Аудиторская отчетность в налоговый орган
Опубликовано: 12.05.2024
Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими, позволяющей достичь поставленных целей с минимальными затратами. Контрольная среда в соответствии с Международными стандартами внутреннего аудита — это общее отношение высших органов управления хозяйствующим субъектом к необходимости осуществления внутреннего контроля и предпринимаемые в связи с этим действия. Для получения представлений о СВК и аудиторском риске необходимо обратиться к МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем», МСА 402 «Аудит субьектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также Федеральным правилом (стандартом) аудита №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».
На контрольную среду влияют ряд факторов:
- понимание руководством значения налоговой отчетности;
- готовность к исправлению существенных ошибок;
- получение консультаций у аудиторов;
- осуществление контроля за ведением бухгалтерского и налогового учета;
- распределение ответственности и полномочий на предприятии;
- проведение внутреннего аудита;
- наличие должностных инструкций;
- соблюдение графика составления отчетности;
- наличие учетной политики в целях налогообложения;
- соответствие внешней отчетности внутренним отчетам;
- разработка процедур по защите от несанкционированного доступа к документам, записям, имуществу;
- наличие СВК на предприятии.
Исходя из опыта проведения аудиторских проверок налоговой отчетности следует, что контрольная среда подготовки и представления пользователю налоговой отчетности зависит от ответственности руководства к исполнению обязанностей налогоплательщика, от осведомленности исполнительного органа о системе налогообложения, правах налогоплательщика и налогового органа. Если руководством организации принято решение о создании или совершенствовании СВК, то процесс ее формирования целесообразно разбить на следующие этапы:
- определение целей СВК;
- определение основных функций СВК, необходимых для достижения поставленных целей;
- определение структуры СВК, предусматривающей наличие штатной службы внутреннего аудита;
- разработка положений, внутренних стандартов и методик, нацеленных на выполнение контрольных функций, эффект от которых будет превышать произведенные затраты;
- создание схемы взаимодействия службы внутреннего аудита с другими звеньями СВК и системы управления компанией.
Экономическую обоснованность расходов на СВК подтверждают следующие доводы:
- приобретение услуг по созданию и совершенствованию системы внутреннего контроля необходимо в связи с проведением особенных хозяйственных операций;
- совершенствование СВК способствует улучшению определенных финансовых показателей организации.
Совершенствование СВК может оказать существенное влияние на:
- эффективность финансово-хозяйственной деятельности;
- финансовая устойчивость;
- своевременность и достоверность финансовой и налоговой отчетности;
- сохранность имущества и информации;
- соблюдение норм законодательства, внутренних процедур и регламентов.
Функционирование СВК зависит от соблюдения принципов:
- принцип ответственности: каждый субъект внутреннего контроля, то есть внутренний аудитор или внутренний контролер, за ненадлежащее выполнение контрольных функций, предусмотренных должностными обязанностями, должен нести экономическую и дисциплинарную ответственность;
- принцип сбалансированности: субъекту внутреннего контроля нельзя поручать выполнение функций, не обеспеченных соответствующими организационными (приказ, распоряжение) и техническими (программы, счетные и мерные устройства) средствами для их надлежащего исполнения;
- принцип своевременного сообщения о выявленных существенных отклонениях: информация о них должна быть оперативно доведена до лиц, непосредственно принимающих решения по данным отклонениям;
- принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем: степень сложности СВК хозяйствующего субъекта должна в каждый конкретный момент времени соответствовать степени сложности его бизнеса;
- принцип постоянства: СВК действует на постоянной основе. Это позволит своевременно выявлять отклонения от плановых заданий и норм;
- принцип комплексности: весь комплекс объектов внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должен быть охвачен его различными формами в зависимости от уровня риска;
- принцип распределения обязанностей: функции работников аппарата управления распределяются между ними таким образом, чтобы выполнялись требования к формированию контрольной среды.
Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.
Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:
- общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
- определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
- проверка методики исчисления налоговых платежей;
- правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений;
- оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
- предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.
Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. При проведении работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной по установленным формам (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах), а также правомерность использования налоговых льгот.
Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация вправе анализировать первичные документы компании, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также может наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.
В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При проверке системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется своевременность составления и представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости корректирует план проверки.
Необходимо соблюдать и контролировать соответствие первичных документов установленным требованиям и следить за обеспечением полной и достоверной информации о хозяйственных операциях в целях налогообложения. Для этого аудитору следует изучить организацию документооборота: существует ли график документооборота; насколько пригоден существующий документооборот для составления аналитических регистров налогового учета и формирования налогооблагаемых показателей; какое место занимают в установленном документообороте Налоговые декларации; учитывает ли существующий документооборот интересы внешних пользователей (органов ФНС). Аудитору следует также убедиться в том, что учетная политика организации не противоречит нормам бухгалтерского и налогового законодательства, разработаны ли формы первичных документов, не предусмотренных Госкомстатом, и технология документооборота; установлен ли список лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
Процедуры получения аудиторских доказательств разрабатываются в соответствии с МСА «Аудиторские доказательства» и Федеральным правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства». Проводя оценку СВК, следует также получать доказательства в виде тестирования.
Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в учетной политике для целей налогообложения. По некоторым налогам формы регистров установлены органами ФНС РФ, например журналы регистрации полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
- наименование регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Конечной целью составления налоговых регистров является систематизация информации о доходах, расходах, формирующих налогооблагаемую базу. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки.
Рекомендации ознакомления с аудируемым лицом содержатся в МСА 310 «Знание бизнеса» и в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №15 «Понимание деятельности аудируемого лица». Аудитор должен получить информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность организации. Необходимо изучить отраслевые особенности налогообложения, динамику налогового законодательства за период проверки. Для изучения СВК аудитор запрашивает следующие документы:
- бухгалтерская (финансовая) отчетность;
- статистическая отчетность;
- налоговые декларации;
- учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учетов;
- график документооборота.
После предварительного знакомства аудитор составляет мнение об особенностях системы налогообложения организации и приступает к аудиту налоговой отчетности. Цель проверки — выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством. Задача проверки — собрать достаточные аудиторские доказательства о достоверности налоговой отчетности. При этом необходимо соблюдать следующие критерии:
- существование — наличие по состоянию на определенную дату расхода по налогу и налогового обязательства;
- возникновение — подтверждение того, что хозяйственные операции, формирующие налогооблагаемые показатели, имели место в течении налогового периода;
- права и обязанности — принадлежность аудируемому лицу по состоянию на определенную дату актива или обязательства по налогам;
- полнота — отсутствие неотраженных в налоговой отчетности активов, обязательств, хозяйственных операций или событий, имеющих налоговые последствия;
- стоимостная оценка — отражение в налоговой отчетности надлежащей стоимости налогооблагаемых показателей;
- точное измерение — точность отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответсвующему налоговому периоду;
- представление и раскрытие — объяснение, классификация и описание хозяйственной операции, актива или обязательства в соответствии с правилами их отражения в налоговой отчетности.
Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.
Аудиторская организация несет ответственность за правильность и обоснованность своего мнения о достоверности налоговой отчетности.
Для оценки СВК на уровне отчетности небходимы следующие документы:
- налоговые декларации по налогам;
- бухгалтерская (финансовая) отчетность;
- учетная и налоговая политики;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- устав;
- учредительный договор;
- структура организации аудируемого лица;
- структура бухгалтерии аудируемого лица;
- схема и график документооборота;
- должностные инструкции работников;
- положение о внутреннем аудите;
- штатное расписание;
- инветаризационные описи и ведомости;
- переписка с налоговыми органами;
- акты сверок с контрагентами;
- рабочие планы счетов: бухгалтерских и налоговых;
- выписки из лицевого счета налогоплательщика по проверяемому налогу;
- акты проверок налоговых органов.
При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов, сообщая о налоговых рисках, которые могут возникнуть у организации при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любые рекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.
В ходе проведения налогового аудита аудиторская организация должна исходить из того, что деятельность организации осуществляется в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получит доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить достаточную степень профессионального скептицизма в отношении рассматриваемых счетов и документов, принимая во внимание высокую вероятность наличия нарушений налогового законодательства экономическим субъектом.
Налоговый аудит должен проводиться аудиторской организацией с профессиональной добросовестностью и тщательностью.
Порядок представления в налоговый орган экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения
Смотрите в этом материале:
Внимание
Начиная с отчетности за 2019 год один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также аудиторское заключение о ней в случаях, когда такая отчетность подлежит обязательному аудиту, представляются в налоговый орган по месту нахождения организации (ч. 3 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
Обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы статистики сохранена только за организациями:
- отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ;
- в случаях, установленных Правительством РФ (ч. 7 ст. 18 Закона N 402-ФЗ). К таким организациям предлагается отнести организации, включенные в перечень резидентов в соответствии с п. 4.2 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (проект постановления Правительства РФ от 07.11.2019 N 19/00096853).
Порядок представления в налоговый орган экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней (далее - обязательный экземпляр) утвержден приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@ (далее - Порядок).
Организации, за исключением субъектов малого предпринимательства, обязаны представить бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2019 год только в электронном виде через операторов ЭДО.
У малого бизнеса пока есть выбор. Бухгалтерская отчетность за 2019 год, а также аудиторское заключение по ней могут быть представлены либо на бумажном носителе, либо в виде электронного документа.
Однако бухгалтерская отчетность за 2020 год должна будет представляться ими только в электронном виде (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, п. 2 Порядка).
Какие требования предъявляются к обязательному экземпляру и аудиторскому заключению?
Обязательный экземпляр в электронной форме должен быть представлен только по форматам, установленным ФНС России, и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом данные владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи должны соответствовать данным в обязательном экземпляре отчетности (п.п. 4, 5 Порядка, приложение 1 и приложение 2 к приказу ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/570@).
Формат представления аудиторского заключения зависит от того, когда оно сдается
Если аудиторское заключение сдается вместе с обязательным экземпляром отчетности, то оно представляется в виде электронного документа в формате PDF.
Представляя аудиторское заключение после сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо применять формат документа, утв. приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ (п. 2 Приказа N ММВ-7-1/570@).
Лицо, представляющее обязательный экземпляр, должно иметь на руках доверенность, подписанную руководителем или иным лицом, уполномоченным на это в соответствии с законом и учредительными документами. Без доверенности отчетность может сдать только руководитель (п. 3 ст. 29 НК РФ, письмо ФНС России от 18.11.2019 N БС-4-11/23406@).
Каким документом подтверждается прием-передача обязательного экземпляра?
Факт приема-передачи бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения подтверждается квитанцией о приеме документа. Указанный документ формируется налоговым органом в течение одного рабочего дня с момента поступления указанных документов и только при отсутствии оснований для отказа в их приеме, предусмотренных Порядком (п. 10, п. 14 Порядка).
Какая дата считается датой получения обязательного экземпляра?
Датой получения обязательного экземпляра отчетности, направленной в налоговый орган по ТКС считается дата, указанная в квитанции о приеме (п. 11 Порядка).
В каком случае могут отказать в приеме обязательного экземпляра и аудиторского заключения?
В приеме отчетности откажут, если (п. 9 Порядка):
1) отчетность представлена не по установленному формату;
2) отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись или данные владельца квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи не соответствуют данным в обязательном экземпляре отчетности;
3) отчетность представлена в налоговый орган не по месту нахождения организации.
При наличии хотя бы одного из указанных оснований налоговый орган сформирует уведомление об отказе в приеме, которое организация должна получить в течение одного рабочего дня, следующего за днем отправки отчетности (п.п. 12, 13 Порядка).
Представление обязательного экземпляра отчетности за 2019 год и аудиторского заключения о ней субъектами малого предпринимательства на бумажных носителях
Обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней на бумажных носителях за 2019 год могут представляться в налоговый орган (п. 16 Порядка):
- лично либо через уполномоченного представителя.
Внимание
При сдаче отчета на бумажном носителе рекомендуем обратиться к должностному лицу налогового органа с просьбой проставить на копии сдаваемой отчетности отметку о принятии с указанием (п. 18 Порядка):
- фамилии, имени и отчества принявшего отчетность;
- направляться по почте с описью вложения. Днем представления документов в этом случае будет считаться дата отправки почтового отправления (п. 17 Порядка).
МАТЕРИАЛЫ
- Cтатьи
- Лучшее
- Автоматизация учета
- Аудит
- Бухучет
- Консалтинг
- Оценка
- Управление персоналом
- Юриспруденция
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СДАЕТСЯ В НАЛОГОВУЮ
Давайте разберемся, что нужно знать?
В дополнение к годовой бухгалтерской отчетности, организация обязана предоставить в налоговую аудиторское заключение.
Также новая форма бухгалтерского баланса содержит отметку, обязателен ли для нее аудит (да / нет), в случае, если это так — заполняет в соответствующих полях наименование аудитора.
Важно понимать, что даты направления отчетности и результатов проведения аудиторской проверки могут не совпадать. Подать заключение в налоговую можно:
• Вместе с годовой отчетностью;
• либо не позднее 10 рабочих дней после даты, которой подписано аудиторское заключение , но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Как и в каком формате, организация может уведомить налоговый орган?
• в ИФНС по месту нахождения организации;
• в электронном виде через операторов ЭДО (подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью);
• в формате PDF вместе с отчетностью либо в формате, утвержденном Приказом ФНС № ММВ-7-6/16@ (если документ направляется отдельно).
* Для малого бизнеса в текущем году сделано исключение: аудиторское заключение за 2019 год можно сдать в бумажном виде.
Остальным компаниям при неисполнении правил указанным выше – налоговый орган откажет в принятии заключения.
Что будет если сдать аудиторское заключение?
В случае, если организация аудиторское заключение в налоговую не предоставила (либо сделала это не вовремя), будут применяться санкции согласно ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф до 5 000 рублей
*В случае, когда обязательный аудит проведен, есть заключение, но документ так и не поступил в ИФНС.
За непроведение обязательного аудита, грозят санкции применят согласно ст. 15.11 КоАП за грубое нарушение бухучета до 10 000 руб. за первичное нарушение, при повторном нарушении руководителя могут дисквалифицировать на срок до 2 лет.
НО И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ
Не забудьте опубликовать аудиторское заключение на сайте Федерального ресурса, не позднее трех рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения.
За не размещение сведений на сайте Федресурс предусмотрена административная ответственность согласно п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 50 000 рублей, а в случае повторного правонарушения - дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.
Можно ли заплатить штраф и не сдавать аудиторское заключение?
К сожалению, нет. Нужно понимать, что даже если вы оплатили штраф, аудиторское заключение все равно придется сдать. Эти положения закреплены в примечание 1, ст.15.11 КоАП, а также п.1 и п2. 2ст. 15.11 КоАП.
Как снизить стоимость проведения обязательного аудита?
На самом деле, способ снизить затратную часть только 1 - провести аудит удаленно.
Процесс практически ничем не отличается от классического аудита с выходом на предприятие аудитора. Выглядит это так:
• До начала проверки, аудитор высылает запрос с перечнем документов необходимых для начала проведения проверки.
• Аудитор удаленно, подключается к вашей базе 1С(или другой продукт), анализирует регистры бухгалтерского учета.
• На базе анализа регистров, формирует запрос необходимых для проверки первичных учетных документов, которые вы можете выслать по безопасному каналу связи в скане.
• Получаете аудиторское заключение заказным письмом и в электронном виде.
Экономия от проведения удаленного аудита может достигать 20% от первоначальной стоимости услуги. Рассчитать стоимость проведения аудита можно по ссылке КАЛЬКУЛЯТОР СТОИМОСТИ АУДИТА. https://www.avuar.ru/calc/
Кто подлежит обязательному аудиту?
Обязательному аудиту подлежат организаций вне зависимости от организационно-правовой формы(Полный перечень опубликован на сайте Минфина РФ.)
Также аудит финансовой(бухгалтерской) отчетности обязаны проводить организации отвечающие следующим критериям.
• Выручка юридического лица за предшествующий год превысила 400 млн.руб. и/или активы баланса превысили 60 млн. руб.
• Компании, которые составляют консолидированную бухгалтерскую отчетность.
• Акционерные общества
• Компании, публично размещающие ценные бумаги
• Банки, страховые компании и некоторые другие согласно ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности», 208-ФЗ «О консолидированной отчетности
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ФНС России
форматы представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – ГИРБО) – Приказ от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@;
порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования ГИРБО – Приказ от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/569@.
Данные приказы вступят в силу с 1 января 2020 г.
Подробные материалы по этому вопросу размещены на официальном Интернет-сайте ФНС России bo.nalog.ru.
Представление документов
Бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение о ней представляются в ГИРБО в виде электронных документов. Исключением является лишь представление отчетности за 2019 г. и аудиторского заключения о ней субъектами малого предпринимательства в 2020 г. (см. далее).
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляется в ГИРБО в случае, если эта отчетность подлежит обязательному аудиту. При этом обязанность представлять аудиторское заключение лежит на аудируемом лице, а не на аудиторской организации (индивидуальном аудиторе).
Аудиторское заключение представляется в налоговый орган в зависимости от того, когда проведен обязательный аудит бухгалтерской отчетности: либо вместе (одновременно) с отчетностью, либо после представления отчетности (не одновременно с ней). В последнем случае аудиторское заключение в виде электронного документа направляется вместе с сопроводительным документом. Такой документ представляется в электронной форме с применением формата, утвержденного Приказом ФНС России от 18 января 2017 г. № ММВ-7-6/16@ «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».
Форматы представления документов
Бухгалтерская отчетность представляется в виде XML файлов. ФНС России утверждены требования к XML файлам передачи в электронной форме «общей» отчетности и «упрощенной» отчетности.
Аудиторское заключение представляется в виде электронного документа в формате PDF.
Передача документов
Бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение о ней передаются в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным ФНС России.
Обязанности передающей организации
Для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней организация должна обеспечить:
формирование этих документов в виде электронных документов;
шифрование при отправке и дешифрование при получении информации с использованием шифровальных средств;
формирование усиленной квалифицированной электронной подписи при передаче информации и ее проверку при получении информации.
Подтверждение получения документов
При получении бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней налоговый орган в течение одного рабочего дня направляет отчитывающейся организации квитанцию о приеме, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью.
Датой получения указанных документов налоговым органом считается дата, указанная в квитанции о приеме.
Основания для отказа в приеме
Налоговый орган может отказать организации в приеме бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в случаях, если они представлены:
в форматах, отличных от утвержденных ФНС России;
без усиленной квалифицированной электронной подписи;
в налоговый орган, в компетенцию которого не входит их прием.
В этих случаях налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения отчетности и аудиторского заключения о ней направляет отчитывающейся организации уведомление об отказе в приеме документов, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью. При получении такого уведомления организация обязана устранить указанные в нем ошибки и повторить передачу документов в налоговый орган.
Представление бухгалтерской отчетности за 2019 г. субъектами малого предпринимательства
Субъект малого предпринимательства вправе по собственному выбору представить бухгалтерскую отчетность за 2019 г. и аудиторское заключение о ней в налоговый орган либо в виде электронных документов, либо на бумажном носителе. В первом случае субъект малого предпринимательства руководствуется общим порядком представления документов в виде электронных документов.
Во втором случае отчетность и аудиторское заключение о ней представляются в налоговый орган субъектом малого предпринимательства лично, либо через уполномоченного представителя, либо в виде почтового отправления с описью вложения. Днем представления документов на бумажном носителе в налоговый орган считается:
при представлении лично или через уполномоченного представителя – дата их получения, указанная должностным лицом налогового органа на копии бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней;
при отправке бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней по почте – дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Бухгалтерская отчетность на бумажном носителе представляется по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.
Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!
Когда руководству предприятия необходимо проверить документацию, касаемую его деятельности, на достоверность и соответствие требованиям, указанным в законодательстве, проводится независимая проверка — аудит. Для некоторых компаний это обязательная процедура, проходить которую нужно ежегодно.
Аудиторская деятельность в РФ регулируется ФЗ от 30.12.2008Г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»).
Цели и задачи аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
Цель данного аудита — сформировать мнение специалиста по аудиту о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы и, кроме того, выяснить, соответствует ли ведение бухучета нормам законодательства нашей страны.
Вопрос: Является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности?
Посмотреть ответ
Выделяют следующие задачи аудита бухотчетности:
- выяснить, соответствуют ли отчетность и ее показатели нормам законодательства и учетной политике компании;
- выяснить, насколько полно отражаются в документации все хозяйственные операции;
- проверить, как организованы и функционируют системы внутреннего контроля компании;
- проверить, во всех ли формах бухгалтерской отчетности показатели совпадают и соответствуют реальным.
Вопрос: Как отразить в учете организации (акционерного общества) штрафные санкции за непредставление аудиторского заключения? Организация не провела в установленный срок обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности.
Согласно постановлению о наложении административного штрафа за непредставление аудиторского заключения на организацию наложен штраф в размере 5 000 руб.
Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления.
Посмотреть ответ
Методы, которыми пользуются специалисты при аудите бухгалтерской отчетности, аналогичны методам аудиты в целом. К ним относятся:
- фактический контроль (наблюдение, инвентаризация, экспертные оценки);
- документальный (изучение важных бумаг компании по форме и содержанию);
- расчетно аналитический (статистические расчеты, экономический анализ).
Какие компании должны проходить аудит обязательно
Аудит бухгалтерской отчетности может быть обязательным и инициативным. Первый может быть только внешним, то есть проводиться независимыми экспертами фирм, специализирующихся на аудите, или индивидуальными аудиторами, не работниками аудируемой компании.
Фирмы, которые должны подвергаться процедуре обязательного аудита, названы в ФЗ от 30.12.2008г. №307 (закон «Об аудиторской деятельности»). К данным предприятиям относятся:
- компании с организационно-правовой формой ОАО;
- компании, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам;
- фирмы с определенным видом деятельности (сюда относятся кредитные, клиринговые, страховые, компании-участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые, СРО, кооперативы, организаторы азартных игр и т.д.);
- компании, которые имеют объем выручки свыше 400 млн рублей или сумму активов больше 60 млн рублей (за год, предшествующий отчетному) и т.д.
Подробный список можно увидеть в ст. 5 ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности».
Инициативный аудит может осуществляться в определенных случаях, таких как: кредитование в банках, необходимость принятия участия в тендерах, желание руководителей фирм уменьшить налоговые риски, проверка квалификации бухгалтерского отдела, подготовка отчета для потенциального инвестора.
Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности
Аудит проходит в несколько этапов:
- Традиционно первый этап — это планирование и подготовка к проверке. Аудитор изучает деятельность компании, составляет план работы, запрашивает необходимые документы. На этом же этапе между аудиторской фирмой и объектом проверки заключается договор.
- Далее начинается сбор доказательств и анализ данных, полученных для проверки. Изучается список всех запрошенных документов. Если это необходимо, то опрашиваются сотрудники компании, иногда и в письменной форме. Данные группируются, подвергаются систематизации. Аудитор делает заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.
- Руководителю аудируемой компании сообщается заключение — мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности. Формируется и выдается на руки заключение аудитора, что и является непосредственной целью проверки. Кроме того, некоторые фирмы составляют аудиторский отчет, где в подробностях описывают ход проверки, все выявленные недочеты и другую информацию, которая может пригодиться руководству проверяемой компании для улучшения качества работы бухгалтерского отдела.
Какие документы проверяют
В ходе проверки аудиторы запрашивают большой список документов, в который входят:
- бухотчетность (к ней относятся 2 важных бумаги: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах компании, но они сопровождаются массой других документов — последние указаны ниже);
- налоговые декларации;
- первичная документация;
- уставные документы;
- разрешения, лицензии и многое другое.
Проверяется, правильно ли заполнены бумаги, соответствуют ли они утвержденным формам, соблюдены ли сроки подачи (деклараций), заверены ли документы подписями главного бухгалтера и руководителя и т.д.
К СВЕДЕНИЮ! Если проводится аудит по спецзаданию, то в такой ситуации проверяется только та документация, которая относится к конкретной задаче.
Результат
Итак, в конце проверки компания получает отчет и аудиторское заключение. Форма, в которой будет предоставляться информация, а также ее получатели, должны быть прописаны заранее в договоре с аудиторской фирмой. Отчет, он же письменная информация, — документ конфиденциальный. Как правило, он содержит следующую информацию:
- методы, которыми аудитор пользуется при проверке;
- рекомендации по изменениям в учетной политике, которые могут повлиять на финансовую отчетность организации;
- предложения по корректировке отчетности компании;
- другие моменты, на которые руководителю организации нужно обратить внимание (сюда можно отнести ошибки в ведении внутреннего контроля, ситуации необоснованных действий руководства).
В отчете прописываются выявленные нарушения и возможные варианты их исправлений. Как правило, это оформляется в виде сводной таблицы.
ВНИМАНИЕ! К отчету должны быть обязательно приложены копии бухгалтерской отчетности за текущий год и самое главное — заключение аудитора.
Заключение аудитора
Это официальный документ, который содержит мнение эксперта-аудитора о достоверности бухотчетности проверяемой компании. Именно его следует предоставлять в органы статистики вместе с бухгалтерской отчетностью.
О структуре и информации, которая должна быть внесена в заключение аудитора, подробно написано в ст. 6 ФЗ №307, упомянутого ранее.
Коротко о том, что должен содержать документ:
- название «Аудиторское заключение»;
- сведения о том, кому адресован документ (акционеры АО, участники ООО и т.д.);
- информацию об аудируемом лице;
- информацию об аудиторе, проводящем проверку;
- список документов (бухотчетности), который проверялся аудитором, с обозначением срока, когда они были составлены;
- мнение аудитора о достоверности информации, указанной в проверенных документах;
- результаты проверки;
- дату, когда было составлено заключение.
Заключение может предоставляться только тому лицу, с кем был заключен договор.
Типичные ошибки и нарушения
Приведем список распространенных нарушений, которые могут быть выявлены в течение проверки:
- расходы и доходы отражены неправильно;
- реквизиты бухгалтерской отчетности заполнены неверно или не полностью;
- неверно рассчитаны суммы налогов;
- показатели разных форм отчетности противоречат другу;
- размер уставного капитала отличается от того, что прописан в уставе;
- арифметические ошибки при расчетах;
- формальное проведение инвентаризации, проведение ее с ошибками и др.
Ответственность за непроведение
Помимо этого, на протяжении 3 рабочих дней с даты выдачи заключения компания обязана внести информацию об итогах проведенного аудита в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц.
Сам факт непроведения аудита не влечет за собой наказание. Административная ответственность наступает в случаях, описанных ниже. Наказание возможно только для тех организаций, которые обязаны проходить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.
Инициатор штрафа | Причина | Статья | Штраф |
---|---|---|---|
ФНС | При выездной проверке обнаружилось отсутствие аудиторского заключения на протяжении необходимых сроков хранения (от 5 лет). | Ч.1. ст. 15.11 КоАП РФ | От 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц. |
Росстат | Если в данный орган на протяжении необходимого периода не было предоставлено аудиторское заключение. | 19.7 КоАП РФ | От 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 тыс. рублей до 5 тыс. рублей — для юрлиц. |
Банк России | В течение необходимого срока на сайте АО не было выложено аудиторское заключение. | Ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ | От 30 тыс. до 50 тыс. рублей или отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц. Для юрлиц — от 700 тыс. до 1 млн рублей. |
Сумма штрафа может быть снижена по решению суда, если имели место какие-либо исключительные обстоятельства, повлекшие за собой административное правонарушение.
Читайте также: