Административное право налоговое право

Опубликовано: 06.05.2024

АП –настолько универсальная и масштабная отрасль, регулирующая все и вся, вникающая в различные сферы деятельности. Поэтому, любые проявления власти, которые не отнесены к КП, являются АП. Административное право-это все публичное право за вычетом КП. А что тогда с НП во взаимосвязи с АП? Китайских стен между отраслями права нет. Если мы посмотрим на историю вопроса, историю налогообложение, то, конечно, правила и порядок изъятия у налогоплательщиков денежных средств в качестве налога регулировался изначально полицейским правом (ныне АП). Но для налоговых отношений характерны некоторые особенности, которые позволяет выделить соответствующие нормы в особый блок. Какие это особенности? Прежде всего, это имущественный характер- самая главная особенность налоговых отношений. Все организационные отношения, о которых мы говорим, они не носят самостоятельный характер, они примыкают к этим имущественным налоговым отношениям, связанным с уплатой налога. А вот отношения по уплате налога- это, все-таки, не в чистом виде управленческие отношения, характерные для предмета АП, в АП, так или иначе, мы имеем дело с властными предписаниями органа государственного управления по отношению к обязанным лицам. В АП велика роль индивидуальных предписаний, когда орган государственного управления издает индивидуальные правоприменительные акты, выдает лицензии, разрешения, предписывает определённые действия. И т.д. Регистрирует различные акты. В НП индивидуальный акт не имеет такого значения, потому что налоги уплачиваются во исполнение не индивидуальных нормативных актов, а во исполнение нормативного акта, во исполнение закона, поэтому мы не может сказать, что налог уплачивается в следствие действий налогового органа или по указанию налогового органа. В силу того, что налоговый орган промает какое-то управленческое решение. Это не так. Управленческие решения налоговый орган принимает в связи с нарушением нормы налогового законодательства, когда налогоплательщик допустил недоимку, не уплатил налог, то здесь налоговый орган может принять управленческое решение в виде понуждения налогоплательщика к исполнению законной обязанности уплатить налог, но не более того. Размер налоговой обязанности определён нормативно. Поэтому сфера индивидуального управления в НП, она, все-таки, очень ограничена. И мы не можем исходить из того, что налогоплательщик подчинен налоговому органу. Между ними возникают не отношения вертикальной подчиненности, которые характерны для АП (вышестоящий-нижестоящий орган). Для отношений налогового органа и налогоплательщика характерна, скорее, функциональная зависимость налогоплательщика, в определенном отношении, зависит от налогового органа. Нпр, подконтролен ему, НО только в части уплаты налогов, только в рамках этой функции. Кстати, на практике это зачастую игнорируется –возникают конфликты на пустом месте. Скажем, налоговый орган проводит проверку, устанавливает, что налогоплательщик осуществлял какую-то деятельность, допустим, образовательную, не имея на это лицензии, и вот налоговый орган на этом основании делает какие-то выводы в акте, скажем, отказывает в применении льготы или какой-то пониженной ставки налога, считая, что раз нет лицензии-значит и деятельность не является образовательной. Или, скажем, налогоплательщик вводит в эксплуатацию какой-то объект(одно из дел, рассмотренное ВАС, было связано с тем, что налогоплательщик- организация связи мобильной ввела в эксплуатацию объект ретрансляции сигнала, не имея специального разрешения надзорного органа. Ввело, использовало и т.д. и затраты на использование этого оборудования учитывало для целей налогообложения. Налоговый орган посчитал, что хоть оборудование и использовали, но раз не было разрешения, поэтому мы вам отказываем в учете этих затрат. Как бы вы рассуждали? Нарушение со стороны налогоплательщика есть, он ввел оборудование в эксплуатацию, но разрешения на это не имел. А как вы полагаете, это дело налогового органа? НЕТ! Налогоплательщик и налоговый орган находятся в отношении функциональной зависимости, в рамках определённой функции-функции правильного исчисления и уплаты налогов, только в рамках этой функции.Поэтому налоговый орган не является для налогоплательщика вышестоящей организацией, которая может контролировать всю полноту его деятельности во всех ее проявлениях. Только в рамках исполнения налоговой обязанности, поэтому наличие лицензии, разрешений, аморальное поведение генерального директора находятся за рамками контрольных функций налогового органа, по этому признаку мы можем отличать отношения налоговые и административные.

Административные отношения в налоговой сфере тоже возможны, НО ТОЛЬКО НЕ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ. А вот между самими налоговыми органами, когда вышестоящий налоговый орган взаимодействует с нижестоящим налоговым органом. Здесь уже есть отношения иерархической подчиненности, вертикальной подчиненности. И вышестоящий орган можно контролировать деятельность нижестоящего, координировать ее, направлять эту деятельность во всех ее проявлениях. Тут уже есть подчиненность. Но если для вас это нюанс, то для законодателя это было очень важно, потому что одно дело включить вот эти нормы, связанные с контролем, ответственностью, законы административные и подчинить их правилам административного регулирования, которые на сегодняшний день не дают достаточных гарантий поднадзорным, подконтрольным лицам, с точки зрения повторности проверок, с точки зрения качества этой проверки, обжалований и т.д. и т.п., хотя есть специальный закон о гарантиях: «хозяйствующим субъектам при осуществлении контроля и надзора», но требования, которые там предъявляются, не такие строгие, как в налоговом законодательстве. А почему в налоговом законодательстве они такие строгие? Потому что речь здесь идет о праве собственности, об изъятии имущества, которое принадлежит налогоплательщику на праве собственности, т.е. о гарантиях конституционного права, и вот поэтому законодатель вот это конституционное, фундаментальное право собственности гарантировал в большей степени, чем, может быть, некоторые иные права в рамках административного регулирования. Но нет ничего вечного. Сказать, что отношения по контролю в налоговой сфере не могут быт урегулированы АП нельзя. Возможно, что через несколько лет законодатель посчитает иначе, как в свое время с таможенным регулированием произошло. Может выведет соответствующие нормы из числа норм налогового законодательства и обособит это в ином акте, такое возможно. Но, конечно, отношению по контролю, по привлечению к ответственности, сейчас они теснейшим образом связаны с налоговыми, имущественными отношениями. Нпр, ответственность. Ответственность за неуплату налога, конечно, она могла бы быть административной, в принципе. Есть же уголовная ответственность за уклонением от уплаты налогов, можно было бы ввести административную ответственность, но для того, чтобы ввести эту ответственность, надо подумать, а какой будет размер этой ответственности. Сейчас он кратный к неуплаченной сумме налога, 20, 40 процентов в зависимости от вида правонарушения от неуплаченной суммы налога. Значит, для того, чтобы привлечь к ответственности, для начала нужно налог установить. А сумма налога явно не по нормам административного законодательства считается, а по нормам налогового законодательства в рамках налоговой проверки. Стоит ли настолько усложнять взаимодействие государства и налогоплательщика, чтобы вот эти вот производства, связанные со взысканием недоимки и определением ее размера и привлечением к ответственности, шли параллельно, но в рамках разных производств. Наверное, не стоит. Это существенно бы усложнило взаимодействие частного и публичного субъекта. Нынешнее регулирование можно признать оптимальным.

Завершая первую тему, надо сказать о системе налогового права, коль скоро мы говорим, что НП-это правовая отрасль, то она представляет собой некую сложную систему. Для отрасли права характерно наличие Общей и Особенной части. Очень даже показательно это в НП, есть общая и особенная части-первичное разделение норм. Общая часть, которая представлена 1 частью НК-это совокупностью норм, устанавливающих общие принципы налоговой системы, затем правовой статус участников налоговых отношений, затем порядок исполнения налоговой обязанности, порядок осуществления налогового контроля, процедуры и основания привлечения к ответственности, и способы защиты прав налогоплательщика. Все эти институты и нормы применяются независимо от того, о каком налоге идет речь, это общие нормы, они выведены за скобки, они сконцентрированы в Общей части, в этом смысле оно носят универсальный характер для всей налоговой системы, идет ли речь о федеральных налогах или о местных налогах. В свою очередь, Особенная часть -это совокупность норм, регулирующих порядок исчисления отдельных налогов. Соответственно, во 2 части НК мы найдем положения, которые это регулируют, надо сказать по поводу соотношения Общей и Особенной частей. Тут не все так просто, в том смысле, что на практике возникает немало проблем, коллизий, связанных с несоответствием положений Особенной части положениям Общей части. Тут есть, конечно, и огрехи юридической техники- Налоговый кодекс все время меняется, мало того, 1 часть принимали в 1998 году. А главы Особенной части принимались с 2001 и дальше. Каждый год вводили новую главу. Естественно, логически и хронологически произошли некие несоответствия, но связано это может быть и с сознательной волей законодателя, когда законодатель в отступление от нормы Общей части применительно к отдельному налогу устанавливает специальное правовое регулирование. И тут должен быть различный подход. Если речь идет о коллизии, возникшей в связи с недостатком юридической техники, то предпочтение должно отдаваться Общей части. Потому что она, в этом смысле, в большей степени соответствует принципам налоговой системы и такому принципу как всеобщность и равенство налогообложения. А вот если речь идет о сознательном законодательном решении, то есть о специальной норме, то специальная норма имеет приоритет. Со времен римского права мы так поступаем.

Мы теперь имеем общее представление о предмете, методе, системе НП, можем отграничить НП от смежных областей- ГП, БП, АП. Бесспорно, эти отрасли тесным образом связаны, но в то же время налицо и яркая отраслевая специфика, которая усиливается спецификой источников НП. Тех внешних форм выражения норм НП, которые регулируют рассмотренные нами отношения.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.)


CC BY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Папоян Анна Ашотовна, Салова Ксения Олеговна, Чернов Юрий Иванович

В данной статье рассматриваются и анализируются административно-правовые и гражданско-правовые векторы развития российского налогового права . Показан административно-правовой базис налогового права . Отмечается усиление диспозитивных начал налогово-правового регулирования, проникновение гражданско-правовых конструкций в налоговый закон, а также сходство и различие однородных налогово-правовых и гражданско-правовых институтов

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Папоян Анна Ашотовна, Салова Ксения Олеговна, Чернов Юрий Иванович

Текст научной работы на тему «Административно-правовые и гражданско-правовые векторы развития налогового права»

Папоян Анна Ашотовна

студентка 4 курса юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина papoian1996@mail.ru

Салова Ксения Олеговна

студентка 4 курса юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина raoux@mail.ru

Чернов Юрий Иванович

кандидат юридических наук, доцент,

кафедра административного и финансового права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина admfinkubsau@yandex.ru

4th Student of Law Faculty, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin papoian1996@mail.ru

4th Student of Law Faculty, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin raoux@mail.ru

Yurii I. Chernov

Candidate of Law, Associate Professor, Chair of Administrative and Financial Law, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin admfinkubsau@yandex.ru

Административно-правовые и гражданско-правовые векторы развития налогового права

and civil law vectors of tax law development

Аннотация. В данной статье рассматриваются и анализируются административно-правовые и гражданско-правовые векторы развития российского налогового права. Показан административно-правовой базис налогового права. Отмечается усиление диспозитивных начал налогово-правового регулирования, проникновение гражданско-правовых конструкций в налоговый закон, а также сходство и различие однородных налогово-правовых и гражданско-правовых институтов

Ключевые слова: административное право, гражданское право, налоговое право, поручительство, банковская гарантия, способы обеспечения обязательств.

Annotation. This article examines and analyzes the administrative and civil law vectors of Russian tax law's development. The administrative basis of tax law is highlighted. There is a strengthening of tax and legal regulation's discretionary principles, insertion of civil law structures into tax law, as well as similarity and difference between similar tax law and civil law institutions.

Keywords: administrative law, civil law, tax law, surety, bank guarantee, ways of securing obligations.

Современное налоговое право в нашем государстве, возникнув с первыми законами СССР и законами Российской Федерации, посвященными налогообложению, несмотря на наличие самого объемного специального кодифицированного федерального закона, является одной из самых молодых и развивающихся отраслей отечественного права.

Диффузия административно-правовых и гражданско-правовых конструкций в налоговом праве, пересечение гражданско-правовых и административно-правовых векторов развития налогового законодательства, несомненно, представляют собой один из весьма перспективных объектов сравнительно-правовых исследований теории юриспруденции.

Изначально, с момента принятия в 1991 году первого российского комплексного закона по вопросам налоговой деятельности государства [1], в данной общероссийской инкорпорации использовались исключительно публично-правовые конструкции.

В то же время, в части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) закреплены целые пласты юридических конструкций явно цивилистического генезиса, направленные на регулирование имущественных отношений в налоговой сфере. С каждым последующим годом и по настоящее время количество налогово-правовых норм и институтов, имеющих гражданско-правовые истоки, в НК РФ последовательно растет.

В настоящее время очевидна тенденция массированного проникновения базовых гражданско-правовых понятий, институтов и норм в налоговое законодательство. В ряде случаев именно отечественные гражданско-правовые юридические конструкции выступают эталоном при разработке отдельных институтов и норм налогового законодательства России. Подмечено, что применению институтов налогового права предшествует применение институтов гражданского права [2].

Между тем, административно-правовой фундамент налогового законодательства заключается в следующем: во-первых, в императивном методе властного предписания, во-вторых, в том, что налоговая деятельность государства и муниципальных образований (предмет налогового права) фактически обособился из предмета финансового права, который в свое время обособился из предмета административного права. Следствием тесной публично-правовой общности налогового и административного права выступает, в частности продолжительная и интенсивная дискуссия о юридической природе так называемых налоговых санкций, предусмотренных НК РФ: являются ли они воплощением нового вида юридической ответственности (финансовой или налоговой) либо фактически являются мерами административного принуждения, закрепленными в налоговом законодательстве.

Для части первой НК РФ характерно наличие блоков налогово-правовых норм, с ярко выраженной административно-деликтной направленностью, регулирующих так называемую налого-во-правовую ответственность за совершение таких правонарушений:

• нарушение порядка постановки и уклонения от постановки на учет в налоговом органе;

• нарушение правил предоставления и не предоставления налоговой декларации;

• предоставление в налоговый орган недостоверной информации;

• неуплату и неполную уплату налогов и др.

Часть вторая НК РФ также являет собой пример интенсивного насыщения источника публичного права понятиями, терминами гражданско-право-

вого характера (недвижимое имущество, ценные бумаги, индивидуальные предприниматели, деньги, страхование и т.д.).

При этом, в налоговых правоотношениях возникла конкуренция применения понятий «юридическое лицо» и «организации».

В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ): «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Из этого следует, что юридическое лицо обладает следующими признаками:

• наличием обособленного имущества и способностью отвечать им по своим обязательствам;

• возможностью приобретать или осуществлять имущественные и неимущественные права, а также нести обязанности;

• правом выступать ответчиком и истцом в суде.

В соответствии со статьей 11 НК РФ: «Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации». Из данного определения следует: организация - это то же юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством РФ или юридические лица, учрежденные иностранными государствами (их структурные подразделения либо объединения юридических лиц).

В качестве примера организации как объединения юридических лиц выступает такой специальный субъект налогового права, как консолидированная группа налогоплательщиков, целевое назначение которой - оптимизация платежей по налогу на прибыль [3].

Понятие «индивидуальный предприниматель» берет свое начало в цивилистическом законе. В соответствии со статьей 23 ГК РФ, под индивидуальным предпринимателем понимается гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в таковом качестве.

В соответствии со статьей 11 НК РФ, индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном

порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Очевидно заимствование налоговым законодательством гражданско-правовой конструкции статуса физического лица, целенаправленно осуществляющего предпринимательскую деятельность и подлежащего государственной регистрации.

На современном этапе налоговое право активно насыщается нормами и юридическими конструкциями гражданско-правового генезиса, и в этой связи закономерен вопрос: не являемся ли мы свидетелями эволюции российского налогового права от отрасли публичного права к комплексной отрасли права?

Ответ может показаться положительным, потому что при равноправии или даже господстве гражданского правового вектора в отечественном налоговом праве у налогоплательщиков появится больше вариантов диспозитивного поведения в сфере конкурентной рыночной экономики. Однако сама природа налогового права предполагает его публично-правовой характер, для нормального функционирования налоговой системы, эффективного применения как налогово-правового стимулирования, так и фискальных платежей, необходимо применять метод императивного предписания. Недостаточно продуманное гражданско-правовое «новаторство» в налоговом законе снижает эффективность правоприменения.

Так, в ГК РФ статья 361 регламентирует основания возникновения поручительства. Согласно данной норме, поручительство представляет собой обязательство поручителя перед кредиторами другого лица за исполнение последним своих обязательств полностью либо в какой-либо части. Поручительство возникает либо в договорном порядке, когда лица заключают подобный договор в рамках исполнения денежных или не денежных обязательств, которые могут возникнуть в будущем либо на основании закона при наступлении определенных обстоятельств. В качестве поручителей могут выступать как физические, так и юридические лица. При неисполнении налогоплательщиком своего обязательства по уплате налогов, налогоплательщик и поручитель несут солидарную ответственность.

Одновременно согласно ст. 73-74-1 Налогового кодекса РФ поручительство формально юридически может применяться в качестве меры обеспечения исполнения налоговой обязанности в случаях предоставления отсрочки либо рассрочки налогового платежа наряду с банковской гарантией или залогом. Однако нормы о поручительстве в налоговом законе изначально, с момента их принятия, характеризуются крайне низким коэффициентом полезного действия в сфере реализации фискальной политики государства, т.к.:

1) несмотря на то, что поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность,

процедура привлечения поручителя к уплате налогов, обеспеченных его поручительством, может затянуться при наличии возражений должника и поручителя. Так, согласно ч. 2 ст. 364 ГК РФ поручитель вправе не исполнять свое обязательство, пока кредитор имеет возможность получить удовлетворение своего требования путем его зачета против требования должника;

2) порой достаточно затруднительно устанавливать платежеспособность самих поручителей. Неизвестно какой будет платежеспособность поручителей на момент наступления обязанности уплатить за должника.

Институт поручительства в налоговом праве -пример нецелесообразного перенесения законодателем цивилистических правовых конструкций в налоговый закон. В то же время, банковская гарантия и залог могут вполне эффективно применяться в качестве мер обеспечения исполнения налоговой обязанности.

Однако укажем, что применительно к банковской гарантии, как способу обеспечения исполнения налоговой обязанности, налоговый закон до сих пор не приведен в соответствие с действующей редакцией ГК РФ, т.к. в соответствии с ФЗ банковская гарантия преобразована в т.н. независимую гарантию (6 гл. 23 ГК РФ). В этой связи в ближайшее время необходимо внести соответствующие изменения в налоговый закон России.

Примером эффективного и необходимого взаимодействия административно-правового и гражданско-правового векторов развития российского налогового права служит регламентация в налоговом законе такой разновидности предусмотренных ст. 874-876 ГК РФ расчетов по инкассо как поручение налогового органа. В этой связи ст. 46 НК РФ, регулирующая порядок применения поручений налоговых органов, оправданно насыщена такой специальной гражданско-правовой терминологией как: электронные денежные средства, счета инвестиционного товарищества, управляющий товарищ инвестиционного товарищества, переводы электронных денежных средств, рублевые расчетные (текущие) счета, валютные счета, счета в драгоценных металлах и др. При этом очередность бесспорного списания средств налогоплательщиков, применяемая в административном порядке, урегулирована ГК РФ (ст. 855).

Диалектика поступательного совершенствования налогового закона предполагает, что и он, в свою очередь, должен формировать определенный вектор развития гражданского законодательства. Представляется, в частности, что параграф второй главы 9 ГК РФ следует дополнить специальной статьей, посвященной недействительности сделок, совершенных в целях уклонения от исполнения налоговой обязанности .

1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Российская газета. № 56. 10.03.1992.

2. Крутова Я.А. К вопросу о соотношении институтов гражданского и налогового права / Я.А Крутова, В.А. Очаковский, Ю.А. Самсоненко // Общество и право. 2018. № 3(65). С. 151.

3. Катрич А.А. Консолидированная группа налогоплательщиков как субъект налогово-правовых отношений / А.А. Катрич, Ю.И. Чернов; Отв. за вып. А. Г. Кощаев // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : сборник статей по материалам Х Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 120-летию И.С. Косенко. 2017. С. 784.

1. The law of the Russian Federation of 27.12.1991 « 2118-1 «On the basics of the tax system in the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. № 56, 03.10.1992.

date image
2015-08-12 views image
3647

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Вопрос о соотношении норм административногои налогового законодательства всегда являлся и является в юридической литературе достаточно сложным, а, по ряду положений, дискуссионным[17]. Во многом это вопрос о соотношении административного права с правом финансовым, частью которого, традиционно, рассматривается право налоговое. М. В. Карасева отмечает, что и для финансового права, и для административного права метод правового регулирования один и тот же — метод властных предписаний, поэтому он не может выступать в качестве критерия при отграничении этих двух отраслей права[18].

Специфика предмета финансового права в сравнении с административным заключается в том, что в сферу финансово-правового регулирования включаются только те отношения с участием органов исполнительной власти, через которые непосредственно реализуется функция финансового обеспечения государства и муниципальных образований. Иначе говоря, предметом финансового права являются только те отношения, которые непосредственно обеспечивают образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов. Предметом же административного права являются иные отношения, возникающие в связи с реализацией исполнительной власти[19].

Однако само финансовое право, как система правовых норм, регулирующих отношения в сфере финансовой деятельности государства не является самодостаточным и внесистемным, относительно правовой системы в целом. Исторически, как считает Р. О. Халфина, финансовое право как самостоятельная отрасль права, первоначально существовало в рамках государственного и административного права, и выделившись из них сохранило черты этих отраслей[20]. Данную точку зрения поддерживают не только другие ученые-правоведы, Б. Н. Иванов, М. И. Пискотин, С. Д. Цыпкин, М. В. Карасева и др.[21], но также и специалисты в области истории права[22].

Данное положение нельзя рассматривать в качестве особенности именно отечественной правовой системы, такая тенденция характерна и для зарубежных стран[23].

Именно поэтому финансовое право «произрастает» в первую очередь из отрасли права административного, что предопределяет также все общие, а именно административно-правовые начала правового регулирования отношений в области финансов. Кроме того, особый метод правового регулирования финансовых отношений, в отрыве от административно-правового, практически отсутствует[24].

В этой связи несомненно следует согласиться с Ю. А. Тихомировым, который пишет, что «… административное право служит своего рода „материнской отраслью“ прежде всего для отраслей публичного права, „пропитывая“ и поддерживая их своими подотраслями, институтами и нормами. Например, финансовое право со своими подотраслями бюджетного и налогового права впитывает нормы административного права о компетенции соответствующих органов исполнительной власти, об их взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, административно-правовых санкциях и др.»[25].

Таким образом, административное право с учетом специфических особенностей государственно-управленческой деятельности как правовой формы реализации исполнительной власти охватывает своим регулятивным воздействием очень широкий круг общественных отношений, в том числе и отношения в сфере налогообложения. Несмотря на сложность разграничения административного и финансового права необходимо учитывать, что общим у них является именно то, что значительная часть общественных отношений, отнесенных к ведению финансового права регулируется нормами административного права, с помощью «административно-правовых средств (например, установление налогов, обеспечение исполнения налоговых обязательств и обязанностей)». Так же необходимо отметить, что нормы административного права регулируют значительную часть финансового механизма, а правовая защита налоговых отношений осуществляется преимущественно в административно-правовом порядке.




Таким образом, финансовое право, в своем правовом регулировании финансовых отношений, непосредственно опирается на административное право, а также на тот инструментарий и методологию, которые накоплены в этой правовой отрасли, а соответственно налоговое право, имеющее административно правовую природу, регулирует особый вид административных отношений — отношений, связанных с налогообложением.

Как отмечает по этому поводу Б. Н. Топорнин: «Налоговое право — составная часть административного права, понимаемого в широком смысле. Оба они характерны тем, что предусматривают возможность активного управленческого воздействия на регулируемые отношения. Налоговые органы действуют посредством административных актов, которые ими же и выполняются. Эти органы правомочны накладывать на лиц, подлежащих налогообложению, не только чисто финансовые обязательства в виде уплаты налогов и сборов, но и обязательства подавать декларацию, являться по вызову в налоговые органыи т.д. … В рамках административного права налоговое право образует особую подсистему»[26].

С другой стороны, как указывает М. В. Кустова «взаимосвязь налогового права с административным обусловлена прежде всего тем, что значительная часть налоговых отношений складывается в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства»[27]. И действительно, в определенных пределах государственно-властные полномочия налогового характера предоставлены также финансовым, таможенным и иным исполнительным органам государственной власти, а значительная часть отношений, входящих в предмет налогового права, обнаруживает элементы их административно-правовой природы.

Некоторые ученые правоведы прямо говорят об «отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах», об «административных отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах», или и об «административном регулировании в налоговой сфере»[28].

Дополнительным аргументом в пользу позиции о том, что налоговые отношения имеют административно правовую природу является и то обстоятельство, что судебная практика, применяя аналогию закона в сфере налоговых правоотношений, исходит из того, что в случае коллизии применению подлежат нормы административного права[29]. Именно такое заключение следует, в частности, из подготовленного Высшим Арбитражным Судом РФ Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушение налогового законодательства[30].

Следы тесного взаимодействия административного права и налогового права можно найти в принципах и порядке взимания налога, налогового контроля, привлечения к ответственности, обжалования[31].

Кроме того, тесное взаимодействие этих двух отраслей законодательства наблюдается в том, что исполнение обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах со стороны должностных лиц организаций обеспечивается нормами КоАП РФ — гл. 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» (ст.ст.15.3, 15.4, 15.5, 15.6, 15.7, 15.8, 15.9, 15.10), а также в одной из норм гл. 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)», а именно в ст.16.22 КоАП РФ «Нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ».

Об административно-правовой природе ответственности в сфере налогообложения, регулируемой законодательством о налогах и сборах свидетельствуют и современные исследования в области науки административного права[32].

Интересно также отметить и то обстоятельство, что даже представители экономической науки, рассматривая систему управления государством налоговых отношений, терминологически обозначают её как «налоговое администрирование»[33].

В этой связи необходимо отметить, что определенное, причем чисто условное, разграничение между административным и налоговом правом можно провести по кругу субъектов, регламентация деятельности которых осуществляется данным отраслями законодательства. Если административное законодательства регламентирует отношения между органами исполнительной власти, юридическими лицами, физическими и должностными лицами, то номы налогового законодательства регламентируют отношения между фискальными органами государства и налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными обязанными лицами. Однако представляется, что любые »как бы различия» между административным и налоговым законодательством не могут иметь какого-либо принципиального значения.

Суть предметного разделения административного и финансового права лежит не в плоскости «разные отношения», а в том, что для целей детального и подробной регламентации отношений в сфере налогов и финансов, лежащих в рамках единой сферы управленческой деятельности государства, объективно необходима «специализация». Они соотносятся как «целое — часть». Регулирование финансовых, и соответственно налоговых отношений, по сути своей, это регулирование административно-правовых отношений (через административно-правовой метод), возникающих и проявляющихся в сфере государственных финансов и налогов. Ведь не случайно, С. С. Алексеев, ещё в 1997 году называл финансовое право «специальной» отраслью права[34].

Что касается непосредственно права налогового, то в данном случае, мы имеет дело со вторичной специализацией норм административного права. Выделившись из недр права административного, пройдя через правовой режим финансового права, налоговое право приобретает свое самостоятельное качество, и вырабатывает свой режим правового регулирования.

Нормативное «профильное» регулирование, которое складывается в рамочной и в определенной степени замкнутой сфере отношений, и которое предназначено для регламентации специфических связей в одной сугубо специальной области, особо характерно для налогового права.

Тем более, что данная правовая регламентация налоговых правоотношений с 1 января 1999 года осуществляется в налоговой сфере не разрозненной совокупностью финансово-правовых норм, а «возглавляется» кодифицированным законодательным актом, который комплексно унифицировал не только предмет правового регулирования налоговых отношений, но и установил особые юридические средства регулирования («юридический инструментарий») — установления и формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав, процедурно-процессуальных форм и т.д.[35].


Как правило, ученые, занимающиеся исследованием иных отраслей права, придают налоговому праву самостоятельное значение. Другие авторы не исключают возможности формирования налогового права в качестве самостоятельной правовой общности, поскольку налогоплательщик реализует себя как субъект публичных отношений в условиях отсутствия жесткой финансовой централизации, сосредоточения в руках налогоплательщиков значительных полномочий по расходованию налоговых средств.

Большинство ученых, исследующих вопросы финансового права, придерживаются мнения о встроенности налогового права в систему финансового права.

Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права.

Налоговое право и бюджетное право.

в большей степени осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы. Наличие налогового права только предопределено, «учреждено» бюджетным правом в качестве института доходов бюджетов всех уровней. Основой разграничения налогового и бюджетного права может служить установление момента исполнения налоговой обязанности, который позволяет считать завершенным процесс уплаты налога. За рамками налоговых изъятий движение финансовых средств регулируется бюджетным правом.

1. Налоговое право и конституционное право. конституционное право содержит основополагающие нормы других отраслей права.

всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства.

2. Налоговое право и гражданское право. Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско правовым регулированием. Общим в налоговом и гражданском праве является предмет регулирования — имущественные отношения. Критерием разграничения гражданского и налогового права послужил метод правового регулирования, свойственный разным отраслям права.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ не относятся к числу гражданских имущественные отношения, регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством, основанные на властном подчинении, если иное не предусмотрено законодательством.

Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиком только после того, как у него появятся денежные средства, принадлежащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Вместе с тем налоговые имущественные отношения существенно отличаются от имущественных гражданских. В гражданских правоотношениях деньги проявляют свою сущность в качестве всеобщего эквивалента — универсального средства платежа — и предназначены для встречного удовлетворения взаимных интересов субъектов гражданского права. В налоговых отношениях деньги проявляют совершенно иную сущность, поскольку являются объектом правового регулирования.

Субъекты, уплачивающие налоги, должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

3. Налоговое право и административное право. Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно распорядительной деятельностью государства. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно властные полномочия.

Налоговое и административное право, являясь публичными отраслями, в качестве основного способа правового регулирования используют метод властных предписаний.

Административное право обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач; налоговое право предназначено для урегулирования конфликтности публичных и частных имущественных интересов.

Налоговое право и уголовное право. Одним из объектов уголовно правовой охраны являются фискальные интересы государства.

3.Налог и сбор: понятие и признаки, общее и отличия

Налоги необходимо отличать от сборов. Ранее действовавшее налоговое законодательство не проводило четкого разграничения названных понятий. В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор».

В соответствии с ч. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Данное определение позволяет выявить следующие признаки налога:

-денежная форма налога;

-отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

-публичная цель - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В числе обязательных признаков сбора, установленных в НК РФ, названы:

-обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

-взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.




Иные признаки сбора в ст. 8 НК РФ не упоминаются

Следовательно, налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим признакам относятся.

1) обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

2) адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

3) изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

4) возможность принудительного способа изъятия;

5) осуществление контроля единой системой налоговых органов.

В то же время, несмотря на некоторые одинаковые признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следующим юридическим характеристикам:

Индивидуальная возмездность. Налоги индивидуально безвозмездны. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован.

Взнос, а не платеж. В отличие от налога, который всегда выступает в виде денежного платежа, сбор может быть внесен различными способами. Поэтому в определении сбора, закрепленного в ст. 8 НК РФ, упоминание о денежной форме платежа отсутствует.

Цель. Цель налогов состоит в удовлетворении публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов — в удовлетворении только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

Состав элементов. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается законно установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогообложения. При установлении сборов, согласно п. 3 ст. 17 НК РФ, элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. Следовательно, не все элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога, могут оказаться востребованными при установлении конкретного сбора.

Нерегулярный характер. Одним из элементов налога является налоговый период, поэтому уплата налога предполагает определенную регулярность и систематичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

Порядок уплаты. Объект налога как юридический факт возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, объект сбора - после.

Соразмерность. В ст. 3 НК РФ предусмотрено, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, то есть с изменением налоговой базы размер налога изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков и определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.

Штрафные санкции. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения санкций.

Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индивидуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

Читайте также: