Расходы на проезд при усн доходы минус расходы

Опубликовано: 22.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация применяет УСН с объектом "доходы минус расходы". Необходимо обеспечить доставку работников до рабочих мест, которые находятся за городом вне зоны действия общественного транспорта. Будет заключен договор со сторонней организацией на оказание транспортных услуг. Можно ли при таких условиях учитывать в целях налогообложения расходы на доставку работников?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При применении упрощенной системы налогообложения затраты на доставку работников к месту работы и обратно организация может учесть в составе расходов на оплату труда, если в трудовых и (или) коллективных договорах будет предусмотрено, что организация берет на себя расходы на оплату проезда работников к месту работы и обратно.

Обоснование вывода:
Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ.
В связи с этим мы придерживаемся той позиции, что в случае ежедневной доставки работников до места осуществления их деятельности и обратно по причине того, что работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, суммы оплаты организацией проезда работников до рабочего места и обратно не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, не должны включаться в оплату труда работника и являться объектом обложения НДФЛ.
Однако, как показывает наличие арбитражной практики, указанная позиция приводит к спорам с налоговыми органами.
В то же время, например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2010 по делу N А45-26455/2009 суд исходил из того, что услуги по доставке работников общества к месту работы от места временного проживания и обратно связаны с производственной необходимостью и оказывались не работникам общества, а самому обществу. При этом оплата обществом компании-перевозчику стоимости услуг по доставке работников к месту работы и обратно относится к расходам, связанным с организацией производственной деятельности, и не является выплатой работникам в качестве вознаграждения за выполненные ими работы или оказанные услуги по трудовым договорам в смысле статей 41, 209, 236 НК РФ.
Таким образом, расходы по оплате проезда до места работы и обратно не являются полученной работниками экономической выгодой в виде дохода в натуральной форме.
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 28.02.2007 N Ф04-892/2007(31914-А81-42) также указано, что расходы на доставку работников от места жительства (сбора) до места работы не являются расходами на оплату труда.
Суды указывают, что расходы на проезд к месту работы являются компенсационными платежами, связанными с выполнением работниками трудовых обязанностей.
Согласно позиции ВАС (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС от 14.03.2006 N 106) с учетом положений ст. 164 ТК РФ компенсации, связанные с выполнением трудовых обязанностей, не входят в систему оплаты труда.
Согласно п. 26 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Из указанной нормы можно сделать вывод, что расходы на оплату проезда к месту работы и обратно, возникающие в силу технологических особенностей производства, подлежат включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в целях налогообложения прибыли, если предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (письмо Минфина России от 20.05.2011 N 03-03-06/4/49, от 13.11.2007 N 03-03-06/1/810).
По нашему мнению, такие расходы должны учитываться в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов организации.
Однако перечень расходов, которые организация может учесть в целях налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения, ограничен. Указанный перечень установлен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Расходы на доставку работников до места работы транспортом сторонней организации (путем заключения договора на оказание транспортных услуг) в этом перечне не установлены.
В то же время существует позиция Минфина России, согласно которой расходы на доставку работников до места работы можно учесть в целях налогообложения в составе расходов на оплату труда.
Для этого расходы на оплату проезда к месту работы и обратно должны быть предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
По мнению Минфина России, установленный ст. 255 НК РФ перечень расходов на оплату труда не является закрытым и согласно данной статье в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (письма Минфина России от 01.08.2006 N 03-05-02-04/121, от 18.04.2007 N 03-04-06-01/124).
Учитывая разъяснения финансового ведомства, полагаем, что организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, сможет учесть в расходах затраты на доставку работников к месту работы и обратно в составе расходов на оплату труда, если предусмотрит расходы на оплату проезда к месту работы и обратно в трудовых и (или) коллективных договорах.
Также отметим, что в письме Минфина России от 04.12.2006 N 03-03-05/21 сказано: "При отсутствии рейсов общественного транспорта суммы оплаты организацией проезда работников к месту работы и обратно не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ананьева Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


  • Виды транспортных расходов
  • Учет расходов на доставку ценностей
  • Учет расходов на собственный автопарк
  • Итоги

Виды транспортных расходов

К транспортным расходам упрощенца так же, как и к другим компаниям, применяются следующие критерии: они должны быть обоснованы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Еще одно условие для фирм на УСН: расходы учитываются по кассовому методу, то есть имеют значение только оплаченные расходы (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Транспортные расходы, которые несет компания, условно можно разделить на две большие группы:

  • Расходы на доставку ценностей — покупателям или же со склада поставщика. Поставщик может учесть в цене товара затраты на доставку, а может выставить отдельный счет для оплаты доставки сырья, ОС или других ценностей. Третий вариант — упрощенец самостоятельно забирает свои покупки у поставщика.
  • Учет расходов на содержание собственного автопарка. Сюда включают траты на ГСМ, комплектующие, ремонт автомобиля, страховку.

Рассмотрим подробнее каждый тип расходов.

Учет расходов на доставку ценностей

В бухгалтерском учете расходы на доставку материалов можно учитывать тремя способами:

  • на отдельных субсчетах счетов 15 и 16;
  • на отдельном субсчете сч. 10;
  • сразу включать в первоначальную стоимость имущества при принятии к бухгалтерскому учету.

Любой из этих трех вариантов допустим не только при учете транспортных расходов при приобретении материалов, но и при приобретении товаров (пп. 3, 11 ФСБУ 5/2019 "Запасы"). При покупке товаров возможен также учет расходов на доставку в стоимости расходов на продажу, учитываемых на счете 44 «Издержки обращения».

Выбранный вариант учета расходов на доставку нужно зафиксировать в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Что еще должно быть в учетной политике упрощенца, читайте в статье «Учетная политика при УСН "доходы минус расходы" (2021)».

С образцом учетной политики для ООО на УСН «доходы минус расходы» ознакомьтесь в статье «Готовая учетная политика — образец для организации».

При выборе одного из первых 2 вариантов учета ТЗР нужно принимать во внимание, что затраты на доставку списываются на тот счет, на который списаны сами материалы. Сумма списания определяется путем умножения стоимости списанных материалов на средний процент транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) за месяц. Этот показатель равен сумме ТЗР на начало месяца и ТЗР за отчетный месяц, деленной на сумму стоимости материалов на начало месяца и стоимости материалов, поступивших в течение месяца, и умноженной на 100%.

Допускаются и облегченные варианты по распределению стоимости ТЗР:

  • Если доля транспортных расходов меньше 10%, то разрешается отнести их полностью на сч. 20, 23 или на увеличение стоимости проданных материалов.
  • Если доля транспортных расходов в стоимости самих материалов меньше 5%, то такие расходы можно списать на увеличение стоимости израсходованных материалов.

С особенностями учета ТЗР при ведении упрощенного бухгалтерского учета и списания ТЗР по товарам можно ознакомиться в статье «Как учитывать ТЗР в бухучете (нюансы)».

Налоговый учет расходов на доставку сырья предусматривает списание транспортных расходов по мере их возникновения и оплаты – в случае, если вы платите поставщику или транспортной компании. Об учете транспортных расходов при доставке своими силами мы поговорим ниже.

При доставке покупных товаров до склада торговой компании при применении УСН «доходы минус расходы» транспортные расходы (если они не включены в стоимость товаров) распределяются между проданными товарами и остатками (ст. 320 НК РФ). Для этого используются следующие формулы:

ТРНП = ОСТтов × средний процент ТР,

Средний процент ТР = (ТРост + ТРтек) / (С / Стек + ОСТтов) × 100%,

ТР к списанию в текущем периоде = ТРост + ТРтек – ТРНП,

ТР — транспортные расходы;

ТРНП — транспортные расходы по непроданным товарам;

ТРост — транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца;

ТРтек — транспортные расходы в текущем месяце;

С/Стек — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

ОСТтов — остаток непроданных товаров на конец месяца.

Компания-упрощенец («доходы минус расходы») затраты на доставку продукции покупателям для целей налогообложения учитывает в расходах, независимо от того, занимается ли она доставкой самостоятельно или это делает транспортная компания (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). А вот если поставщик доставляет товары от своего имени, но за счет покупателя по посредническому договору, то у поставщика образуется только доход, который он зафиксирует в КУДИР на основании отчета посредника.

Если у вас остались вопросы, воспользуйтесь практическим пособием по УСН системы КонсультантПлюс. Чтобы изучить материал, пройдите быструю регистрацию и получите бесплатный пробный доступ.

Учет расходов на собственный автопарк

Для доставки товаров компания может использовать собственные автомобили. В таком случае возникают расходы, которые нужно иметь в виду как в бухгалтерском, так и в налоговом учетах.

Расходы на ГСМ упрощенец учитывает на основании путевых листов и первичных документов (чеков с АЗС, накладных) как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В бухгалтерском учете ГСМ приходуются на сч. 10 субсчет «Топливо», а затем списываются в счета затрат (20, 25, 26).

Ремонт автомобиля можно проводить собственными силами, а можно поручить специальной компании — в последнем случае расходы принять к учету следует на основании договора, калькуляции затрат и акта выполненных работ.

Проведение ремонта собственными силами оформляется накладными на внутреннее перемещение объектов, накладными на приобретение материалов для ремонта, накладными на отпуск материала для ремонта, требованиями-накладными, лимитно-заборными картами, табелями учета рабочего времени, справками и др.

На расходы для целей исчисления УСН затраты на ремонт можно будет списать после полной оплаты.

Покупку комплектующих упрощенец может списать на расходы единовременно. Однако не забывайте, что любые расходы должны быть подтверждены документально и обоснованы экономически. То есть к покупке дорогостоящей стереосистемы в салон грузового автомобиля налоговики могут придраться, поскольку на извлечение прибыли качество звука в машине не влияет.

Страхование автомобиля на УСН имеет свои нюансы. Для целей налогообложения можно учесть расходы только на обязательное страхование (полис ОСАГО) после полной оплаты (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). А вот КАСКО является добровольным страхованием и не входит в перечень расходов, принимаемых к уменьшению упрощенного налога (п. 1 ст. 346.46 НК РФ и письмо Минфина от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119).

Итоги

Транспортные расходы для фирмы-упрощенца имеют свою специфику: поскольку упрощенцы используют кассовый метод признания доходов и расходов, то транспортные расходы признаются в расходах сразу же после оплаты. Однако это правило действует не для всех транспортных расходов — КАСКО учесть в расходах нельзя, а другие расходы должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально.

Дороги – необходимые коммуникации, важность которых не нуждается в обоснованиях. Строительство, поддержание в нужном состоянии, обслуживание, ремонт дорожного покрытия – это довольно затратные статьи расходов федерального бюджета. Для частичного покрытия этих расходов и одновременно улучшения качества передвижения часть путей сделаны платными для водителей.

Как организован в России и за рубежом сбор за движение по платным магистралям? Как регулирует эту сферу закон? Каким образом взимается оплата? От чего зависит сумма? Куда и каким способом требуется ее вносить? Как отражается эта операция в налоговом и бухгалтерском учете? В статье – вся необходимая информация о проезде по платным трассам.

Платная услуга проезда по магистралям

Платная автомобильная магистраль – это трасса или ее участок, за движение по которой с водителей взимается определенная сумма согласно утвержденным тарифам. Цель взимания платы:

  • покрытие части затрат на постройку трассы;
  • частичная компенсация расходов на эксплуатацию дороги;
  • пополнение местного бюджета за счет «транзитных» водителей.

Как правило, параллельно с платной трассой существует возможность добраться в точку назначения бесплатно. Но такой путь обычно отличается большей протяженностью и худшим качеством дорожного покрытия, а часто и загруженностью и отсутствием необходимой инфраструктуры.

СПРАВКА! На сегодня в РФ единственным оператором платных дорог является государственная компания «Автодор».

Оценим плюсы и минусы

Для получателя средств преимущества платных магистралей очевидны, а какие плюсы платного проезда для самых пользователей – водителей? Рассмотрим ожидаемые и реальные преимущества платных дорог.

  1. Лучшее дорожное покрытие – по сравнению с «бесплатными» магистралями, во многом ставшими «притчей во языцех», на платных за качеством покрытия следят и своевременно ликвидируют наиболее вопиющие недостатки.
  2. Меньшая загруженность – на таких автобанах водителям предоставляется больше полос для движения, на некоторых трассах это может быть 5-6 полос в одном направлении.
  3. Большая разрешенная скорость – не некоторых магистралях она превышает среднее значение для аналогичных бесплатных трасс.
  4. Быстрое реагирование спецслужб – если что-то произойдет на платной дороге, например, авария, затор, гололед и т.п., службы приедут и выполнят свой долг значительно быстрее. Оператором дороги предоставляется бесплатный эвакуатор до места стоянки и возможность находиться там в течение суток.
  5. Большая безопасность – достичь пункта назначения можно не только с большим комфортом и скоростью, но и с меньшей вероятностью аварии.
  6. Исключение возможности пробок – все условия в совокупности делают пробки на платных трассах весьма малореальным явлением.
  7. Развитая инфраструктура – помимо самой дороги, оборудуются объекты, значимые для водителей, расположенные не слишком далеко один от другого (заправки, площадки для отдыха, кафе, ремонтные базы и т.п.).

Для автотранспорта предприятий к этим преимуществам добавляются дополнительные:

  • увеличение скорости доставки груза;
  • меньшее время занятости водителей;
  • экономия топлива, ГСМ, запчастей;
  • более редкие ремонты автомобилей вследствие меньшего износа;
  • повышение экономической эффективности грузоперевозок.

Наконец, лучшие дороги автоматически ведут за собой развитие и других отраслей: прежде всего, туризма, торговли, промышленности, сельского хозяйства и др., каждая из которых, в свою очередь, развиваясь, поднимает благосостояние нации.

Что не понравится на платной дороге

Конечно, никто не будет в восторге от самого факта необходимости оплаты. Огорчают пользователей устанавливаемые тарифы: на сегодня стоимость проезда по платным магистралям РФ является одной из самых дорогих в европейской зоне.

Еще один недостаток, который, к сожалению, проявляется в РФ, — это то, что в некоторых случаях платной дороге нет нормальной альтернативы. Законодательно нельзя взимать плату за проезд, если не существует бесплатной аналогичной дороги. Но на практике, далеко не все существующие бесплатные дублеры трасс «удобоваримы» для проезда.

Наконец, неприятно может быть расположение некоторых платных дорог. Например, трасса М-11 «Петербург – Москва», в настоящее время еще не оконченная, проходит очень близко от жилого района, жители которого не в восторге от такого соседства.

Кто платит за проезд

Вносить деньги за право ехать по такой дороге должны только водители:

  • легковых автомобилей, в том числе такси;
  • междугородних автобусов;
  • грузовых авто.

Бесплатное движение на платных дорогах предусмотрено исключительно для специального и общественного транспорта, а именно:

  • карет скорой помощи;
  • полицейских машин;
  • пожарных;
  • всех видов общественного транспорта, кроме такси, междугороднего и международного.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Пешеходы, велосипедисты, водители гужевого транспорта освобождены от обязанности оплачивать проезд по такой магистрали, но, как правило, они ею практически не пользуются.

Способы взимания оплаты с водителей

На сегодня функционируют три системы взимания оплаты за движение по магистралям:

  1. Открытый способ оплаты. При такой системе пункт внесения средств располагается прямо на трассе и перекрывает движение. Проезжают через него только оплатившие дальнейшее движение автомобили. Минусы такой системы:
    • дополнительные затраты на организацию пунктов сбор пошлины и оплату труда сборщиков;
    • возможные заторы в пунктах пропуска;
    • возможность для водителей уклониться от оплаты, объезжая пункты сбора по другим дорогам или бездорожью.
  2. Закрытая система дорожного сбора. Пункты приема средств ставятся только при въезде на дорогу или при выезде. Плату берут только в одном конце дороги либо водители покупают право въехать на магистраль, подтверждаемое билетом, а на выезде производится окончательный расчет. За утерянный билет платится максимальная сумма. Недостатками являются те же дополнительные расходы на организацию.
  3. Автоматическая система оплаты полностью нивелирует недостатки первых двух. Она подразумевает установку в автомобиль специального устройства – транспондера. В нем содержится информация о счете водителя, внесении и расходовании им средств за проезд. Электронные системы оплаты считывают информацию с транспондера даже на большой скорости автомобиля, поэтому для внесения денег не нужно останавливаться и производить отдельные операции.

На трассах удобно комбинируются разные системы оплаты. С автомашин, оборудованных транспондерами, она считывается автоматически, остальные могут внести средства в операторских кабинках либо в терминалах.

Водители могут оплатить проезд по трассе разными способами:

  • наличными;
  • кредитной картой;
  • бесконтактной смарт-картой;
  • посредством специального терминала;
  • обратившись к агенту по приему дорожного сбора.

На многих платных трассах существует фото- и видеофиксация номеров и самих водителей: если у них нет транспондера, а мимо операторской кабинки они проехали «зайцем», квитанция на дородный сбор им придет по почте.

От чего зависит сумма дорожного сбора

Максимальную стоимость проезда определяет правительство, а варьирует оплату региональная власть. В РФ за проезд 1 км той или иной платной трассы придется выложить от 3 до 10 руб. Сумма определяется рядом факторов:

  • классом транспорта;
  • его весом;
  • габаритами;
  • количеством колесных осей;
  • временем движения (дневным или ночным);
  • особенностями трассы.

Некоторые категории транспорта на определенных участках могут пользоваться специальными льготами и скидками. Подробно о них информирует официальный сайт «Автодора».

Законодательное регулирование платных дорог

Законы о плате за проезд по магистралям появились раньше, чем открылись такие участки дорог. Существует несколько законодательных попыток урегулировать этот вопрос.

  1. «Первой ласточкой» был указ Б. Ельцина «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе» от 08.12.1992 г.
  2. Им же был подписан указ «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования» от 27.06.1998 года, где вводились правила создания платных дорог.
  3. Современная законодательная процедура опирается на подписанный В.Путиным 08.11.2007 года Закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» № 257-ФЗ, частью которого является регламент пользования платными путями сообщения.
  4. Правила, согласно которым взимается оплата за движение, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 18 от 19.01.2010 г.
  5. Особенности налогового учета платного проезда регламентированы в письме УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.

Как появились платные трассы в РФ

Первый опыт по взиманию платы с водителей был осуществлен в России в 1999 году – платным был сделан проезд на участке трассы М-4 «Дон» протяженностью в 20 км, расположенный в Липецкой области, а через год длину платного проезда увеличили до 50 км.

Далее проект платных дорог практически не реализовывался вплоть до 2010 года, когда согласно ФЗ № 257, к вышеуказанному участку присоединился еще один платный путь – отрезок в 22 км в Московской области. Появляются платные отрезки дорог на других трассах:

  • 4 участка в Псковской области;
  • 5 км внутригородской трассы в Санкт-Петербурге;
  • новый выход на МКАД с трассы М-1 «Москва – Брест».

На 2017 год действует ряд платных участков трасс М-3, М-4 и М-11.

С 2010 года ведется строительство новых платных магистралей:

  • М-10 «Москва – Санкт-Петербург»;
  • Центральная кольцевая автодорога в Московской области;
  • двухполосной скоростной дороги между Кубинским шоссе и трассой «Наро-Фоминск – Васильчиново».

Могут быть объявлены платными некоторые существующие дороги, если им есть бесплатная альтернатива.

К СВЕДЕНИЮ! Объявление платными реконструированных участков старых дорог не бесспорно, так как их строительство уже было профинансировано путем взимания транспортного налога.

Бухгалтерский учет расходов на проезд по платным магистралям

Средства, затрачиваемые на пользование автодорогой, удобнее всего учитывать на счете 26 «Общехозяйствнные расходы» или 44 «Коммерческие расходы». ПБУ и Инструкция по его применению разрешают производить учет на одном из счетов диапазона 20–29, в зависимости от учтенной политики и особенностей деятельности организации.

Если эти затраты несет транспортная компания, их удобнее отражать в связи с определенным объектом калькулирования, то есть тем или иным видом перевозок.

Если оплата вносится автоматически, расходы можно списать так:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 51 «Расчетные счета» – внесение оплаты за проезд по платной дороге;
  • дебет 20 (…–29), кредит 76 – учет оплаты проезда по скоростной магистрали в составе расходов.

Если в организации нет своего транспорта, но для частых поездок ими были приобретены транспондеры для автоматической оплаты проезда, эти расходы также можно отнести к дорожным.

  • дебет 44 «Коммерческие расходы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражение расходов по проезду по платной магистрали;
  • дебет 19 «НДС» – отражение входного НДС;
  • дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» – принятие входного НДС к вычету.

Налоговый учет расходов на платные дороги

Минфин и ФНС в соответствующих документах (письмо Минфина РФ № 03-11-11/57133 от 06 октября 2015 г., письмо УФНС РФ по г. Москве № 13-11/050285 от 07 июня 2012 г.) признают затраты на движение по платным магистралям в составе «Прочих расходов», связанных с производством или продажей, а также затрат на содержание автотранспорта, сборов на право проезда.

Плательщики УСН по системе «доходы минус расходы» прямо не могут учесть такие траты в «минусе», поскольку их нет в соответствующем перечне (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Но если отразить их не как самостоятельные траты, а как часть комплексного расхода, такой путь экономии при уплате налога возможен. Плата за проезд по дорогам при грамотном обосновании может быть сочтена частью:

  • материальных расходов;
  • командировочных;
  • затрат по оплате товаров для дальнейшей реализации;
  • трат по изготовлению или покупке основного средства (например, доставка купленного актива или материалов для него средствами самой фирмы).

Налоговый кодекс разъясняет ряд моментов, касающихся определения затрат на движение по платным трассам как уменьшающих базу налога на прибыль:

  • такие расходы могут быть обоснованы как материальные затраты на содержание автотранспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • если водитель поехал по платной дороге, следуя в командировку или обратно, расходы можно счесть командировочными (подпункт 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • штатные водители в своих разъездах платят за движение по таким магистралям, совершая «материальные расходы на услуги сторонних организаций» (подпункт 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

ВАЖНО! Поскольку, как правило, наряду с платным всегда имеется альтернативный бесплатный проезд, требуется для обоснования таких расходов доказать их целесообразность или производственную необходимость. Руководитель в качестве такого доказательства может расписать экономию времени, ГСМ, оплаты труда водителей, сбережение других ресурсов, подтвердить это статистическими выкладками, сравнительной справкой-расчетом.

Если экономическая обоснованность не будет доказана подтверждающими документами, удовлетворяющими требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и ч. 2 ст. 9 Закона № 402-Ф, налоговая не сможет принять эти затраты для целей уменьшения базы налога на прибыль. Ведь необоснованный с точки зрения экономики дополнительный комфорт передвижения должен обеспечиваться уже после уплаты этого налога.

В прошлых статьях мы рассказали об упрощенке 6%— самой популярной системе налогообложения. А теперь начинаем говорить об упрощенке 15%.

Особенность УСН 15% в том, что налоги надо платить с разницы между доходами и расходами. Получается, чем больше потратили, тем меньше налог. Но есть подвох.

Это статья для предпринимателей. Если вы бухгалтер и знаете, что значит «учесть по Д 68 К 51», лучше почитайте другие наши статьи, в этой нам нечем вас удивить.

Дмитрий Гудович

Зачем возиться с расходами

Упрощенка 15% или «Доходы минус расходы» — один из вариантов упрощенной системы налогообложения. Ее особенность в расчете налога: в отличие от упрощенки 6% размер налога зависит от прибыли, а не от дохода.

Формула: (доходы минус расходы) * на налоговую ставку


Обычно налоговая ставка равна 15%, но есть регионы с пониженной ставкой, например в Санкт-Петербурге можно платить 7%. Ставка регионов — отдельная тема, поэтому для простоты будем считать примеры с 15%.

Упрощенку 15% используют ИП и компании, которые часто и помногу закупаются, например, магазины, ателье или кафе.

У Федора цветочный магазин. Он закупил цветы на 70 000 тысяч рублей и продал за 100 000.

Представим, что Федор на упрощенке 6%. Он платит налог с дохода: доход — сто тысяч, налог — 6000 или шесть процентов от ста тысяч.

Теперь посчитаем налог на упрощенке 15%. Налог — это разница между доходами и расходами, которую надо умножить на 15%. Получается, Федор платит 4500 рублей, он сократил налог почти в полтора раза.

Кажется, с упрощенкой 15% можно здорово сэкономить. Но есть подвох: не каждый расход снижает налог, для этого есть правила налоговой. Правила такие:

  • расходы помогают зарабатывать;
  • вы оплатили покупку;
  • есть подтверждающие документы о покупке;
  • расходы на покупку товара считаете, только когда его продали;
  • если оплачиваете основные средства, их надо запустить в работу. Основные средства — это имущество компании, которое стоит больше 40 000 рублей, используется минимум год и необходимо для прибыли.

Например, для завода основные средства — это станки и склад под готовые детали. Описание основных средств — на Консультанте-Плюсе и в 347.17 статье Налогового кодекса;

  • расход входит в список налоговой, это 346.16 статья Налогового кодекса.
  • Если налог сократить не на те расходы, налоговая это заметит и потребует доплатить налоги. А если решит, что это осознанная ошибка, будет штраф — 40% от недоплаченного налога.

    Чтобы вам не попасть на штрафы, мы разберемся с самыми спорными требованиями.

    Расходы помогают заработать

    Предприниматель вправе тратить деньги, как хочет: может купить Майбах для компании, подписаться на Космополитен или запастить макбуками для сотрудников. Но чтобы покупка сэкономила налог, покупка должна быть «экономически обоснованной». В переводе с языка налоговой — покупка помогает заработать.

    Давайте на примере магазина бытовой техники.

    У налоговой нет вопросов к расходам
    Придется доказывать обоснованность

    Покупка холодильников и микроволновок для перепродажи

    Покупка холодильника и микроволновки для сотрудников

    Аренда зала для семинара с клиентами

    Оплата интернета для магазина

    Оплата интернета для личного телефона сотрудника

    Покупка кассы для продавцов

    В целом, принцип такой: чем понятнее, как расход помогает заработать, тем больше шансов, что налоговая его примет.

    Налоговая не просто так пристает с доказательствами. Кажется, проблемы нет: если компания потратила деньги, значит, это кому-нибудь нужно. Даже если компания купила диван в офис за миллион. Может, компания так поднимает статус или ее клиенты отказываются сидеть на стульях из Икеи. Выходит, статусные диваны помогают заработать. Но нет.

    Проблема в том, что есть компании, которые злоупотребляют расходами и тратят деньги компании на себя. По договору компания купила диван для офиса, а на самом деле, диван стоит на даче директора.

    Как подстраховаться. Нет стопроцентного способа избежать вопросов налоговой, но есть советы, которые на практике выручали предпринимателей.

    Собрать документы. Если есть опасение, что налоговая не увидит связь расходов с прибылью, можно показать эту связь. Для этого надо доказать, что это запланированная покупка, а не спонтанное решение. Для доказательства подходят приказы, договоры и соглашения.

    У Артема магазин с техникой. Сотрудники часто общаются с клиентами по телефону, поэтому Артем оплачивает покупку телефона, сотовую связь и интернет.

    Для налоговой Артем сделал:

    • приказ, где написал, что сотрудники такого-то уровня получают телефон такой-то модели и с оплаченной связью и интернетом на такую-то сумму;
    • соглашение о передачи телефона сотруднику. В соглашении Артем пишет: ФИО сотрудника, модель и марку телефона, когда сотрудник получил телефон. Самое главное — в соглашении есть условие о материальной ответственности. Если сотрудник потеряет телефон, он купит его за свои деньги;
    • договор о корпоративной сотовой связи. Артем не просто переводит деньги на телефон сотрудника, а оплачивает корпоративную связь для корпоративной сим-карты.

    Критерии оценки налоговой — в статье на Деле

    Проверять партнера. Еще одна подстраховка — убедиться, что вы платите компании, которая не нарушает правила налоговой. Значит, компания не обнальщик, не однодневка, о компании верные сведения в реестре юрлиц или ЕГРЮЛ. В противном случае, налоговая не даст сократить налог на затраты.

    Индивидуальный предприниматель закупил товары у ООО «Торговый дом „Виола“» и «Юг-Сервис» и учел покупку в налогах.

    Налоговая проверила компании и решила, что сделка фиктивная. Компании не стояли на учете в налоговой, не арендовали место на рынке, а счета-фактуры оказались без нужных подписей.

    Налоговая отказалась принимать расходы и потребовала доплатить 269 811 рублей.

    Держать под рукой мнение Конституционного суда. Если налоговая отказывается принимать расходы, потому что не видит связь с прибылью, можно ей напомнить позицию Конституционного суда. В документе № 320-О-П суд пишет в духе:

    налоговая база должна оцениваться с учетом намерения налогоплательщика получить экономический эффект. При этом речь о намерениях, а не о ее результате.

    вам не обязательно увеличивать прибыль с помощью расходов, достаточно планировать, что это произойдет.

    Не факт, что налоговая примет позицию суда, но попробовать можно. За такое штрафы не берут.

    Есть случаи, когда компании пробуют обосновать расходы с помощью писем Минфина. Налоговая не всегда признает расходы на покупку питьевой воды для сотрудников или фильтры для воды. При этом Минфин это разрешает в письме N 03-03-06/1/43 от 31.01.2011.

    Письма Минфина почти не работают, потому что письма — это не нормативный и не законодательный акт, а лишь мнение, хоть и министерства. Поэтому налоговая не обязана прислушиваться к письмам.

    Расходы оплачены и есть документы с покупки

    С оплатой расходов всё просто: чтобы сократить налог на покупку машины, надо оплатить машину, а не только подписать договор на покупку. Есть нюансы с учетом рассрочки платежа или кредита, но это бухгалтерская грамота, пока не будем об этом.

    С документами для подтверждения тоже несложно. Обычно, это накладная или акт. Главное — хранить документы не меньше четырех лет, налоговая может их спросить в любой момент.

    Как подстраховаться. С подтверждением товаров обычно нет проблем — налоговую устраивает накладная. Трудности начинаются с подтверждением услуг.

    После оплаты услуги компании подписывают акт. Проблема в том, что налоговой мало одних актов, она всё равно может сомневаться в реальности покупки и подозревать обман. Для доказательства надежнее собрать дополнительные документы:

    • для оплаты сотовой связи. Лучше подготовить распечатку звонков и к ним записку: столько звонков по работе, таким-то компаниям, для таких-то целей;
    • перелета. Надо собрать посадочные талоны, электронные билеты, приказ о командировке; можно сделать фото-отчет с мероприятия, где был сотрудник или вы;
    • консультаций, например, бухгалтера, юриста или маркетолога. Если консультации разовые, можно дать расшифровку консультаций или отчет, типа: «Что изменилось в компании после консультации Петрова О. Ю».

    Если консультаций много и расшифровку каждой не сделать, можно придумать регулярный продукт. Например, пусть юрист присылает раз в месяц дайджест изменений в законах и шаблоны документов.

    Идея дополнительных документов такая: чем их больше, тем лучше. Не скупитесь на налоговую, она любит внимание.

    Расходы — в списке налоговой

    Налоговая определила список расходов, на которые можно сократить налоги. Список закрытый. Это значит, что если в нем нет пункта о представительских расходах или неустойки, эти расходы учитывать нельзя.

    Список налоговой — в 346.16 статье Налогового кодекса. Принцип работы со списком такой: вы включаете в расходы всё, что закупаете для перепродажи; и всё, из чего делаете продукт.

    Продаете цветы — включаете в расходы цветы, горшки, землю, фольгу и ленточки.

    Продаете пирожки с малиной, ваши расходы — это дрожжи, вода, мука, яйца, масло, малина.

    Расходы, которые нужны для продаж, например, машина, курсы для сотрудников, Фотошоп, скрепки — сверяете по таблице. Если нашли такой расход, учитываете при расчете налога, если нет — не включаете

    Чтобы было понятней, держите таблицу с типами расходов. Это не весь список, полный смотрите в гуглдоке.


    7 МИН

    Как ИП сэкономить на УСН «доходы минус расходы»

    Упрощённая система налогообложения (УСН, «упрощёнка») — самый популярный налоговый режим для малого бизнеса. Уже по названию понятно, что этот форма существенно упрощает жизнь предпринимателя. А на УСН «доходы минус расходы» можно ещё и экономить. Рассказываем как.


    УСН подходит практически всем ИП. Один налог заменяет сразу три: на имущество, на прибыль и НДС. А отчитываться нужно всего раз в год.

    УСН бывает двух видов. В первом объектом налогообложения выступают доходы ИП. Ставка в этом случае — 6 %. Во втором виде для расчёта используют разницу доходов и расходов. Процентная ставка налога — от 5 до 15 %. Точную цифру определяет региональное законодательство.

    Первое, что должен просчитать предприниматель — выгодность налогового режима. Если расходы вашей компании превышают доходы на 60 %, то «доходы минус расходы» — идеальный вариант. Если же расходы ниже, то эта налоговая система невыгодна, лучше выбрать УСН «доходы» и платить 6 %.

    Если ИП использует УСН «доходы минус расходы», сумма налога не может быть ниже 1 % от общей суммы доходов: это минимальная ставка. Даже если год был убыточным, выплачивать налог всё равно придётся.

    Как рассчитать УСН «доходы минус расходы»

    Для расчёта потребуются два показателя: доходы и расходы. Доходы — это поступления от предпринимательской деятельности.

    Расходы должны соответствовать ряду условий, указанных в статье 346.16 Налогового кодекса РФ.

    Они должны быть экономически обоснованы, то есть направлены на получение дохода в рамках видов деятельности бизнеса. Расходами не будут считаться покупка шубы для руководителя или мягкой игрушки для ребёнка сотрудника

    Нужны документы, подтверждающие расходы: кассовый чек, платёжное поручение, накладная, акт выполненных работ и так далее

    Расходы должны быть закрытыми: оплачено то, что вы получили в полной мере, предоплата за услугу или продукт расходом не считается

    Как обосновать спорные расходы

    Некоторые траты имеют спорный характер. К примеру, мобильный телефон мог быть куплен как для рабочих нужд, так и для личного пользования. В этом случае бухгалтеры рекомендуют прикладывать к отчёту о расходах пояснительную записку с подробным описанием, для чего и кем используется этот телефон, а также копию технического паспорта, где указана область использования. Не лишними будут выпущенный перед покупкой приказ (распоряжение) об использовании телефона и соглашение о передаче имущества сотруднику.

    Не исключено, что налоговая служба не согласится с некоторыми расходами и пояснительные записки не смогут убедить сотрудников ФНС в правомерности трат. Сумма непризнанных расходов будет добавлена в налогооблагаемую базу, сумма доходов возрастёт, а значит, увеличится и сам налог.

    Если налог не будет уплачен в нужное время, согласно п. 4 ст. 75 НК РФ , придётся платить пени 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Для ООО с 31 дня просрочки ставка увеличивается до 1/150. За неоплаченный итоговый налог предприятие получает штраф 20 % от суммы неуплаты ( ст. 122 НК РФ ). А если ФНС сочтёт, что просрочка была допущена умышленно, штраф вырастет до 40 %.

    В случае неуплаты налоговая служба может выставить требование к счёту компании в банке либо взыскать задолженность через судебных приставов. Чтобы оспорить требования налоговой, нужно обратиться с иском в арбитражный суд.

    Что может снизить сумму налога на УСН «доходы минус расходы»

    Страховые взносы

    ИП выплачивает фиксированные страховые взносы. На УСН «доходы минус расходы» они включаются в состав расходов и уменьшают налогооблагаемую базу. Важно выплачивать взносы до 31 декабря, когда кончается налоговый период. Если делать это ежеквартально, потом можно будет пересчитать годовой налог в сторону уменьшения и либо вернуть оставшиеся при перерасчёте деньги, либо оставить их в счёт дальнейших налоговых выплат.

    Убытки

    Если ранее компания терпела убытки, то можно уменьшить налогооблагаемую базу на их сумму. Прошлый год был убыточным — в следующем году вычитайте убыток из доходов. Специально доказывать эту строчку «расходов» не придётся, она отражается в книге учёта доходов и расходов (КУДиР) и в налоговой декларации. Но если текущий период снова прошёл без прибыли, учитывать прошлогодние убытки нельзя.

    Личное имущество

    Личное имущество также может помочь в экономии на «упрощёнке». В бухгалтерском учёте есть понятие «основные средства» — это материальные объекты стоимостью более 100 тысяч рублей с учётом издержек на приобретение, которые нужны компании для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд ( п. 1 ст. 257 НК РФ ). Если предприниматель использует такое имущество для своей работы, а не для последующей перепродажи, его можно учитывать в составе основных средств ИП.

    К примеру, бизнесмен занимается интернет-торговлей. Компьютер нужен ему для предпринимательской деятельности, поэтому его учитывают в составе основных средств ИП. Игровая приставка, подключаемая к компьютеру, к таким средствам не относится.

    Важно: если компьютер был куплен до того, как гражданин стал ИП, налоговая служба не признает его расходом предприятия.

    Читайте также: