Анализ налоговых правонарушений в россии

Опубликовано: 17.05.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гритчина Марина Николаевна

Рассмотрены причины налоговых правонарушений в современной экономической ситуации в России. Разработана концепция и приведены направления комплексной системы противодействия уклонению от уплаты налогов путем непрерывного контроля предоставляемых сведений и повышения ответственности налогоплательщиков.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гритчина Марина Николаевна

ANALYSIS OF THE CURRENT DYNAMICS OF TAX OFFENSES IN RUSSIA

The article considers the reasons for tax violations in the current economic situation in Russia, puts forward a gen-eral concept of and identifi es specifi c measures for a comprehensive system of preventing tax evasion through con-tinuous monitoring of tax statements and increasing criminal liability for tax offences

Текст научной работы на тему «Анализ динамики налоговых правонарушенийв России на современном этапе»

сурсная, материальная и техническая база, территориальная неравномерность развития, высокие риски, а также тенденция сокращения числа действующих кооперативов. Это связано со слабым законодательным и нормативным обеспечением их деятельности, что является следствием отсутствия сбалансированной системы регулирования их деятельности со стороны государства и кооперативного сообщества.

Федеральным законом «О кооперации» с целью укрепления финансовой устойчивости кредитных кооперативов и повышения доверия к их деятельности ним со стороны населения были введены определенные, ранее не использовавшиеся финансовые ограничения как в сберегательную, так и в заемную политику кредитных коопераций. Статьей 2 Федерального закона № 407-ФЗ внесены уточнения в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», касающиеся порядка удовлетворения кредитными кооперативами «требований членов кредитного кооператива (пайщиков) -физических лиц, являющихся кредиторами кредитного кооператива на основании заключенных с ними договоров передачи личных сбережений, в сумме, не превышающей семисот тысяч рублей, но не более чем основная сумма долга в отношении каждого члена кредитного кооператива (пайщика)».

Тем не менее нормативная база деятельности кредитных кооперативов нуждается в дальнейшем развитии и систематизации.

Как показывает международный опыт формирования кредитных кооперативов, в зарубежных странах

создана трехуровневая организационная структура кредитной кооперации с явным разделением функций между звеньями (низовые кооперативы, региональные кооперативные банки, центральный кооперативный банк). Низовые кредитные кооперации - это универсальные кредитные учреждения, прекрасно знающие конъюнктуру местных рынков и своих клиентов, с которыми они сотрудничают на доверительной основе. Региональные кредитные банки осуществляют свою деятельность на основе собственных источников и перераспределения ресурсов низовых учреждений в границах региона. Главный кооперативный банк обеспечивает формирование своей ресурсной базы на основе делегировании отдельных полномочий и обязанностей региональных банков главному кооперативному банку с целью перераспределения временно свободных капиталов региональных банков.

Как нам представляется, подобная структура взаимодействия кредитных кооперативов и коммерческих банков может быть использована и в нашей стране. Совершенствование финансово-кредитного механизма функционирования кредитных кооперативов позволит повысить уровень их финансовой стабильности, а также увеличить их долю в кредитовании малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей, крестьянских и частных хозяйств.

1. Коновалов М.С. О развитии кредитной кооперации в России // Кредитная кооперация Чувашии. 2009. № 11. С. 24-27.

2. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. М.: ИВЦ Маркетинг, 2012.

Марина Николаевна Гритчина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Рассмотрены причины налоговых правонарушений в современной экономической ситуации в России. Разработана концепция и приведены направления комплексной системы противодействия уклонению от уплаты налогов путем непрерывного контроля предоставляемых сведений и повышения ответственности налогоплательщиков.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, налоговое администрирование, налоговая нагрузка, теневая экономика, налоговое планирование, налоговый контроль.

ANALYSIS OF THE CURRENT DYNAMICS OF TAX OFFENSES IN RUSSIA

The article considers the reasons for tax violations in the current economic situation in Russia, puts forward a general concept of and identifies specific measures for a comprehensive system of preventing tax evasion through continuous monitoring of tax statements and increasing criminal liability for tax offences.

Keywords: tax offenses, tax administration, tax burden, shadow economy, tax planning, tax control.

Важнейшей особенностью современной налоговой системы России становится рост масштабов и разнообразия налоговых правонарушений и развитие теневого сектора бизнеса. Кризисные условия порождают экономическую ситуацию, которая требует совершенствования методов налогового администрирования и контроля.

Налоговые правонарушения представляют собой общественно опасное социально-правовое явление, включающее виды преступлений, объектом которых является охраняемый уголовным законодательством процесс взимания налогов и других обязательных платежей, а также контроль своевременности и полноты их уплаты в бюджеты различных уровней (Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (одобрено Правительством РФ 30.05.2015 г.).

На современном этапе наблюдается существенное расширение способов сокрытия налогов и занижения налогооблагаемой прибыли, в том числе способы, которые ранее не были распространены среди предприятий малого бизнеса. Если сравнительно с другими способами экономических нарушений доля официально зафиксированных незаконных уклонений от уплаты налогов может казаться относительно незначительной, то динамика данных процессов выглядит опасной. Так, на начало 2000 г. по фактам нарушения налогового законодательства было возбуждено всего 219 уголовных дел, однако на начало 2010 г. эта цифра увеличилась в 225 раз и достигла 49 053 [1]. Статистика налоговых органов свидетельствует, что только 18% всех субъектов налоговых отношений, имеющихся в России, рассчитываются по своим налоговым обязательствам своевременно и в полном объеме, 53% - осуществляют платежи нерегулярно и несвоевременно, а 29% -вообще не платят налоги [1].

Уклонения от налогов в наиболее крупных размерах установлены при операциях со спиртом и ликеро-водочными изделиями (31% от начисленного), автомобилями (29%), продуктами питания (28%), нефтью и нефтепродуктами (26%), товарами народного потребления (12%), древесиной (9%), цветными металлами (8%), финансами и ценными бумагами (по 5%), электроэнергией (2%), сельхозсырьем (1%) [5].

Во внешнеэкономической деятельности наблюдается широкое распространение налоговых преступлений. За 2016 г., по материалам Федеральной налоговой полиции РФ, максимальное количество нарушений налогового законодательства было выявлено при экспортных операциях с продукцией нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии, экспорте природного газа, горнорудной промышленности, лесозаготовках и деревообработке, импорте продуктов питания, импорте сельскохозяйственного оборудования [6]. Такие нарушения наиболее часто совершаются в областях, связанных с производством природных ресурсов или имеющих на своей территории крупнейших производителей данных видов продукции с использованием импортных компонентов [3].

В данное время на территории Российской Федерации действует более 2,8 млн организаций и предприятий налогоплательщиков, около трети из них не предоставляют отчетности и не платят налоги; 1285 предпри-

ятий должны государству в среднем по 2,8 млрд руб.; 89 предприятий имеют индивидуальную задолженность свыше 100 млрд руб. (42% от общей задолженности в бюджет). За прошлый год из 85 субъектов Российской Федерации только 6 регионов выполняли свои налоговые обязательства [4].

Экономическими причинами налоговых преступлений являются:

1) кризисные проявления в современной российской экономике, ухудшающие финансовое положение бизнеса и населения;

2) чрезмерность налоговой нагрузки на налогоплательщика, ухудшающая его экономическое положение в связи с проводимыми налоговыми реформами и особенностями налоговой системы;

3) уклонение от налогов, превращающееся в важный фактор роста конкурентоспособности, при отсутствии легальной возможности обеспечения конкурентных преимуществ в некоторых сферах бизнеса.

Политическими причинами налоговых преступлений являются:

1) нестабильность и громоздкость налогового законодательства;

2) недостаточная функциональность отдельных налоговых механизмов, касающихся совокупности правовых норм, обусловливающих порядок исчисления и уплаты определенного налога [4].

Организационными причинами налоговых преступлений являются:

1)недостаток механизмов взаимодействия между законодательными налоговыми органами, органами налогового контроля, налоговой полиции и другими контролирующими органами;

2) несогласованные действия органов предварительного расследования, судебных органов и арбитражного суда.

Техническими причинами налоговых преступлений являются:

1) неправильное использование форм и методов налогового контроля. Достаточно типичным является факт наложения излишних штрафных санкций, незаконного привлечения к административной ответственности, неправомерного контроля налоговыми органами [5];

2) недостаточный уровень подготовленности руководителей и бухгалтерского персонала по налоговым вопросам.

Нравственно-психологическими основами налоговых преступлений являются:

1) отрицательное отношение к деятельности налоговой службы (фискальная налоговая система приводит не к развитию бизнеса и росту производства, а, наоборот, к его сворачиванию и сокрытию налогов);

2) низкая отдача от налоговых платежей при их перераспределении через бюджет порождает снижение уровня налоговой лояльности;

3) корыстные мотивы поведения некоторых налогоплательщиков.

Необходимо отметить, что в отдельные периоды развития нашей страны, несмотря на серьезные материальные трудности и нестабильность внешнеполитической ситуации, уровень собираемости налогов был почти стопроцентным, а налоговая культура налогоплательщиков была на гораздо более высоком уровне. Например, во время Великой Отечественной войны доля

поступления налогов в бюджеты всех уровней приближалась к 100%, существовала практика добровольных пожертвований граждан в пользу бюджета обороны [2].

В настоящее время в общей массе осужденных за неуплату налогов приговорено к штрафу - 68,9%, к лишению свободы - 13,7%, из которых к реальному сроку приговорено 11,6% граждан. По статистике ФНС РФ за 2016 г., в судах было удовлетворено около 48,5% гражданских исков, поданных налоговыми инстанциями или прокурором по защите налоговых интересов государства (по статистике других преступлений данный показатель приближается к 80%). В суде часто имеют место случаи длительного непринятия решений по налоговым делам [6].

Современная налоговая система Российской Федерации требует изменений и корректировки, для чего требуется в первую очередь:

- разграничение понятий « налоговая оптимизация» и «уклонение от уплаты налогов». Необходимо разработать набор критериев, по которым можно было бы различать данные понятия в спорных случаях;

- определение приоритетных направлений контрольной деятельности ФНС по выявлению факторов, оказывающих наибольшее влияние на масштаб уклонения от уплаты налогов и сборов [3];

- упорядочение взаимодействия налоговых органов, органов полиции и таможенной службы при выявлении фактов уклонения от налога, что даст возможность повысить эффективный контроль за налоговыми правонарушениями и преступлениями;

- ужесточение меры наказания при обнаружении схем уклонения от уплаты налогов (повышение размеров штрафа, расширение критериев и мер при привлечении к уголовной ответственности плательщиков) [4].

Таким образом, при системном характере неисполнения налогового законодательства необходимо применять более строгие меры ответственности к неплательщикам и уклоняющимся от уплаты налогов, в связи с чем руководство ФНС России предложило ужесточить ответственность в сфере налоговых преступлений [7].

В результате с 01.01.2017 г. вступает в силу часть изменений и дополнений к Федеральному закону от 30.03.2015 г. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 67-ФЗ (последняя редакция от 23.12.2016 г.). В законе предусматривается ужесточение ответственности за регистрацию фирм-однодневок, использование незаконных схем при возврате налоговых платежей и использовании налоговых льгот. Данные меры позволят повысить ответственность налогоплательщиков и снизить долю сокрытия налоговых платежей и различных других налоговых правонарушений.

1. АлайкинаЛ.Н., Котар О.К., Исаева Т.А. Методы управления налоговым риском на предприятиях сельского хозяйства // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 4. С. 92-99.

2. Гритчина М.Н. Особенности налогового планирования в кризисный период // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики: сб. науч. тр. Саратов, 2016.

3. Кириллова О.С. Налоговое регулирование финансово-экономической безопасности регионов // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (18). С. 59-63.

4. Моделирование эффективной работы сельскохозяйственного предприятия / под ред. А.В. Голубева; Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. Саратов, 2003.

5. Преодоление финансового кризиса перерабатывающими предприятиями АПК Саратовской области / Н.И. Кузнецов и др.; Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. 2-е изд., испр. и доп. Саратов, 2009.

6. Романов А.Н. Экономические причины налоговой преступности. М.: АудитЮнити, 2013.

7. Фадеев Д.Е. Налоги и бизнес-климат в России // Материалы XI Всероссийского налогового форума ТПП РФ. 2015. URL: http://nalogforum.tpprf.ru/nalog/

ermasov@mail.ru Сергей Викторович Ермасов,

доктор экономических наук,

профессор кафедры финансов и кредита,

Саратовский национальный исследовательский

_ государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Наталья Борисовна Ермасова,

доктор экономических наук, профессор Колледжа искусства и науки, УДК 338.24 Говернорс университет

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОГО РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА

В статье раскрыты особенности управленческого анализа корпоративного риск-менеджмента. Выявлена направленность анализа на оценку управляемости отдельных рисков, портфеля рисков и риск-плана предпри-

Пока рано подводить итоги работы налоговых органов за 2020 год. Но на основании данных за 9 месяцев текущего года уже сейчас можно на «языке цифр» обрисовать истинную картину налогового контроля — 2020.

1. Камеральные проверки

По стране

За 9 месяцев 2020 года по России в целом проведено 46,1 млн. проверок, из них результативных — 1, 7 млн. проверок с доначислениями на общую сумму (налог, пени, штраф) 26, 1 млрд.руб. (в т.ч. налоги — 15, 5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года налоговыми органами было проведено — 47, 2 млн. проверок, из них результативных — 1,8 млн. с доначислениями (налог, пени, штраф) 27,3 млрд. руб. (налоги — 15,7 млрд. руб.).


По России в целом доначисления на 1 камеральную проверку (за 9 мес.2020 года) составили 15,3 тыс.руб. (налог, пени, штраф). За аналогичный период 2019 года на 1 камеральную проверку по РФ приходилось — 15,4 тыс. руб. (налог, пени, штраф).


Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего 5,7 млн. проверок, из которых результативных — 0,2 млн. руб. проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 4,6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 2,5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года по Москве было проведено 5, 7 млн. проверок всего, результативных — 0,2 млн. руб. проверки с доначислениями (налог, пени, штраф) в сумме почти 6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 3, 5 млрд. руб.).

Общее количество проверок, а также результативных в 2019 и 2020 году совпадает:


Что касается суммы доначислений по Москве на 1 камеральную проверку за 9 мес.2020 года, то ее размер — 22,9 тыс.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 году (за 9 мес.) этот показатель составлял — 30.7 тыс. руб. на 1 проверку.

Результативность 1 камеральной проверки в 2020 году, по сравнению с 2019 годом снизилась на 7,8 тыс. руб. (на 9,5%).


2. Выездные проверки

По РФ в целом

За 9 месяцев 2020 года проведено по России всего 4 017 проверок, из них результативных — 3 878 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 126,3 млрд. руб. (из них налогов — 87,7 млрд. руб.), или в среднем 32,6 млн.руб. (в т.ч. налогов — 22,6 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.

В 2019 году за 9 месяцев проведено 6 949 проверок, из них результативных — 6 728 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 249,7 млрд. руб. (из них налогов — 176 млрд. руб.), или в среднем 37,1 млн. руб. (в т.ч. налогов — 26,2 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.


В 2019 году доначислений на 1 выездную проверку было больше на 4,5 млн. руб. Снижение количества выездных проверок и общих доначислений вполне объяснимо, т.к. во II квартале 2020 года действовал мораторий на выездной контроль (постановления Правительства от 02.04.2020 года № 409, от 30.05.2020 года № 792).

Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего — 736 проверок, из них результативных — 698 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 29,8 млрд. руб. (из них налогов — 20,5 млрд. руб.).

В 2019 году за 9 месяцев в Москве проведено 1 155 проверок, из них результативных — 1 086 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 36,3 млрд. руб. (из них налогов — 25, 8 млрд. руб.)


По Москве средние доначисления на 1 выездную проверку за 9 мес. 2020 года составили 42,7 млн.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 — 33,4 млн.руб.

Таким образом, за 9 месяцев 2020 года средняя сумма доначислений по московским выездным проверкам увеличилась с 33,4 млн. руб. до 42,7 млн. руб., т.е. на 28%. Мораторий и пандемия не мешают инспекторам ставить свои рекорды по доначислениям.


3. Споры по ст. 54.1 НК РФ

ФНС России не один год констатирует свой успех в судебных делах. Так, в 2019 году 85,4 % дел по налоговым спорам рассмотрены судами в пользу налоговых органов (в 2018 году — 82,6%.). Итогов 2020 года пока нет, но с учетом практики можно смело предположить, что они будут мало отличаться от предыдущих лет.

Наметившиеся еще в 2019 году рост количества решений с применением знаменитой статьи 54.1 НК РФ и расхождение в подходах судов и налоговой службы к ее применению способствуют увеличению количества обращений налогоплательщиков за судебной защитой от налоговых претензий. Так, по состоянию на 06.11.2020 года было вынесено 862 решения с применением ст. 54.1 НК РФ, из них 683 налогоплательщики оспаривали в судебном порядке, т.е почти 80% решений. Итоги обжалований решений инспекций неутешительны: только 2,5% требований удовлетворено в полном объеме (24 решения) и 6,4% — удовлетворены частично (44 решения).


Тем не менее, хочется радоваться этим победам и надеяться на изменение картины на более радужную для налогоплательщиков. Тем более, что в текущем году отмечены новые подходы судов к некоторым нюансам применения ст. 54.1 НК РФ. Например, суды соглашаются с возможностью налоговой реконструкции действительных обязательств компании, когда реальность расходов не оспаривается, но сделки не соответствуют положениям ст.54.1 НК РФ, наметились правила оценки судами проявления налогоплательщиками коммерческой осмотрительности при выборе контрагентов (например, Определение ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, Определение ВС РФ от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064, Постановления АС Западно — Сибирского округа от 02.07.2020 Ф04-611/2020, от 22.10.2020 по делу № А27-14675/2019, АС Московского округа от 11.09.2020 № А76-25957/2018).

Кстати, ФНС скоро выпустит в свет Обзор судебной практики с рекомендациями для налоговых органов по применению положений столь «скользкой» статьи Налогового кодекса и хочется верить, что некоторые правила игры станут более понятными для компаний и возможно, формализма и перегибов «на местах» будет гораздо меньше.

4. «Добровольное» уточнение налоговых обязательств

Приоритетной в деятельности налоговых органов становится именно аналитическая, превентивная работа.

Курс ФНС на развитее и совершенствование методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств явно дает неплохие результаты, так:

за 8 месяцев 2020 года поступления по аналитической работе достигли 64 млрд.руб., из них 48 % были уплачены вне рамок налоговых проверок — плательщики уточнились добровольно;

в Московской области за 9 месяцев 2020 года сумма поступивших в бюджет платежей по результатам контрольно-аналитической работы составила 5,9 млрд. руб., что на 23,3% выше аналогичного показателя прошлого года. Налогоплательщики увеличили свои налоговые обязательства на 7,1 млрд. руб., уменьшили сумму убытка, заявленного в целях налогообложения, на 4,2 млрд. руб. и уменьшили сумму заявленного к возмещению НДС на 1,2 млрд. руб.;

в Санкт-Петербурге сумма дополнительных поступлений по результатам контрольно-аналитической работы за 9 месяцев 2020 года составила 8 млрд. руб., что в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период 2019 года.

5. Послаблений в сборе налогов не будет!

В июле был опубликован проект Плана деятельности Минфина РФ на 2020-2025 годы: собрать налогов не менее 99 %.

К такому показателю обещают идти плавно. Так, в 2020 году план собираемости — 98,72%, в 2021 — 98,79%, 2022 — 98,86% и в 2023 — 98,93%.


Похоже, это еще один «звонок», свидетельствующий об усилении налогового контроля, а значит, бизнесу пора всерьез задуматься о порядке в учете и отчетности в своих компаниях и принять срочные меры по снижению налоговых рисков.

6. Налоговые преступления

За 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях. За время следствия по ним возмещено недоимки на сумму почти 20 млрд.руб. Такие данные озвучил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин на оперативном совещании с руководителями подразделений центрального аппарата и региональных отделений ведомства (Xисточник — Российская газета — Федеральный выпуск. 2020. № 239 (8293)).

В 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Даже не имея данных за весь 2020 год, вполне можно предположить, что количество дел по налоговым преступлениям будет не ниже уровня прошлого года.

Цифры говорят сами за себя, не требуя излишних комментарий. Они дают «пищу» для размышлений о серьезности последствий налоговых «оптимизаций» и ошибок, поскольку «на кону» может оказаться весь бизнес и личная свобода.

Чтобы не стать участниками налоговой статистики по доначислениям рекомендуем постоянно держать под контролем налоговый учет компании. В этом может помочь проведение системного комплексного аудита в компании «Правовест Аудит», предоставляющего поддержку аудиторов, налоговых консультантов и юристов, а также дополнительную страховку в случае доначисления налогов за проверенный аудиторами период.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

За несоблюдение налогового законодательства виновные лица (как физические, так и юридические) несут ответственность 3 видов;

  1. Налоговую (по НК РФ)
  2. Административную (по КоАП РФ)
  3. Уголовную (по УК РФ).

Уголовная ответственность наступает при совершении налоговых правонарушений в крупных и особо крупных размерах. В Уголовном кодексе РФ (УК РФ) ответственность за налоговые преступления рассматривается в статьях – 198 и 199, 199.1 – 199.4.

Статья 198 называется «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица».

Статья 199 – «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Статьи 199.1 – 199.4 дополнительно введены в УК РФ с 10.08.2017.

Статья 199.1 посвящена неисполнению обязанностей налогового агента,

Статья 199.2 – сокрытию денежных средств (имущества) организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов, взносов).

Статьи 199.3 – 199.4 посвящены уклонению страхователей от уплаты взносов на «травматизм».

Статья 199.3 регламентирует действия в отношении страхователей – физических лиц, статья 199.4 – в отношении страхователей-организаций.

Уголовная ответственность – самое тяжелое наказание. Ведь виновный в налоговом преступлении должен не только заплатить не уплаченные налоги и штрафы, он может быть лишен свободы (заключен под стражу).

Во всех рассмотренных далее случаях действует правило – если правонарушение совершено впервые, то лицо может быть освобождено от уголовной ответственности при условии полной оплаты недоимки, штрафов и пеней по налогам (сборам, взносам), начисленным по НК РФ, за неуплату которых данное физическое лицо было привлечено к ответственности (

Общие сведения

Уголовная ответственность за налоговые преступления регулируется статьей № 199 Уголовного кодекса Российской федерации. Здесь четко прописаны меры наказания за совершенные противоправные действия в сфере налогообложения. Однако, что можно считать уклонением от уплаты налогов и положенных сборов?
На языке действующего законодательства, противоправным действием считается умышленное сокрытие доходов или неуплата положенных сумм с последующим использованием этих средств в личных интересах. При этом здесь понимаются не только действия, направленные на совершение преступления, но и бездействие, которое повлекло за собой непоступление средств в государственную казну.

Круг понятий, определяющих налоги и сборы весьма разнообразен. Сюда относятся:

  • финансовые операции;
  • оформление патента;
  • регистрация товарного знака;
  • другие юридически значимые операции.

Важно! Маркировка спиртосодержащей продукции и сборы за предоставление услуг связи не попадают под определение налоговой базы.

Непредставление декларации в налоговый орган

К уголовной ответственности за непредставление деклараций в налоговый орган может привлекаться не только юридическое лицо (руководитель организации), но и главный бухгалтер компании.

Обычно в такой ситуации суд внимательно изучает должностные обязанности лиц и пытается выяснить:

  • на ком лежала обязанность исчислять налоги и отчитываться в налоговый орган после их уплаты;
  • кто должен был контролировать этот процесс;
  • был ли у юрлица/главбуха преступный умысел или непредставление декларации – результат обыкновенной невнимательности.

: приговор Серпуховского городского суда Московской области от 2 июня 2011 года по делу № 1-37/2011 и Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24 июня 2013 года по делу № 22-6971/2013.

И в том, и в другом деле суд выявил факт неправомерного применения организацией спецрежима. Несмотря на это, главный бухгалтер компании так и не подал в налоговый орган декларации по НДС и налогу на прибыль за те периоды, когда организация уже была не вправе применять выбранный спецрежим.

В ходе судебного разбирательства не было выявлено ни одного факта, подтверждающего, что главный бухгалтер совершил преступление по указанию своего руководителя.

: привлечение главного бухгалтера к уголовной ответственности.

Виды противоправных действий

В Уголовном кодексе существуют 3 статьи, определяющие меры наказания за совершенные налоговые преступления в различных сферах деятельности:

  • № 194 — таможенные пошлины и сборы, виновными признаются частные лица и коммерческие организации;
  • № 198 — уклонение от уплаты налогов физическими лицами;
  • № 199 — уклонение от уплаты налогов юридическими лицами;
  • № 199.1 — нарушение взятых обязательств налоговыми агентами.

Все четыре пункта объединяет общий итог противоправных действий: недополучение госбюджетом определённой денежной массы.

Статья 194 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 198 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 199 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 199.1 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Объект правонарушения

В отношении данных преступлений объектом считаются отношения в финансовой сфере, касающиеся формирования госбюджета и внебюджетных фондов. Здесь можно выделить два основных понятия:

  • налог — безвозмездный платёж индивидуального характера, который взимается с частных лиц и организаций;
  • налоговый сбор — обязательный взнос, являющийся предметом финансовых отношений между плательщиком и государством.

Налогоплательщиками считаются все лица, которые обязаны уплачивать налоги с полученной финансовой прибыли. Таким образом, объектом преступления можно считать налоги:

  • подоходные;
  • на имущество;
  • таможенные сборы;
  • обязательные пошлины.

Следовательно, совершённым преступлением являются противоправные действия в этих сферах, совершенные вопреки действующему законодательству. В свою очередь, такие злодеяния подразделяются на 2 формы: по злому умыслу и неосторожности, что предполагает различные меры ответственности.

Объективная сторона

Объективной стороной совершенного преступления принято считать злонамеренное уклонение налогоплательщика от уплаты положенных налогов либо включение в декларацию недостоверных сведений с целью сокрытия доходов.
Налоговые декларации должны предоставляться в налоговые организации по месту регистрации плательщика не позднее 30 апреля каждого года. Несвоевременное предоставление отчетной документации может классифицироваться как бездействие, что также предполагает определенные меры ответственности.

Субъективная сторона

Здесь принимается во внимание умысел, который определяет степень ответственности обвиняемого. Вообще, субъективной стороной данных преступлений являются умышленность и неосторожность. В первом случае, обвиняемый чётко осознаёт, что совершает противоправные действия либо намеренно бездействует, позволяя совершаться преступлению. Во втором, виновник не осознаёт последствий либо рассчитывает их избежать.
Поэтому при расследовании таких дел надлежит установить, что к ответственности привлекается именно непосредственный виновник, который действовал осознанно и полностью отдавал отчет своей противоправной деятельности.

Способы уклонения

Существуют такие действия, которые можно классифицировать в качестве совершенного преступления:

  • сокрытие объектов;
  • сокрытие денежных средств;
  • проведение скрытых операций с целью уменьшения налогового бремени;
  • сокрытие части финансового оборота компании;
  • проведение фиктивных финансовых операций с целью сокрытия от надзорных органов основного источника доходов.

Во всех перечисленных действиях чётко прослеживается злой умысел, что характеризует их в качестве свершившихся преступлений в налоговой сфере.

Договоры, предотвращающие двойное налогообложение

Это международные соглашения, заключенные между Россией и рядом других стран, направленные на избежание двойного налогообложения, а также предупреждающие уклонение от уплаты налогов. В упрощённом варианте, это действует так: лицо, владеющее капиталом или получающее прибыль за рубежом, облагается налогом в соответствии с действующим законодательством этого государства. При этом необходимая для этого сумма может вычитаться из налоговой ставки, которая подлежит уплате на территории России, при условии, что она не превышает величину, которая взимается в стране на аналогичный размер капитала или полученной прибыли.
С каждым государством заключается свой договор, с учётом действующего законодательства на его территории. При этом в рамках соглашения предусматривается взаимопомощь по взиманию налогов с иностранных резидентов.

Величина ущерба

Ключевой стороной в определении вины и меры наказания является размер причинённого ущерба. Уголовную ответственность предусматривает только крупный и особо крупный размер неуплаченных налогов и сборов.
В частности, в рамках статьи 199.1 крупным размером считается налоговая задолженность за 3 финансовых года, превышающая сумму 5 000 000 рублей. Под особо крупным размером подразумевается задолженность за аналогичный отчетный период, но сумма увеличивается до 15 000 000 рублей.

Расследование налоговых преступлений: доказывание

Налоговые и экономические преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 198 УК РФ, ст. 199 УК РФ признаются таковыми только в случае, если такое деяние совершено преднамеренно, с прямым умыслом, в частности, с целью полной или частичной неуплаты налогов и сборов. Также следует учитывать, что основанием (для налоговых органов) направления материалов налоговой проверки в отдел следственных органов по налоговым преступлениям является установление виновности конкретного лица. Умышленный характер каждого из видов рассматриваемых налоговых преступлений устанавливается на основании косвенных доказательств, и чаще всего это связано с отсутствием прямых доказательств, таких как: показания свидетелей; документы, подтверждающие фактические намерения виновника; файлы ведения «черной бухгалтерии». В следственной практике, умысел виновного лица на совершение налогового преступления доказывается совокупностью обстоятельств его совершения. Процессуальной оценке при расследовании налоговых преступлений, в свою очередь, подлежат выявленные обстоятельства, их взаимозависимость и взаимосвязь.

Одной из существенных проблем в борьбе с налоговыми преступлениями, с которыми сталкиваются правоохранительные органы, является доказывание умысла виновного налогоплательщика. С позиции налоговой службы об умышленных действиях налогоплательщика свидетельствуют установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, а также установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными лицами взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности.

Уклонение от налоговых выплат

Согласно статье № 199, любое лицо, признанное налогоплательщиком обязано предоставлять декларацию о доходах. Любое уклонение от обязательств, в том числе включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений карается по закону.

Состав преступления

Совершённое преступление определяется следующими признаками:

  • обвиняемый не подает налоговую декларацию либо включает в отчётность недостоверные сведения с целью сокрытия истинного размера доходов.;
  • следствием совершенных действий является не поступление в казну определенных сумм;
  • размер сокрытых налогов причисляется к крупному и особо крупному размеру.

Данные пункты подразумевают злой умысел и осознанность совершения противоправных действий, следовательно, предполагают уголовную ответственность.

Размеры сумм, которые влекут уголовное наказание

Как уже упоминалось, ответственность наступает лишь в тех случаях, когда предполагается ущерб в крупных и особо крупных размерах. Если речь идёт о неуплате налогов, уголовная ответственность наступает с 5 000 000 рублей, полученных за 3 финансовых года, при условии, что задолженность составляет более 25% от положенных к уплате сумм.
Если составом преступления является сокрытие имущества, облагаемого налогом, порогом ответственности становится сумма в 250 000 рублей.

Когда по результатам проведённой проверки обнаруживается недоимка, превышающая приведённые значения, возбуждается уголовное дело.

Как избежать ответственности

Уголовное преследование не предполагается, если размер неуплаченных налогов ниже обозначенных порогов. В этом случае, виновные подлежат административному взысканию, которое предполагает денежный штраф в установленном размере.

Важно! Образовавшуюся задолженность придется закрывать в любом случае, со всеми накопившимися штрафами и пени за период просрочки.

Указание в декларации заведомо ложных сведений

Указание в декларации заведомо ложных сведений

Ещё одно уголовно наказуемое налоговое преступление, которое может совершить юридическое лицо, описывается в статье 199 УК РФ как «включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений». Под словосочетанием «такие документы» в данном случае подразумеваются те документы, которые служат обоснованием для исчисления и уплаты налогов.

Чтобы вы лучше понимали, указание каких ложных сведений может привести к привлечению юридического лица к уголовной ответственности, проиллюстрируем данный вид налоговых преступлений примером из судебной практики.

: постановление Президиума Верховного суда республики Татарстан от 3 мая 2021 года № 44-Г-60.

В ходе судебного разбирательства был доказан факт составления руководителем организации фиктивных договоров, на основе которых составлялись счета-фактуры и другие документы бухгалтерского учёта. После этого заведомо ложные сведения из этих документов указывались в налоговых декларациях по НДС и налогу на прибыль.

Важное значение в этом деле имел сам факт умышленного составления фиктивных договоров. Ведь очевидно, что лицо, составлявшее такие документы, вряд ли могло не знать, что это повлечёт за собой указание в декларациях ложных сведений. И как следствие – неуплату налогов.

: привлечение руководителя организации к уголовной ответственности.

Наказание

Согласно статье 199, виновные в неуплате налогов в крупном размере могут быть оштрафованы на сумму до 300 000 рублей либо приговариваются к принудительным работам сроком до 24 месяцев. Кроме этого, здесь предполагается тюремное заключение до 2-х лет с ограничением заниматься определённым видом коммерческой деятельности на 3 года.
Если речь идет о причинении ущерба в особо крупных размерах или преступление совершается организованной группой лиц, штраф увеличивается до полумиллиона рублей, срок содержания под стражей остается неизменным: до 2-х лет.

Методы противодействия

В настоящее время, государство предпринимает такие шаги по предупреждению налоговых преступлений:

  • изменение правовой базы с целью перекрытия легальных лазеек для совершения махинаций;
  • ужесточение мер ответственности;
  • работа над улучшением деятельности контролирующих организаций.

В целом, профилактические меры призваны стабилизировать финансово-экономические отношения внутри страны, и обеспечить приток налоговых средств в бюджет в полном объёме.

Сроки давности

Согласно действующему законодательству, виновные не могут привлекаться к уголовной ответственности, если с момента совершения преступления в финансовой сфере прошло более 3-х лет. При условии, что в противоправных действиях не прослеживается отягчающих обстоятельств.
Видео на тему налогообложения


Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Дата публикации: 25.05.2019

Статья просмотрена: 1836 раз

Библиографическое описание:

Маликов, Д. А. Тенденции развития налоговой преступности в Российской Федерации / Д. А. Маликов, М. Р. Венгер, С. А. Саввоев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июнь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/334/15111/ (дата обращения: 18.05.2021).

В статье раскрываются тенденции развития налоговой преступности в Российской Федерации. Проводится анализ статистических данных о налоговых преступлениях, представленных Следственным комитетом России. Также в статье сформулирован ряд проблем, связанных с расследованием данной категории преступлений.

Ключевые слова: налоговые преступления, Следственный комитет России, статистика, тенденции, уголовные дела.

Налоговая преступность — настоящая «головная боль» для всех правоохранительных органов в Российской Федерации. Председатель Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкин заявил, что «налоговые преступления — наиболее сложные для расследования». И это небезосновательный вывод. Ввиду заметного усложнения общественных отношений преступления в налоговой сфере приобретают все более изощренный характер. Появляются новые способы совершения общественно опасных деяний данного рода. Общая задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в соответствии со статистикой, представленной Федеральной налоговой службой Российской Федерации на 1 декабря 2018 года, составляет 999 380 136 тыс. рублей [6]. Тем самым бюджетная система России подвергается достаточно сильному негативному воздействию.

Актуальность данной тематики подтверждается особым вниманием властей. Так Президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию от 01.03.2018 указал на то, что «нормы уголовного права должны жестко действовать в отношении преступлений против интересов граждан, общества, экономических свобод. Это посягательство на собственность и средства граждан, рейдерские захваты, нарушение конкуренции, уклонение от уплаты налогов и разворовывание бюджетных средств» [5].

Чтобы правильно рассмотреть аспекты заявленного вопроса необходимо дать понятие налогового преступления. Законодательно определение данной категории не закреплено, но многие научные деятели освещают этот вопрос в своих работах. Так, например, Иксанов Р. А., Гараев А. Г., Янгазина А. Э. в своей работе писали: «под налоговым преступлением следует понимать виновно совершенное общественно опасное деяние, состоящее в нарушении действующего порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения» [3]. Такое определение считаем достаточно полным и раскрывающим основные особенности данной категории преступлений.

Для изучения тенденции развития налоговых преступлений следует обратиться к статистике, представленной Следственным комитетом Российской Федерации по налоговым преступлениям. Для изучения был взят период с 2012 по 2017 годы.


Статистические данные свидетельствуют о том, что число налоговых преступлений за последние годы имело тенденцию к увеличению. Возникает вопрос: «Чем обусловлен резкий рост налоговых преступлений после 2014 года?» Ответом служит внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ Федеральным законом от 22.10.2014 № № 308-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ», касаемо порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. «Так поводами для возбуждения таких дел стали в том числе заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. До принятия данного нормативно-правового акта уголовные дела о налоговых преступлениях могли возбуждаться только на основании материалов, которые для этого направил в соответствии с НК РФ налоговый орган» [1]. «О чем свидетельствуют данные показатели?» — весьма противоречивый вопрос, явно не входящий в нашу компетенцию, но статистические данные позволяют предположить, что подобное решение «развязало руки» следственным органам в выявлении и борьбе с налоговыми преступлениями.

А. И. Бастрыкин в своем выступлении от 31 мая 2018 рассказал о реакции правоохранительных органов на такую статистику. Так, глава ведомства сообщил: «Была введена специализация следователей, разработана статистическая отчетность, для проведения экспертиз судебно-экономического профиля введены должности экспертов. На постоянной основе организован учет материалов, поступающих из Федеральной налоговой службы, с которой в 2012 году заключено Соглашение о взаимодействии, проведено несколько совместных заседаний коллегий. В каждом из субъектов Российской Федерации на основании совместного приказа Следственного комитета, Федеральной налоговой службы и МВД России образованы межведомственные рабочие группы, главной задачей которых является повышение оперативности и качества следственной работы по делам о налоговых преступлениях. Совместно с Федеральной налоговой службой разработаны специальные методические рекомендации» [2].

В настоящее время существует множество проблем, связанных с расследованием данной категории преступлений. Так, А. Н. Дощицын и М. В. Зяблина, проводя исследования в области выявления и пресечения налоговых посягательств, выявили ряд проблем, препятствующих раскрытию и расследованию таких преступлений, а именно: длительность и сложность выявления преступных деяний в налоговой сфере в связи с необходимостью анализа огромного массива документов; пропуск сроков привлечения к ответственности; отсутствие первичных документов, позволяющих достоверно определить суммы ущерба; сокрытие значительной части имущества, принадлежащего подозреваемому.

В III квартале 2018 года Следственным комитетом РФ было заявлено, что «количество поступивших за первое полугодие 2018 года сообщений о налоговых преступлениях снизилось на 15 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом ущерба от действий недобросовестных налогоплательщиков насчитали уже на 49 миллиардов рублей. За неуплату налогов в первом полугодии 2018 года возбудили 1700 уголовных дел. В абсолютных цифрах это на 6 % меньше, чем за аналогичный период в прошлом году» [4]. Это может быть связано с тем, что на сегодняшний день идет курс на уменьшение количества выездных налоговых проверок в связи с переходом на риск-ориентированный подход, в следствие чего с каждым годом материалов налоговых проверок в следственные органы поступает все меньше и меньше. Получается, что проверки стали проводиться реже, но тщательнее.

Таким образом, можно заключить, что, начиная с 2014 года, был отмечен резкий скачок числа уголовных дел, возбужденных по налоговым преступлениям, который, согласно проведенному исследованию, обусловлен изменением порядка возбуждения уголовных дел данной категории на законодательном уровне. Однако с 2018 года ориентация налоговых проверок перешла в русло рационализации и повышения эффективности, что явилось результатом организованного взаимодействия следственных и налоговых органов в борьбе с налоговой преступностью.

Читайте также: