Акцизные сборы обслуживание государственного долга налог с доходов физических лиц

Опубликовано: 15.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ


Этот обзор будет полезно прочитать и новичкам, и уже опытным специалистам.

Историческая справка

У налога на доходы физических лиц очень богатая история. Не будем углубляться в те времена, когда с простого люда собирались дань или подати. Хотя, вероятно, именно такие сборы можно считать прародителями современного подоходного налога.

Первыми в мире ввели подоходный налог англичане. Однако Англии потребовалось более сорока лет (1798-1842 гг.) для того, чтобы налог стал постоянным и занял свое почетное место среди других. Американцам потребовалось и того более, внедрение НДФЛ в налоговую систему страны заняло полвека (1862-1913 гг.), а Франция пыталась ввести подоходный налог на протяжении почти семидесяти лет (1848-1914 гг.). Рекордсменом по срокам внедрения подоходного налога стала наша страна, у нас эта история длилась почти сто лет (1812-1916 гг.).

В начале XIX века, а точнее 11 февраля 1812 года был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов». По своей сути это был временный сбор с доходов помещиков. Ставки были установлены прогрессивным способом, возрастая на 1% каждый раз при увеличении дохода на 2 000 рублей. Контроля со стороны государства за правильностью исчисления и уплаты налога не было. В тот период времени подоходный налог можно считать "скорее добровольным приношением, основанным на гражданской чести, нежели принудительным налогом, основанным на гражданской обязанности« (Алексеенко М.М. Подоходный налог и условия его применения. Харьков, 1885

До отмены крепостного права вопрос о подоходно).м налоге в России более не поднимался.

В период реформ 60-х годов XIX века комиссия, созданная при Министерстве финансов, попыталась ввести подоходный налог, однако проект так и не был реализован.

В 1905 году проект закона о подоходном налоге был рассмотрен на уровне правительства. Законопроект обсуждался, дописывался и переписывался более 10 (!) лет.

Наконец, 6 апреля 1916 года на представленном Законе «О государственном подоходном налоге» императором Николаем II была собственноручно наложена краткая резолюция: «Быть по сему». С этого начинался новый этап налогообложения доходов населения в России, однако события 1917 года так и не дали в полной мере реализовать нормы этого закона.

Закон «О государственном подоходном налоге» является основой законодательства о подоходном налогообложении физических лиц, многие его положения актуальны и в настоящее время.

В период с 1916 по 1990 гг. в нашей стране произошло много событий, которые серьезно отразились на системе налогообложения в целом. Например, в 1926 году было устранено деление подоходного налога на основной и дополнительный. В 20-е и 30-е годы менялась шкала ставок налога и росла нагрузка на лиц, получающих нетрудовые доходы.

В годы Великой Отечественной Войны был введен специальный военный налог. Плательщиками военного налога были все граждане, достигшие 18-летнего возраста, независимо от наличия источников доходов. После окончания войны государство отменило этот налог.

В годы тяжелейшей войны государство ввело чрезвычайный налог («налог на бездетность»), который изначально был временным, однако благополучно просуществовал вплоть до 90-х. Налогоплательщиками являлись холостяки, одинокие и малосемейные граждане СССР, таким способом государство поддерживало многодетные семьи.

С моей точки зрения, следующим этапом становления подоходного налога в нашей стране стало принятие Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» от 23 апреля 1990г. (вступил в силу 1 июля 1990 г.). В новом законе были прописаны одинаковые условия налогообложения доходов, как от предпринимательской деятельности, так и от доходов в виде заработной платы и была законодательно закреплена система вычетов из доходов.

В советские времена было введено и закреплено понятие «налоговый агент», многие установленные тогда льготы по подоходному налогу действуют и сейчас.

Но основным законодателем современного подоходного налогообложения я считаю Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (введен в действие с 1 января 1992 г.). Новый закон определил годовой период исчисления подоходного налога со всех категорий плательщиков (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР) и установил единый подход к системе льгот и прогрессивной шкалы ставок.

Закон претерпел многочисленные правки в части налоговых ставок и льгот и просуществовал почти 10 лет вплоть до принятия в 2000 году второй части Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В НК РФ была внесена глава 23 «Налог на доходы физических лиц». Хочу обратить ваше внимание — ранее налог назывался по-иному.

Наше время

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего кодекса (ст. 210 НК РФ).

Основная налоговая ставка в течение уже довольно длительного периода времени — 13 %. Плоская шкала была введена для повышения собираемости налога. Предполагалось, что люди с большим доходом будут декларировать доходы целиком, а работодатели с «серыми» зарплатами выйдут из тени.

Дискуссии по поводу увеличения ставки налога не прекращались никогда. В 2010 году в Госдуму поступили законопроекты о введении прогрессивной шкалы. Однако депутаты не поддержали инициативу, и законопроект был отклонен. А в июне 2013 года Президент России Владимир Путин заявлял, что плоская шкала НДФЛ не введена «на века». В свою очередь, законодатели прогнозировали увеличение ставки НДФЛ не ранее 2018 года. В феврале 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в одном из своих интервью сказал, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

Но в своем очередном обращении к гражданам России 23 июня 2020 года Владимир Путин предложил ввести повышенную ставку налога на доходы физлиц в размере 15%. Обложению по повышенной ставке подлежала только та часть годового дохода, которая превысит 5 млн. рублей. И с 1 января 2021 года вступили в действие соответствующие изменения в ст.224 Налогового Кодекса РФ.

В большинстве стран мира действует прогрессивная ставка налога — чем выше годовой доход, тем выше ставка. Например, в Австралии размер налога на доходы физических лиц может достигать 47%, а в Великобритании до 40%. Установленные в нашей стране ставки НДФЛ — одни из самых низких в мире. "Задача хорошего пастуха стричь своих овец, а не сдирать с них кожу« (Сергеев В. С. Принципат Тиберия // Вестник древней истории). Однако есть страны, где подоходного налога нет вовсе. Среди «счастливчиков» Объединенные Арабские Эмираты, Монако и Саудовская Аравия, а также Бахрейн, Кувейт, Оман и Катар.

Ставки

Налоговым кодексом установлено пять видов ставок по НДФЛ: 9, 13, 15, 30, 35%. Размер ставки налога зависит от вида дохода и получателя (налоговый/неналоговый резидент).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Ставку 9% используют при определении налога со следующих доходов налоговых резидентов:

  • проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
  • доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием по сертификатам участия, выданным до 1 января 2007 года.

Ставку 15% применяют к доходам физических лиц-нерезидентов, если они получают выплаты в виде дивидендов от российских организаций. Рассчитывает, удерживает и уплачивает НДФЛ налоговый агент. Уменьшить базу для расчета НДФЛ на суммы поступивших налоговому агенту дивидендов нельзя.

Однако не всегда нерезиденты применяют эту ставку. Поскольку международные договоры об избежании двойного налогообложения имеют приоритет над российским законодательством, то применять нужно их нормы. Впрочем, сейчас Россия ведет активные и довольно успешные переговоры с зарубежными партнерами по поводу изменения условий договоров об избежании двойного налогообложения. В частности, с Кипром, Мальтой и Люксембургом договориться удалось, и большая часть доходов будет облагаться налогом по единой ставке в 15%. А вот достичь согласия с Нидерландами не получилось и договор с этой страной денонсируется.

Ставку 30% применяют к доходам по ценным бумагам, кроме дивидендов, которые выпустили российские организации, в следующих случаях:

  • доходы по ценным бумагам учитывают на счете депо иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя или на счете депо депозитарных программ;
  • получатель дохода не предоставил налоговому агенту информацию в соответствии с требованиями ст. 214.6 кодекса.

Исключения закреплены в пункте 8 статьи 214.6 НК РФ. Также ставку НДФЛ 30% применяют к доходам нерезидентов. Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют (п. 4 ст. 210, п. 3 ст. 226 НК).

Самая высокая ставка налога 35% (п. 2 ст. 224 НК). Применяется для налогообложения доходов резидентов (любые выигрыши и призы, полученные в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, а так же суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ). Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся на стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные.

С 21 мая 2021 года вступают в силу изменения законодательства, предусматривающие возможность получения гражданами вычетов по НДФЛ за предыдущий налоговый период в сокращенные сроки без необходимости направления в налоговые органы декларации 3-НДФЛ и подтверждающих документов. Изменения внесены Федеральным законом от 20.04.2021 № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Информация по применению упрощенного порядка размещена на сайте ФНС в разделе «Упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ». Впрочем, налоговые вычеты — серьезная и объемная тема, ее следует обсуждать отдельно.

В настоящее время НДФЛ является (после налога на добавленную стоимость) основной доходной частью бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В таблице приведены статистические данные, которые говорят сами за себя.

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2019-2020 гг.

Уплата налогов на прибыль с облигации, если её не брать в расчет заранее, может не только снизить общую доходность ценной бумаги, но даже, в некоторых случаях, и принести убытки. Ведь чистый доход от бондов с одинаковой купонной ставкой иногда из-за разницы в налогообложении сильно отличается. Поэтому рекомендуется заранее просчитать размер отчислений в фискальную службу.

Общие правила налогообложения облигаций для физических лиц

Купонные выплаты, разница между ценой покупки и продажи и курсовая разница, согласно Налоговому кодексу, считаются доходами физлица по облигациям, а значит, требует уплаты НДФЛ.

Не подлежат налогообложению средства, полученные в результате погашения номинальной стоимости бонда эмитентом, если бумага покупалась по номинальной стоимости или выше.

Не вычитается налог с купонной ставки по государственным и муниципальным бумагам и той части корпоративных, которые поступили в обращение в 2017 году и позже, если купон по ним превышает ключевую ставку Центробанка не более чем на 5 %. Но тут следует отметить, что с 1 апреля 2020 года вступил в силу закон № 102-ФЗ, согласно которому, начиная с 2021 года, весь купонный доход по облигациям (в том числе и государственным) будет облагаться НДФЛ 13 %.

Все остальные доходы по облигациям облагаются налогом 13 %, который может высчитываться сразу же при поступлении денег на счёт, при выведении средств или в конце года (отчётного периода).

Если налогообложение выпуска, в который планируется инвестировать, всё-таки предусмотрено законом, можно купить облигации, оформив индивидуальный инвестиционный счёт (ИИС) и вернуть полностью или частично потраченные на выплату НДФЛ средства.

Повышение котировки, в результате которого рыночная стоимость ценной бумаги становится выше номинальной, не требует уплаты налога, если владелец не продаёт бонд и, таким образом, не получает прибыль с разницы между ценой покупки и ценой продажи, облагаемую НДФЛ 13 %.

Налог придётся платить и при продаже еврооблигации, если её стоимость в рублях за то время, пока она находилась на руках у инвестора, увеличилась при сохранившейся цене в валюте.

Накопленный купонный доход считается частью прибыли при продаже облигации и дополнительным расходом при её покупке.

А теперь обо всем подробнее.

Налог на купонный доход

Вкладывая деньги в облигации с купонным доходом, инвестор рассчитывает получать с них проценты. С этого дохода, если бумага не государственная, частично придётся заплатить НДФЛ.

С корпоративной облигации, выпущенной до 2017 года в России, с купона придётся платить НДФЛ 13 %.

Налог не начисляется с дохода, полученного по купонной ставке государственных облигаций и с тех бондов, что вошли в обращение после 2017 года, если их доходность за год не превышает ключевой ставки Центрального банка, увеличенной на 5 %. С части дохода, превышающей увеличенную на 5 % ключевую ставку, высчитывается 35 % годовых. То есть если ставка рефинансирования составляет 4 %, то налогом не будут облагаться облигации с доходностью до 9 % годовых. А если купонный доход находится на уровне 15 %, то на 6 из них будет действовать ставка налога в размере 35 %.

Следует обратить внимание на следующий нюанс: если бонд был куплен накануне (за день) очередной купонной выплаты, то накопленный купонный доход (проценты, выплачиваемые при покупке бывшему владельцу облигации за то время, пока она была у него на руках с момента последнего получения прибыли) посчитают доходом нового держателя бонда и вычтут с него НДФЛ.

В случае продажи такой облигации в ближайший к описываемому моменту день по номинальной стоимости, сделка окажется убыточной, поскольку цена бонда при покупке за счёт НКД и НДФЛ на него была выше, чем при продаже. Понесённый убыток учтётся при расчёте налога, но только в конце расчётного периода.

Налог на курсовую разницу

Налог при продаже выпущенных за рубежом облигаций платится в том случае, когда цена продажи превышает цену покупки, даже если причиной изменения стоимости бонда является не изменение котировки, а падение курса рубля. При этом дохода в валюте у инвестора может и не быть. К примеру: инвестор приобрел облигацию за 2 000 долл. США в тот момент, когда курс был равен 65 рублям за доллар. А продал по той же цене 2 000 дол. США, но при возросшем до 75 рублей курсе.

Рассчитываем налог (75 × 2000 − 65 × 2000) x 13% = 2 600 руб.

За исключением суверенных евробондов, сейчас по всем еврооблигациям платится 13 % с купонного дохода. А с 2021 года эта ставка распространится и на суверенные бумаги.

При покупке евробондов на ИИС, купонный доход, разница между ценой продажи и покупки и курсовая разница налогообложению не подлежат, если еврооблигация будет находиться в собственности инвестора не менее 3 лет. Еще один способ увеличить доходность за счет налогов - продержать евробонды у себя в собственности более трех лет. Это приведет к возможности получить инвестиционный вычет согласно нормам ст. 219.1 НК РФ. Размер такого вычета будет зависеть от длительности срока владения облигациями.

Налоги с ОФЗ

Купонный доход по облигациям федерального займа, муниципальным и региональным облигациям не облагается налогом до 2021 года. Но разница между номинальной стоимостью и рыночной при котировке выше 100 % в случае продажи бонда будет считаться доходом. И с него придётся заплатить НДФЛ 13 %. Кроме случаев, когда ОФЗ приобретены с помощью ИИС с типом счета Б.

Налоги с корпоративных облигаций

До 31 декабря 2020 года не нужно платить НДФЛ с корпоративных облигаций, выпущенных, начиная с 2017 года, если их доходность не превышает ключевую ставку Центрального банка, к которой прибавили 5 %. Предположим, ключевая ставка ЦБ равна 5 %, налог не будет высчитываться с годового дохода по купонной ставке до 10 % включительно. С суммы сверх обозначенной придётся заплатить 35 % НДФЛ.

Если, например, облигация номинальной стоимостью 10 000 руб. с доходностью по номиналу 15 % превышает описанный порог при ключевой ставке 6 % на 4 % (6 + 5 = 11 %, 15 − 11 = 4 %), то 35 % от этих 4% будут равны 4 ÷ 100 × 35 = 1,4 %. 4 % мы высчитываем от купонного дохода за год, значит, полученные 1,4 % – это та часть дохода, которую мы должны в данном случае вернуть в виде налогов. 1 500 ÷ 100 × 1,4 = 21 руб.

Начиная с 1 января 2021 года НДФЛ в размере 13 % будет взиматься с купона независимо от даты выпуска ценной бумаги.

Еще одна статья расхода - это налог на разницу между ценой продажи и покупки облигаций по ставке 13 %. Если облигации были проданы по цене ниже, чем приобретались, то налог платить не придется. В дальнейшем убыток можно будет возместить за счет получения налогового вычета согласно порядку переноса убытков от операций с ценными бумагами на последующие периоды.

Налоги с зарубежных облигаций

Налоги с бондов, выпущенных за границей, платятся так же, как и с российских долговых бумаг - 13 %. С той разницей, что рублёвый доход не зависит от наличия валютного и может появиться и учитываться при налогообложении за счёт курсовой разницы валюты облигации и её рублёвого эквивалента на момент покупки и продажи облигации.

Если налог с купона по зарубежному бонду удержан государством, где зарегистрирована компания, выпустившая данную облигацию, избежать повторного налогообложения в России можно только в том случае, если заключён договор между РФ и этим государством во избежание двойного налогообложения. В такой ситуации в России выплачивается только разница по НДФЛ, если местный налог выше заграничного и имеется документ-доказательство уплаты налога за границей.

Налоги с облигаций с амортизацией долга

Купон по амортизационным облигациям выплачивается от их номинальной стоимости на момент выплаты. Ввиду того, что погашение номинала таких бондов осуществляется по частям, убыток или прибыль по погашению также рассчитывается за текущий год. Предположим, инвестор приобрёл облигацию номиналом 10 000 руб. по сниженной котировке за 9 000 руб.

1 000 руб. разницы считается его доходом, с которого он должен заплатить налог, учитывая, что эмитент выплачивает инвестору полную номинальную стоимость бонда, независимо от котировки на момент выплаты. Допустим, ежегодная амортизация составляет 20 % от номинальной стоимости, то есть 2 000 руб. 20 % от прибыли в 1 000 руб. - это 50 руб. Это и есть налоговая база, с которой будет высчитан НДФЛ 13 %.

Налогообложение по операциям с бондами через ИИС

Индивидуальный инвестиционный счёт (ИИС), являющийся, по сути, разновидностью брокерского, даёт возможность инвестору получить льготы по налогообложению дохода, полученного с долговых бумаг. ИИС типа А предполагает возможный ежегодный возврат уплаченных 13 % от суммы, не превышающей 400 000 руб. Можно положить на счёт за год до миллиона, но получить вычет реально в соответствии с законодательством не более чем на 52 000 руб. в год.

Компенсация за следующий расчётный период будет выплачена только после нового поступления средств на счёт.

ИИС типа Б позволяет вообще не платить налог на прибыль. Сумма, по которой была получена льгота, должна независимо от разновидности счёта пролежать на нём не менее 3 лет. Вложения, перечисленные на инвестиционный счёт в течение 3 лет, должны оставаться на нём независимо от даты их поступления и разновидности ИИС до его закрытия. Средства счета можно инвестировать и реинвестировать. Главное - не закрывать счет, не менять брокера и не выводить деньги.

Тип счёта выбирается тогда, когда в этом появляется необходимость. Поскольку налоги с внесённых на ИИС средств считываются перед закрытием счёта, то есть практически по истечении 3 лет, их можно вложить в ценные бумаги и получить за период ожидания дополнительную прибыль.

Кто выступает налоговым агентом?

При инвестировании в российские облигации через брокера ответственность за своевременное удержание налогов ложится на брокерскую контору, которая продаёт и покупает бонды. Она же передаёт сведения в налоговую.

То есть ваш брокер является налоговым агентом. Он удерживает налог со средств от погашения облигаций и купонного дохода еще до того, как переводит их на брокерский счет инвестора. Отдельные брокеры удерживают налог с купона при расчете НДФЛ по финансовому результату (в конце года, перед закрытием ИИС, при выводе денег с брокерского счета). Предварительно брокер извещает держателя облигации, какую сумму он должен подготовить к уплате.

В том случае, когда доход по купонам от облигаций выводится напрямую на банковский счет инвестора, налоговым агентом будет выступать депозитарий, который и удержит налог. А вот если на банковский счет будут выплачены средства от погашения номинала облигации, то ни депозитарий, ни брокер налоговыми агентами выступать не будут. И инвестору придется самостоятельно перечислять налог от полученного дохода в бюджет.

По каким облигациям есть освобождение от уплаты налогов?

Налогом не облагаются купоны государственных и муниципальных бондов. Не нужно платить НДФЛ и иностранным гражданам, если они инвестировали свои средства в российские государственные или муниципальные облигации. Не высчитывается НДФЛ с купонного дохода бондов, эмиссия которых произошла после 1 января 2017 года, если купонная ставка не превышает ключевую Центрального банка более чем на 5 %. Это льгота перестает действовать с 2021 года.

Разница между ценой покупки и погашения облигаций не облагается НДФЛ, если бумаги не меняли владельца более 3 лет (правило относится к случаям, когда облигации приобретены на брокерский счет, а не на ИИС). Но для получения налогового вычета при долгосрочном владении облигациями нужно обратиться в налоговую с заявлением, автоматически он не предоставляется.

Отчётность для налоговой

Отчитываться и уплачивать налог самостоятельно инвестору нужно только в том случае, если этого не сделал налоговый агент.

Чтобы подать декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговую инспекцию, нужно подтвердить данные по доходам, указанным в ней, платёжным поручением или выпиской по счёту в банке. Подтверждением расходов могут служить отчёт брокерской конторы за временной отрезок с момента покупки облигации до момента её списания при погашении, выписка по счёту депо из депозитария, уведомление о том, что доход был выплачен, или банковская выписка. Иногда в брокерской конторе можно получить справку о расходах, понесённых в связи с приобретением тех бумаг, что были погашены.

Порядок уплаты налогов

Эмитент перечисляет купоны и номинал в центральный депозитарий. Оттуда деньги переводятся на депозитарий брокерской фирмы, а с него, в зависимости от договора на обслуживание с брокерской конторой, - на банковский счёт, брокерский счёт или ИИС. Налоговый агент владельца счёта в банке - депозитарий. Он сразу удерживает НДФЛ с купонного дохода. Если доход приходит на брокерский счёт, налог с него может высчитываться как сразу, так и в конце года или в случае, когда со счёта снимаются деньги.

При погашении эмитентом номинальной стоимости облигации или её части, если бонд с амортизацией, владелец банковского счёта сдаёт в налоговую декларацию и платит НДФЛ самостоятельно. Если доход с облигаций поступает на ИИС, брокерский счёт или, прежде чем поступить на счёт в банке, деньги проходят через брокерский счёт, налог вычтет брокер. С ИИС деньги на оплату НДФЛ выводятся налоговым агентом только по истечении 3 лет, когда закрывают счёт.

НДФЛ рассчитывается брокерской конторой перед выведением средств со счёта по всем финансовым операциям инвестора, которые проводились с начала года. Если деньги снимают несколько раз, расчёт повторяется, но удержанная ранее сумма уже не снимается. Убытки, понесённые инвестором, переносятся на следующий налоговый период и компенсируются налоговым вычетом. НКД, в большинстве случаев, при покупке или продаже федеральных облигаций налогом не облагается.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

22.3. Государственный и консолидированный бюджеты. Бюджетный дефицит и государственный долг. Бюджетный федерализм

Центральным звеном всей финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью государство осуществляет распределение и перераспределение валового национального продукта между территориями, отраслями и сферами народного хозяйства.
С одной стороны, бюджет (в переводе с фр. - кожаный кошелек, сумка для хранения денег) - это совокупность финансовых ресурсов, которыми располагает экономический субъект (государство, территория, предприятие, семья); с другой - бюджет - это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, соответствие между поступлением и расходованием средств в течение определенного времени, обычно года.
Бюджетная политика - это формирование и использование средств всех уровней как единого целого с целью реализации стратегических целей государства.
Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство, использующее его на финансирование народного хозяйства, содержание аппарата управления, обеспечение обороны, осуществление социальной политики, развитие науки, культуры, образования. Государственный бюджет выступает в качестве материального средства реализации функций государства.
В процессе использования централизованных денежных средств складываются бюджетные отношения. Они представляют собой финансовые отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и населением - с другой.
Перераспределение ВНП при помощи бюджета осуществляется путем особых экономических форм в виде доходов и расходов.
Доходы бюджета формируются за счет источников, которые делятся на внутренние и внешние.
К внутренним относятся доходы, которые связаны с внутренним (национальным) производством товаров и услуг. Доходы включают в себя такие компоненты, как:
♦ налоги (обязательные платежи, взимаемые в государственный или местный бюджет с физических и юридических лиц);
♦ сборы (платежи за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы, акцизные сборы, таможенные пошлины и т. д.).
Внешние источники - это доходы в виде заемных средств, предоставляемых другими государствами или международными организациями.
Расходование бюджета осуществляется путем распределения и использования бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства. С учетом общественных нужд бюджетные средства могут выделяться: на нужды народного хозяйства; на социально-культурные мероприятия; на оборону; на управление.
Расходы подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет текущих расходов входят расходы на текущие нужды. В бюджет развития включаются средства, предназначенные для инвестиций, связанных с социально-экономическим развитием территорий, с инновационной деятельностью, с осуществлением крупных экономических программ.
В тех случаях, когда расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит. Необходимо иметь в виду, что если дефицит носит временный характер и не превышает 10 % от суммы доходов, то он считается вполне допустимым. Дефицит, превышающий уровень 20 %, является критическим.
Преодоление бюджетного дефицита в первую очередь должно опираться на развитие производства, на достижение финансовой устойчивости всех отраслей и предприятий различных форм собственности, на активизацию предпринимательской деятельности.
Секвестр. В целях обеспечения стабильности в области бюджетных отношений могут устанавливаться размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита, то вводится механизм секвестирова- ния расходов, который заключается в том, что осуществляется пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям.
Государственный долг - это сумма бюджетных дефицитов, накопленных в стране за определенный период времени, за вычетом имевшихся в это же самое время положительных сальдо. Государственный долг может быть внутренним и внешним.
Внутренний долг - это задолженность правительства населению своей страны. Внутренний долг выступает в виде облигаций государственных займов.
Внешний долг - это задолженность государства гражданам и организациям других стран.
Наличие большого государственного долга сопровождается расстройством функционирования финансовой системы, возникновением неплатежей, появлением неуверенности в деловой активности среди предпринимателей и отдельных граждан.
Бюджетная система - это совокупность используемых в стране бюджетов, основанных на определенных принципах и юридических нормах, с учетом государственного устройства.
Бюджетное устройство России включает в свой состав:
♦ федеральный (республиканский) бюджет, в котором сосредоточиваются бюджетные ресурсы, необходимые для осуществления затрат, имеющих общегосударственный характер;
♦ бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты);
♦ местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).
В целом в бюджетную систему России включаются: федеральный бюджет; республиканские бюджеты республик, входящих в состав Российской Федерации; краевые и областные бюджеты; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области; бюджеты поселков, районных городов, расположенных на территории района и других населенных пунктов. Вся бюджетная система России построена с учетом принципа единства и принципа самостоятельности.
Принцип единства означает, что все бюджеты строятся по единым правовым нормам.
Принцип самостоятельности означает, что все уровни бюджетной системы обеспечиваются собственными источниками в виде доходов и правом их использования на нужды каждого из субъектов.
Консолидированный бюджет - это свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, используемый для проведения сопоставимых расчетов и анализа.
Внебюджетные фонды - это особая форма использования денежных средств, привлекаемых помимо бюджета для финансирования различных решаемых государством задач. По целевому назначению внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные; по уровню управления - на федеральные, региональные и местные.
К числу основных внебюджетных фондов в России относятся:
♦ Фонд государственного социального страхования;
♦ Пенсионный фонд;
♦ Фонд обязательного медицинского страхования и др.
Фонд государственного социального страхования предполагает создание денежных ресурсов для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на погребение, для финансирования санаторно-курортного обслуживания. Этот фонд создается страховым методом при обязательном участии предприятий и организаций.
Пенсионный фонд представляет собой организационно-финансовую структуру, которая обслуживает пенсионеров. Он занимается целевым сбором средств для выплаты пенсий и пособий на детей. Доходы Пенсионного фонда формируются за счет страховых взносов предприятий и организаций; граждан, занимающихся трудовой деятельностью; а также средств из республиканского бюджета для выплаты государственных пенсий и пособий военным.
Государственный фонд занятости необходим для материальной поддержки лиц, потерявших работу, а также для их обучения другой специальности. Фонд формируется за счет обязательных отчислений работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников в пределах общей суммы взимаемых налогов.
Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для оказания бесплатной медицинской помощи. В Петербурге, например, учреждения здравоохранения, включенные в систему оказания обязательных медицинских услуг, выдают гражданам страховые медицинские полисы, владельцы которых получают право на бесплатную медицинскую помощь.
Бюджетный федерализм - это совокупность принципов и механизмов бюджетно-финансовых отношений между различными уровнями власти и управления, предполагающая децентрализацию финансовой системы и расширение бюджетных прав регионов.
Основными принципами бюджетного федерализма являются:
♦ самостоятельность бюджетов различных уровней;
♦ законодательное разграничение бюджетной ответственности и полномочий по расходованию доходов между федеральными, региональными и местными органами управления;
♦ установление правовых методов регулирования межбюджетных отношений и предоставление финансовой помощи субъектам Федерации;
♦ обеспечение соответствия (сбалансированности) между функциями по расходованию средств и поступлениями доходов, закрепленными за данным бюджетным уровнем.
Российская система бюджетного федерализма включает:
♦ систему полюсов бюджетных потоков: федеральный бюджет, бюджеты 89 субъектов Федерации и местные бюджеты;
♦ налоговый федерализм, т. е. разграничение налогов на федеральные, региональные и местные;
♦ создание блока финансовых трансфертов в виде федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации;
♦ блок дотаций и субвенций субъектам Федерации.

На основании N 102-ФЗ от 01.04.2020г. с 2021 года форма исчисления налога на проценты по вкладам физических лиц изменится. Если в текущем году платить налог по вкладам требуется, только если депозит открыт под высокий процент, то с 2021 года под новый порядок попадает большинство, открытых в рублях или иностранной валюте вкладов. При этом закон предусматривает ряд исключений и особенностей, которые следует учесть при вычислении суммы налогового сбора. То есть, будет начисляться налог не только на вклады свыше 1 миллиона рублей, но если даже депозит существенно меньше 1 миллиона. Как будет рассчитываться налог в 2021 году - подробно и с примерами рассмотрим в статье.

Как изменится налогообложения доходов по вкладам

До конца 2020 года вкладчики платят налог на процентный доход по вкладам, только если ставка на 5% превышает текущую ключевую ставку. Причем налог начисляется на доход, превышающий ставку.

Например, ключевая ставка сегодня составляет 4,25% годовых, значит вклады, открытые до 9,25% налогом вовсе не облагаются. Если же депозит открыт под 10%, то налог начисляется на разницу: 10% - 9,25% = 0,75%. Сумма средств, размещенная на счетах, на размер бюджетных сборов не влияет.

С 2021 года налог на депозиты в России начисляется на весь процентный доход, полученный по вкладам, накопительным счетам, в том числе на проценты, начисляемые на остаток средств по банковским картам. Если доход превышает установленный необлагаемый лимит, с превышения необходимо перечислить налог в размере 13%.

Лимит вычислить просто: 1 000 000 * текущую ключевую ставку. Если сегодня она составляет 4,25%, значит, размер необлагаемого дохода равен 42 500 рублей.

Проценты, полученные по валютным счетам, переводятся в рубли по текущему курсу ЦБ РФ на дату фактического зачисления и также суммируются с доходом по рублевым вкладам и счетам.

Как рассчитать налог

В соответствии с НК РФ, налогом облагаются не сами вклады, а начисляемые проценты. К учету принимают только доходы – совокупная сумма процентов, полученная за календарный год. Собственные денежные средства, размещенные на депозитах, картах и счетах, налогом не облагаются.

Пример расчета налога на депозит: У физического лица в течение всего 2021 года открыт вклад на сумму 1 000 000 рублей под 7% годовых. За отчетный период совокупный доход составит 70 000 рублей (1 000 000 * 7%). Из этой суммы вычитается доля, которая не облагается налогом, в размере 42 500 рублей (для расчета взят последний показатель ключевой ставки 4,25%, но фактически, это переменное значение). Налог будет начислен на разницу и составит: (70 000 – 42 500) / 100*13% = 3 575 рублей.

При расчете необлагаемого лимита налоговый орган применяет ключевую ставку, зафиксированную на начало года.

Если ставка по вкладу не превышает 1% годовых, начисленные проценты при расчете налога не учитываются. Также не суммируются доходы по эскроу-счетам. Данная особенность распространяется на все счета, открытые в рублях.

Как платить налог на вклады

Впервые заплатить налог на доход по вкладам за 2021 год, по новым правилам, нужно в 2022 году, за 2022 год – в 2023. По истечении календарного (отчетного) года, до 1 февраля, банки будут самостоятельно передавать в ИФНС все данные по процентной прибыли, полученной вкладчиками по депозитам и накопительным счетам.

Сотрудники налоговой соберут сведения о счетах, открытых во всех банках, расположенных на территории РФ, посчитают совокупную сумму полученных процентов и направят уведомление, если она превысит необлагаемый лимит. В извещении от ИФНС будет указан точный размер налогового сбора.

Физическим лицам не придется производить расчеты и декларировать прибыль, достаточно дождаться письма от контролирующего органа и оплатить сбор в государственный бюджет в срок до 1 декабря 2022 года.

В результате на размер налога по депозиту влияют четыре основных фактора:

  1. Сумма средств, размещенных на вкладах.
  2. Процентная ставка по договору с банком.
  3. Ключевая ставка Центробанка РФ.
  4. Срок, в течение которого деньги хранились на депозитном счете в банке.

Популярные вопросы и ответы

Если открыто несколько депозитов до 1 млн рублей в разных банках?

Налоговый орган считает общий процентный доход по всем депозитам, открытым во всех российских банках. В том числе учитывают проценты, начисляемые на остаток средств по накопительным счетам, банковским картам. Не играет роли, будет это один крупный вклад или несколько мелких, налог начисляется на итоговую сумму.

Налог распространяется только на вновь открытые вклады?

Налоговый сбор начисляется на все процентные доходы по депозитам и счетам, которые физические лица получат с 2021 года. Дата оформления вклада или открытия счета значения не имеет.

Предусмотрены ли дополнительные льготы?

Каких-либо льгот для отдельных категорий граждан новый закон не предусматривает. Условно к послаблению относят необлагаемый лимит в 1 000 000 рублей. Будут ли облагаться налогом вклады пенсионеров, многодетных семей в будущем неизвестно.

Все ли вклады до 1 млн рублей не облагаются налогом?

Необлагаемый лимит рассчитывается относительно текущей ключевой ставки, а не от суммы размещенных средств. Если проценты по депозиту превышают ключевую ставку ЦБ, возникает база для исчисления налога.

Будет ли начислен налог на доход от курсовой разницы по валютным счетам?

Процентная прибыль по вкладам, открытым в иностранной валюте, переводится в рубли по курсу ЦБ РФ на дату фактического поступления на банковский счет. Заработок на курсовой разнице налогом не облагается, а убыток не уменьшает размер налогового бремени.

Заключение

С одной стороны, нововведение затрагивает финансовые интересы большей части вкладчиков, хранящих на банковских счетах свободные средства. Если раньше можно было свободно держать на депозите или накопительном счете деньги по выгодную ставку, то с 2021 года часть прибыли подлежит оплате в бюджет.

С другой стороны, понимая, каким образом начисляется налог, накоплениями до 1 млн рублей можно управлять. Например, при выборе тарифа по вкладам, стоит отдавать предпочтение ставкам, которые не превышают ключевую.

Физические лица, которые размещают на счетах свыше 1 млн, будут платить налог по вкладам независимо от ставки, потому что прибыль превысит необлагаемый лимит. Однако уплаченный НДФЛ за календарный год возрастает, что положительно отражается на других аспектах: при возврате излишне уплаченного налога этот факт может «сыграть на руку».

Также всем вкладчикам без исключения полезно отслеживать возможные изменения нового закона и колебания ключевой ставки. Это избавит от неожиданностей в будущем, если котировки внезапно возрастут или упадут, прямым образом повлияв на сумму налогового сбора за отчетный период.

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Читайте также: