18 органов контролирующих деятельность менеджеров налоговая сэс

Опубликовано: 30.04.2024

Больше всего внимания к себе и своему делу вы почувствуете от налоговой и трудовой инспекций, Роспотребнадзора и пожарного надзора. Вас также могут проверять Ростехнадзор, Россельхознадзор, но это лишь в том случае, когда ваш бизнес входит в их компетенцию.


У контролирующих органов, безусловно, есть право вас проверять, но делать это они обязаны в соответствии с законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…».

Именно этот закон ограничивает количество возможных плановых проверок вашего бизнеса. Согласно ему проверять вас могут не чаще одного раза в три года. И это относится ко всем надзорным органам. Закон разделил все проверки на плановые и внеплановые, выездные и документарные, установил сроки проверок для каждой контролирующей ИП организации и условия, когда эти сроки можно продлить, а также указал ситуации, на которые эти требования не распространяются. Например, таможенный контроль в своей деятельности опирается не на данный закон, а на Таможенный кодекс РФ.

За всеми проверками, согласно данному закону, следит Генеральная прокуратура.

Все плановые проверки известны заранее, и план этот опубликован на сайте Генеральной прокуратуры. В данном плане указан месяц, более точно о дате проверки вас уведомят письменно не позднее, чем за три дня до ее начала. Такой же график можно найти и на официальных сайтах контролирующих организаций.

Не стоит забывать, что проверки могут быть и внеплановые. Чаще всего они связаны с жалобами, которые на вас могут поступать в тот или иной надзорный орган.

Налоговая инспекция

К вниманию налоговой инспекции готовы все. Также все готовы к тому, что налоговики будут стараться качественно выполнять свою работу, то есть взыскивать с вас все налоги по полной программе. Избежать налоговых проверок невозможно, так как каждый ИП платит налоги.

Налоговые проверки бывают двух видов: камеральная и выездная. Порядок их прописан в 14 главе Налогового кодекса.

Камеральная проверка проводится по итогам сданной вам отчетности. Идти может до трех месяцев. Если у налоговой возникнут вопросы, то вы обязаны будете предоставить требуемые подтверждающие документы. Если по результатам проверки вам необходимо будет ликвидировать недоплату, то на это у вас есть 10 дней.

Выездная проверка — масштабное мероприятие и глобальная проверка вашего бизнеса. Здесь не только вы будете отвечать на вопросы, но, возможно, будут задействованы свидетели и понятые. Инвентаризация вашего имущества и выемка документов тоже возможны. Обычно такая проверка длится не дольше двух месяцев, но если понадобится встречная проверка, то срок может растянуться.

Повторно проводить проверку по уже проверенному периоду налоговая не имеет права.


Трудовая инспекция

Трудовая инспекция проверяет на предмет исполнения Трудового кодекса. Проверять будут ваши кадровые документы, ваши трудовые договора с каждым вашим сотрудником, график ваших выплат заработной платы, отпуска ваших работников и т.п. По результатам проверки составляется протокол, в котором указываются нарушения и предписания по их устранению. За серьезные нарушения может грозить и дисквалификация руководителя.

Пожарный надзор

Работники МЧС в своих проверках ориентируются на следующие законы:69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 Правила противопожарного режима, Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» и Административный регламент, утвержденный приказом МЧС РФ от 28.06.2012 N 375.

По результатам проверки вы можете попасть на штрафы. Все штрафы в этой сфере прописаны в статье 20.4 КОАП. И стоит учесть, что суммы штрафов для ИП немаленькие, для ООО еще больше. За особые нарушения по результатам проверки возможна приостановка деятельности вашего бизнеса на срок от 1 до 3 месяцев.


Роспотребнадзор

Роспотребнадзор будет следить за вашей предпринимательской деятельностью, если вы работаете с населением: продаете им что-то или оказываете какие-либо услуги.

Проверять могут по многим пунктам. Например, соответствие санитарно-эпидемиологическому заключению, наличие сертификатов соответствия на товары и продукцию, договор о вывозе мусора, срок годности продуктов, соблюдение правил товарного соседства, соблюдение температурного режима при хранении и т.д.

По результатам проверки вы можете быть оштрафованы. Штрафы могут быть внушительными, подробнее о них все можно узнать в статьях 6.3 и 6.4 КОАП, а также в статьях 14.4, 14.7, 14.8, 14.15, 14.16, 19.5, 19.6 и 20.25 все там же.

Результаты проверки

Результаты любой проверки оформляются актом. Он составляется в двух экземплярах по установленному образцу. Один экземпляр должен вручаться вам. Если личная передача акта вам или вашему представителю невозможна, то документ отправляется вам заказным письмом с уведомлением о вручении.

В акте указываются результаты проверки и если есть, то и выявленные нарушения. Если нарушения выявлены, то вы получите предписание об их устранении, в котором будут указаны и сроки, за которые вы должны все выполнить. Если нарушения серьезные, то после проверки может последовать и возбуждение административного правонарушения.

Если проверка проходила с нарушениями, и вы это докажите, то результаты такой проверки не имеют силы.

Таким образом, закон ограничивает произвол контролирующих органов и вынуждает вас самих вести свой бизнес с соблюдением установленных норм. Однако в ходе проверок вам может понадобиться помощь юриста, например, для сопровождения одной из проверок. Для такого сопровождения совсем не обязательно иметь личного юриста, достаточно быть клиентов Совкомбанка и подключится к услуге «Бизнес-Юрист». Именно этот пакет дает возможность ИП проконсультироваться с высококвалифицированным юристом в любое время.

Бизнес в России проверяют 30 ведомств, мы собрали их все в одну таблицу и разобрались, кто за чем следит.

Еще о проверках:

Артур Дулкарнаев

Какие органы проверяют бизнес

Название органа
Что проверяет
На основании Административного кодекса

Комиссия по делам несовершеннолетних

Как компании работают с несовершеннолетними сотрудниками

Органы внутренних дел, ОВД или полиция

Как магазины продают алкоголь и табак: есть ли лицензия и сертификаты, продают ли несовершеннолетним или по ночам

Федеральная налоговая служба, ФНС, ИФНС, налоговая

Предпринимательство без регистрации в налоговой;

регистрация ИП и компаний;

соблюдение ФЗ-115 — закона о противодействии отмыванию денег;

налоговые отчеты и оплата налогов;

«черные» и «серые» зарплаты;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Государственные тендеры и закупки

Таможенные органы, таможня

Перевозка товаров через границы Таможенного союза;

таможенные декларации и документы;

международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров;

перевозка опасных грузов: кислот, ядов или диких животных.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю или экспортный контроль

Экспорт товаров, информации, работ и услуг

Пограничные органы контроля

Рыболовство и охота, браконьерство;

перевозка минералов и живых ресурсов, например цветных металлов или медведей;

ведение судовых документов.

Передает ли работодатель в военкомат список сотрудников, которые должны встать на воинский учет

Государственная инспекция труда, ГИТ, Роструд, трудовая инспекция

Соблюдение трудового кодекса: трудовые договоры, зарплата без задержек, увольнение по правилам;

условия труда, проведение спецоценки, несчастные случаи на производстве.

Санитарные правила и гигиенические нормативы. СЭС следит, чтобы у всех поваров в кафе были медкнижки, а над плитой — вытяжка;

соблюдение запрета на курение в общественных местах, кафе, офисах и барах;

соблюдение законодательства о генно-инженерно-модифицированных организмах и продукции. Например, регистрация всех генно-модифицированных продуктов и организмов.

Соблюдение правил карантина животных, например при перевозке куриц или коров из одной страны в другую;

соблюдение технических регламентов;

использование пестицидов и агрохимикатов, сельскохозяйственной земли;

производство, продажа и перевозка семян;

безопасность зерна и его переработки;

производство, выпуск и продажа лекарств для животных.

Государственный земельный надзор, он же Росреестр

Покупка, продажа, аренда и использование земельных участков и недвижимости;

проведение мелиоративных работ — это работы, которые улучшают свойства сельскохозяйственной почвы. Например, посадка лесных растений по границам полей.

Государственный геологический надзор

Использование недр, выдача лицензий и контроль за техническими проектами;

застройка земель, на которых могут быть полезные ископаемые;

захоронение отходов в морских водах.

Государственный лесной надзор

Соблюдение пожарной безопасности в лесах;

соблюдение правил хозяйственной деятельности в лесопарковой зоне;

контроль за рубкой деревьев;

переуступка прав на лесные участки.

Использование водных объектов и водных биологических ресурсов, например добыча ископаемых со дна морей и строительство гидроэлектростанций;

соблюдение правил рыболовства, разведки минеральных ресурсов;

выброс вредных веществ в атмосферу. Это касается всех, у кого есть котельные или другие источники выбросов;

производство и импорт товаров в упаковке: от импорта роз в картонных коробках до выпечки булочек в крафтовых пакетах.

Государственный экологический надзор

Проверяет, как владелец бизнеса использует сельскохозяйственные и лесные земли;

добывает песок, гравий и глину, полезные ископаемые;

загрязняет ли воду и ледники.

Ростехнадзор, он же Государственный энергетический надзор

Использование электрических и тепловых сетей, энергоносителей и топлива;

контроль горячего, холодного водоснабжения и водоотведения;

установка и замена счетчиков;

контроль за тем, указывают ли производители класс энергоэффективности товаров;

соблюдение требований энергоэффективности зданий;

соблюдение технических регламентов;

перевозка опасных веществ, например ядерного топлива;

использование атомной энергии.

Министерство чрезвычайных ситуаций, МЧС, пожарная инспекция, пожарный надзор

Соблюдение требований пожарной безопасности, запрета на курение и технических регламентов.

Перевозка опасных веществ и крупногабаритных грузов, например баллонов с водородом или бурильных установок;

перевозка пассажиров и багажа;

страхование гражданской ответственности перевозчика;

Роскомнадзор, он же Надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Использование радиоэлектронных сетей и высокочастотных устройств;

строительство сооружений связи;

работа СМИ, сотовых операторов, новостных агрегаторов, сайтов и мессенджеров;

хранение и обработка персональных данных.

Федеральный антимонопольный орган, ФАС или антимонопольная служба

Соблюдение закона «О рекламе»;

спонсорство, проведение стимулирующих мероприятий и акции;

конкуренция и злоупотребление монополией;

манипулирование ценами на оптовых и розничных рынках;

тарифы естественных монополий;

предоставление информации об иностранных инвестициях.

Как предприниматели соблюдают:

закон «О защите прав потребителей»;

правила продажи товаров и оказания услуг;

ветеринарно-санитарные правила перевозки животных;

правила продажи алкоголя;

правила производства, продажи и учета драгоценных металлов и камней.

Производство и оборот этилового спирта, алкоголя;

продажа поддельного алкоголя;

учет алкоголя в ЕГАИС;

соблюдение минимальных цен на алкоголь и максимальных на табак;

правил маркировки товаров;

Сдает ли предприниматель бухгалтерскую и статистическую отчетность

Госжилнадзор, или государственный жилищный надзор

Работа управляющих компаний;

перевод жилых помещений в нежилые и обратно;

соблюдение требований энергетической эффективности;

выдача лицензий на управление многоквартирными домами.

Госстройнадзор, или государственный строительный надзор

Технические регламенты и проектная документация при строительстве или капитальном ремонте зданий;

ввод зданий в эксплуатацию;

соблюдение владельцами нежилых зданий требований энергетической эффективности;

долевое строительство многоквартирных домов;

размещение информации о ходе строительства.

соблюдение требований по противодействию отмыванию денег.

Соблюдение требований организованных торгов;

работа банков и кредитных организаций;

ведение реестра владельцев ценных бумаг;

деятельность микрофинансовых организаций;

инсайдерская информация и манипулирование рынком;

работа страховых организаций.

Росздравнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

Оптовая и розничная торговля лекарствами;

соблюдение технических регламентов;

декларирование и маркировка лекарств;

контроль цен на лекарства;

регистрация медицинских изделий;

качество и безопасность медицинской деятельности;

Соблюдение требований для получения лицензии на образовательную деятельность

Узнать о проверках можно на сайте прокуратуры по ИНН

Проверки бывают плановые — по списку, который составляется на год вперед, и внеплановые — по жалобам покупателей, сотрудников или когда в компании что-то случилось, например сотрудник сломал ногу на рабочем месте или произошла утечка плутония.

Первые три года после регистрации бизнес не попадает в список плановых проверок — это требование закона «О защите прав предпринимателей и юридических лиц».

О плановых проверках можно узнать заранее на сайтах ведомств. О внеплановых иногда уведомляют за 1-3 дня, а иногда нет. Все плановые и некоторые внеплановые проверки есть в единой базе прокуратуры. Узнать о них можно по ИНН или названию компании:


В результатах поиска на сайте прокуратуры показываются тип проверки, дата проведения, ведомство, цель и вид: выездная или документарная.

Оказываю услуги мастера-бровиста, плачу налог как самозанятый гражданин. Арендую студию - нежилое помещение у ИП (физическое лицо). Необходимо ли мне проходить проверки пожарной и санитарной безопасности? На кого ложится ответственность при проверках - на меня или на арендодателя?

Анна Конькова

Плановые проверки осуществляются органами государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Самозанятый – это налогоплательщик, использующий специальный налоговый режим – налог на профессиональный доход.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент.

Таким образом, использовать специальный налоговый режим могут как физические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Если вы зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя, то узнать о проведении в отношении вас плановых проверок в 2020 году можно на сайте Генеральной прокуратуры РФ в разделе "Сводный план проверок".

Если вы являетесь физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, то контролирующие органы к вам с плановой проверкой не придут.

Однако закон не освобождает физических лиц от ответственности за несоблюдение обязательных требований, в том числе установленных федеральными законами от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Так как вы осуществляете деятельность, связанную с оказанием косметических услуг другим гражданам, то в своей работе вы должны также руководствоваться и соблюдать требования, установленные нормативными правовыми актами для этой сферы деятельности, в частности, Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025.

Кроме этого, следует иметь в виду, что в силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, в случае если в результате несоблюдения вами указанных требований будет причинен вред жизни и (или) здоровью вашим клиентам, вас могут привлечь к ответственности и потребовать возмещения причиненного вреда.

Что касается ответственности при проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности, проводимой в отношении арендодателя, сдавшего вам в аренду свое помещение, то здесь важную роль играют условия договора аренды, так как законодательство не разграничивает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности между арендодателем и арендатором.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тыс. руб.; на должностных лиц - от 6 до 15 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 150 до 200 тыс. руб.

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут:

- руководители федеральных органов исполнительной власти;

- руководители органов местного самоуправления;

- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

- должностные лица в пределах их компетенции.

Указанные лица, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, к ответственности может быть привлечен не только собственник нежилого помещения, но и арендатор, как лицо, пользующееся помещением на праве аренды.

Так, например, в ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями и сооружениями.

То есть, если договором аренды предусмотрено, что обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, предъявляемых к нежилым помещениям, лежит на арендаторе, т.е. на вас, например, обязанность оборудовать помещение средствами первичного пожаротушения, пожарными оповещателями и т.д, то в этом случае ответственность за нарушение требований несете вы.

Если при осуществлении проверки соблюдения арендодателем обязательных требований в области пожарной безопасности будут установлены нарушения, но выявлено, что договором предусмотрено, что такая обязанность возложена на вас, например, оборудовать помещение пожарными извещателями, то арендодателя к ответственности за такое нарушение не привлекут.

Однако и вас в рамках осуществления данной проверки контролирующее лицо также не вправе будет привлечь к ответственности, так как проверка проводится в отношении другого лица.

Если договор аренды не содержит положений о пожарной безопасности, то в силу п. 1 ст. 611 Гражданского кодекса РФ, которая указывает, что арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, можно ссылаться на то, что арендодатель, являясь собственником помещения, был обязан соблюдать требования пожарной безопасности и передать имущество в состоянии, соответствующем этим требованиям, а в силу п. 1 ст. 612 ГК РФ арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

Тем не менее следует отметить, что в случае причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу граждан в результате нарушения требований пожарной безопасности к ответственности будет привлечено виновное лицо, т.е. лицо, в результате действий или бездействия которого был причинен такой вред, в связи с чем соблюдать требования пожарной безопасности рекомендую как арендодателю, так и арендатору.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ "О противопожарном режиме""), в федеральных законах "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", «О пожарной безопасности».

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Трудовое право

Органов, выполняющих контролирующую функцию, довольно много. В зависимости от деятельности компании они могут быть разными. Но некоторые из них осуществляют контроль всех организаций и индивидуальных предпринимателей без исключения. Это инспекции по труду, прокуратура, органы ФСС и ПФР и т. д. В статье рассмотрим, что является предметом проверки органов, осуществляющих контроль в сфере трудовых отношений.

Общее о проверках

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Законом № 294-ФЗ устанавливаются:

– порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

– порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

– права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проверках;

– права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

При этом в Законе № 294-ФЗ говорится, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся их вида, предмета, оснований, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования их проведения с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами в отношении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, в сфере образования, миграции, пожарного надзора и др.

– плановые (в форме документарной или выездной) – проводятся раз в три года на основании ежегодно разрабатываемых планов. О такой проверке организация уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала (ст. 9 Закона № 294-ФЗ);

– внеплановые (в форме документарной или выездной) – чаще всего проводятся по заявлениям работников и для проверки исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений трудового законодательства. О такой проверке контролирующий орган должен уведомить учреждение не менее чем за 24 часа (ст. 10 Закона № 294-ФЗ);

Организация может быть не уведомлена о проведении внеплановой проверки, если в результате деятельности организации был причинен или причиняется вред жизни или здоровью работников (ч. 17 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

– документарные (плановая и внеплановая) – проверяются сведения, содержащиеся в документах учреждения, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований. При такой проверке учреждение обязано предоставить запрашиваемые контролирующим органом документы (ст. 11 Закона № 294-ФЗ);

– выездные (плановая и внеплановая) – проводятся по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

После окончания проверки любого вида инспекторы составляют акт по установленной форме (Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 ). К акту прикладывают протоколы, справки, объяснительные, подтверждающие наличие или отсутствие нарушений.

Проверки ГИТ

В статье 355 ТК РФ перечислены основные задачи федеральной инспекции труда:

– обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

– обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

– обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

– доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с указанными задачами федеральная инспекция труда реализует основные полномочия, которые перечислены в ст. 356 ТК РФ.

Проверки ГИТ – наиболее распространенный вид проверок, поскольку большинство из них осуществляется не по плану проверок, а по жалобам работников. Помимо гл. 57 ТК РФ и Закона № 294-ФЗ порядок проведения проверок должностными лицами ГИТ определяется:

– Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-й сессии Генеральной конференции МОТ);

– Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее – Постановление № 875).

При проведении контроля инспекторы ГИТ запрашивают документы для проверки их соответствия требованиям трудового законодательства. Это, в первую очередь, документы, связанные с оформлением приема на работу, переводом, увольнением, выплатой заработка и т. д., – трудовые договоры, трудовые книжки, приказы, локальные нормативные акты, в частности правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, штатное расписание, график отпусков.

По вопросам охраны труда, как правило, проверяются положение об охране труда, наличие ответственного работника за охрану труда, инструкции по охране труда, журналы регистрации проведения инструктажей. Кроме этого, проверяется прохождение обязательных медосмотров, специальной оценки условий труда, обеспечение работников СИЗ и т. д. Особого внимания проверяющих заслуживает проведение работодателем расследования несчастных случаев.

Прокурорские проверки

1. Надзор за исполнением законов:

– федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти;

– представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ;

– органами местного самоуправления;

– органами военного управления;

– органами контроля, их должностными лицами;

– субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

– органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Надзор за соответствием закону издаваемых указанными органами правовых актов.

3. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными органами.

4. Возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами.

5. Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, определений и постановлений судов.

Прокуратура может осуществлять как плановые, так и внеплановые проверки. Поскольку работники часто обращаются с жалобами, кроме ГИТ, в прокуратуру, как правило, это чаще проверки внеплановые.

Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод и принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. А при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод обратившегося лица имеет характер преступления или административного правонарушения, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию, или возбуждает производство об административном правонарушении (п. 1, 2ст. 27 Закона о прокуратуре).

Прокурор может представлять в суде интересы работника, если тот в силу состояния здоровья или по иным причинам не может отстаивать свои интересы лично (п. 4ст. 27 Закона о прокуратуре).

Внеплановые проверки также могут проводиться на основании задания вышестоящей прокуратуры, материалов средств массовой информации и иных обращений, содержащих информацию о нарушении законности. При этом особое внимание уделяется исполнению обязанностей работодателя по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, а также принятию мер к повышению ответственности руководителей предприятий за несоблюдение трудовых прав граждан.

По поступившим в прокуратуру обращениям и материалам проверка не обязательно проводится самой прокуратурой – контроль могут осуществить другие контролирующие органы по требованию прокурора. А в установленных законами случаях проведение внеплановых выездных проверок органами контроля и надзора подлежит согласованию с прокуратурой. К таким случаям относится, например, возникновение угрозы для жизни и здоровья граждан.

При возникновении в организации группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом должна быть уведомлена прокуратура по месту происшествия (ст. 228.1 ТК РФ).

Согласно Закону о прокуратуре результаты прокурорской проверки организаций оформляются не актом, как это делается при проверке другими контролирующими органами, а вынесением представления. Представление выносится в случае обнаружения в результате проверки нарушений законодательства. В течение месяца со дня получения представления работодатель должен принять меры по устранению таких нарушений.

Кроме этого, прокурор может инициировать возбуждение дела об административном правонарушении, направив постановление о возбуждении в орган, уполномоченный рассматривать данную категорию дел.

Проверки органами ФСС и ПФР

ПФР и его территориальные органы осуществляют контроль в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС. А ФСС и его территориальные органы – в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.

Данные органы контроля проводят камеральные и выездные проверки. При этом проверки могут осуществляться каждым органом по отдельности или совместно. Камеральные проверки проводятся без специального решения руководителя органа контроля в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (п. 2 ст. 34 Федерального закона 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ)).

Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на основании решения руководителя органа контроля не чаще чем один раз в три года и охватывает три календарных года, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о выездной проверке (п. 9, 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Проверки органов ФСС проводятся в целях контроля правильности:

– начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

– выплаты пособий по больничным, по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком, на погребение и в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности;

– начисления страховых взносов «на травматизм» и расходование этих средств.

Для совершенствования контроля над правильностью расходования организациями средств на обязательное социальное страхование Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81 утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (далее – Указания).

Большое внимание при проверках органы ФСС уделяют начислению и выплате пособия по временной нетрудоспособности. Согласно п. 60 Указаний проверка начинается с формального изучения листков нетрудоспособности – контролируется, как заполнены реквизиты, четкие ли печати, имеются ли печати и штампы медицинской организации и т. д.

Порядок исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам регламентирован Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

Порядок проверок органами ПФР установлен Распоряжением ПФ РФ от 03.02.2011 № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиками страховых взносов». При планировании выездных проверок органами ПФР учитывается:

– относится ли плательщик к числу крупнейших;

– своевременно ли предоставлены индивидуальные требования;

– есть ли у плательщика суммы выплат, не облагаемых страховыми взносами;

– применяются ли пониженные тарифы страховых взносов;

– имелись ли несоответствия в расчетах по итогам камеральных проверок;

– есть ли задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов;

– если уменьшились суммы начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;

– если неоднократно вносились изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным взносам.

Проверки Роспотребнадзора

– государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

– государственный контроль за тем, как соблюдается законодательство в области защиты прав потребителей;

– контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров.

Порядок проведения проверок должностными лицами Роспотребнадзора установлен Приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 № 103 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ». В первую очередь проверяют:

– соблюдение санитарных правил и норм (СанПиН) при осуществлении торговли;

– санитарно-эпидемиологические заключения и сертификаты соответствия на товары;

– наличие у организации заключенных договоров на выполнение дезинсекционных и дератизационных работ;

– условия хранения скоропортящейся продукции в организациях, торгующих продовольственными товарами;

– наличие у персонала медицинских книжек;

– наличие журнала регистрации результатов медосмотров;

– условия труда работников предприятия.

Пожарный надзор

Правила противопожарного режима, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, содержат требования пожарной безопасности, определяющие поведение людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Пунктом 3 указанных правил также установлено, что лица допускаются к работе на объекте только после обучения мерам пожарной безопасности. Такое обучение осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки инструктажа определяются руководителем организации.

За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные нарушения в области пожарной безопасности предусмотрено привлечение виновных к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. При этом руководитель организации является главным лицом, отвечающим за пожарную безопасность.

В заключение

Например, КоАП РФ предусмотрена ответственность за:

– нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27);

– невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);

– неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4);

– невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5);

– непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6);

– непредоставление сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности (ст. 19.7).

«О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с федеральным законодательством, ряд федеральных и региональных государственных ведомств осуществляют надзор за сферой потребительского рынка, производством, оборотом товаров и услуг. Компетенция ведомств достаточно различна. Разберемся, кто и за что несет ответственность.

Государственный контроль за качеством и безопасностью

Кто, где, за что: ответственность госструктур

Органы Роспортебнадзора (или СЭС, как по старой памяти в простонародье называют это ведомство) в первую очередь отвечают за качество товаров на наших прилавках. Россельхознадзор проверяет качество ввозимой сельскохозяйственной и животноводческой продукции. Росаккредитация контролирует работу лабораторий и экспертных учреждений, которые сертифицируют товары.

Более того, и в полицейском ведомстве имеются подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и административного законодательства (ОБППР и АЗ), и даже Следственный комитет России занимается расследованием уголовных дел по ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». В соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса России статья подследственна только этому правоохранительному органу и более никакому.

На региональных уровнях в составе администраций субъектов России, а также в муниципалитетах имеются органы по защите прав потребителей. Называются они по-разному: департаменты, комитеты потребительского рынка и защиты прав потребителей, и т.д.

Правила надзора

Кто-то скажет - органов много, толку мало: как продавали «просроченые» товары в магазинах, как обманывали в сфере услуг, так это и продолжается. Я не соглашусь с этими скептиками. Как правило, государственные органы очень жестко реагируют на нарушения закона. Как с позиции наказания горе-производителя или продавца, так и с позиции профилактики дальнейших нарушений со стороны виновных. Если бы не их работа, страшно предположить, какие товары мы бы приобретали.

Я хочу отметить, что инициативность надзорных органов существенно понизилась в связи с тем, что в целях снижения административных барьеров для бизнеса несколько лет назад были приняты поправки в российское законодательство. Они инициировали проверки субъектов бизнеса не чаще, чем один раз в три года или только по жалобам граждан. Поэтому сидит чиновник и ждет сигнала от общественности, потому что самому ему с проверками ходить не велено.

Некоторые инициативные ведомства, дабы на корню пресекать нарушения и действовать в рамках закона, обзавелись «дежурными жалобщиками». Насколько это верный и правильный путь? Вопрос дискуссионный.

Как показывает практика, не только надзорные и правоохранительные органы оказываются на стороне потребителя. Это и сложившаяся судебная практика. Суды очень редко отказывают в удовлетворении исков в отношении производителей и продавцов, в требованиях надзорных органов о приостановлении деятельности предприятия, дисквалификации руководителя. В вопиющих же случаях, когда отравлениям подвергаются целые группы граждан или наступает смерть человека (от убийственного действия товаров или оказанных услуг), Фемида просто забывает о милосердии. Помимо однозначной законности судебных решений, не будем забывать, что в надзорных органах и судах работают такие же люди, такие же потребители товаров и услуг.

Государственный контроль за качеством и безопасностью рис-2

Как работают государственные органы с заявлениями граждан

Порядок приема, регистрации, рассмотрения и разрешения обращений граждан в органах государственной власти в первую очередь регулируется Федеральным законом Российской Федерации № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Чиновнику отводится 30 суток на рассмотрение обращения, принятие мер и направление ответа заявителю.

В случае несогласия гражданина с принятым решением он вправе обжаловать его как в вышестоящую инстанцию, так и в органы прокуратуры и суд, где может поставить вопрос как о пересмотре своих доводов, так и о бездействии чиновника, с понуждением его к работе.

Несмотря на то, что штат сотрудников Роспотребнадзора не столь велик, реагируют на обращения они достаточно оперативно. Срок не только ответа, но и применимых санкций в виде наложения штрафа, как показывает практика, составляет от 5-ти дней до двух недель.

Например, Наталья посредством одного из порталов в сети Интернет обратилась в Роспотребнадзор в Санкт-Петербурге с жалобой на приобретенную некачественную воду в пластмассовой канистре. За 25 дней с момента направления обращения производителя не только подвергли административному наказанию, его продукция была изъята из оборота. Представители магазина и производителя извинились перед покупателем и сделали подарок, чтобы сохранить лояльность своего клиента. Такие случаи не единичны.

Хочется отметить, что государственные органы не статичны в своем развитии. Фактически все из них перешли на возможность получения обращений и сигналов от граждан и общества посредством сети Интернет. И здесь свою роль играет не только президент, который обозначил вехи развития информатизации в стране в своей статье «Демократия и качество государства», но и инициативность самих чиновников.

Если жалоба от гражданина поступает в правоохранительный орган и рассматривается с позиции наличия в действиях производителя или продавца состава преступления, от вышеуказанной ст. 238 УК РФ, до самых различных составов, будь это мошенничество (ст. 159), халатность (ст. 293) и прочих составов, то сроки рассмотрения таких заявлений достаточно небольшие. Так, в соответствии со ст. 144 УК РФ, заявление о совершенном преступлении рассматривается в срок до 3-х суток, и может быть продлено по решению руководителя органа дознания или следствия только на срок до 10-ти суток. То есть, в этот период проходит не только разбирательство, но и принимается процессуальный документ, который, в случае несогласия с ним, может быть обжалован прокурору или в суде. В случае признания решения по результатам проверки незаконным, надзорное или судебное ведомства принимают решение об отмене процессуального постановления с направлением обращения гражданина на дополнительную проверку, сроки которой (хоть и до настоящего времени не прописаны в УПК РФ) не превышают 10-ти суток.

Может ли заявление гражданина рассматриваться правоохранительными органами дольше? Может, но только в случае проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организации (до одного месяца), что очень редко происходит, а зачастую просто нецелесообразно. Например, при выявлении предприятия, где нарушены санитарно-эпидемиологические правила производства.

Читайте также: