Учет алкогольной лицензии при усн

Опубликовано: 24.04.2024

Участники алкогольного рынка в текущем году столкнулись с очередными изменениями законодательства: Минфин и Росалкогольрегулирование сообщают о необходимости поштучного учета алкогольной продукции, что ведет в первую очередь к значительным изменениям в работе ЕГАИС, перестройке учета на местах. Означает ли это, что в связи с детализацией и все большей прозрачностью данных, отражаемых в системе, алкогольные декларации отменяются? Как вести бухгалтерский учет алкогольных операций и минимизировать учетные ошибки? Рассмотрим в статье.

Поштучный учет

С 1 июля 2018 года учет оборота маркируемого алкоголя ведется поштучно. Соответствующие изменения внесены в ФЗ №171, регулирующий алкогольный рынок России в настоящее время. Методика организации учета по новым правилам размещена на сайте Росалкогольрегулирования. Отменены обязательные ранее бумажные справки, сопровождающие алкогольную продукцию. Чиновники считают, что это уменьшит трудозатраты организаций по учету алкоголя.

Вопрос: Как отразить в учете торговой организации расходы по уплате государственной пошлины за продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на пять лет?
Торговая организация, осуществляющая продажу алкогольной продукции, до окончания срока действия лицензии уплатила госпошлину в размере 325 000 руб. за ее продление. В месяце уплаты государственной пошлины она подала заявление и пакет документов в лицензирующий орган.
В целях налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ

Рассмотрим, как обстоят дела на практике. Для поштучного учета необходимы:

  • увеличение количества складских работников, их обучение;
  • покупка нового оборудования и ПО, без которых учет невозможен (генерация кодов групповой тары, непрерывного сканирования бутылок у производителя, сканирование при приемке товара для продажи и т.д.);
  • доработка имеющегося ПО до требований законодательства, привлечение дорогостоящих специалистов для настройки ПО, организация хранения и корректного использования огромных информационных массивов.

Вопрос: Как вести «помарочный» учет алкогольной продукции и использовать оборудование?
Посмотреть ответ

При этом единого решения для всех участников сферы «алкогольного» бизнеса не существует: импортер алкоголя, производитель или организация, имеющая поставщиков в оптовом сегменте рынка либо в розничном – каждый столкнется с индивидуальными проблемами и будет вынужден в сжатые сроки создавать собственную систему учета. При этом ответственность за ошибки законодатель полностью возлагает на организацию, без поправок на срочность и объемность работ.

Пример: продавец алкоголя подчинился требованиям законодательства и полностью перешел на новую систему учета, понес затраты. Его партнер-поставщик не подключился к поштучному учету: отсутствуют свободные средства или процесс еще не завершен. Результатом станет возврат партии товара. Производитель вынужден организовывать учет и по бутылкам, и по групповой таре – непосредственно на конвейере, при упаковке или позже с помощью дискретного аппаратного комплекса. Импортер не сможет вести учет по групповой таре, ему нужно будет сканировать каждую бутылку при распаковке тары и самостоятельно формировать коды групповой тары, клеить этикетки на коробку заново с занесением новых данных в систему.

Внимание! Согласно ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение правил в сфере оборота алкоголя и алкогольной продукции предусмотрены штрафы на должностных лиц от 10-15 тыс. рублей и выше в зависимости от тяжести правонарушения. На организацию может быть наложен штраф от ста тысяч до полумиллиона рублей.

Декларация отменена?

Взамен нововведений, в целях облегчить учетную работу организаций законодатель отменил подачу алкогольной декларации. Однако коснулось это решение далеко не всех. Алкогольная декларация подается в случаях:

  • продажи пива, сидра, медовухи в розницу;
  • невозможности использовать интернет для учета алкоголя;
  • наличия небольшого пивного производства (до 300 000 декалитров в течение года);
  • продажи алкоголя в самолете;
  • закупки алкопродукции как сырья;
  • перевозок нефасованного алкоголя;
  • временного хранения алкоголя.

(см. ФЗ 278, ст. 1-11).

Исходя из вышесказанного следует, что декларация по ф. 11 не подается, если:

  • у организации есть доступ в интернет, она пользуется ЕГАИС;
  • организация не относится к общепиту;
  • организация осуществляет продажу крепких напитков в розницу.

Форма 12 сдается по старым правилам: все организации – продавцы пива и аналогичных напитков обязаны предоставлять отчетность. Срок декларирования– не позднее 20 числа месяца после отчетного квартала.

Бухгалтерский учет

Алкоголь отражается в учете, прежде всего, по правилам, применяемым к МПЗ согласно ПБУ 5/01. В качестве примера рассмотрим проводки, применяемые организациями-производителями алкогольной продукции.

Согласно ПБУ алкоголь в данном случае – материальные запасы, предназначенные для продажи. Он учитывается на счете 43 «Готовая продукция» или 40 «Выпуск продукции». Теоретически можно учитывать алкоголь по фактической себестоимости или по нормативной, плановой, практически почти всегда применяются нормативные (плановые) цены.

Проводки (фактическая стоимость):

  • Д43 К20 — в течение месяца готовая продукция поступает на склад.
  • Д90/2 К43 — списывается себестоимость готовой продукции.

Способ применяется крайне редко: себестоимость в процессе выпуска продукции невозможно определить по факту, лишь в конце месяца, при подсчете всех затрат (прямых, косвенных).

Проводки (плановая стоимость). Плановые показатели и сумму отклонений можно учитывать на одном счете 43:

  • Д43 К20 — в течение месяца продукция поступает на склад по учетным ценам.
  • Д90/2 К43 — списана себестоимость в конце месяца по учетным ценам.
  • Д20 К10, 70, 02 и др. затраты — в конце месяца отражены затраты на производство.
  • Д43 К20 (сторно или прямая проводка) — отклонения фактической себестоимости от плановой.
  • Д90/2 К43 (сторно или прямая проводка) — сумма отклонений в части реализованного алкоголя.

Допустимо использовать и счет 40 по следующей схеме проводок:

  • Д20 К10, 70, 02 и др. затраты — в конце месяца отражены затраты на производство.
  • Д40 К20 — зафиксирована фактическая стоимость продукции.
  • Д43 К40 — учтена продукция по плановым ценам.
  • Д90/2 К43 — списана плановая себестоимость.
  • Д90/2 К40 — учтены в себестоимости отклонения: экономия или перерасход (сторно или обычная проводка).

При учете выручки могут использоваться следующие проводки:

  • Д90/1 К62 — зафиксирована в учете выручка от продаж.
  • Д90 К68 (по субсчетам) — начисление НДС и акцизов.

По аналогии, руководствуясь ПБУ 5/01 и иными нормативными актами, учитывают алкоголь и при его оптовой или розничной продаже. В этом случае используются стандартные проводки со счетами 41,42 и корреспондирующими им счетами.

Если организация использует алкоголь в розничной торговле, например, для приготовления коктейлей, можно пользоваться и счетом 10.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация работает на УСН, вид деятельности - гостиница (пансионат без медицинских услуг). Она получила лицензию на торговлю винно-водочной продукцией.
Может ли организация применять УСН и в отношении реализации алкогольной продукции, или в отношении данного вида деятельности необходимо применять дополнительно ЕНВД?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация может применять систему ЕНВД в отношении реализации алкогольной продукции, ранее приобретенной для последующей реализации, на основе договоров розничной купли-продажи в случае реализации указанной продукции через стационарную торговую сеть с торговым залом магазина или павильона с площадью торгового зала менее 150 кв. м.
Также возможно применять систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении реализации покупной алкогольной продукции (не произведённой самостоятельно) как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки в объектах общественного питания.
Если переход на ЕНВД не входит в планы организации, реализация алкогольной продукции может осуществляться в рамках УСН.

Обоснование вывода:
С 01.01.2013 в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 346.28 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) добровольно (абзац второй пп "а" п. 22 ст. 2, пп. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными налоговым законодательством РФ.
Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться, в частности, в отношении розничной торговли. В общем случае возможны два вида розничной торговли, при осуществлении которых возможно применение системы ЕНВД.
Так, согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.
Кроме того, применение системы ЕНВД возможно через объекты стационарной торговой сети без торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети (пп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику. Указанное требование не распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Применительно к сельским поселениям стационарные торговые объекты и складские помещения должны быть общей площадью не менее 25 квадратных метров.
В Законе N 171-ФЗ понятие стационарного торгового объекта не раскрывается.
Стационарная торговая сеть определена в ст. 346.27 НК РФ как торговая сеть, расположенная в предназначенных и (или) используемых для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.
В статье 346.27 НК РФ разъяснено, что следует понимать под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, а также под объектами нестационарной торговой сети.
Под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты (абзац пятнадцатый ст. 346.27 НК РФ).
Из определения стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, следует, что указанная торговая сеть не предполагает наличие обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, тогда как п. 6 ст. 16 Закона N 171-ФЗ устанавливает требования к наличию специальных объектов и складских помещений определённой площадью.
В связи с этим использование стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, как и нестационарной торговой сети, не рассматривается в качестве оснований для применения ЕНВД при организации розничной торговли алкогольной продукцией.
Согласно абзацу двенадцатому ст. 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
При этом к розничной торговле не относятся реализация подакцизных товаров, указанных в пп.пп. 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания, газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарств.
Таким образом, к розничной торговле не относится реализация алкогольных напитков в объектах организации общественного питания, в частности в барах, ресторанах и кафе.
Для реализации алкогольной продукции через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы (магазины и павильоны), не относящиеся к объектам общественного питания, таких ограничений не предусмотрено.
В этом случае, с учётом пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, а также разъяснений контролирующих органов (смотрите письмо УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 N 16-15/064959), предпринимательская деятельность в сфере торговли алкогольной продукцией, ранее приобретенной для последующей реализации, осуществляемая на основе договоров розничной купли-продажи через магазин с площадью торгового зала менее 150 кв. м, может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.
Таким образом, реализация алкогольных напитков в торговом зале помещения (магазина или павильона), подпадающего под определение стационарной торговой сети с площадью торгового зала не менее 50 квадратных метров, может быть переведена на систему налогообложения в виде ЕНВД.
К видам деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде ЕНВД, относится оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания (пп.пп. 6, 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
В силу абзаца девятнадцатого ст. 346.27 НК РФ под услугами общественного питания понимаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 ст. 181 НК РФ.
К указанным подакцизным товарам относится алкогольная продукция (водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ).
Однако в таком контексте именно производство и реализация подакцизных товаров - основание для исключения этого вида деятельности из облагаемой по правилам главы 26.3 НК РФ (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 N 12АП-8122/14). Для реализации покупной (не произведенной самим налогоплательщиком) продукции такое ограничение отсутствует.
Иными словами, предпринимательская деятельность по реализации покупной алкогольной продукции, не произведенной самостоятельно, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки в объектах общественного питания относится к услугам общественного питания и подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД (письма Минфина России от 07.11.2014 N 03-11-11/56159, от 30.07.2009 N 03-11-06/3/199, от 16.06.2008 N 03-11-04/3/275, от 21.01.2008 N 03-11-04/3/8, от 18.01.2008 N 03-11-04/3/6).
Таким образом, может признаваться услугами общественного питания и облагаться ЕНВД в отношении такого вида деятельности сопутствующая оказанию таких услуг реализация спиртных напитков в розлив через зал обслуживания посетителей в барах, ресторанах, кафе и других объектах общественного питания при условии, что такую алкогольную продукцию произвел не сам налогоплательщик.
С учётом изложенного в зависимости от того, какими помещениями организация располагает и какие именно виды деятельности планирует осуществлять, будет зависеть возможность применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении указанных видов деятельности (до 1 января 2018 г. (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)).
В заключение напомним, что налогоплательщики, применяющие УСН и ЕНВД, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 8 ст. 346.18 НК РФ), а также имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).
Если переход на систему налогообложения в виде ЕНВД не входит в планы организации, реализация алкогольной продукции может осуществляться в рамках УСН.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

16 марта 2016 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в торговле
Фото Евгения Смирнова, Кублог

Сколько стоит лицензия на розничную продажу алкогольной продукции? Каким образом должен быть организован учет госпошлины, уплачиваемой предприятиями общепита за предоставление лицензии на осуществление розничной продажи алкоголя (продление срока ее действия)? Меняется ли порядок учета госпошлины, если в предоставлении лицензии отказано?

О лицензии для общепита

Уплата госпошлины

Отказ в предоставлении лицензии

В случае отказа уполномоченного органа в предоставлении (продлении срока действия) лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплаченная сумма государственной пошлины возврату и, соответственно, зачету не подлежит.

Других таких же примеров более чем достаточно.

Постановление от 17.12.2015 № Ф05-15369/2015 по делу № А40-135827/14

Постановление от 10.09.2014 № Ф06-15223/2013 по делу № А65-4390/2014

Постановление от 12.09.2016 № Ф07-6059/2016 по делу № А05-11152/2015

Постановление от 30.06.2016 № Ф07-4721/2016 по делу № А13-12122/2015

Постановление от 03.10.2016 № Ф08-6995/2016 по делу № А32-2892/2016

Постановление от 07.11.2014 № Ф10-3579/2014 по делу № А68-535/2014

В то же время, если, допустим, отказ спровоцирует недостоверная информация о состоянии расчетов предприятия с бюджетом, предоставленная лицензирующему органу налоговой инспекцией, оно (предприятие) может взыскать убытки в виде уплаченной госпошлины с РФ в лице ФНС. Это следует из положений ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, п. 1 ст. 35 НК РФ и подтверждается арбитражной практикой.

Постановление от 04.09.2015 № Ф03-3591/2015 по делу № А51-22862/2014

Постановление от 22.10.2014 № Ф05-9062/14 по делу № А40-110822/13 (в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.02.2015 № 305-КГ14-8579)

Постановление от 20.10.2014 № Ф09-6812/14 по делу № А60-4462/2014

Постановление АС ПО от 01.02.2016 № Ф06-5310/2015

Постановление ФАС СЗО от 31.10.2013 № Ф07-7697/2013 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано Определением ВАС РФ от 11.02.2014 № ВАС-455/14)

Постановление АС ЦО от 25.09.2015 № Ф10-4021/2014 (в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 25.01.2016 № 310-КГ15-17978)

Бухгалтерский учет

Расходы, возникающие в связи с уплатой госпошлины, являются, по сути, затратами на приобретение «алкогольной» лицензии (к ним еще может добавиться стоимость консультационных и юридических услуг, если предприятие в решении вопроса с получением лицензии прибегает к помощи сторонних лиц). Для того чтобы понять, каким образом должен быть организован учет указанных расходов, следует определиться, отвечает ли право, которое возникнет у предприятия в связи с получением лицензии, понятию актива.

В соответствии с абз. 6 п. 4 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ, вводимого в действие с 31.03.2017 Федеральным законом № 261-ФЗ, лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации при оказании услуг общепита:

  • на закупку (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки;
  • на хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке));
  • на использование для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд спиртосодержащей и иной пищевой продукции;
  • на отпуск алкогольной продукции потребителю в открытой потребительской таре или в розлив.
Ведь одним из фактов признания в отчете о финансовых результатах расходов является возникновение обязательств, не обусловленных признанием соответствующих активов (п. 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации» [2] ). Исходя из п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [3] в качестве активов в бухгалтерском балансе (и, соответственно, в бухгалтерском учете) отражаются затраты, которые, с одной стороны, произведены в отчетном периоде, а с другой – относятся к следующим отчетным периодам. Так, из МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» [4] вытекает, что лицензии могут относиться к такой категории активов, как НМА (п. 9). Но в следующем пункте содержится предостережение.

Не все статьи, указанные в пункте 9, отвечают определению нематериального актива, а именно критериям идентифицируемости, контроля над ресурсом и наличия будущих экономических выгод. Если статья, находящаяся в сфере применения настоящего стандарта, не отвечает определению нематериального актива, затраты на ее приобретение или создание собственными силами признаются в качестве расходов при их возникновении.

Понятие актива можно найти в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России [5] .


В свою очередь, считается, что актив принесет в будущем экономические выгоды организации, когда он может быть:

  • использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, предназначенных для продажи;
  • обменен на другой актив;
  • использован для погашения обязательства;
  • распределен между собственниками организации.
Как видим, ключевыми моментами для признания в бухгалтерском учете актива являются перспектива получения экономических выгод и контроль над активом. В том же МСФО (IAS) 38 (п. 17) отмечено, что к будущим экономическим выгодам, проистекающим из нематериального актива, могут относиться выручка от продажи продукции или услуг, снижение затрат или другие выгоды, возникающие от использования актива организацией. Закупка, хранение, использование и как результат продажа алкогольной продукции, законность осуществления которых зависит от наличия соответствующей лицензии, по сути, указывают на то, что лицензия может принести организации экономические выгоды. Однако есть еще один момент, касающийся контроля над ресурсом.

Согласно п. 13 МСФО (IAS) 38 организация контролирует актив, если обладает правом на получение будущих экономических выгод от лежащего в его основе ресурса, а также на ограничение доступа других лиц к этим выгодам. Наличие у предприятия общепита лицензии на розничную продажу алкогольной продукции никак не влияет на возможность осуществления такой продажи другими лицами, поэтому условие о контроле над активом не выполняется.

Следовательно, затраты в виде уплаченной госпошлины включаются в бухгалтерском учете в состав расходов (причем расходов по обычным видам деятельности) в момент их возникновения (вне зависимости от того, будет получена лицензия или нет). Для их учета следует использовать счет 44 «Расходы на продажу», предназначенный для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг (Инструкция по применению Плана счетов [6] ).

При отказе в выдаче лицензии

Если организации общепита в предоставлении лицензии откажут по вине налогового органа, что ей удастся доказать, убытки в виде уплаченной госпошлины подлежат включению в состав прочих доходов в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании (п. 7, 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации» [7] ). Если быть точнее, данный доход следует признавать на дату вступления в силу решения суда. Согласно Инструкции по применению Плана счетов поступления в возмещение причиненных организации убытков отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», в корреспонденции со счетами учета расчетов. В свою очередь, для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Налоговый учет

Если предприятие общепита применяет ОСНО и, соответственно, является плательщиком налога на прибыль организаций, государственная пошлина, как и суммы других налогов [8] , относится при исчислении указанного налога к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. При применении метода начисления датой осуществления расходов в виде сумм налогов признается дата их начисления (в нашем случае начисление проводится, по сути, в момент уплаты госпошлины) (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Подтверждение этому можно найти и у финансистов (см. Письмо от 22.05.2015 № 03‑03‑06/1/29535).

Суммы государственной пошлины, уплачиваемой за выдачу лицензии, являющейся федеральным сбором (пункт 2 статьи 8, пункт 10 статьи 13 Кодекса), учитываются в расходах единовременно в момент начисления согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 и подпункту 1 пункта 7 статьи 272 Кодекса.

При использовании кассового метода момент признания расхода тот же, поскольку в этом случае расходами налогоплательщиков будут затраты после их фактической оплаты, а расходы на уплату налогов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Если предприятие общепита применяет УСНО, вопрос об учете госпошлины в составе налоговых расходов возникает тогда, когда в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину полученных расходов. Суммы налогов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах, включены в перечень расходов «упрощенца» (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Их признание осуществляется в том же порядке, что и плательщиками налога на прибыль, использующими кассовый метод (см. п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

При отказе в выдаче лицензии

При наличии соответствующего решения суда убытки в виде уплаченной госпошлины включаются при определении базы по налогу на прибыль в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ):

– на дату вступления в законную силу решения суда – в случае применения метода начисления (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ);

– на дату получения дохода – при кассовом методе признания доходов и расходов (п. 1 ст. 273 НК РФ). Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом.

Если же предприятие общепита применяет УСНО, вне зависимости от выбранного объекта налогообложения доходы в виде сумм возмещения убытков учитываются в составе налоговых доходов кассовым методом (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Если организация общепита хочет получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, ей нужно еще до подачи необходимых документов в лицензирующий орган уплатить государственную пошлину из расчета 65 000 руб. за каждый год срока действия лицензии. Причем следует учитывать, что при отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается. В то же время, если виновником такого отрицательного результата является налоговый орган, предоставивший лицензирующему органу неверные сведения, которые и стали подовом для отказа, предприятие может потребовать возмещения убытков в виде уплаченного федерального налога.

В бухгалтерском учете уплата государственной пошлины за предоставление «алкогольной» лицензии не приводит к образованию актива, эти затраты включаются в состав расходов на дату возникновения, то есть дату уплаты. В случае отказа в выдаче лицензии и вынесения решения судом о возмещении предприятию убытков в виде уплаченной госпошлины в бухучете возникают прочие доходы на дату вступления в силу решения суда.

Соответствующие доходы и расходы формируются и в налоговом учете, если предприятие общепита применяет ОСНО или УСНО.

[1] Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

[2] Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н.

[3] Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

[4] Введен в действие на территории РФ Приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н.

[5] Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997.

[6] Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

[7] Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н.

[8] В силу п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам.

Лицензия на алкогольную продукцию — это документ, который разрешает производить, перевозить, хранить или продавать алкогольные напитки.

Её выдают на требуемый срок, минимальный по закону — 1 год, максимальный — 5 лет. Лицензия на год стоит 65 тысяч рублей.

Пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК

За рынком алкогольной продукции следит Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Оборот алкоголя фиксируется в ЕГАИС — Единой государственной автоматизированной информационной системе.

Орган, выдающий лицензию для магазинов, кафе, баров и ресторанов, зависит от региона : например, в Московской области это Министерство потребительского рынка и услуг МО, в Москве — Департамент торговли и услуг, а в Новосибирской области — Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства.

Кому нужна лицензия

Без лицензии можно продавать пиво, пивные напитки, сидр, медовуху, пуаре (сидр из груш).

Индивидуальные предприниматели — сельхозпроизводители имеют право оформить лицензию и торговать винами и игристым собственного производства. Все остальные виды алкоголя могут продавать только юридические лица и исключительно по лицензии.

Полный список услуг и типов алкогольной продукции, для которых нужно официальное разрешение, регламентирует статья 18 171-ФЗ .

Как получить лицензию на розничную продажу

Зарегистрируйте юридическое лицо

Регистрируйтесь как ООО, ЗАО или ОАО. ИП не имеет права продавать крепкий алкоголь, соответственно, не может получить лицензию.

П. 1 ст. 16 171-ФЗ

Соотнесите уставный капитал с требованиями региона

Проверьте, соответствует ли размер уставного капитала (УК) требованиям вашего региона. Например, для Москвы он должен быть не меньше 500 тысяч рублей, а в Новосибирске — не меньше 1 миллиона. Если размер уставного капитала ниже нормы, его нужно увеличить, иначе лицензию не дадут.

Требования к размеру уставного капитала в регионах

Выберите помещение и проверьте соседство

Для города общая площадь помещения и склада должна быть не менее 50 кв. м, для сельской местности — не менее 25 кв. м. Важно, чтобы помещения были в собственности, хозяйственном ведении или арендованы на срок более одного года, потому что срок аренды не может быть меньше минимального срока выдачи лицензии.

п. 10 ст. 16 171-ФЗ

Роль играет местоположение и удалённость от других зданий. Нельзя продавать алкоголь в школах, университетах, больницах, на стадионах, вокзалах и прилегающих к ним территориях (полный список указан в п. 2 ст. 16 171-ФЗ ). Какое расстояние считать прилегающей территорией, решают местные власти. Они описывают правила расчёта (по прямой или по тротуару) и метраж. Как правило, во всех регионах расстояние между школой и магазином с алкоголем не должно быть меньше 100 метров.

Перед покупкой или арендой проверьте расстояние по карте до школ, спортивных стадионов или больниц. Лучше берите с запасом. Есть риск, что здание построят позже, тогда лицензию не продлят и придётся искать новое помещение.

Зарегистрируйте магазин как обособленное подразделение

Это нужно, только если фактический адрес магазина отличается от юридического. Если вы открываете сеть, каждое заведение необходимо регистрировать как обособленное подразделение.

Оплатите госпошлину

Годовая лицензия на алкогольную продукцию стоит 65 тысяч рублей. Если хотите получить лицензию на 2 года, умножайте 65 тысяч на два — получится 130 тысяч рублей.

Если у вас сеть магазинов, можете оформить одну лицензию на все и сэкономить. Но если вдруг в одной точке лицензию отзовут, то не смогут работать и все остальные. Поэтому имеет смысл оформлять лицензию на каждый магазин отдельно.

Оплачивать пошлину можно по реквизитам в банке, в МФЦ или через Госуслуги — зависит от региона (вот пример реквизитов для оплаты в Москве). Копию документа об оплате нужно приложить к заявлению. Если в выдаче лицензии откажут, деньги за госпошлину не вернут.

Соберите документы

  • Заявление о выдаче лицензии ( шаблон заявления для подачи в Москве).
  • Копия документа об оплате госпошлины.
  • Нотариально заверенные копии или оригиналы учредительных документов организации и все документы по изменениям (если менялся устав, коды ОКВЭД или размер уставного капитала).
  • Выписка из ЕГРЮЛ с печатью, банковская справка об оплате УК, решение общего собрания участников ООО, акт оценки имущества при внесении в УК неденежных средств, документ о внесении дополнительных вкладов — всё, что покажет размер уставного капитала компании.
  • Копии листа записи ЕГРЮЛ и документа о постановке на налоговый учёт, заверенные ИФНС.
  • Документы, подтверждающие, что у вас есть помещения в собственности или договор аренды на срок не менее 1 года.

Пп. 1–4 п. 1, пп. 1–2 п. 3.2, пп. 1–5 п. 3.2-2 ст. 19 171-ФЗ

Подайте документы

Заполните заявление, соберите документы и подайте в лицензирующий орган. Способ подачи зависит от вашего региона. В Москве и Санкт-Петербурге это можно сделать через Госуслуги, МФЦ или лично. А в Новосибирске , например, только лично. Такая информация обычно есть на сайтах администрации региона.

Пройдите проверку

Получите документ

Срок выдачи лицензии — 30 дней. Вы получите либо лицензию, либо отказ, который по желанию можно обжаловать . Если понадобится дополнительная экспертиза, лицензирующий орган продлит срок выдачи ещё на 30 дней, но не больше: по закону заявление можно рассматривать максимум 60 дней.

Получает лицензию руководитель компании или сотрудник по доверенности.

Федеральным законом № 171-ФЗ «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. » для участников рынка установлена обязанность подавать декларации об обороте алкоголя.

С 2021 года Приказом ФСРАР от 17.12.2020 № 396 были утверждены новые формы отчетности для участников алкогольного рынка, в том числе организаций и ИП, продающих спиртосодержащие напитки в розницу ─ вместо формы 11 теперь форма 7, а форму 12 заменили на форму 8.

В этой статье опишем порядок декларирования: как заполнить декларацию по новым правилам, куда, в какие сроки и в каком виде сдавать документы.

Для кого обязательна сдача алкогольной декларации

Согласно Приказу № 396, отчитываться об обороте должны такие категории продавцов:

Организации, которые осуществляют продажу алкоголя:

в населенных пунктах, где нет интернета;

Для таких участников рынка предусмотрена форма 7.

Юрлица и ИП, реализующие пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху. Продавцы этих алкогольных напитков должны заполнять форму 8.

Если после отправки отчетности в ней будут обнаружены ошибки, надо сдать корректирующую отчетность с дополнениями и уточняющими сведениями.

В перечне организаций и ИП, которые должны сдавать декларации, нет продавцов маркированных алкогольных напитков. Это связано с тем, что они ведут поштучный учет алкоголя и в ЕГАИС уже есть необходимая информация о покупке и выбытии продукции.

Если магазин, кроме маркированного алкоголя продает пиво, по этой продукции надо отчитываться по форме 8.

Сроки сдачи алкогольных деклараций и корректировок к ним

Если 20-е число выпадает на выходные, последний день подачи декларации переносится на первый рабочий день после выходных.

Даты сдачи отчетности за первый ─ четвертый кварталы 2021 года

до 20 января 2022 года

до 20 января 2022 года

до 20 апреля 2022 года

В отдельных случаях декларации правят и позже установленного срока:

В обязательном порядке, когда есть предписание об устранении нарушений от ФСРАР, ее территориальных органов или региональных властей.

По решению исполнительного органа региональной власти, который занимается лицензированием и контролем розничной продажи алкоголя. Но в этом случае сначала надо подать соответствующее заявление по правилам Приложения 11 к Приказу № 396.

Куда сдавать декларации 7 и 8

Согласно п.16 Приказа № 396, формы 7 и 8 надо отправлять в органы исполнительной власти субъекта РФ по месту регистрации организации или ИП. Названия инстанций могут отличаться в разных регионах, но обычно такие органы занимаются лицензированием и контролем оборота алкоголя. Например, в Москве ─ это Департамент торговли и услуг.

Нужно ли сдавать «нулевую» декларацию?

«Нулевая» декларация ─ это отсутствие оборотов за период и остатков на начало и конец квартала. Согласно п.21 Приказа № 396, такой документ сдавать не нужно.

Порядок заполнения отчетов по формам 7 и 8

Рассказываем о правилах заполнения деклараций для розничных продавцов.

Общие требования к заполнению Алкодекларации

Данные надо предоставлять только за каждый из отчетных периодов, без нарастающего итога с начала года.

Если у ИП или организации несколько магазинов, цифры в декларации заполняют по каждому из них и подсчитывают общий итог. Также отражают данные, связанные с оборотом алкоголя, когда у компании несколько обособленных подразделений.

Остатки, закупка, реализация алкоголя и его прочие выбытие указывается в декалитрах или тоннах до третьего знака после запятой.

Титульный лист

В обеих формах титульный лист одинаковый, поэтому расскажем о нем отдельно.

ИНН организации (два прочерка и 10 цифр) или ИП (12 цифр).

КПП организации из Свидетельства постановки на учет. ИП не заполняет.

Отметить ячейку «Первичный», если декларация подается в первый раз, или «Корректирующий» для второй и последующих отправок с указанием номера корректировки в одноименном поле.

Отчетный период указывается при сдаче отчета

Отметить ячейку с номером квартала, за который сдается отчетность.

Год в формате ГГГГ.

Название органа исполнительной власти региона, который занимается лицензированием и контролем реализации алкоголя. Например, Департамент торговли и услуг города Москва.

Полное наименование организации

Название юрлица в соответствии с учредительными документами или ФИО ИП.

Адрес (место нахождения)

В соответствующих полях надо написать адрес организации или ИП:

двузначный код региона, список есть в Приложении к Приказу № 396, он соответствует общепринятому;

название города или населенного пункта;

Номер организации или ИП, по которым можно дозвониться.

Адрес электронной почты

Актуальный email организации или ИП, чтобы сообщение от проверяющих или вопросы о декларации не потерялись.

На второй странице титульного листа надо перечислить адреса всех магазинов, которые занимаются реализацией алкоголя.

Алкодекларация. Форма 7

Декларацию по этой форме заполняют розничные продавцы маркированного алкоголя в магазинах из населенных пунктах без интернета, а также общепит.

В Разделе I надо показать остатки на начало, оборот и остатки за квартал в разрезе продукции и поставщиков.

Соответствующую информацию из «Классификатора видов продукции».

С 01.01.2021 отменен старый Классификатор, утвержденный Приказом ФСРАР от 23.08.2012 № 231, а нового пока нет. Возможно, к сдаче отчетности будет принят новый нормативный документ.

Код вида продукции

Сведения о производителе/импортере

По организациям и их обособленным подразделениям ─ сокращенное название, обозначение страны из Классификатора стран мира и адрес, по российским компаниям еще ИНН и КПП.

По ИП ─ ФИО и место жительства, включая код страны из Классификатора и адрес, плюс ИНН у предпринимателей из России.

Остаток на начало отчетного периода

Количество декалитров алкоголя на начало отчетного квартала.

Поступление всего и в разрезе разных вариантов прихода

Количество закупленной продукции в разрезе поставщиков: производителей и оптовиков.

Возврат от покупателей.

Прочие поступления, которые не перечислены в других графах и излишки, выявленные при инвентаризации.

Перемещение внутри организации ─ приход от других обособленных подразделений.

Расход всего и по видам списания

Количество алкоголя, выбывшего по таким причинам:

прочее списание ─ недостачи, арестованная и конфискованная продукция, алкоголь, израсходованный на лабораторные исследования при добровольной проверке качества);

передача в другие обособленные подразделения организации.

Остаток продукции на конец отчетного периода

Количество алкоголя на конец отчетного квартала

При наличии обособленных подразделений и/или нескольких магазинов все графы заполняются по каждому из них, а потом в целом по организации или ИП.

В Разделе I надо подвести итоги объема оборота по кодам алкогольной продукции в разрезе производителей, импортеров, оптовиков, а также общий итог.

Раздел II предназначен для подробной информации о закупках.

Вид продукции и код вида продукции

Как в Разделе I

Сведения о производителе/импортере

Как в Разделе I

Сведения о поставщике продукции

Наименование организации ─ в соответствии с ее учредительными документами.

ИНН и КПП ─ указанные данные российских поставщиков, а у организаций из ЕАЭС учетный номер плательщика, бизнес-идентификационный номер или ИНН.

Вид деятельности, указанной в лицензии ─ полное название вида деятельности, написанной в лицензиях поставщиков.

Дата закупки (дата поставки поставщиком)

Дата закупки продукции, которая соответствует дате отгрузки, указанной в сопроводительных документах.

Это значит, что алкоголь, который был отгружен в последние дни квартала должен быть показан в закупке. Если этого не сделать, данные из декларации получателя не совпадут с данными из декларации поставщика.

Номера соответствующих документов.

Номер таможенной декларации

Объем закупленной продукции

Количество алкоголя, согласно указанной ТТН или таможенной декларации.

В Разделе III надо перечислить возвращенную поставщикам продукцию по таким же графам, как и в Разделе II.

Алкоделарация. Форма 8

Форма пивных деклараций во многом она похожа на форму 7, но есть два отличия:

в Разделе I, в графе «Поступления» закупку надо показать не только от производителей и оптовиков, но еще и от импортеров.

в Разделах II и III, в графе «Сведения о поставщике продукции» ничего не нужно писать про лицензию.

Порядок подачи декларации

Подавать алкодекларацию надо в электронном виде в формате xml. Версии электронных форматов постоянно меняются. Сейчас, согласно Приказу № 396, текущий номер версии ─ 4.4.

Для представления деклараций нужно:

Зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Росалкогольрегулирования, если вы этого еще не делали.

Установить сертифицированный криптопровайдер, например, VipNet CSP, КриптоПро CSP.

Установить программу для подписания и шифрования деклараций, например, КриптоАРМ 5, КриптоАРМ ГОСТ, КриптЭК.

скачать сертификат ФСРАР.

Для подписания деклараций всем организациям и ИП нужны квалифицированные электронные подписи.

Как технически заполнить декларацию

Есть три варианта:

Создать файл в формате Excel и преобразовать его в формат xml, сверяясь с форматами представления данных, установленных Приказом № 396.

При таком подходе вы потратите много сил и времени, даже если объемы оборота алкогольной продукции небольшие. Кроме этого, возможны ошибки при смене форматов.

Использовать специальные программы, в которых предусмотрены поля для ввода данных.

Такие сервисы сразу создадут файл в нужном формате, но правильность информации в декларации будет зависеть от внимательности человека, который вводит данные о поставщиках и обороте алкоголя.

Использовать товароучетный сервис, который автоматически создает алкодекларацию.

Это самый простой способ, когда не нужно тратить время на ввод данных и нет ошибок. Но чтобы сведения в декларации были правильные, мало одного товароучетного сервиса, он еще должен быть интегрирован с онлайн-кассой для торговли алкоголем.

На примере МТС Кассы поясним, откуда берется информация для автоматического заполнения документа.

Почему в МТС Кассе формируется алкодекларация с правильными данными

Товароучетный сервис интегрирован с онлайн-кассой, поэтому все продажи незамедлительно попадают в программу. Ошибки в алкодекларации исключены. К тому же файл сразу формируется в нужном формате xml.

Для У МТС Кассы и товароучетного сервиса в части работы с алкоголем есть и другие полезные возможности:

Помощь в приемке алкоголя ─ в случае расхождений между поставкой и ТТН, товароучетный сервис автоматически составит Акт расхождений или отказа. А это значит, что вы случайно не поставите на баланс лишнюю продукции или нечаянно не подтвердите документы с недостачей.

Чтобы быстрее проводить проверку ТТН, в МТС Кассе есть возможность приемки большими упаковками. А если поставщик надежный, при соответствующих настройках, ТТН можно принять без сканирования.

Автоматическое создание карточек на товары из данных ТТН ─ информация в вашем товароучетном сервисе будет совпадать с данными поставщика, и в ваших декларациях не будет расхождений.

Выравнивание остатков в ЕГАИС и магазине. Система сверяет остатки алкоголя в ЕГАИС и торговой точке, после чего автоматически создает Акты списания и Акты постановки на баланс.

Кроме этого, товароучетный сервис и кассовая программа обновляются при изменении законодательства, поэтому вы не отправите документы, в том числе декларацию, по устаревшим формам.

Здесь есть оперативная информация по остаткам и много полезных отчетов.

И еще мы оперативно информируем пользователей обо всех изменениях в требованиях ФСРАР.

Оставьте заявку, и наш специалист вам обо всем расскажет

Как подготовить заполненную декларацию к отправке?

После того как декларация будет заполнена или выгружена из товароучетного сервиса в формате xml, документ надо зашифровать и подписать, для этого:

открыть программу для подписания и шифрования деклараций, например, КриптоАРМ 5;

добавить сертификаты КЭП, ФСРАР и субъекта РФ;

зашифровать и подписать декларацию.

В результате статус файла должен стать «подписан, упакован в zip, зашифрован». Такой файл надо выгрузить на компьютер.

Что делать с готовым файлом?

После того как документ будет принят, стоит скачать «Квитанцию», которая подтвердит факт сдачи декларации.

Итоги

С 2021 года поменялись формы декларации: формы 11 и 12 заменили соответственно на формы 7 и 8. Подачу декларации надо проводить ежеквартально: отчетные даты ─ 20-е числа месяцев, следующих за отчетными кварталами.

В декларациях показывают оборот алкоголя итого, а также в разрезе видов и кодов продукции, производителей, поставщиков, торговых точек и обособленных подразделений.

Чтобы не тратить время на составление декларации и исправление ошибок, лучше использовать в работе с алкоголем решение, когда онлайн-касса подключена к товароучетному сервису и остатки алкоголя пересчитываются после любой операции.

Отправка документов должна производиться только в электронном виде в формате xml через личный кабинет на сайте ФСРАР. В бумажном виде сдавать декларации не надо.

Есть вопросы? Оставьте заявку на консультацию.

Читайте также: