232 фз налогового кодекса

Опубликовано: 15.05.2024

О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

Принят Государственной Думой 30 июня 2015 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

Статья 1

Пункт 7 статьи 12 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2004, N 31, ст. 3231; 2010, N 31, ст. 4198; 2013, N 44, ст. 5646; 2014, N 40, ст. 5315; N 48, ст. 6663) дополнить абзацами следующего содержания:

«Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

особенности определения налоговой базы;

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.».

Статья 2

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 53, ст. 5023; 2002, N 30, ст. 3021; 2003, N 1, ст. 6; 2008, N 48, ст. 5519; 2012, N 26, ст. 3447; 2014, N 30, ст. 4245; N 48, ст. 6660, 6663; 2015, N 1, ст. 30) следующие изменения:

1) в статье 346.20:

а) пункт 1 дополнить предложениями следующего содержания:

«Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.»;

абзац третий изложить в следующей редакции:

«В отношении периодов 2017 — 2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 3 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.»;

абзацы четвертый и пятый признать утратившими силу;

в) абзац первый пункта 4 дополнить словами ", а также в сфере бытовых услуг населению";

2) статью 346.31 изложить в следующей редакции:

«Статья 346.31. Налоговая ставка

1. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи.

2. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог.»;

3) пункт 2 статьи 346.43 дополнить подпунктами 48 — 63 следующего содержания:

«48) услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

49) оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;

50) производство кожи и изделий из кожи;

51) сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;

52) сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей;

53) производство молочной продукции;

54) производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав;

55) производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

56) товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;

57) лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;

58) деятельность по письменному и устному переводу;

59) деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;

60) сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья;

61) резка, обработка и отделка камня для памятников;

62) оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

63) ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.»;

4) в пункте 3 статьи 346.50:

а) абзац первый дополнить словами ", а также в сфере бытовых услуг населению";

б) абзац третий после слов «научной сферах,» дополнить словами «а также в сфере бытовых услуг населению,».

Статья 3

Абзацы пятый и шестой пункта 15 статьи 2 Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6660) признать утратившими силу.

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Президент Российской Федерации В. ПУТИН

Москва, Кремль
13 июля 2015 года
N 232-ФЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

от 9 сентября 2008 г. по делу N А56-1937/2008

История рассмотрения дела

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Блиновой Л.В., Ломакина С.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Йонаш Е.А. (доверенность от 21.02.2008 N 20-05/06721), от закрытого акционерного общества "Агротехмаш" Евсея В.Б. (доверенность от 10.10.2007), рассмотрев 08.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2008 (судья Денего Е.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-1937/2008,

закрытое акционерное общество "Агротехмаш" (далее - Общество, ЗАО "Агротехмаш") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 25.10.2007 N 7.12/0126 в части доначисления 88 068 руб. единого социального налога (далее - ЕСН), начисления 8 740 руб. пеней за несвоевременную его уплату и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату ЕСН в виде взыскания 17 613 руб. штрафа; в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 123 НК РФ в виде взыскания 30 510 руб. штрафа и по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания 50 руб. штрафа и начисления 47 518 руб. пеней по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).

Решением суда первой инстанции от 26.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.06.2008, требования ЗАО "Агротехмаш" удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.

По мнению подателя жалобы, иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя в иностранном государстве в соответствии с его национальным законодательством, в целях применения положений главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации имеет статус физического лица. Следовательно, ЗАО "Агротехмаш" как налоговый агент обязано удерживать НДФЛ с предпринимателя Налетко С.Э. как физического лица. Инспекция со ссылкой на статью 232 НК РФ считает, что поскольку официального подтверждения своего налогового статуса предпринимателем Налетко С.Э. в налоговые органы не представлено, то обязанность по представлению такого подтверждения лежит на налоговом агенте.

Законность решения от 26.02.2008 и постановления от 09.06.2008 проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом валютного законодательства и законодательства о налогах и сборах, по результатам которой составила акт от 28.09.2007 N 7.12/0126 и приняла решение от 25.10.2007 N 7.12/0126 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением Общество, в частности, привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату единого социального налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в сумме 17 613 руб., по пункту 1 статьи 123 НК РФ за неперечисление суммы налога на доходы физических лиц (подлежащего удержанию налоговым агентом) в виде взыскания 30 510 руб. штрафа, по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговый орган необходимых для осуществления налогового контроля сведений в виде взыскания 50 руб. штрафа. Кроме того, Обществу предложено уплатить недоимку по единому социальному налогу в сумме 88 068 руб., а также пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 47 518 руб. и ЕСН в сумме 8 740 руб.

В обоснование принятого решения Инспекция сослалась на неправомерное неудержание Обществом в 2005 году 152 550 руб. НДФЛ с суммы выплат иностранному гражданину по договору гражданско-правового характера от 11.04.2005 N 020/05-к на перевозку грузов автомобильным транспортом в международном сообщении, заключенному между ЗАО "Агротехмаш" и гражданином Белоруссии Налетко С.Э., зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя по законодательству Республики Беларусь. Кроме того, налоговый орган указал, что в нарушение пункта 2 статьи 230 НК РФ Общество как налоговый агент не представило сведения о доходах физических лиц на иностранного предпринимателя - Налетко С.Э., а в нарушение пункта 1 статьи 237 и статьи 243 НК РФ - занизило налоговую базу по ЕСН за 2005 год на сумму выплат по указанному договору гражданско-правового характера.

Полагая решение Инспекции неправомерным в оспариваемой части, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление налогоплательщика, правильно основывались на следующем.

Из материалов дела известно, что ЗАО "Агротехмаш" заключило договор от 11.04.2005 N 020/05-к об оказании услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом в международном сообщении с гражданином Республики Беларусь Налетко Святославом Эдуардовичем, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя по законодательству названного государства. В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 этого договора Налетко С.Э. (Перевозчик) по заявкам ЗАО "Агротехмаш" (Заказчик) осуществлял перевозку грузов из Республики Беларусь в Российскую Федерацию. Согласно пункту 4.3 договора "после фактически оказанных Перевозчиком услуг стороны в течение трех рабочих дней подписывают акт выполненных услуг, в котором окончательно определяется размер вознаграждения Перевозчику; Заказчик производит оплату стоимости перевозки посредством банковского перевода на расчетный счет Перевозчика после подписания акта".

Общество не удерживало НДФЛ с сумм выплат Налетко С.Э. за оказанные им транспортные услуги и не исчисляло ЕСН.

В соответствии со статьей 226 НК РФ российские организации (налоговые агенты), от которых налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать с налогоплательщика и уплатить требуемую сумму налога. Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьей 227 НК РФ. В связи с этим исчисление и уплату налога самостоятельно осуществляют налогоплательщики, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности). При выплате доходов таким лицам российские организации, соответственно, не признаются налоговыми агентами.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо ". в подпункте 2 пункта 2 статьи 235 НК РФ. " имеется в виду ". в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ. ".

Согласно статье 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг; за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 2 статьи 235 НК РФ, то есть индивидуальным предпринимателям. Таким образом, вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, не признаются объектом налогообложения ЕСН.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

В данном случае Налетко С.Э. имеет статус индивидуального предпринимателя и зарегистрирован в таком качестве в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, что подтверждается свидетельством о его государственной регистрации N ИП 0126146, выданным Минским облисполкомом 06.02.2001.

Кроме того, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор от 08.12.1999 "О создании Союзного государства" (ратифицирован Федеральным законом РФ от 02.01.2000 N 25-ФЗ), в соответствии с пунктом 2 статьи 8 которого в Союзном государстве принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм, а также гражданам, обладающим статусом предпринимателя, в соответствии с законодательством государств-участников. В соответствии со статьей 27 указанного договора в Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории.

Судами сделан правомерный вывод о том, что статус Налетко С.Э. в качестве индивидуального предпринимателя признается и подтверждается наравне со статусом предпринимателей, зарегистрированных в соответствии с российским законодательством.

Таким образом, Общество в силу статьи 227 НК РФ не может признаваться налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых предпринимателю Налетко С.Э. по гражданско-правовому договору.

Согласно пункту 2 статьи 232 НК РФ для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение) от 21.04.1995, ратифицированное Федеральным законом от 10.01.1997 N 14-ФЗ. Согласно статье 8 Соглашения "прибыль предприятия Договаривающегося Государства от эксплуатации в международных перевозках транспортных средств, указанных в подпункте "ж" пункта 1 статьи 3 Соглашения, облагается налогом только в этом Государстве". В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 07.07.2006 N 03-08-07/Белар, "белорусские индивидуальные предприниматели на принципе взаимности должны представить в налоговые органы Российской Федерации справку о подтверждении резидентства на территории Республики Беларусь, выданную налоговым органом".

Из буквального толкования статьи 232 НК РФ следует, что право требования освобождения от уплаты налога и получения налоговых привилегий предоставлено непосредственно налогоплательщику (в данном случае - Налетко С.Э.).

В связи с этим судебные инстанции правильно указали на отсутствие у ЗАО "Агротехмаш" статуса налогового агента и, соответственно, обязанности по удержанию НДФЛ, а также об отсутствии объекта налогообложения по ЕСН.

Кроме того, судами сделан правомерный вывод о том, что действующее налоговое законодательство не требует представления подтверждения резидентства российской организацией, производящей выплаты, не налагает на нее обязанности по истребованию соответствующих документов от иностранного контрагента и не связывает с наличием или отсутствием такого документа вопрос об удержании сумм налога организацией, не являющейся налоговым агентом.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов соответствуют имеющимся доказательствам.

Доводы налогового органа по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, что в силу статьи 286 и части второй статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 , пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2008 по делу N А56-1937/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

29 сентября 2019 года был официально опубликован Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), вступающих в силу в 2020 году. Рассмотрим внесенные изменения более подробно.

1. Плательщики страховых взносов больше не должны сообщать в ИФНС об обособленных подразделениях, которые наделены полномочиями начислять вознаграждения работникам, но, у которых нет своего счета. Раньше сообщать надо было обо всех подразделениях, которые начисляли доходы физлицам (пп.7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

2. Налоговые органы вправе будут информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации, не чаще одного раза в квартал при условии получения их согласия на такое информирование в письменной форме (п. 7 ст. 31 НК РФ).

3. Проценты за отсрочку и рассрочку платежей ИФНС начисляет по ставке рефинансирования вместо 1/2 ставки рефинансирования, если в указанный в требовании срок организация не может единовременно заплатить доначисления по итогам проверки. При этом, организация сможет получить рассрочку на год, если ее долги перед бюджетом составят меньше 30 процентов прошлогодней выручки. Если больше 30 процентов, но меньше 70 процентов – срок рассрочки составит три года (п. 4 и 5.1 ст. 64 НК РФ).

4. Согласно пункту 3 статьи 43 новой редакции налогового кодекса РФ, фискалы не смогут блокировать счета организаций и ИП пока долги перед бюджетом не превысят 3000 руб. Решения о взыскании налогов, пеней и штрафов будет приниматься в двухмесячный срок после того, как истечет срок требования об уплате налогов, если:

– долг перед бюджетом составляет больше 3000 руб.;
– общая сумма долгов по уплате налогов превысила 3000 руб.;
– прошло три года, на протяжении которых сумма долгов перед бюджетом так и не достигла 3000 руб.

5. Требование об уплате налога налоговая служба будет выставлять организациям и ИП в трехмесячный срок, если сумма больше 3000 руб., и в течение года, если сумма меньше 3000 руб. (п. 1 ст. 70 НК РФ).

6. Сведения о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и о решениях о принятии обеспечительных мер, а также об отмене либо о прекращении действия таких решений теперь будут размещаются на официальном сайте ФНС России с указанием имущества, в отношении которого вынесено соответствующее решение. Указанные сведения будут размещаются в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения налогового органа, но не ранее вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 4 ст.72 НК РФ, пп.4 п. 1 ст.102 НК РФ).

7. У налоговиков появится дополнительное основание обращать собственность налогоплательщиков в залог. Это будет возможно в случае, когда организация в месячный срок не погасит долги, исполнение которых обеспечено арестом имущества или запретом отчуждать имущество. При этом, залог не будет распространяется на деньги на счетах и во вкладах. Также, сохранится возможность добровольного залога, при которой налогоплательщик передаст имущество инспекции, чтобы обеспечить исполнение обязательств (пп.2, 2.1 ст.73 НК РФ).

8. По просьбе налогоплательщика арест имущества можно заменить банковской гарантией, залогом имущества или поручительством третьего лица (п. 12.1 ст.77 НК РФ).

10. Организации и индивидуальные предприниматели должны будут подавать сведения для постановки на налоговый учет иностранцев, если у таких сотрудников в России нет местожительства, места пребывания, недвижимости и транспорта. По таким сведениям инспекторы поставят иностранца на учет. ИФНС направит уведомление работодателю, который обязан передать документ иностранцу. Далее работодатель должен передать инспекторам подтверждение того, что сотрудник получил уведомление. Иностранцев, сведения о доходах которых, работодатели не будут представлять на протяжении трех лет, инспекторы снимут с учета (п.7.4 ст. 83, п. 2.1 ст. 84 НК РФ).

11. Абзацем 2 пункта 1 статьи 92 НК РФ установлено право ФНС принимать дополнительные меры для взыскания недоимки свыше 1 млн руб. Так, если банк по инкассо не успеет списать задолженность в 10-дневный срок, инспекторы будут вправе:
– при наличии согласия организации осматривать ее территории, помещения, документы и предметы организации (не более одного раза по одному решению);
– истребовать вне рамок проверки документы и информацию об имуществе, имущественных правах и обязательствах. Если организация не представит сведения об имуществе и имущественных правах, инспекторы вправе запросить такие данные у третьих лиц.

12. Плательщики торгового сбора в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли должны будут представить соответствующее уведомление в налоговый орган. В этом случае датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора будет является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении. Другими словами, если подать уведомление позже, с налогового учета по этому основанию вас снимут только с даты уведомления (абз.1 п. 4 ст. 416 НК РФ).

13. С 01.01.2020 раздел VII.1 Налогового кодекса РФ дополняется новой главой 20.3. Данная глава призвана разрешать споры о налогообложении доходов, прибыли и имущества в соответствии с международными договорами об избежании двойного налогообложения путем проведения взаимно согласительных процедур. Инициировать процедуру может налогоплательщик или компетентное ведомство иностранного государства. Порядок и сроки рассмотрения заявления утвердит Минфин с учетом положений международных договоров.

Организации и ИП будут обязаны восстанавливать НДС, если при совмещении общей системы с ЕНВД они начнут использовать во вмененной деятельности товары, работы и услуги, по которым заявляли вычет. Кроме того, обязанность восстановить НДС также появится, если после реорганизации налогоплательщик перейдет на УСН или ЕНВД.

1. С 1 января 2020 года налоговым агентам разрешили уплачивать НДФЛ за свой счет в случае, если налог был доначислен по результатам проверки. При этом НДФЛ, который налоговый агент заплатил за работника после доначислений по результатам налоговой проверки, не включается в состав доходов гражданина (ст. 208 НК РФ).

2. Новым сроком сдачи годовых расчетов 6-НДФЛ и справок 2-НДФЛ теперь является 1 марта. Кроме того, до 10 человек сокращен лимит по численности получателей доходов для права сдать 2-НДФЛ, 6-НДФЛ на бумаге (ст. 230 НК РФ).

3. Организации с несколькими обособленными подразделениями с 1 января больше не будут обязаны перечислять НДФЛ и сдавать отчетность по этому налогу в каждую ИФНС, где состоят на учете обособленные подразделения. Если подразделения или организация с обособленными подразделениями располагается на территории одного муниципального образования, отчитываться по НДФЛ и платить налог можно будет в одну инспекцию (ст. 226,230 НК РФ).

Налог на прибыль.

1. При расконсервации основного средства амортизацию теперь необходимо будет начислять как до консервации. Срок полезного использования основного средства при этом не продлевается (ст. 256 НК РФ).

2. В расходах по налогу на прибыль не учитывают амортизационные отчисления по основным средствам, которые организация передает в безвозмездное пользование. Исключением является ситуация, при которой передать имущество в безвозмездное пользование организация обязана по закону (ст. 270 НК РФ).

3. Убытки по некоторым видам деятельности, полученные в период применения нулевой ставки, не уменьшают налогооблагаемую базу. Такие убытки нельзя перенести на будущие налоговые периоды. Кроме того, еще на год продлено действие ограничения, в соответствии с которым налоговую базу по налогу на прибыль за отчетный период нельзя уменьшать на убытки предыдущих налоговых периодов больше чем наполовину. Еще одним нововведением является то, что теперь правопреемник реорганизованной организации вправе уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на убытки предшественника до момента реорганизации. Однако, это правило не будет применяться, если в ходе налоговой проверки выяснится, что основной целью реорганизации являлось уменьшение налоговой базы на полученные до реорганизации убытки (283 НК РФ).

Специальные налоговые режимы.

1. Налогоплательщики, применяющие УСНО и ЕСХН, будут вправе:

- списывать расходы на приобретение недвижимости, не дожидаясь, когда документы будут поданы на регистрацию. Данный порядок будет применяется ко всем основным средствам, которые были приобретены в 2019 году, независимо от того, когда передали документы для регистрации права собственности (346.5 и 346.16 НК РФ);

- отражать в доходах все субсидии, полученные в рамках господдержки малого и среднего предпринимательства и на содействие самозанятости безработных граждан, не единовременно и в полной сумме, а пропорционально расходам (346.5 и 346.17 НК РФ).

2. Впервые зарегистрированные ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе применять нулевую ставку налога при предоставлении клиентам помещения для временного проживания. Однако, данная норма сможет заработать только после того, как субъекты РФ внесут соответствующие поправки в региональные законы, и коснется физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП после вступления в силу этих поправок (статья 346.20 НК РФ).

3. Для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, в статье 346.43 НК РФ закреплено право при расчете лимита сотрудников не учитывать тех, кто занят в деятельности на других режимах. Кроме того, региональные власти получили право:

· Устанавливать дополнительные ограничения для лиц, применяющих патентную систему налогообложения, а именно:
- в зависимости от площади сдаваемой в аренду недвижимости;
- общего количества автотранспортных средств и судов водного транспорта;
- общего количества объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и их общей площади.

· Устанавливать размер потенциально возможного годового дохода на одну единицу параметра:
- единицу средней численности наемных работников;
- единицу автотранспортных средств;
- 1 т грузоподъемности;
- 1 кв. м площади;
- один объект торговой сети, общепита и т. д.

4. Индивидуальный предприниматель, находящийся на патентной системе налогообложения и досрочно прекративший деятельность, должен теперь будет доплатить налог в течение 20 дней после того, как снят с учета как плательщик. Если же предприниматель заплатил больше, чем пересчитанный налог, переплату ему вернут по общим правилам, предусмотренным статьей 78 НК (ст. 346.51 НК РФ).

5. Налогоплательщики, уплачивающие единый налог на вмененный доход и находящиеся на патентной системе налогообложения, с 1 января 2020 года не вправе будут реализовывать лекарства, обувь, одежду и изделия из натурального меха.

Налог на имущество организаций.

Налог на имущество организаций, рассчитываемый по кадастровой стоимости, нужно будет начислять по всей недвижимости, если кадастровая стоимость у нее определена. При этом, не будет иметь значения включение недвижимости в соответствующий региональный перечень (ст.378.2 НК РФ).

Органы государственного земельного надзора теперь обязаны будт сообщать в ИФНС о сельскохозяйственных землях, которые используются не по назначению. Земельный налог по таким участкам будет рассчитываться по повышенным ставкам (ст.396 НК РФ)

2. Госпошлина больше не будет уплачивается в случаях, предусмотренных статьей 333.35 НК РФ, а именно:

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости в связи с внесением поправок в законодательство;

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости, которые должны были внести уполномоченные государственные органы, но по каким-то причинам не сделали этого;

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости о невозможности госрегистрации без личного участия правообладателя;

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости о возражениях или правах требования по зарегистрированному праву на объект.

Принят
Государственной Думой
30 июня 2015 года

Одобрен
Советом Федерации
8 июля 2015 года

Статья 1

Пункт 7 статьи 12 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2004, N 31, ст.3231; 2010, N 31, ст.4198; 2013, N 44, ст.5646; 2014, N 40, ст.5315; N 48, ст.6663) дополнить абзацами следующего содержания:

"Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

особенности определения налоговой базы;

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.".

Статья 2

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 53, ст.5023; 2002, N 30, ст.3021; 2003, N 1, ст.6; 2008, N 48, ст.5519; 2012, N 26, ст.3447; 2014, N 30, ст.4245; N 48, ст.6660, 6663; 2015, N 1, ст.30) следующие изменения:

а) пункт 1 дополнить предложениями следующего содержания:

"Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.";

абзац третий изложить в следующей редакции:

"В отношении периодов 2017-2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 3 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.";

абзацы четвертый и пятый признать утратившими силу;

в) абзац первый пункта 4 дополнить словами ", а также в сфере бытовых услуг населению";

2) статью 346_31 изложить в следующей редакции:

"Статья 346_31. Налоговая ставка

1. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи.

2. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог.";

3) пункт 2 статьи 346_43 дополнить подпунктами 48-63 следующего содержания:

"48) услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

49) оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;

50) производство кожи и изделий из кожи;

51) сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;

52) сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей;

53) производство молочной продукции;

54) производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав;

55) производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

56) товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;

57) лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;

58) деятельность по письменному и устному переводу;

59) деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;

60) сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья;

61) резка, обработка и отделка камня для памятников;

62) оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

63) ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.";

а) абзац первый дополнить словами ", а также в сфере бытовых услуг населению";

б) абзац третий после слов "научной сферах," дополнить словами "а также в сфере бытовых услуг населению,".

Статья 3

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

13 июля 2015 года

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

(Статья в редакции Федерального закона от 08.06.2015 № 146-ФЗ )

П.1 ст.232 НК РФ

Фактически уплаченные физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрен зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 — 4 настоящей статьи.

П.2 ст.232 НК РФ

Зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, производится по окончании налогового периода на основании представленной таким физическим лицом налоговой декларации, в которой указывается подлежащая зачету сумма налога, уплаченного в иностранном государстве. При этом суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, подлежащие зачету в Российской Федерации, могут быть заявлены в налоговых декларациях, представляемых в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были получены такие доходы.

П.3 ст.232 НК РФ

В целях зачета в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В документах, прилагаемых к налоговой декларации, должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве.

Вместо указанных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, представленной им в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.

В случае, если налог с доходов, полученных в иностранном государстве, был удержан у источника выплаты дохода, сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве, представляются налогоплательщиком на основании документа, выданного источником выплаты дохода, вместе с копией этого документа и его нотариально заверенным переводом на русский язык.

П.4 ст.232 НК РФ

Сумма налога, подлежащая зачету, определяется с учетом положений соответствующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. При исчислении засчитываемой в Российской Федерации суммы налога применяются положения настоящего Кодекса, действующие в отношении порядка исчисления налога в том налоговом периоде, в котором был получен доход в иностранном государстве.

П.5 ст.232 НК РФ

В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации каких-либо видов доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранного государства, с которым заключен такой договор, освобождение от уплаты (удержания) налога у источника выплаты дохода в Российской Федерации либо возврат ранее удержанного налога в Российской Федерации производится в порядке, установленном пунктами 6 — 9 настоящей статьи.

П.6 ст.232 НК РФ

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, налоговый агент — источник выплаты дохода при выплате такого дохода физическому лицу не удерживает налог (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями настоящего Кодекса) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации соответствующего вида дохода. Для подтверждения статуса налогового резидента такого иностранного государства физическое лицо вправе представить налоговому агенту — источнику дохода паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Если представленные вышеперечисленные документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в Российской Федерации, налоговый агент — источник выплаты дохода физическому лицу запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения.

Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, физическим лицом представляется и его нотариально заверенный перевод на русский язык.

П.7 ст.232 НК РФ

В случае, если подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства, указанное в пункте 6 настоящей статьи, представлено физическим лицом налоговому агенту — источнику выплаты дохода после даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, и удержания налога с такого дохода, такой налоговый агент осуществляет возврат удержанного налога в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 231 настоящего Кодекса для возврата сумм излишне уплаченного налога.

П.8 ст.232 НК РФ

Сведения об иностранных физических лицах и о выплаченных им доходах, с которых на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения не был удержан налог, о суммах налога, возвращенных налоговым агентом — источником выплаты дохода, представляются таким налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета в тридцатидневный срок с даты выплаты такого дохода.

Указанные сведения должны позволять идентифицировать налогоплательщика, вид выплаченных доходов, суммы выплаченных доходов и даты их выплаты.

К сведениям, позволяющим идентифицировать налогоплательщика, относятся в том числе паспортные данные, указание на гражданство.

П.9 ст.232 НК РФ

При отсутствии налогового агента на дату получения физическим лицом подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства, дающего право на освобождение от уплаты налога на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, такое физическое лицо вправе представить подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства и его нотариально заверенный перевод на русский язык вместе с заявлением на возврат налога, налоговой декларацией и документами, подтверждающими удержание налога и основания для его возврата, в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) физического лица в Российской Федерации, а в случае отсутствия места жительства (места пребывания) физического лица в Российской Федерации в налоговый орган по месту учета налогового агента.

Возврат сумм налога производится налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.

П.10 ст.232 НК РФ

Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода), а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации, пропорционально доле участия контролирующего лица в этой компании.

Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с иностранным государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.

(Пункт введен — Федеральный закон от 15.02.2016 № 32-ФЗ )

Читайте также: