Анализ налогообложения субъектов малого предпринимательства

Опубликовано: 05.05.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остовская Анастасия Андреевна, Полищук Владислав Валерьевич

В условиях становления и развития рыночной экономики должна расти социально-экономическая роль малого бизнеса , который способен создавать новые рабочие места, расширять занятость, привлекать к легальному экономическому обороту средства, которые находятся вне его, и формировать конкурентную среду. Следует отметить, что упрощенная система налогообложения определила свою эффективность прежде всего по отношению к обычной системе налогообложения, но одновременно выявила и ряд проблем, которые требуют быстрого решения. Налогообложение малого бизнеса должно быть эффективным не только для его субъектов, но и для государства, а также справедливым по отношению к другим налогоплательщикам. Исходя из проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия , необходимо усилить внимание к малому бизнесу . В кризисных условиях именно малые предприятия способны стимулировать развитие конкуренции, расширять ассортимент, повышать качество, поддерживать экономическое равновесие местных потребительских рынков. Проведен анализ малых предприятий , определен их удельный вес в структуре предприятий РФ, обоснована необходимость реформирования комплекса элементов малого предпринимательства.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Остовская Анастасия Андреевна, Полищук Владислав Валерьевич

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка системы налогообложения малого предпринимательства»

Остовская Анастасия Андреевна,

кафедра государственного и муниципального управления, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Полищук Владислав Валерьевич,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Ostovskaya Anastasiya Andreevna, Ph.D. in State administration, associate professor, Department of the State and Municipal Administration, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

Polishchuk Vladislav Valer'evich,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО

ANALYSIS AND EVALUATION SYSTEM OF TAXATION OF SMALL BUSINESS

В условиях становления и развития рыночной экономики должна расти социально-экономическая роль малого бизнеса, который способен создавать новые рабочие места, расширять занятость, привлекать к легальному экономическому обороту средства, которые находятся вне его, и формировать конкурентную среду. Следует отметить, что упрощенная система налогообложения определила свою эффективность прежде всего по отношению к обычной системе налогообложения, но одновременно выявила и ряд проблем, которые требуют быстрого решения. Налогообложение малого бизнеса должно быть эффективным не только для его субъектов, но и для государства, а также справедливым по отношению к другим налогоплательщикам. Исходя из проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия, необходимо усилить внимание к малому бизнесу. В кризисных условиях именно малые предприятия способны стимулировать развитие конкуренции, расширять ассортимент, повышать качество, поддерживать экономическое равновесие местных потребительских рынков. Проведен анализ малых предприятий, определен их удельный вес в структуре предприятий РФ, обоснована необходимость реформирования комплекса элементов малого предпринимательства. Ключевые слова: финансовое состояние, малые предприятия, малый бизнес.

n the conditions of formation and development of market economy needs to grow socio-economic role of small business that is able to create new jobs, increase employment, attract legal economic turnover funds that are outside of it and to form a competitive environment. It should be noted that the simplified taxation system has determined its effectiveness primarily in relation to the normal tax system, but also revealed a number of problems that require quick solutions. The taxation of small business must be effective not only for its subjects but for the state, and also fair to other taxpayers. Based on the problems faced by small enterprises is necessary to strengthen the small businesses. In crisis conditions, small enterprises can stimulate the development of competition, expand the range, improve quality, maintain the economic balance of local consumer markets. The analysis of small enterprises, defined by their specific weight in the structure of Russian enterprises, and the necessity of reforming the set of elements of small business.

Keywords: financial state, small businesses, small business.

Развитие и становление налоговой системы любого государства является сложным процессом, который длится на протяжении десятилетий. О силе государства в экономическом аспекте можно судить исходя из ряда показателей: уровня благосостояния граждан, динамики макроэкономических показателей и способности выполнять взятые на себя обязательства. Для достижения надлежащего уровня развития государства применяется ряд фискальных инструментов, зависящих от разнообразных факторов, включая исторические и геополитические [1].

В условиях становления и развития рыночной экономики должна расти социально-экономическая роль малого бизнеса, который способен создавать новые рабочие места, расширять самозанятость, привлекать к легальному экономическому обороту средства, которые находятся вне его, и формировать конкурентную среду. Следует отметить, что упрощенная система налогообложения определила свою эффективность прежде всего по отношению к обычной системе налогообложения, но одновременно выявила и ряд проблем, которые требуют быстрого решения. Налогообложение малого бизнеса должно быть эффективным не только для его субъектов, но и для государства, а также справедливым по отношению к другим налогоплательщикам.

Одной из основных задач экономики является стимулирование предпринимательской деятельности через создание благоприятных условий для ее налогообложения. Деятельность малого предпринимательства в целом для экономики государства является важнейшим фактором увеличения ее гибкости. По тому, как развивается малый бизнес, можно судить о приспособленности государства к нарастающим темпам изменения экономической ситуации как внутри страны, так и за ее пределами. Современную экономику невозможно представить без малого предпринимательства, и, в свою очередь, нынешнюю жизнь без экономики в целом, ведь предпринимательство занимает ключевую позицию в жизни каждого государства.

Следует отметить, что малое предпринимательство является одним из градообразующих сегментов государственной экономики в целом, а также представляет собой мощный фундамент для повышения материального и духовного благополучия каждого человека в стране, является составляющим элементом объединения нации в целом. Проблема развития предпринимательства, а особенно малого и среднего кластера, и проблема качественного и количественного роста его составляющих является актуальной, ведь предпринимательство, в большинстве своем, предоставляет все необходимые услуги и товары, которые необходимы для комфортного существования человека.

Целью статьи является анализ налоговой политики страны и её последствий в отношении субъектов малого предпринимательства.

Без малого бизнеса потребности населения не будут удовлетворены в полной мере, а экономика государства не будет развиваться интенсивно. С момента формирования Российской Федерации существует проблема рационализации и эффективности развития малого и среднего предпринимательства за счет низкоквалифицированного рабочего персонала как в государственных учреждениях, так и в самих организациях: жесткие административные барьеры, высокие ставки по кредитованию малого предпринимательства, а самым главным барьером является высокая конкуренция с крупными отечественными производителями и иностранными поставщиками.

Рассматривая долю доходности малого предпринимательства к ВВП в экономике России, следует отметить, что она колеблется в пределах 20 %. Так, в программе по развитию малого предпринимательства предполагается скачок количества малых организаций до 24 %, что нам представляется маловероятным, так как не сформированы соответствующие условия для такого скачка. На рис. 1 представлены количественные показатели малого предпринимательства за 2011-2014 гг.

Также необходимо выделить ряд факторов, тормозящих развитие малого и среднего предпринимательства в России:

1) инфляция, пагубная финансово-экономическая обстановка, отсутствие сильной правовой защищенности мелких предпринимателей, высокий уровень кредитных ставок;

2) низкий уровень правовых и организационно-экономических знаний предпринимателей;

3) недостаточно проработанное налогово-правовое поле, регулирующее деятельность малого предпринимательства;

4) незначительная государственная поддержка со стороны государства.

Ряд перечисленных недостатков государственной политики в отношении малого предпринимательства не вызывает сомнений в актуальности дальнейших исследований в данной сфере.

Тем не менее одним из основополагающих сдерживающих факторов для развития малого предпринимательства является налогообложение, которое непосредственно влияет на качественную и количественную составляющую малого бизнеса в России. Данная проблема берет свое начало с того, что в налоговом кодексе отсутствует понятие субъекта малого предпринимательства, вследствие чего не предусмотрены специальные условия налогообложения малого предпринимательства. В Российской Федерации рассматриваются лишь два вида налоговых режимов для рас-

2011 год 2012 год 2013 год 2014 год

Рис. 1. Количество малых предприятий в период 2011-2014 гг. (Составлено авторами)

сматриваемых субъектов: ОСН, или общий (уплата местных, региональных и федеральных налогов) и специальный (предусмотрена уплата единого налога, размер которого устанавливается в упрощенном порядке, взамен нескольких основных налогов). Используя общий порядок налогообложения, организации имеют право выбрать либо НДФЛ 13 %, налог на прибыль организации 20 %, в случае реализации товаров, работ, услуг уплачивается НДС 18 % и налог на имущество 1,5 %.

Малое предпринимательство уплачивает взносы в пенсионный, социальный и медицинский фонды страхования. В большинстве своем субъекты малого предпринимательства не решаются работать на общей системе налогообложения, а используют один из четырех налоговых режимов:

• единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

• упрощенная система налогообложения (УСН);

• система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

• патентная система налогообложения (ПСН) [3].

В большинстве своем предприниматели малого бизнеса применяют единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения. Преобладающая часть предпринимателей малого бизнеса используют упрощенную систему налогообложения. По данной системе организации облагаются по ставкам 6 % и 15 % в зависимости от объекта налогообложения. Выбор данной системы является добровольным, и предприниматель сам определяет выгодность собственного выбора.

При анализе результатов налоговой политики страны нами было выявлено, что в Российской Федерации специальные налоговые режимы представляют собой сдерживающий фактор роста основных показателей малого предпринимательства, так как основополагающими причинами являются:

• нынешняя практика взимания налогов и их исчисления при применении специальных налоговых режимов;

• недостаточно развита система консультирования для определенных режимов налогообложения;

• сильное давление со стороны контролирующих органов;

• отсутствие разъяснений в нормативно-правовой базе обязательных налогов к уплате теми или иными субъектами хозяйствования.

В ходе проведенного анализа малого предпринимательства Российской Федерации было выявлено, что удельный вес налогоплательщиков, которые применяют УСНО и ЕНВД, снижается в общем объеме поступлений в федеральный бюджет — это отрицательно сказывается на общем

микро предприятия, тыс.

□ Индивидуальные предпр иниматели, тыс.

Таблица 1. Оценка налогообложения малого бизнеса РФ, млрд

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Поступление налогов в федеральный бюджет млрд руб. 3569,7 2500,1 3172,2 4477,7 5105,1 6618,3 7408,6

УСНО, млрд руб. 110,7 106,2 130,2 148,7 175,3 212,3 229,3

ЕНВД млрд руб. 63,4 64,9 72,4 71,1 79,9 74,5 76,6

ЕХСН млрд руб. 1,8 2,3 3,3 3,3 3,7 4,0 4,7

Доля УСНО от ФБ, % 3,1 4,2 4,1 3,3 3,4 3,2 3,1

Доля ЕНВД от ФБ, % 1,8 2,6 2,3 1,6 1,6 1,1 1,0

Доля ЕХСН от ФБ, % 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Общая доля специальных налоговых режимов в доходах бюджета, % 5 6,9 6,5 5 5,4 4,3 4,2

* Составлено на основе [6].

состоянии экономики государства. Наибольшие поступления в доходную часть бюджета вносят малые предприятия и индивидуальные предприниматели, которые используют УСНО 3,4 %, доля налоговых поступлений от ЕСХН менее 1 %. Ввиду этого основными недостатками нынешней системы налогообложения субъектов малого предпринимательства являются:

1. Запутанная и сложная система налогообложения. Так, не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предполагающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах, работающая по схеме «какие налоги платить и в каком порядке». Уплата налогов требует от малого предпринимательства четкого понимания налогового законодательства и профессиональных знаний в сфере бухгалтерского учета.

2. Высокое налоговое бремя. Очевидно, что приоритетным интересом государства является удовлетворение фискальных потребностей. Иными словами, в Российской Федерации ставки формируются без глубокого экономического анализа и рынка в целом.

3. Нестабильность законодательства. Слишком сложная формулировка нормативно-законодательной базы в сфере налогообложения, а также чересчур частые изменения налогового законодательства, вследствие чего усложняется работа налоговых служб, а налогоплательщики становятся бесправными. Изменения налогового законодательства должны происходить единовременно с внесением уточнений в бюджеты путем внесения изменений в нормативные и законодательные акты по налоги и сборам.

В ноябре 2015 года был проведен всероссийский статистический опрос малого предпринимательства, связанный с вопросами налогообложения, результаты которого показали, что количество предпринимателей, которые ощутили ожесточение влияния налогообложения и усиления административных барьеров контролирующих организаций, составляет 57,8 %. Также изменилось мнение об ухудшении условий ведения предпринимательства: 15,4 % предпринимателей считают, что для совершенствования налоговой системы необходимо уменьшить налоговое бремя (рис. 2).

Несмотря на мнения предпринимателей малого бизнеса, налоговая нагрузка постоянно растет. Это подтверждается словами руководителя ФНС о том, что за 2015 год рост налоговых поступлений от малого предпринимательства почти в 2,5 раза опередил рост налоговых поступлений в бюджет страны [4].

Вследствие таких негативных изменений в мнениях предпринимателей малого бизнеса можно отметить тенденцию, направленную на снижение численности участников малого предпринимательства (табл. 2) [5].

В период с 2013 по 2015 гг. количество предприятий малого бизнеса снизилось на 46 тыс. ед. (2,23 %) из-за ужесточения мер наказания и отсутствия поддержки со стороны государства.

В результате проведенного исследования нами сделаны выводы о необходимости реформирования комплекса элементов малого предпринимательства, которое состоит в следующем:

1) упрощение порядка уплаты налогов;

Рис. 2. Динамика налоговых поступлений в бюджет РФ от субъектов малого предпринимательства, млрд руб. (Построено авторами).

Таблица 2. Динамика малых предприятий, тыс. ед. *

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Количество малых предприятий, тыс.ед. 1732,8 1836,4 2003,0 2063,1 2038,3 2017,1

* Составлено на основе [5].

2) увеличение прозрачности налогового законодательства, его реформирование, а также снижение налогового бремени;

3) проведение разъяснительных мероприятий для субъектов малого предпринимательства в области налогообложения;

4) модернизация автоматизированных аппаратов уплаты налогов посредством создания личных кабинетов в едином реестре.

Таким образом, без реформирования налогообложения малого бизнеса невозможно представить эффективную систему предпринимательства в стране, так как прозрачность и простота уплаты налогов не только являются основополагающими элементами в выполнении своей фискальной функции, но и повышают мотивацию развития малого бизнеса, без которого невозможно повышение конкурентоспособности государства в целом.

1. Смирнова Е.А. Сравнительная характеристика налоговых систем Российской Федерации и Украины / Е.А. Смирнова, Д.Н. Хараим // Перспективш питання економши та управлшня: Збiрник матерiалiв Мiжнародноl науково-практично! штернет-конференци (17-18 квгтня 2014 р.). — Дшпро-петровськ, 2014. — С. 139-142.

2. Сморгина И.А. Налогообложение малых предприятий / И.А. Сморгина // Право и экономика. — 2012. — № 11. — С. 74-79.

3. Галкин В.В. Налогообложение малого бизнеса / В.В. Галкин [Электронный ресурс] — Режим доступа: vadim-galkin.ru/ (дата обращения: 20.03.2017).

4. Серегин В.Н. Цифры и факты: налоговые поступления в бюджет выросли / В.Н. Серегин // Деловая среда. — 2015. — № 2. — С. 25-26.

5. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 20.03.2017).

6. Налоговый кодекс РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 20.03.2017).

Статья поступила в редакцию 3 апреля 2017 года Статья одобрена к печати 14 июня 2017 года

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Что такое налоговый режим

Бизнес платит налоги по определенным правилам и формулам. Попросту говоря, налоговый режим (или система налогообложения) - и есть тот набор формул, по которым придется рассчитывать и перечислять в бюджет налоги. В России несколько таких систем, они отличаются по количеству налогов и их размеру, по числу отчетов, которые придется сдавать. В каждой системе есть свои допуски и критерии: если бизнес подходит под эти допуски — имеет право применять систему, если “не влезает” - то нет.

  • ОСНО — общая система налогообложения — базовая система, на которой “по умолчанию” оказываются все новые компании и ИП, если они не выберут другой режим и не напишут об этом уведомление в налоговую. Поэтому ОСНО называют основной системой, или “классикой”, а остальные налоговые режимы — специальными, или спецрежимами.
  • УСН — упрощенная система налогообложения, упрощенка.
  • ПСН — патентная система налогообложения, патент.
  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог — для фермеров и крестьянских хозяйств.
  • НПД — налог на профессиональный доход — для самозанятых.

Что влияет на выбор налогового режима

Какие же параметры показывают, сможете вы применять конкретную систему налогообложения или нет? Перечисляем.

  • Объем годовой выручки. Скажем, для УСН это 200 000 млн. рублей, для ПСН — 60 млн. рублей, для НПД — 2,4 млн. рублей, а для ОСНО ограничений нет.
  • Число сотрудников. На упрощенке можно работать со штатом до 130 человек, на патенте — до 15 человек, на НПД вовсе нельзя нанимать персонал, а на ОСНО ограничений снова нет.
  • Организационно-правовая форма - ИП, ООО и пр. Например, ИП могут работать на ПСН и НПД, а ООО — нет.
  • Виды деятельности. На ОСНО можно работать при любом виде деятельности, а вот у каждого спецежима есть список видов, для которых его можно применять. Это прописано в Налоговом кодексе и региональных законах, мы расскажем об этом подробнее, когда будем говорить о каждом спецрежиме.

Есть и другие допуски для спецрежимов: стоимость основных средств, наличие филиалов и пр. Об этом мы тоже расскажем позже.

Как выбрать налоговый режим

Шаг 1. “Отфильтруйте” все возможные режимы по организационно-правовой форме. Например, у вас ООО: подойдут ОСНО и УСН. Если у вас ИП, подойдет любой из режимов.

Шаг 2. Смотрим на годовую выручку. Если по бизнес плану вы должны заработать 45 млн рублей, то НПД уже не подойдет, а вот патент, упрощенка и ОСНО — да.

Шаг 3. Считаем работников в штате. Например, у вас 60 сотрудников: патент и НПД отпадают, остается упрощенка и ОСНО.

Шаг 4. Отсекаем налоговые режимы по видам деятельности: проверяем допуски для вашего вида. Скажем, страховщики не работают на УСН.

Шаг 5. Проверяем остальные критерии: например, компания с филиалами или участием другой компании в уставном капитале более 25% не может применять УСН.

Шаг 6. Если к этому шагу у вас еще есть выбор, рассчитайте налоговую нагрузку. Для этого посмотрите, какие налоги платят на каждом подходящем налоговом режиме, и рассчитайте суммы по вашим плановым или текущим доходам. Потом сравните их и выберите самый выгодный налоговый режим.

Выбор системы налогообложения можно сделать автоматически — с помощью бесплатного калькулятора от Контур.Бухгалтерии. Калькулятор поможет отсечь неподходящие режимы, подскажет, как заполнить поля для расчета, и покажет налоговую нагрузку по каждой системе. Вам останется только выбрать выгодный режим.

УСН: налоги и отчеты, кому подходит

Упрощенка — один из самых понятных и выгодных спецрежимов для малого бизнеса, правила работы и перехода на УСН есть в гл. 26.2 НК РФ. На упрощенке платят один налог (правда, если у компании есть транспорт и земля, то транспортный и земельный налог платятся отдельно). Каждый квартал перечисляют так называемые “авансы по налогу”, а по итогам года рассчитывают и платят остаток налога. А вот налоговая декларация одна — ее сдают раз в год: организации до 31 марта, ИП — до 30 апреля.

Плюс системы еще и в том, что власти вашего региона могут снизить налоговую ставку по УСН для некоторых видов бизнеса, тогда экономия будет еще заметнее.

На УСН не надо работать с НДС. Поэтому другим компаниям, которые платят НДС, не выгодно покупать у компаний или ИП на УСН товары и услуги. Так что “осношники” стараются не работать с “упрощенцами”.

Допуски и ограничения при работе на УСН:

  • годовой доход — не более 200 млн. рублей;
  • число сотрудников — не более 130;
  • стоимость основных средств — не более 150 млн. рублей;
  • в уставном капитале компании должно быть не более 25% вклада другой организации;
  • у компании не должно быть филиалов;
  • на упрощенке нельзя работать производителям подакцизных товаров, добывать полезные ископаемые, работать с ценными бумагами, давать кредиты: в ст. 346.12 НК РФ перечислены все, кому нельзя работать на УСН.

Правила расчета налога на упрощенке зависят от объекта налогообложения. Это та сумма, с которой платится налог. На УСН есть два варианта:

  • доходы;
  • доходы минус расходы.

УСН “Доходы”

Налоговая ставка — от 1 до 6% в зависимости от региона и вида деятельности. Обычно этот вариант выгоден, если ваши расходы сложно подтвердить или расходы составляют менее 60% от доходов. Если годовой доход компании от 150 до 200 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 8%.

Из суммы налога можно вычесть уплаченные страховые взносы: это взносы ИП “за себя” и взносы за сотрудников. Здесь мы подробнее рассказываем об уменьшении налога на сумму взносов.

Вести учет и сдавать отчетность на УСН “Доходы” можно самостоятельно, чтобы экономить на бухгалтере. Лучше это делать не в таблицах Excel, а в специальной программе или сервисе. Скажем, сервис Контур.Бухгалтерия рассчитает налог, заполнит книгу учета доходов и расходов и налоговую декларацию, предупредит о сроках платежей и отчетности. Для сотрудников — рассчитает и оформит зарплаты, взносы, НДФЛ, отчеты.

УСН “Доходы минус расходы”

Налоговая ставка — от 5 до 15% в зависимости от региона и вида деятельности. Будет выгоден, если ваши расходы легко подтвердить документами, и они составляют более 60% от доходов. Если годовой доход компании от 150 до 200 млн. рублей или число сотрудников от 100 до 130 человек, ставка вырастает до 20%.

Уплаченные страховые взносов за ИП и сотрудников можно включить в расходы. Но не все расходы уменьшают налоговую базу, с которой платят налог. Для признания расхода есть требования:

  • расход обоснован и совершен с целью получение дохода;
  • расход упомянут в списке из ст. 346.16 НК РФ;
  • вы получили от поставщика то, за что платите деньги, и полностью расплатились;
  • есть документы, которые подтверждают расход;
  • если расходы связаны с товарами для перепродажи, то списать их можно только после продажи этих товаров.

Чтобы не запутаться с учетом расходов на УСН, лучше вести учет в специальном сервисе или привлечь бухгалтера. Скажем, веб-сервис Контур.Бухгалтерия учитывает расходы по всем правилам, рассчитывает платежи, заполняет КУДиР и декларацию, формирует платежки, напоминает о датах платежей и отчетов. В сервисе есть зарплатный блок для работы с сотрудниками. А с помощью управленческих отчетов руководитель сможет контролировать финансы.

ОСНО: учет, отчетность, сложность

Малый бизнес редко выбирает ОСНО: только если видит выгоду в работе с плательщиками НДС — многие поставщики и покупатели охотнее сотрудничают с теми, кто тоже платит налог на добавленную стоимость. Этот налог платят на ОСНО, а еще — налог на прибыль и налог на имущество организаций, если в собственности есть недвижимость. Если есть транспорт и земля — налоги по ним платятся отдельно. Отчетность по каждому из налогов сдают ежеквартально.

На ОСНО придется вести полноценный бухгалтерский и налоговый учет — довольно сложный и кропотливый. Это вряд ли возможно без специальных бухгалтерских знаний, даже если вы работаете в специализированном сервисе. Так что на ОСНО компании и ИП чаще всего работают с бухгалтером.

Но все же бухгалтерские сервисы упрощают работу и избавляют от ошибок. Например, в Контур.Бухгалтерии есть специальный инструмент “Расчет НДС”, который помогает сокращать налог к уплате, подсказывает, каких документов в системе не хватает и какие ошибки в учете допущены.

Патент: критерии, совмещение

Патент похож на отмененный с 2021 года режим ЕНВД. Здесь размер налога зависит не от фактических доходов, а от потенциально возможных. Такой доход устанавливают региональные власти, рассчитать стоимость патента можно на официальном сайте налоговой.

Работать на ПСН легко: нужно вовремя вносить платежи за патент и вести книгу учета доходов. Если у вас есть транспорт и земля — платить налоги по ним, а если есть сотрудники — уплачивать НДФЛ, взносы и сдавать отчеты по персоналу. С 2021 года стало можно уменьшать сумму патента на страховые взносы за себя и сотрудников по аналогии с отмененным ЕНВД.

Вот допуски к работе на патенте:

  • работать на ПСН могут только ИП;
  • ваш вид деятельности должен подходить под ПСН, в каждом регионе свой список (скажем, общепит, детские центры развития, фотоуслуги), уточняйте эти сведения в своей налоговой;
  • в штате предпринимателя не более 15 сотрудников;
  • годовой доход — не более 60 млн. рублей;
  • ИП не работает с подакцизными товарами и товарами, подлежащими обязательной маркировке.

НПД: кому подходит

Налог на профессиональный доход — режим для самозанятых. Если вы временно или постоянно работаете сами на себя и продаете товары или услуги собственного производства, а ваши доходы — не более 2,4 млн рублей в год, то можно рассматривать этот режим. Его могут применять физлица и индивидуальные предприниматели. Один из плюсов этого режима — на нем не нужно платить страховые взносы “за себя”.

Совмещение налоговых режимов

Иногда в бизнесе выгодно выделить два направления, и по каждому из них применять свой налоговый режим. С 2021 года совмещать разные режимы могут только предприниматели. Есть два варианта:

ОСНО и упрощенку совмещать нельзя, оба эти режима — базовые и распространяются на всю деятельность. А НПД нельзя совмещать ни с чем.

Резюмируем: внимательно изучите, подходит ли вам каждый из налоговых режимов по допускам и критериям, сравните налоговую нагрузку с помощью нашего бесплатного калькулятора и работайте на самом выгодном для вашего бизнеса режиме. А веб-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вести учет, начислять зарплату и отчитываться на любой системе налогообложения или при их совмещении. Первые две недели все новички работают бесплатно.

Развитие малого предпринимательства в России на данный момент является одним из самых важных направлений решений экономических и социальных проблем на всех государственных уровнях. Малый бизнес в последние годы приобретает огромные темпы распространения, решает проблему занятости населения, создает конкуренцию на рынке товаров и услуг. Он продвигает экономику страны и, с каждым годом, все больше укрепляет свои позиции. Доля малого бизнеса в России составляет 20 % ВВП России.

В последнее время на законодательном уровне рассматриваются вопросы о принятии новых законов, постановлений, указов, которые будут направлены на поддержку малого бизнеса. Чтобы немного улучшить положение предпринимателей, вводят специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, упрощают формы сдачи деклараций. Это немного улучшает состояние среды для малого предпринимательства, но многие компании всё равно стараются уйти «в тень», причина таких действий – непосильные для данного сегмента рынка налоги.

Большинство развитых стран оказывают разного рода поддержку и поощрение для деятельности малого предпринимательства. В России, в целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования, был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он является основополагающим документом, который регулирует отношения развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов, инфраструктуры их поддержки, их формы и виды [4].

Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.02.201 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», микропредприятием в России признается предприятие, средняя численность работников которого не превышает 15 человек, а доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей [5].

Согласно данным предоставленным федеральной службой государственной статистики на 2013 год в Российской Федерации насчитывалось 1 млн 700 тыс. микропредприятий, на которых было занято 4,6 млн сотрудников. На основании же обновленных статистических данных, по состоянию на май 2014 года число микропредприятий увеличилось и теперь составляет 1 млн 800 тыс. предприятий, и в них работает 4,7 млн работников. То есть можно сделать вывод, что привлекательность предпринимательства в России постепенно возрастает и соответственно увеличивается число людей, занятых в микробизнесе. Представим данные основных показателей деятельности малых предприятий за 2012–2014 годы в табл. 1.

В Российской Федерации существуют два вида налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства: общий и специальный налоговые режимы.

Общий налоговый режим предусматривает уплату федеральных, региональных и местных налогов, а также уплату взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования.

Малое предпринимательство в основном используют специальные налоговые режимы. В зависимости от разных показателей предприятия, можно выбрать один либо несколько специальных налоговых режимов:

● система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

● упрощенная система налогообложения (УСН);

● единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

● патентная система налогообложения (ПСН) [3].

Чаще всего предприниматели выбирают УСН либо ЕНВД. Переход на другую систему налогообложения является добровольным, но существуют определенные для этого сроки. Данные о поступлениях от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 г. всего по РФ представим в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что наибольший удельный вес поступлений имеет упрощенная система налогообложения – больше половины всех налоговых поступлений от использования специальных налоговых режимов приходится именно на неё. Наименее популярными и привлекательными для налогоплательщиков являются патентная система и единый сельскохозяйственный налог. Непопулярность этих налоговых режимов можно объяснить недоработками и пробелами в законодательстве, а также недостаточной поддержкой и субсидированием данных сфер экономики [2].

Основные показатели деятельности малых предприятий за 2012–2014 годы

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью экономики России, поэтому для привлечения предпринимателей в малый бизнес государство разрабатывает более удобные и привлекательные системы налогообложения, чем для других форм хозяйствования. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства – одна из волнующих тем для начинающих бизнесменов.

Основные моменты и отличительные черты данного вида налогообложения раскроем далее.

Выбор формы налогового режима

Малому бизнесу предоставляется возможность самостоятельного выбора налогообложения, благодаря чему вновь создаваемые предприятия имеют комфортные и доступные условия для своего функционирования.

Малый бизнес, как и другой любой другой легальный бизнес, характеризует его универсальность. В малых предприятиях, так же как и в крупных, налоговые отчисления в казну государства имеют значительный удельный вес в финансовых потоках организации. Недосмотр этой стороны ведения бизнеса оборачивается для фирмы большими финансовыми потерями. Поэтому если Вы только начинаете работать или желаете оптимизировать свои расходы обратитесь к хорошему бухгалтеру ,а лучше станьте им сами.

Конечно, можно признать, что система налогов в РФ несовершенна, однако разумный подбор оптимального метода уплаты налогов вполне возможен.

На сегодняшний день, при создании малого предприятия есть возможность выбрать одну из нескольких действующих на данный момент налоговых систем, наиболее подходящую для планируемой деятельности компании.

Общий режим

Налогообложение предприятий всех форм собственности и видов по умолчанию устанавливается в виде общего режима – ОСНО. При данном режиме в обязанность предприятия входит ведение как бухгалтерского, так и налогового учета. Если организация работает на ОСНО, оно платит государству следующие налоги:

  • на добавленную стоимость,
  • на организации,
  • на прибыль (юридические лица),
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели).

Преимущества ОСНО

К преимуществам данной системы можно отнести:

  • возможность заниматься различными видами деятельности, при этом, не имея лимита на размер выручки;
  • возмещение из бюджета НДС по разным основаниям;
  • большая привлекательность для контрагентов за счет возмещения их НДС;
  • обладание любым количеством наемных работников и другие.

Недостатки ОСНО

К недостаткам общего режима можно отнести:

  • обязанность уплаты большого количества налогов,
  • обязанность предоставления в налоговые органы и прочие государственные организации большого количества отчетности,
  • сложная форма ведения доходов и расходов,
  • сбор и обязательное хранение всей документации, связанной с деятельностью предприятия и другие.

Малый бизнес в сельском хозяйстве

Предприниматели, в деятельность которых входит только производство сельскохозяйственной продукции, и которые не перерабатывают ее, имеют возможность работать по системе ЕСХН.

В этом случае сбор налогов с малого бизнеса намного упрощается, так как организация вправе не уплачивать в казну следующие виды налогов:

  • на прибыль (юридические лица);
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели);
  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

В том случае, если фирма хочет работать на данном режиме, ей необходимо показать удельный вес всего дохода от продажи произведенной продукции в общей выручке от реализации, причем его доля должна превышать 70% .

Отчетность сдается каждое полугодие, налоговым периодом является один год. Поэтому следует помнить, что перейдя на ЕСХН невозможно поменять режим налогообложения до окончания налогового года. Впрочем, при иных системах смена режима также затруднена и производится лишь с начала года. Причем, заявление на смену формы налоговых сборов необходимо подать заблаговременно в строго определенный период.

Патентная система налогообложения

Ранее малый бизнес имел право применять упрощенную систему налогов, платежи которого рассчитывались на основе патента. Сегодня положения законодательства существенно поменялись – с 2013 года введен новый самостоятельный режим – патентная система налогообложения. Поэтому сейчас особенности налогообложения малого бизнеса в части оплаты стоимости патента дифференцированы от налогообложения субъектов предпринимательства, работающих на других режимах, так как по новой системе необходимо уплатить только лишь стоимость патента.

Общая сумма патента рассчитывается по ставке 6% от предполагаемого годового дохода компании. Однако следует знать, что его теперь нельзя уменьшить как ранее, на сумму страховых взносов, выплаченных по обязательному страхованию.

Применение данного режима возможно только для индивидуальных предпринимателей. Помимо этого, патентное налогообложение применяется только при определенных видах деятельности – в законе их указано 69 и этот список окончательный. Следует помнить, что при покупке патента на срок меньше чем 6 месяцев , полную его стоимость необходимо оплатить в срок до 25 числа месяца после начала его действия. При большем сроке действия патента можно сначала оплатить его треть, а остальные две трети ближе к концу окончания срока его действия – но не позже чем за 30 дней до его прекращения.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

Налоги для субъектов малого предпринимательства значительно изменилось в 2013 году. С этого года, а также и теперь, переход на единый налог на вмененный доход стал добровольным. Также подвергся изменению и расчет ЕНВД – теперь он рассчитывается, начиная со дня постановки на учет, исходя из количества дней, которые были отработаны фактически в данном месяце.

Рассчитывается он по формуле, куда входит величина базовой доходности, установленная субъектом федерации, коэффициенты, которые зависят от специфики работы предприятия и ставка налога. Быстро посчитать и оплатить налог помогут онлайн сервисы.

Предельный расчет количества наемного персонала рассчитывается не как ранее, а от средней численности рабочей силы. Число работников, как и ранее должно быть не более 100.

Преимущества ЕНВД

Налогообложение деятельности предприятия по ЕНВД имеет следующие преимущества:

  • освобождению от уплаты следующих налогов:
  • на прибыль (юридические лица);
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели);
  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

Как уже было отмечено ранее, по вышеуказанным налогам требуется ведение достаточно сложного бухгалтерского и налогового учета. Соответственно, замена указанного ряда налоговых выплат намного упрощает ведение учета и сокращает документооборот.

  • несложность расчета налога;
  • фиксированная сумма налога;
  • налог, который не зависит от реальной выручки предприятия, позволяет легально вести бизнес с различными оборотами без страха перед налоговыми органами;
  • легкость ведения простота учета доходов и расходов.

Недостатки ЕВНД

Особенности сбора налогов с субъектов малого предпринимательства включают возможность совмещения разных режимом налогообложения и эта, казалось бы, благоприятная возможность, при ЕНВД оборачивается значительным недостатком.

В этом случае многопрофильные предприятия обязаны вести по всем видам деятельности раздельный учет, что значительно увеличивает трудозатраты, так как требуется более детальный учет аналитики. Соответственно и увеличивается число уплачиваемых в бюджет налогов.

К недостаткам данного режима можно отнести и следующие:

  • обязательная уплата фиксированной суммы, при отсутствии необходимой выручки может принести убыток предприятию;
  • налогообложение малого бизнеса в России несовершенно, поэтому наблюдается путаница в исчислении ЕНВД в регионах.

Упрощённая система (УСН)

Наиболее распространенным налоговым режимом является так называемая «упрощенка». Как и прочие специальные режимы налогообложения, УСН используется малыми предприятиями на добровольной основе. Но опять же, в налоговом законодательстве есть ряд ограничений для применения в УСН.

Кто не может применять УСН? Итак, к ним относятся:

  • фирмы, которые имеют доход за 9 месяцев более чем 15 000 000 рублей;
  • предприятия, которые в течение года заработали более 20 000 000 рублей;
  • количество наемного персонала не должно быть более 100 человек;
  • стоимость имущества должна быть более 100 000 000 рублей.

Плюсы УСН

Соответственно, как при прочих специальных режимах при УСН предприятие вправе не платить следующие налоги:

  • на прибыль (юридические лица);
  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели);
  • на имущество;
  • на добавленную стоимость.

Указанные налоговые платежи заменяются одним, расчет которого выбирается по желанию предприятия.

Минусы УСН

Ни один налоговый режим не может быть идеальным для ведения бизнеса. Поэтому и у популярной на данный момент упрощенной системы есть тоже недостатки:

  • потеря контрагентов из-за невозможности возмещения НДС и бюджета, который предприятия на УСН не уплачивают;
  • ограничения по кругу субъектов, которые имею право на выбор УСН;
  • значительно ограниченный перечень расходов по сравнению с ОСНО при расчете налоговой базы;
  • обязанность уплаты минимального налога даже при убыточности предприятия.

Таким образом, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства не всегда может быть выгодна для развития бизнеса.

Особенности упрощенного режима

Налогообложение субъектов малого бизнеса по упрощенной системе осуществляется по двум объектам.

Первый – это общий доход предприятия. Налоговый платеж в этом случае составляет 6% от суммы дохода.

Второй – разница между доходами и расходами. В этом случае налоговая нагрузка составит 15% от полученной разницы.

Предприниматели вправе выбрать любой из этих объектов для налогообложения, однако прежде необходимо посчитать затрать предприятии. Чтобы выяснить, какой объект выгоднее для организации.

Замена основных налогов единственным не освобождает представителей малого бизнеса от других обязанностей перед государством, таких как:

  • регулярное предоставление налоговой и статистической отчетности;
  • оплата прочих налогов, зависящих от ведения бизнеса: за использование водных ресурсов, за добычу полезных ископаемых и т.д.;
  • оплата акцизов в том случае, если предприниматель реализует подакцизные товары;
  • оплата прочих сборов, таких как отчисления и взносы во внебюджетные фонды – ПФР, ФСС. Так, если частный предприниматель уплачивает за себя в пенсионный фонд фиксированную суммы один раз в год, то за своих работников он должен производить отчисления ежемесячно.

Оптимизация налогообложения

Конечно же, система налогообложения малого бизнеса значительно проще, чем в прочих сферах предпринимательства, однако без тщательной работы над выбором режима можно привести свою компанию к гибели. Поэтому для снижения налоговых выплат рекомендуется применять различные методы и способы для их оптимизации.

Налоговую нагрузку вполне реально рассчитать еще до открытия своего предприятия, поэтому высказывание о том, что огромные налоги неожиданно подкосили бизнес, несерьезны. При правильно составленном бизнес-плане налоги станут стабильными для бизнеса.

В том случае, если предприятие уже работает, выходом из запутанной ситуации станет налоговое планирование, при котором обязательно своевременное отслеживание всех изменений в законодательстве.

Проблемы налогообложения предприятий заключены, прежде всего, в отсутствии высококлассных специалистов, стоимость работы которых достаточно высока. На подобные издержки предприниматели часто не желают тратить свои доходы. В результате складывается противоположная ситуация – высокие налоговые платежи и штрафы снижают эффективность ведения бизнеса. Поэтому, чтобы получать высокую прибыль, следует уделять внимание оптимизации налогообложения предприятия и привлекать для этого профессионалов: или в штат, или работать со специалистами на аутсортинге (договор со сторонней компанией).

Только в этом случае оптимизация налогообложения малого бизнеса максимально приблизит предприятие к успеху.

К системам налогообложения, которые наиболее характерны для субъектов малого предпринимательства можно отнести общую систему налогообложения (далее ОСНО), упрощенную систему (далее УСН) и система в виде единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД).

Работать по ОСНО наиболее выгодно не малым предприятиям, а компаниям среднего и крупного бизнеса, которые работают с покупателями, которые также являются плательщиками ОСНО и уплачивающими НДС [1]. В этом случае, они имеют возможность уменьшить налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет на сумму налога по приобретенным товарам, работам, услугам и сохранить список лояльных клиентов. ОСНО, как правило, дает наибольшую налоговую нагрузку на бизнес и в связи с этим субъекты малого предпринимательства могут рассмотреть в качестве альтернативного варианта специальные налоговые режимы

Упрощенная система налогообложения – наиболее выгодный режим для субъектов малого предпринимательства, не случайно она и самая распространенная. Преимущество данной системы налогообложения заключается в том, что организация платит единый налог, который заменяет уплату налога на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций за исключением налога, уплачиваемого с кадастровой стоимости недвижимого имущества [2].

Применение упрощенной системы налогообложения, вне зависимости от выбранного объекта налогообложения, оптимально для малого бизнеса, если покупатели и заказчики организации также не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. Наиболее положительным аспектом этого специального налогового режима является наиболее низкая, по сравнению с общим режимом налогообложения, налоговой нагрузка. В частности, производится уплата только единого налога, что снижает и временные затраты на подготовку налоговой отчетности. Единый налог заменяет уплату основных налогов, который уплачиваются плательщиками общего режима налогообложения. Такие налоги являются основными и существенными, которые в совокупности уплачиваемых налогов могут занимать значительную долю. Налоги, которые не уплачиваются юридическими лицами при упрощенной системе налогообложения, представлены в Табл.1. Также необходимо отметить, что периодичность предоставлении налоговой декларации по единому налогу, только по итогам налогового периода, которой составляет календарный год. Введение обязанности уплачивать налог на имущество организаций с кадастровой стоимости, не уменьшит привлекательность этого режима налогообложения [3].

Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения

Организация (юридическое лицо)

Налог на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость

Налог на имущество, за исключением налога, уплачиваемого с кадастровой стоимости недвижимого имущества

Еще одна система налогообложения, которая будет рассмотрена в данной работе – специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. По нашему мнению, одно из самых главных преимуществ рассматриваемой системы налогообложения — фиксированная сумма базовой доходности, которая фактически не зависит от реальных доходов и расходов организации. Также эта система имеет достаточно весомый недостаток, который приводит к тому, что не все заинтересованные компании, не во всех субъектах Российской Федерации имеют возможность ее применять. В частности, местные власти и муниципальные органы принимают решение о примени этого режима налогообложения в конкретном муниципальном округе или на территории всего субъекта Российской Федерации.

В результате исследования можно сделать выводы, что по итогам 2015 г. количество компаний, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства должно увеличиться. Это можно рассматривать как положительный аспект, поскольку возрастет количество компаний, которые могут получить доступ к федеральным и региональным льготам по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Тем не менее, количество компаний малого и среднего бизнеса на душу населения достаточно низок по сравнению с экономически развитыми странами. Также необходимо отметить тот аспект, что деятельность малого и среднего бизнеса в крайне низкой доле, связана с инновационными проектами, производством и другими направлениями, которые могли бы положительно повлиять на увеличение ВВП и развитие экономики страны в целом.

Для субъектов малого предпринимательства наиболее привлекательными являются специальные режимы налогообложения, так как при применении общего режима налогообложения хозяйствующему субъекту придется предоставлять достаточно большой объем отчетности и уплачивать наибольший объем совокупности уплачиваемых налогов, а это, по нашему мнению, приведет к увеличению затрат на управление бизнесом. Также необходимо отметить, что после уплаты всех налогов субъект малого предпринимательства может утратить операционную способность, что приведет к снижению оборотов и отсутствию возможности развития бизнеса. Поэтому, в основном, малые предприятия в большей степени отдают своё предпочтение специальным налоговым режимам. Общий режим налогообложения, преимущественно выбирают субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых наибольшей долей клиентской базы являются плательщики налога на добавленную стоимость.

Также можно сделать вывод, что вне зависимости от системы налогообложения, организационно-правовой формы, видов деятельности малые предприятия обязаны вести учет по плану счетов и принципу двойной записи, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Какие льготы применять - зависит от множества аспектов, но прежде всего от выбранной системы налогообложения.

1. Морозова Т.В. Некоторые аспекты выбора общего режима налогообложения и учета налогов малыми предприятиями // Новый университет серия «Экономика и право» - 2015 - № 5 (51). С. 39-46.

2. Галайда А.М. Достоверность бухгалтерского и налогового учета // Транспортное дело России. – 2012 - № 6-1. С. 257-258.

3. Морозова Т.В., Сафонова Э.Г. Особенности разработки учетной политики малыми предприятиями при упрощенной системе налогообложения. // Дискуссия. – 2014 - № 9 (50). С. 59-63.

Читайте также: