной стоимости услуги. Рассчитать стоимость проведения аудита можно по ссылке КАЛЬКУЛЯТОР СТОИМОСТИ АУДИТА. https://www.avuar.ru/calc/

Кто подлежит обязательному аудиту?

Обязательному аудиту подлежат организаций вне зависимости от организационно-правовой формы(Полный перечень опубликован на сайте Минфина РФ.)

Также аудит финансовой(бухгалтерской) отчетности обязаны проводить организации отвечающие следующим критериям.

• Выручка юридического лица за предшествующий год превысила 400 млн.руб. и/или активы баланса превысили 60 млн. руб.
• Компании, которые составляют консолидированную бухгалтерскую отчетность.
• Акционерные общества
• Компании, публично размещающие ценные бумаги
• Банки, страховые компании и некоторые другие согласно ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности», 208-ФЗ «О консолидированной отчетности

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ФНС России

форматы представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – ГИРБО) – Приказ от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@;

порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования ГИРБО – Приказ от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/569@.

Данные приказы вступят в силу с 1 января 2020 г.

Подробные материалы по этому вопросу размещены на официальном Интернет-сайте ФНС России bo.nalog.ru.

Представление документов

Бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение о ней представляются в ГИРБО в виде электронных документов. Исключением является лишь представление отчетности за 2019 г. и аудиторского заключения о ней субъектами малого предпринимательства в 2020 г. (см. далее).

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляется в ГИРБО в случае, если эта отчетность подлежит обязательному аудиту. При этом обязанность представлять аудиторское заключение лежит на аудируемом лице, а не на аудиторской организации (индивидуальном аудиторе).

Аудиторское заключение представляется в налоговый орган в зависимости от того, когда проведен обязательный аудит бухгалтерской отчетности: либо вместе (одновременно) с отчетностью, либо после представления отчетности (не одновременно с ней). В последнем случае аудиторское заключение в виде электронного документа направляется вместе с сопроводительным документом. Такой документ представляется в электронной форме с применением формата, утвержденного Приказом ФНС России от 18 января 2017 г. № ММВ-7-6/16@ «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Форматы представления документов

Бухгалтерская отчетность представляется в виде XML файлов. ФНС России утверждены требования к XML файлам передачи в электронной форме «общей» отчетности и «упрощенной» отчетности.

Аудиторское заключение представляется в виде электронного документа в формате PDF.

Передача документов

Бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение о ней передаются в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным ФНС России.

Обязанности передающей организации

Для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней организация должна обеспечить:

формирование этих документов в виде электронных документов;

шифрование при отправке и дешифрование при получении информации с использованием шифровальных средств;

формирование усиленной квалифицированной электронной подписи при передаче информации и ее проверку при получении информации.

Подтверждение получения документов

При получении бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней налоговый орган в течение одного рабочего дня направляет отчитывающейся организации квитанцию о приеме, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью.

Датой получения указанных документов налоговым органом считается дата, указанная в квитанции о приеме.

Основания для отказа в приеме

Налоговый орган может отказать организации в приеме бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в случаях, если они представлены:

в форматах, отличных от утвержденных ФНС России;

без усиленной квалифицированной электронной подписи;

в налоговый орган, в компетенцию которого не входит их прием.

В этих случаях налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения отчетности и аудиторского заключения о ней направляет отчитывающейся организации уведомление об отказе в приеме документов, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью. При получении такого уведомления организация обязана устранить указанные в нем ошибки и повторить передачу документов в налоговый орган.

Представление бухгалтерской отчетности за 2019 г. субъектами малого предпринимательства

Субъект малого предпринимательства вправе по собственному выбору представить бухгалтерскую отчетность за 2019 г. и аудиторское заключение о ней в налоговый орган либо в виде электронных документов, либо на бумажном носителе. В первом случае субъект малого предпринимательства руководствуется общим порядком представления документов в виде электронных документов.

Во втором случае отчетность и аудиторское заключение о ней представляются в налоговый орган субъектом малого предпринимательства лично, либо через уполномоченного представителя, либо в виде почтового отправления с описью вложения. Днем представления документов на бумажном носителе в налоговый орган считается:

при представлении лично или через уполномоченного представителя – дата их получения, указанная должностным лицом налогового органа на копии бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней;

при отправке бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней по почте – дата отправки почтового отправления с описью вложения.

Бухгалтерская отчетность на бумажном носителе представляется по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.

Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).

Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.

Вопрос: Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности?
Посмотреть ответ

Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:

  • выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
  • выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
  • проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
  • проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.

Вопрос: Как отразить в учете организации (акционерного общества) штрафные санкции за непредставление аудиторского заключения? Организация не провела в установленный срок обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно постановлению о наложении административного штрафа за непредставление аудиторского заключения на организацию наложен штраф в размере 5 000 руб.
Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:

  • фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
  • документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
  • расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).

Какие компании должны проходить аудит обязательно

Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.

Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:

  • компании с организационно-правовой формой ОАО;
  • компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
  • фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
  • компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.

Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».

Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.

Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности

Аудит проходит в несколько этапов:

  1. Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
  2. Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
  3. Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.

Какие документы проверяют

В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:

  • бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
  • налоговые декларации;
  • первичная документация;
  • уставные документы;
  • разрешения, лицензии и многое другое.

Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.

К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.

Результат

Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:

  • методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
  • рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
  • предложения по корректировке отчетности компании;
  • другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).

В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.

ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.

Заключение аудитора

Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.

О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.

Коротко о том, что должен содержать документ:

  • название «Аудиторское заключение»;
  • сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
  • информацию об аудируемом лице;
  • информацию об аудиторе, проводящем проверку;
  • список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
  • мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
  • результаты проверки;
  • дату, когда было составлено заключение.

Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.

Типичные ошибки и нарушения

Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:

  • расходы и доходы отражены неправильно;
  • реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
  • неверно рассчитаны суммы налогов;
  • показатели разных форм отчетности противоречат другу;
  • размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
  • арифметические ошибки при расчетах;
  • формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.

Ответственность за непроведение

Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.

Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Инициатор штрафа Причина Статья Штраф
ФНС При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц.
Росстат Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. 19.7 КоАП РФ От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц.
Банк России В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.

Читайте также: