Усн в лесном хозяйстве

Опубликовано: 13.05.2024

Универсального режима налогообложения, подходящего для всех ИП не существует: стабильность и размер дохода заметно влияют на выгоду от разных налоговых систем. При стабильном доходе, например, подойдут режимы с фиксированными платежами: ЕНВД и ПСН. Однако применять их могут не все коммерсанты, у каждой системы свои ограничения, в том числе — региональные. Проще всего выбирать производителям сельхозпродукции: для них предусмотрен спецрежим, ориентированный именно на аграрную сферу: ЕСХН. Упрощенная система считается наиболее удобным вариантом для ИП, но сумма налога на упрощенке напрямую зависит от доходов, а при больших оборотах это невыгодно. В некоторых случаях неизбежна общая система, хоть она и предусматривает наиболее серьезную налоговую нагрузку. Дело в том, что контрагент, применяющий любой спецрежим, очень невыгоден плательщикам НДС. Поэтому некоторым ИП приходится оставаться на общей системе, чтобы не терять партнеров.

1. Какие существуют системы налогообложения

Индивидуальный предприниматель может выбрать один из следующих налоговых режимов:

  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД): применяется для ограниченного круга видов деятельности, привязан к физическому показателю и базовой доходности, которую устанавливает государство;
  2. Патентная система налогообложения (ПСН): предусмотрена для определенных видов деятельности, в основном - услуг, оплачивается на период от месяца до года;
  3. Упрощенная система налогообложения (УСН): не зависит от вида деятельности, налоги общего режима заменяются единым налогом, рассчитываемым от дохода;
  4. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН): разрешен только для производителей сельхозпродукции, зависит от доходов;
  5. Общая система налогообложения (ОСНО): режим, применяемый по умолчанию всеми предпринимателями и организациями, заключается в уплате НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество и ведении полной налоговой и бухгалтерской отчетности. Дает право на вычет НДС.

2. Режимы с фиксированными платежами

Два специальных налоговых спецрежимов из доступных для ИП не зависят от полученного дохода, поскольку налоги по ним уплачиваются в форме фиксированных платежей: ЕНВД и ПСН. Такой вариант может быть выгодным для бизнеса, приносящего стабильный доход, а также если планируется увеличение оборота и у вас нет желания платить больше налогов.

2.1. ЕНВД

ЕНВД - Единый налог на вмененный доход. Его ещё иногда называют "вменёнкой".

Суть этого режима налогообложения в том, что вне зависимости от вашего дохода вы платите единый налог. Этот налог рассчитывается от базовой доходности — суммы предполагаемого дохода, установленного для вашего вида деятельности. В каждом регионе свой список видов деятельности, по которым можно применять этот спецрежим, а также свой региональный коэффициент, влияющий на размер налога.

Кому подходит:

  • розничная торговля;
  • общепит;
  • оказание рекламных услуг;
  • перевозки грузов и пассажиров;
  • услуги ремонта;
  • бытовые услуги;
  • ветеринары;
  • риэлторы и пр.

В каких случаях нельзя применять:

  • Если в вашем регионе ЕНВД не установлен для ваших видов деятельности;
  • При участии в договоре простого товарищества;
  • При наличии более 100 наемных сотрудников;
  • При автопарке более 20 единиц;
  • С торговой площадью более 150 кв.м.;
  • При применении ЕСХН;
  • При работе в области медицины или соцобеспечения.

Как рассчитывается:

Для расчета ЕНВД применяется следующая формула:

  • БД (базовая доходность) х ФП (физический показатель) х К1 х К2 х 15%
  • Налоговая ставка: 15%
  • Базовая доходность: устанавливается для каждого вида деятельности в Налоговом кодексе РФ.
  • Физический показатель: площадь торгового помещение, количество работников, торговая площадь или площадь стоянки, количество посадочных мест и т.п.
  • К1: коэффициент-дефлятор, в в 2021 году равен 2,009.
  • К2: региональный коэффициент, его размер можно уточнить в инспекции по месту ведения деятельности на ЕНВД.

Кроме единого налога ИП платит страховые платежи за себя, а также налоги и платежи за всех работников (НДФЛ, взносы в ФСС, ФОМС, ПФР).

Рассмотрим расчет ЕНВД для небольшого магазина

  • Базовая доходность для розничной торговли - 1800 руб. за кв.м.
  • Физический показатель - площадь магазина: 40 кв.м.
  • К1 - 2,009 (в 2021 году)
  • К2 - 1 (для Нижнего Новгорода и торговой площади до 70 м2)
  • Сумма налога:1800х40х1,915х1х15%=20684руб.

Как перейти:

Подайте уведомление по форме 2-ЕНВД в течение 5 дней с начала ведения деятельности, подпадающей под этот налоговый режим.


2.2. Патент

ПСН - Патентная система налогообложения. Патентная система налогообложения предусмотрена исключительно для предпринимателей с относительно небольшим оборотом, штатом до 15 человек и применяется только в отношении определённых видов деятельности. Предполагает собой получение патента, заменяющего собой уплату налога на получаемые предпринимателем доходы на определённый срок, но не более 12 месяцев.

Стоимость патента не зависит от реально полученного дохода, но выручку все же нужно подсчитывать, чтобы проконтролировать, не превышен ли у вас лимит доходов. Налог, уплачиваемый на патенте, называют профессиональным. Он рассчитывается от базовой доходности по вашему виду деятельности. ПСН можно комбинировать с другими режимами налогообложения.

Кому подходит:

  • бытовые услуги;
  • парикмахерские;
  • фотографы;
  • мелкое производство;
  • сезонный бизнес;
  • краткосрочные проекты;
  • новые направления деятельности, вызывающие сомнения в рентабельности.

В каких случаях нельзя применять:

  • Наемных работников более 15;
  • Годовой доход более 60 млн.;
  • В вашем регионе не предусмотрен патент для нужного вида деятельности.

Как рассчитывается:

Для расчета используется следующая формула: БД (базовая доходность) / (12 * К1 * 6%)

  • Базовая доходность: для каждого вида деятельности устанавливается устанавливается правительством и региональными властями
  • 12: количество месяцев в году
  • К1: количество месяцев, на которые вы приобретаете патент
  • Ставка профессионального налога: 6%

Кроме профессионального налога индивидуальный предприниматель платит обязательные взносы в ПФР, ФСС и ФОМС за себя и всех своих нанятых работников.

Рассмотрим расчет ПСН для небольшой студии

  • Базовая доходность: 100 000 рублей
  • Патент покупается на 12 месяцев
  • Сумма налога:100000/12х12х6%=11574 руб.

Как перейти:

Подайте заявление по форме N 26.5-1 о переходе на ПСН за 10 дней до начала деятельности, по которой планируете применять этот режим. Учтите, что патент будет действовать только по тем показателям, которые вы указали в заявлении. То есть, если вы, например, открыли парикмахерскую и приобрели патент на год, а через три месяца открыли еще один салон, на него патент уже не будет распространяться. В таком случае либо вторая и все последующие единицы (новые работники, офисы и т.п.) работают на другом режиме, либо нужно оплатить для них отдельный патент. Патентов может быть несколько как по одному виду деятельности, так и по разным.

Если вы утратили право на применение ПСН (превысили лимит доходов, например), перейти на этот режим можно будет только с начала следующего года.


3. Режимы с налогами, зависящими от дохода

Остальные налоговые режимы, доступные ИП, предполагают расчет налогов от суммы полученного дохода. Если вы не уверены в наличии или стабильности доходов, имеет смысл начать с одной из этих систем налогообложения.

3.1. УСН

УСН - Упрощённая система налогообложения. Иногда называют "упрощёнкой".

Поскольку УСН не привязана ни к региону, ни к виду деятельности, ее называют наиболее универсальным режимом для ИП. Суть этой системы в том, что вместо налогов общей системы (НДС, налог на имущество, НДФЛ и пр.) вы платите единый налог. Есть два варианта объектов налогообложения: доходы или доходы минус расходы.

Упрощёнку нельзя совмещать с общим режимом или ЕСХН, но можно применять одновременно с ЕНВД или патентом (по разным видам деятельности).

Кому подходит:

  • Для тех, у кого не стабильный доход;
  • Для тех кому нельзя применять ЕНВД и патент;
  • Для тех, кому не запрещено применение упрощенки (ограничение по доходам, количеству сотрудников и т.д.).

В каких случаях нельзя применять:

  • Работа в банковской сфере и на рынке ценных бумаг;
  • Для страховых компаний;
  • Для пенсионных и инвестиционных фондов;
  • В работе ломбардов;
  • При выпуске подакцизных товаров;
  • Для работы в сфере добычи полезных ископаемых;
  • Для игорного бизнеса;
  • Частнопрактикующим нотариусам;
  • При количестве наемного персонала более 100;
  • При стоимости основных средств более 150 000 000 руб.;
  • Для предпринимателей с годовым доходом более 150 000 000 руб.

Как рассчитывается:

Есть два вариант расчета единого налога на УСН, в зависимости от объекта налогообложения.

  1. "Доходы": ставка налога составит 6% от всей суммы доходов. Его имеет смысл выбирать, если у вас немного расходов или их сложно подтвердить документально. Чтобы рассчитать сумму единого налога нужно увеличить всю сумму выручки на 6% и из получившегося результата вычесть сумму страховых взносов за себя (100%) и за работников (50%). Налоговую отчетность подавать не нужно, достаточно вести учет, чтобы отслеживать, соблюдайте ли вы лимит выручки.
  2. "Доходы минус расходы": ставка единого налога будет 15%. Вам подойдет такой объект, если расходов много и вы можете их обосновать. Для расчета суммы налога нужно от всей полученной выручки отнять сумму документально подтвержденных расходов, умножить полученный результат на 15% и отнять от него сумму всех уплаченных страховых взносов (за себя и за работников). Если по итогам года вы остались в убытке, то при этом объекте налогообложения достаточно заплатить минимальный налог — 1% от валовой выручки. Его сумма уменьшается на уплаченные за год авансовые платежи.

Рассмотрим расчет УСН для небольшого предприятия

  • Доходы: 5 000 000 рублей
  • Расходы: 2 730 000
  • Сумма взносов за себя - 36238 руб.
  • Сумма взносов за работников - 172476 руб.
  • Сумма налога "Доходы" (6%): 5000000х6% - 36238 - (172476х50%) = 177 524 руб.
  • Сумма налога "Доходы минус расходы" (15%): (5000000 - 2730000)х15% - 36238 - (172476х50%) = 218 024 руб.

Кроме единого налога на упрощенке нужно платить все обязательные взносы в ПФР, ФСС и ФОМС за себя и своих работников.

Подайте уведомление при регистрации ИП или в течение 30 дней после нее. Если этот срок пропущен, можно перейти на упрощенку с начала следующего года.

Подготовить уведомление о переходе на УСН автоматически


Заявление для перехода на УСН (форма №26.2-1) в момент регистрации - Создать заявление

3.2. ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог — это узконаправленный спецрежим для производителей сельхозпродукции, а также бизнесменов, оказывающих услуги таким производителям. Для перехода на него доход от деятельности в аграрной сфере должен составлять не менее 70%. Бухгалтерскую отчетность на этом режиме вести не нужно, достаточно книги доходов и расходов.

ЕСХН нельзя применять одновременно с упрощенкой и общим режимом налогообложения.

Кому подойдет:

  • производство, продажа и переработка продукции растениеводства,
  • животноводческие хозяйства,
  • лесное и сельское хозяйства,
  • производство и продажа рыбы и других водных биологических ресурсов.

В каких случаях нельзя применять:

  • Если доля выручки по не сельскохоозяйственным статьям выше 30%.

Как рассчитать:

Ставка единого налога на ЕСХН составляет 6%. Раньше ставка была фиксированной, но с 2019 года каждый регион может устанавливать свою, а 6% - это максимальная ставка. Так в Кемеровской области фермеры на ЕСХН платят по ставке 3% до 2021 года. В Московской области действует нулевая ставка ЕСХН поэтому налоги платить не нужно, только заполнять и подавать нулевые декларации. Для расчета налога нужно вычесть из суммы выручки понесенные расходы и умножить получившийся результат на налоговую ставку.

Рассмотрим расчет ЕСХН для фермерского хозяйства (для общего случая с 6%).

  • Доходы: 2 800 000 рублей
  • Расходы: 1 730 000
  • (2800000-1730000)*6% = 64200руб.

Кроме единого налога на ЕСХН предприниматель платит обязательные взносы за своих работников.

Как перейти:

Для перехода на ЕСХН нужно подать уведомление по форме № 26.1-1. Сделать этом можно при регистрации ИП или в течение 30 дней после нее. Если этот срок пропущен, можно перейти на налоговый режим с начала следующего года, подав уведомление до конца текущего года.

3.3. ОСНО

По умолчанию все предприниматели работают именно на общей системе, она не привязана ни к виду деятельности, ни к физическим показателям бизнеса. По сравнению с упрощёнными налоговыми режимами, налоговая нагрузка на ОСНО более серьезная, кроме того, этот режим требует грамотного бухгалтерского и налогового учета. Для его применения нет ограничений по виду деятельности, количеству работников, годовому обороту или стоимости основных средств.

Общий режим можно совмещать с патентом или ЕНВД.

Кому подойдет:

  • предпринимателям с большим годовым оборотом,
  • бизнесу с большим количеством контрагентов-плательщиков НДС,
  • предпринимателям, планирующим крупные приобретения и нуждающимся в вычете НДС.

В каких случаях нельзя применять:

В законе нет ограничений по применению общего режима, он не привязан ни к сумме оборотов, ни к количеству работников и другим характеристикам бизнеса. Однако его нецелесообразно применять, если у вас нестабильный или не очень большой доход. Кроме того, для работы на общем режиме придется нанимать бухгалтера, что не всегда оправдано.

Какие налоги и взносы уплачиваются:

  • НДС (от 0 до 20% — в зависимости от вида деятельности и товара),
  • налог на имущество (от 0 до 2%, в зависимости от категории имущества),
  • взносы за себя и работников в ПФР, ФСС и ФОМС,
  • НДФЛ. Ставка НДФЛ — 13%, чтобы рассчитать сумму налога нужно от полученного дохода отнять сумму профессионального вычета, налоговых вычетов и уже внесенных авансовых платежей. Профессиональный вычет - это документально подтвержденные расходы, но, если нет возможности их подтвердить, предприниматель вправе вычесть 20% дохода.

Во всех подтверждённых тратах ИП с НДС вы можете предъявить его ФНС к вычету из суммы уплачиваемого вами НДС. НДС вычисляется от полной суммы дохода, а не от разницы между доходами и расходами. Налог на прибыль НДФЛ считается от разницы дохода до вычета НДС и подтверждённых расходов.

Рассмотрим расчет ОСНО с НДС 20%.

  • Доходы: 2 800 000 рублей
  • Расходы: 1 730 000
  • НДС к вычету: 36 000
  • (2800000)*20% - 36000 + (2800000-1730000)*0,13% = 663100руб.

Как видите, применять ОСНО целесообразно, если у вас много контрагентов, которые работают с НДС или при больших и стабильных оборотах, которые не позволяют вам выбрать один из упрощённых режимов налогообложения.

Как перейти:

После регистрации ИП вы автоматически работаете на ОСНО, если не подали уведомление о переходе на другой режим. Чтобы перейти со основного режима на какой-то другой нужно подать в налоговую уведомление о применении какого-то другого вида налога.

Иван Владимирович, как малый и средний бизнес будет с 1 октября получать доступ к лесным участкам?

Иван Валентик: Субъекты малого и среднего предпринимательства будут участвовать в аукционах и по их результатам заключать договоры купли-продажи лесных насаждений для коммерческой заготовки древесины.


Дело в том, что прежнее законодательство ставило малому бизнесу достаточно жесткие рамки. Небольшим предприятиям было сложно конкурировать с большими компаниями на аукционах по продаже лесных участков. Вся лесозаготовка в стране велась на основе договоров аренды. А по условиям таких договоров арендаторы должны были выполнять более 70 процентов всех работ по восстановлению и воспроизводству лесов, а на это нужны дорогостоящая техника, специалисты. Так, в 2014 году их затраты на данные цели превысили 5 миллиардов рублей, в то время как из федерального бюджета на эти цели было направлено 2,6 миллиарда, а из бюджетов субъектов - только 1,4 миллиарда.

Понятно, что найти такие деньги на это малому бизнесу сложно. Поэтому в ходе аукционов на право заключения договора аренды участков леса небольшие лесозаготовительные предприятия оказывались в заведомо проигрышной позиции по сравнению с крупными холдингами.

Но даже если малое предприятие все же проходило конкурс, ему предстояло преодолеть еще немало сложностей. Надо было составить проект освоения лесов, провести лесоустройство, а на это нужен кредит. Да и по ряду причин сложно получить прибыль, на которую предприниматель рассчитывал изначально.

В апреле 2013 года эту проблему в числе других вопросов обсуждали в ходе заседания президиума Госсовета по вопросам развития лесного комплекса в Улан-Удэ. По итогам заседания президент России дал поручения внести изменения в Лесной кодекс РФ для создания благоприятных условий работы МСП в сфере лесозаготовки. Подготовленные новые правила призваны уравнять шансы небольших предприятий с крупными лесопромышленными компаниями.

Фото: depositphotos.com

Фото: depositphotos.com

Теперь договоры купли-продажи будут краткосрочными - до одного года. Кроме того, условия заключения договоров должны быть предусмотрены нормативными актами регионов. То есть регионы сами будут определять, в каких случаях можно войти в лес на льготных условиях. А плата за пользование участками будет определяться по результатам аукционов с учетом регионального коэффициента, который необходим для определения расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. У каждого региона размер коэффициента будет свой, но расчет стоимости работ по охране леса и лесовосстановлению будет вестись по единой методике, которую разработало Правительство России.

При этом лесной участок в аренду малым предпринимателям предоставляться не будет. Поэтому небольшие лесозаготовительные предприятия фактически освободят от обязательств по проведению кадастрового учета, лесоустройства и других процедур, сопутствующих аренде. В этом заключается одно из важных преимуществ для малого бизнеса.

Вместе с тем принятый закон впервые вводит в лесное законодательство для краткосрочного пользования принцип "срубил - заплати государству за воспроизводство леса". Таким образом удалось адаптировать лежащий в основе арендных отношений в лесу принцип "срубил - посади" применительно к краткосрочным договорам купли-продажи лесных насаждений.

Поддержка малого бизнеса позволит в целом повысить эффективность лесного хозяйства страны. Как отметил недавно вице-премьер Александр Хлопонин, новый закон позволит увеличить объем заготовки древесины на 10 процентов и может приносить бюджету страны около 1 миллиарда рублей ежегодно.

В России заработала Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины (ЕГАИС). Что изменилось для заготовителей, переработчиков леса?

Иван Валентик: Как известно, незаконные рубки причиняют большой ущерб экосистемам, лесному комплексу, снижают уровень жизни жителей лесных районов. Нелегальный оборот древесины наносит ущерб экономике страны - это невыплаченные налоги и упущенная выгода.

Учитывая обширную территорию России, у каждого дерева инспектора поставить невозможно - это дорого и неэффективно. Но через определенные системные меры объем незаконных рубок можно свести к минимуму. И таким системным решением стало как раз введение ЕГАИС, которая должна исключить доступ нелегально заготовленной древесины на рынок лесоматериалов.

Фото: depositphotos.com

Фото: depositphotos.com

Сейчас мы запустили портал www.lesegais.ru, на котором обязан зарегистрироваться каждый продавец и покупатель древесины. В электронную систему заранее внесены договоры аренды участков, купли-продажи лесных насаждений - все документы на право пользования лесным участком, а также лесные декларации и отчеты об использовании лесов. Также в систему в электронном виде подается декларация о сделке с древесиной, проще говоря, документ о том, кто, что и у кого купил или продал. Подача электронной декларации обязательна и для продавца, и для покупателя. Любой договор аренды, купли-продажи, госконтракт будут иметь историю в этой системе. Пользователи, не зарегистрированные в ЕГАИС, не имеют право на сделки. Оборот лесоматериалов на рынке станет прозрачным.

При этом ЕГАИС задумывалась как межведомственный инструмент. Доступ к информации имеют МВД, таможенная служба, налоговая инспекция, Росфинмониторинг. Система ориентирована на то, чтобы вся информация о сделках была доступна налоговым и правоохранительным органам. Уже сегодня крупные лесопереработчики понимают это и исключают возможность приобретения древесины сомнительного происхождения.

Какой эффект вы ожидаете от внедрения ЕГАИС и когда?

Иван Валентик: Все идет по графику. К 1 января 2015 года обеспечена работа портала, с 1 июля - возможность декларирования сделок с древесиной. Окончательно механизм контроля и выявления партий древесины, которые имеют неустановленное или сомнительное происхождение, заработает к 1 января 2016 года, когда вступит в силу административная ответственность за эти нарушения.

Фото: depositphotos.com

Фото: depositphotos.com

В идеале все должно работать таким образом, что древесина, которая в какой-то момент появляется на ЦБК или проходит через таможенный пункт, должна иметь сопроводительные документы и сведения декларации о сделке. И любое уполномоченное должностное лицо сможет по этим данным найти в ЕГАИС данные: где росло дерево, кто его срубил, продал, купил и так вплоть до каждого факта. Если информацию по конкретной партии в системе найти не получится, то она будет считаться заготовленной нелегально со всеми вытекающими последствиями в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.

Если же говорить об эффекте, то прямой ущерб в результате незаконных рубок в России ежегодно оценивается примерно в 10 миллиардов рублей. Мы рассчитываем, что ЕГАИС позволит сократить нелегальный оборот наполовину за пять-шесть лет. Только за счет этого государство сэкономит около 5 миллиардов рублей. Повторюсь, эти цифры связаны только с прямым ущербом. После введения ЕГАИС мы прогнозируем и увеличение законной заготовки, потому что освободятся производственные мощности, ранее занятые нелегальным сырьем. Значит, будут расти налоговые отчисления.

Но ЕГАИС, наверное, все равно не панацея в борьбе с незаконными рубками?

Иван Валентик: Здесь все меры хороши. Нужно увеличить численность лесной охраны. Но, к сожалению, сегодня бюджеты многих регионов не позволяют пойти на это.

Есть еще один момент. До 1 июля 2014 года в законодательстве не было ограничений по продаже гражданами древесины, которую они приобретали для собственных нужд по льготной стоимости. Поэтому малый и средний бизнес часто скупал у населения большие объемы леса за бесценок. Нелегальный оборот только в этом сегменте достигал 20 миллионов кубометров в год, это 10 процентов от всего объема заготовленной в России древесины.

После того как год назад мы ввели ограничения, объем заготовленной гражданами древесины сократился на 20 процентов по сравнению с показателями 2013 года. В пяти российских регионах сейчас не заключается вообще ни одного договора по заготовке древесины для нужд населения. В 79 регионах в договоры купли-продажи лесоматериалов для собственных нужд уже внесены условия, запрещающие их дальнейшую продажу. В некоторых субъектах предусмотрена административная ответственность для граждан, которые продали лес с нарушением требований. Установлены неустойки за нецелевое использование древесины. В стране в целом создается эффективная система по формированию легального рынка.

При этом у людей, живущих в селе, конечно, осталась возможность заготавливать древесину для собственных нужд, но не для продажи ее на сторону.

Какие регионы лидируют по незаконным рубкам?

Иван Валентик: Нас беспокоят регионы, близкие к КНР, где большой спрос на древесину. Работает множество маленьких пилорам, организованных китайскими предпринимателями. В Приморье не очень большие цифры в "кубатуре", но там беда с незаконными рубками ценных пород и их продажей за границу. Раньше дуб монгольский и ясень маньчжурский экспортировались в КНР без ограничений. Сейчас необходимо получить разрешения Росприроднадзора. Традиционный антилидер - Иркутская область. Среди нарушителей Свердловская, Вологодская, Кировская, Томская области. Объем нелегальных заготовок - более полумиллиона кубов за прошлый год.

Подготовлен законопроект, который предусматривает наделение должностных лиц Рослесхоза полномочиями по отмене недостоверных актов лесопатологического обследования, которые проводятся в регионах. Планируем сделать акты проверок публичными. Понятно, что каждое назначение рубки не проверим, но все равно будут складываться картина и система. По этому законопроекту есть поправки правительства, мы их отработаем, и надеемся, что документ будет принят осенью.

Готов и другой законопроект, по которому Рослесхоз сможет привлекать к административной ответственности представителей государственной власти в регионах за нарушения в управлении лесным комплексом.



Автор:"Инфографика "РГ" / Мария Пахмутова / Ангелина Жукова

Елена Бронникова

Владимир Путин провел совещание, где обсудил развитие и декриминализацию лесного комплекса. Он предложил реформировать систему учета леса, ввести новую должность, запретить вывозить необработанную древесину и другое. Подробнее — в нашем материале.

Что изменится в лесной отрасли в ближайшие два года

Путин отметил, что в России расположена пятая часть всех лесов планеты, а за последние годы площадь арендованных территорий увеличилась на треть, объем заготовки древесины в России вырос в полтора раза. При этом не решены многие проблемы лесного комплекса.

«В большинстве регионов сохраняются прежние, к сожалению, сугубо архаичные, потребительские подходы к использованию лесных ресурсов, а это ведь наше достояние, как я сказал. И главенствующий принцип здесь, к сожалению, остается: любой ценой взять объемы, а после хоть трава не расти. И не растет – ни трава, ни лес не растет. То есть применяются так называемые экстенсивные модели, когда вырубки в основном ведутся сплошным способом, причем зачастую на низком технологическом уровне, если не сказать варварски, и полностью игнорируется задача восстановления лесов», — говорится в расшифровке совещания на сайте Кремля.

При этом он поручил правительству в ближайшие два года подготовить законодательную и нормативную базу для решения нескольких задач.

Новая система мониторинга заготовки леса

Что изменится в лесной отрасли в ближайшие два года

По мнению президента, одна из главных проблем отрасли — бесконтрольный вывоз необработанной древесины. Поэтому необходима современная федеральная информационная система лесного комплекса.

«В единой системе должен производиться учет древесины и сделок с ней. Сегодня же звучало: сделки – на один объем, а вырубка – на другой объем. Сделать это нужно для того, чтобы было возможно проследить всю цепочку: от рубки леса до изготовления готовой продукции и ее вывоза за пределы Российской Федерации», — сказал он.

Это, по мнению Путина, поможет ликвидировать лазейки и «серые схемы», но сделает более удобной работу добросовестных компаний. В пилотном режиме система учета древесины и сделок должна заработать с 1 января 2021 года, а с 1 июля ее использование должно стать обязательным.

Полный запрет на вывоз необработанной древесины

Что изменится в лесной отрасли в ближайшие два года

Путин отметил,что назрела необходимость перенастроить работу таможни таким образом, чтобы под видом пиломатериалов не экспортировался кругляк.

«При этом поручаю с 1 января 2022 года ввести полный запрет вывоза из России необработанных или грубо, только для вида обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород», — сказал он.

При этом предложил запустить программу модернизации на базе Фонда развития промышленности производства для малого и среднего бизнеса, работающего в этой сфере. «Речь идет о льготных кредитах на переоборудование производств и создание мощностей по глубокой переработке древесины. Такая программа должна стартовать уже с 1 января будущего года. Прошу предусмотреть необходимое финансирование для этого», — отметил он.

Он добавил, что также необходим строгий запрет на работы в лесу (вплоть до изъятия техники) для тех, у кого нет права на хозяйственное использование леса.

Реформа системы лесоустройства и новые должности

Что изменится в лесной отрасли в ближайшие два года

По мнению президента, необходимо реформировать систему лесоустройства как основу для учета, планирования, инвентаризации и оценки лесов, при этом четко разграничить полномочия федеральных, региональных и местных органов власти.

«Наряду с этим предлагаю ввести правовой институт административного обследования лесных участков. Здесь должны широко применяться передовые современные дистанционные методы зондирования, беспилотные летательные аппараты и так далее. Сейчас возможностей очень много для такой работы», — сказал он.

Путин также ввел должность главного федерального государственного лесного инспектора по субъекту федерации, а лесной надзор предложил распространить еще и на транспортировку, хранение и переработку древесины.

Все эти вопросы он поручил правительству продумать и отработать в пилотном режиме в некоторых регионах в течение 2021 года, а после распространить практику на всю страну.

Поддержка лесного бизнеса и работников сферы

Что изменится в лесной отрасли в ближайшие два года

Еще одна задача ближайших лет, по мнению президента, – развитие бизнеса и стимулирование потребления продукции лесного хозяйства отечественной экономикой.

«Нужно у себя, конечно, внутри нашей страны обеспечить благоприятные условия для инвестиций в лесной комплекс: от создания целлюлозно-бумажных и перерабатывающих производств до проектов по выращиванию лесопосадочного материала. Большие перспективы – за развитием деревянного домостроения, о чем министр строительства говорил, с использованием готовых домокомплектов. И здесь нужно устранить все правовые преграды, для того чтобы развивать это направление», — сказал он.

Также он поручил поддержать приток кадров в отрасль за счет организации современных условий труда, повышения зарплат. «В частности, предлагаю распространить на них меры государственной поддержки, которые действуют для молодых специалистов в сельской местности. Прежде всего это касается приобретения или строительства жилья», — добавил он.

У россиян появилось право выращивать лес и вести лесное хозяйство на своей земле. Это результат многолетней работы российского отделения Greenpeace и десятков тысяч наших сторонников, Совета по правам человека, Всемирного фонда дикой природы, Лесного попечительского совета, учёных, журналистов, блогеров и экоактивистов.

Правительство России утвердило особенности использования лесов на сельхозземлях, позволяющие людям выращивать лес на своей земле. Документ вступил в силу 1 октября 2020 года. Он готовился в закрытом режиме, поэтому «Особенности…» получились неидеальными. Давайте разберёмся, какие возможности появились у будущих лесных фермеров, и какие риски оставило россиянам постановление правительства.

Лес на сельхозземлях теперь не нарушение закона

Если собственник сельхозземли, на которой растёт лес, хочет заниматься лесным хозяйством, по новым правилам, ему нужно уведомить региональный «минсельхоз», Россельхознадзор и Росреестр. В этом случае «зарастание древесно-кустарниковой растительностью» уже не сочтут за неиспользование участка и нарушение закона. Собственнику больше не нужно платить штрафы от 50 до 700 тысяч рублей за лес и ожидать изъятия участка.

Тем, кто оформил право собственности на землю до 1 октября 2020 года, уведомить ведомства о желании выращивать лес нужно в течение ближайших двух лет. Оформившим право собственности после 1 октября 2020 года — в течение двух лет с момента регистрации права.

Как это будет работать на практике, покажет время. Сейчас неясно, как будут принимать эти уведомления и как при проверке поступят надзорные органы: противоречия между Лесным и Земельным кодексами по-прежнему в силе.

Важно: если собственник решит снова использовать землю для сельского хозяйства, он вправе это сделать.



В лесах на сельхозземлях можно будет вести рекреационную деятельность

Люди смогут продавать лес, выращенный на своей сельхозземле

Возможность законно продавать выращенную на своей земле древесину — это необходимое условие для развития лесного фермерства. Новое постановление это позволяет: учёт древесины и сделок с ней должны вестись по лесному законодательству через систему ЕГАИС ЛЕС.


ЯблоковСад

Но не древесиной единой! Использовать леса на сельхозземлях можно для любых целей, предусмотренных Лесным кодексом, кроме добычи полезных ископаемых и строительства гидротехнических сооружений. Теперь разрешено и сохранить лес для туристов, и создавать лесные питомники, и выращивать лесные плодовые, ягодные и лекарственные растения.

Главный риск: отсутствуют ограничения на рубки вблизи поселений

По принятым правилам, в лесах на сельхозземлях допускается проведение сплошных и выборочных рубок любой интенсивности и возраста, за исключением водоохранных зон, нерестоохранных полос, а также защитных мелиоративных лесных насаждений (в частности, полезащитных лесополос).

В документе не прописан специальный режим использования лесов, расположенных вблизи поселений и имеющих особое значение для местных жителей. Это может обернуться серьёзными социальными конфликтами, например, если лес вокруг деревни вырубят. Проблему таких лесов предстоит решать уже в ближайшем будущем.

Вместе с правами — обязанности по охране от пожаров


Владельцы участков будут защищать лес от огня. Научиться этому можно у добровольных лесных пожарных

В 2020 году около трети площади всех весенних пожаров России пришлось на неиспользуемые сельхозземли, постепенно зарастающие лесом. Постановление правительства обязало владельцев участков охранять леса на сельхозземлях от пожаров, а если владельцев нет — органы местного самоуправления либо органы государственной власти. Это устранило давний пробел в законодательстве, когда за охрану лесов на сельхозземлях от пожаров фактически никто не отвечал.

Собственник обязан соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, профилактические выжигания на сельхозземлях запрещены.

Все эти меры должны привести к существенному уменьшению пожарной опасности таких земель. У собственников больше нет необходимости выжигать зарастающее лесом поле из страха, что их оштрафуют или заберут участок, а стимул сохранять свою собственность теперь появился.

Это победа? Да!

Получившийся документ сочетает как риски, так и возможности. Но само его принятие — это большой прогресс. Теперь у десятой части российских лесов наконец появился правовой статус. Люди получили реальную возможность выращивать леса на своей земле.

В перспективе лесное хозяйство на неиспользуемых сейчас сельхозземлях позволит ежегодно заготавливать до 300 миллионов кубометров древесины и существенно снизить нагрузку с диких лесов. Более того: теперь можно будет трудоустроить до 100 тысяч человек только на лесохозяйственных работах.

Чтобы всё получилось, ещё многое предстоит сделать. Необходимо вкладывать силы, время и средства в лесное образование, разрабатывать программы господдержки лесоводства на сельхозземлях. Российское отделение Greenpeace с радостью признаёт: первый шаг к эффективному лесному хозяйству в России сделан.

Лесная команда Greenpeace благодарит всех, кто поддерживает нашу работу. Без ваших регулярных пожертвований мы не смогли бы создавать заповедники, защищать национальные парки и менять к лучшему лесные дела России. Без вас мы не смогли бы выращивать леса там, где они так нужны! Наша финансовая отчётность доступна и открыта для всех. В начале каждого года вы можете взять справку о пожертвованиях за прошлый год, и с её помощью получить налоговый вычет в размере 13 %.

Налоговая нагрузка – один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. Федеральная налоговая служба на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2021 год – рассмотрим, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка

Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.

Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.

Безопасные значения налоговой нагрузки в 2021 году

Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году.

До середины 2021 года налоговики используют показатели за 2019-й, и только к середине года будут рассчитаны новые данные, собранные за 2020 год. Ниже представлена таблица с актуальными коэффициентами, которыми сейчас руководствуется ФНС.

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

лесоводство и лесозаготовки

Добыча полезных ископаемых — всего

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Обрабатывающие производства – всего

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

производство текстильных изделий, одежды

производство кожи и изделий из кожи

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

производство бумаги и бумажных изделий

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

производство кокса и нефтепродуктов

производство химических веществ и химических продуктов

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

производство резиновых и пластмассовых изделий

производство прочей неметаллической минеральной продукции

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

производство электрического оборудования

производство прочих транспортных средств и оборудования

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - всего

производство, передача и распределение электроэнергии

производство и распределение газообразного топлива

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.

Как посчитать налоговую нагрузку

В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:

  • выручка берется без акцизных сборов и НДС;
  • страховые взносы исключаются из расчета;
  • доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
  • в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.

Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:

Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов / Доходы * 100.

Пример расчета

Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 руб. При этом страховые взносы составили 330 000 руб. Выручка компании – 9,5 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:

850 000 / 9 500 000 * 100 = 8,94.

Нагрузка по страховым взносам равна:

330 000 / 9 500 000 * 100 = 3,47.

Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам – 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов – предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.

Формулы расчетов для разных видов налогообложения

Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.

Для организаций на ОСНО

Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет + Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) / Выручка * 100,

  • сумма НДС берется из стр. 40, разд. 1 декларации НДС;
  • величина налога – из стр. 180, лист 2 декларации на прибыль;
  • выручка – из стр. 2110 бухгалтерской отчетности.

Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО

Налоговая нагрузка = НДФЛ / Общая сумма налогооблагаемого дохода * 100,

  • НДФЛ берется из стр. 40, разд. 1 декларации 3-НДФЛ;
  • величина дохода – из стр. 60, разд. 2 декларации 3-НДФЛ.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН

Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога / Сумма полученного дохода * 100,

  • сумма налога берется из стр. 133, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 273, 280, разд. 2.2 декларации по УСН;
  • сумма доходов – из стр. 113, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 213, разд. 2.2 декларации по УСН.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН

Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога / Сумма полученных доходов * 100,

  • величина налога берется из стр. 50, разд. 2 декларации по ЕСХН;
  • сумма дохода берется из стр. 10, разд. 2 декларации по ЕСХН.

Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.

Нагрузка по НДС

Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:

Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов / Общая сумма начисленного НДС * 100%,

  • сумма вычетов берется из строки 190, разд. 3 декларации НДС;
  • сумма НДС – из строки 118, разд. 3 декларации НДС.

Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.

Нагрузка по НДФЛ

Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:

Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.

Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:

  • Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
  • По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
  • Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.

Как контролировать налоговую нагрузку

Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:

  • работающие с отрицательными показателями доходности;
  • с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
  • с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
  • с долгами по оплате налогов;
  • с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
  • применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.

Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.

С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.

Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:

  • проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
  • спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
  • определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
  • контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
  • Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.

Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
  • самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.

Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.

Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:

  • осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
  • много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
  • началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).

Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:

  • снижение объемов продаж продукции;
  • сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
  • рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.

Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков – теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка – временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.

Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и т. д.

Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.

Читайте также: