История возникновения усн в россии

Опубликовано: 05.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Шантрукова Н.М. Ретроспективный анализ развития упрощенной системы налогообложения // Политика, государство и право. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2016/06/4031 (дата обращения: 12.04.2021).

Отметим, что непосредственная цель упрощенной системы налогообложения заключается в облегчении налогового бремени для субъектов малого предпринимательства.

Рассматривая генезис данного налогового института, следует отметить, что его появление неразрывно связано с осознанием законодателем (государством) важности и необходимости развития малого предпринимательства. Причем чем большее значение придается необходимости поддержки малого предпринимательства, тем интенсивнее правовое регулирование налогообложения деятельности указанных субъектов. Таким образом, история развития законодательство об упрощенной системе налогообложения неразрывно связана и обусловлена историческим становлением категории «малое предпринимательство» в России.

Присоединимся к взглядам Рахматуллиной О.В., о том, что анализ существующего законодательства позволяет выделить укрупненно три этапа развития упрощенной системы налогообложения [1].

В рамках первого этапа, который можно датировать периодом со второй половиной восьмидесятых годов двадцатого века до 1995 годы происходило формирование предпосылок для создания исследуемого налогового режима. В этот период происходило становление малого предпринимательства как социальной, экономический и правовой категории. Данный исторический отрезок развития России, в контексте данного исследования» можно охарактеризовать как осознание несостоятельность концепции всеобщей национализации, укрупнения производств и монополизма государственного сектора. Именно в этот период, условиях товарного дефицита и финансово-экономического кризиса появилось признание малого предпринимательства как полноправного субъекта зарождающихся рыночных отношений. Однако становление малого предпринимательства как правовой категории датируется концом восьмидесятых, с принятием Закона СССР « Об индивидуальной трудовой деятельности» [2]. В условиях «перестройки» и становления рыночного принципа хозяйствование постепенно приходило осознание важности малого предпринимательства для национальной экономики. Однако, революционный, с нашей точки зрения, шаг был сделан с принятием Закона СССР «О кооперации в СССР» [3], в котором в ст. 21 были заложены методические подходы к специальным режимам налогообложения «в целях стимулирования производства необходимой населению и народному хозяйству продукции… и снижения на нее цен…местными Советами народных депутатов и другими государственными органами могут устанавливаться льготы по…» [3]. Следующим шагом законодателя, демонстрирующий увеличивающееся значение малого предпринимательства, было принятие Положения об организации деятельности малых предприятий [4], в котором устанавливался упрощенный порядок создания малых предприятий. Далее интенсивность правового регулирования увеличивалась, был принят Закон СССР «О предприятиях в СССР», уравнивающий все организационно-правовые формы юридических лиц. Наиболее важным в данный период становления основ упрощенной системы налогообложения стало Постановление Совмина СССР от 08.08.1990 N 790 “О мерах по созданию и развитию малых предприятий” [5], установившее, что до введения в действие Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций” вновь создаваемые малые предприятия, кроме кооперативов, освобождаются от платежей в бюджет из прибыли (дохода)». Таким образом, к началу девяностых годов малое предпринимательство как правовая категория было сформировано и получило государственную поддержку в области налогообложения. Характеристикой дальнейшего развития законодательства в исследуемой области стала все большая конкретизация и интенсификация экономической поддержки малого бизнеса. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 № 1485 правительству было поручено разработать проекты нормативных актов по «…внесению изменений в налоговую систему, направленных на формирование необходимой финансовой базы малого и среднего бизнеса и повышение заинтересованности предпринимателей в развитии производственной сферы…» [6]. Уже в 1993 году был принят Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” в котором в целях стимулирования развития малого предпринимательства было установлено «…что в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль вновь созданные малые предприятия…» [7], а также иные льготы. Таким образом, в рамках первого этапа развития законодательства об упрощенной системе налогообложения были сформированы социально-экономические основы поддержки малого предпринимательства и методические подходы его стимулирования через систему налогообложения.

Второй этап развития законодательства в области исследования можно датировать периодом с 1995 по 2003 годы. Данный период характерен прежде всего окончательным становлением малого предпринимательства как социально-экономической и правовой категории. Каркасом указанной категории стал принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [8]. В контексте данного исследования значимым следует признать закрепленная в законе необходимость при разработке Государственных программ по поддержке малого предпринимательства включать разделы с предложениями о налоговых льготах, а также закрепление в ряду компетенций федеральных органов исполнительной власти подготовку предположений об установлении льгот по налогообложению.

Важнейшим в данный период явилось принятие Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [9], который предусматривал создание упрощенной системы налогообложения. Данным законом была заложена архитектура исследуемой системы налогообложения: субъекты, объекты, ставки, порядок применения, ответственность субъектов. Также было установлено регулирование процедуры перехода на указанный режим. Основным, но не единственным, преимуществом применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательство стала замена совокупности установленных налогов и сборов уплатой единого налога, отметим, также, что анализируемый закон предусматривал замену единым налогом гораздо большего количества отдельных видов налогов, чем в настоящее время. Также положительным стало ведение учета по упрощенной схеме. Помимо организационных плюсов, введение данной системы дало предпринимателям и ряд экономических преимуществ, в частности появилась возможность с большей степенью уверенности и достоверности прогнозировать хозяйственную деятельность в связи с отпадением необходимости учитывать большое количество отдельных налогов. Однако следует отметить и некоторые проблемы, возникшие в связи с переходом да УСН:

¾ несмотря на то, что считалось, что УСН уменьшит налоговое бремя, на практике это происходило не всегда, в частности для организаций, в которых основные затраты шли на оплату труда;

¾ по-прежнему УСН заменяла не всю совокупность налогов, а только часть, в связи с этим наличие других налогов снижало, в целом положительный эффект упрощения налогообложения;

¾ также немаловажными являлись проблемы с возвратом НДС, поскольку в рамках данной системы он просто не был предусмотрен [10];

¾ ограничения выбора объекта налогообложения (совокупный доход или валовая выручка), который производился не самим предпринимателем, а органами власти;

¾ отсутствие единообразия критериев отнесения организации к малому предприятию в законах «О государственной поддержке…» и «Об упрощенной системе налогообложения…» ограничивало круг субъектов, которые были вправе применить упрощенный режим налогообложения;

¾ также следует отметить некоторое несовершенство юридической техники закона. Например, закон не объяснял, сохраняются ли льготы по ускоренной амортизации при переходе на УСН, которые были предусмотрены Федеральный законом «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации»;

¾ также в науке отмечают проблемы с уплатой стоимости патента, которая по сути являлась «завуалированной формой авансового платежа по единому налогу» [11].

Таким образом, итогом данного этапа стало формирование отвечающей требованиям того времени единой системы упрощенного налогообложения, способствующей поддержке и развитию необходимого для национальной экономики субъекта – малого предпринимательства.

Третий современный этап развития упрощенной системы налогообложения дотируется периодом с 2003 года по настоящее время.

Данный этап обусловлен возникшей необходимостью совершенствования упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что в первоначальном варианте упрощенная система налогообложения предусматривала замещение единым платежом значительно большего числа налогов и сборов, чем в настоящее время. В условиях усложнения экономической обстановки в стране стало ясно, что такой режим выгоден хозяйствующим субъектам, но не является оптимальным с точки зрения фискальных интересов государства.

Системообразующим на данном этапе стало введение с 1 января 2003 года главы 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», устанавливающей новое правовое регулирование взамен существовавшего. Расширен круг субъектов управомоченных применять УСН, в частности в него вошли некоммерческие организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности, превышает 100 млн. рублей и ряд других и др.

Установлено, что для того, чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения организации достаточно подать заявление в налоговый орган в период с 1 октября по 30 ноября текущего года с указанием дохода за 9 месяцев. Вновь созданным и вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям предоставлялась возможность применять УСН в текущем календарном году с момента своего создания,
если заявление такими хозяйствующими субъектами было подано
одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах и другие многочисленные изменения.

Отметим, что действующий закон претерпевает интенсивные изменения, связанные с попыткой законодателя повысить эффективность поддержки малого предпринимательства. Указанные изменения демонстрируют общий тренд нормативных преобразований, связанных как с усовершенствованием самого специального налогового режима, так и является следствием повышения эффективности и транспарентности системы налогов и сборов в России. Проведенный анализ позволил сделать вывод об известной востребованности и эффективности упрощенной системы налогообложения существующей уже более двух десятков лет.

Библиографический список

  1. Рахматуллина О. В. Упрощенная система налогообложения: финансово- правовое регулирование [Текст]: монография / О. В. Рахматуллина. – Оренбург: ООО ИПК «Университет». – 2014. – 140 с.
  2. Об индивидуальной трудовой деятельности [Текст]: Закон СССР от 19.11.1986 г. // Свод законов СССР. 1990. т. 2. ст. 48.
  3. О кооперации в СССР [Текст]: Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-XI // Ведомости ВС СССР. 1988. № 22. ст. 355.
  4. О направлении Положения об организации деятельности малых предприятий» [Электронный ресурс]: Письмо Минобразования РСФСР от 25.12.1989 N 09-14/897. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
  5. О мерах по созданию и развитию малых предприятий [Текст]: Постановление Совмина СССР от 08.08.1990 № 790 //Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1990. № 12.
  6. Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации [Текст]: Указ Президента РФ от 30.11.1992 № 1485 // Собрание актов Президента и Правительства РФ.1992. № 23. ст. 1971.
  7. О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней [Текст]: Указ Президента РФ «» от 22.12.1993г. № 2270 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. № 52. ст. 5076.
  8. О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон «» от 14.06.1995г.№ 88-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 25. ст. 2343
  9. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства [Текст]: Федеральный закон от 29.12.1995г. № 222-ФЗ // СЗ РФ.1996. № 1. ст. 15
  10. Смекалов П.В., Нефедкина М.О. Проблемы и перспективы развития упрощенной системы налогообложения [Электронный ресурс] / П.В. Смекалов, М.О. Нефедкина // European research. 2015. №3 (4). – Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 19.04.2016).
  11. Зимина Е.А. Налоговое регулирование деятельности предприятий малого бизнеса [Электронный ресурс] / Е.А. Зимина. – Режим доступа: http://www.amgpgu.ru (дата обращения: 19.04.2016).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

В период до 1997 года Россия столкнулась с острой проблемой развития экономики. Страна нуждалась в развитии малого и среднего бизнеса. Федеральной налоговой службе совместно с Минфином России была поставлена задача создания такого налога, при котором развитие малого и среднего бизнеса будет иметь положительную тенденцию, т. к. в стране наблюдалась высокая безработица и низкая собираемость средств в бюджеты. Стремясь выполнить поставленную задачу, органы власти РФ систематически вносили изменения в налоговую систему страны, пытаясь таким образом найти правильный путь решения проблемы через введение новых законов и льгот. В реальности же практически все организации платили одинаковое количество налогов, в соответствии с традиционной системой налогообложения.

Однако органами государственной власти, для некоторых организаций были введены льготы:

· Упрощен учет по налогообложению;

· Уплата налога малыми предприятиями уплачивалась с бюджет ежеквартально;

· Реализовано снижение налогового бремени вновь открывшихся организаций, путем применения налоговых каникул. Суть заключалась в том, что вновь зарегистрировавшиеся организации или индивидуальные предприниматели имели право не платить налог на прибыль в течении двух лет.

· Налоговые льготы по НДС;

· Некоторые льготы, которые позволяли уменьшать облагаемый доход.

Благодаря использованию данных льгот малые предприятия до второй половины 90-х годов в России развивались довольно успешно. Однако государство планировало еще более высокий рост развития малого бизнеса, но традиционная система налогообложения не могла это позволить. Возникла потребность в создании чего-то нового, что могло бы дать толчок к развитию данной отрасли.

Для осуществления задуманного в 1995 году был принят закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который вступил в силу с 01. 01. 1996 года.

Суть упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства заключалась в кардинальных изменениях, которые повлекли за собой немало споров, но все же дали положительный результат.

УСН применялась совместно с действующей ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ. Право выбора налогового режима при открытии организации, а также перехода на другой режим, производилось в добровольном порядке, предусмотренным законом.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, попадающими под действие закона, предусматривала замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

Для организаций, которые применяют УСН, сохранял свое действие порядок уплаты:

· налога на приобретение движимого имущества;

· отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Применение УСН предусматривала замену:

· подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности;

· уплаты стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Организации, которые применяли УСН, имели право на оформление первичных документов бухгалтерской отчетности и ведение книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований.

Действие УСН распространялось на индивидуальных предпринимателей и организации с максимальной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности. Данное количество работников распространялось и на организации, у которых есть филиалы и представительства. Существовал перечень тех организаций, которые не могли применить УСН, к ним относились:

· организации, занятые производством подакцизной продукции;

· организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий;

· кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг;

· предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации предусмотрен иной вид ведения бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства имели право в предусмотренном Законом порядке перейти на УСН, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения УСН, совокупный размер валовой выручки не превысил 100 000 кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, которые изъявили желание применять УСН могли перейти на режим с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.

Объектом обложения единым налогом организаций в УСН устанавливался совокупный доход, полученный за отчетный период, или валовая выручка, полученная за отчетный период. Данный объект обложения устанавливался органами государственной власти РФ.

Для организаций, применяющих УСН, устанавливались следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:

· в федеральный бюджет - в размере 10 процентов от совокупного дохода;

· в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.

Если объектом налогообложения для организации определенных категорий являлась валовая выручка, устанавливались следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:

· в федеральный бюджет - в размере 3,33 процента от суммы валовой выручки;

· в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в размере не более 6,67 процента от суммы валовой выручки.

Отказ от применения УСН и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могли осуществляться организациями с начала очередного периода при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее, чем за 15 дней до завершения календарного года. При превышении определенной Законом предельной численности работающих налогоплательщики переходили на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет.

Таким образом, применение УСН в ее первоначальном виде имело ряд положительных моментов, а именно:

· замену уплаты почти всех налогов и сборов уплатой единого налога, что, приводило к снижению налогового бремени по сравнению с общим режимом;

· ведение учета по упрощенной схеме, что по силам даже предпринимателю, не имеющему специальных знаний в области учета;

· упрощенная система позволила предпринимателям с большей степенью определенности прогнозировать свою хозяйственную деятельность, так как не нужно было учитывать весь комплекс существующих налогов;

· право выбора режима налогообложения осталось за организацией и проводилось в добровольном порядке.

Также считаем важным отметить и минусы данного режима. Их количество было существенно больше, чем плюсов, а именно:

· применение УСН не всегда уменьшало налоговую нагрузку, особенно если на предприятии основные затраты шли на оплату труда;

· покупатели продукции малых предприятий не могли предъявлять к зачету НДС по приобретенной от малых предприятий продукции просто потому, что в рамках упрощенной системы налогообложения НДС не уплачивается. Отсюда следовала невозможность возврата НДС. Как известно, величина НДС, принимаемого к зачету при исчислении налога, передается по цепочке от поставщика к покупателю и от него к последующим покупателям. Если в этой цепочке оказывалось малое предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, то следующие за ним покупатели лишались этого права, что было равновесно для них существенному увеличению цены. Это обстоятельство ограничивало область целесообразного применения упрощенной системы предприятиями либо работающими непосредственно на розничную торговлю, либо наоборот, стоящими в самом начале технологической цепи, т.е. производящими продукцию из собственного сырья.

· Единым налогом заменялись многие, но не все налоги;

Покупатели продукции малых предприятий не могли предъявлять к зачету НДС по приобретенной от малых предприятий продукции просто потому, что в рамках упрощенной системы налогообложения НДС не уплачивается;

· применение УСН не способствовало повышению конкурентоспособности продукции малых предприятий и росту спроса на их продукцию;

· выбор объекта обложения осуществлялся органом государственной власти, а не налогоплательщиком;

· УСН не гарантировало стабильности для предпринимателя, особенно для растущего бизнеса;

· также в некоторых случаях наблюдалась путаница с льготами.

Именно из-за вышеперечисленных недостатков 13 апреля 2002 года Правительство внесло на рассмотрение Государственной думы проект Федерального закона, предусматривающий дополнение части второй Налогового кодекса РФ главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства». Закон был принят 24 июля 2002 года и организации смогли использовать новый вид упрощенной системы налогообложения с 1 января 2003 года.

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Илья Антоненко

Специальные налоговые режимы позволяют снизить налоговую нагрузку. Но какой спецрежим окажется выгоднее, просчитать сложно, тем более что в 2020 году утвердили много изменений. Мы подготовили шпаргалку по каждому режиму и составили сравнительную таблицу.

Применять спецрежим выгодно тем, кто работает с физлицами, в том числе самозанятыми, компаниями и ИП на УСН, ПСН, НПД и ЕСХН. Если ваши клиенты — плательщики НДС, то с переходом на спецрежим вы можете часть из них потерять: они не смогут получить вычет по НДС.

Есть компромиссный вариант:

  • налогоплательщик на спецрежиме выставляет покупателю на ОСНО счёт-фактуру, платит по этому счёту-фактуре НДС и представляет декларацию по НДС — не теряя права на спецрежим;
  • покупатель на ОСНО применяет по выставленному счету-фактуре вычет.


Упрощенная система налогообложения (УСН)

Какие налоги заменяет УСН

На УСН переводится вся деятельность ИП — кроме той, которая ведётся в рамках патента.

Если вы применяете УСН, то не платите несколько других налогов (п.п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ):

  • НДФЛ (по доходам ИП, облагаемым по ставке 13 %, кроме дивидендов);
  • налог на прибыль (кроме нескольких видов доходов, например дивидендов);
  • НДС (кроме налога при импорте и НДС, который вы заплатите как налоговый агент);
  • налог на имущество (кроме имущества, облагаемого по кадастровой стоимости).

Кто может перейти на УСН

На УСН могут перейти ИП и организации. Для организаций есть дополнительное условие— доходы по итогам 9 месяцев года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, не должны превышать 112,5 млн рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

УСН не могут применять (п. 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ):

  • организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 150 млн рублей;
  • организации с филиалами;
  • банки и страховщики;
  • НПФ;
  • инвестиционные фонды;
  • профучастники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организаторы азартных игр;
  • участники соглашений о разделе продукции;
  • производители подакцизных товаров, кроме подакцизного винограда, вина, игристого вина (шампанского), виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства;
  • компании, добывающие и продающие полезные ископаемые (кроме общераспространенных);
  • нотариусы и адвокаты;
  • плательщики ЕСХН;
  • организации, в которых доля участия других организаций превышает 25% (кроме ряда исключений для участников — НКО);
  • организации-участники соглашения о разделе продукции;
  • казенные и бюджетные учреждения;
  • МФО и частные агентства занятости.

До 1 января 2021 года действовало ещё два ограничения, нарушив которые организации и ИП лишались права работать на УСН. Это ограничение по доходам с начала налогового периода в 150 млн рублей и ограничение по средней численности работников в 100 человек по итогам каждого отчетного или налогового периода.

С начала 2021 года организации и предприниматели, нарушившие эти ограничения, права на УСН не лишатся, а будут платит налог по повышенным ставками до тех пор, пока их доходы не превысят 200 млн рублей, а средняя численность — 130 человек. А вот при нарушении ограничений второго уровня право на упрощёнку будет утрачено. Подробнее об этом мы рассказывали в статье «Новые правила УСН с 2021 года».

Как перейти на УСН

Чтобы применять УСН в 2021 году, нужно до 31 декабря 2020 года подать в ИФНС по месту нахождения (жительства) уведомление по форме № 26.2-1 (п. 1 ст. 346.13 НК РФ; Приказ ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@).

Как уйти с УСН

Сменить УСН на другой режим налогообложения нельзя до конца налогового периода. Исключения предусмотрены ст. 346.13 НК РФ:

  • переход на ПСН или ЕНВД по отдельным видам деятельности;
  • утрата права на применение УСН;

Если вы хотите с 2021 года перейти на другую систему налогообложения, подайте в ИФНС по месту нахождения (жительства) Уведомление по форме № 26.2-3 не позднее 15 января (п. 6 ст. 346.13 НК РФ; Приказ ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@).

Объект налогообложения при УСН

Объект налогообложения при УСН компании и ИП выбирают сами — ежегодно. Заявить о своём выборе нужно не позднее 31 декабря года, который предшествует году смены объекта налогообложения, подав в ИФНС по месту нахождения (жительства) Уведомление по форме № 26.2-6.

Различия между УСН «доходы» и УСН «доходы минус расходы» приведены в таблице ниже (ст. 346.14, 346.20 НК РФ; Приказ ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@).

0—6 % — при доходах до 150 млн рублей и средней численности сотрудников до 100 человек

8 % — при доходах от 150 до 200 млн рублей и средней численности сотрудников от 100 до 130 человек

3—15 % — при доходах до 150 млн рублей и средней численности сотрудников до 100 человек

20 % — при доходах от 150 до 200 млн рублей и средней численности сотрудников от 100 до 130 человек

0 % для ИП в регионах с «налоговыми каникулами»

Особенности применения УСН

На УСН доходы и расходы учитываются по кассовому методу, авансы включаются в доход по дате получения, расходы на товары учитываются после их продажи, расходы на ОС и НМА учитываются в течение календарного года равными долями ежеквартально после ввода в эксплуатацию (ст. 346.17 НК РФ).

Налоговый учёт и отчётность при УСН

Налоговый учёт ведётся в книге учёта доходов и расходов (ст. 346.24 НК РФ, Приказ Минфина России от 22.10.2012 № 135н). Налоговая декларация сдается только по итогам года (ст. 346.23 НК РФ). Организации сдают её не позднее 31 марта, ИП — не позднее 30 апреля.

Уплата налога

Авансовые платежи уплачиваются ежеквартально — не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Налог уплачивается не позднее срока подачи декларации (ст. 346.21 НК РФ).

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

С 1 января 2021 года спецрежим ЕНВД утрачивает силу (Федеральный закон от 29.06.2012 № 97-ФЗ).

Патентная система налогообложения (ПСН)

Какие налоги заменяет патент

Патент выдаётся на конкретные виды деятельности, по остальным видам деятельности нужно применять другую систему налогообложения.

ПСН освобождает от уплаты других налогов (п.п. 2, 10 и 11 ст. 346.43 НК РФ):

  • НДФЛ по доходам ИП в рамках ПСН;
  • НДС по доходам в рамках ПСН, кроме налога при импорте и НДС налогового агента;
  • налога на имущество по имуществу, которое используется в облагаемой ПСН деятельности, кроме имущества по кадастровой стоимости.

Кто может применять патент

Только ИП по видам деятельности, которые указаны в п. 2 ст. 346.43 НК РФ и перечислены в региональном законодательстве (п. 2, пп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).

Патент применять нельзя (п.п. 2, 3, 5 и 6 ст. 346.43, п. 6 ст. 346.45 НК РФ):

  • в рамках договора простого товарищества и доверительного управления имуществом;
  • при производстве и торговле подакцизными товарами (в пп. 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ);
  • при продаже газа, грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов;
  • при продаже товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети, в том числе почтой, через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети;
  • при передаче лекарств по льготным (бесплатным) рецептам;
  • при продаже продукции собственного производства (изготовления);
  • при продаже товаров, которые подлежат обязательной маркировке;
  • при совершении сделок с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг;
  • при торговле или оказании услуг общепита через объект площадью свыше 150 м2;
  • если в облагаемых ПСН видах деятельности занято больше 15 человек;
  • если в период применения ПСН выручка по деятельности на ПСН и УСН больше 60 млн руб.;
  • в розничной торговле, если хотя бы один товар продан не в розницу (например, по договору поставки).

Регионы могут ввести дополнительные ограничения по площадям торговых залов и сдаваемых в аренду помещений, количеству транспорта или объектов общепита и иным физическим показателям.

Как перейти на патент

За 10 рабочих дней до начала применения ПСН нужно подать в ИФНС заявление по форме № 26.5-1 (п. 2 ст. 346.45 НК РФ; Приказ ФНС России от 11.07.2017 № ММВ-7-3/544@).

Как уйти с патента

Применение ПСН автоматически прекращается, когда заканчивается срок действия патента.
Если предприниматель прекратил деятельность, на которую получал патент, ему нужно в течение 10 рабочих дней подать в ИФНС заявление по форме № 26.5-4 (п. 8 ст. 346.45 НК РФ; Приказ ФНС России от 14.12.2012 № ММВ-7-3/957@).

Порядок расчёта налога на ПСН

В общем случае налог считается по формуле (ст. 346.47 — 346.51 НК РФ):

Налог = СТ × (ПВГД / 12 × КМ),

где СТ — налоговая ставка (от 0 до 6 %);

ПВГД — сумма потенциально возможного годового дохода, которую устанавливает регион;

КМ — количество месяцев, на которые получен патент (не более 12).

Учёт, отчётность и уплата налога на патенте

Налоговый учёт ведётся в книге учёта доходов и расходов (утв. Приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н) по каждому патенту. Налоговую декларацию представлять не нужно (ст. 346.52, 346.53 НК РФ).

Если патент получен на срок до 6 месяцев, вся сумма налога уплачивается не позднее, чем истечёт срок действия патента (п. 2 ст. 346.51 НК РФ).

Если патент получен на 6—12 месяцев, налог уплачивается:

  • одна треть суммы — не позднее 90 календарных дней с начала действия патента;
  • две трети суммы — не позднее окончания действия патента.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Какие налоги заменяет ЕСХН

На ЕСХН переводится вся деятельность компании (ИП, КФХ), кроме той, что ведётся на ЕНВД и ПСН.
ЕСХН заменяет несколько других налогов:

  • НДФЛ по доходам ИП по ставке 13 %, кроме дивидендов;
  • налог на прибыль, кроме некоторых видов доходов, например дивидендов;
  • налог на имущество по имуществу, которое используется при производстве, переработке и реализации сельхозпродукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Плательщики ЕСХН платят НДС, но могут получить освобождение от НДС (п. 3 ст. 346.1, п. 7 ст. 346.2, п. 1 ст. 145 НК РФ).

Кто вправе применять ЕСХН

Применять ЕСХН могут организации, ИП и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые подходят под критерии сельскохозяйственных товаропроизводителей (п.п. 1-5 ст. 346.2 НК РФ).

Не могут применять ЕСХН (п. 6 ст. 346.2 НК РФ):

  • организации и ИП, производящие подакцизные товары, кроме подакцизного винограда, вина, игристого вина (шампанского), виноматериалов, виноградного сусла из винограда собственного производства;
  • компании, которые организуют и проводят азартные игры;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Как перейти на ЕСХН

Чтобы применять ЕСХН в 2021 году, до 31 декабря 2020 года нужно подать в ИФНС по месту нахождения (жительства) уведомление по форме № 26.1-1 (п. 1 ст. 346.3 НК РФ, Приказ ФНС России от 28.01.2013 № ММВ-7-3/41@).

Как уйти с ЕСХН

Если вы хотите перейти на другую систему налогообложения с 2021 года, нужно не позднее 15 января 2021 года подать в ИФНС по месту нахождения (жительства) уведомление по форме № 26.1-3 (п. 6 ст. 346.3 НК РФ; Приказ ФНС России от 28.01.2013 № ММВ-7-3/41@).

Порядок расчёта ЕСХН

Ставка налога составляет от 0 до 6 % в зависимости от регионального законодательства (п. 1 ст. 346.8 НК РФ). Объект налогообложения — доходы, уменьшенные на ограниченный перечень расходов (ст. 346.4 НК РФ).

Доходы и расходы учитываются по кассовому методу. Авансы включаются в доход по дате получения; расходы на товары учитываются после их продажи. Расходы на ОС и НМА учитываются после ввода в эксплуатацию в течение календарного года равными долями каждое полугодие (ст. 346.5 НК РФ).

Учёт, отчётность и уплата налога при ЕСХН

Предприниматели ведут налоговый учёт в книге учёта доходов и расходов (Приказ Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н), организации — на основании данных бухучёта. Налоговая декларация сдаётся только по итогам года (п. 8 ст. 346.5, п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

Авансовый платёж уплачивается за январь-июнь не позднее 25 июля, налог — не позднее срока подачи декларации (ст. 346.7, п.п. 2 и 5 ст. 346.9 НК РФ).

Налог на профессиональный доход (НПД)

Кто вправе применять НПД

Налог на профессиональный доход ещё называют самозанятостью — он действует почти по всей России, а с 1 июля 2020 года все регионы РФ получили право вводить этот спецрежим на своей территории (ст. 1 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Применять НПД могут физические лица, в том числе ИП без наёмных сотрудников, которые ведут деятельность на территории любого из субъектов РФ, включенного в эксперимент (ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ). Для юридических лиц этот режим недоступен.

Для применения спецрежима нужно соблюдать одновременно следующие условия:

  1. Получать доход от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества.
  2. Вести деятельность в регионе-участнике эксперимента.
  3. При ведении этой деятельности не иметь работодателя, с которым заключен трудовой договор. То есть нельзя учесть в НПД доходы, полученные от работодателя. При этом совмещать трудовой договор и самозанятость можно.
  4. Не привлекать к деятельность на НПД наёмных работников по трудовым договорам.
  5. Не зарабатывать более 2,4 млн рублей в год.
  6. Вести деятельность, условия осуществления или доходы от которой не попадают в перечень исключений, указанных в ст. 4 и 6 Федерального закона № 422-ФЗ.

НПД можно платить до тех пор, пока сумма дохода по этому режиму с начала года не достигнет 2,4 млн рублей. После превышения лимита нужно будет платить налоги, предусмотренные другим режимом налогообложения. Сумма месячного дохода не ограничена, то есть можно заработать 2 млн за первый месяц, а потом совсем ничего не зарабатывать.

Какие налоги заменяет НПД

Физические лица без статуса ИП освобождаются от НДФЛ с тех доходов, по которым платят налог на профессиональный доход (ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ).

Индивидуальные предприниматели не уплачивают (ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ):

  • НДФЛ с тех доходов, которые облагаются НПД;
  • НДС, кроме импортированных в РФ товаров;
  • фиксированные страховые взносы.

Как перейти на НПД

Чтобы стать самозанятым, нужно зарегистрироваться в качестве плательщика НПД и получить подтверждение. Без этого применять режим и формировать чеки не получится.

Для регистрации не нужно заполнять бумажные заявления и посещать налоговую, достаточно воспользоваться приложением «Мой налог». Для этого понадобится:

  • скан паспорта и фотография на камеру смартфона;
  • ИНН и пароль от личного кабинет налогоплательщика-физлица или логин и пароль от портала «Госуслуги».

Как уйти с НПД

Нужно войти в приложение «Мой налог» и нажать кнопку «Сняться с учёта». Далее нужно выбрать одну из причин и подтвердить своё решение.

Снятие с учёта произойдёт автоматически.

Порядок расчёта НПД

Налоговая база по НПД — денежное выражение дохода с начала месяца (ст. 8 Федерального закона № 422-ФЗ). Ставка по налогу зависит от того, кто выплатил вам доходы (ст. 10 Федерального закона № 422-ФЗ):

  • 4 % — для расчётов с физлицами;
  • 6 % — для расчётов с ИП и юридическими лицами.

Сумму налога можно уменьшить на налоговый вычет в размере не более 10 000 рублей. Для расчётов с физлицами вычет составит 1 % от налоговой базы, для расчётов с юрлицами — 2 %. То есть ставки уменьшатся до 3 и 4 % соответственно.

Расчёт налога полностью автоматизирован — приложение само определит ставку, применит вычет, проконтролирует лимит дохода и посчитает сумму налога к уплате.

Учёт, отчётность и уплата налога при НПД

Самозанятые могут не вести и, как правило, не ведут бухгалтерский учёт. С его основными функциями помогает приложение «Мой налог».

Налоговая декларация по НПД в налоговые органы не представляется (ст. 13 Федерального закона № 422-ФЗ).

Налоговый период по НПД — месяц. Сумму налога по итогам месяца вы узнаете до 12-го числа следующего месяца, а до 25-го числа его нужно будет заплатить любым удобным способом. Можно настроить автоматическое списание суммы налога со счёта (ст. 11 Федерального закона № 422-ФЗ).

Краткий сравнительный обзор спецрежимов

4 % — для доходов от физлиц

6 % — для доходов от ИП и юрлиц

Если патент на срок до 6 месяцев, налог уплачивается полностью не позднее окончания патента.

Если патент на 6—12 месяцев, 1/3 налога не позднее 90 календарных дней после начала патента, 2/3 налога — не позднее окончания

  • Патент в 2021 году: новые виды деятельности, налоговый вычет и переход с ЕНВД
  • Новые правила УСН с 2021 года
  • Налоговые каникулы ИП в 2021 году
  • Совмещение спецрежимов в 2021 году
  • Как выбрать выгодный налоговый режим в 2021 год
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


В статье рассматривается проблема выживания малого бизнеса в условиях завышенного уровня налогообложения и предлагается один из способов оптимизации налоговых платежей. Стабильно развивающийся малый и средний бизнес – это «подушка безопасности» для национальной экономики. Поэтому данная тема актуальна не только для самих предпринимателей, но и для государства в целом. В условиях кризиса как никогда важна поддержка данных субъектов предпринимательства. Такой поддержкой выступают специальные налоговые режимы. Эта статья может помочь предпринимателям оценить выгодность перехода на упрощенную систему налогообложения и раскрыть некоторые нюансы данного перехода.

Цель данной статьи: провести обзор изменений законодательства по упрощенной системе налогообложения и показать выгодность перехода на УСНО для малых и средних предприятий, как один из способов налоговой оптимизации организаций.

Совершенствование налогообложения малого бизнеса является, в основном, прерогативой федеральной власти и в значительной степени зависит от качества федерального законодательства. По этому вопросу многое делается. Принято давно назревшее решение по вопросу уточненной критериальной оценки отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», включает уточнённые критерии, определяющие отнесение к субъектам малого предпринимательства.

Как известно, отнесение юридического лица (индивидуального предпринимателя) к категории субъекта малого предпринимательства дает ему дополнительные возможности. К примеру, организация – представитель малого бизнеса может вести бухгалтерский учет упрощенным образом, не устанавливать лимит остатка наличных денег, на льготных условиях участвовать в приватизации государственного или муниципального имущества либо стать участником закупки товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд. Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В табл. 1 приводится систематизация критериев, выделены изменения критериев по сравнению с предыдущей редакцией закона № 209-ФЗ (табл. 1).

Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства в РФ

Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале юридического лица других лиц, а именно:

– Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (ранее сюда же входили иностранные юридические лица);

– иностранных юридических лиц;

– юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

49 % (до 30.06.2015 – 25 %)

Средняя численность работников за предшествующий календарный год

до 250 человек включительно

До 100 человек включительно

Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС за предшествующий календарный год

2 млрд. руб. (до 25.07.2015 –

800 млн руб. (до 25.07.2015 – 400 млн руб.)

120 млн руб. (до 25.07.2015 – 60 млн руб.)

Условия применения упрощенной системы налогообложения в РФ

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Расходы не учитываются при расчете единого налога

Доходы уменьшаются на сумму произведенных и оплаченных расходов

Страховые взносы на обязательное страхование

Уменьшают сумму единого налога на величину страховых взносов на обязательное страхование с учетом ограничителя

Взносы относятся на расходы. Вычет из налога не производится

Уплата минимального налога

Уплачивается на основании статьи 346.18 НК РФ

Перенос убытков на следующие налоговые периоды

Уменьшает налоговую базу

Ведется в отношении полученных доходов, учитываемых при расчете налоговой базы

Ведется как в отношении доходов, так и расходов

Сравнение возможностей уменьшить единый налог при использовании специальных налоговых режимов в РФ

На объекте «доходы» «упрощенный» единый налог уменьшается в пределах 50 % на суммы уплаченных страховых взносов, больничных пособий, взносов по договорам добровольного личного страхования. При этом предприниматель без наемных работников уменьшает сумму налога на личные страховые взносы без ограничения (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ)

Сумма единого налога уменьшается в пределах 50 % на суммы уплаченных страховых взносов, больничных пособий, взносов по договорам добровольного личного страхования. При этом предприниматель без наемных работников уменьшает сумму налога на личные страховые взносы без ограничения. А предприниматель с наемными работниками лишь на 50 % и при этом не включает в вычет сумму страховых взносов за себя (п.п. 2 и 2.1 ст. 346.32 НК РФ)

Сумму налога уменьшить нельзя (ст. 346.51 НК РФ)

Сравнительная эффективность налоговых режимов для малого бизнеса (ОСНО, УСН), (тыс. руб.)

Высокий уровень затрат

Низкий уровень затрат

в том числе НДС

в том числе НДС

Налог с облагаемой базы

Сумма уплаченных налогов

Основополагающее значение для достижения экономического роста РФ представляет создание условий и обеспечение развития и поддержки малого бизнеса.

Малое предпринимательство может оказаться жизнеспособным только, если условия его существования будут гарантированы на федеральном уровне.

Специальный налоговый режим УСН – это реальная поддержка субъектов малого предпринимательства.

Мы считаем, что любой налогоплательщик должен иметь право выбрать любой из существующих режимов налогообложения. То есть применение упрощенных методов возможно только на добровольной основе и должно быть выгодно налогоплательщику.

В табл. 2 указаны условия применения упрощенной системы налогообложения.

Практика показала, что все больше организаций переходят на уплату единого налога, поскольку переход на упрощенную систему налогообложения освобождает их от уплаты ряда налогов, в том числе налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций (за исключением недвижимости, налоговая база по которой определяется как кадастровая стоимость).

Многие компании малого и среднего бизнеса активно используют упрощенную систему налогообложения. При этом право использования упрощенной системы налогообложения есть у юридических лиц, в которых доля участия других организаций составляет не более 25 %, размер активов не превышает 100 млн руб., количество сотрудников 100 человек, а годовая выручка 60 млн рублей с учетом ежегодной индексации.

Следует отметить, что и до 2015 года лимит дохода для использования УСН соответствовал размеру выручки не малых, а микропредприятий, а с июля 2015 года он ниже в 2 раза выручки микропредприятий и в 13 раз меньше выручки малых предприятий.

УСН, по которой сформировалась достаточно обширная практика применения, позволила субъектам малого предпринимательства за эти годы не только минимизировать налоги, упростить учет, но и избежать и «переждать» множество возможных проблем, связанных с коллизиями в динамично реформируемом налоговом законодательстве по общей системе налогообложения.

УСН является законным способом налоговой оптимизации. Ведь единый налог заменяет два основных платежа в бюджет (статья 346.11 НК РФ):

– налог на прибыль организаций (для организаций) или НДФЛ (для предпринимателей);

– НДС (кроме «таможенного»).

Поэтому применение УСН реально может снизить объем налоговых выплат налогоплательщика в 2,5 – 3 раза.

Кроме этого, можно уменьшить единый налог при использовании специальных налоговых режимов и за счет других льготных моментов предоставляемых налоговым законодательством РФ.

В табл. 3 приводятся возможности уменьшить единый налог при использовании специальных налоговых режимов.

При использовании УСН можно минимизировать платежи в бюджет, выбрав наиболее выгодный объект налогообложения.

Платить налог можно двумя способами:

– с доходов (в этом случае налог будет составлять 6 %);

– с доходов, уменьшенных на расходы (в этом случае налог будет составлять 15 %).

Как показывает практика, работать с «доходами» предпочтительнее налогоплательщикам, которые оказывают какие-либо услуги, сдают площади в аренду и т.п., так как их расходы минимальны.

Платить единый налог с доходов выгодно компаниям с высокой рентабельностью. Чем прибыльнее фирма, тем выгоднее для нее этот способ расчета.

Это доказывает приведенный ниже расчет эффективности налоговых режимов для малого бизнеса. Он произведен с учетом критериев для малого бизнеса, применяемых для целей главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Цифры расходов определены условно. Высокий уровень затрат как 65 % от выручки, а низкий уровень затрат- 15 % от выручки. Расчет представлен в таблице 4, по его итогам сделаны выводы.

Критерием оценки в этом случае является значение показателя налоговой нагрузки. Показатель налоговой нагрузки считается по формуле:

Нн = Сумма уплаченных налогов/ Чистая прибыль*100 %

Как и ожидалось, самой высокой налоговой нагрузкой отличается ОСНО (131 %). Налоговая нагрузка малорентабельной деятельности, когда высок уровень затрат, при УСНО с объектом «доходы минус расходы» ниже, чем при УСНО с объектом «доходы». Для высокорентабельной деятельности, когда уровень затрат низкий, наоборот: налоговая нагрузка при УСНО с объектом «доходы» ниже, чем при УСНО с объектом «доходы минус расходы». Для налогоплательщика очевиден вывод правильный выбор объекта налогообложения при УСН, может оптимизировать его налоговую нагрузку.

Однако налоговое законодательство постоянно меняется, и 2016 год не стал исключением.

С 1 января 2016 г. в силу вступили новые поправки, которые касаются и УСН.

Напомним, что до 2016 года субъекты РФ могли устанавливать дифференцированные налоговые ставки по единому налогу только для «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

При этом максимальная ставка единого налога при выборе «упрощенцем» объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» составляет 15 %, а законами субъектов РФ налоговые ставки могут быть установлены в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

С 1 января 2016 г. поправки, внесенные Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ, позволяют субъектам РФ принимать законы об установлении ставки единого налога в пределах от 1 до 6 % для налогоплательщиков «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы».

Что касается учета НДС, организации и ИП, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС. Однако в том случае, если они всё же, по каким либо причинам, выставят покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, сумма налога должна быть уплачена в бюджет.

До 2016 года многие компании и ИП учитывали сумму НДС в составе доходов, а сумму «входящего» НДС включали в состав расходов. С 1 января 2016 г. вступает в силу 84-ФЗ, который позволит налогоплательщикам, находящимся на УСН, не признавать в доходах и расходах сумму НДС, предъявленного покупателям.

Внесены изменения в налоговый учет основных средств, до 2016 года стоимостный лимит для признания имущества амортизируемым, составляет 40 000 рублей. Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ увеличен лимит основных средств с 40 000 до 100 000 руб.

Указанные изменения распространяются на имущество, введенное в эксплуатацию с 1 января 2016 г. Это означает, что имущество первоначальной стоимостью 100 000 руб. и меньше не будет относиться к амортизируемому имуществу и учитываться в составе основных средств. А расходы на приобретение такого имущества «упрощенцы» будут учитывать в составе материальных расходов.

Это благоприятное изменение коснется «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Таким образом, с 1 января 2016 г. такие налогоплательщики получили возможность единовременно списывать в расходы имущество первоначальной стоимостью 100 000 руб. и меньше.

Приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772 предусмотрено увеличение коэффициента-дефлятора в 2016 г. до 1,329 в 2015 г. он составлял – 1,147.

Таким образом, чтобы не утратить право на применение УСН в 2016 г., показатель «доходы» не должен превышать 79,74 млн руб. (60 млн руб. x 1,329).

Применение упрощенной системы налогообложения при прочих равных условиях особенно выгодно бизнесу, ориентированному на прямую работу с потребителем (прежде всего, за счет экономии на НДС). По нашим оценкам выгода составляет примерно 5 % – 10 % от выручки и нередко дает прирост прибыли в 30 % -50 %.

На сегодняшний день благодаря реформам Российской Федерации в сфере предпринимательства, субъекты малого бизнеса узаконили свой статус, заявили о себе как о самостоятельной сфере экономики. Но, малое предпринимательство на данный момент сталкивается с множеством различным проблем в ходе своей деятельности. Это не только несовершенство налогового законодательства, но и наличие административных барьеров, сложности по вопросам кредитования, расширение влияния крупных игроков рынка. Именно поэтому, чтобы получать максимум пользы от малого бизнеса для социального и экономического развития нашей страны, нужна поддержка государства. Ведь при отсутствии государственной поддержки данных субъектов бизнеса мы увидим только негативные изменения – снижение роста ВВП, сокращение среднего класса, повышение социальной напряженности, вследствие увеличения безработицы. Рассмотренный в статье способ налоговой оптимизации не должен оставаться без внимания предпринимателей. Проведенный анализ показал, что если предприятие попадает под критерии использования упрощенной системы налогообложения, переход на УСНО позволит снизить налоговую нагрузку более чем в 2 раза, при прочих равных условиях, и как следствие этого приведет к увеличению чистой прибыли, что является главной целью всех коммерческих предприятий. Таким образом, именно специальные режимы могут помочь конкурировать с более крупными предприятиями на рынке товаров и услуг Российской Федерации.

Читайте также: