Услуги связи при усн доходы минус расходы

Опубликовано: 26.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ИП применяет УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", занимается разработкой программного обеспечения (ОКВЭД 72.20), работает дома, наемных работников не имеет. Договоры на услуги связи (Интернет, телефон) и обеспечение электроэнергией заключены от имени физического лица до начала осуществления предпринимательской деятельности.
Возможно ли затраты на Интернет, телефонную связь, электроэнергию признать в составе расходов при УСН?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Возможность признания в составе расходов при УСН затрат на оплату услуг домашнего телефона, Интернета и электроэнергии зависит от того, сможет ли индивидуальный предприниматель разделить данные затраты на личные и используемые для извлечения дохода, доказать в соответствующей части их связь с предпринимательской деятельностью и документально подтвердить.

Обоснование вывода:

Применяя упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", индивидуальный предприниматель при определении налоговой базы уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Так, расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи могут быть учтены налогоплательщиком на основании пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. По данному основанию признаются и расходы на Интернет, поскольку в соответствии с п.п. 30, 32 ст. 2, п. 1 ст. 57 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" относятся к услугам связи (письма Минфина России от 27.03.2006 N 03-11-04/2/70, УФНС России по г. Москве от 14.09.2010 N 16-15/096615@).

Кроме того, в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на материальные расходы. В силу п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций в ст. 254 НК РФ.

Согласно п. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии.

Таким образом, затраты на приобретении электроэнергии могут признаваться при УСН на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Вместе с тем указанные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы принимаются лишь при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Затраты, не соответствующие приведенным критериям, не могут быть учтены в составе расходов.

Иными словами, расходы на оплату услуг связи - стационарного телефона, Интернета, а также стоимость приобретенной электроэнергии может быть учтена индивидуальным предпринимателем только при условии, что расходы, произведенные непосредственно для осуществления предпринимательской деятельности, документально подтверждены и при этом обоснованы. Заметим, что в таком же порядке признаются и затраты индивидуального предпринимателя на мобильную связь (письмо Минфина России от 11.03.2012 N 03-11-11/74).

Выполнить установленные п. 1 ст. 252 НК РФ условия не составило бы труда в случае использования налогоплательщиком в качестве офиса арендованного нежилого помещения.

Однако в рассматриваемой ситуации для осуществления предпринимательской деятельности используется жилое помещение.

Жилые помещения предназначены для проживания граждан (п. 2 ст. 288 ГК РФ, п. 1 ст. 17 ЖК РФ). Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое (п. 3 ст. 288 ГК РФ). Вместе с тем п. 2 ст. 17 ЖК РФ допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Очевидно, что в связи с осуществляемой на дому предпринимательской деятельностью, связанной с разработкой программного обеспечения, затраты на связь и электроэнергию могут возрасти. Вместе с тем выделение из общих расходов тех, которые относятся непосредственно к предпринимательской деятельности, и их документальное подтверждение может быть затруднено, что влечет невозможность их признания в целях налогообложения.

НК РФ не дает ответа, как быть в ситуации, когда в предпринимательской деятельности используется жилое помещение и индивидуальный предприниматель несет расходы, которые относятся одновременно к предпринимательской деятельности и для личных целей*(1). Разъяснений официальных органов по подобным ситуациям нам также обнаружить не удалось.

Если провести аналогию с использованием в предпринимательской деятельности личного имущества, например мобильных телефонов, то расходы, связанные с получением дохода, могут определяться на основании детализированных счетов оператора связи (письма Минфина России от 13.10.2010 N 03-03-06/2/178, от 19.01.2009 N 03-03-07/2, от 05.06.2008 N 03-03-06/1/350).

Индивидуальный предприниматель на основании выписки из лицевого счета, отчета оператора, детализации звонков и т.п. может попробовать разделить расходы на оплату телефонных услуг. Произведенные для предпринимательской деятельности звонки могут быть подтверждены договорами или перепиской с контрагентами, где указаны их номера телефонов (ранее, применительно к организациям, об этом было сказано в п. 2 письма Госналогинспекции по г. Москве от 05.05.1995 N 11-13/6892). Стоимость звонков, произведенных для личных целей, не может быть признана в расходах как экономически необоснованная и не связанная с получением дохода.

Разделить расходы на услуги Интернета и оплату электроэнергии проблематичнее. Признание расходов, которые однозначно не могут быть отнесены к предпринимательской деятельности, без достаточного обоснования с большой долей вероятности может привести к претензиям со стороны налоговых органов.

Исходя из обнаруженной арбитражной практики, предсказать исход судебного разбирательства в случае его возникновения невозможно. Вывод судов также основывается на том, смог ли налогоплательщик документально подтвердить и обосновать понесенные расходы, включая оплату домашнего телефона, Интернета, коммунальных услуг.

Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 11.03.2008 N Ф09-1234/08-С3 суд признал понесенные расходы соответствующими п. 1 ст. 252 НК РФ, несмотря на доводы инспекции, что предпринимателем использовался для связи телефон, установленный в жилом помещении, и при этом не велся раздельный учет телефонных переговоров. Поддержал предпринимателя и ФАС Центрального округа в постановлении от 14.10.2009 N А35-4026/08-С21. Суд отклонил довод налогового органа о том, что спорные затраты могли быть включены в состав расходов только в случае установки телефонного номера в нежилом помещении, специально предназначенном для осуществления предпринимательской деятельности. В деле представлены документы, подтверждающие использование услуг, предоставляемых оператором сети "Интернет", для деловой переписки и размещения информации о себе, а также счет телефонной станции, выписка из лицевого счета абонента, содержащая сведения о телефонных номерах, времени ведения переговоров, доказан факт осуществления расходов и их производственный характер. Встал на сторону предпринимателя и ФАС Уральского округа в постановлении от 06.10.2008 N Ф09-7032/08-С3.

В свою очередь, в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 N 02АП-787/2009 судьи признали правомерным исключение из состава расходов оплату услуг связи, так как предпринимателем не представлено доказательств того, что понесенные им расходы по оплате услуг связи ОАО "Центртелеком" связаны исключительно с его предпринимательской деятельностью, имеющей своей целью получение дохода. Судом не приняты аргументы налогоплательщика, что телефонные переговоры велись им в рабочие дни, документы по оплате услуг связи оформлялись именно на индивидуального предпринимателя, а не на физическое лицо, указание в счетах-фактурах домашнего адреса предпринимателя в качестве адреса его государственной регистрации. В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.10.2006 N Ф04-6634/2006(27298-А27-3) (применительно к НДФЛ) отмечено, что договор об оказании услуг электросвязи и платежные документы об оплате услуг связи домашнего телефона не доказывают, что телефонные переговоры осуществлялись самим предпринимателем и были связаны с его предпринимательской деятельностью. Суды также делают вывод о том, что расходы не отвечают критериям ст. 252 НК РФ, если расходы (в том числе оплата услуг связи и коммунальных услуг) частично не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности налогоплательщика, направленной на получение дохода, и частично документально не подтверждены (постановление ФАС Уральского округа от 09.01.2008 N Ф09-10850/07-С3, определением ВАС РФ от 24.04.2008 N 3890/08 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Заметим, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Таким образом, возможность признания в составе расходов рассматриваемых затрат зависит от того, сможет ли индивидуальный предприниматель доказать их связь с предпринимательской деятельностью и документально подтвердить.

К сведению:

Согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).

Как разъяснено в письме УФНС России по г. Москве от 31.01.2006 N 18-12/3/6066, для получения права на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц, предусмотренного главой 26.2 НК РФ, индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы по месту осуществления предпринимательской деятельности (месту нахождения используемого в предпринимательской деятельности недвижимого имущества) заявления (в произвольной форме) об освобождении их от исполнения обязанности плательщиков налога на имущество физических лиц в отношении указанных в заявлениях объектов недвижимости. При этом для подтверждения факта использования в предпринимательской деятельности принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества могут быть представлены любые имеющиеся у индивидуального предпринимателя документы, содержащие необходимую информацию. В письме речь шла как о жилых, так и о нежилых помещениях.

Примером такого использования может служить сдача в аренду принадлежащей ИП на праве собственности квартиры (письмо Минфина России от 01.04.2013 N 03-11-11/126). В Вашем же случае возможными доказательствами могут быть, например, договоры с контрагентами с указанием адреса квартиры. В случае неподтверждения использования квартиры в предпринимательской деятельности освобождение от уплаты налога на имущество не применяется. Так, например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2010 по делу N А74-5166/2009 суд заключил, что поскольку предпринимателем не было представлено доказательств использования квартиры в целях осуществления предпринимательской деятельности, то основания для возврата налога на имущество физических лиц отсутствовали.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:

- Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов при УСН.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Напомним, что гражданское законодательство РФ не разделяет имущество физического лица на имущество, принадлежащее ему исключительно как гражданину, и имущество, принадлежащее ему исключительно как индивидуальному предпринимателю. Получение статуса индивидуального предпринимателя не обособляет часть имущества гражданина, поскольку факт его государственной регистрации в качестве ИП не "создает" его как новое отдельное лицо с обособленным имуществом, а предпринимательская деятельность гражданина по-прежнему является деятельностью самого гражданина (п. 1 ст. 2, ст. 23 ГК РФ). В связи с этим для признания расходов в целях налогообложения не имеет решающего значения, от чьего имени заключены соответствующие договоры: от имени гражданина или от имени индивидуального предпринимателя. Вместе с тем факт заключения (перезаключения) необходимого договора после начала осуществления предпринимательской деятельности может являться дополнительным аргументом, подтверждающим направленность осуществляемых расходов на получение дохода.

Несмотря на широкое распространение служебной сотовой связи, законодательно закрепленных правил учета этого вида расходов, налоговики достаточно часто пытаются оспорить их законность. Рассмотрим, как максимально снизить риск претензий, на что обратить внимание при построении учета «мобильных» расходов.

Мобильная связь: как контролировать

Учет разговоров по мобильному телефону в служебных целях можно организовать несколькими способами:

  • детализацией;
  • лимитированием;
  • использованием безлимитных тарифов.

Детализация переговоров сводится к подробному анализу списка звонков и телефонных номеров, на которые они производились. Личные звонки из затрат исключаются, а звонки производственного, рабочего характера берутся в расчеты.

Детализация переговоров – веский аргумент при проверках обоснованности затрат налоговыми инспекторами. В то же время неформальное общение по телефону позволяет, к примеру, эффективно сбывать товар друзьям, знакомым, родственникам сотрудников фирмы. Такая дилемма может вызывать конфликты при отнесении затрат в ту или иную категорию. Кроме того, услуги оператора связи по детализации, как правило, требуют дополнительной платы.

При лимитировании переговоров сотрудникам выделяется определенная сумма ежемесячно, которая должна покрыть служебные переговоры. Нередко детализация предваряет этап лимитирования: анализ детализированных отчетов помогает определить оптимальные лимиты расходов. В то же время для налоговиков все суммы сверх лимита будут по умолчанию являться экономически необоснованными.

Подключение к безлимитным тарифам значительно упрощает учет, поскольку отпадает необходимость контролировать суммы на разговоры «по делу», отделять служебные затраты от личных. Кроме того, по мнению Минфина (письмо №03-03-06/1/378 от 23/06/2011), применение их не препятствует отнесению в затраты для целей НУ.

Использование служебных телефонов сотрудниками прописывается в Правилах внутреннего трудового распорядка. Некоторые компании издают специальный ЛНА – Правила пользования служебной сотовой связью.

Важно! Если сим-карта оформлена на физическое лицо, например, на директора фирмы, оплачивать с расчетного счета сотовую связь и отражать ее в учете нельзя. Однако правомерно установить работнику компенсацию за использование личного телефона в служебных целях.

Бухгалтерский учет

Расходы на услуги связи – это расходы по обычным видам деятельности (ПБУ10/99 р.2 п.5), они связаны с производством, приобретением, продажей товаров, работ, услуг. Из сказанного следует, что учитываться в БУ они будут на «затратных» счетах по подразделениям.

  • Дт 20, 25, 26, 44 Кт 60 – учтены расходы на мобильную связь (без НДС).
  • Дт 19 Кт 60 – учтен НДС по услугам мобильной связи.
  • Дт 68 Кт 19 – НДС к вычету.
  • Дт 60 Кт 51 – прошла оплата мобильной связи.

Если выявлен перерасход, расчеты ведутся через счет 73, с использованием соответствующих субсчетов:

  • Дт 73 Кт 60 – зафиксированы сверхлимитные расходы связи (в разрезе аналитического учета, пофамильно).
  • Дт 50 Кт 73 – погашены наличными затраты работником, допустившим перерасход лимита.
  • Дт 91 Кт 73 – списаны на убытки расходы работника, допустившего перерасход, в связи с невозможностью удержать сумму. Такая ситуация может возникнуть, если работник успел уволиться.

Компенсации за использование в служебных целях личных телефонов (о которых говорится выше) также учитываются через счет 73:

  • Дт 20, 25, 26 и др. Кт 73 – начислена компенсационная выплата работнику.
  • Дт 73 Кт 50, 51 – фирма рассчиталась с работником.

Особенности и проблемы налогового учета

Выбор наиболее подходящего для конкретной фирмы механизма контроля расходов на связь, корректное отражение в бухгалтерском учете, а также правильное документальное оформление дают возможность без проблем признать их в налоговом учете как прочие расходы по производству, реализации продукции (ст. 264 п. 1-25, НК РФ). Есть возможность списать их в НУ и «упрощенцам» (ст. 346.16 п. 1-18 НК РФ).

О первых двух факторах мы уже говорили. Остановимся теперь на требованиях, предъявляемых инспекторами к документальному оформлению расходов мобильной связи в организации.
Законодательством не установлен жесткий перечень необходимой документации, с этим согласны и судьи (пост. №КА-А40/7416-09 ФАС МО от 06/08/09 г.).

Вместе с тем расходы для целей НУ должны быть экономически обоснованы. Практикой налоговых проверок выработан перечень документов, которые могут служить обоснованием истраченных на рабочую сотовую связь сумм:

  1. Должностные инструкции, отражающие необходимость использования мобильного телефона на службе.
  2. Приказ со списком лиц, имеющих такое право.
  3. Договор с сотовым оператором.
  4. Детализированные счета оператора связи, приказ на установление лимитов и др. документы, в зависимости от способа контроля характера затрат.
  5. Целесообразно прописать использование сотовой связи в трудовом договоре или в допсоглашении к нему.

Отметим, что в суде указанный список может быть оспорен. Так, детализация переговоров не является обязательной, по мнению ФАС ПО ( пост. по д. №А65-29284/2005-СА2-8 от 09/11/06 г.) – из документа не ясен характер переговоров.

Ряд судебных решений свидетельствует также о следующем:

  • необходимость использования сотовой связи необязательно должна быть прописана в должностной инструкции и трудовом договоре;
  • пользоваться мобильной связью возможно даже при наличии убытка фирмы;
  • документы, подтверждающие экономический эффект от переговоров (к примеру, заключенный договор с контрагентом), не требуются;
  • сотовый оператор необязательно должен иметь отношения к региону нахождения фирмы.

Вместе с тем необходимо помнить и нюансах, игнорирование которых может негативно отразиться на результатах налоговой проверки:

  • если ЛНА установлен лимит переговоров, сверхлимитное включение сумм в затраты незаконно;
  • невзысканная сумма сверхлимитных переговоров является доходом гражданина, с нее нужно удержать НДФЛ либо надо сообщить в ИФНС о невозможности такого удержания;
  • возвращенная сумма сверхлимитных затрат связи является доходом фирмы, по ней нужно восстановить НДС, отнесенный на вычет; НДС списывается за счет средств фирмы (Дт 91 Кт 19 или 68 – если уже предъявлен к вычету).

При допущении однократного обоснованного превышения лимита необходимо составление отдельного документа – обоснования, акта (к примеру, имела место зарубежная поездка). К акту прилагают служебную записку сотрудника, распечатку-детализацию звонков и списывают общим порядком.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу учета расходов индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, сообщает следующее.

Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекса) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываются расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи.

На основании пункта 35 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" под электросвязью понимаются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Таким образом, при условии соблюдения критериев статьи 252 Кодекса и использования индивидуальным предпринимателем телефона для осуществления предпринимательской деятельности, расходы на оплату услуг мобильной связи могут быть включены в состав расходов по оплате услуг связи.

Учет расходов на оплату услуг мобильной связи "упрощенцем"

Расходы на оплату услуг сотовой связи плательщики, применяющие УСН с объектом «доходы минус расходы», могут учитывать при исчислении налоговой базы. Для включения таких затрат в состав расходов необходимо, чтобы они соответствовали определенным критериям: были документально подтверждены, произведены для осуществления предпринимательской деятельности (письмо Минфина России от 20.08.2010 № 03-11-06/2/133 *).

Условиями отнесения затрат в состав расходов являются связь затрат с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, их экономическая обоснованность и документальное подтверждение.

Для признания произведенных затрат на оплату услуг сотовой связи «налоговыми» расходами необходимо иметь: утвержденный руководителем организации перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи; договор с оператором на оказание услуг связи; счета оператора связи (письмо Минфина России от 23.06.2011 № 03-03-06/1/378 **).

Именно по вопросу условий отнесения затрат на оплату услуг связи к расходам, уменьшающим прибыль, по поводу их связи с хозяйственной деятельностью плательщика, а также экономической обоснованности таких расходов у предпринимателей и контролирующих органов возникают разногласия.

Судебное мнение

Изучив судебные решения по аналогичным вопросам, определим некоторые аспекты, которые помогут фирмам обосновать расходы на мобильную связь.

Доводом в защиту, может послужить то, что услуги сотовой связи обусловлены производственной необходимостью, и при отсутствии стационарного телефона, например, позволяют обеспечивать непрерывный рабочий процесс. Подтверждением могут служить договоры на оказание услуг сотовой связи, платежные документы и приказы по личному составу об использовании сотрудниками сотовых телефонов.

Как правило, судьи не принимают доводы инспекторов о том, что необходимо предоставлять детализированный счет по каждому числящемуся за налогоплательщиком абонентскому номеру, а также сведения о номерах телефонов абонентов, связь с которыми осуществляется в рамках производственной деятельности.

Таким образом, если предприниматель документально подтвердит, что телефонные переговоры сотрудников по сотовой связи носили служебный характер и были связаны с предпринимательской деятельностью, судьи посчитают правомерным отнесение расходов на оплату услуг сотовой связи к уменьшению базы (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2009 № А56-6560/2008).

Следующее судебное решение, которое мы представим к рассмотрению, посвящено вопросу включения в состав расходов затрат на сотовую телефонную связь, пользование стационарным телефоном, предоставление услуг сети Интернет.

Судьи склоняются к тому, что основным документальным подтверждением расходов, связанных с оплатой услуг телефонной и мобильной сотовой связи, является договор, заключенный с оператором связи, то есть организацией или предпринимателем, которые осуществляют свою основную деятельность в сфере оказания услуг связи на основании соответствующей лицензии. Порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи.

Договоры на оказание услуг сотовой связи, счета-фактуры, документы, подтверждающие оплату оказанных услуг, доказывают как факт осуществления расходов на оплату услуг мобильной сотовой связи, так и производственный характер понесенных расходов.

При этом судебные органы сослались на то, что налоговое законодательство не содержит перечня документов, которыми может быть подтвержден производственный характер разговоров посредством сотовой связи и не обязывает налогоплательщика представлять для подтверждения указанных расходов расшифровки телефонных переговоров.

Производственный характер затрат на оплату услуг связи (междугородные переговоры) можно подтвердить счетами телефонной станции, выписками из лицевого счета абонента, содержащими сведения о телефонных номерах, времени ведения переговоров (постановление ФАС Центрального округа от 14.10.2009 № А35-4026/08-С21).

* Документ и комментарий к нему опубликованы в «НА», 2010, № 19.
** Документ и комментарий к нему опубликованы в «НА», 2011, № 13.

Предприятие находится на упрощенной системе налогообложения, «доходы минус расходы». Как оформить приобретение мобильных телефонов с оплатой телефонных разговоров для директора предприятия и для мастеров производства? Будут ли эти расходы уменьшать налогооблагаемую базу по единому налогу?

Затраты на приобретение мобильных телефонов для работников организации можно учесть при определении налоговой базы по единому налогу при УСН как расходы на приобретение основных средств.

Согласно п.п. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ расходы на приобретение основных средств в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию.

В соответствии с п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы на приобретение основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода.

В случае, если первоначальная стоимость каждого из мобильных телефонов не превышает 10 000 рублей, то учесть расходы по их приобретению можно и как материальные расходы (по п.п. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п.п. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.

В соответствии со ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым имуществом.

Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Поэтому затраты на приобретение мобильных телефонов, первоначальная стоимость которых не превышает 10 000 рублей, можно также учесть по п.п. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ как материальные расходы.

Именно как материальные расходы (то есть на основании п.п. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) предлагает учитывать расходы по приобретению мобильного телефона Минфин РФ в письме от 28.06.2005 г. № 03-11-05/4.

Учитываемые при расчете единого налога затраты должны соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть быть обоснованными и документально подтвержденными (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Чтобы избежать вопросов налоговых инспекторов по поводу того, насколько экономически обосновано приобретение мобильного телефона для того или иного работника, можно приказом по организации утвердить перечень должностей работников, которым для выполнения служебных обязанностей необходима мобильная телефонная связь, с обоснованием такой производственной необходимости.

Следует иметь в виду, что налоговики могут счесть расходы на приобретение дорогостоящих мобильных телефонов экономически не обоснованными, и, скорее всего, Вам будет сложно доказать необходимость приобретения дорогих моделей телефонов в то время, как в продаже имеются мобильные телефоны, стоимость которых в несколько раз меньше.

Если Вы ведете бухгалтерский учет, то расходы на приобретение мобильного телефона Вы отразите в учете следующим образом:

ДЕБЕТ 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– мобильный телефон принят к учету как основное средство;

– перечислены денежные средства продавцу телефона.

Если телефон был приобретен через подотчетное лицо, то приобретение телефона будет отражено записью:

– приобретен мобильный телефон через подотчетное лицо .

Согласно п.п. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи.

При этом ст. 2 Федерального закона РФ от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» установлено, что электросвязью являются любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

Следовательно, расходы на оплату услуг мобильной связи могут быть отнесены в состав расходов по оплате услуг связи, на основании п.п. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Минфин РФ считает, что для подтверждения экономической обоснованности расходов на оплату услуг сотовой связи руководитель организации своим приказом должен определить перечень должностных лиц, которые в силу исполняемых ими обязанностей имеют право на пользование услугами сотовой связи, и предельный размер расходов на каждого работника в месяц на указанные цели в соответствии с занимаемой им должностью (см. письмо Минфина РФ от 23.11.2004 г. № 03-03-02-04/1/59).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Больше всего трудностей у организаций возникает с доказательством производственного характера расходов на «мобильную» связь. Не удастся его доказать – налоговики не только исключат данные затраты из состава расходов на оплату услуг связи, но и потребуют начислить на суммы оплаты НДФЛ лицу, непосредственно общающемуся по телефону. Как показывает практика, в отдельных случаях требованиям налоговиков, касающимся данных расходов, надо безоговорочно следовать, в других – есть смысл поспорить. Об этом – наш разговор сегодня.

Затраты на оплату услуг мобильной радиотелефонной (сотовой) связи могут быть отнесены в состав расходов по оплате услуг связи, которые учитываются для целей налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При этом расходы на оплату услуг сотовой связи обязательно должны соответствовать критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Это означает, что расходы должны быть обусловлены деятельностью, направленной на получение дохода, иметь экономическое обоснование и документальное подтверждение.

Но проблема заключается в том, что конкретного перечня документов, подтверждающих производственный характер расходов, связанных с оплатой телефонных переговоров, в действующем налоговом законодательстве нет. Поэтому такой перечень определил Минфин РФ в письме от 27 июля 2006 г. № 03-03-04/3/15.

Итак, какими же документами должна, по мнению чиновников, располагать организация, чтобы правомерно учесть расходы на оплату телефонных переговоров по сотовому телефону?

Приказ руководителя организации

В приказе должен содержаться перечень должностей работников, которым в силу выполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи.

Должностная инструкция работника

По мнению налоговиков, в должностной инструкции работника, пользующегося мобильной связью, должно быть обоснована необходимость ведения им переговоров по сотовому телефону в служебных целях. Так, необходимость использования сотовой связи может быть обусловлена разъездным характером работы сотрудника (водители, экспедиторы, курьеры) либо какими-то иными причинами.

Однако, если в силу своих должностных обязанностей работник целый день находится в офисе, где имеется стационарная телефонная связь (например, секретарь), то доказать экономическую обоснованность затрат на сотовую связь такого работника будет трудно.

Комментирует чиновник

Вячеслав Анатольевич Антропов, начальник отдела налогообложения прибыли УФНС России по Самарской области.

- Я бы не стал так однозначно утверждать, что обосновать необходимость сотовой связи для секретаря организации будет трудно. Секретарю чаще других работников приходится передавать разного рода информацию, используя для этого все возможные способы – и электронную почту, и факс, и телефонную связь (как проводную, так и сотовую). Кроме того, ни для кого не секрет, что тарифы на сотовую связь (особенно корпоративные) зачастую намного дешевле, чем тарифы стационарной сети.

А вот если организация включает в список лиц, пользующихся сотовым телефоном в служебных целях бухгалтера, занимающегося исключительно начислением заработной платы, то у проверяющих есть все основания усомниться в целесообразности отнесения на расходы затрат на оплату этих звонков.

В данном случае возможны следующие варианты.

Договор заключен с организацией-налогоплательщиком

В этом случае нелишним будет рассмотреть вопрос о наличии (отсутствии) на балансе организации телефонных аппаратов. Так, если организация приобретает телефонные аппараты и затем передает их работникам для служебного пользования, то, как правило, проблем с учетом для целей налогообложения прибыли расходов на сотовую связь не возникает (конечно, при наличии всех необходимых документов).

А вот если на балансе организации мобильные телефонные аппараты (или за балансом в случае их аренды) не числятся, налоговые органы единодушно считают расходы на оплату услуг мобильной связи экономически не обоснованными.

Однако арбитражная практика по этому вопросу в настоящее время складывается в пользу налогоплательщика. Суды указывают, что расходы на оплату услуг связи относятся к расходам, связанным с производством и реализацией в силу положений подпункта 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Арбитры также отмечают, что в главе 25 Налогового кодекса РФ не сказано о том, что учет данных расходов зависит от того, есть ли на балансе организации имущество, использование которого обеспечивает доступ к соответствующему виду услуг (постановления ФАС Северо-Западного округа от 24 апреля 2007 г. № А56-33529/2006, ФАС Дальневосточного округа от 18 апреля 2007 г. № Ф03-А59/07-2/380, ФАС Московского округа от 21 июля 2005 г. № КА-А41/6715-05).

Договор на оказание услуг сотовой связи заключен с работником (например, с руководителем)

Работник, используя личный телефон в служебных целях, сам оплачивает счета операторов связи. В этом случае ему выплачивается компенсация или возмещение фактических затрат на оплату служебных разговоров в порядке, установленном организацией.

При этом если отсутствуют документы, подтверждающие производственный характер переговоров, проведенных сотрудниками по их личным мобильным телефонам, то такие переговоры рассматриваются как звонки частного характера. Соответственно, выплаченная сотрудникам компенсация не учитывается в расходах, принимаемых при налогообложении прибыли, и подлежит обложению НДФЛ (письмо УФНС по г. Москве от 20 сентября 2006 г. № 20-12/83834.2).

Детализированные счета оператора связи

Вопрос о том, нужно ли для подтверждения расходов на услуги сотовой связи представлять детализированный счет, остается на сегодняшний день неурегулированным.

По мнению Минфина РФ, такой счет необходим. Налоговые органы, в частности, разъясняют, что в форме такого счета должны содержаться:
• детализация общей суммы платежа за предоставленные услуги сотовой связи в разрезе отдельных субсчетов, открываемых по каждому числящемуся за налогоплательщиком абонентскому номеру, в том числе номера телефонов всех абонентов, даты и время переговоров;
• тарификация услуги (письмо Управления ФНС по г. Москве от 20.09.2006 № 20-12/83834.1).

Такую позицию поддерживают и отдельные окружные арбитражные суды (постановление ФАС Уральского округа от 26 декабря 2005 г. № Ф09-2102/05-С2).

В то же время существует достаточная арбитражная практика (особо отметим, что этого мнения придерживается ФАС Поволжского округа), свидетельствующая о том, что для обоснования расходов на сотовую связь детализированные счета не нужны.

Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 22 ноября 2006 г. по делу № А65-36698/05 содержится вывод о том, что требование налогового органа представить детализированный счет оператора для подтверждения экономической обоснованности расходов не основано на законе.

В постановлении ФАС Поволжского округа от 9 ноября 2006 по делу № А65-29284/2005-СА2-8 указано, что детализированный счет оператора связи не подтверждает экономическую обоснованность расходов, поскольку не раскрывает их содержание, поэтому представление такого счета для подтверждения расходов не нужно. К таким же выводам пришли и другие окружные суды (постановления ФАС Северо-Западного округа от 10 февраля 2006 г. № А42-2490/2005-29, ФАС Северо-Кавказского округа от 1 марта 2006 г. № Ф08-504/2006-240А).

Лимит расходов на пользование сотовой связью работниками организации

Лимит утверждает сама организация. Например, руководитель организации может издать приказ, в котором будут указаны:
• предельный размер расходов на каждого работника в месяц в соответствии с выполняемыми функциями;
• порядок оплаты (возмещения) работником расходов, осуществленных сверх лимита (например, сумма сверх лимита вносится работником в кассу или удерживается из его зарплаты).

По мнению Минфина РФ, полученное организацией возмещение сверхлимитных расходов от работника должно включаться в состав доходов от реализации. Расходы на сотовую связь в пределах лимита учитываются для налогообложения по мере их осуществления (при условии оформления всех необходимых документов), а расходы сверх лимита – только после того, как работник возместит организации указанные затраты (письмо Минфина РФ от 27 июля 2006 г. № 03-03-04/3/15).

На наш взгляд, с таким порядком отражения доходов и расходов согласиться нельзя.

Во-первых, сумма возмещения сверхлимитных затрат на сотовую связь, получаемая от работников, по сути, является компенсацией. Доходом от реализации она не является, как, впрочем, не является и расходом, связанным с производством и реализацией в контексте главы 25 Налогового кодекса РФ. Поэтому такая компенсация ни в налоговом, ни в бухгалтерском учетах не должна учитываться ни в доходах, ни в расходах. В бухгалтерском учете используется счет 73 «Расчеты с работниками по прочим операциям» или счет 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

Во-вторых, спорным является то, что сверхлимитные суммы всегда должны погашаться работниками. Ведь далеко не всегда сотрудники организации «виноваты» в превышении лимита.

Например, перерасход может произойти из-за того, что оператор связи повысил расценки. В этом случае приходится пересматривать максимальный размер расходов на мобильную связь.

Или менеджер, находясь в командировке, созванивался с руководством, чтобы согласовать условия заключаемого договора, и осуществил перерасход лимита. В таком случае затраты, превышающие лимит, тоже можно считать производственной необходимостью и признать их в расходах, не требуя возмещения от работников. Для этого необходимо обосновать и зафиксировать такой факт, например, в бухгалтерской справке, составленной на основании служебной записки лица, ответственного в организации за оформление документов по услугам связи.

Обратите внимание на важный момент: установление организацией лимитов на служебные переговоры не освобождает ее от необходимости контролировать производственную направленность расходов, даже если работник уложился в лимит. В противном случае спор с налоговыми органами неизбежен.

Другие доказательства производственного характера «мобильных» разговоров

К таким доказательствам можно отнести следующие:
• письменное распоряжение руководителя (служебное задание) сделать звонки и отчет сотрудника-исполнителя о его результатах в письменной форме;
• перечень абонентов, с которыми велись переговоры по служебному мобильному телефону, и цель этих переговоров;
• отчет о проводимом в рамках маркетинговой политики маркетинговом исследовании рынка сбыта, в том числе и с помощью телефонных переговоров;
• распорядительные документы, указывающие на закрепление за конкретными сотрудниками организации служебных обязанностей по осуществлению телефонных переговоров с организациями - потенциальными заказчиками товаров (работ, услуг).

Комментирует чиновник

Вячеслав Анатольевич Антропов, начальник отдела налогообложения прибыли УФНС России по Самарской области.

- Ни в одном документе не написано, что именно налоговый инспектор вправе затребовать от организации в качестве дополнительных доказательств «служебного» характера мобильных звонков. Поэтому все решается исходя из конкретной ситуации. Для одного инспектора достаточным окажется расшифровка оператора связи. Если цифра затрат на мобильную связь покажется инспектору слишком высокой, то ничто не мешает ему сделать несколько контрольных звонков и установить, куда именно звонили из организации и есть ли хозяйственные связи между абонентами.

Иногда организации изначально пытаются завуалировать частные звонки следующим образом: в расшифровке делаются соответствующие пометки, что отдельные звонки (как правило, их очень немного) относится к личным и потому соответствующая часть не относится на расходы. Для одного инспектора этого окажется достаточным, а более дотошный все равно перепроверит предоставленную информацию.

Использование телефонных карт и карт экспресс-оплаты

При таком способе расчетов за услуги связи необходимо учитывать следующее. По Правилам оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. № 310, карта оплаты услуг телефонной связи – средство, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугами телефонной связи инициировать вызов, идентифицировав абонента и (или) пользователя перед оператором связи как плательщика.

Иначе говоря, карта экспресс-оплаты – это авансовый платеж за еще не оказанные телефонные услуги. Поэтому сама по себе карта не является первичным документом, которым можно подтвердить понесенный расход. Кроме того, карта экспресс-оплаты позволяет определить только размер понесенных затрат, но не доказать производственную направленность фактически произведенных телефонных разговоров. Расход у организации-налогоплательщика появится, когда сотрудник по активированной карте начнет осуществлять звонки. При этом необходимым условием учета расходов будет наличие вышеперечисленных документов.

Комментарий редакции

В отношении карт экспресс-оплаты позиция Минфина РФ несколько смягчилась. Если раньше финансовое ведомство однозначно считало, что такие расходы в целях налогообложения учитываться не могут, то теперь чиновники такую возможность дают, правда, в исключительном случае. Например, работник был в командировке, у него закончились деньги, а ему нужно было срочно позвонить, и он приобрел карту экспресс-оплаты. В отчете о командировке этот работник должен подробно описать сложившуюся ситуацию (письмо Минфина РФ от 31 мая 2007 года № 03-03-06/1/348). Материал на эту тему читайте в журнале «Главбух» (2007 г., № 13, стр. 33).

Расходы на оплату переговоров по сотовому телефону в нерабочее время

Существует множество причин сделать служебный звонок во внерабочее время: необходимость в телефонных переговорах для производственных нужд не ограничивается режимом работы организации, например, с 9 до 18 часов. Организация функционирует как до, так и после этого времени. Ее сотрудники могут приходить на работу раньше и уходить позже, некоторые выходят на работу в выходные и праздничные дни, другие выполняют трудовые обязанности после рабочего дня. Звонок может быть необходим, когда работник находится в отпуске или на больничном и т. д.

Налоговики, как правило, отказывают налогоплательщикам в учете таких затрат, не признавая их экономически обоснованными. Их подход основан на временном критерии: для производственных нужд звонки могут осуществляться только в рабочее время.

Однако критерий времени не может быть положен в основу определения цели и содержания телефонного разговора: служебный звонок может быть произведен в нерабочее время, равно как и телефонный разговор личного содержания может быть сделан в пределах установленной трудовым законодательством продолжительности рабочего дня.

По мнению Минфина РФ, для подтверждения служебного характера разговоров по сотовому телефону разделение времени на рабочее и нерабочее не является главным. Так, в случае ведения телефонных переговоров по сотовой связи в производственных целях во время нахождения сотрудника на отдыхе, в том числе в официально установленные выходные и праздничные дни и в период отпуска, затраты на оплату услуг сотовой связи также могут признаваться расходами. При этом такие расходы должны подтверждаться указанными выше документами. Критерием их экономической обоснованности для целей налогообложения будет являться то, что в должностной инструкции данного работника установлена обязанность использования сотового телефона в служебных целях (письмо Минфина РФ от 7 декабря 2005 № 03-03-04/1/418).

Арбитражная практика по этому вопросу в основном складывается в пользу налогоплательщиков (постановление ФАС Московского округа от 31 мая 2006 г. № КА-А41/4511-06).

Комментирует чиновник

Вячеслав Анатольевич Антропов, начальник отдела налогообложения прибыли УФНС России по Самарской области.

- Конечно, нельзя «привязывать» служебные звонки к рабочему времени организации (особенно учитывая размеры России). Всем нам приходится решать служебные вопросы и за пределами рабочего времени.

Так что главным остается установление списка сотрудников, которым необходима сотовая связь для выполнения служебных обязанностей, и расшифровка звонков, предоставляемая оператором связи. При наличии документального подтверждения и экономической целесообразности таких затрат проблем с отнесением их на расходы быть не должно.

Кстати, спорить с налогоплательщиками в арбитражном суде на эту тему нам приходится все реже. В этом году было не более двух-трех подобных дел.

Мнение бухгалтеров:

Наталья Юрьевна Попова, главный бухгалтер ООО «ХимДомСтандарт»

- Мы вообще не включаем в расходы затраты на мобильную связь, поскольку точно знаем, что по этому поводу возникнут споры с нашей налоговой инспекцией.

Бочкова Татьяна Федоровна, главный бухгалтер ООО «Таврида Электрик Самара»:

- Сколько бы нас ни проверяли налоговики, разногласий по поводу признания расходов на мобильную связь у нас не возникало ни разу. Дело в том, что приказом по предприятию мы установили список работников, которым необходим сотовый телефон для выполнения служебных обязанностей, и индивидуальный лимит для каждого из них. В этот список включены практически все работники предприятия. Налоговики ни разу не требовали от нас даже распечатку от оператора связи. В любом случае у нас есть веское экономическое обоснование использования мобильной связи: у нас действует специальные корпоративные тарифы, которые более выгодны, чем тарифы стационарной телефонной связи.

Наталья Александровна Чалая, главный бухгалтер ООО «Сантехжилстрой»:

- Обычное требование налоговиков – показать приказ со списком работников, пользующихся сотовой связью, и расшифровку звонков. Чтобы избежать претензий налоговиков, мы сами обрабатываем расшифровку, сразу исключая из расходов оплату тех звонков, которые были произведены за пределами рабочего времени. Такие действия наших налоговых инспекторов вполне устраивают.

Елена Николаевна Еремина, главный бухгалтер ООО «Поток 7»:

- Мы сами обрабатываем расшифровку звонков, исключая из расходов личные звонки работников. Работа кропотливая, но она себя оправдывает. Проблем с признанием этих расходов у нас не было.

Как мы видим, мнения специалистов по вопросу признания расходов на сотовую связь расходятся. Кто-то из бухгалтеров вообще предпочитает не включать данные затраты в расходы, чтобы избежать потенциальных претензий налоговиков. Но совершенно очевидно, что в тех организациях, где сотовая связь необходима многим работникам и потому затраты на ее оплату весьма существенны, надо стремиться к тому, чтобы эти затраты были учтены в расходах. Реальные возможности для этого, как показывает практика, есть. Главное – запастись необходимыми подтверждающими документами, установить адекватные лимиты и, обрабатывая расшифровку оператора связи, на всякий случай самостоятельно исключить из расходов оплату наиболее «подозрительных» (с точки зрения налоговиков) звонков.

Читайте также: