Акцизы в беларуси 2017

Опубликовано: 16.05.2024

Вы здесь: Главная
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 10. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
10.2. Акцизы

Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товара и в результате этого фактически оплачиваемые покупателем, хотя юридически их плательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие товары.

Согласно статье 109 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь, которые устанавливаются Советом Министров по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Налоговым кодексом Республики Беларусь определены объекты обложения акцизами и перечень товаров, облагаемых акцизами.

Объектами налогообложения акцизами признаются:

- подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;

- ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, Таможенный кодекс Республики Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение налогового обязательства по уплате акцизов;

- подакцизные товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Перечень подакцизных товаров предусмотрен ст. 111 НК:

- спирт этиловый ректификованный технический;

- алкогольная продукция: этиловый спирт, получаемый из пищевого сырья, алкогольные напитки (водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 и более процентов);

- непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

- пиво, пивной коктейль;

- слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, слабоалкогольные спиртованные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;

- дизельное и биодизельное топливо;

- газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

- масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

- микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704);

- пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

1) при реализации (передаче) произведенных (в том числе из давальческого сырья) плательщиком подакцизных товаров: как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки). В настоящее время в Республике Беларусь применяются только твердые (специфические) ставки.

Ставки акцизов определены в приложении 1 к НК.

Плательщики акцизов представляют налоговым органам по месту нахождения налоговые декларации (расчеты) о суммах акцизов, подлежащих уплате в бюджет, по установленной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

Сроки уплаты акцизов определены ст. 124 НК.

Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статья 123 НК определяет порядок осуществления налоговых вычетов. Все нормы данной статьи посвящены главным образом порядку налоговых вычетов при производстве новой продукции за счет материалов и продукции, приобретенных со стороны, которые уже облагались акцизами, а также другие подобные случаи.

С 1 апреля 1995 года Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1995 года №116 «О введении маркировки ввозимых в Республику Беларусь алкогольных и табачных изделий» (с изменениями от 18.12.1995 г. №499, от 25.03.1996 г. №120 и от 24.03.1997 г. №212)[1] была введена маркировка ввозимых на территорию республики алкогольных и табачных изделий. Документ регламентирует перечень товаров, не подлежащих маркировке. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28 февраля 2002 года № 28 «Об утверждении образцов акцизных марок с нумерацией для маркировки водок, ликеро-водочных и табачных изделий, производимых в Республике Беларусь и предназначенных для реализации на ее территории, и инструкций по контролю их подлинности»[2] были утверждены новые образцы акцизных марок. За реализацию, перевозку и хранение алкогольных и табачных изделий без нанесенных на них акцизных марок субъекты хозяйствования несут ответственность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.1996 г. № 45 «О государственном регулировании производства, реализации, хранения алкогольных и табачных изделий»[3].

Указ Президента Республики Беларусь от 16.08.1995 г. № 300 «Об уплате налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь» (с изменениями от 25.03.1996 г. № 120, от 10.03.1997 г. №6, от 20.11.1998 г. №554, от 23.04.1999 г. № 231 и от 26.07.2001 г. № 405)[4]регламентировал налогообложение при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь. Уплата акцизов на товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, производится до или в момент их таможенного оформления. Акцизы на товары, подлежащие маркировке, взимаются лишь в части, не покрытой суммой, вырученной от продажи использованных для маркировки товаров марок. После реализации товаров, на которые акцизы уплачены при ввозе на территорию Республики Беларусь, акцизы исчисляются исходя из установленных ставок и выручки от реализации товаров и уплачиваются в части, не покрытой суммой акцизов, уплаченных при ввозе товаров, включающей стоимость акцизных марок, использованных для маркировки этих товаров.

[1]Закон Республики Беларусь от 20 марта 1995 г. № 116 «О введении маркировки ввозимых в Республику Беларусь алкогольных и табачных изделий», с изм. и доп. // НРПА. 2001. № 9. 1/2083. Утратил силу.

[2] Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 февраля 2002 г. № 28 «Об утверждении образцов акцизных марок с нумерацией для маркировки водок, ликеро-водочных и табачных изделий, производимых в Республике Беларусь и предназначенных для реализации на ее территории, и инструкций по контролю их подлинности», с изм. и доп. // НРПА. 2002. № 34. 8/7840. Утратило силу.

[3] Указ Президента Республики Беларусь от 2 февраля 1996 г. № 45 «О государственном регулировании производства, реализации, хранения алкогольных и табачных изделий», с изм. и доп. // НРПА. 2001. № 4. 1/2135. Утратил силу.

[4] Утратил силу с 14 мая 2003 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2003 г. № 185 «О некоторых вопросах применения таможенными органами Республики Беларусь экономических санкций, наложения ими ареста на имущество и признании утратившими силу некоторых указов и положений указов Президента Республики Беларусь».

С 1 января 2017 года в пункт 1 статьи 193 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым осуществляется налогообложение подакцизных товаров, внесен ряд изменений.

Ставки акцизов увеличены с 1 января 2017 года

В частности, «подросли» ставки акцизов на этиловый спирт, алкоголь и табачные изделия.

Например, ставки для сидра, пуаре и медовухи увеличатся до 21 руб. за 1 литр (в 2016 году было 9 руб. за 1 литр), а ставки для сигар составят 171 руб. за 1 штуку (в 2016 году было 141 руб. за 1 шт.).

Перечень подакцизных товаров расширен

Федеральным законом от 30.11.16 № 401-ФЗ внесены новые подпункты 15 — 17 в пункт 1 статьи 181 Налогового кодекса РФ.

В перечень подакцизной продукции добавлены:

  • Электронные системы доставки никотина. Это одноразовые электронные устройства, создающие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости для вдыхания курильщиком.
  • Жидкости для электронных систем доставки никотина. Жидкостью для электронных систем доставки никотина считается любая жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для использования в электронных системах доставки никотина.
  • Табак, предназначенные для потребления путем нагревания.

Во всех этих случаях в основном речь идет о так называемых «вайперах».

Формула для расчета коэффициента

Установлено, что предприятия, производящие на территории России сигареты, папиросы, сигариллы или кретек, исчисляют акциз за периоды с 1 сентября (включительно) по 31 декабря (включительно) календарного года с учетом коэффициента T.

Формула для расчета данного коэффициента приведена в новом пункте 9 статьи 194 Налогового кодекса РФ.

Если совокупный объем реализованных за налоговый период подакцизных товаров (Vнп) превышает среднемесячный совокупный объем реализованных подакцизных товаров в предыдущем календарном году (Vср), то значение коэффициента T = 1 + 0,3 x (Vнп - Vср) / Vнп (значение коэффициента T округляется до второго знака после запятой в соответствии с действующим порядком округления).

В других случаях коэффициент T принимается равным 1.

Коэффициент T принимается также равным 1 для предприятий, которые впервые будут платить акцизы.

Среднемесячный совокупный объем реализованных подакцизных товаров определяется путем деления общего объема реализации указанных товаров за год на 12.

Сумма вычета для акцизов

С 1 января 2017 года в пункте 2 статьи 200 Налогового кодекса РФ появилось уточнение о том, как определяется сумма вычета в ситуации, когда приобретенный подакцизный товар применяется для производства одновременно подакцизных и неподакцизных товаров.

Наконец, с 1 января 2017 года появилась новая редакция пункта 15 статьи 200 Налогового кодекса РФ. Изменено значение коэффициента, на который предприятие, получившие свидетельство на переработку прямогонного бензина, умножают вычет по акцизам.

Если используется прямогонный бензин для производства продукции нефтехимии, и такая продукция произведена в результате химической реакции температуре выше 700 градусов Цельсия (по технической документации) с 1 января 2017 года применяется коэффициент – 1,7.

Суммы акциза, начисленные при совершении операций по получению прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина, подлежат вычету с применением коэффициента 1.

Суммы акциза, начисленные при совершении операций по оприходованию прямогонного бензина, произведенного в результате оказания услуг по переработке сырья, принадлежащего указанному лицу на праве собственности; и по оприходованию прямогонного бензина, произведенного из сырья, принадлежащего на праве собственности, подлежат вычету с применением коэффициента 1.

Подробнее смотрите в пункте 15 статьи 200 Налогового кодекса РФ в редакции, действующей с 1 января 2017 года.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

  • 6139 35
  • 15 мая 2021, 13:13
  • Беларусьважно знатьналогиденьгиэкономика
Больше половины уходит государству: считаем, сколько реальных налогов вы платите

Некоторые думают, что не платят никаких налогов. Такая мысль может прийти пенсионерам, т.к. пенсии налогом не облагаются, тем, кто не работает официально – на государственном языке именуемых «тунеядцами». Возможно так думали разработчики законов о «тунеядцах». Но последнее вряд ли, чиновники все отлично понимают. Myfin.by предлагает разобраться с реальными налогами на конкретных примерах. Мы назовем основные налоги и сборы, приведем расчеты, а вы сможете примерить эти ситуации к своей жизни.

Налоги с доходов

В Беларуси есть только один подоходный налог, и еще некоторые распространенные обязательны платежи, зависящие от дохода.

Подоходный налог сравнительно невелик, базовая ставка – 13%. В некоторых богатых странах этот налог вариативен, бедные не платят совсем, богатые – очень много. Вспомните скандал с французским налогом для сверхбогатых до 70%. Правда и вариантов оптимизации (уменьшения) платежей там значительно больше. Но сейчас говорим только о нас.

Ставки подоходного налога в Беларуси определены так:

  • 13% – с заработной платы. Деньги удерживает работодатель, потому многие этого налога не замечают. Или видят его только в расчетных листках.
  • 13% – на дивидендные доходы, в т.ч. по банковским вкладам. Средства перечисляет банк, потому его тоже можно не заметить.
  • 16% – с доходов предпринимателей, адвокатов и нотариусов.
  • По фиксированной ставке – для физических лиц на доходы от сдачи недвижимости. Ставка определяется областными и Минским городским советами депутатов.
  • 13% – все прочие доходы.


Касательно последнего пункта напомним про так называемый «налог на долги» от сумм, полученных взаймы не от близких родственников, и не возвращенных. Налогом облагаются некоторые подарки и выигрыши. Однако все это заслуживает отдельного рассмотрения.

Налогом можно считать и отчисления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) – всего 35%. 34% взимают с работодателя и 1% – с работника.

Почему так? Потому что в Беларуси нет системы накопительных пенсий: вы не откладываете деньги себе на пенсию, что бы там не обещали с экранов телевизоров, а платите сегодняшним пенсионерам. Но всем этим распоряжается государство: пенсии платят также, как зарплаты бюджетникам. Потому фактически отчисления в ФСЗН – это налог. Который уменьшает объем возможных выплат работнику. Кстати, таких больших обязательных пенсионных взносов практически нигде за границей нет.

Итак, считаем: 13% + 34% + 1% = 48%.

Проверяю по своему расчетному листку. Все именно так. Правда у меня есть налоговый вычет на двоих несовершеннолетних детей. Проценты остаются теми же, уменьшается сумма зарплаты, на которую начисляют налог. Но это частный случай.

Косвенные налоги

Косвенными называют налоги, которые платят не прямо, а включают в стоимость, продажную цену товара или услуги. Таких налогов гораздо больше, а разглядеть их труднее. Но фактически мы все платим их.

Налог на добавленную стоимость (НДС).

Про этот налог знают все, кто хотя бы раз видел, как идут расчеты в бизнесе и вообще между организациями. В цену каждого товара включается НДС.

Размер НДС:

  • основная ставка – 20%;
  • на некоторые продукты и детские товары – 10%;
  • услуги электросвязи – 25%;
  • 0% назначается на некоторые лекарства (их было больше, но в 2021 году список сократили), некоторые медицинские и ветеринарные услуги, в личном подсобном хозяйстве.

Есть и другие основания освобождения от НДС, но большинства потребителей они напрямую не касаются.


Влияние НДС на рядовых граждан проиллюстрируем на примере:

Представим, я иду на рынок, захожу в аптеку за лекарствами, потом в гимермаркет, покупаю продукты, возвращаюсь домой и кладу все это в холодильник. Касательно НДС это выглядит так:

  • продукты на рынке покупаю у частника с личным подсобным хозяйством, НДС не плачу;
  • покупаю в аптеке лекарства на 22 рубля, значит плачу НДС 2 рубля (10%);
  • покупаю в магазине пачку муки высшего сорта за 2,65 руб. плачу НДС 24 коп. (10%);
  • покупаю десяток яиц за 2,75 руб., плачу НДС 25 коп. (10%);
  • покупаю пачку крупы за 1,50 руб., плачу НДС 30 коп. (20%);
  • покупаю непродовольственных товаров на 10 руб., плачу НДС 2 руб. (20%).

Прихожу и кладу продукты в холодильник. Плачу за электричество, цену не считаю, но знаю, сколько бы не накрутил счетчик – 25% из этого будет НДС.

Акцизы

Обратите внимание на сколько товаров наклеены акцизные марки. Они есть на алкоголе, сигаретах, кофе, чае, моющих средствах, часах и сотовых телефонах, список очень большой. И все эти маленькие бумажки со значками не бесплатны. За каждый такой товар уплачивается особый сбор, который включают в цену товара. Рассчитать на примерах сколько, сложнее, но процент заметный.

Например, в крепких алкогольных напитках ставка акциза составлет 15,6 рублей с каждого литра чистого спирта. Другими словами, в каждой 0,5л бутылке водки акциз составляет более 3 рублей. Примерно от 50 копеек до 1,65 рубля акцизов приходится на каждую пачку сигарет.

Налог на заграничные посылки

Несколько лет назад мы открывали для себя дешевые покупки на Алиэспресс и других международных площадках. Даже с учетом пересылки из Китая в Беларусь это было выгодно. Потом правила изменились, как будто в интересах бюджета и отечественных производителей, но точно не в интересах отечественных потребителей.

Если стоимость товара (без цены доставки) превышала 22 евро в эквиваленте, или он весил больше 10 килограмм, то с превышения взимается налог. Теперь его понизили вдвое:

  • 15% пошлина от цены свыше 22 евро;
  • 2 евро (тоже в эквиваленте) за каждый килограмм превышения и еще фиксированная сумма в 5 евро.

я покупаю технику, которую оцениваю в 100 евро, плачу налог в 11,7 евро (в рублях, конечно);

100 – 22 = 78; 78 х 0,15 = 11,7 евро;

мне приходит посылка весом в 20 килограмм (превышения по цене нет), плачу 25 евро;

20 – 10 = 10; 10 х 2 = 20; 20 + 5 = 25 евро.

Транспортный сбор

Личный автомобиль есть не у каждого, но в большинстве семей. За право выехать на дорогу приходится платить. В этом году плату отвязали от техосмотра и фактически уменьшили. Но тем не менее за легковой автомобиль весом до 1,5 тонн приходится платить 61 рубль в год.

Стоимость техосмотра налогом не считаем. Все-таки нам оказывают какую-то услугу. Зато вспоминаем, что в цене топлива тоже есть 20% НДС.

Налоги на землю и недвижимость

Для граждан эти расходы невелики. Но те, у кого есть дом или участок платят несколько рублей в год. Живущие в квартирах налог на недвижимость не платят, а земельный налог им включают в услуги ЖКХ. Выходит порядка 1 рубля в год.

Считаем итоговую сумму

Сделаем грубую прикидку. Представим среднестатистического жителя Беларуси, со среднестатистической зарплатой в 1 000 рублей.

В реальности на руки будет выплачено 860 рублей (минус 13%+1%). А если бы не налоги и не обязательные отчисления в ФСЗН, то было бы 1 340 рублей (34% платит работодатель).


Отнимем от 860 рублей 5,08 рубля (61 рубль за год) транспортного налога и 1,16 рубля (14 рублей за год) налога на имущество (цифру взяли по прошлому году делением общей суммы этого налога на число жителей РБ).

Считаем, что оставшиеся 853,76 рубля полностью потрачены. Тогда из них нужно отнять примерно 17% включенного в цены НДС и еще порядка 3% акцизов.

Получается 683 рубля. Это 51% от тех 1 340 рублей, которые составляют фонд оплаты труда нашего среднестатистического работающего гражданина. Есть еще другие налоги, пошлины и обязательные платежи государству. Кто-то их платит, кто-то нет, потому в расчет их не включаем. Есть еще масса пенсионеров и несколько меньшее количество детей. Они не платят ФСЗН и подоходный налог, но участвуют в потреблении, потому косвенные налоги (НДС, акцизы и пр.) приходятся и на них.

По уровню налоговой нагрузки мы находимся примерно на том же уровне, что и богатые социально ориентированные страны Европы. Но если учесть не относительные, а абсолютные величины, посмотреть, что может позволить себе на оставшиеся деньги скандинав или немец, и что дает им государство в обмен на высокие налоги. Ответ мы видим и без расчетов.








Александр Лукашенко подписал 18 февраля Указ №53, существенно увеличивший ставки акцизов на топливо, о чем говорится в соответствующем документе на национальном правовом портале.

Отметим, что действие указа распространяется на экономические отношения, возникшие с 1 января текущего года.

Ставка акциза на автомобильный бензин, не соответствующий 5-му классу, теперь составляет 3 848,64 рубля за тонну. Ранее в налоговом кодексе он был утвержден в размере 481,08 рубля за тонну, то есть он вырос в 7 раз. Акциз на бензин 5-го класса увеличился до 2 388,72 рубля за тонну с 298,59 рубля за тонну.

Акциз на дизель, не соответствующий 5-му классу — 1 864,4 рубля (ранее был 233,05 рубля за тонну). Сбор за дизель 5-го класса — 1 474,64 рубля (вместо 184,33 рубля за тонну).


Интересно, что плательщики акцизов, реализующие топливо в Беларуси, получат соответствующий вычет, сообщает Sputnik. Он рассчитывается по формуле перемножения объемов, ставки акциза и коэффициента 0,875.

Правда, есть оговорка, что вычет получат только за топливо, произведенное (переданное) на территории Беларуси производителями, для которых это является основным родом деятельности.

При этом объем реализации ими топлива за налоговый период, предшествующий месяцу отгрузки (передачи), должен составлять не менее 50 тысяч тонн.

Также условием называется проведение модернизации нефтеперерабатывающих заводов – таким образом, получается, что единственными бенефициарами здесь выступают Нафтан и Мозырский НПЗ.








Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

  • Неудачная жизнь, нелепая смерть. Почему не везло Елизавете Никищихиной?
  • У кого выше риск стать алкоголиком?
  • 18 мая. События и люди
  • Минздрав Беларуси озвучил себестоимость вакцины "Спутник V"
  • Международные Кирилло-Мефодиевские чтения стартуют 18 мая в Минске

Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.


Для Беларуси новые условия импорта российской нефти неизбежно приближают ее цену к мировой, а вслед за этим – и внутренние цены на автомобильное топливо до уровня таких же стран-импортеров нефти. Однако белорусские власти, чтобы избежать социальной напряженности по столь чувствительному для населения вопросу, пытаются сдержать ценники.

Внутренние компенсационные меры требуются и для того, чтобы сохранить эффективность сектора нефтепереработки.

Эффект налогового маневра для Беларуси: цена нефти приблизилась к 90% от мировой

Цена на российскую нефть для белорусских НПЗ определяется по специальной формуле, напрямую привязанной к мировым котировкам. Упрощенно она выглядит так: мировая цена минус экспортная пошлина. К примеру, в январе 2021 года экспортная пошлина на российскую нефть сорта Urals составляет 38,7 долларов за тонну. Примерно на столько российская нефть дешевле для Беларуси, чем при продаже ее на экспорт (правда, российские нефтяники для сохранения привлекательности поставок нефти в Беларусь включают в цену еще пи премию в размере около 12 долларов за тонну).

С каждым годом налоговый маневр — то есть реформа налогообложения в нефтяной промышленности РФ, которая предполагает постепенное снижение экспортной пошлины на нефть с синхронным повышением налога на добычу полезных ископаемых, — приближает стоимость нефти для белорусских НПЗ к мировой.

Если в 2018 году белорусские НПЗ покупали нефть по цене около 75% от мировой, то в 2020 году — по цене 85% от мировой. Цена нефти для Беларуси в 2021 году составляет, по данным концерна «Белнефтехим», уже 88-90% от мировой. К 2024 году налоговый маневр в России завершится – то есть экспортная пошлина обнулится, и цена российской нефти для Беларуси будет такой же, как и на экспорт.

По логике, это должно означать, что с 2024 года в Беларуси будут не только мировые цены на нефть, но и мировые цены на автомобильное топливо.

«Копеечная» стратегия повышения ценников

До начала российского налогового маневра, когда цена российской нефти не превышала для Беларуси 50% от мировой, белорусские НПЗ помогали сдерживать цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке. Еще десять лет назад доходность от поставок нефтепродуктов на экспорт позволяла компенсировать убыток НПЗ при отрицательной эффективности продаж автомобильного топлива на внутреннем рынке. Сейчас такой возможности у НПЗ уже нет, поскольку белорусская нефтепереработка давно не приносит прежней сверхприбыли, а ее рентабельность за последние годы снизилась до критической 3-5%.

Поэтому ранее «Белнефтехим» предупреждал, что налоговый маневр в РФ «фактически приведет к необходимости работы белорусских НПЗ в условиях мировой конъюнктуры цен на нефть и нефтепродукты». И госрегулятор к этому готовился.

В 2018 году концерн разрабатывал механизм ценообразования на моторное топливо для внутреннего рынка. Планировалось, что цены на нефтепродукты будут рассчитываться по формуле на основе цен на закупаемую нефть. «Сейчас, когда цены на сырье для белорусских НПЗ выравниваются с мировой конъюнктурой, ведется работа, результатом которой должно стать формульное ценообразование на нефтепродукты в зависимости от цен на нефть. Эти меры позволят обеспечить эффективные условия для работы белорусских НПЗ в новых рыночных условиях», — отмечал в то время зампред концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов в интервью ведомственному журналу «Вестник Белнефтехима».
Сизов в то время констатировал, что «процесс идет, он непростой». По его словам, «мы понимаем интересы государства, стремление сохранить социальную цену на один из важных продуктов для отечественных потребителей — автомобильное топливо». В то же время «со своей стороны мы ставим вопрос о том, что для поддержания нефтеперерабатывающей отрасли в работоспособном состоянии, для возможности проводить реконструкцию, развиваться, получать продукты, которые будут удовлетворять существующим и перспективным требованиям качества, должно быть четкое, прозрачное ценообразование внутри страны», — подчеркивал Сизов.

По его словам, в то время цена на моторное топливо в Беларуси дотировалась нефтеперерабатывающими заводами, которые несли убытки. Поэтому концерн считал обоснованным установление цены на моторное топливо как минимум на уровне, компенсирующем затраты НПЗ. В «Белнефтехиме» отмечали, что модернизацию НПЗ оплачивают сами, но для привлечения кредитов они должны работать прибыльно. Иначе заводы остановят инвестпроекты и не смогут обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами.

Тем не менее резко поменять политику ценообразования на автомобильное топливо белорусские власти не решились.

Госрегулятор белорусского топливного рынка отмечает, что сейчас уровень цен на нефтепродукты в Беларуси зависит от стоимости нефти, налоговой нагрузки, курса валют, уровня цен в сопредельных государствах и ряда других показателей. Концерн проводит ежедневный мониторинг всех факторов, влияющих на ценообразование, и на основании актуальной информации оценивает ситуацию на внутреннем рынке. Затем принимается согласованное решение об изменении цены.

В последние два года стратегия концерна «Белнефтехим» в отношении цен на моторное топливо заключалась в том, чтобы плавно корректировать цену не более чем на 1 копейку в неделю с учетом мониторинга условий работы НПЗ.

В результате в 2019 году цены на автомобильное топливо в Беларуси изменялись 28 раз. По итогам года цена за один литр бензина АИ-95-К5-Евро увеличилась на 12,35%, АИ-98-К5-Евро – на 9,7%, АИ-92-К5-Евро – на 13,95%, дизельное топливо — на 12,35%. В 2020 году цены на автомобильное топливо в Беларуси изменялись 16 раз. В результате цена литра бензина АИ-95-К5-Евро увеличилась на 3,35%, АИ-98-К5-Евро – на 3,06%, АИ-92-К5-Евро – на 3,66%, дизельное топливо – на 3,45%.

Следует отметить, что в 2020 году ценники сдержали цены на нефть. Средняя цена российской экспортной нефти Urals сложилась в размере 41,73 долларов за баррель, в то время как в 2019 году она стоила 63,59 долларов за баррель. Заметим, что за год цена российской нефти снизилась на 34%, хотя на белорусских ценниках это снижение линейно не отразилось.

Недавно председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков заявил, что в 2021 году цены на автомобильное топливо в Беларуси будут изменяться согласно ранее принятой стратегии плавного изменения.

«Мы не планируем менять прошедший проверку временем и в основном положительно воспринимаемый населением и бизнесом подход к ценообразованию. В зависимости от изменения стоимости нефти с учетом комплексной оценки деятельности нефтеперерабатывающих заводов движение цен будет происходить в сторону как увеличения, так и снижения не более 1 копейки за 1 литр в неделю», — заявил Рыбаков в интервью ведомственному журналу «Вестник Белнефтехима».

Акцизы на топливо в 2021 году не повысили, а в перспективе правительство может от них вообще отказаться

В Беларуси налоговая составляющая в цене топлива — а это НДС, акцизы и другие сборы, которые платят белорусские НПЗ, — составляет около 40%.Преобладающую долю в розничной цене бензина занимает стоимость сырья — нефти, которую НПЗ покупают за валюту. В затратах НПЗ стоимость нефти занимает более 80%.

Сейчас власти пытаются облегчить налоговое бремя прежде всего для НПЗ, чтобы те из-за конъюнктурных изменений не просили регулятора повышать стоимость автомобильного топлива на внутреннем рынке. С этой целью правительство сохранило в 2021 году акцизы на бензин и иное топливо для автомобильного транспорта на уровне 2020 года. Причем в текущем году ставки акцизов на топливо установлена на весь год, без традиционной разбивки на полугодия.

А после завершения налогового маневра в РФ правительство Беларуси может вообще отказаться от акцизов на автомобильное топливо, о чем уже не один раз заявляли представители фискального ведомства. При этом в Минфине называет вероятную отмену взимания акцизов на автомобильное топливо вынужденной мерой, которая призвана сохранить приемлемый уровень цен на бензин для национальной экономики.

В России в 2021 году проиндексировали акцизы на бензин и дизтопливо

Между тем в России с 1 января 2021 года акцизы на автомобили, бензин и дизельное топливо увеличились на 4%. Удорожание соответствует инфляции, отмечают в правительстве РФ.

Поступления в федеральный бюджет РФ за счет взимания акцизов на моторное топливо и масла в 2021 году составят более 800 млрд рублей. Средства направят на дорожное строительство: 77,7 % будет распределено в региональные дорожные фонды, а оставшиеся 186 млрд рублей потратят на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автодороги».

При этом нефтяные компании предупреждают о повышении стоимости топлива в 2021 году на 10-15%, обосновывая рост сложностью добычи, обновлением оборудования; увеличением акцизов, налогов. В рублевом эквиваленте прогнозируется увеличение цены бензина на 5-6 рублей. Сдерживающими факторами могут послужить: падение внутреннего спроса, вызванное дефицитом средств у населения; снижение объемов продаж нефти на мировом рынке.

Однако многие эксперты предполагают подорожание бензина в 2021 году исключительно в рамках инфляции и сезонных колебаний. От резких колебаний цен на автомобильное топливо в РФ спасает демпферный механизм, который введен с 1 января 2019 года. В соответствии с ним в случае роста мировых рынков государство компенсирует нефтяникам часть упущенной выгоды при продаже по стабильным, но более низким внутренним ценам по сравнению с высокодоходным экспортом. Зато при падении котировок на зарубежных площадках уже нефтяники платят государству. Формула, определяющая, кто кому и сколько платит, четко прописана и завязана на цены на АЗС.

Беларусь не имеет такого демпфера. Позволить его могут нефтедобывающие страны, которые имеют дешевое сырье, — в частности РФ, где себестоимость добычи нефти не превышает 20 долларов за баррель (около 150 долларов за тонну). Поэтому российское правительство может регулировать налогами излишнюю прибыльность нефтяных компаний.

В Беларуси вынуждены снижать налоговую нагрузку на топливо, опасаясь в том числе диспаритета с российскими ценами

В Беларуси ситуация выглядит совсем иначе, что продемонстрировала в конце ноября 2020 года дискуссия в Палате представителей Национального собрания в ходе обсуждения нового механизма дорожного сбора в Беларуси.

В ходе ее первый заместитель министра финансов Беларуси Дмитрий Кийко пояснил, что одна из причин, почему не хотят включать дорожный сбор в стоимость топлива, — это единовременно рост цен на бензин, по расчетам Минфина, примерно на 0,1 рубля.

Кийко отметил, что из-за налогового маневра в РФ цена нефти для Беларуси ежегодно растет. «Соответственно, это влияет на эффективность нефтепереработки и выливается в необходимость увеличения цен на топливо на внутреннем рынке. Поэтому если наложить на те 0,1 рубля (дорожного сбора) еще и ежегодный рост стоимости топлива в связи с налоговым маневром (около 0,2 рубля), то на среднесрочном горизонте мы можем получить диспаритет цен с РФ. Это значит, что при существенном отличии цен на топливо в Беларуси и РФ в нашей стране будут меньше заправляться транзитные перевозчики, объемы реализации топлива в Беларуси упадут, есть риск серых перетоков топлива из России», — сказал Кийко.

По его словам, чтобы этого не допустить, в Беларуси будут вынуждены снижать налоговую составляющую в цене на бензин. «Поэтому на горизонте порядка трех лет мы полностью этот доходный источник в стоимости топлива нивелируем. То есть, произойдет его замещение на обычные акцизы. При этом мы начнем снижать акцизы, и этот доходный источник перестанет существовать», — сказал Кийко.

Два года назад Минфин Беларуси оценивал потери доходов при отказе от акцизов на автомобильное топливо в размере порядка 0,7% к ВВП.

Читайте также: