Администрирование имущественных налогов организаций

Опубликовано: 30.04.2024


  • Сущность налогового администрирования
  • Функции налогового администрирования
  • Формы налогового администрирования
  • Методы налогового администрирования
  • Итоги

Налоговое администрирование, или налоговое управление, — процесс, без которого не может нормально существовать ни одно государство. Источником средств для реализации многих его функций служат налоговые поступления. Рассмотрим, как оно осуществляется в РФ.

Сущность налогового администрирования

Официального определения налогового администрирования не существует, но понятие налогового администрирования все шире используется в официальных документах, посвященных налоговой политике РФ. Это неудивительно: любому государству для его нормального функционирования нужны средства, которые собираются благодаря налоговым поступлениям. Чтобы налоговая система была эффективной и адекватно отзывалась на происходящие в стране изменения, ею надо управлять. Это управление, осуществляемое на государственном уровне, собственно и является налоговым администрированием.

Важно! Эффективная налоговая система должна отвечать потребностям государства и обеспечивать разумную нагрузку на налогоплательщиков, гарантируя при этом прозрачность порядка налогообложения и достаточный уровень контроля со стороны фискальных органов. Цель такой системы и, соответственно, налогового администрирования — сделать предпочтительной для налогоплательщика честную уплату всех налогов и оптимизировать работу контролирующих инстанций.

Налоговое администрирование предполагает не разработку законодательных актов в области налогообложения, а именно управление, т. е. организацию исполнения этих актов и выявление обстоятельств, которые мешают их эффективной работе.

Таким образом, данные, собранные в процессе налогового администрирования, могут не только способствовать эффективному сбору налогов, но и послужить причиной проведения налоговых реформ. Результатом постоянно ведущейся в РФ деятельности по совершенствованию налогового законодательства становятся регулярно вносимые в НК РФ изменения, и немалую роль в этом играет налоговое администрирование.

Функции налогового администрирования

Функции налогового администрирования осуществляются на 3 уровнях:

  • исполнительных органов власти (от Правительства РФ до администраций регионов), принимающих решения об основных направлениях налоговой политики, устанавливающих величину основных показателей для расчета ряда налогов (круг налогоплательщиков, ставки и льготы), анализирующих и прогнозирующих перспективы налоговых поступлений, вырабатывающих предложения для изменения НК РФ;
  • Минфина России, который разрабатывает конкретные процедуры в области налогообложения, методологию отчетности, консультирует налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства;
  • ФНС России, непосредственно взаимодействующей с плательщиками налогов и осуществляющей контроль за правильностью применения налогового законодательства.

Таким образом, налоговое администрирование подразумевает деятельность:

  • по определению направлений налоговой политики;
  • установлению значений показателей по расчету налогов;
  • организации учета налогоплательщиков;
  • разработке форм отчетности;
  • организации работы по сбору налогов;
  • контролю за исполнением налогового законодательства;
  • обработке информации по собираемым налогам;
  • прогнозированию и анализу объемов налоговых поступлений;
  • выявлению противоречивых или неэффективно работающих положений в налоговых законах;
  • выявлению схем уклонения от уплаты налогов;
  • установлению путей взаимодействия между различными структурами с целью получения дополнительной информации, необходимой для эффективного налогового контроля.

По ряду вопросов функции, реализуемые на различных уровнях налогового администрирования, пересекаются.

Формы налогового администрирования

Налоговое администрирование сводится:

  • на 1-м уровне — к обработке полученной информации, своевременному реагированию на нее путем разработки предложений по корректировке налогового законодательства и утверждению перспектив налоговой политики на очередной период;
  • на 2-м — к адекватному изменению методологии конкретных процедур в области налогообложения, выявлению несовершенства в законодательстве, разработке предложений по его изменению;
  • на 3-м — к изменению форм взаимодействия с налогоплательщиками, поиску эффективных мер контроля, выявлению схем нарушения налогового законодательства и возможностей их пересечения.

О том, что может сделать ИФНС при сомнениях в правомерности действий вашего контрагента, читайте в статье «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

Важно! Таким образом, понятие налогового администрирования оказывается значительно шире понятия налогового контроля, хотя основу налогового администрирования составляет в первую очередь контроль как за налогоплательщиками, так и за работающими с ними налоговыми органами. Это предполагает разработку детальной методологии проверок как составной части налогового администрирования, в т. ч. порядка контрольных проверок нижестоящих налоговых органов вышестоящими.

Следствием контроля становится возможность привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение установленных правил, и это также составляет часть функций налогового администрирования.

Важную роль играет такая составляющая налогового администрирования, как методологическое обеспечение процесса начисления тех налогов, в отношении которых налоговое законодательство устанавливает только общие принципы их расчета.

Другой важнейшей функцией налогового администрирования является сбор информации и ее обработка. Сюда относятся данные как по начислению налогов, так и по процедуре их сбора, методологии проверок, выявленным ситуациям ухода от налогов.

Завершающим этапом налогового администрирования в конкретном налоговом периоде становится выработка предложений по изменению и дополнению налогового законодательства, корректировка направлений налоговой политики.

Исходя из функций, охватываемых налоговым администрированием, оно занимает промежуточное положение между налоговым контролем (шире, чем он) и общим управлением налоговой системой страны (уже, чем оно).

Методы налогового администрирования

Главным и важнейшим методом налогового администрирования является контроль за выполнением требований налогового законодательства. Исходя из него, налоговое администрирование на нижнем уровне сводится к:

  • учету налогоплательщиков;
  • исключению из числа налогоплательщиков фактически не действующих;
  • контролю обоснованности применения правил налогового законодательства;
  • проверке правильности исчисления налогов;
  • применению допустимых мер воздействия на налогоплательщиков;
  • проверке действий самих налоговых органов.

Самый большой объем среди методов налогового администрирования занимают налоговые проверки налогоплательщиков — камеральные и выездные. С целью сокращения расходов на налоговое администрирование, среди которых максимум приходится на содержание налоговых органов, ведется работа по оптимизации их взаимодействия с налогоплательщиками:

  • предоставление режима наибольшего благоприятствования добросовестным налогоплательщикам, вплоть до их освобождения от выездных проверок;
  • налаживание электронного взаимодействия при представлении документов на проверку;

О том, какие документы уже можно сдавать в ИФНС электронным способом, читайте в статье «ФНС рассказала, как сдавать в инспекцию сканы документов».

  • отработка технологий получения информации из иных источников, не требующих больших трудозатрат;
  • организация оптимальной системы хранения полученных документов, облегчающей их поиск и обработку;
  • повышение профессионального уровня работников проверяющих органов, стандартизация и автоматизация их функций.

Налоговое администрирование ставит своей целью побуждение налогоплательщика к добросовестным действиям в части начисления и уплаты налогов под влиянием неотвратимости наказания за уклонение от них. Для этого налоговое администрирование использует:

  • наказание (штрафы, пени, закрытие счетов, арест имущества);
  • предоставление возможности выбора налогоплательщиком наиболее оптимальной для него системы налогообложения;
  • постепенность перехода к более высоким налоговым нагрузкам;
  • налоговое консультирование.

Внутри самих налоговых органов налоговое администрирование осуществляется в форме проверок (ревизий), обмена информацией и опытом работы.

На уровне исполнительных органов власти методы налогового администрирования заключаются в обработке данных и выработке оптимальных предложений по корректировке налогового законодательства и направлений налоговой политики с учетом прогнозных расчетов.

Итоги

Налоговое администрирование — понятие, важное для понимания целей налоговой политики РФ и происходящих в налоговом законодательстве изменений. Оно решает важнейшие финансовые задачи, необходимые для полноценного функционирования государства.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество организаций


Развитие бесконтактных способов администрирования уплаты налогов стало приоритетным направлением деятельности налоговых органов. Тенденция расширения зоны удаленного контроля особенно заметна в отношении облагаемого имущества. Каковы особенности, плюсы и минусы новой процедуры исполнения обязательств по имущественным налогам — рассмотрим в статье.

К числу имущественных налогов, уплачиваемых автономными учреждениями, относятся:

— налог на имущество организаций;

База для исчисления этих налогов консервативна, не зависит от объема доходов или прибыли, а значит, легче поддается удаленному администрированию. Развитие электронных технологий позволяет налоговым органам получать, минуя налогоплательщика, сведения обо всех объектах, подлежащих обложению имущественными налогами. Таким образом, налоговая инспекция в состоянии самостоятельно рассчитать налоговые обязательства плательщика и выставить ему соответствующее уведомление.

Новшества 2020 года

Федеральные законы от 15.04.2019 № 63-ФЗ [1] и от 29.09.2019 № 325-ФЗ [2] внесли многочисленные изменения в порядок налогообложения имущества организаций. На основании этих законов поэтапно с 2020 и 2021 годов происходит смещение администрирования имущественных налогов в сторону упрощения и смягчения, в том числе с помощью бесконтактных способов обмена сведениями. Для удобства налогоплательщиков ФНС на своем официальном сайте [3] разместила информацию о новшествах в налогообложении имущества организаций, вводимых на протяжении этих двух лет.

В 2020 году реализованы следующие законодательные инициативы:

— введен заявительный порядок предоставления льгот для налогоплательщиков-организаций по транспортному и земельному налогам;

— предоставлена возможность сверки с налоговым органом объектов обложения транспортным и (или) земельным налогом;

— отменено представление расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций;

— разрешена сдача «консолидированной» отчетности по налогу на имущество организаций.

Новшества 2021 года

Еще одна группа новаций будет введена для налогоплательщиков с 2021 года:

— будет отменена обязанность по представлению в налоговые органы деклараций по транспортному и земельному налогам за 2020 год и последующие налоговые периоды;

— налоговые органы начнут направлять организациям (их обособленным подразделениям) сообщения об исчисленной сумме транспортного и земельного налогов;

— сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций станут едиными — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Остановимся подробнее на каждом новшестве.

Налог на имущество организаций

Напомним, что с 2019 года из объектов обложения налогом на имущество исключено движимое имущество. Данная мера устранила, во-первых, двойное налогообложение транспортных средств и, во-вторых, дестимулирующее влияние налога на обновление и модернизацию парка оборудования.

База по налогу на имущество организаций исчисляется как среднегодовая стоимость имущества, а в отношении отдельных объектов — как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН [4] . Перечень видов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, установлен ст. 378.2 НК РФ и включает, в частности:

— административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

— офисы, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

— жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, иные жилые строения.

Как уже отмечалось, в целях сокращения документооборота с 2020 года отменена обязанность представлять квартальные расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество.

Для автономных учреждений, имеющих объекты недвижимости на территории разных субъектов РФ, с 01.01.2020 возникла возможность представлять декларацию в отношении тех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, в одну инспекцию по своему выбору. Достаточно уведомить об этом налоговый орган по субъекту РФ. Уведомление о порядке представления декларации по налогу на имущество организаций подается по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@. Таким образом, для подачи декларации вместо нескольких налоговых органов можно выбрать один [5] . Типовые ситуации по применению упрощенного порядка представления декларации по налогу на имущество организаций обобщены в Письме ФНС РФ от 12.02.2020 № БС-4-21/2240@.

Транспортный и земельный налоги

С 2020 года установлен заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам. Заявление о предоставлении такой льготы налогоплательщик заполняет на основании документов, подтверждающих право на льготу за период ее действия, указываемый в заявлении, и подает в любой налоговый орган.

Форма заявления, порядок ее заполнения и формат представления заявления в электронном виде утверждены Приказом ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Если документы-основания, указанные в заявлении, у налоговой инспекции отсутствуют, она запрашивает сведения, подтверждающие право на льготу, у лиц и органов, располагающих ими, затем информирует налогоплательщика о результатах. Ответы на наиболее частые вопросы, касающиеся применения заявительного порядка предоставления налогоплательщикам-организациям льгот по транспортному и земельному налогам, приведены в Письме ФНС РФ от 10.12.2019 № БС-4-21/25284@.

С 01.01.2021 изменяется дата уплаты транспортного и земельного налогов — ее перестанут устанавливать субъекты РФ и муниципальные образования. Налоги надо будет уплачивать до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. А авансовые платежи по указанным налогам — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Начиная с 2021 года отменяется представление деклараций по транспортному и земельному налогам. В течение 2021 года налоговые органы будут принимать декларации (в том числе уточненные) по транспортному и земельному налогам только за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненные декларации, если первоначально они были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

С 2021 года инспекции сами проинформируют организации, владеющие транспортными средствами и земельными участками, об исчисленных налогах за прошедший период. Всю необходимую информацию налоговая служба автоматически получит от регистрирующих органов (территориальные управления Росреестра, подразделения ГИБДД, центры ГИМС МЧС РФ, органы гостехнадзора и т. п.). Формы сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного и земельного налогов утверждены Приказом ФНС РФ от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@.

Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит налоговикам взаимодействовать только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений [6] .

Готовясь к вступлению в силу вышеперечисленных новаций, налогоплательщики-организации, имеющие объекты обложения транспортным и (или) земельным налогом, уже сейчас могут обратиться в налоговые инспекции по месту нахождения указанных объектов за проведением по ним сверки сведений, содержащихся в ЕГРН. Для проведения этой процедуры целесообразно запросить в налоговом органе выписку из ЕГРН об автономном учреждении, где указываются все учтенные транспортные средства и земельные участки.

Такая выписка выдается бесплатно. Детали процедуры сверки сведений о транспортных средствах и земельных участках организаций раскрыты в Письме ФНС РФ от 16.01.2020 № БС-4-21/452@.

Если будут выявлены расхождения сведений, содержащихся в ЕГРН, и сведений, имеющихся у органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, целесообразно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества (земельного участка), транспортного средства. В сообщении надо указать сведения, в отношении которых выявлены расхождения, и по возможности приложить к нему документы-основания с характеристиками соответствующих объектов.

Заключение

[1] «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

[2] «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

[4] Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) ведется ФНС и ее территориальными органами на основе единых методологических и программно-технических принципов и документированной информации, имеющейся у налоговых органов, в том числе полученной из органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих госрегистрацию транспортных средств, государственный кадастровый учет и госрегистрацию прав на недвижимое имущество.

[5] Данное положение не применяется, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты (п. 1.1 ст. 386 НК РФ).

[6] Информация ФНС РФ «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций».

Вторник
18 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

О представлении налоговой отчетности по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости, а также об администрировании данного налога

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 29 апреля 2014 г. N БС-4-11/8482

Согласно п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Кодекса.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  3. объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Согласно положениям п. п. 2 и 7 ст. 378.2 Кодекса налоговая база в отношении перечисленных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, начиная с 1 января 2014 г. налогоплательщики, имеющие на балансе указанные в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса объекты, должны облагать указанные объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации применительно к налоговому периоду 2014 г. соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 386 Кодекса организация, являющаяся налогоплательщиком налога на имущество организаций, обязана представлять налоговые декларации по налогу на имущество организаций (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу) по местонахождению организации, местонахождению ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, и по местонахождению объектов недвижимости, находящихся вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс.

При этом согласно разъяснениям Управления ФНС России по г. Москве от 08.07.2011 N 16-15/066539@ организации, зарегистрированные на территории г. Москвы, имеющие на балансе объекты недвижимого имущества, расположенные в различных административно-территориальных районах г. Москвы, производят уплату налога, а также включают данные по этим объектам недвижимого имущества в расчеты по авансовым платежам и декларации по налогу, представляемые в ИФНС России по г. Москве по местонахождению головной организации.

Указанный порядок не распространяется на случаи заполнения налоговой отчетности по налогу и уплаты налога за налоговый (отчетные) периоды 2014 г. организациями, зарегистрированными на территории г. Москвы, в отношении объектов, поименованных в пп. 1 - 3 п. 1 ст. 378.2 Кодекса.

В отношении указанных объектов налоговая отчетность по налогу представляется в ИФНС России по г. Москве по их местонахождению.
Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 Кодекса отнесенные к категории крупнейших, согласно абз. 3 п. 1 ст. 386 Кодекса представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Согласно п. 8 указанного Письма ФНС России межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, находящиеся на территории г. г. Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляют администрирование налога на имущество организаций в части сумм налога, зачисляемых в бюджет г. г. Москвы и Санкт-Петербурга.
Межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляют администрирование налога на имущество организаций в части сумм налогов, зачисляемых:

  • в бюджет г. Москвы;
  • в бюджет г. Санкт-Петербурга;
  • в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет (по соответствующему коду ОКАТО/ОКТМО) в границах муниципального образования по месту нахождения межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, в котором находится место нахождения крупнейшего налогоплательщика (место регистрации в качестве юридического лица). Администрирование налога на имущество организаций, подлежащего уплате крупнейшими налогоплательщиками за пределами вышеуказанного административно-территориального образования, межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам не осуществляют.

При этом до внесения изменений в указанное Письмо ФНС России следует довести до сведения налогоплательщиков, что налог на имущество организаций в части сумм, исчисленных в отношении расположенных на территории г. Москвы объектов недвижимого имущества, поименованных в пп. 1 - 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, подлежит администрированию в налоговом периоде 2014 г. в ИФНС России по г. Москве по местонахождению указанных объектов.
При этом представление налоговой отчетности по налогу крупнейшими налогоплательщиками в отношении указанных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, определенном абз. 3 п. 1 ст. 386 Кодекса.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 29 апреля 2014 года N БС-4-11/8482

Об администрировании налога на имущество организаций

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

Согласно положениям пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Кодекса налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, начиная с 1 января 2014 года налогоплательщики, имеющие на балансе указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объекты, должны облагать указанные объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации применительно к налоговому периоду 2014 года соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 386 Кодекса организация, являющаяся налогоплательщиком налога на имущество организаций, обязана представлять налоговые декларации по налогу на имущество организаций (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу) по местонахождению организации, местонахождению ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, и по местонахождению объектов недвижимости, находящихся вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс.

При этом согласно разъяснениям Управления ФНС России по г.Москве от 08.07.2011 N 16-15/066539@ организации, зарегистрированные на территории г.Москвы, имеющие на балансе объекты недвижимого имущества, расположенные в различных административно-территориальных районах г.Москвы, производят уплату налога, а также включают данные по этим объектам недвижимого имущества в расчеты по авансовым платежам и декларации по налогу, представляемые в ИФНС России по г.Москве по местонахождению головной организации.

Указанный порядок не распространяется на случаи заполнения налоговой отчетности по налогу и уплаты налога за налоговый (отчетные) периоды 2014 года организациями, зарегистрированными на территории г.Москвы, в отношении объектов, поименованных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса.

В отношении указанных объектов налоговая отчетность по налогу представляется в ИФНС России по г.Москве по их местонахождению.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Кодекса отнесенные к категории крупнейших, согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 386 Кодекса представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Согласно пункту 8 указанного письма ФНС России, межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, находящиеся на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляют администрирование налога на имущество организаций в части суммы налога, зачисляемых в бюджет городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляют администрирование налога на имущество организаций в части сумм налогов, зачисляемых:

в бюджет города Москвы;

в бюджет города Санкт-Петербурга;

в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет (по соответствующему коду ОКАТО/ОКТМО) в границах муниципального образования по месту нахождения межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, в котором находится место нахождения крупнейшего налогоплательщика (место регистрации в качестве юридического лица). Администрирование налога на имущество организаций, подлежащего уплате крупнейшими налогоплательщиками за пределами вышеуказанного административно-территориального образования, межрайонные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам не осуществляют.

При этом до внесения изменений в указанное письмо ФНС России следует довести до сведения налогоплательщиков, что налог на имущество организаций в части сумм, исчисленных в отношении расположенных на территории г.Москвы объектов недвижимого имущества, поименованных в подпунктах 1-2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, подлежит администрированию в налоговом периоде 2014 года в ИФНС России по г.Москве по местонахождению указанных объектов.

При этом представление налоговой отчетности по налогу крупнейшими налогоплательщиками в отношении указанных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, определенном абзацем третьим пункта 1 статьи 386 Кодекса.

Действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса
С.Л.Бондарчук

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ внес множество изменений в Налоговый кодекс, многие из них вступили в силу с января 2020 года.

Все важные изменения, которые помогут бухгалтеру разобраться, как теперь взаимодействовать с налоговиками, представлены в нашем материале.

Закон N 325-ФЗ — основные моменты

Часть I НК РФ

Часть I НК РФ Норма Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ Норма
НК РФ
Дата
вступления
в силу
Наделение полномочиями обособленных подразделений

Обособленное подразделение может начислять и выплачивать зарплату, только если у него открыт счет в банке (Письмо ФНС РФ от 02.10.2019 N БС-4-11/21726@).

Налоговый орган может передавать документы через МФЦ, а не только под расписку или заказным письмом.

Дата получения организацией — день, следующий за днем получения МФЦ документов.

Налоговая может сообщать о наличии задолженности по пеням, штрафам, процентам через СМС и электронную почту:

Решение о взыскании задолженности до 3 тыс. руб. по одному требованию за счет денежных средств организации принимается в течение 2-х месяцев со дня, когда:

Размещаются сведения о:

  • решении применить запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества в качестве обеспечительной меры;
  • отмене либо прекращении действия такого решения.

Порядок информирования: на сайте ФНС в течение 3 дней после принятия решения, но не ранее:

По просьбе организации, в отношении которой принято решение о наложении ареста на имущество, налоговая может принять решение о замене ареста на:

При камеральной проверке срок принятия решения о зачете или возврате переплаты устанавливается:

Ограничение по зачету переплаты в счет налога того же вида отменяется в октябре 2020 года. Например, с этого периода можно зачесть переплату по земельному налогу, который относится к местному бюджету, в счет недоимки по транспортному налогу, который относится к региональному бюджету

Возврат переплаты по налогу возможен, если нет недоимки по другим налогам или задолженности по соответствующим пеням, штрафам.

Если принято решение о взыскании недоимки на сумму более 1 млн руб., и оно не исполнено в течение 10 дней после принятия, налоговый орган может:

  • осмотреть территорию, помещения, документы и предметы организации;
  • потребовать документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах.

Ограничения на осмотр:

НДС (Глава 21)

НДС (Глава 21) Норма Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ Норма НК РФ Дата вступления в силу
Право на применение ставки 0% можно подтвердить реестрами документов

Сведения в виде реестра в электронной форме предоставляются для подтверждения 0% при:

  • вывозе припасов;
  • пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;
  • доставке экспресс-грузов.

Изменились правила восстановления НДС после реорганизации. НДС, принятый к вычету правопредшественником, восстанавливается правоприемником:

  • по полученным товарам (работам, услугам), в т. ч. по ОС, НМА, имущественным правам, если они используются в операциях, не облагаемых НДС;
  • если правоприемник переходит на УСН или ЕНВД;
  • если правопредшественником перечислена предоплата, а получает товар правоприемник;
  • если уменьшилась стоимость товаров, которые приобрел правопредшественник, либо расторгнут договор.

Период восстановления НДС:

  • правопреемник переходит на спецрежим в периоде, предшествующем переходу на спецрежим;
  • правопреемник — новое юрлицо — переходит на спецрежим в первом квартале, начиная с которого правопреемник применяет УСН, ЕНВД;
  • организация на ОСН присоединяется к организации на спецрежиме в первом квартале, после квартала, в котором внесена в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности присоединенного юрлица.

  • счета-фактуры (их копии), прилагаемые к передаточному акту или разделительному балансу;
  • бухгалтерская справка-расчет (при отсутствии счетов-фактур).

  • по товарам работам, услугам — на основании стоимости, указанной в счет-фактуре (справке-расчете), т. е. в том размере, в котором налог принят к вычету правопредшественником;
  • по ОС и НМА — пропорционально остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Новые требования распространяются на правопреемников, зарегистрированных после 01.01.2020 (Письмо Минфина от 27.02.2020 N 03-07-11/14211)

Налог на прибыль (Глава 25)

Налог на прибыль (Глава 25) Норма Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ Норма НК РФ Дата вступления в силу
Отнесение результатов интеллектуальной деятельности к амортизируемому имуществу

Установлены критерии, по которым результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности признаются амортизируемым имуществом:

Срок полезного использования больше не продлевается на период нахождения ОС на консервации.

Разрешено менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

До 31.12.2021 продлен период, в который база по налогу на прибыль не может быть уменьшена на сумму убытков за предыдущие налоговые периоды более чем на 50 %.

Расходы на ремонт иного имущества так же, как и по ОС, относятся к прочим расходам.

ЕНВД (Глава 26.3), ПСН (Глава 26.5)

ЕНВД (Глава 26.3),
ПСН (Глава 26.5)
Норма Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ Норма НК РФ Дата вступления в силу
Запрет применения ЕНВД и ПСН по отдельным видам деятельности

Транспортный налог (Глава 28), земельный налог (Глава 31)

Транспортный налог (Глава 28), земельный налог (Глава 31) Норма Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ Норма НК РФ Дата вступления в силу
Обязанность сообщить о наличии транспортных средств и (или) земельных участков

Обязанность возникает, если от налогового органа не получено сообщение о начисленной сумме транспортного или земельного налога.

Что предоставляем: сообщение о наличии объекта и копии документов, которые подтверждают госрегистрацию транспортного средства, право на земельный участок.

Когда предоставляем: однократно до 31 декабря, следующего за истекшим налоговым периодом.

Не предоставляем сведения, если:

  • получали сообщение о налоге;
  • заявляли о предоставлении налоговой льготы.

Транспортный и земельный налоги организация должна оплатить не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи —не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налог на имущество (Глава 30)

Налог на имущество (Глава 30) Норма Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ Норма НК РФ Дата вступления в силу
Налогом на имущество облагается недвижимость вне зависимости от признания в качестве ОС

Если недвижимость принадлежит организации на праве собственности или хозяйственного ведения, вне зависимости от того, учтена ли она на балансе организации в составе основных средств, нужно платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости.

Если кадастровая стоимость объектов недвижимости не определена, налоговая база принимается как среднегодовая стоимость.

Торговый сбор (Глава 33)

Торговый сбор (Глава 33) Норма Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ Норма НК РФ Дата вступления в силу
Расчет ставки сбора по торговле через объекты стационарной торговой сети

НДФЛ (Глава 23)

НДФЛ (Глава 23) Норма Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ Норма НК РФ Дата вступления в силу
Единовременные компенсации для педагогов

Если есть несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, организация может отчитаться и перечислить НДФЛ в бюджет по месту нахождения:

  • одного из таких обособленных подразделений;
  • организации, если она и ее обособленные подразделения находятся на территории одного муниципального образования.

Не позднее 1-го числа налогового периода — уведомляем о выборе ИФНС, в которых стоят на учете обособленные подразделения. В течение года изменить выбор нельзя.

Если по итогам налоговой проверки доначислен (взыскан) НДФЛ, он уплачивается за счет налогового агента.

При численности работников до 10 человек можно представить 6-НДФЛ и 2-НДФЛ на бумажных носителях, если больше — только в электронной форме.

Страховые взносы (Глава 34)

Страховые взносы (Глава 34) Норма Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ Норма НК РФ Дата вступления в силу
Обязательное условие для обособленных подразделений о наличии счета в банке

Организации с численностью штата 10 человек и менее, могут представлять расчеты по страховым взносам, как на бумажном носителе, так и в электронной форме. При численности от 11 человек обязательно представление расчетов в электронной форме.

За период, когда статус адвоката приостановлен, страховые взносы не начисляются и не уплачиваются. Для этого необходимо подать в налоговую заявление об освобождении от уплаты страховых взносов.

См. также:

  • Налог на прибыль за I квартал 2020 года
  • Изменения по налогу на прибыль с 2020 года
  • Налог на имущество в 2020 году
  • Транспортный налог в 2020 году
  • Земельный налог в 2020 году
  • ЕНВД в 2020 году для ИП: какие изменения ожидают
  • В 2020 году изменится ставка торгового сбора
  • Изменения в отчетности в 2020 году для бухгалтера

Если Вы еще не подписаны:

Активировать демо-доступ бесплатно →

или

Оформить подписку на Рубрикатор →

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. [27.04.2020 эфир] Налоговый контроль и налоговое администрирование в кризисный период: ожидания и реальность. Проверки, взыскания, пени и штрафы, отсрочки по уплате налоговПрямой эфир прошёл 27 апреля 2020 г. Лектор: Климова М.А.
  2. Раздел «Администрирование», просмотр версий объектов (ЗУП 3.1.3).
  3. Перечисление имущественных налогов в 2021 году.
  4. Ставка налогов по страховым взносам (малое предприятие) после регресса в 2021 году.Малое предприятие, у директора доход в мае превысит 1465 000.

Карточка публикации

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Рекомендации Минтруда по нерабочим дням мая 2021 года

Спасибо за вебинар Марине Аркадьевне! Очень четко, грамотно подается такая запутанная тема, как НДФЛ!

Читайте также: