Анализ тенденций в бюджетно налоговой сфере россии 2020

Опубликовано: 12.05.2024


Конечно, мы не будем говорить о том, что курс на повышение налогов стартовал именно в 2020 году.

Думаю, что все понимают, что такой поворот в сторону «налогового усиления» начался намного раньше. Достаточно вспомнить ужесточение правил исчисления НДФЛ при продаже недвижимости, начиная еще с 2014 года, повышение ставки НДС с 18 до 20% в 2018 году, а также различные «кадастровые» поправки по имущественным налогам для бизнеса, да и для граждан.

Однако представляется, что в 2020 году эта тенденция в налоговой политике окончательного сложилась, сформировалась, закрепилась и, будем надеяться, что достигла своего апогея.

Ради объективности отметим, что государство предпринимало некоторые шаги по смягчению налоговой политики (льготы компаниям из IT-сферы, да и снижение страховых взносов для МСП с 30 до 15% можно оценить только положительно), однако общая тенденция «на повышение» — очевидна.

Как было записано в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (внесены в Госдуму Правительством РФ 30.09.2020), власти наметили структурный маневр в налоговой системе, суть которого — «снижение прямых налогов на труд сферы МСП за счет ресурсных налогов».

Конечно же, виной всему стала сложная экономическая обстановка в стране, вызванная как первой так и второй волной короновирусной инфекции, которая потребовала от государства мобилизации всех резервов, способных улучшить бюджетную ситуацию.

Так, 23 сентября на встрече с сенаторами Совета Федерации Президент РФ В.В. Путин озвучил цифры, доходы бюджетной системы снизились более чем на 11%, расходы же увеличились на 23%. Такие своеобразные «ножницы» и стали главным поводом и побудительным мотивом для того, чтобы налоговая политика настоящего времени целиком развернулась на «повышение».

Первым «под нож» пошел НДФЛ, который стал взиматься с доходов по банковским вкладам, а также с доходов по некоторым ценным бумагам.

Но более того, власти приняли решение об отказе от плоской шкалы НДФЛ, установив повышенную ставку в размере 15% для доходов свыше 5 млн руб. Таким образом, политике мягких налогов для населения, которая реализовывалась в России на протяжении почти 20 лет, пришёл конец (боюсь предположить, но мне кажется, что в будущем власти еще ни раз обратят свои взоры к НДФЛ, чтобы его повысить или со стороны ставки, или со стороны величины дохода, или льгот).

Кроме того, осенью было принято решение о повышении НДПИ для некоторых видов полезных ископаемых (введение рентного коэффициента в размере 3.5 (!) (Федеральный закон № 342-ФЗ), повышены на 20% акцизы на табачную продукцию, началась отмена налоговых льгот для нефтяной отрасли, был дал старт пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Люксембургом, Мальтой, Голландией и Гонконгом.

Забегая вперед, могу еще отметить отказ властей от продления очень комфортного и привычного для малого бизнеса специального налогового режима «ЕНВД», который действовал в России еще с 1998 года. Причем никакой логики, кроме фискальной, в действиях чиновников в данном случае не найти.

Можно предположить, что такая тенденция сохранится и укрепится в налоговой политике России и в 2021 году, а также в среднесрочной перспективе, вопрос только в масштабах этой политики и в динамике процесса.

Вот уже и в самом начале 2021 года заместитель министра финансов Алексей Сазанов заявляет о том, что «потенциала к существенному снижению налоговой нагрузки, а для серьезных стимулирующих мер нужно именно существенное снижение, у государства просто нет», что, на мой взгляд означает, что налоги не только не будут снижаться, но и будут повышены.

Кстати, о повышении налогов в России в течение 2-3 лет говорят и аналитики «Банк оф Америка».

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алистратова С.А.

В данной статье рассматриваются нововведения в Налоговом Кодексе РФ 2020 года, влияние их на реальные доходы россиян, уровень жизни граждан. Также приводятся диаграммы и таблицы, показывающие реальное мнение респондентов, положение в обществе, общественная оценка введения того или иного налога .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алистратова С.А.

Tax policy 2020

This article discusses the innovations in the Tax Code of the Russian Federation for 2020, their impact on the real incomes of Russians, the standard of living of citizens.Charts and tables are also shown showing the real opinion of the respondents, their position in society, and the public assessment of the introduction of a tax .

Текст научной работы на тему «Налоговая политика 2020 гг»

Налоговая политика 2020 гг Tax policy 2020

Студентка 3 курса, Ф-т государственное и муниципальное управление, Самарский государственный экономический университет,

РФ, г.Самара e-mail: svietlana. alistratova@mail.ru

3 year student, State and municipal administration, Samara State University of Economics,

e-mail: svietlana. alistratova@mail.ru

В данной статье рассматриваются нововведения в Налоговом Кодексе РФ 2020 года, влияние их на реальные доходы россиян, уровень жизни граждан. Также приводятся диаграммы и таблицы, показывающие реальное мнение респондентов, положение в обществе, общественная оценка введения того или иного налога.

This article discusses the innovations in the Tax Code of the Russian Federation for 2020, their impact on the real incomes of Russians, the standard of living of citizens.Charts and tables are also shown showing the real opinion of the respondents, their position in society, and the public assessment of the introduction of a tax.

Ключевые слова: налоговый кодекс, доходы, оценка, налог, самозанятые.

Key words: tax code, income, assessment, tax, self-employed.

Налог - платеж, который взимается на безвозмездной основе как с физических, так и с юридических лиц. Он обязателен к уплате по конституции РФ. В нашей стране есть множество налогов: транспортный, НДФЛ, НДС и прочие. Каждый из них имеет свою ставку, налоговую базу, периоды[1].

Налоговая система нашего государства берет свое начало с 1998 года принятием первой части Налогового Кодекса РФ. В последствие, 2000 год ознаменовался принятием второй части Кодекса.

В настоящее время НК РФ различает три вида налога[2]:

Федеральными налоги и сборы закрепляются на всей территории РФ и обязательны к уплате во всех субъектах РФ. К ним относят налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доход физических лиц (НДФЛ), водный налог и прочие.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Подразделяют налог на имущество организации, транспортный налог.

Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

К местным налогам можно отнести налог на игорный бизнес, земельный и налог на имущество физических лиц.

Начиная с 1 января 2019 года, ставка НДС (налога на добавленную стоимость) повысилась с 18% до 20% (п. 3. ст. 164 НК РФ). Налог применяется в покупке товаров или услуг. Множество компаний, предприятий и коммерческих организаций претерпели убытки после повышения процентной ставки налога. Так, например, за счет повышения данного налога, Правительство РФ собирается собрать до 2020 года около 7 трлн рублей, что равноценно 35% от общего бюджета. Также стоит отметить, что рост доходной части бюджета страны за счет НДС с различных товаров составил 5%[3].

Еще одним последствием увеличения процентной ставки НДС можно считать волнообразность годовой инфляции. На момент второго квартала 2019 года она составляла 5,4%, а к периоду третьего - 4,6%. Последствием этих явлений стало замедление роста экономики на 0,5%.

Но, стоит заметить, что на некоторые экспортные операции, международные и грузовые перевозки НДС с 1 января 2019 года равняется 0%[4]. К ним относят:

Товары на экспорт, оформленные в таможне

Услуги по перевозкам в Севастополь, Крым и Калининградскую область

Товары или услуги для пользования международными компаниями, находящимися на территории Российской Федерации

Транспортировка нефти и нефтепродуктов

Транспортировка газа и электроэнергии

Также с 1 января 2019 года в РФ был введен налог на самозанятых. Пилотными регионами были выбраны Москва и Московская область, Калужская область и РеспубликаТатарстан. С июля 2020 года планируется ввести налог на всей территории Российской Федерации.

Физические лица, чей совокупный ежегодный доход не превышает 2,4 млн рублей, обязаны выплачивать налог в размере 4% от всей прибыли. Те же, кто работает с компаниями индивидуальными предпринимателями (ИП), обязаны выплачивать налог 6%. Сдавать отчетность при этом не нужно. Достаточно скачать официальное приложение ФНС «Мой Налог»и указывать в нем сумму доходов за текущий месяц. Система сама посчитает налог, который следует уплатить самозанятому.

За первые восемь месяцев реализации налога, в бюджет Москвы поступило 235,5 млн рублей налогов за счет самозанятых граждан[5]. Незадолго до этого, министр экономического развития Вадим Живулин сообщил, что эксперимент с налогом на самозанятых в пилотных регионах прошел успешно.

На московском цифровом форуме Замглавы ФНС РФ Даниил Егоров заявил, что более 30 банков страны готовы подключиться к системе «Мой налог», чтобы минимизировать проблемы с уплатой данного налога для самозанятых граждан.

Исследовательский центр Рекардо провел социологический опрос среди граждан-самозанятых. Были выявлены результаты, описанные в диаграмме:

и Затрудняются ответить

и Не имеют достаточной информации

Диаграмма 1. Отношение самозанятых к новому налогу Также были выявлены причины, по которым граждане Российской федерации становятся самозанятыми:

I Низкий уровень постоянного дохода I Хобби,увлечение I Стремление к независимости _ Нет достойной официальной работы „ Затрудняюсь ответить

Диаграмма 2. «Почему вы стали самозанятыми?»

С 1 апреля 2020 года налоговые органы смогут информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов о наличии у них недоимки или задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений, электронной почты или иными не противоречащими законодательству способами, но не чаще одного раза в квартал и при условии получения их письменного согласия на такое информирование.

Статья 46 НК РФ дополнена новыми положениями, предусматривающими особенности взыскания небольших сумм задолженности. Так, по общему правилу, налоговые органы будут принимать в отношении организаций и ИП решение о взыскании, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 тыс. руб. Но есть исключение: если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения, указанного в самом раннем из невыполненных требований об уплате, общая сумма долга, пеней, штрафов так и не превысит 3 тыс. руб., решение о взыскании принимается в течение двух месяцев с момента истечения этого трехлетнего срока. Эта норма вступит в силу с 1 апреля 2020 года.

ИП с сотрудниками следует учитывать повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) для персонала с 11 280 до 12 130 рублей. Также Правительство РФ планирует уравнять ставки расчета налогов на доходы физических лиц. На данный момент НДФЛ составляет 30% для нерезидентов и 13% для резидентов. В долговременной перспективе предполагается перейти на объединенный размер в 13%. Также планируется ввести новые размеры ставок за работников в 2020 году, а именно: Пенсионное страхование - 22% Медицинское страхование - 5,1% Социальное страхование - 2,9%

С 1 апреля 2020 года банки будут обязаны сообщать информацию в налоговые органы о прекращении или предоставлении права для физического лица использования персональных средств электронного платежа для перевода электронных денежных средств.

Существует предельная база для начисления взносов за сотрудников. Если годовой доход сотрудника превышает этот предел, то ставка взносов на пенсионное страхование уменьшается с 22% до 10%, а взносы на социальное страхование не платятся совсем.

Предельную базу для начисления взносов за сотрудников также планируют повысить. Для страховых взносов она будет составлять 912 000 рублей, а для пенсионных - 1 292 000 рублей.

Опираясь на данные по изменениям в НК РФ, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка на жителей Российской Федерации будет расти в период 2019-2020 гг. Это приведет к тому, что реальные доходы россиян станут еще ниже по сравнению с предыдущими годами. Динамику доходов можно проследить на следующем рисунке:

Рисунок 1. Динамика реальных располагаемых доход и уровня заработной платы россиян

Если рассматривать нововведения как средство пополнения бюджета нашей страны, то новшества в Налоговом законодательстве принесут в бюджет страны дополнительные деньги, которые можно потратить на развитие системы образования, здравоохранения, поддержку малого и среднего бизнеса в регионах, повышения квалификации госслужащих и прочее.

С другой стороны, чем больше налоговая нагрузка на население, тем меньше их располагаемые доходы[6]. В таком случае стоит уделять большее внимание росту реальных доходов граждан страны, улучшению системы здравоохранения, укреплять социальные гарантии и льготы для многодетных семей, сирот и нуждающимся.

По данным РосСтата, во второй половине 2019 года денежные доходы россиян упали на 1,3%. Такая тенденция наблюдается благодаря росту потребительских цен, процентных платежей по кредитам, которых у большинства россиян два или более.

Рисунок 2. Структура налоговой нагрузки граждан РФ

Реальные доходы населения продолжают падать с 2014 года. Но, следует заметить, что в 2018 году наблюдался околонулевой рост (0,1%) в доходах россиян. Счетная Палата РФ раннее выразила мнение, что в 2019-2020 годах не следует ожидать роста реальных доходов граждан нашей страны.

Также стоит отметить, что МинЭк предложил увеличить в грядущем году рост налогов на малый бизнес до 5%. Так, оно предлагает установить следующие коэффициенты: Торговый сбор - 1,382 Патенты - 1,592 ЕНВД - 2,009

Рост ЕНВД, как предполагается, будет выше ожидаемой инфляции 2019 года (к концу года ожидается инфляция в районе 3,8-4,7%). По мнению экспертов, такое резкое повышение данного налога может негативно сказаться на развитии малого бизнеса в нашей стране. Самое большое падение ожидается в сфере торговли.

Патенты применяют только ИП. Для индивидуального предпринимателя на патенте с максимальным годовым доходом в 1 миллион рублей повышение коэффициента на патенты может привести к росту платежей до 5%.

Накопление профицита бюджета будет продолжено

В 2020-2022 гг. Минфин планирует сохранить профицит практически во всех компонентах бюджетной системы – не только в федеральном бюджете, но и в бюджетах субъектов РФ, а также отдельных внебюджетных фондах (см. табл. 1). Учитывая, что предварительные оценки Минфина относительно доходов и профицита нередко оказываются заниженными, можно ожидать, что в действительности профицит бюджетной системы окажется выше этого уровня. Иными словами, в планах министерства – продолжить накопление средств, невзирая на то, что стратегические цели и задачи социально-экономического развития подразумевают, напротив, активное расходование средств на инвестиционные цели.


Таким образом, хотя планы по финансированию национальных проектов предполагают активное бюджетное стимулирование экономики, факт сохранения профицита бюджетов свидетельствует о том, что планируемые изъятия (прежде всего в форме налогов, страховых взносов и пошлин) окажутся выше расходов.
Важно отметить, что и сами расходы бюджета на предстоящие годы не претерпят резких изменений. Так, согласно «Основным направлениям…», суммарные расходы бюджетной системы должны увеличиться с 34,1% ВВП в 2019 г. до 34,6% в 2022 г., а расходы по разделу «Национальная экономика» – с 4,6% ВВП в 2019 г. до 4,8% ВВП в 2022 г.

Такое положение дел связано с тем, что существенная часть расходов, относимых сейчас к расходам по национальным проектам, по сути, представляет собой текущие расходы по соответствующим статьям или программам, которые финансировались бы и в отсутствие нацпроектов как таковых.

Фискальная нагрузка на экономику будет снова расти

Несмотря на то, что в «Основных направлениях…» много внимания уделяется национальным целям развития (таким как вхождение России в пятерку ведущих стран мира, повышение производительности труда, увеличение объема инвестиций до 25% ВВП и т.д.), фактически целый ряд предложений Минфина указывает на рост фискальной нагрузки на экономику.

При этом Минфин признает, что налоговая нагрузка на экономику в последние годы уже повысилась. По данным Минфина, если в 2015 г. налоговые доходы бюджета составили 28,97% ВВП, то в 2018 г. – уже 32,72% ВВП (стр. 71). Следует ожидать, что по итогам 2019 г. этот показатель станет еще выше (учитывая повышение НДС до 20%, а также индексацию акцизов, страховых взносов, продолжение роста нагрузки по имущественным налогам и т.д.). Такая же тенденция, судя по «Основным направлениям…», будет продолжена и в 2020-2022 гг., причем в отношении и бизнеса, и населения. В частности, Минфин планирует продолжить индексацию акцизов и страховых взносов, осуществить перевод более широкого круга объектов имущества на налогообложение по кадастровой стоимости (стр. 78), а также ввести новый туристический сбор (стр. 84), который должен иметь более широкое применение, чем существующий сейчас курортный сбор.

Минфин призывает к пересмотру налоговых стимулов, используя завышенные оценки выпадающих доходов бюджета

В планах Минфина на 2020-2022 гг. – пересмотр так называемых «налоговых расходов», то есть налоговых льгот и преференций на федеральном, региональном и местном уровне. В «Основных направлениях…» (стр. 44-45) указано, что в целом по России действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных льгот и преференций, которые, как оценивает Минфин, приведут в 2019 г. к недополучению доходов бюджета на сумму 4077,3 млрд. руб. По оценке ведомства, к 2022 г. эта сумма достигнет 4576,8 млрд. руб.

Однако судя по комментариям Минфина к этим оценочным данным, для оценки «налоговых расходов» ведомство применяет крайне упрощенный подход: выпадающие доходы от льгот и преференций оцениваются на основе существующей налоговой базы, без учета того, что в отсутствие предоставленных стимулов налоговая база оказалась бы ограничена. Например, «налоговые расходы» бюджета по освобождению экспортеров от НДС оцениваются как сумма НДС, которую уплатили бы эти экспортеры, если бы такого освобождения у них не было. Однако при этом совершенно упускается из виду сама суть налоговых стимулов: те же экспортеры при отсутствии освобождения от НДС не смогли бы экспортировать такой же объем товаров и услуг, так как ценовая конкурентоспособность этой продукции была бы существенно снижена.

В целом, такие оценки «налоговых расходов» и призывы к их пересмотру отражают один из фундаментальных принципов работы Минфина – преобладание бухгалтерского подхода к бюджету и фискальной политике. В рамках этого подхода основное внимание сосредоточено на формировании текущих доходов и расходов, обеспечению бюджетной экономии и возможных накоплений в виде профицита бюджета. При этом те инструменты развития экономики, которые подразумевают снижение доходов и профицита в текущем периоде, но при этом способствуют расширению налоговой базы (и налоговых поступлений) в будущем, практически игнорируются. Однако сейчас такой подход к фискальной политике – это серьезное препятствие к достижению национальных стратегических целей, таких как ускорение экономического роста, повышение производительности труда, рост инвестиционной активности и т.д. Ярким примером этого является подход к стимулированию инвестиционной активности бизнеса в «Основных направлениях…».

Предлагаемые меры по стимулированию инвестиций явно недостаточны для достижения поставленных целей

Для достижения национальной цели – повышения инвестиций до 25% ВВП к 2024 г. – необходимо уже сейчас принять меры и решения по стимулированию инвестиционной активности.

Как представляется, со стороны налоговой политики ключевой мерой стимулирования инвестиционной активности мог бы стать инвестиционный вычет по налогу на прибыль, который был введен в Налоговый кодекс в конце 2017 г. Однако действующий механизм этого вычета подразумевает, что практически все выпадающие доходы, связанные с предоставлением вычета, относятся к бюджетам субъектов РФ. В результате этот вычет действует сейчас менее чем в четверти регионов России, причем в I полугодии 2019 г. им смогли воспользоваться только 156 компаний (0,02% налогоплательщиков). Выходом из сложившейся ситуации может стать предоставление компенсаций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета в связи с предоставлением инвестиционного вычета, тем более что ожидаемый профицит федерального бюджета позволяет реализовать такую меру. Но в «Основных направлениях…» нет предложений по реформированию этого вычета.

Вместо этого Минфин предлагает ввести новый вычет по налогу на прибыль на финансирование научно-исследовательских работ, а также обеспечить возможности «компенсации затрат на создание необходимой для проектов инфраструктуры общего пользования за счет вновь уплачиваемых налогов» (стр. 32). Эти предложения потенциально могут внести позитивный вклад в активизацию инвестиционных процессов. Однако то, каким именно образом они будут реализованы на практике, может существенно отразиться на их результативности.

В частности, в отношении вычета на финансирование научно-исследовательских работ в документе указано, что право предоставления этого вычета будет принадлежать регионам, и при этом нет никаких сведений о том, предполагается ли направлять средства федерального бюджета на поддержку регионов, которые примут решение предоставлять такой вычет. В отсутствие такой поддержки возникнут те же сложности, что и с инвестиционным вычетом, и данная мера по факту будет иметь крайне ограниченное применение.

Аналогичные проблемы могут возникнуть и с предоставлением компенсации инвесторам на создание объектов инфраструктуры общего пользования. В документе указано, что эта компенсация будет предоставляться « за счет вновь уплачиваемых налогов». С высокой вероятностью это означает, что такая компенсация будет растянута во времени, хотя в сложившейся ситуации с инвестициями принципиально важно, чтобы такая компенсация была предоставлена инвестору в короткие сроки.

Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса

В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Контрольные мероприятия

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД

ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.

РАСЧЕТ
Журнал для современного бухгалтера

Самый любимый бухгалтерский журнал, который всегда на вашей стороне.

98% подписчиков всегда продлевают подписку на журнал.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: