4 одним из факторов борьбы с инфляцией является совершенствование налоговой системы

Опубликовано: 03.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Шкурко К.С. Проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/34017 (дата обращения: 23.04.2021).

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Данное весьма очевидно, так как это облегчает работу как самих налоговых органов ,так и юридических и физических лиц. С такой системой проще определять экономический итог, меньше заморочек при составлении отчетных документов и тому подобное. Но в нашей стране такую направленность заметить невозможно, так как налоговая система имеет сложную систему, что приводит к нестабильному положению нашу экономику.

Объектом исследования представленной статьи являются проблемы и пути совершенствования налоговой системы.. Проблемы совершенствования налоговой системы очень значимы на сегодняшний момент, так как эта система нуждается в еще большем развитии . Актуальность исследуемой проблемы заключается в том , что выбранная правительством РФ налоговая система препятствует эффективному развитию рыночных отношений , поэтому она требует значительного усовершенствования

Основным регулятором экономических отношений является налоговая система .Она выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а так же определяет преимущества экономического развития. Налоги являются основными источниками пополнения государственного бюджета. От их формирования зависит каким образом будет развиваться общество в целом.

Большинство проблем налоговой системы как правило выступают результатом противоречивости и запутанности нормативной базы,и отсутствием эффективной связи исполнительной и законодательной власти

Приведем ряд конкретных проблем налоговой системы:

Во-первых одной из главных проблем является - усложненность налоговой системы. Это проявляется в том ,что в налоговой системе существуют различные налоги, акцизы отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу какого –либо предприятия в результате чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге приходится платит пени за несвоевременную уплату налога.

Во-вторых – нестабильность налогового законодательства, Это обусловливается тем ,что в налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны ,тем самым еще более обостряя экономический кризис.

В – третьих одним из недостатков налоговой системы является, то что налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

В-четвертых, отметим – нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов.,что не способствует эффективному функционированию налоговой системы .

Так же хочется выделить еще одну существенную проблему слабый контроль за сбором налогов ,в результате чего происходит уклонению от уплаты налогов, тем самым уменьшаются налоговые поступления

Таким образом ,мы выделили основные проблемы налоговой системы.

Что касаемо совершенствования налоговой системы: необходимо привести в действие налоговый механизм. Благодаря этому произойдет стимулирование инвестиций в развитие малонаселенных регионов и будет наблюдаться стремительное развитие высокотехнологичных производств, Все это позволит преобразовать нынешнею налоговую систему.

Вносимые поправки в законодательство о налогах и сборах должны быть направлены на внесения определенной ясности законодательства и на однозначность его применения , для этого нужно сохранить стабильность налоговой системы

Стабильность налоговой системы заключается в неизменности правил уплаты налогов в течение длительного периода , что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений

Так же для усовершенствования налоговой системы ,необходимо дать право руководству РФ на создание дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые не затронуты либо же не в полном объеме затронуты законодательством РФ в области налогов и налогообложения.

Итак в данной статье были рассмотрены проблемы налоговой системы и приведены возможные пути ее совершенствования . Этот вопрос остается актуальным посей день. Для функционирования эффективной налоговой системы необходимо привести ее в полный порядок. Для этого необходимо учесть все возможные недостатки и постараться сделать нашу систему проще.

Библиографический список

  1. Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2012. — 105 с.
  2. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. — 71 с.
  3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая Глава 26.2 ст 346.11
  4. Бобоев М. Важнейшие вопросы налоговой реформы России // Финансист- 2002-№ 7. С. 28-33.
  5. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и 2: Федеральный закон от 31.07.1998, № 146-ФЗ.


Количество просмотров публикации: Please wait

В каких направлениях надо действовать

Для успешной борьбы с инфляцией надо комплексно действовать в двух направлениях:

  1. 1. Принять срочные антиинфляционные меры.
  2. 2. Взять стратегический курс на укрепление экономики государства.

Суть данного метода проста – срочные меры снизят темпы роста инфляции, а сильная экономика сможет эффективно противостоять будущим инфляционным атакам на государство. Хотите узнать, что конкретно надо делать? Нет проблем! Давайте начнём с первого пункта – срочных антиинфляционных мер.

Срочные меры по снижению инфляции

Люди просыпаются утром и узнают, что доллар подорожал в три раза. Что они делают? Правильно – все начинают в панике избавляться от своих сбережений. К чему это ведёт? А это ведёт к ещё большему росту инфляции. Хотите узнать, почему так происходит? Прочитайте статью: Как происходит обесценивание денег. Если вкратце, то всему виной лишняя ничем не обеспеченная денежная масса.

В этот момент государство должно предпринять срочные меры по снижению темпов роста инфляции:

    Ограничить приток новых денег в экономику. Основной канал, по которому в экономику поступают деньги – это кредиты. Чтобы его перекрыть, надо сделать так, чтобы брать кредиты стало невыгодно. Для этого Центробанк повышает ключевую ставку, а вслед за ним коммерческие банки повышают годовую процентную ставку по кредитам. В результате становится выгоднее класть деньги на депозит, чем брать в кредит.

Надо понимать, что это снизит не только темпы инфляции, но также и экономическую активность в стране – все перейдут в режим сбережения средств, что приведёт к экономическому спаду.

  • Контролировать банковскую систему. Если вы читали статью о последствиях инфляции, то наверняка знаете, что она наносит удар по деньгам. А деньгами управляют банки. Надо установить контроль над финансовыми потоками в стране. Нельзя допустить выдачи безвозвратных кредитов, также следует обеспечить кредитование банками стратегически важных отраслей экономики.
  • Взять под контроль цены на социально значимые товары. В период бурного роста инфляции, государство должно контролировать цены на хлеб, муку, подсолнечное масло и другие товары первой необходимости. Людей надо успокоить – дать им понять, что ситуация под контролем и скоро всё наладится.

    Но просто зафиксировать цены на эти товары или ограничить процент наценки будет недостаточно. Надо ещё и поддержать с/х производителей: предоставить им льготное кредитование, снизить для них налоги, регулировать закупочные цены на потребляемые ими ресурсы и т.д. В общем, надо создать все необходимые условия для рентабельной работы этих предприятий в условиях кризиса. Контролировать деятельность экспортёров. Для кого государство сдерживает рост цен на социально значимые товары? Для своего же населения. То есть, по таким ценам эти товары должны продаваться только на внутреннем рынке, а также их должно быть в достаточном количестве.

    Что могут сделать предприимчивые «умники-спекулянты», которым плевать на свою страну и людей? Они могут скупать товары по низким ценам и экспортировать за рубеж. Естественно, государство должно усиленно контролировать деятельность экспортёров, и полностью нейтрализовать спекулянтов.

    Надо понимать, что принятие срочных антиинфляционных мер не выведет страну из кризиса, а лишь замедлит темпы обесценивания национальной валюты. Для полного решения проблемы надо менять стратегический курс государства. Как это сделать? Читаем дальше!

    Стратегические методы борьбы с инфляцией

    Рост темпов инфляции свидетельствует об уязвимости экономики страны. Решение проблемы напрашивается само собой – надо срочно укреплять экономику. В этом помогут стратегические методы борьбы с инфляцией:

      Выполнение поставленных целей по инфляции. Во время кризиса, государство обязано в кратчайшие сроки взять ситуацию под контроль. И первое, что нужно сделать – вернуть финансовые ориентиры бизнесу и населению. Для этого надо своевременно давать точную информацию по реальным и планируемым показателям инфляции на текущий год. Это ускорит процессы восстановления экономики и укрепит доверие общества к власти. Однако надо понимать, что:

    Цели по инфляции должны быть правдивыми.
    Иначе власть полностью утратит к себе доверие, и страну захлестнёт очередная волна кризиса. Изменение бюджетной политики. Падение экономики ведёт к нехватке денег в бюджете государства. Эмиссия необеспеченной денежной массы не решит проблему – будет лишь запущен процесс обесценивания денег, и продолжится рост инфляции.

    Как вариант, можно обратиться за финансовой помощью к странам с более сильной экономикой, но это путь в долговую яму. Потому надо, прежде всего, пересмотреть бюджетную политику государства – уменьшить расходы и увеличить доходную часть бюджета. Например, заморозить финансирование неперспективных проектов, сократить раздутый государственный аппарат, провести структурную перестройку производств, обеспечить поступление в полном объёме налоговых платежей и т.д.

  • Создание комфортных условий для развития бизнеса. Предприниматели – это мощная движущая сила, способная реанимировать экономику и вывести страну из кризиса. Что надо сделать? Как минимум – просто не мешать им работать, а как максимум – создать благоприятную среду для развития малого и среднего бизнеса (поддержка на законодательном уровне, ликвидация бюрократических барьеров, борьба с коррупцией, умеренное налогообложение и т.д.).
  • Курс на импортозамещение. Следует уделить особое внимание развитию собственных производственных предприятий – именно они производят ВВП, и именно они снижают зависимость страны от импорта. А чем меньше эта зависимость, тем устойчивее экономика к внешним потрясениям.
  • Вот мы и рассмотрели основные методы борьбы с инфляцией. На первый взгляд они кажутся простыми и понятными, но реализовать на практике их бывает достаточно сложно. Тем не менее, в нашей жизни нет ничего невозможного! Главное – никогда не сдаваться!

    Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. отсутствовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам.

    Инфляция - это обес дениванне денег, снижение их покупательной способности.

    Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы. Спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота. Это создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорция между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться следующими факторами: -

    дефицитом госбюджета (расходы государства превьгшают доходы); -

    чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); -

    опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; -

    произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими причинами.

    Сошлемся в качестве примера на резкое обострение.дефицита госбюджета в России во второй половине 80-х годов XX века (в 1985-1989 гг. - разрыв между доходной и расходной частями государственного бюджета вырос с 18,0 до 120,0 млрд.

    Причины возникновения инфляции могут быть как внутренними, так и внешними. К последним относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционный процесс в России усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рьгнке в уело-

    виях значительного импорта зерновых. В Венгрии, например, экономика которой в большей мере зависит от состояния внешнеэкономических связей, именно внешний фактор (ухудшение условий международной торговли, увеличение внешнего долга) играл едва ли не определяющую роль в усилении инфляционных процессов. При этом политика наращивания экспорта и сдерживания импорта снижала рост внутренних оптовых и потребительских цен.

    Инфляционный рост цен наряду с отмеченными факторами обуславливается более глубокими причинами, имеющими основополагающий характер. Рассмотрим это на примере России.

    Во-первых, как правило, одним из источников инфляционных процессов в нашей стране служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, особенно военного машиностроения.

    Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, способных регулировать соотношение между денежной и товарной массой. Что касается административных ограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые «работали» под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких- либо ограничений.

    Ставшая традиционной политика высоких темпов экономического развития игнорировала реальные ресурсные возможности.

    но сказывалось на экономическом росте и текущем производстве. Средств на новую технологию не хватало, а непрерывные приросты фонда накопления не давали желаемого результата. Проблема упиралась уже не в количество капитальных вложений, а в их эффективность, структуру, перестроить которую мешал сам хозяйственный механизм.

    Противоречия и дефициты пожирали все больше средств, а финансовые и бюджетные ограничители были очень слабы или практически отсутствовали. Несбалансированность имела место не только на потребительском рынке. Ее основа - нарастающие диспропорции в самом производстве, укрепление материально-финансового неравновесия, недочеты в системе планировании в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования.

    Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами - «инфляцией покупателей» (инфляцией спроса) и «инфляцией продавцов» (инфляцией издержек). В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна наблюдается со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая - со стороны предложения (рост производственньгх издержек).

    В зависимости от характера и темпов нарастания инфляционных процессов различают следующие типы инфляции:

    Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до десяти или нескольких процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рьгночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3,0 - 3,5%.

    Галопирующая инфляция, она трудно управляема. Темп ее роста выражается обьгчно двузначньгми цифрами. Такие высокие темпы в 80-х годах XX века наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и не имеет строго обозначенных количественных параметров.

    Инфляционные процессы зависят от уровня развития страны, социально-экономической структуры, несхожего регулирования ценовых процессов.

    Наибольшую опасность представляет гиперинфляция. Ее условный рубеж - ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев рост цен свыше 50,0%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами). Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой: обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощь работает денежный печатный станок, развивается неуправляемая спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Вместе с тем, нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предполагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты.

    Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно скорее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос, раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.

    Есть классические примеры гиперинфляции. Например, обстановка, сложившаяся в Германии и ряде других стран после первой мировой войны. В Германии в 1923 году уровень роста цен исчислялся десятизначными и 12-значными числами; заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены на продукты повышались неоднократно.

    Процесс инфляции противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой, рост цен ведет к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а, прежде всего, сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы растут темпом, обгоняющим рост цен.

    От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

    Но каковы бы ни были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо негативных явлений. К отрицательным последствиям инфляционных процессов относятся следующие: -

    снижение реальных доходов населения; -

    обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падения реальных размеров сбережений); -

    потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров); -

    ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, и ожидании повышения цен на продовольствие; -

    ухудшение условий жизни преимущественно представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета); -

    ослабление позиций властных структур (снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством).

    Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и экономической политики в целом. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям.

    Управление инфляцией предполагает использование комплексных мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма разных стран.

    Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики: -

    политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с «монетаристскими» рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах в зависимости от темпов роста валового национального продукта. -

    политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиньг и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательньгх явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться вьтдача кредитов и т.д.

    Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х годов XX века, были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, предусмотрена новая система налогообложения. Снизить темпьг инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13,0-14,0% в 1979 г. они снизились до 4,0 %, спустя примерно три года, в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.

    Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых для «лечения» средств зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз - значит определить характер инфляции, вьгделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

    Неизменным последствием инфляционного процесса является, в частности, безработица. В силу важности этой проблемьг госу-

    дарство принимает особые меры для регулирования рынка труда.

    Важен вопрос о «взаимодействии» инфляции и налогообложения. Анализируя влияние инфляции на систему налогообложения, следует отметить, что под воздействием роста цен и номинальных доходов увеличивается реальное налоговое бремя за счет инфляционного сужения различных фиксированных налоговых скидок и повышения ставок самого налога.

    Ценность налоговой политики как антиинфляционного средства зависит от природы инфляционного процесса. Налоговые рычаги являются эффективным средством борьбы с инфляцией, порожденной избыточным совокупным спросом. Это связано с тем, что определенные изменения в налоговых ставках и скидках могут существенно повлиять на объем и структуру совокупного потребительского и инвестиционного спроса.

    Необходимо отметить, что только мерьг в области налогового регулирования с целью влияния на антиинфляционную политику, сбалансированность спроса и предложения, а также в целом финансового оздоровления экономики не могут быть успешны. Параллельно необходима активная политика в области государственных расходов.

    Контрольные вопросы для самопроверки. 1.

    Дайте определение инфляции. 2.

    Назовите основные причины возникновения инфляции. 3.

    Назовите основные типы инфляции, их признаки. 4.

    Какова роль налогообложения в управлении инфляцией?

    Способы борьбы с инфляцией

    Каждой страной для регулирования экономики и процесса инфляции используется свой комплекс инструментов. Исследователями выделено несколько основных подходов в борьбе с инфляцией.


    Рисунок 1. Уровень годовой инфляции в РФ.

    К таким подходам относятся:

    1. Активная бюджетная политика. Суть ее в увеличении налогов и сокращении расходов. Это приводит к ликвидации или минимализации дефицита бюджета и совокупного спроса. Деловая активность постепенно снижается и инфляция постепенно затухает. Но в таких мероприятиях есть и иная сторона – уровень инвестиций падает, что приводит к падению темпов производства. Это приводит к застойным процессам в экономике, росту безработицы из-за сокращения трудового коллектива на производственных мощностях;
    2. Регулирование цен, заработной платы и кредитов. Это делается для контроля монетарного предложения с целью устранения бюджетного дефицита. В этом способе также имеется существенный недостаток – усиление социального напряжения из-за урезания зарплаты и оптимизации функций персонала;
    3. Денежно-кредитное регулирование. Управляет этим процессом Центральный Банк, который в идеале должен быть независимой структурой. Именно он регулирует денежное предложение. ЦБ устанавливает резервную норму и ключевую ставку, что имеет прямое влияние на объем монетарной массы, находящейся в активном обращении и на активность в кредитной сфере.

    Методы преодоления инфляции

    К прямым методам относятся:

    1. Жесткий контроль государства кредитной отрасли;
    2. Заработная плата и цены регулируются государством;
    3. Регулируется внешняя торговля, осуществляется жесткий валютный контроль и ограничение операций с иностранной валютой.

    Если экономическая система находится не в сильно запущенном положении, то предпочтительнее использовать непрямые методы:

    1. Валютное вмешательство ЦБ, которое имеет краткосрочное влияние на национальный курс иностранной валюты;
    2. Проведение открытых операций (торговля государственными облигациями на внутреннем рынке);
    3. Центральный Банк регулирует размер ключевой ставки;
    4. Коррекция нормы обязательного резерва в коммерческом банке.

    Не нашли что искали?

    Просто напиши и мы поможем

    Надо отметить, что в экономике России применение непрямых методов может не дать желаемого результата, ведь рыночная экономика еще находится в процессе развития. К примеру, рынок облигаций развит недостаточно, то есть и какие-либо операции в этой сфере не принесут ожидаемого результата.

    Денежные реформы бывают трех типов (по методу реализации):

    • Изъятие и обмен денег по курсу дефляции. Проводится это для уменьшения массы денег в обороте;
    • Частичное или полное временное замораживание счетов в банке для предпринимателей и населения;
    • Комбинирование первых двух методов.

    К денежным методам относятся:

    • Аннулирование потерявшей ценность национальной валюты и замена ее новой – нуллификация;
    • Возобновление предыдущего курса национальной валюты – ревальвация;
    • Падение официального курса национальной валюты – девальвация. Проводится, в основном, для стимулирования экспорта;
    • Масштабирование цен – деноминация или «метод зачеркивания нулей».

    Центральными банками многих стран с целью понижения уровня инфляции часто используется метод таргетирования. Для этого прогнозируется уровень инфляции и денежное предложение, к которому государство стремится, не обращая внимания на цикличные веяния в экономике.

    Сложно разобраться самому?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Существует теория предложения, согласно с которой при инфляции спроса правительством разрабатываются меры по увеличению совокупного предложения. В этом случае спрос растет вместе с производственными объемами, что приводит к макроэкономическому балансу, стабилизирующем цены. Это достигается только посредством эффективной политики государства в сфере стабилизации. К методам такой политики относятся снижение налогов, кредитирование на льготных условиях, мягкое государственное вмешательство в рыночные процессы, развитие малого и среднего бизнеса.

    Высокий уровень инфляции препятствует экономическому развитию государства, понижает уровень дохода людей, негативно сказывается на процессе привлечения инвестиций. Борьба с такой инфляцией – процесс долгий и затратный.

    Все перечисленные выше подходы имеют свои плюсы и минусы. Поэтому назвать хоть один из них универсальным невозможно. Ведь само явление инфляции очень сложное и многогранное, несмотря на простоту внешнего проявления. Умеренный рост инфляции не всегда является негативным явлением, часто вовсе наоборот, она стимулирует экономическое развитие.

    Одной из теоретических основ программ преодоления высокой инфляции и сопутствующей ей безработицы (сочетания, особенно характерного для стран с переходной экономикой) является концепция "экономики предложения".

    Сторонники этой концепции считают, что экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, неэффективна.

    Одним из действенных факторов увеличения совокупного предложения сторонники данной концепции считают снижение налогов. При этом они опираются на кривую Лаффера.

    Как известно, кейнсианцы трактуют рост налогов как снижение покупательной способности, а следовательно, как антиинфляционный феномен (сдвиг кривой AD влево). Сторонники "экономики предложения" считают, что большинство налогов переходят в издержки предпринимателей и перекладываются на потребите- лей в виде более высоких цен ("налоговый клин"), т.е.

    Т- сумма налоговых поступлений г - ставка налога (в %) Л О

    Снижение налоговых ставок, по мнению Лаффера и его сторонников, может создать дополнительные стимулы к труду, инвестициям, сбережениям, расширению производства и, соответ-ственно, налоговой базы. Сократится и уклонение от налогов. Все это благоприятно отразится на состоянии бюджета: рост занятости снизит выплаты пособий по безработице, а рост дохода увеличит суммарные налоговые поступления в бюджет даже при более низкой налоговой ставке1.

    Критики данного подхода указывают на тот факт, что налоговые стимулы смогут привести к росту производства лишь в долгосрочном периоде. К тому же неизвестно, сработают ли эти стимулы. Во многом это зависит от чувствительности экономики к изменению налоговых ставок. Нельзя, например, однозначно утверждать, что при снижении подоходных налогов люди ста1 Проблема ликвидации "налогового клина" стала в последние годы особенно актуальной для России. Одним из факторов спада в экономике стало сочетание высокой ресурсоемкости производства и роста цен на ресурсы, причем главным образом за счет увеличения их налоговой составляющей. Уменьшение налогового пресса, по мнению многих экономистов, позволит снизить цены на ресурсы, сократить издержки производства во многих отраслях и таким образом не только ослабить инфляцию, но и создать условия для роста производства и снижения дефицита бюджета.

    Глава 10. Совокупное предложение и кривая Филлипса.

    Политика стимулирования предложения 225

    нут работать больше, а не предпочтут отдых, если теперь тот же доход после выплаты налогов (располагаемый доход) можно будет получить, затрачивая меньше труда.

    Отдача от дополнительных инвестиций будет получена не сразу, а вот увеличение потребления при снижении налогов расширит совокупный спрос.

    Наконец, на практике бывает трудно определить, находится экономика справа или слева от точки А на кривой Лаффера. Если экономика стартует в точке С, то снижение налоговых ставок действительно может увеличить налоговые поступления, но если движение начнется из точки В, то неминуем рост дефицита бюджета вследствие падения налоговых поступлений со всеми вытекающими негативными последствиями.

    Среди мер экономической политики, направленных на стимулирование совокупного предложения, нередко выделяют:

    меры по стимулированию текущего объема производства;

    меры, направленные на долгосрочное повышение темпов роста производства.

    К первой группе обычно относят меры по повышению эффективности использования факторов производства, повышению эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения через реформу финансовой системы, государственного сектора, рынка труда и т.д., меры по сокращению "налогового клина" через реформу налоговой системы, сокращение дотаций, снятие торговых ограничений и другие меры, содействующие развитию конкуренции и т.д. Ко второй группе относят стимулирование сбережений и инвестиций, а также совершенствование механизма перевода первых во вторые; стимулирование нововведений в области образования и создание новых технологий; стимулирование притока иностранных инвестиций и другие структурные преобразования.

    Краткосрочная кривая AS

    Жесткость цен и заработной платы в краткосрочном периоде

    Эффективная заработная плата

    Отсутствие координации в поведении фирм

    Ступенчатый характер изменения цен и заработной платы

    Читайте также: