Аналитическая записка о поступлении налоговых платежей

Опубликовано: 21.09.2024

Аналитическая записка составляется в тех случаях, когда руководству предприятия или организации требуется анализ какой-либо нестандартной, сложной или даже кризисной ситуации. От аналитического отчета этот вид документации отличается тем, что в нем не только описывается сложившаяся проблема и анализируются ее причины, но и приводятся варианты развития событий, а также предлагаются пути решения.

Для чего нужна аналитическая записка

Обычно цель создания записки –

  • предотвращение аналогичных проблемных ситуаций,
  • грамотное планирование расходов компании в будущем,
  • повышение производительности труда,
  • улучшение контроля за теми или иными направлениями бизнеса.

Документ может служить большим подспорьем при определении дальнейшего курса развития компании.

Иногда аналитические записки используются при проведений презентаций, семинаров, совещаний и пр. внутрикорпоративных мероприятий.

В некоторых случаях данный документ может стать доказательством при судебных разбирательствах, поэтому относится к его составлению необходимо крайне внимательно и со всей ответственностью.

Кто составляет аналитическую записку

Обычно обязанность по составлению аналитической записки входит в компетенцию сотрудников специализированного отдела аналитики или специалиста структурного подразделения, осведомленного о проблеме. В любом случае, лицо, составляющее аналитическую записку должно быть компетентным и в полной мере владеть всей необходимой информацией по рассматриваемой в записке проблеме. Не лишним является и привлечение к ее разработке сотрудников других отделов и структурных подразделений, которые могут дополнить аналитику какими-то своими немаловажными данными.

Правила составления аналитической записки

Стандартного, унифицированного образца документа нет, поэтому написана записка может быть в произвольной форме. Некоторые организации, особенно достаточно крупные, разрабатывают собственный шаблон документа, исходя из своих потребностей, хотя чаще всего все же используется свободная подача. Однако независимо от того, какой вариант применяется, структура аналитической записки всегда примерно одинакова.

В начале документа указывается

  • его номер по внутреннему документообороту,
  • дата составления,
  • адресат: это обычно руководитель организации,
  • а также автор записки, занимавшийся проведением анализа.

Затем идет описательная часть, в которую включаются

  • суть проблемы,
  • ее причины и последствия,
  • рекомендации для предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем,
  • делаются выводы.

Все сведения должны быть аргументированы и доказательны, детали, имеющие значения для подведения итогов нужно также обязательно указывать в документе.

Как правило, в записке анализируется одна проблема, но если она сложная, то ее можно разделить на несколько параграфов или пунктов, каждый из которых проанализировать по отдельности, а в конце подвести общий результат.

При составлении текста записки следует избегать специальной терминологии, понятной лишь узкому кругу специалистов, при необходимости надо стараться подбирать к таким словам и выражениям общепринятые синонимы и понятия. В крайнем случае, к терминам следует делать специальные разъясняющие их значение сноски.

Если к аналитической записке прикладываются дополнительные документы (фотографии, акты, договоры, накладные, счета, расчеты и т.д.), это необходимо также отразить в ее содержании.

В конце аналитическая записка обязательно должна быть подписана составителем.

Образец аналитической записки

Правила оформления и регистрации аналитической записки

Записка составляется в двух экземплярах, один из которых передается руководителю для ознакомления с проблемой и принятий решений по дальнейшим действиям, а второй остается в структурном подразделении (на всякий случай).

Писать документ можно как от руки, так и печатать на компьютере. Первый вариант в настоящее время используется крайне редко, чаще всего записки оформляются в печатном виде. Во многом это связано еще и с тем, что часто при оставлении записки используются различные таблицы, графики, схемы, диаграммы и чертежи – в специальных компьютерных программах рисовать их гораздо удобнее и быстрее (их, кстати, для наглядности и более выраженного эффекта, лучше всего оформлять в цвете).

Объем аналитической записки никак не ограничен – иногда он может достигать нескольких страниц, но считается, что их количество не должно превышать 6-7 листов. При этом, если документ многостраничный, его надо скреплять специальным образом при помощи крепкой нити, помещать в плотную обложку или заказывать переплет в типографии.

Регистрировать аналитическую записку не обязательно, но если в компании ведется контроль за движением внутренних документов (служебных, докладных записок, актов и т.д.), то, конечно, зарегистрировать ее стоит.

Документ может носить как единичный характер, так и применяться на регулярной основе (например, при формировании ежеквартальной или ежегодной отчетности).

Нужно ли заверять аналитическую записку

Обычно после составления записка передается руководителю структурного подразделения или другому сотруднику, способному на уровне эксперта оценить работу, выявить ошибки и дать профессиональные комментарии к ней. Только после его утверждения документ уходит на ознакомление высшему должностному лицу предприятия для передачи картины по проблеме и формирования дальнейших перспектив.

Если в записке найдены ошибки и неточности

Случается, что иногда после составления записки обнаруживаются новые сведения, которые могут кардинально поменять информацию и выводы, приведенные в ней. В этом случае нужно

  • по возможности внести в электронную версию записки все необходимые исправления и изменения и распечатать документ уже с ними
  • или пометить неточности в тексте специальными значками и дать к ним комментарии и разъяснения в отдельном приложении.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 января 1993 года N ИЛ-6-06/46

О подготовке аналитических записок о ходе поступления
налогов и функционировании налоговой системы

В целях совершенствования порядка подготовки аналитических записок о ходе поступления основных видов налогов и других обязательных платежей, обеспечения более глубокого их содержания, а также для упрощения процесса обобщения подготавливаемых материалов в порядок, установленный письмом от 23.07.92 N ИЛ-6-13/237, вносятся следующие изменения.

Аналитические записки за год подготавливаются и направляются в адрес Госналогслужбы России/Управление учета, отчетности и анализа/ к 1 февраля 1992 года и далее ежеквартально не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Представляемые материалы должны быть систематизированы в следующие разделы.

В первом разделе записки дается краткая характеристика количественного и качественного состава налогоплательщиков, изменения числа, а также достоверности и полноты их учета. При этом особое внимание обращается на увеличение числа предприятий (организаций) негосударственного сектора экономики и его влияния на общий размер поступлений налогов и платежей.

Далее необходимо кратко (укрупненно) охарактеризовать общеэкономическую ситуацию в регионе, обобщенно раскрыть основные факторы, определившие уровень налоговых сборов за отчетный период. В этом же разделе надо проанализировать изменение структуры общих поступлений, показать за счет каких видов налоговых сборов они произошли и по какой причине.

Во втором разделе должны быть более подробно освещены данные о поступлении каждого из четырех основных видов налогов и платежей: налога на добавленную стоимость, налога на прибыль (доходы), подоходного налога с физических лиц, платежей за пользование недрами и природными ресурсами.

Здесь следует отразить уровень и масштабы налогооблагаемой базы по этим налогам, раскрыть причины отклонения поступлений соответствующего налога от этой базы и данных, предусмотренных в бюджетном послании. Более подробно показать влияние отдельных факторов на поступление того или иного вида налога и проиллюстрировать конкретными примерами по крупным налогоплательщикам, используя данные:

- о динамике дебиторской и кредиторской задолженности;

- о соотношении между объемами производства и реализации, выручкой от реализации продукции и прибылью;

- о влиянии изменения уровня цен на объемы производства и налоговых поступлений;

- о предоставляемых льготах по указанным видам налогов, правильности их предоставления с учетом целевого использования налогоплательщиками, оценить сумму снижения поступлений в бюджеты в связи с применением установленных льгот.

В третьем разделе записки должна содержаться информация о поступлении местных налогов, их структуре и использовании администрацией региона предоставленных ей прав в этом вопросе. Их целевое действие, какие отношения регулируются через те или иные налоги и сборы.

В четвертом разделе необходимо охарактеризовать, размеры и динамику недоимки по платежам в бюджет, указать причины ее образования. Привести факты систематической задержки в расчетах с бюджетом по отдельным налогоплательщикам и проанализировать размеры отсроченных платежей в увязке с финансовым состоянием налогоплательщиков.

В отдельном разделе должна быть систематизирована информация, характеризующая работу банков и кредитных учреждений по своевременному и правильному перечислению налогов в бюджет и соблюдению законодательства в части информирования налоговых органов об открытии счетов налогоплательщикам и пр.

Шестой раздел записки должен содержать информацию о результатах контрольной работы налоговых органов, а также примеры характерных нарушений в порядке исчисления и уплаты налогов. Особое внимание необходимо обратить на случаи уклонения от налогов и сокрытия доходов, факты выявления незарегистрированных в налоговых органах предприятий и организаций. Привести обобщенные (расчетные) данные и оценки потерь налогов.

Седьмой раздел следует посвятить предложениям по совершенствованию порядка взимания налогов, внесению необходимых для этого изменений в налоговое законодательство и организацию деятельности налоговых органов всех уровней.

В процессе подготовки аналитической записки необходимо использовать статистические данные для характеристики общеэкономической ситуации в регионе, а также информацию банковских и финансовых органов.

Все показатели, приведенные в пояснительной записке, следует, по возможности, сопоставить с аналогичными показателями за предыдущий период. В аналитических записках по итогам квартала должна присутствовать информация, характеризующая поступления налогов и платежей по месяцам (для года - по кварталам).

Обращаем внимание на необходимость строгого соблюдения предложено структуры записки. Другие, важные по мнению налоговых инспекций вопросы, которые следовало бы довести до Госналогслужбы, просьба сосредоточить в отдельном разделе.

Указанный порядок представления аналитического материала региональными налоговыми органами в адрес Госналогслужбы Российской Федерации вводится начиная с отчета за 1992 год.

Вместе с аналитической запиской представляется Расчет налогооблагаемой базы по основным видам налогов и платежей. При этом по итогам за 1992 год Расчет направляется 2 раза: к 1 февраля с.г. по предварительным данным вместе с запиской и 20 марта - по уточненным данным (записка не представляется). Предварительный расчет за 1992 год составляется в соответствии с Указаниями Госналогслужбы РФ от 23.07.92 N ИЛ-6-13/237 и от 9.10.92 N ВЗ-6-13/346, а начиная с уточненного расчета за прошедший год вводится новый порядок исчисления налогооблагаемой базы, о котором будет сообщено дополнительно.

Руководитель Государственной
налоговой службы РФ И. Н. Лазарев

Тип документа: Справка

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 9,1 кб

Бланк документа

Утверждено Приказом ФНС России от 20 октября 2006 г. N САЭ-3-10/721@ (с изм., внесенными Приказом ФНС РФ от 25.01.2007 N САЭ-3-10/21@)

ОТЧЕТНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

  • Справка: образцы (Полный перечень документов)
  • Поиск по фразе «Справка» по всему сайту
  • «Аналитическая справка об ожидаемом поступлении в федеральный бюджет доходов, администрируемых налоговыми органами. Форма N 1-ОНС».doc
  • Аналитическая справка об эффективности действия льгот по уплате местных налогов, сборов и иных платежей, поступающих в местный бюджет сельского поселения Радужное Коломенского муниципального района (в тыс. руб.)
  • Аналитическая справка об эффективности действия льгот по уплате местных налогов, сборов и иных платежей, поступающих в местный бюджет городского поселения Мытищи Мытищинского района Московской области
  • Аналитическая справка об эффективности действия льгот по уплате местных налогов, сборов и иных платежей, поступающих в местный бюджет Мытищинского муниципального района Московской области
  • Аналитическая справка об эффективности действия льгот по уплате местных налогов, сборов и иных платежей, поступающих в местный бюджет Коломенского муниципального района
  • Аналитическая справка (информационная карта) о результатах, достигнутых учителем Московской области
  • Биографическая справка с краткой характеристикой деловых и личностных качеств кандидата в кадровый резерв (примерная форма)
  • Выписка из реестра акционеров (справка об основных участниках)
  • Заверенные подписью ответственного (уполномоченного) должностного лица префектуры архивные справки
  • Заключение-справка по участию стажера-аудитора в аудиторской проверке соответствия объекта экоаудита действующим природоохранным нормам, правилам, требованиям (рекомендуемая форма)
  • Заявка (сводная справка-расчет) на получение финансовой поддержки из средств федерального бюджета 2007 года на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в целях реализации инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой (приложение к типовому соглашению о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам)
  • Скачано документов

Занесено в базу

Внесены исправления в

  • Договоры
  • Все документы
  • Агентский договор
  • Договор аренды
    • Договор аренды жилого помещения
    • Договор аренды нежилого помещения
    • Договор аренды транспортного средства
    • Договор аренды имущества
    • Договор аренды земельного участка
    • Договор аренды предприятия
  • Договор банковского вклада
  • Договор банковского счёта
  • Договор банковской гарантии
  • Брачный договор
  • Договор безвозмездного пользования
  • Договор дарения
  • Договор задатка
  • Договор займа
  • Договор залога
  • Защита авторских прав
  • Защита прав собственности
  • Договор доверительного управления
  • Договор комиссии
  • Договор кредита
  • Договор купли-продажи
    • Договор купли-продажи транспортного средства
    • Договор купли-продажи имущества
    • Договор купли-продажи недвижимости
    • Договор купли-продажи земельного участка
    • Договор купли-продажи валюты и ценных бумаг
  • Договор лизинга
  • Договор мены
  • Договор на оказание услуг
  • Договор перевозки
  • Договор подряда
    • Договор бытового подряда
    • Договор строительного подряда
  • Договор поручения
  • Договор поручительства
  • Договор поставки
  • Договор бытового проката
  • Договор пожизненной ренты
  • Договор о совместной деятельности
  • Договор страхования
  • Трудовой договор
  • Договор уступки права требования
  • Учредительные договоры
  • Договор франчайзинга
  • Договор хранения
  • Акт
  • Анкета
  • Ведомость
  • Выписка
  • График
  • Данные
  • Декларация
  • Доверенность
  • Договор
  • Жалоба
  • Журнал
  • Задание
  • Заключение
  • Записка
  • Запрос
  • Заявка
  • Заявление
  • Исковое
  • Извещение
  • Инструкция
  • Информация
  • Карта
  • Карточка
  • Книга
  • Контракт
  • Опись
  • Отчет
  • Паспорт
  • Перечень
  • Письмо
  • План
  • Показатели
  • Положение
  • Постановление
  • Предложение
  • Представление
  • Претензия
  • Приказ
  • Протокол
  • Разное
  • Разрешение
  • Расписка
  • Распоряжение
  • Расчет
  • Реестр
  • Резюме
  • Решение
  • Сведения
  • Свидетельство
  • Сертификат
  • Смета
  • Соглашение
  • Сообщение
  • Список
  • Справка
  • Таблица
  • Требования
  • Уведомление
  • Удостоверение
  • Устав
  • Характеристика
  • Ходатайство

Мы должны быть ничем, но мы хотим стать всем. (И. Гёте)

  • Типовые договоры
  • Образцы документов
  • Политика конфиденциальности
  • Обратная связь

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

За восемь месяцев этого года поступления администрируемых службой доходов в консолидированный бюджет за восемь месяцев 2020 года составили: налог на прибыль - 2,7 трлн рублей, НДС - 2,6 трлн рублей, НДФЛ - 2,5 трлн рублей, НДПИ - 2,6 трлн рублей. При этом поступления по ненефтегазовым доходам за этот период снизились на 2,6%. По НДС они сохраняются почти на уровне прошлого года - поступило 2,6 трлн рублей, что на 1,4% меньше.

Открывая заседание, глава ФНС России Даниил Егоров отметил, что за этот период из-за пандемии и введенных в связи с ней ограничений сильно изменилась среда, в которой работает ведомство, но служба адаптировалась к новым условиям и в полной мере осуществляет свои функции. "Несмотря на ряд ограничений в администрировании по контрольной и судебной работе, задолженности, динамика поступлений налогов сохранилась на соответствующем уровне", - сообщил он.

Одновременно с постепенной отменой ограничительных мер и восстановлением бизнес-активности начал постепенно сокращаться разрыв между динамикой поступлений текущего и прошлого годов. По итогам января-августа поступления снизились на 12% и составили 13,2 трлн рублей, тогда как в июне и августе - на 17 и 14% соответственно. Поступления в федеральный бюджет составили 5,36 трлн рублей.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, страховые взносы демонстрируют положительную динамику - поступило 4,56 трлн рублей - на 2% больше, чем в прошлом году, а по НДФЛ - 2,5 трлн рублей с 2,6% роста. При этом поступления НДФЛ отражают постепенное восстановление уровня доходов граждан. Так, в апреле и мае они снизились на 19% и 14%. С июня же фиксируется рост поступлений: в июне - на 2,8%, в июле - на 6,1%, в августе - на 14,5%.

О восстановлении деловой активности также свидетельствуют данные АСК ККТ. Начала восстанавливаться выручка: в июле + 3,7% по сравнению с мартом, а в августе + 4%.

С учетом моратория на проведение проверок во II квартале 2020 года за I полугодие 2020 года их количество снизилось на 65%: с 4,9 до 1,7 тыс. Сумма поступлений по контрольно-аналитической работе снизилась на 15% - до 135 млрд рублей. При этом поступления по аналитической работе выросли на 4,5% - до 64 млрд рублей. 48% от них были уплачены вне рамок налоговых проверок - плательщики уточнились добровольно.

В связи с пандемией было приостановлено взыскание задолженности, что сказалось на росте долга на сумму более 300 млрд рублей. Показатель DTI незначительно вырос, по сравнению с 6,1% на 1 января 2020 года, составив 7,5% на 1 августа. "За счет этой меры удалось обеспечить почти полностью бесконфликтные отношения с налогоплательщиками в период активной фазы ограничений деловой активности. Приоритет был отдан мягким мерам урегулирования долга", - подчеркнул Даниил Егоров.

Руководитель ФНС России также рассказал о других мерах поддержки, которые были оказаны налогоплательщикам в связи с пандемией. Так, 2,2 млн компаний с 7,5 млн работников получили субсидии на сохранение численности работающего персонала - 90,9 млрд рублей. 293 тыс. компаний с 1 млн сотрудников получили 11,6 млрд рублей субсидий на дезинфекцию и профилактику. 2 млн субъектов МСП из пострадавших отраслей и социально ориентированных некоммерческих организаций были освобождены от уплаты налогов и взносов за II квартал 2020 года - на 75 млрд рублей по уже поданным декларациям. Компаниям были предоставлены отсрочки на 30 млрд рублей, а рассрочки - на сумму более 25 млрд рублей.

Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Для оперативного взаимодействия с бизнесом, мониторинга экономики и доходов бюджета были созданы ситуационные центры. В них поступило более 20 тыс. обращений. Эта информация позволила правительству выработать необходимые решения по поддержке налогоплательщиков.

Урегулировать вопросы о предоставлении рассрочек и отсрочек помогли долговые центры. Адресно взаимодействуя с налогоплательщиками, попавшими в сложную финансовую ситуацию, специалисты помогают им урегулировать задолженность и уплатить налоги по согласованному графику. С апреля 2019 года долговые центры работают в Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Башкортостан, Удмуртской Республике и Приморском крае. Даниил Егоров сообщил, что после 1 октября 2020 года такие центры будут созданы еще в девяти регионах.

В условиях режима ограничений количество рассмотренных жалоб по налоговым спорам снизилось на 17,2%. При этом была организована система ежедневного сбора информации о любых обращениях, связанных с вопросами предоставления мер государственной поддержки. "Полученная информация использовалась для решения вопросов об изменении отдельных параметров и правил мер поддержки в режиме онлайн. В дальнейшем мы используем этот опыт при решении ключевой задачи досудебного блока - развитии обратной связи с источником возникновения спора", - отметил глава ФНС.

Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Он также рассказал о развитии ЕГР ЗАГС, куда из региональных информационных систем было загружено более 77 млн записей всех типов, зарегистрированных в 2006-2018 гг. Это составляет 99,94 % от планового показателя конвертации, установленного Минюстом России. Также к системе в полном объеме были подключены органы соцзащиты населения субъектов РФ для выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Они могут запрашивать необходимые сведения в режиме "запрос-ответ" через СМЭВ.

В завершение Даниил Егоров напомнил, что ЕНВД прекращает действовать с 1 января 2021 года. Подавать заявление о прекращении применения этого режима не нужно - плательщики будут автоматически сняты с учета. Однако до конца 2020 года им следует выбрать альтернативный налоговый режим. Если организация или предприниматель не сделают этого самостоятельно, то будут переведены на общий режим налогообложения. Выбрать наиболее подходящий режим поможет специальный сервис на сайте ФНС России.

"Налоговый вестник", N 5, 2000

Важнейшее практическое значение имеет в работе МНС России анализ поступлений налоговых платежей и задолженности в бюджетную систему страны на основе налоговой статистики с учетом тенденций развития макроэкономической ситуации, а также воздействия отраслевых и региональных факторов.

Анализ ситуации с поступлением налогов в региональном разрезе основывается на ежеквартально представляемых Управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации аналитических записках о ходе поступления налогов и функционировании налоговой системы, а также о контрольной работе, проводимой налоговыми органами.

Существующая форма данных записок регламентирована Письмом Госналогслужбы России от 25.01.1993 N ИЛ-6-13/46 и с тех пор практически не претерпела изменений. Между тем, по мнению специалистов налоговых органов, существующий порядок подготовки аналитических записок устарел, и возникла необходимость в его доработке.

В этом плане показательно мнение Управления МНС России по г. Санкт - Петербургу и Ленинградской области: ". за весь последующий период, начиная с отчета за 1993 г., мы не получали дополнительных указаний по изменению содержания и направленности излагаемых вопросов, оценке фактической востребованности в практической работе специалистами МНС России. В подготовке аналитической записки "О ходе поступления налогов и функционировании налоговой системы Санкт - Петербурга" участвуют все инспекции МНС России по районам города. Подготовка записки очень трудоемка. В связи с этим просим откорректировать порядок подготовки аналитических записок с учетом изменений законодательных, методологических, организационных требований в системе налогообложения".

Высказываются предложения об установлении периодичности представления аналитических записок "О ходе поступления налогов и функционировании налоговой системы" один раз в год вместо ежеквартальной. По мнению Управления МНС России по г. Москве, "составление отчета ф.5-НБН по годовым балансам позволит получить максимально достоверную информацию о налоговой базе. На ее основе и данных, характеризующих общеэкономическую ситуацию (темпы инфляции, падения (роста) производства и т.п.), и учитывая изменения налогового законодательства, в течение текущего года можно производить оперативные прогнозные расчеты поступлений налогов на макроуровне. Наряду с этим следовало бы сократить число налогов, включенных в отчет. Среди них есть налоги, у которых база является случайной величиной или поступления по которым символические (налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, налог на имущество физических лиц, налог на игорный бизнес и т.п.)".

Отмечая практическую важность подготовки и использования указанных аналитических записок, следует отметить, что в настоящее время назрела необходимость разработки новых нестандартных подходов к работе в данном направлении. В частности, для оперативного реагирования на возникающие проблемы и принятия рациональных управленческих решений руководству МНС России необходима дополнительная информация о социально - экономическом положении субъектов Российской Федерации и его влиянии на налоговую базу.

Исходя из задачи полноты исполнения доходной части федерального бюджета, представляется целесообразным организовать работу по анализу системы показателей, связанных прежде всего с оценкой налогового потенциала и макроэкономической ситуации субъектов Российской Федерации, усилением контроля за финансовыми потоками в сфере деятельности "проблемных" налогоплательщиков и др. На основе подобного анализа также возможно осуществление систематического мониторинга и прогнозирование финансового состояния тех сфер экономической деятельности, в которых особенно значительны резервы налоговых поступлений (промышленно - финансовые группы, транснациональные структуры, холдинги, крупные корпорации; предприятия, занимающиеся производством и оборотом алкогольной продукции; финансово - банковские структуры; крупнейшие по масштабам своей деятельности предприятия общегосударственной значимости).

Оценка макроэкономической ситуации в субъектах Российской Федерации в сочетании с анализом поступлений налогов, тенденций развития налогооблагаемой базы и разработкой предложений по корректировке налогового законодательства создает предпосылки для повышения достоверности оценки налоговой базы субъектов Российской Федерации и своевременного и обоснованного составления бюджетов.

Таким образом, совершенствование методологического подхода к оценке налоговой базы является необходимым условием для установления напряженных, но реальных бюджетных заданий и должно быть поставлено на серьезную научную основу.

Поэтому важным шагом в направлении совершенствования вышеуказанных аналитических записок должно быть включение специального раздела по анализу налоговой базы региона.

В этом разделе особое внимание должно быть уделено комплексному анализу всех факторов, оказывающих влияние на формирование налоговой базы субъектов Российской Федерации и ее составляющих элементов по основным видам налогов - налогу на прибыль, НДС, подоходному налогу, акцизам. С позиций макроэкономического анализа должно быть выявлено влияние отдельных факторов на налоговую базу того или иного налога по следующим показателям:

  1. динамика объемов производства продукции промышленности и других отраслей народного хозяйства, доля продукции на экспорт;
  2. индекс цен;
  3. валовая прибыль;
  4. уровень оплаты труда;
  5. изменения количественного и качественного составов предприятий;
  6. другие факторы.

Необходимо оценить также суммарное снижение налоговой базы в связи с предоставлением установленных льгот. Все показатели следует сопоставлять с аналогичными показателями за предыдущий период.

На основе проведенного анализа и тенденций изменения налоговой базы и ее составляющих элементов раздел "Анализ налоговой базы региона" целесообразно завершить составлением прогноза поступлений налогов и сборов на последующий период:

Реализация обоснованных и реальных заданий по мобилизации налогов и сборов в федеральный бюджет зависит от решения проблем обеспечения роста инвестиционной активности и повышения хозяйственной активности в реальном секторе экономики субъектов Российской Федерации. В этой связи в предлагаемый раздел аналитической записки следует, по возможности, включить сведения о результативности и влиянии на налоговую базу принимаемых в регионе мер по повышению инновационной активности в реальном секторе экономики, росту эффективности производства, совершенствованию его структуры, прежде всего за счет технологического обновления имеющегося производственного потенциала, санации неэффективных видов производств. Именно эти процессы являются основой структурных преобразований, направленных на увеличение совокупного спроса в экономике, притока инвестиций и обеспечение устойчивого расширения налоговой базы и роста налоговых поступлений.

Учет и анализ факторов, отражающих количественные и качественные изменения происходящие в экономике регионов, должны облегчить выявление тенденций развития налоговой базы основных налогов - налога на прибыль, НДС, подоходного налога с физических лиц (их объем составляет свыше 70% от суммы поступлений в бюджеты).

В связи со смещением налогового бремени на потребительский сектор следует углубить анализ социальных индикаторов, характеризующих уровень жизни различных слоев населения России (среднедушевые денежные доходы различных групп населения, концентрация доходов у отдельных групп, доля налогов в доходах различных групп населения России и др.). Поэтому правомерно поставить вопрос о переносе центра тяжести налогового бремени в сторону преимущественно высокодоходных групп населения и их имущества.

По мнению директора Института экономики РАН академика Л.И. Абалкина, исходным пунктом преобразований в этой важнейшей сфере должна стать перестройка системы доходов населения . Справедливость данного тезиса подтверждается чрезвычайно низким уровнем доходов от оплаты труда в совокупных доходах населения России. В настоящее время доля заработной платы составляет около 40% всех доходов населения России (в 1990 г. - 74%), в то же время в развитых странах этот показатель несравненно выше (Япония - 69%, Финляндия - 68%, Швеция - 67%, Великобритания - 65%, Германия - 64%, Бельгия - 63%, Австрия - 62%, Нидерланды - 61%). Серьезную деформацию претерпела система льгот для населения - адресный характер носят лишь 20% от общей стоимости льгот, в то же время большую часть льгот получают богатые слои.

Абалкин Л.И. Социальные приоритеты и механизмы экономических преобразований в России. "Деньги и кредит". 1998, N 5.

Исследования, проведенные Институтом народно - хозяйственного прогнозирования РАН, показали, что еще в 1995 г. средняя доля налогов в доходах наиболее богатых слоев населения (примерно 15% всего населения России), составлявшая 6,3%, была ниже доли обязательных платежей и разнообразных взносов в денежных доходах населения в целом по Российской Федерации (6,7%). В 1997 г. 90% поступлений от подоходного налога было получено по минимальной ставке обложения 12%. По данным доктора экономических наук, профессора А.И. Динкевича, с группы беднейших были собраны все 100% налоговых сумм, тогда как с богатых - лишь 17%; в целом структура распределения доходов в России представляется весьма деформированной :

Динкевич А.И., Игнацкая М.А. Россия 90-х: системный кризис переходной экономики. "Деньги и кредит". 1998, N 8.

Высокая концентрация сбережений в трех последних группах указывает на потенциальный источник инвестиций и резерв повышения налоговых поступлений.

В этой связи следует упомянуть о зарубежной практике широкого использования прогрессивной шкалы ставок, дифференцированных в зависимости от величины дохода. Так, во Франции действуют 14 ставок обложения доходов. В США до 1987 г. также использовалась 14-разрядная шкала подоходного налога со ставками от 11 до 50%. При этом, максимальные ставки налога на доходы составляют в Швеции - 90%, ФРГ - 53%, Японии - 50%, Великобритании - 40%.

В 1996 г. в целом по России разрыв в доходах 20% получателей высших и низших доходов составил 1 : 13,8 (в бывшем СССР это соотношение было 1 : 4), что превышает аналогичный показатель по развитым капиталистическим странам (так, в Японии он составляет 1 : 4,3; в Швеции - 1 : 4,6; в США - 1 : 8,9; в Англии - 1 : 9,6). В то же время в г. Москве, где особенно значителен уровень поляризации общества по уровню доходов на душу населения, среднедушевые денежные доходы 20% группы населения с наибольшими доходами и 20% группы населения с наименьшими доходами отличались в 36 раз, в то время как разрыв в ставках налогообложения составлял 3 к 1. При этом следует иметь в виду, что наиболее состоятельные слои населения взамен денежных доходов имеют возможность получать также пакеты акций, различного рода недвижимость и др., что затрудняет объективное начисление подоходного налога. В первую очередь наиболее богатые слои населения, на руках у которых по данным Банка России хранится до 40 млрд долларов, должны делиться своими доходами с государством.

С этой точки зрения нельзя согласиться с мнением Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России) о том, что "обосновывая необходимость изменения налогов, налоговая служба выходит за пределы своей компетенции, поскольку выдвигает предложения, влияющие на всю экономику в целом" и далее - "информационной основы и надлежащего опыта для подготовки макроэкономических предложений у налоговой службы сегодня нет" . Как известно, опыт - дело наживное, а оздоровление финансовой системы страны и выявление потенциальных резервов повышения налоговых поступлений - объективное требование дня, стоящее перед всем экономическим блоком федеральных органов исполнительной власти.

Карпов П.А. Бой с тенью. "Эксперт". 7 декабря 1998, N 46.

Работа по совершенствованию методологического подхода к прогнозированию и анализу поступлений налоговых платежей - важнейший шаг на пути к созданию рациональной сбалансированной налоговой системы, способствующей повышению эффективности производства, финансовому оздоровлению экономики страны, устранению диспропорций, возникших в ходе структурной перестройки промышленности, ускорению научно - технического прогресса, созданию равновыгодных условий деятельности в различных секторах экономики, сдерживанию роста цен и инфляции.

Читайте также: