Разработка паспорта отходов расходы при усн

Опубликовано: 02.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика УСН

Индивидуальный предприниматель арендует заправку у частного лица и занимается розничной продажей ГСМ (бензин, дизтопливо). ИП применяет упрощенную систему налогообложения (объект "доходы минус расходы").

1. Стоимость оплаты за негативное воздействие на окружающую среду была отнесена предпринимателем на расходы согласно п. 7 ст. 254 НК РФ как платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду. Правильно ли это?

2. В 2007 г. предпринимателю пришлось заключить договор на разработку нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, оформление паспортов опасных отходов и оплатить эти расходы. Можно ли провести указанные затраты как материальные расходы по ст. 254 НК РФ?

1. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы согласно перечню, установленному п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. По общему правилу расходы налогоплательщиков, применяющих "упрощенку", признаются после их фактической оплаты (ст. 346.17 НК РФ).

Указанный перечень расходов является закрытым и не включает такого показателя, как плата за негативное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем согласно подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ одним из видов расходов, учитываемых при применении "упрощенки", являются материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

К материальным расходам, учитываемым в целях налогообложения, относятся, в частности, платежи налогоплательщика за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ),

То есть платежи за загрязнение окружающей природной среды могут приниматься у плательщиков единого налога при "упрощенке" в составе материальных расходов (см. письмо Минфина России от 17.05.2005 № 03-07-03-04/20). При этом налогоплательщик может уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Так, п. 4 ст. 270 НК РФ запрещает учитывать в расходах плату за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Поэтому при исчислении единого налога налогоплательщики могут учесть в расходах плату за загрязнение окружающей природной среды только в пределах установленных нормативов (см. письмо Минфина России от 21.03.2007 № 03-06-06-04/1).

2. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяется Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461. Так, согласно п. 4 указанного Постановления индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании методических указаний Министерства природных ресурсов РФ разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства природных ресурсов РФ.

Таким образом, законодательством РФ прямо предусмотрена обязанность организации (предпринимателя) разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов. При этом расходы, связанные с оформлением соответствующих документов, являются необходимым условием осуществления налогоплательщиком хозяйственной деятельности.

По мнению Минфина России, расходы организации (предпринимателя) на разработку в соответствии с требованиями Ростехнадзора проекта документации, необходимой для расчета платы по загрязнению окружающей среды, могут быть признаны в целях налогообложения.

"Упрощенцы" могут учесть такие затраты в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), которые принимаются согласно подп. 6 п. 1 т. 254 НК РФ как затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями (см. письмо Минфина России от 20.02.2006 № 03-11- 04/2/46).

При этом Минфин обращает внимание налогоплательщиков на то обстоятельство, что для соблюдения требования о документальном подтверждении произведенных затрат (ст. 252 НК РФ) все документы должны быть оформлены в соответствии с порядком, предусмотренным нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти.

И. Горшкова, ведущий эксперт АКДИ "ЭЖ", член Палаты налоговых консультантов

Елена Тарасова

Все расходы, которые можно учесть при УСН «доходы минус расходы», перечислены в ст. 346.16 НК РФ. Но кроме списка разрешённых расходов, нужно знать правила их признания. Из-за обобщённых и размытых формулировок упрощенцы сталкиваются со множеством неурегулированных ситуаций, в которых цена ошибки — доначисление налога, пени и штрафы. Разберемся с правилами учёта расходов, в признании которых часто встречаются ошибки.

  • Расходы на борьбу с коронавирусом
  • Расходы на переподготовку кадров
  • Расходы на компенсацию за использование личного автомобиля
  • Расходы на объекты интеллектуальной собственности
  • Расходы на внутренний туризм и отдых сотрудников

Расходы на борьбу с коронавирусом

Это новый вид расходов, который появился в 2020 году. В связи с ним п. 1 ст. 346.16 НК РФ в апреле дополнили пп. 39, который позволяет учесть на упрощёнке следующие расходы:

  • на покупку спецодежды, масок и перчаток для сотрудников;
  • покупку санитайзеров, термометров, лабораторного оборудования, обеззараживающих приборов;
  • дезинфекцию помещений.

Внимание! Работодатели, которые за свой счёт тестировали сотрудников на коронавирусную инфекцию COVID-19 и антитела к ней, не могут учесть эти расходы при расчёте налога на УСН (Письмо Минфина от 23.11.2020 № 03-11-06/2/101770).

Расходы на подготовку и переподготовку кадров

При расчёте налога на УСН можно учесть расходы на обучение, если они соответствуют следующим требованиям (пп. 33 п.1 ст. 346.16 НК РФ):

  1. На обучение отправили сотрудников налогоплательщика (письмо Минфина от 09.08.2013 № 03-11-11/167).
  2. У образовательного учреждения есть лицензия.
  3. Договор заключён между образовательным учреждением и работодателем. Оплату по договору, оформленному на сотрудника, учесть в расходах нельзя (письмо Минфина от 19.01.2018 № 03-03-06/1/2614).

Расходы на обучение должны быть экономически обоснованы. Это значит, что обучаемый сотрудник должен применять полученные знания на своём рабочем месте. Например, организация оплатила курсы английского языка. По запросу налоговой, возможно, придётся пояснить, как работники будут использовать полученные знания. Если для общения с иностранными клиентами или подготовки документов, то расход обоснован. А если курсы задумывались как способ повысить привлекательность компании как работодателя, затраты нельзя включать в расходы.

Расходы на компенсацию за использование личного автомобиля

Основная трудность в учёте компенсаций за использование личного транспорта — правильное документальное оформление. Если выплачивать деньги без обоснования, возможны проблемы не только с расходами при УСН, но и с НДФЛ и страховыми взносами. Чтобы избежать ошибок, необходимо сделать следующее:

  1. С каждым сотрудником, получающим компенсацию, оформить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 188 ТК РФ).
  2. В соглашении закрепить порядок расчёта суммы компенсации, расход ГСМ (например, 5.5 л на 100 км).
  3. Продумать систему учёта использования автомобилей в служебных целях. Это могут быть путевые листы на поездки, общая ведомость учёта, в которой отражается дата, время убытия и прибытия, куда поехал, количество проеханных километров. Цель учёта — обеспечить возможность в конце месяца понять, сколько километров сотрудник проехал в служебных целях.
  4. Собрать чеки на ГСМ.

Если всё оформлено верно, с выплаченных компенсаций не придётся платить НДФЛ и страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, письмо Минфина от 06.12.2019 № 03-04-06/94977, письмо ФНС от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@).

Для целей налогообложения можно учесть расходы на компенсацию использования личного транспорта только в пределах норм (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92):

  • 1200 рублей в месяц для автомобилей с рабочим объёмом двигателя до 2 000 куб. см.;
  • 1500 рублей в месяц — для автомобилей с двигателем более 2000 куб. см.

По мнению Минфина, в этот норматив входят ГСМ, ремонт, парковка и прочие расходы. Поэтому даже если вы установили ежемесячную компенсацию в большем размере, в расходах при УСН можно будет учесть только сумму в пределах лимита.

Расходы на объекты интеллектуальной собственности

Объекты интеллектуальной собственности перечислены в ст. 1225 ГК РФ. Это программы для ЭВМ, товарные знаки, аудиовизуальные произведения, полезные модели, базы данных и другое. Метод учёта затрат зависит от того, в какую статью НК РФ включен тот или иной объект.

  1. Нематериальные активы, которые будут использоваться более 12 месяцев (пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). После оплаты их можно включать в расходы равномерно, по отчётным периодам, до конца года, в котором был приобретён нематериальный актив (п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Например, вы купили товарный знак за 100 000 рублей в феврале 2021 года и оплатили в этом же месяце. В течение четырёх кварталов года, нужно будет учитывать в расходах по ¼ суммы — по 25 000 рублей. Еще один товарный знак за 100 000 рублей купили в июле. Его стоимость будет учтена в расходах в третьем и четвёртом кварталах по ½ от стоимости — по 50 000 рублей.
  2. Объекты интеллектуальной собственности, перечисленные в пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ — исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, ноу-хау, топологии интегральных микросхем и права на их использование на основании лицензионного договора. Такие расходы можно учесть сразу в полной сумме.

Нередко приобретённый объект интеллектуальной собственности подпадает под оба пункта одновременно. Допустим, вам нужно учесть расходы на покупку базы данных, которая будет использоваться более 12 месяцев. Получается, можно применить как пп. 2 п. 1 ст. 346.16, так и пп. 2.1 п.1 ст. 346.16. В таких случаях выгоднее использовать пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 и списать в расход всю сумму сразу. А если приобретаете исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, которые не упомянуты в пп. 2.1 п. 1 ст. 346.16, то тогда следует использовать только пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В отдельный пп. 19 п. 1 ст. 346.16 выделены расходы на приобретение неисключительных прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, а также их обновление по договорам с правообладателем. Если вы используете Норматив или Экстерн, то расходы на их приобретение и обновление учитывают по правилам пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ — в полной сумме после оплаты.

Расходы на внутренний туризм и отдых сотрудников

Оплату путёвок для сотрудников включают в состав расходов на оплату труда, перечисленных в ст. 255 НК РФ. Эти правила распространяются и на УСН, поэтому упрощенцы могут уменьшить налоговую базу за счёт расходов на внутренний туризм и отдых своих работников. Но есть несколько условий:

  1. Максимальный размер расходов — 50 000 рублей на человека (п. 24.2 ст. 255 НК РФ). Это значит, что если путёвка взрослого стоит 65 000 рублей, а ребёнка 30 000, то в расходы пойдёт 80 000 рублей, а не 95 000 рублей.
  2. В расходы можно включить не только стоимость путёвки для работника, но и для членов его семьи.
  3. Распространяется только на поездки по России.
  4. Это должен быть комплексный турпродукт — путёвка, которая куплена у туроператора. В неё могут входить проезд, проживание, питание, экскурсии, страховки и другое, но это должен быть единый пакет услуг по договору между туроператором или турагентом и работодателем.

С 01.01.2022 вступают в силу поправки в НК РФ, разрешающие работодателю учитывать расходы на санаторно-курортное лечение работников по прямому договору с санаторием, а также компенсировать затраты работников и членов их семей (Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ).

Есть лимит включения таких расходов в налоговую базу (п. 16 ст. 255 НК РФ). Совокупные социальные расходы организации, например, на медицинские страховки для сотрудников и расходы на внутренний туризм, не могут превышать 6 % от ФОТ работодателя.

Елена Тарасова, юрист, налоговый консультант
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор-эксперт

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


В данной статье мы рассмотрим порядок принятия в учете индивидуальными предпринимателями, применяющими «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», затрат, связанных с вывозом отходов производства и потребления.

Виды отходов

Отходы – это остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. Такое определение дано в п. 3.1 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенном постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001).

Различают отходы производства и отходы потребления.

Отходы производства – это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве (п. 3.11 ГОСТа 30772-2001).

Отходы потребления – это остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа (п. 3.12 ГОСТа 30772-2001). Речь идет в основном о твердых, порошкообразных и пастообразных отходах (мусоре, стеклобое, ломе, макулатуре, пищевых отходах, тряпье и др.), образующихся в результате жизнедеятельности людей. Кстати, в последние годы к отходам потребления относят не только отходы от домовладений (их еще называют твердыми бытовыми отходами – ТБО), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Для указанных отходов часто используется термин «муниципальные отходы».

В свою очередь отходы производства и потребления делят на используемые и неиспользуемые.

Используемые отходы – отходы, которые используют в качестве сырья (полуфабриката) или добавки к ним для выработки вторичной продукции или топлива (п. 3.13 ГОСТа 30772-2001). В состав указанных отходов входят возвратные отходы, которые потребляются повторно без дополнительной обработки как сырье при производстве той же продукции.

Неиспользуемые отходы – отходы, которые в настоящее время не могут быть использованы либо их использование экономически, экологически и социально нецелесообразно (п. 3.14 ГОСТа 30772-2001).

Все отходы в зависимости от общих признаков делят на следующие виды: бытовые, пищевые, биологические, безопасные/опасные, химические, токсичные и т.п.

Отходы производства и отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством (п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Обращение с отходами

Процессы обращения с отходами включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичную обработку (сортировку, дегидрацию, нейтрализацию, прессование, тарирование и др.), транспортировку, вторичную переработку (обезвреживание, модификацию, утилизацию, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание. На это указано в п. 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 (далее – СанПиН 2.1.7.1322-03).

Временное хранение

Допускается временное складирование отходов производства и потребления, которые не могут быть утилизированы на предприятиях (п. 2.4 СанПиН 2.1.7.1322-03).

Хранение отходов на производственной территории предназначается для их селективного сбора либо для использования в последующем технологическом процессе с целью обезвреживания, частичной или полной переработки и утилизации на вспомогательных производствах (п. 3.3 СанПиН 2.1.7.1322-03).

При временном размещении отходов следует соблюдать требования, прописанные в СанПиН 2.1.7.1322-03. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходы хранят (п. 3.4 СанПиН 2.1.7.1322-03):

  • в производственных или вспомогательных помещениях;
  • в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
  • в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
  • в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
  • на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

Транспортировка и утилизация

Транспортирование отходов – это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах. Данное определение содержится в абз. 17 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Транспортирование отходов, их сбор, накопление, использование, обезвреживание и размещение рассматриваются как деятельность по обращению с отходами (абз. 3 ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяют на 5 классов опасности (ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ). Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786. При этом деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности подлежит лицензированию (подп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека (п. 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03).

Несанкционированные свалки

В настоящее время повсеместно встречаются несанкционированные свалки. Данный факт – результат неправомерных действий лиц, осуществляющих деятельность по сбору и транспортировке отходов в место их утилизации. В связи с этим были разработаны Методические рекомендации по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов (далее – Рекомендации). Указанные рекомендации размещены на официальном сайте Росприроднадзора ( http://rpn.gov.ru) в подразделе «Методические документы» раздела «Документы». Вопрос сбора и удаления твердых бытовых отходов также остается нерешенным, поскольку сбор отходов в сельских населенных пунктах практически не организован, вследствие чего вокруг них продолжают образовываться новые несанкционированные свалки.

Нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в несанкционированном размещении ТБО, возможно квалифицировать по следующим составам правонарушений: ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6, ч. 2 ст. 8.7, ч. 2 ст. 8.12, ч. 1 ст. 8.13, ст. 8.19, ч. 2 и ч. 3 ст. 8.31, ст. 8.39 или ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. На это указано в п. 3 Приложения к Рекомендациям. Материалы по факту выявленных нарушений могут быть переданы в Россельхознадзор, в органы государственного лесного надзора либо в прокуратуру. Если в процессе рейдовых мероприятий обнаружены факты хранения, захоронения или иного обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с несоблюдением установленных правил и эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, то это уже уголовно наказуемое преступление. Данный вывод следует из п. 5 Приложения к Рекомендациям.

Порядок принятия расходов к учету

В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе уменьшить полученные доходы на расходы по вывозу твердых бытовых отходов. Указанный подпункт, судя по определению ТБО, предусмотренному ГОСТом 30772-2001, касается только расходов на вывоз отходов потребления, возникающих от домовладений. Так что учесть расходы на транспортировку ТБО вправе лица, обслуживающие домовладения.

Здесь не лишним будет напомнить, что согласно п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. они должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Если же говорить о вывозе мусора и отходов производства, то тут не все так однозначно.

Уже давно (еще до введения в 2008 году подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) чиновники утверждают, что расходы по оплате услуг организаций по вывозу мусора и услуг по уборке территории не могут быть учтены при налогообложении. Такой вывод содержится в следующих письмах Минфина России: от 09.04.2007 № 03-11-04/2/95, от 10.01.2006 № 03-11-04/2/1 и от 16.08.2005 № 03-11-04/2/49.

По нашему мнению, здесь есть некоторая нелогичность. К примеру, в том же письме финансистов от 16.08.2005 № 03-11-04/2/49 сказано, что согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы по оплате услуг городского центра дезинфекции относятся к расходам по техническому обслуживанию основных средств. Поэтому такие затраты на основании подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ могут быть учтены в составе материальных расходов. Обычному человеку, далекому от разъяснений Минфина, понять, чем в налоговом учете при УСН различаются услуги дезинфекции от услуг транспортировки мусора, практически невозможно.

Тем не менее не все так безнадежно. Дело в том, что арбитры не раз подтверждали правомерность учета затрат на вывоз мусора и твердых бытовых отходов, объясняя это тем, что указанные расходы связаны с производственной деятельностью. Ведь обязательный сбор и вывоз отходов производства и потребления предусмотрены п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ).

Суды установили, что затраты на оплату услуг по вывозу твердых бытовых отходов были обоснованно включены в расходы по УСН. Ведь обязательный сбор и вывоз мусора и бытовых отходов предусмотрен Законом № 52-ФЗ. При этом согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями.

Данный вывод содержится в следующих постановлениях ФАС: Уральского округа от 02.06.2009 № Ф09-3456/09-С2, Северо­Кавказского округа от 10.11.2008 № Ф08-6700/2008, Поволжского округа от 17.10.2006 по делу № А65-2926/2006-СА2-9, Восточно­Сибирского округа от 15.01.2007 № А19-14377/06-40-Ф02-7162/06-С1.

Кстати, кроме твердых отходов, могут образоваться еще жидкие производственные отходы. По нашему мнению, транспортировку жидких отходов также можно отнести к услугам производственного характера, которые отражают в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ как материальные расходы. Ведь обязанность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению производственных отходов всех видов предусмотрена в ст. 22 Закона № 52-ФЗ. Сразу скажем, что налоговикам данный вид расходов вряд ли понравится.

Исходя из абз. 3 ст. 1 Закона № 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Между тем, согласно подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, на ЕНВД переводится, в частности, предпринимательская деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Поэтому если индивидуальный предприниматель оказывает услуги по вывозу ТБО в рамках отдельно заключенных договоров на оказание транспортных услуг и при этом никакой иной деятельности в сфере обращения с отходами не осуществляет, то указанная деятельность может быть переведена на ЕНВД. Данный вывод прозвучал в письмах Минфина РФ от 29.12.2011 № 03-11-06/2/187 и от 31.03.2011 № 03-11-11/78. В свою очередь если предпринимательская деятельность по транспортировке ТБО является составной частью деятельности в сфере обращения с отходами, то налогообложение производится в соответствии с УСН или ОСН (письма Минфина РФ от 12.08.2011 № 03-11-11/206 и от 17.09.2010 № 03-11-11/245).

Обращаем ваше внимание, что ранее чиновники утверждали: вывоз отходов в места утилизации относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к оказанию услуг по перевозке грузов. На это указано в письмах Минфина РФ от 16.06.2009 № 03-11-06/3/166, от 11.02.2009 № 03-11-11/19 и от 10.02.2009 № 03-11-09/43.

Также смотрите статью «ЕНВД: автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» на стр. 30 журнала № 8’ 2010

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНО ОФОРМИТЬ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОТХОДОВ

Источник:http://www.ecoindustry.ru/news

Вопрос:
На предприятии образуются отходы: аккумуляторы отработанные с неслитым электролитом, покрышки отработанные с металлическим кордом, отработанные моторные масла. Сейчас сдаем их на переработку в специализированные организации. Выходит довольно дорого. Можно ли продавать аккумуляторы частным лицам-скупщикам, которые не имеют лицензий?
Можно ли использовать моторные отработанные масла - на смазку деталей и узлов в технике? Лицензии на использование не имеем. Отработанные покрышки хорошо разбирает население на канализацию - можно ли передавать им? Какие документы должны быть у нас оформлены при передаче аккумуляторов, покрышек, использовании масла?

Ответ:
Указанный в вопросе перечень действий допустим, если аккумуляторы, отработанные масла и покрышки будут документально относиться к побочным продуктам, а не к отходам.
Для реализации ресурсов как побочных продуктов, необходимо иметь Технические условия на эти продукты.
Если моторные отработанные масла документально являются отходом (информация о ресурсе включена в ПНООЛР), то для использования отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике необходимо получить лицензию на обращение с отходами.
Продажа/передача отходов физическим лицам не допустима. Допустима продажа/передача отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Для получения более подробных разъяснений см. обоснование.

Обоснование:
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ):
- отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.

Материальный объект обретает статус "отхода производства" тогда, когда сведения о нем включаются самим хозяйствующим субъектом в паспорт отхода и в проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов конкретного предприятия при их разработке.

Из условий Вашего вопроса мы поняли, что аккумуляторы и покрышки, образующиеся у Вас на предприятии, являются документально отходами и информация по данным отходам занесена в ПНООЛР.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (ст.1 Федерального закон от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (ст.1 Федеральный закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Повторное использование моторных отработанных масел в качестве смазки деталей и узлов в технике является утилизацией.

Таким образом, в случае, если Вы повторно применяете отходы моторных отработанных масел, то Вам нужна на данный вид деятельности соответствующая лицензия.

Продажа/передача отходов I-IV классов опасности допустима юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на данный вид деятельности.

Продажа/передача отходов I-IV классов опасности физическим лицам не допустима.

Также существует иной способ реализации аккумуляторов, масел и покрышек:
Побочный продукт - дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

Примечание - Побочный продукт не является отходом (ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения").

Определение вторичного сырья регламентируется ГОСТ Р 54098-2010 "Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения" (далее - ГОСТ Р 54098-2010).

Если Вы действительно документально определили категорию ресурса как "побочный продукт", то действия, связанные с его обращением, не будут попадать под действие природоохранного законодательства.

Следовательно, если аккумуляторы, масла и покрышки будут классифицированы Вами как побочный продукт, их можно будет продавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям без наличия у них на это соответствующей лицензии.

Продажа физическим лицам побочных продуктов также допускается.

Обращаем Ваше внимание, что необходимо наличие технических условий (далее – ТУ) для подтверждения того, что в результате применения определенной в ТУ технологии из отхода была получена вторичная продукция.


7 МИН

Как ИП сэкономить на УСН «доходы минус расходы»

Упрощённая система налогообложения (УСН, «упрощёнка») — самый популярный налоговый режим для малого бизнеса. Уже по названию понятно, что этот форма существенно упрощает жизнь предпринимателя. А на УСН «доходы минус расходы» можно ещё и экономить. Рассказываем как.


УСН подходит практически всем ИП. Один налог заменяет сразу три: на имущество, на прибыль и НДС. А отчитываться нужно всего раз в год.

УСН бывает двух видов. В первом объектом налогообложения выступают доходы ИП. Ставка в этом случае — 6 %. Во втором виде для расчёта используют разницу доходов и расходов. Процентная ставка налога — от 5 до 15 %. Точную цифру определяет региональное законодательство.

Первое, что должен просчитать предприниматель — выгодность налогового режима. Если расходы вашей компании превышают доходы на 60 %, то «доходы минус расходы» — идеальный вариант. Если же расходы ниже, то эта налоговая система невыгодна, лучше выбрать УСН «доходы» и платить 6 %.

Если ИП использует УСН «доходы минус расходы», сумма налога не может быть ниже 1 % от общей суммы доходов: это минимальная ставка. Даже если год был убыточным, выплачивать налог всё равно придётся.

Как рассчитать УСН «доходы минус расходы»

Для расчёта потребуются два показателя: доходы и расходы. Доходы — это поступления от предпринимательской деятельности.

Расходы должны соответствовать ряду условий, указанных в статье 346.16 Налогового кодекса РФ.

Они должны быть экономически обоснованы, то есть направлены на получение дохода в рамках видов деятельности бизнеса. Расходами не будут считаться покупка шубы для руководителя или мягкой игрушки для ребёнка сотрудника

Нужны документы, подтверждающие расходы: кассовый чек, платёжное поручение, накладная, акт выполненных работ и так далее

Расходы должны быть закрытыми: оплачено то, что вы получили в полной мере, предоплата за услугу или продукт расходом не считается

Как обосновать спорные расходы

Некоторые траты имеют спорный характер. К примеру, мобильный телефон мог быть куплен как для рабочих нужд, так и для личного пользования. В этом случае бухгалтеры рекомендуют прикладывать к отчёту о расходах пояснительную записку с подробным описанием, для чего и кем используется этот телефон, а также копию технического паспорта, где указана область использования. Не лишними будут выпущенный перед покупкой приказ (распоряжение) об использовании телефона и соглашение о передаче имущества сотруднику.

Не исключено, что налоговая служба не согласится с некоторыми расходами и пояснительные записки не смогут убедить сотрудников ФНС в правомерности трат. Сумма непризнанных расходов будет добавлена в налогооблагаемую базу, сумма доходов возрастёт, а значит, увеличится и сам налог.

Если налог не будет уплачен в нужное время, согласно п. 4 ст. 75 НК РФ , придётся платить пени 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Для ООО с 31 дня просрочки ставка увеличивается до 1/150. За неоплаченный итоговый налог предприятие получает штраф 20 % от суммы неуплаты ( ст. 122 НК РФ ). А если ФНС сочтёт, что просрочка была допущена умышленно, штраф вырастет до 40 %.

В случае неуплаты налоговая служба может выставить требование к счёту компании в банке либо взыскать задолженность через судебных приставов. Чтобы оспорить требования налоговой, нужно обратиться с иском в арбитражный суд.

Что может снизить сумму налога на УСН «доходы минус расходы»

Страховые взносы

ИП выплачивает фиксированные страховые взносы. На УСН «доходы минус расходы» они включаются в состав расходов и уменьшают налогооблагаемую базу. Важно выплачивать взносы до 31 декабря, когда кончается налоговый период. Если делать это ежеквартально, потом можно будет пересчитать годовой налог в сторону уменьшения и либо вернуть оставшиеся при перерасчёте деньги, либо оставить их в счёт дальнейших налоговых выплат.

Убытки

Если ранее компания терпела убытки, то можно уменьшить налогооблагаемую базу на их сумму. Прошлый год был убыточным — в следующем году вычитайте убыток из доходов. Специально доказывать эту строчку «расходов» не придётся, она отражается в книге учёта доходов и расходов (КУДиР) и в налоговой декларации. Но если текущий период снова прошёл без прибыли, учитывать прошлогодние убытки нельзя.

Личное имущество

Личное имущество также может помочь в экономии на «упрощёнке». В бухгалтерском учёте есть понятие «основные средства» — это материальные объекты стоимостью более 100 тысяч рублей с учётом издержек на приобретение, которые нужны компании для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд ( п. 1 ст. 257 НК РФ ). Если предприниматель использует такое имущество для своей работы, а не для последующей перепродажи, его можно учитывать в составе основных средств ИП.

К примеру, бизнесмен занимается интернет-торговлей. Компьютер нужен ему для предпринимательской деятельности, поэтому его учитывают в составе основных средств ИП. Игровая приставка, подключаемая к компьютеру, к таким средствам не относится.

Важно: если компьютер был куплен до того, как гражданин стал ИП, налоговая служба не признает его расходом предприятия.

Читайте также: