17 февраля путин подписал закон о внесении поправок в налоговый кодекс

Опубликовано: 26.04.2024

Поправки к закону вступили в силу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Фото: Роман Данилкин / 63.RU

С сегодняшнего дня в силу вступают поправки к Налоговому кодексу, которые заранее успели всех взбудоражить. Много говорилось о том, что у ФНС стало больше доступа к банковской тайне, а делиться тайнами (особенно банковскими) мало кому захочется. Мы разобрались, что именно поменялось и какую информацию налоговая теперь может получить.

Что произошло?

В феврале Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Среди прочего изменения вносятся в статью 86, которая регламентирует обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. В ней появляется подпункт 2.1, обязующий банки по запросу в течение трех дней делиться с налоговой дополнительной информацией.

Что теперь будет знать налоговая?

На самом деле ФНС и так получала много информации — банки обязаны сообщать налоговикам об открытии или о закрытии счетов, вкладов, изменении реквизитов и многом другом. Изменения дают налоговой возможность узнать информацию не только о том, на кого счет открыт, но и о том, кто пользуется им по доверенности. По запросу банк должен предоставить копии паспортов лиц, имеющих доступ к деньгам на счете, доверенности, договор на открытие счета и использование интернет-банка, карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Данные могут узнать в любой момент?

Нет, информация предоставляется по запросу. Законом предусмотрен конкретный список ситуаций, когда ФНС может затребовать информацию у банка. Например, основанием для запроса про организацию или ИП может стать налоговая проверка, истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. Данными физлица могут поинтересоваться при согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя, а также при проведении налоговой проверки либо истребовании у него документов. И, наконец, данные могут потребовать на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Зачем это нужно?

В ФНС объясняют, что изменения «вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращения ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов». Если совсем просто: налоговая сможет увидеть всех аффилированных лиц, а не только номинальных директоров компаний или владельцев счета.

— Раньше налоговая видела компанию и директора, а кто совершал операции, было непонятно, потому что это уже были внутренние документы, — объясняет экономист Максим Марамыгин. — В налоговую документы уходили за подписью директора. Сейчас они могут посмотреть, кто помимо директора имеет доступ к счету, хотя формально никак не числится.

— Эти нововведения — первый шаг по выводу из тени физических лиц. По юридическим лицам и ИП налоговая и так может получить достаточный объем информации, и всем было понятно, что попытка пролить свет на финансовые отношения рано или поздно доберется и до «физиков», — объясняет Денис Валдеев, юрист компании «Бенефактум». — У принятого закона свои цели: во-первых, преследование обналичивания денег. Во-вторых, тот же 115-й закон о легализации денежных средств, полученных преступным путем. Сейчас достаточно большой объем граждан, которые не имеют официального заработка, налоги не отчисляют, при этом по их счетам бегают огромные денежные суммы. Соответственно, у налоговой задача номер один — обложить эти доходы налогом.

Но принятый закон эту задачу полностью не решает, уверен эксперт: с одной стороны, ФНС получит больше информации о счете и его владельцах, с другой стороны, в законе прописан механизм, по которому информация предоставляется только в рамках камеральных проверок и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

— Этот механизм частично является защитным от злоупотреблений налоговиками. Но принятый закон — это только первый шаг, ФНС однозначно будет добиваться того, чтобы все денежные операции в стране были прозрачными, — отмечает юрист.

Договор
Договор

МОСКВА, 17 фев — ПРАЙМ. Президент России Владимир Путин подписал закон о совершенствовании налогового контроля за ценами в сделках между взаимозависимыми компаниями, соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации. Владимир Путин на совещании 10 февраля 2021 года

Путин поручил решить вопрос о защите минимального дохода от списания

Такие сделки по действующим нормам являются контролируемыми, поскольку могут использоваться компаниями для уменьшения налогов. При этом компания может заранее согласовать свои цены с налоговиками, заключив соглашение о ценообразовании и избежав в будущем налоговых претензий.

Закон упрощает проверки контролируемых сделок, одновременно избавляя налогоплательщиков от необходимости подавать вместе с заявлением о заключении соглашения документы, которые уже есть в распоряжении налоговиков. Также уточняется порядок заключения соглашений о ценообразовании с участием иностранных налоговых органов, в частности максимальный срок рассмотрения заявлений о заключении таких соглашений увеличивается в три раза — с 9 до 27 месяцев.

Кроме того, срок хранения документов, необходимых для исчисления, удержания и уплаты налогов, увеличивается для налогоплательщиков и налоговых агентов с четырех до пяти лет. Налогоплательщик, обратившийся в ФНС с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, должен будет хранить такие документы в течение шести лет, а по внешнеторговым сделкам, одной из сторон которых является иностранное лицо — в течение десяти лет. Президент РФ В. Путин провел встречу с руководителями фракций Госдумы РФ

Путин назвал деятельность иностранных IT-компаний вызовом для России

Законом также уточняются условия признания контролируемыми внешнеторговых сделок с товарами, составляющими основные статьи экспорта РФ. Сейчас к контролируемым относятся сделки с товарами мировой биржевой торговли. А будут относиться сделки со всеми товарами, которые входят в одну из следующих групп: нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минудобрения; драгоценные металлы и камни. Расширение перечня заработает с 1 января 2022 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего внешнеторгового договора.

Закон также содержит изменения, которые учитывают замечания, сделанные в рамках глобального форума ОЭСР, в части прозрачности и обмена информацией для налоговых целей. В частности, банки по запросу налоговой будут обязаны передавать им информацию о бенефициарных владельцах счетов и иные сведения, связанные с управлением такими счетами и их обслуживанием. Налоговики будут вправе запрашивать у реестродержателя документы, связанные с деятельностью проверяемого ими лица, в целях установления бенефициарных владельцев ценных бумаг.

Также закон дает возможность использования личного кабинета налогоплательщика налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету, при реализации ими прав и обязанностей, установленных законодательством. Уточняется порядок обжалования актов налоговой и действий или бездействия ее должностных лиц.

Устанавливается, что обеспечение конфиденциальности информации из страновых сведений, полученных от компетентных органов иностранных государств в рамках международного автообмена страновыми отчетами, осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными международными договорами РФ по вопросам налогообложения, в порядке, аналогичном порядку защиты сведений, составляющих налоговую тайну. Закон вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

30 ноября Президент РФ В.В. Путин подписал несколько федеральных законов, вносящих большое количество поправок как в первую, так и во вторую части НК РФ. Можно предположить, что это не «последние» поправки в НК РФ этого года, т.к. практика показывает, что в конце декабря федеральный законодатель «догоняется» и принимает еще некую порцию поправок, вступление в силу которых не обусловлено именно первым января нового года.

…о многочисленных и разноплановых вопросах налогового регулирования

– индексируются ставки акцизов на отдельные виды подакцизных товаров, установленные на 2017 г., и устанавливаются ставки акцизов на 2018 и 2019 гг.

– определяются новые виды подакцизных товаров (электронные системы доставки никотина, жидкости для таких систем, табак, предназначенный для потребления путём нагревания);

– предусматривается перераспределение в пользу федерального бюджета 1% налога на прибыль организаций (зачисление в период 2017 – 2020 гг. в федеральный бюджет суммы налога, исчисленного по налоговой ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ – по налоговой ставке 17%);

– увеличивается размер процентной ставки пени, уплачиваемой организациями в случае выявления у них просрочки исполнения обязанности по уплате налога: для физ/лиц, в т.ч. ИП – размер сохраняется (1/300 ставки рефинансирования ЦБ); для организаций – в первые 30 дней после просрочки 1/300 ставки рефинансирования ЦБ; по истечению 30 дней – 1/150 ставки рефинансирования ЦБ);

– помимо этого, уточняются требования, предъявляемые к КГН и её участникам, и порядок формирования консолидированной налоговой базы такой группы;

– ограничивается размер убытка организации, переносимого на последующие налоговые периоды: в отчетные (налоговые) периоды с 01.01. 2017 по 31.12.2020 налоговая база не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%;

– определяется ставка НДПИ при добыче многокомпонентных комплексных руд;

– корректируются значения отдельных показателей, используемых при исчислении НДПИ;

– налогоплательщику дается возможность применения заявительного порядка возмещения НДС и получения освобождения от уплаты акциза при условии, что его обязанность по уплате налога обеспечена поручительством;

– с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2029 г. включительно ставка НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа ж/д транспортом общего пользования в дальнем сообщении устанавливается в размере 0%;

– устанавливаются особенности постановки на учёт в налоговых органах налогоплательщиков – физ/лиц, не являющихся ИП и оказывающих услуги иным физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд без привлечения наёмных работников. При этом в 2017 и 2018 гг. доходы, полученные указанными налогоплательщиками от оказания определенных услуг (уборка, репетиторство, уход за престарелыми), освобождаются от НДФЛ и не включаются в базу для исчисления страховых взносов. Субъекты РФ вправе расширять перечень необлагаемых услуг;

– в целях поддержки малого и среднего бизнеса увеличивается до 150 млн.руб. величина предельного размера доходов, по достижении которого налогоплательщик утрачивает право на применение УСН;

… об уточнении порядка освобождения от НДФЛ выплат волонтерам на ЧМ-18

30 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон № 398-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй НК РФ». Федеральным законом в перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, включаются доходы в натуральной форме, полученные волонтёрами по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA, дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом «Россия-2018», предметом деятельности которых является участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», и выплаты, произведённые волонтёрам по указанным договорам, на возмещение понесённых ими расходов при исполнении указанных договоров.

… о расширении перечня организаций, признаваемых налоговым агентом по НДФЛ

30 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон № 399-ФЗ «О внесении изменений в статьи 83 и 84 части первой и ст. 226 части второй НК РФ». Федеральным законом признаются налоговыми агентами российские организации, осуществляющие перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы и иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооружённых Сил РФ. При этом совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет по месту учёта налогового агента в налоговых органах.

… об освобождении от НДФЛ единовременной выплаты пенсионерам

30 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон № 400-ФЗ «О внесении изменения в ст. 217 части второй НК РФ в связи с принятием Федерального закона «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию»», которым дополняется перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, единовременной денежной выплатой, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию».

… о снижении госпошлины в случае обращения к порталу госуслуг

30 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон № 402-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.35 части второй НК РФ». Федеральным законом исключается из п. 4 ст. 333.35 НК РФ требование о необходимости получения результата услуги в электронной форме для применения понижающего коэффициента при уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации.

… о получении у работодателей социального налогового вычета по НДФЛ

30 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон № 403-ФЗ «О внесении изменения в статью 219 части второй НК РФ». Законом налогоплательщикам предоставляется право на получение у работодателей социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни до окончания налогового периода по НДФЛ при условии подтверждения такого права налоговым органом.

… об освобождении от НДС ряда операций в связи с футбольным ЧМ-18

Федеральным законом исключаются из числа объектов налогообложения по НДС операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав дочерними организациями Организационного комитета «Россия-2018». Федеральным законом также освобождаются от уплаты государственной пошлины за получение виз иностранные граждане и лица без гражданства, принимающие участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Р чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками спортивных соревнований.

… об уточнении порядка формирования резервов по сомнительным долгам

30 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон № 405-ФЗ «О внесении изменения в статью 266 части второй НК РФ», которым уточняется порядок включения резервов по сомнительным долгам в состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций. В частности, Федеральным законом устанавливается, что сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленная в течение налогового периода по итогам отчётных периодов, не может превышать большую из величин – 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчётный период .

… об освобождении от НДФЛ ежемесячных выплат ветеранам боевых действий

30 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон № 406-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй НК РФ», освобождающий от обложения НДФЛ доходов в виде ежемесячных денежных выплат, производимых ветеранам боевых действий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

… о госпошлине при подаче заявления о признании должника несостоятельным

30 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон № 407-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.21 части второй НК РФ», которым устанавливается государственная пошлина при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) для физических лиц в размере 300 руб., для организаций – в размере 6000 руб.

… об увеличении объема рекламы в печатном СМИ для доступа к 10% ставке НДС

30 ноября Президент РФ подписал Федеральный закон № 408-ФЗ «О внесении изменения в статью 164 части второй НК РФ» . Федеральным законом допустимый объём рекламы в одном номере периодического печатного издания, при котором такие издания имеют право применять ставку НДС в размере 10%, увеличивается до 45%.


30 октября Президент России подписал закон о внесении в уголовно-процессуальное законодательство изменений, определяющих порядок участия в уголовном деле лица, с которым было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.

Законом в УПК введены ст. 56.1, определяющая статус лица, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, в уголовном деле в отношении соучастников преступления, и ст. 281.1, устанавливающая порядок его допроса и оглашения показаний в ходе судебного разбирательства. Корреспондирующие изменения внесены в ст. 113, 164, 264, 287, 288, 389.13 УПК РФ. Порядок допроса лиц, с которыми заключено досудебное соглашение, не отличается от допроса обычного свидетеля, но при этом такие лица сами не являются свидетелями: в частности, они не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и заинтересованы в исходе дела.

Поправки были разработаны Министерством юстиции в целях реализации Постановления Конституционного Суда от 20 июля 2016 г. № 17-П, в котором отмечена неопределенность статуса обвиняемого, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве. КС указал, что такое лицо не является обвиняемым по основному уголовному процессу, но при этом его позиция не является процессуально нейтральной, как позиция свидетеля. В связи с этим Суд обязал законодателя внести поправки в уголовно-процессуальное законодательство.

Ранее, как писала «АГ», Федеральная палата адвокатов в правовой позиции по законопроекту № 75674-7 отмечала, что в его в тексте положения, сформулированные КС, «в отдельных случаях искажены, а в других вообще не учтены».

В частности, ФПА выразила несогласие с предложенной правовой конструкцией, в которой обвиняемого по уголовному делу, выделенному в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, предлагается рассматривать как «особого свидетеля», сохраняющего «процессуальный интерес в исходном уголовном деле», хотя прямо в тексте законопроекта оно свидетелем не названо.

ФПА отмечала, что для позиции свидетеля в уголовном деле характерна процессуальная нейтральность, и указывала на ее отсутствие у обвиняемого, на наличие в основном и выделенном уголовных делах процессуального интереса. Предлагалось рассматривать это лицо как «особого обвиняемого», который, заключив досудебное соглашение о сотрудничестве, добровольно согласился дать показания по основному уголовному делу в отношении своих соучастников. Отмечалось, что процессуальный статус этого лица является одним из видов процессуального статуса обвиняемого, существующего определенный период времени и включающего особые «сокращенные» права.

Кроме того, ФПА считала ошибочным предложение регламентировать статус этого лица в гл. 8 УПК РФ «Иные участники уголовного судопроизводства», в ст. 56.1, следующей по очередности за ст. 56 «Свидетель». Статус такого лица предлагалось изложить в главе УПК, предусматривающей наличие субъектов уголовного процесса, имеющих в деле собственный интерес.

Ранее доцент кафедры уголовно-процессуального права Университета им. О.Е. Кутафина Артем Осипов отмечал, что отсутствие процессуальной нейтральности у лиц, с которыми заключено досудебное соглашение, расположило точки зрения об их понятийной идентификации между двумя полюсами – «обвиняемый» и «свидетель». «Предлагаемая редакция ст. 56.1 УПК РФ приближает данных субъектов к свидетелям, привнося особенности и изъятия в их процессуальный статус. Представляется, что это не совсем верно, поскольку результаты рассмотрения предъявленных такому “свидетелюˮ обвинений могут post factum определяться итогами разбирательства “смежногоˮ уголовного дела в отношении его соучастников», – отмечал он.

Эксперт также обращал внимание на то, что для дачи показаний по «смежным» делам могут привлекаться не только лица, заключившие досудебное соглашение о сотрудничестве, но и иные соучастники, таких соглашений не заключавшие. «Возможно, они были осуждены в тот период, когда нормы гл. 40.1 УПК РФ не были введены в действие, или не захотели заключать соглашение, или его нарушили. Какими правами пользуются данные лица при их привлечении к производству процессуальных действий в делах в отношении соучастников? Единственный вариант решения этой ситуации – применение аналогии процессуального закона (при условии принятия законопроекта)», – предложил он.

Кроме того, Артем Осипов заметил, что проект закона не охватывал всего перечня процессуальных действий и соответствующих им норм УПК РФ, которые могут применяться к лицам, с которыми заключено досудебное соглашение. Также, по его мнению, следовало бы указать на то, что в случае отказа от дачи показаний со стороны лица, дело в отношении которого выделено в отдельное производство, могут наступить предусмотренные гл. 40.1 УПК РФ последствия несоблюдения условий и невыполнения обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве. В качестве еще одного недостатка законопроекта эксперт назвал то, что он не предусматривал особенностей оценки показаний нового вида субъектов процесса.

Адвокат АП г. Москвы Татьяна Маркова, комментируя ранее проект закона, отмечала: «Принцип, по которому строятся поправки, – компиляция имеющихся в УПК РФ положений о приводах, тайне следствия, свидетеле, вызовах на допрос и т.д. с добавлением фразы “лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничествеˮ. Нормы об ответственности данного лица за дачу заведомо ложных показаний также не являются дополнительной гарантией для лиц, чье дело рассматривается в общем порядке. Сейчас в гл. 40.1 закреплены последствия, которые наступают за нарушение соглашения о сотрудничестве, однако незаконных приговоров от этого не меньше. Не думаю, что закрепление этих положений в отдельной статье приведет к существенному изменению ситуации».

Она также заметила, что предлагаемая к введению в УПК РФ ст. 281.1 не защитит от незаконного, основанного на недостоверных показаниях соучастников осуждения лиц, в отношении которых ведется производство в общем порядке и по делу которых допрашиваются соучастники, заключившие досудебное соглашение о сотрудничестве.

Татьяна Маркова напомнила, что в отношении России принято огромное количество решений ЕСПЧ, в которых признаются нарушения конвенционных положений, заключающиеся в том, что по делу соучастников допрашиваются – иногда с засекречиванием сведений – лица, заключившие соглашение. Одно из последних таких дел – «дело Навального и Офицерова».

«Думаю, что большими ошибками являются помещение норм о лице, заключившем соглашение о сотрудничестве, в главу “Иные участникиˮ и проведение параллели со статусом свидетеля. Эти лица остаются подозреваемыми или обвиняемыми по тем же эпизодам, что и их соучастники, дела которых расследуются в общем порядке, хотя формально их дела выделены. И их статус ближе к участникам со стороны защиты, с теми изъятиями, о которых идет речь в законопроекте», – заключила Татьяна Маркова.

Адвокат АП Свердловской области Сергей Колосовский отмечал, что после введения в УПК РФ в 2009 г. института досудебного соглашения практика допроса в основном уголовном деле лиц, заключивших досудебное соглашение, шла двумя путями – по правилам допроса обвиняемого и по правилам допроса свидетеля. При этом в последние годы в судах сформировалась тенденция, в соответствии с которой предупреждение об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний не требуется.

«В целом показания лица, заключившего досудебное соглашение, при любой форме его допроса всегда признавались допустимым доказательством, и опровергнуть их по формально-процессуальным признакам было проблематично. Поэтому институт досудебного соглашения представляется реакционным, поскольку, по моему глубочайшему убеждению, отечественная правоприменительная практика не готова к объективному использованию “синтетических” доказательств, полученных в результате его применения», – заключил адвокат.

Старший партнер ЮБ «Байбуз и Партнеры» Вадим Байбуз в свою очередь обращал внимание на то, что особый процессуальный статус лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, не нашел своего отражения ни в уголовно-процессуальном законе, ни в единообразной судебной практике. «Поэтому Конституционный Суд самостоятельно, руководствуясь принципами конституционной гарантии прав и свобод человека, дает определение этого статуса, – объяснил он. – Это лицо, по мнению КС, не является субъектом преступлений, предусмотренных ст. 307, 308 УК РФ. Следовательно, и нет необходимости предупреждения его об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. КС указал, что дача ложных показаний лицом, заключившим досудебное соглашение, должна оцениваться как нарушение этого соглашения и влечь за собой его расторжение и рассмотрение дела в обычном порядке или пересмотр вынесенного приговора». Он добавил, что правовая позиция КС согласуется с позицией ЕСПЧ, имеющейся в постановлениях по делам «Владимир Романов против России» и «Пичугин против России».


30 октября Президент России подписал закон о внесении в уголовно-процессуальное законодательство изменений, определяющих порядок участия в уголовном деле лица, с которым было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве.

Законом в УПК введены ст. 56.1, определяющая статус лица, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, в уголовном деле в отношении соучастников преступления, и ст. 281.1, устанавливающая порядок его допроса и оглашения показаний в ходе судебного разбирательства. Корреспондирующие изменения внесены в ст. 113, 164, 264, 287, 288, 389.13 УПК РФ. Порядок допроса лиц, с которыми заключено досудебное соглашение, не отличается от допроса обычного свидетеля, но при этом такие лица сами не являются свидетелями: в частности, они не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и заинтересованы в исходе дела.

Поправки были разработаны Министерством юстиции в целях реализации Постановления Конституционного Суда от 20 июля 2016 г. № 17-П, в котором отмечена неопределенность статуса обвиняемого, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве. КС указал, что такое лицо не является обвиняемым по основному уголовному процессу, но при этом его позиция не является процессуально нейтральной, как позиция свидетеля. В связи с этим Суд обязал законодателя внести поправки в уголовно-процессуальное законодательство.

Ранее, как писала «АГ», Федеральная палата адвокатов в правовой позиции по законопроекту № 75674-7 отмечала, что в его в тексте положения, сформулированные КС, «в отдельных случаях искажены, а в других вообще не учтены».

В частности, ФПА выразила несогласие с предложенной правовой конструкцией, в которой обвиняемого по уголовному делу, выделенному в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве, предлагается рассматривать как «особого свидетеля», сохраняющего «процессуальный интерес в исходном уголовном деле», хотя прямо в тексте законопроекта оно свидетелем не названо.

ФПА отмечала, что для позиции свидетеля в уголовном деле характерна процессуальная нейтральность, и указывала на ее отсутствие у обвиняемого, на наличие в основном и выделенном уголовных делах процессуального интереса. Предлагалось рассматривать это лицо как «особого обвиняемого», который, заключив досудебное соглашение о сотрудничестве, добровольно согласился дать показания по основному уголовному делу в отношении своих соучастников. Отмечалось, что процессуальный статус этого лица является одним из видов процессуального статуса обвиняемого, существующего определенный период времени и включающего особые «сокращенные» права.

Кроме того, ФПА считала ошибочным предложение регламентировать статус этого лица в гл. 8 УПК РФ «Иные участники уголовного судопроизводства», в ст. 56.1, следующей по очередности за ст. 56 «Свидетель». Статус такого лица предлагалось изложить в главе УПК, предусматривающей наличие субъектов уголовного процесса, имеющих в деле собственный интерес.

Ранее доцент кафедры уголовно-процессуального права Университета им. О.Е. Кутафина Артем Осипов отмечал, что отсутствие процессуальной нейтральности у лиц, с которыми заключено досудебное соглашение, расположило точки зрения об их понятийной идентификации между двумя полюсами – «обвиняемый» и «свидетель». «Предлагаемая редакция ст. 56.1 УПК РФ приближает данных субъектов к свидетелям, привнося особенности и изъятия в их процессуальный статус. Представляется, что это не совсем верно, поскольку результаты рассмотрения предъявленных такому “свидетелюˮ обвинений могут post factum определяться итогами разбирательства “смежногоˮ уголовного дела в отношении его соучастников», – отмечал он.

Эксперт также обращал внимание на то, что для дачи показаний по «смежным» делам могут привлекаться не только лица, заключившие досудебное соглашение о сотрудничестве, но и иные соучастники, таких соглашений не заключавшие. «Возможно, они были осуждены в тот период, когда нормы гл. 40.1 УПК РФ не были введены в действие, или не захотели заключать соглашение, или его нарушили. Какими правами пользуются данные лица при их привлечении к производству процессуальных действий в делах в отношении соучастников? Единственный вариант решения этой ситуации – применение аналогии процессуального закона (при условии принятия законопроекта)», – предложил он.

Кроме того, Артем Осипов заметил, что проект закона не охватывал всего перечня процессуальных действий и соответствующих им норм УПК РФ, которые могут применяться к лицам, с которыми заключено досудебное соглашение. Также, по его мнению, следовало бы указать на то, что в случае отказа от дачи показаний со стороны лица, дело в отношении которого выделено в отдельное производство, могут наступить предусмотренные гл. 40.1 УПК РФ последствия несоблюдения условий и невыполнения обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве. В качестве еще одного недостатка законопроекта эксперт назвал то, что он не предусматривал особенностей оценки показаний нового вида субъектов процесса.

Адвокат АП г. Москвы Татьяна Маркова, комментируя ранее проект закона, отмечала: «Принцип, по которому строятся поправки, – компиляция имеющихся в УПК РФ положений о приводах, тайне следствия, свидетеле, вызовах на допрос и т.д. с добавлением фразы “лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничествеˮ. Нормы об ответственности данного лица за дачу заведомо ложных показаний также не являются дополнительной гарантией для лиц, чье дело рассматривается в общем порядке. Сейчас в гл. 40.1 закреплены последствия, которые наступают за нарушение соглашения о сотрудничестве, однако незаконных приговоров от этого не меньше. Не думаю, что закрепление этих положений в отдельной статье приведет к существенному изменению ситуации».

Она также заметила, что предлагаемая к введению в УПК РФ ст. 281.1 не защитит от незаконного, основанного на недостоверных показаниях соучастников осуждения лиц, в отношении которых ведется производство в общем порядке и по делу которых допрашиваются соучастники, заключившие досудебное соглашение о сотрудничестве.

Татьяна Маркова напомнила, что в отношении России принято огромное количество решений ЕСПЧ, в которых признаются нарушения конвенционных положений, заключающиеся в том, что по делу соучастников допрашиваются – иногда с засекречиванием сведений – лица, заключившие соглашение. Одно из последних таких дел – «дело Навального и Офицерова».

«Думаю, что большими ошибками являются помещение норм о лице, заключившем соглашение о сотрудничестве, в главу “Иные участникиˮ и проведение параллели со статусом свидетеля. Эти лица остаются подозреваемыми или обвиняемыми по тем же эпизодам, что и их соучастники, дела которых расследуются в общем порядке, хотя формально их дела выделены. И их статус ближе к участникам со стороны защиты, с теми изъятиями, о которых идет речь в законопроекте», – заключила Татьяна Маркова.

Адвокат АП Свердловской области Сергей Колосовский отмечал, что после введения в УПК РФ в 2009 г. института досудебного соглашения практика допроса в основном уголовном деле лиц, заключивших досудебное соглашение, шла двумя путями – по правилам допроса обвиняемого и по правилам допроса свидетеля. При этом в последние годы в судах сформировалась тенденция, в соответствии с которой предупреждение об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний не требуется.

«В целом показания лица, заключившего досудебное соглашение, при любой форме его допроса всегда признавались допустимым доказательством, и опровергнуть их по формально-процессуальным признакам было проблематично. Поэтому институт досудебного соглашения представляется реакционным, поскольку, по моему глубочайшему убеждению, отечественная правоприменительная практика не готова к объективному использованию “синтетических” доказательств, полученных в результате его применения», – заключил адвокат.

Старший партнер ЮБ «Байбуз и Партнеры» Вадим Байбуз в свою очередь обращал внимание на то, что особый процессуальный статус лица, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве, не нашел своего отражения ни в уголовно-процессуальном законе, ни в единообразной судебной практике. «Поэтому Конституционный Суд самостоятельно, руководствуясь принципами конституционной гарантии прав и свобод человека, дает определение этого статуса, – объяснил он. – Это лицо, по мнению КС, не является субъектом преступлений, предусмотренных ст. 307, 308 УК РФ. Следовательно, и нет необходимости предупреждения его об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. КС указал, что дача ложных показаний лицом, заключившим досудебное соглашение, должна оцениваться как нарушение этого соглашения и влечь за собой его расторжение и рассмотрение дела в обычном порядке или пересмотр вынесенного приговора». Он добавил, что правовая позиция КС согласуется с позицией ЕСПЧ, имеющейся в постановлениях по делам «Владимир Романов против России» и «Пичугин против России».

Читайте также: