Усн в 2007 году

Опубликовано: 26.04.2024

Сама декларация состоит из титульного листа и двух разделов. Порядок заполнения титульного листа идентичен для всех налоговых деклараций. В специальных строках листа надо указать отчетный период, за который сдается бланк, объект обложения и т. п. Кроме того, отдельные поля предназначены для информации о самой компании (название, код деятельности по ОКВЭД и т. д.).

Как ни странно, но как раз код ОКВЭД вызвал некоторые вопросы у бухгалтеров, поскольку фирмы на УСН вправе осуществлять сразу несколько видов деятельности. Какой же в этом случае код надо указывать? По мнению представителей главного финансового ведомства, данная проблема решается очень просто. Компании всего-навсего надо указать любой код из своих кодов ОКВЭД (письмо Минфина от 28 марта 2007 г. № 03-11-05/53).

Представить отчет в налоговую можно как лично, так и послав по почте или с помощью специальной программы. Причем в последнем случае затраты на приобретение и установку ПО фирма сможет без проблем учесть в составе расходов. Впрочем, то же самое касается и абонентской платы. Единственное, что не совсем ясно в данном вопросе — к какой статье затрат их отнести. Так, в письме от 2 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/79 представители Минфина указали, что если программу можно отнести к амортизируемому имуществу, то расходы на ее приобретение будут учитываться через амортизацию (п. 3 ст. 346.16 НК).

Если же программа не удовлетворяет критериям основного средства, то представители главного финансового ведомства предлагают отнести расходы на ее приобретение к материальным затратам. Основание — подпункт 5 пункта 1 и пункт 2 статьи 346.16 Налогового кодекса. Абонентскую плату в любом случае, по мнению Минфина, можно отнести к расходам на оплату услуг связи (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК).

В другом письме (от 12 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/100) представители главного финансового ведомства сообщили, что расходы на приобретение программы для сдачи отчетности в электронном виде можно отнести к затратам на покупку софтов для ЭВМ и баз данных (подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК). Каким именно методом воспользоваться из тех, что предложили финансисты, решать фирме самой.

Тут нельзя не отметить, что списывать расходы по ОС, приобретенным в рассрочку, вполне можно равными долями в течение года, начиная непосредственно с квартала, в котором произошел окончательный расчет за покупку. Письмом от 3 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/85 представители главного финансового ведомства подарили «упрощенцам» официальное освобождение от утомительного пересчета налоговых обязательств за истекшие отчетные периоды. Вместе с тем без ложки дегтя все же не обошлось: методика, предложенная финансистами, несколько затормаживает процесс списания средств, вложенных в оборудование.

Пример 1

ООО «Кедр» прибрело в рассрочку основное средство стоимостью 240 000 руб. Оплата завершена в апреле 2007 года.

До того, как Минфин выпустил разъяснения № 03-11-04/2/85, фирма могла ежеквартально списывать на расходы по 60 000 руб. (240 000 руб. : 4 кв.). Таким образом, в декларации по единому «упрощенному» налогу за первое полугодие была бы учтена сумма 120 000 руб. Кроме того, ООО «Кедр» обязано было бы подать еще и «уточненку» за I квартал, скорректировав первоначальные данные на 60 000 рублей.

По новым же правилам, расчет надо сделать так:
240 000 руб. : 3 кв. = 80 000 рублей.

Получается, что в декларации за полугодие ООО «Кедр» должно указать сумму в размере 80 000 рублей. Остальная часть стоимости «зачтется» ежеквартально до конца года.

Раз уж речь зашла о расходах «упрощенцев», то продолжим эту тему. Так, компании не удастся признать в составе расходов стоимость услуг и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности как собственного персонала, так и своих клиентов. Причем тот факт, что все затраты фирма произвела не по собственной инициативе, а по предписанию, к примеру, МЧС, роли не играет. Подобный вывод следует из письма Минфина от 5 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/92. Обоснование финансистов более чем банально. Они сослались на то, что в Налоговом кодексе для «упрощенцев» установлен закрытый перечень расходов, который не предусматривает затрат на проведение мероприятий по защите работников организаций от чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 346.16 НК). Выходит, что даже покупку столь необходимого в отдельных отраслях деятельности противогаза «упрощенцам» придется оформлять за счет чистой прибыли.

Далеко не всегда фирма может позволить себе приобрести то или иное оборудование или своевременно найти необходимые средства на развитие бизнеса. В таких случаях, как правило, на помощь приходит учредитель или бизнес-партнер, который благородно предоставит беспроцентный заем. И в том, и в другом случае у «упрощенца» возникает, по идее, материальная выгода. Надо ли ее учитывать при расчете базы по единому налогу?

Сначала разберем первую ситуацию, когда в качестве спонсора выступает учредитель «упрощенца». Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса компании на УСН учитывают доходы от реализации в том же порядке, что и организации на общем режиме, иными словами, в соответствии с положениями статей 249 и 250 Налогового кодекса. В пункте 8 последней, в частности, сказано, что доход в виде безвозмездно полученного имущества признается в качестве внереализационного дохода при условии, что доля учредителя в уставном капитале не превышает 50 процентов. В противном случае, «упрощенцам» не надо увеличивать свои доходы на стоимость имущества, полученного от собственника.

Впрочем, такое же правило действует и в отношении операций, по которым передающей стороной выступает дочерняя компания. Если доля участия материнской фирмы в уставном капитале «дочки» составляет более половины, то средства, переданные последней, не признаются доходом у материнской (письмо Минфина от 13 марта 2007 г. № 03-11-04/2/63). По мнению представителей главного финансового ведомства, деньги, полученные безвозмездно, можно расходовать на любые цели, полностью игнорируя какие бы то ни было сроки. Что же касается иного имущества, то его нельзя кому-либо передавать в течение одного года.

Если же фирма на УСН получила беспроцентный займ, то «постороннего» дохода в виде материальной выгоды у нее возникать не будет. Об этом сообщили представители Минфина в письме от 2 апреля 2007 г. № 03-11-04/78. По мнению чиновников, хорошую службу компаниям сослужила статья 250 Налогового кодекса, в которой попросту не предусмотрено включение сумм материальной выгоды в состав внереализационных доходов. Отсюда финансисты сделали вывод, что «упрощенцы» вовсе не должны определять ее величину по договорам беспроцентного займа.

Начисленный единый налог «упрощенцы» вправе уменьшить на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности и перечисленных страховых взносов на ОПС, но не более чем на 50 процентов. Хотя в базу для их начисления включается довольно большое количество выплат сотрудникам.

К примеру, не так давно из недр Минфина вышло письмо, в котором финансисты обязали «упрощенцев» уплачивать взносы на ОПС с сумм компенсаций за питание работников. Свою позицию чиновники обосновали тем, что у ЕСН и взносов на ОПС, как известно, единая налоговая база. Помешать фирме перечислить с выплаты в пользу сотрудника соцвзносы может только одно обстоятельство: если сумма компенсации не учитывается при расчете налога на прибыль. Однако «упрощенцы» не должны его уплачивать, а значит права на льготу по ЕСН и одновременно по взносам на ОПС у них не возникает (письмо Минфина от 6 марта 2007 г. № 03-11-04/2/59).

Кстати, считая, что пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса не имеет к фирмам на УСН никакого отношения, налоговики довольно часто выступают против освобождения от уплаты соцвзносов даже с тех выплат сотрудникам, которые не учтены при расчете единого налога. Примечательно, что иногда позиция инспекторов находит поддержку у судей (постановление ФАС Уральского округа от 7 июня 2006 г. № Ф09-3945/06-С2). Благо не всегда. К примеру, ВАС придерживается иной точки зрения (постановление от 26 апреля 2005 г. № 14324/04). Высшие судьи указали, что применение «упрощенки» не мешает фирме не платить пенсионные взносы, например, со стоимости путевки, расходы на оплату которой не уменьшили базу по единому налогу.

Этим же мнением руководствуются судьи ФАС при рассмотрении вопроса, связанного с начислением взносов на ОПС на суммы матпомощи, выплаченной к праздникам, дню рождения, выплаты на питание, на оплату путевок, носят разовый характер и не предусмотрены трудовым договором, в объект налогообложения (постановления ФАС Поволжского округа от 19 сентября 2006 г. № А55-36541/2005-43 и ФАС Уральского округа от 21 декабря 2005 г. № Ф09-2640/05-С1).

Итак, как видим, единая позиция в отношении налогообложения сумм материальной помощи взносами на ОПС пока еще не сформировалась. А потому «упрощенцы» сами должны определиться, как поступать с теми или иными выплатами в пользу сотрудников. При этом нужно учитывать, что позиция финансистов неизменна уже несколько лет. Что же касается арбитражной практики, то даже несмотря на положительное решение ВАС, она не гарантирует успех в случае судебного разбирательства.

Заметим, что компании на УСН имеют право не рассчитывать взносы только с тех выплат, которые перечислены в пункте 1 статьи 238 Налогового кодекса. В их числе, например, материальная помощь, которая выдана:

  • в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством для возмещения материального ущерба или вреда здоровью;
  • пострадавшим от террористических актов на территории России;
  • членам семьи умершего работника;
  • сотруднику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

Пример 2

ООО «Клер» применяет упрощенную систему налогообложения. Фирма платит единый налог с доходов, уменьшенных на сумму расходов.

В апреле 2007 года всем сотрудникам была выдана премия по итогам работы за I квартал в сумме 30 000 руб. По решению учредителей выплата оплачена за счет чистой прибыли. В этом же месяце бухгалтер К. Л. Петрова (1977 г. р.) ушла в отпуск. Сумма отпускных и зарплата за дни, отработанные в апреле, составила 16 000 руб. В соответствии с коллективным договором Петровой была выдана материальная помощь к отпуску в размере 3000 руб. Суммы выданных премий и материальной помощи не уменьшили базу по единому налогу. Однако бухгалтер «Клер» учел эти выплаты при расчете пенсионных взносов. В связи с чем сумма, которая идет на финансирование страховой части пенсии, составила:
(16 000руб. + 30 000 руб. + 3000 руб.) х 10% = 4900 руб.

А взносы на накопительную часть пенсии равны:
(16 000руб. + 30 000 руб. + 3000 руб.) х 4% = 1960 руб.

Кроме того, в марте 2007 г. менеджеру К.Л. Химиной (1950 г. р.) по ее заявлению была оказана материальная помощь в связи со смертью мужа в размере 15 000 руб. Эту сумму «Клер» также не включил в расходы при расчете единого налога. Взносы в Пенсионный фонд с данной выплаты начислять не нужно, поскольку она упомянута в подпункте 3 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса. Таким образом, взносы следует рассчитать с зарплаты Химиной (13 000 руб.) и суммы квартальной премии:
(13 000руб. + 30 000 руб.) х 14% = 6020 руб.

Т. Макарова , эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

Поскольку приближается период, когда организации могут предоставить заявления в ИМНС на переход на «упрощенку» с 1 января 2007г., необходимо еще раз вспомнить критерии, по которым принимается решение: могут применять организации и индивидуальные предприниматели этот режим налогообложения или нет.

Устанавливает их ст. 346.12 НК РФ. Условно эти критерии можно разделить на:

1) количественные (величина полученного дохода, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, являющихся амортизируемым имуществом, средняя численность работников, доля участия других организаций в уставном капитале);

2) качественные (виды осуществляемой деятельности, наличие филиалов, представительств, иных обособленных подразделений).

Рассмотрим эти критерии более подробно.

Итак, первое: величина полученного дохода

Необходимо просчитать возможности своего бизнеса на 2007г., так как одно из главных условий, которое должна соблюдать организация, которая хочет перейти на УСНО (и, что не менее важно, в дальнейшем продолжать работать в рамках данного налогового режима), — это величина ее дохода.

В п. 2 ст. 346.12 НК РФ установлено, что за 9 месяцев года, предшествующего началу применения упрощенной системы налогообложения (в нашем случае 2006г.), доход организации не должен превышать 15000000 руб. Эта величина подлежит индексации на индекс-дефлятор, который на 2006г. установлен в размере 1,132 (Приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2005г. №284).

Таким образом, по состоянию на 30 сентября 2006г. скорректированный критерий составляет 16 980 000 руб. (15 000 000 руб. x 1,132). Доход организации не должен превышать эту сумму.

Лимит дохода включает в себя:

— доход от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, рассчитанный в соответствии со ст. 249 НК РФ;

— внереализационные доходы, рассчитанные по правилам ст. 250 НК РФ.

Доход при этом, определяется по данным налогового, а не бухгалтерского учета, причем исходя из того метода признания доходов и расходов (начисления или кассового метода), который фактически применялся будущим субъектом «упрощенки». И не забудьте: лимит дохода берется без учета НДС и акцизов.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доход субъекта «упрощенки» (организации или индивидуального предпринимателя) превысит 20000000 руб., то он теряет право применять «упрощенку» начиная с того квартала, в котором допущено указанное превышение. Это установлено в п. 4 ст. 346.13 НК РФ. Причем, говоря о лимите в 20 000 000 руб., речь идет об общих доходах налогоплательщика, включая доходы от реализации и внереализационные доходы. В составе доходов не учитываются лишь дивиденды, если налоги с них удержаны налоговыми агентами, а также доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ, — это, к примеру, средства целевого финансирования, полученные кредиты и займы.

Также следует отметить, что лимит в 20 000 000 руб. подлежит индексации в том же порядке, что и лимит дохода, установленный для организаций при переходе на «упрощенку». Мы уже сказали, что на 2006г. коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,132. Следовательно, организация или индивидуальный предприниматель теряет право применять «упрощенку» с начала того квартала 2007г., в котором их доход превысит 22 640 000 руб. (20 000 000 руб. x 1,132).

Второе — остаточная стоимость амортизируемого имущества

Этот критерий установлен только для организаций, которые хотят перейти на упрощенную систему налогообложения. Как указано в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, организации не могут применять «упрощенку», если остаточная стоимость их основных средств и нематериальных активов, определяемая по данным бухгалтерского учета, превышает 100000000 руб.

Третье — средняя численность работников

Этот критерий установлен уже как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей. В пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ прописано, что средняя численность их работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек.

Среднесписочную численность работников нужно определять в порядке, установленном для заполнения статистической отчетности. В настоящее время — в соответствии с Постановлением Росстата от 27 октября 2005г. №73.

Четвертое — доля участия других организаций в уставном капитале

Применять «упрощенку» могут те организации, в которых доля участия других организаций составляет не более 25 процентов (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Это ограничение не распространяется на:

— организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если их среднесписочная численность составляет не менее 50 процентов, а доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;

— некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992г. №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;

— хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Пятое — виды осуществляемой деятельности

Те, кто не может перейти на «упрощенку», перечислены в п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

3) негосударственные пенсионные фонды;

4) инвестиционные фонды;

5) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.

Согласно п. 3 ст. 182 НК РФ для целей обложения акцизами к производству приравнивается:

— смешивание подакцизных товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар;

— розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов или другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Поэтому субъекты «упрощенки» имеют право торговать без ограничений, например, автомобильным бензином или моторными маслами. Однако в случае, если предприятие захочет заняться фасовкой моторных масел из бочек в более мелкую упаковку или смешиванием разных сортов бензина, то оно потеряет право на применение данного специального налогового режима;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

10) частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Кроме того, «упрощенку» не могут применять бюджетные учреждения, а также организации, имеющие филиалы или представительства, и иностранные компании, у которых открыты в нашей стране любые обособленные подразделения.

Если организация не удовлетворяет указанным требованиям, но желает перейти на упрощенную систему налогообложению нее есть еще время на «усовершенствование» своих критериев.

Автор: Новикова Инна Юрьевна, Белякова Варвара Викторовна

3.6. Переходим на УСН с 2007 г

Организации, которые хотят перейти с 01 января 2007 года на упрощенную систему налогообложения, должны будут использовать коэффициент-дефлятор. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 08 декабря 2006 г. N 03-11-02/272 разъясняет, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового Кодекса РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на эту систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн. рублей. Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В названном порядке, согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового Кодекса РФ, подлежит индексации величина предельного размера доходов налогоплательщика, не превышающая 20 млн. руб. (как организации, так и индивидуального предпринимателя), ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2002 года N 1834-р Минэкономразвития России ежегодно, не позднее 20 ноября, публикует в «Российской газете» согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год. Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2005 года N 284 «Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации „Упрощенная система налогообложения“ на 2006 год» коэффициент-дефлятор на 2006 год, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26,2 Кодекса, установлен равным 1,132.

На указанный коэффициент-дефлятор подлежит индексации величина предельного размера доходов по итогам 9 месяцев 2006 года (15 млн. руб.), ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года, а также величина предельного размера доходов налогоплательщика по итогам отчетного (налогового) периода 2006 года, не превышающая 20 млн. рублей.

Таким образом, в 2006 году величина предельного размера доходов, ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года:

15 000 000,00 руб. х 1,132 = 16 980 000,00 руб.

Величина предельного размера доходов налогоплательщика (как организации, так и индивидуального предпринимателя), ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2006 году:

20 000 000,00 руб. х 1,132 = 22 640 000,00 руб.

Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2006 года N 360 «Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации „Упрощенная система налогообложения“ на 2007 год» (зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2006, регистрационный N 8494) коэффициент-дефлятор на 2007 год определен в размере 1,241.

При этом размер коэффициента-дефлятора на 2007 год установлен с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 год в размере 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2007 год в размере 1,096 х 1,132).

В связи с вышеизложенным, в 2007 году величина предельного размера доходов по итогам 9 месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2008 года:

15 000 000,00 руб. х 1,241 = 18 615 000,00 руб.

Величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2007 году:

20 000 000,00. руб. х 1,241 = 24 820 000,00 руб.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Что вызвало кредитный кризис 2007 г.?

Что вызвало кредитный кризис 2007 г.? До кризиса получить кредит было легко, и люди брали кредиты, которые затем не могли выплатить.Банки в Соединенных Штатах выдавали так называемые «низкокачественные ипотечные кредиты» людям, не способным предоставить достаточно

1. Основные изменения, внесенные в главу 21 НК РФ в 2007 году

1. Основные изменения, внесенные в главу 21 НК РФ в 2007 году В 2007 году в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) внесены изменения следующими Федеральными законами:– от 17.05.2007 № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3

7. Письмо № 10–08/00 120@ от 10 января 2007 г. УФНС России по Владимирской области

7. Письмо № 10–08/00 120@ от 10 января 2007 г. УФНС России по Владимирской области ФНС РОССИИ Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области (УФНС России по Владимирской области) письмо № 10–08/00120@ от 10 января 2007 г. Федеральная налоговая служба Управление

Постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 № 9010/06

Постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2007 № 9010/06 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В.,

Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 № 56 н (ред. от 20.12.2007)

Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 № 56 н (ред. от 20.12.2007) Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 1998 г. № 1674МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 25 ноября 1998 г. № 56 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «СОБЫТИЯ ПОСЛЕ ОТЧЕТНОЙ ДАТЫ» (ПБУ 7/98)(в ред.

Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153 н (ред. от 24.12.2010)

Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153 н (ред. от 24.12.2010) Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 января 2008 г. № 10975МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗот 27 декабря 2007 г. № 153 нОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ» (ПБУ 14/2007)(в ред.

Российский крупный бизнес: события и тенденции 2007 г.

Российский крупный бизнес: события и тенденции 2007 г. Основные тенденции:? Усиление роли государства, государственных компаний и корпораций в экономике? Структурирование и концентрация российского крупного бизнеса в соответствии с технологической и отраслевой логикой,

Обсуждение и согласование законопроекта (конец 2007 — весна 2008 г.)

Обсуждение и согласование законопроекта (конец 2007 — весна 2008 г.) В ноябре 2007 г. Министерство экономического развития России внесло в правительство концепцию федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Проект самого

Глава 3. Переходим на упрощенную систему налогообложения

Глава 3. Переходим на упрощенную систему налогообложения 3.1. Порядок начала применения упрощенной системы налогообложения Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30

Прогнозы динамики кризиса были уже в 2007 году

Прогнозы динамики кризиса были уже в 2007 году Михаил Дружный, Директор, главный режиссер студии специальных фильмов и анимации «Контакт»: В cентябре 2007 года - задолго до начала активной фазы кризиса ко мне неожиданно начала поступать от друзей из США прогнозная информация

54. Основные задачи бюджетной политики на 2007 г

54. Основные задачи бюджетной политики на 2007 г Бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем

70. Специфика социально-экономической политики с 2000–2007 гг

70. Специфика социально-экономической политики с 2000–2007 гг В ХХI в. Россия перешла с массой социально-экономических проблем. Но выбранная государством стратегия и опыт устранения собственных ошибок неуклонно вели к переменам в этой сфере экономики. Важным стало принятие

72. Внешнеэкономические связи России в 2000–2007 гг

72. Внешнеэкономические связи России в 2000–2007 гг На мировой арене Россия теперь стала выглядеть как сильное государство, с которым надо считаться. Накопленный за последние 8 лет серьезный внешнеполитический и внешнеэкономический капитал работает на защиту России, в том

Ингмар Бергман (1918–2007)

Ингмар Бергман (1918–2007) [14]«Знаете, что такое – снимать кино? – вопрошал Бергман в интервью 1964 г. – Восемь часов напряженной каждодневной работы, чтобы получить три минуты на экране. И за эти восемь часов выдадутся десять, двенадцать, если вам очень повезет, минут чистого

7. ПЕРЕХОДИМ К ВЕБ-СТИЛЮ ЖИЗНИ

7. ПЕРЕХОДИМ К ВЕБ-СТИЛЮ ЖИЗНИ По территориям всех цивилизованных стран, везде, где слышна человеческая речь и существуют торговые отношения… паутина электрических проводов, опутавшая мир живой пульсирующей сетью, разносит многоязычную разноголосицу. Из сделанного в

Переходим к глубинным пластам

Переходим к глубинным пластам Пора показать, как внедряется маркетинг с элементами образования. Для этого нужны строгая дисциплина и целеустремленность. Я наблюдал за тем, как вел себя генеральный директор газетной компании, о которой мы говорим. Я начал с того, что

Какую упрощенку выбрать: «Доходы» или «Доходы минус расходы»
  • Бухгалтерия
  • Налоги
  • УСН


По умолчанию при регистрации ИП или компании налоговая назначает общую систему налогообложения, но она удобна не всем. Начинающим предпринимателям или небольшим компаниям гораздо выгоднее и легче работать на упрощенке: там меньше налогов и проще вести учет.

Рассказываем, как устроена упрощенная система налогообложения, и отвечаем на самые частые вопросы.

Что такое УСН

Упрощенная система налогообложения (УСН) — это специальный налоговый режим для компаний и ИП. Бизнесу нужно платить только один налог. Он заменяет НДС и НДФЛ для ИП, налог на прибыль для ООО и налог на имущество по бизнес-объектам, кроме торговой и офисной недвижимости.

УСН можно совмещать с патентом: одни виды деятельности вести по УСН, другие — учитывать на патенте.

Виды УСН

Есть два вида упрощенной системы налогообложения: «Доходы» и «Доходы минус расходы».

«Доходы» — до 6% со всех доходов, расходы не учитываются. Регионы сами устанавливают ставку для всех или разных сфер бизнеса. К примеру, налог в Крыму для всех — 4%.

«Доходы минус расходы» — от 5 до 15% с разницы между доходами и расходами, итоговая ставка зависит от региона.

Учитываются все затраты из ст. 346.16 НК РФ, которые можно подтвердить для налоговой. Для подтверждения понадобятся документы, об этом дальше.

Ставку для своего региона можно проверить на сайте налоговой:

Проверка ставки для своего региона на сайте налоговой шаг 1: выбор региона
Выбираем свой регион в верхнем левом углу Проверка ставки для своего региона на сайте налоговой шаг 2: выбор сферы
В самом конце страницы находим документ с законом, открываем его и ищем свою сферу бизнеса

Кто может работать на УСН

Чтобы работать на упрощенке, ИП и компании должны соответствовать определенным условиям: по сумме доходов, численности сотрудников и сфере деятельности. Дополнительно для организаций есть ограничения по наличию филиалов и проценту владения долей в уставном капитале.

По сумме доходов — до 150 млн рублей в год. Учитывается не фактический доход, а доход, умноженный на специальный коэффициент Минэкономразвития. В 2021 году — 1,032. Если компания заработает за год 100 000 000 ₽, для налоговой ее доход — 100 000 000 × 1,032.

Если предприниматель или компания заработают больше 150 млн рублей, начнется переходный период: лимит по доходу увеличится до 200 млн, но вместе с ним поднимется и налоговая ставка. Когда доход превысит 200 млн рублей, придется перейти на ОСН.

По средней численности сотрудников — до 100 человек. Учитываются сотрудники в штате и те, кто работает по договорам ГПХ.

Количество сотрудников считают в среднем за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год.

Если ИП или компания оформят больше 100 человек, лимит увеличится до 130, но повысится процентная ставка. Когда появится 131-й сотрудник, компания перейдет на ОСН.

Ограничения по виду деятельности. На упрощенной системе налогообложения нельзя работать некоторым сферам бизнеса. Например, банкам, инвестиционным фондам, ломбардам, нотариусам и производителям алкоголя или сигарет.

Для ООО — доля других организаций. Доля других компаний в уставном капитале должна быть не больше 25%.

Для ООО — не должно быть филиалов. Это строгое правило на УСН.

УсловиеПереходный период
Стандартная ставка6% от доходов или 15% от положительной разницы доходов и расходов8% от доходов или 20% от положительной разницы доходов и расходов
Сумма доходадо 150 млн рублейот 150 до 200 млн рублей
Средняя численность сотрудниковдо 100 человекот 100 до 130 человек
Филиалы ОООНетНет
Доля в ОООДругие компании владеют
не более 25% УК
Другие компании владеют
не более 25% УК

Как считают доходы и расходы

Доходы. Учитывается все, что заработала компания: продажа товаров или услуг, сдача недвижимости или автомобиля в аренду и даже процент на остаток по расчетному счету.

Не учитываются кредитные деньги и деньги, которые пришли по ошибке. Все тонкости учета доходов — в налоговом кодексе.

Расходы Это всё, что помогает бизнесу заработать: покупка нового оборудования, аренда помещения, подключение в магазин интернета и кассы.

Хранить документы о расходах нужно не менее четырех лет, налоговая может потребовать информацию в любой момент. К примеру, документы за 2020 год нужно сохранить до 2024 года включительно.

Что выгоднее: «Доходы» или «Доходы минус расходы»

Чтобы выбрать вид упрощенной системы налогообложения, нужно посчитать примерные доходы и расходы бизнеса. Общий принцип такой.

Для новых предпринимателей из некоторых сфер деятельности в регионах действуют налоговые каникулы: налоговая ставка 0% — платить ничего не надо. Чтобы узнать о каникулах в своем регионе, можно позвонить на горячую линию налоговой — 8 800 222-22-22.

УСН «Доходы» подходит предпринимателям и компаниям, у которых мало расходов на бизнес. Так бывает у дизайнеров, разработчиков и маркетологов — им не нужно закупать материалы или товары для перепродажи. А если они и тратят, то очень мало: например, вызывают курьера раз в месяц, чтобы доставить документы контрагентам.

УСН «Доходы минус расходы» подходит предпринимателям или компаниям, у которых постоянные расходы при стандартной ставке в 15% больше 70% доходов. Например, придорожному кафе приходится закупать продукты и платить зарплату сотрудникам, а небольшому ателье — заказывать ткани и арендовать помещение.

Для этой системы налогообложения есть правило минимального налога. В любом случае компания должна заплатить не меньше чем 1% с дохода.

Минимальный налог платят только по итогам года.

Когда платить налоги и подавать декларацию

Налоги на УСН нужно платить четыре раза в год — по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года:


  • за первый квартал — до 25 апреля;
  • за полугодие — до 25 июля;
  • а девять месяцев — до 25 октября;
  • за год — ООО до 31 марта следующего года, ИП до 30 апреля следующего года.

Для правильного расчета нужно сложить весь доход за отчетный период, посчитать налог и затем вычесть из него уплаченные ранее авансовые платежи. То, что получилось, и надо заплатить. То есть если мы в первом квартале заплатили 600 000 ₽, из суммы налога за полугодие нужно вычесть 600 000. Давайте разберем на примере.

Итоговый налог считается за год, но платят заранее — поэтому платежи за первый квартал, полугодие и девять месяцев называются авансовыми.

У ИП кроме налога — страховые взносы

ИП платят страховые взносы каждый год, даже если не было доходов. Если у ИП есть сотрудники — взносы платят и за них. Сумма страховых взносов за себя в 2021 году — 40 874 ₽, ее нужно заплатить до конца года.

Если доход ИП за год превысит 300 000 ₽, придется доплатить еще 1% дополнительных взносов. При УСН «Доходы» — процент от годовых доходов минус 300 000 ₽, при УСН «Доходы минус расходы» — от годовой прибыли минус 300 000 ₽. Срок оплаты — 1 июля следующего года.

Страховые взносы ИП выгоднее платить каждые три месяца — тогда можно получить налоговый вычет и полностью или частично компенсировать налоги.

Какая нужна отчетность и когда ее подавать

На упрощенке для налоговой нужно подготовить два документа: налоговую декларацию и книгу учета доходов и расходов (КУДиР).

Налоговая декларация. Подают раз в год: за 2020 год ООО должны подать до 31 марта 2021 года, ИП — до 30 апреля. Ее сдают всегда, даже если дохода не было — иначе можно получить штраф.

Книга учета доходов и расходов. Записывать надо все поступления, даже переводы на банковскую карту или наличные. Книгу не нужно сдавать, но налоговая может попросить ее в любой момент. Если книги не будет, можно получить штраф в 10 000 ₽.

Что будет, если не вести учет и вовремя не платить налоги: ответственность и штрафы

Если вовремя не заплатить налоги и не подать декларацию, налоговая может оштрафовать и начислить пени.

Задержка декларации. Минимальный штраф — 5% от суммы неуплаты налога, заявленного в декларации. Штраф считается за каждый полный или неполный месяц задержки, но заплатить придется не более 30%. Минимальный штраф — 1000 ₽.

Просрочка авансового платежа. Налоговая начисляет пени. Формула расчета сложная, поэтому удобнее рассчитать размер по калькулятору пеней.

Неуплата налогов. Компания может получить штраф в 20% от суммы налога, если ошибку допустили случайно, и 40%, если закон нарушили сознательно. К примеру, не заплатили страховые взносы, но вычли их из налога при УСН.

Как уменьшить налоги на УСН

ИП без работников на УСН «Доходы» могут уменьшить налоги на всю сумму уплаченных страховых взносов. Например, если предприниматель заплатит в первом квартале 8300 ₽ страховых взносов, он может уменьшить авансовый платеж по налогу на 8300 ₽.

ИП без работников на УСН «Доходы минус расходы» могут добавить страховые взносы к расходам. Представим, доходы предпринимателя 100 000 ₽, расходы — 20 000 ₽, а уплаченные страховые взносы — 9000 ₽. Тогда авансовый платеж считается так: (100 000 − 20 000 − 9000) × 15% = 10 650 ₽.

ИП или компании с работниками при УСН «Доходы» могут уменьшить налоговые платежи за счет взносов только наполовину. То есть если компания должна заплатить 20 000 ₽ налога, на 10 000 ₽ можно получить налоговый вычет.

Представим, что доход предпринимателя за квартал — 2 000 000 ₽. Итоговый налог — 2 000 000 ₽ × 6% = 120 000 ₽. Налог получится уменьшить только наполовину, то есть на 60 000 ₽.

ИП или компании с работниками на УСН «Доходы минус расходы» могут добавить к расходам всю сумму уплаченных страховых взносов. Заплатили в первом квартале сотрудникам 50 000 ₽, значит, налоговая база уменьшилась на 50 000 ₽.

Допустим, доход предпринимателя за квартал — 1 000 000 ₽, расход — 500 000 ₽, а уплаченные страховые взносы — 50 000 ₽. Тогда его налог (1 000 000 − 500 000 − 50 000) × 15% = 67 500 ₽.

Главное — платить взносы в том же квартале, в котором хотите уменьшить налог. В первом квартале нужно заплатить взносы с 1 января по 31 марта, во втором — с 1 апреля по 30 июня.

Если вы не хотите платить каждый квартал, все страховые взносы можно заплатить в третьем квартале — до 30 сентября. Тогда получится уменьшить авансовый платеж за девять месяцев на всю сумму страховых взносов. Если работаете на УСН «Доходы», то можно заплатить 27 000 ₽ и вычесть всю сумму из налога. Если на УСН «Доходы минус расходы» — добавить ее к расходам.

Как перейти на УСН

Для перехода на упрощенную систему налогообложения нужно заполнить уведомление по форме 26.2-1.

Образец уведомления о переходе на УСН для тех, кто только регистрируется как ИП или ООО
Образец уведомления для тех, кто только регистрируется как ИП или ООО. Данная форма не обязательна, вы можете подать заявление в любом виде

При регистрации. Компании и ИП могут перейти на УСН прямо при регистрации бизнеса. Для этого нужно подать уведомление вместе с документами о регистрации или в течение 30 дней после нее.

Действующие ИП или компании могут перейти на УСН только со следующего календарного года. Подать уведомление нужно до 31 декабря текущего года.

Самозанятые без статуса ИП при регистрации в качестве предпринимателя могут приложить уведомление о переходе на УСН и сразу начать работать на упрощенке.

Самозанятые со статусом ИП могут перейти на УСН с начала календарного года или раньше, если перестанут соблюдать условия НПД. К примеру, если их доходы превысят 2,4 млн рублей за год, остаться самозанятым не получится.

О порядке применения в 2006 и 2007 годах коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 НК РФ

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. № 03-11-02/272

В соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на эту систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн. руб.

Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

В таком же порядке согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ подлежит индексации величина предельного размера доходов налогоплательщика (как организации, так и индивидуального предпринимателя), не превышающая 20 млн руб., ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода.

Приказом Минэкономразвития РФ от 03.11.2005 г. № 284 коэф­фициент-дефлятор на 2006 г., необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения УСН, установлен равным 1,132.

В № 3 «А-Э» за 2006 год мы публиковали письмо Минфина РФ от 28.12.2005 г. № 03-11-02/85, в котором чиновники разъясняли, что на коэффициент-дефлятор, установленный на 2006 год в размере 1,132, индексируется в 2006 году только величина предельного размера доходов за 9 месяцев 2006 года (15 млн. руб.), ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года.

А вот величина предельного размера доходов (20 млн. руб.), действующая в 2006 году, превышение которой в течение отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение УСН, индексации на указанный коэффи­циент-дефлятор в 2006 году, по мнению Минфина, не подлежит.

Указанная величина предельного размера доходов подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, утвержденный на 2006 год в размере 1,132, в 2007 году, разъясняли чиновники.

Отвечая на вопрос читателя в № 25 «А-Э» за 2006 год на стр. 27, редакция указывала, что эта позиция Минфина РФ ничем не подкреплена и является спорной, а величина предельного размера дохода, до достижения которого можно применять УСН в 2006 году, составляет 22 млн. 640 тыс. руб. (20 млн. руб. х 1,132).

Не прошло и года, как чиновники решили все-таки прочитать норму п. 2 ст. 346.13 НК РФ так, как она написана, а не так, как будет выгоднее бюджету.

И сделали выводы, которые весьма порадуют налогоплательщиков УСН.

Величина предельного размера доходов налогоплательщика (как организации, так и индивидуального предпринимателя), ограничивающая право на применение УСН по итогам отчетного (налогового) периода в 2006 г., равна 22 640 тыс. руб. (20 млн. руб. х 1,132).

Величина предельного размера доходов, ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 г., равна 16 980 тыс. руб. (15 млн. руб. х 1,132).

Но недолгой будет радость налогоплательщиков – на 2007 год Минфин РФ вновь дал разъяснения, противоречащие буквальному значению норм статей 346.12 и 346.13 НК РФ.

Чиновники напомнили, что приказом Минэкономразвития РФ от 03.11.2006 г. № 360 коэффициент-дефлятор на 2007 г. определен в размере 1,241.

Минфин указал, что размер коэффициента-дефлятора на 2007 г. установлен с учетом ранее установленного размера коэффи­циента-дефлятора на 2006 г. в размере 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2007 г. в размере 1,096 х 1,132 = 1,241).

В связи с вышеизложенным в 2007 г. величина предельного размера доходов по итогам 9 месяцев 2007 г., ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2008 г., равна 18 615 тыс. руб. (15 млн. руб. х 1,241); величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение УСН по итогам отчетного (налогового) периода в 2007 г., равна 24 820 тыс. руб. (20 млн. руб. х 1,241).

Однако в п. 2 ст. 346.12 НК РФ ясно сказано: величина предельного размера доходов подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на следующий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

На 2007 год коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,241, а коэффициент-дефлятор, который применялся в 2006 году (то самое «ранее») равен 1,132.

То есть чтобы определить величину предельного размера доходов по итогам 9 месяцев 2007 года, ограничивающую право перехода организаций на УСН с 1 января 2008 г., нужно 15 млн. рублей умножить на 1,241 и на 1,132, что составит 21 072 180 рублей.

Величина предельного размера доходов, по достижении которой налогоплательщик утратит право на применение УСН, в 2007 году будет равна 28 096 240 рублей (20 000 000 руб. х 1,241 х 1,132).

Проверяющие, конечно, будут возражать против применения сразу двух коэффициентов-дефляторов (1,241 и 1,132), ведь Минфин считает, что Минэкономразвития уже учел ранее установленный коэффициент-дефлятор (1,132) при установлении коэффициента-дефлятора на 2007 год.

Однако даже если это и так, то тот факт что Минэкономразвития проявил инициативу и перемножил за налогоплательщиков «старый» и «новый» коэффициенты, не может сам по себе изменить норму НК РФ, которая позволяет налогоплательщикам применять и новый коэффициент-дефлятор (который утвержден на 2007 год в размере 1,241, причем без всякой оговорки на то, что в нем уже учтен прошлогодний коэффициент), и «старый» коэффициент-дефлятор (1,132) одновременно.

В связи с этим в 2007 году налогоплательщики УСН (а также организации, желающие перейти на УСН) опять будут поставлены перед выбором: рисковать, поступая в соответствии с нормами НК РФ, но вопреки советам Минфина, и, возможно, доказывая свою правоту в судебном порядке, или же поступать так, как указывают чиновники, и надеяться на то, что через год они опять передумают.

Читайте также: