В 2010 году транспортный налог

Опубликовано: 03.05.2024

Уплата транспортного налога в 2010 году

С января 2010 года действует новая редакция гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ. Изменения, вступающие в силу с нового года, были введены федеральными законами от 28.11.2009 N 282-ФЗ, от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 27.12.2009 N 368-ФЗ. В данной статье подробно рассмотрим, каков порядок начисления и уплаты транспортного налога в 2010 году.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, следовательно, устанавливается он законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.

Льгот по транспортному налогу на федеральном уровне не предусмотрено. При этом ст. 356 НК РФ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право при установлении транспортного налога определять налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (Письмо Минфина РФ от 21.04.2009 N 03-05-04-01/16).

Как в случае с большинством налогов, уплачиваемых организацией, налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетными периодами - I, II и III кварталы (п. 1, 2 ст. 360 НК РФ). При этом стоит учитывать, что согласно п. 3 ст. 360 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут не устанавливать отчетные периоды.

Кто является налогоплательщиком транспортного налога?

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Признание юридических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств (п. 4, 5 ст. 362 НК РФ).

Транспортные средства регистрируются только на их собственников, если законодательством РФ не предусмотрено иное.

Стоит отметить, что налогоплательщиком транспортного средства, зарегистрированного и переданного физическими лицами на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством, является лицо, указанное в такой доверенности (абз. 2 ст. 357 НК РФ). При этом должны быть соблюдены три условия:

1) необходимо, чтобы транспортное средство было приобретено до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ*(1);

2) необходимо, чтобы транспортное средство было передано другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ;

3) необходимо, чтобы на основании доверенности были переданы права на владение и распоряжение транспортным средством.

Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Что является объектом налогообложения?

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом обложения по транспортному налогу признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения, определен п. 2 ст. 358 НК РФ. К таким средствам, в частности, относятся:

- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Вопрос: Являются ли объектом налогообложения зарегистрированные транспортные средства, которые не используются по назначению, а стоят в гараже на ремонте?

Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования данного транспортного средства налогоплательщиком. Следовательно, ремонтируемые автомобили, не снятые с учета в органах регистрации, являются объектами обложения транспортным налогом в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказывают специалисты Минфина в Письме от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01.

Отдельный момент - налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются субъектами РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Базовые ставки транспортного налога определены в п. 1 ст. 361 НК РФ. Однако законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в п. 1 ст. 361 НК РФ.

С 2010 года субъектам РФ дано право предусматривать ставки транспортного налога в 10 раз больше (меньше) предусмотренных НК РФ (Федеральный закон N 282-ФЗ). Ранее размер данного увеличения (уменьшения) составлял пять раз.

Надо сказать, что многие данную новость восприняли как однозначное повышение ставок транспортного налога с 2010 года. Однако специалисты Минфина в письме разъясняют, что принятие Федерального закона N 282-ФЗ не влечет автоматического увеличения налоговых ставок, установленных законами субъектов РФ, а лишь расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по определению ставок транспортного налога (Письмо от 03.12.2009 N 03-05-06-04/401). Иными словами, с 1 января 2010 года вступают в силу изменения в НК РФ, позволяющие регионам увеличивать (уменьшать) базовые ставки транспортного налога максимально в 10 раз. Представим в таблице, до каких пределов регионы могут увеличить (уменьшить) транспортный налог по основным объектам налогообложения.

Минимальная ставка налога

Базовая ставка налога

Максимальная ставка налога

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

- до 100 л.с.(до 73,55 кВт)

- свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)

- свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

- до 200 л.с (до 147,1 кВт) включительно

- свыше 200 л.с (свыше 147,1 кВт)

С 1 января 2010 года изменился порядок установления дифференцированных налоговых ставок. Ранее они определялись с учетом срока полезного использования транспортного средства. С 2010 года Налоговым кодексом уточнено, что при установлении дифференцированных налоговых ставок учитываются количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, и экологический класс автомобилей, являющихся объектом обложения (п. 3 ст. 361 НК РФ). При этом количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (абз. 3 п. 3 ст. 361 НК РФ, введен Федеральным законом N 282-ФЗ).

Регионы, учитывающие при установлении ставок транспортного налога экологический класс транспортного средства, руководствуются Специальным техническим регламентом "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609. Согласно данному регламенту экологический класс - это классификационный код, характеризующий автомобильную технику в зависимости от уровня выбросов.

Автомобильная техника в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ подразделяется на экологические классы "0", "1", "2", "3", "4" и "5". Как правило, чем выше экологический класс транспортного средства, тем ниже ставки транспортного налога.

Порядок расчета суммы налога и авансовых платежей

Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога и авансовых платежей по нему. Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода исчисляется в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Уплачивая авансовые платежи, налогоплательщики определяют сумму налога за налоговый период, подлежащую уплате в бюджет, как разницу между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Стоит отметить, что налоговая база в каждом отдельном случае определяется по-разному в зависимости от вида используемого транспортного средств. Так, налоговой базой может быть (п. 1 ст. 359 НК РФ):

- мощность двигателя в лошадиных силах в отношении транспортных средств, имеющих двигатели;

- валовая вместимость в регистровых тоннах в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость;

- единица транспортного средства в отношении иных водных и воздушных транспортных средств.

Рассмотрим на примере порядок расчета суммы транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет.

За учреждением спорта зарегистрировано транспортное средство ГАЗ-3110 с мощностью двигателя 100 л.с. Законом субъекта РФ, на территории которого находится данное учреждение, на 2010 год ставка по транспортному налогу установлена в размере 25 руб. за 1 л.с. Необходимо рассчитать сумму авансового платежа за I квартал 2010 г.

Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ сумма авансового платежа рассчитывается как 1/4 (100 л.с. х 25 руб.). Таким образом, за I квартал 2010 года учреждение спорта обязано уплатить в бюджет 625 руб.

Отметим, что при расчете суммы транспортного налога налоговая база (например, мощность двигателя), тип и категория транспортного средства (легковой, грузовой автомобиль или автобус) определяются на основании сведений, занесенных в его паспорт - документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации (п. 27, 28, 33 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005).

В случае отсутствия в паспорте такой информации налогоплательщики вправе обратиться в данной ситуации в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (Письмо Минфина РФ от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105).

Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения (п. 31 Методических указаний по применению гл. 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ, утверждённых Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177).

Отметим, что исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде. Иными словами, в случае регистрации и (или) снятия транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога осуществляется с применением коэффициента (К), который определяется по следующей формуле (п. 3 ст. 362 НК РФ):

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Рассмотрим, каков порядок применения коэффициента в отдельных случаях, когда транспортное средство:

- зарегистрировано 21 января 2010 г., а снято с регистрации 9 декабря 2010 г.;

- зарегистрировано 15 апреля 2010 г., а снято с регистрации 6 августа 2010 г.;

- зарегистрировано 2 ноября 2010 г., а снято с регистрации 27 ноября 2010 г.

Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ сумма налога за налоговый период (2009 год) в каждом из этих случаев определяется с учетом следующих коэффициентов:

В Москве, в 2010 году, транспортный налог устанавливается Законом города Москвы № 33 от 09.07.2008 года «О транспортном налоге».

Учтите, что расчитанная сумма транспортного налога является примерной (есть округления по правилам математики), которую Вы можете использовать в справочных целях. В расчете не учтены возможно имеющиеся льготы по налогу.

Ставки транспортного налога в Москве в 2010 году установлены в следующих размерах:

1. Налоговая ставка транспортного налога в Москве для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) – в рублях:

до 100 лошадиных сил включительно
(до 73,55 кВт)

свыше 100 до 125 лошадиных сил включительно
(свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт)

свыше 125 до 150 лошадиных сил включительно
(свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт)

свыше 150 до 175 лошадиных сил включительно
(свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт)

свыше 175 до 200 лошадиных сил включительно
(свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт)

свыше 200 до 225 лошадиных сил включительно
(свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт)

свыше 225 до 250 лошадиных сил включительно
(свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт)

свыше 250 лошадиных сил
(свыше 183,9 кВт)

2. Транспортный налог в Москве для мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) – установлен в рублях, со следующими налоговыми ставками:

до 20 лошадиных сил (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 до 35 лошадиных сил включительно
(свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт)

свыше 35 лошадиных сил включительно
(свыше 25,74 кВт)

3. Налоговая ставка транспортного налога в Москве для автобусов со сроком полезного использования до 5 лет включительно, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) – в рублях:

до 110 лошадиных сил включительно
(до 80,9 кВт)

свыше 110 до 200 лошадиных сил включительно
(свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт)

свыше 200 лошадиных сил
(свыше 147,1 кВт)

4. Транспортный налог в Москве для автобусов со сроком полезного использования свыше 5 лет с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) – установлен в рублях, со следующими налоговыми ставками:

до 110 лошадиных сил включительно
(до 80,9 кВт)

свыше 110 до 200 лошадиных сил включительно
(свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт)

свыше 200 лошадиных сил
(свыше 147,1 кВт)

5. Налоговая ставка транспортного налога в Москве для грузовых автомобилей со сроком полезного использования до 5 лет включительно, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) – в рублях:

до 100 лошадиных сил включительно
(до 73,55 кВт)

свыше 100 до 150 лошадиных сил включительно
(свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)

свыше 150 до 200 лошадиных сил включительно
(свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)

свыше 200 до 250 лошадиных сил включительно
(свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)

свыше 250 лошадиных сил
(свыше 183,9 кВт)

6. Транспортный налог в Москве для грузовых автомобилей со сроком полезного использования свыше 5 лет с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) – установлен в рублях, со следующими налоговыми ставками:

до 100 лошадиных сил включительно
(до 73,55 кВт)

свыше 100 до 150 лошадиных сил включительно
(свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)

свыше 150 до 200 лошадиных сил включительно
(свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт)

свыше 200 до 250 лошадиных сил включительно
(свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт)

свыше 250 лошадиных сил
(свыше 183,9 кВт)

7. Налоговая ставка транспортного налога в Москве в 2010 году для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы), в рублях: 20 руб. с 1 л.с.

8. Транспортный налог в Москве для снегоходов, мотосаней с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) – установлен в рублях, со следующими налоговыми ставками:

до 50 лошадиных сил включительно
(до 36,77 кВт)

свыше 50 лошадиных сил
(свыше 36,77 кВт)

9. Налоговая ставка транспортного налога в Москве для катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы), в рублях:

до 100 лошадиных сил включительно
(до 73,55 кВт)

свыше 100 лошадиных сил
(свыше 73,55 кВт)

10. Транспортный налог в Москве для яхт и других парусно-моторных судов с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) – установлен в рублях, со следующими налоговыми ставками:

до 100 лошадиных сил включительно
(до 73,55 кВт)

свыше 100 лошадиных сил
(свыше 73,55 кВт)

11. Налоговая ставка транспортного налога в Москве для гидроциклов, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы), в рублях:

до 100 лошадиных сил включительно
(до 73,55 кВт)

свыше 100 лошадиных сил
(свыше 73,55 кВт)

В порядке исчисления транспортного налога с 2010 г. произошли изменения. В статье рассмотрены правила расчета авансовых платежей и самого налога с учетом последних изменений, внесенных в гл. 28 “Транспортный налог“ НК РФ. Особое внимание уделено вопросу определения ставки налога, являющемуся причиной многочисленных судебных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

В силу ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно ст. 358 НК РФ. Юридическое лицо (учреждение образования) признается плательщиком

транспортного налога, если оно отвечает следующим условиям:

1. Законодательными актами субъекта РФ для него не предусмотрены льготы, освобождающие от уплаты налога. Поясним. Транспортный налог является региональным налогом, и за законодательными (представительными) органами субъекта РФ НК РФ закреплено право определять ставку налога (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки его уплаты, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. В связи с этим учреждению первоначально следует ознакомиться с перечнем льгот, приведенным в нормативном документе, регулирующем уплату транспортного налога на территории соответствующего субъекта РФ. Например, Законом Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 “О транспортном налоге“ не предусмотрена льгота по уплате транспортного налога для образовательных учреждений. Пункт 2 ст. 7 Закона Нижегородской области от 28.11.2002 N 73-З “О транспортном налоге“, напротив, от уплаты транспортного налога освобождает организации, учреждения, финансируемые из областного и местного бюджетов в объеме не менее 80%. Таким образом, если объем финансирования учреждения образования, расположенного на территории Нижегородской области, на 80% и выше осуществляется за счет областного и местного бюджетов, оно освобождается от уплаты транспортного налога. В случае несоблюдения этой пропорции учреждение не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной Законом Нижегородской области о транспортном налоге, и обязано исчислить и уплатить транспортный налог в областной бюджет.

2. На учреждение (головную организацию или обособленное подразделение), как юридическое лицо в соответствующих органах, зарегистрированы транспортные средства. Порядок регистрации транспортных средств, а также перечень органов, которые эту регистрацию осуществляют, приведены в Постановлении Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной

техники на территории Российской Федерации“ (далее - Постановление о госрегистрации транспортных средств). Регистрацию тех видов транспортных средств, которые обычно используют учреждения образования, осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД. Юридические лица признаются плательщиками транспортного налога на основании сведений о регистрации за ними транспортных средств, которые поступают в налоговую инспекцию от органов, осуществляющих их государственную регистрацию. Сроки и порядок представления таких сведений закреплены п. п. 4 и 5 ст. 362 НК РФ.

--------------------------------
В этом Постановлении приведен также перечень документов, представляемых для регистрации транспортных средств в соответствующие органы.

К сведению. Фактическое отсутствие объекта (выбытие в результате купли-продажи) не освобождает юридическое лицо от уплаты налога, если транспортное средство не снято с регистрации или не перерегистрировано на другое лицо (Постановление ФАС УО от 04.09.2008 N Ф09-6258/08-С3).

3. Зарегистрированные на учреждение, как юридическое лицо, транспортные средства признаются в соответствии с требованиями ст. 358 НК РФ объектами налогообложения. В частности, для учреждений образования объектом налогообложения признаны автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Не являются объектом налогообложения:

- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.;

- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

следующим образом (ст. 359 НК РФ):

- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

- в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

- в отношении иных транспортных средств (за исключением водных несамоходных (буксируемых)) - как единица транспортного средства.

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

К сведению. В случае если мощность двигателя указана в технической документации к транспортному средству в киловаттах, данный показатель переводится в лошадиные силы. Соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в киловаттах, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л. с.). При пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой (п. 19 Методических рекомендаций по применению главы 28 “Транспортный налог“ части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации)).

Размер налоговой ставки транспортного налога устанавливается законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Следовательно, категория транспортного средства является одним из существенных критериев для определения ставки транспортного налога. Она указывается в паспорте транспортного средства. Казалось бы, определить категорию транспортного средства, а затем по ней установить ставку налога не составляет труда, но. В ст. 361 НК РФ есть положение, по которому применение ставки налога напрямую зависит от типа транспортного средства (легковое, грузовое). Таким образом, эта статья содержит взаимоисключающие положения, требующие определять ставку налога с учетом категории транспортного средства и типа транспортного средства.

Например, согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496 к транспортным средствам категории “B“ (по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 (далее - Конвенция)) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории “B“ не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.

О том, как определить ставку налога, если категория транспортного средства не соответствует типу транспортного средства, разъясняется в Письмах Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105, ФНС России от 18.02.2008 N ШС-6-3/112@.

Из них следует, что ставка налога устанавливается исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства . Подобной позиции придерживаются и суды. Так, в Постановлениях ФАС ВСО от 12.03.2009 N А58-3798/08-Ф02-869/09, ФАС Волго-Вятского округа от 19.01.2009 по делу N А29-2848/2008 указано, что категория “B“, обозначенная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям. При выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять транспортный налог для конкретного транспортного средства, налогоплательщик (собственник) должен руководствоваться типом (видом) объекта налогообложения, сведения о котором указаны в его паспорте, а не указанной в паспорте транспортного средства категорией автомобиля.

--------------------------------
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Он подтверждает наличие “одобрения типа транспортного средства“ (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 “О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов“), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства. Тип транспортного средства, обозначенный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в “одобрении типа транспортного средства“ (сертификате соответствия).

Приведем пример определения ставки транспортного налога.

Пример 1. В паспорте автомобиля “Газель“ указано следующее:

- в строке “Категория ТС“ - “B“;

- в строке “Наименование (тип ТС)“ - фургон;

- в строке “Марка, модель“ - “7“ - фургоны.

Ставка транспортного налога автомобиля с такими характеристиками такая же, как для грузовых автомобилей (Письмо Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05).

Минфин рекомендует при определении категории транспортного средства учитывать судебную практику.

В Постановлениях ФАС ВВО от 15.05.2009 по делу N А11-10035/2008-К2-26/558, от 23.04.2009 по делу N А11-7377/2008-К2-25/536 признано правомерным применение налогоплательщиком ставки транспортного налога для легковых автомобилей в отношении принадлежащих ему транспортных средств УАЗ-3962, УАЗ-39621 и УАЗ-22069. Суд исходил из того, что в выданных паспортах транспортных средств указаны категория “B“ (что соответствует легковому автомобилю по классификации транспортных средств, установленной Конвенцией) и тип специализированный, санитарный и специальный пассажирский соответственно. Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, принадлежащие учреждению автотранспортные средства относятся к “автомобилям специальным“ (код 15 3410449).

Суд на основании всестороннего, полного и объективного исследования в совокупности всех доказательств по делу установил, что принадлежащие учреждению автомобили УАЗ-3962, УАЗ-39621 и УАЗ-22069 относятся к категории легковых.

Размер налоговых ставок, установленных в ст. 361 НК РФ, может быть увеличен или уменьшен законами субъектов РФ. С 01.01.2010 изменены максимальный и минимальный размеры налоговой ставки, которые устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. Напомним, до этой даты субъекты РФ вправе были увеличивать или уменьшать законодательными актами налоговые ставки, приведенные в ст. 361 НК РФ, не более чем в пять раз. С этого года субъекты РФ вправе уменьшать или увеличивать налоговые ставки, но не более чем в десять раз.

Также субъектам РФ разрешено устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, и (или) его экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства, включая налоговый период, за который уплачивается налог (п. 3 ст. 361 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-05-05-04/08).

Например, при исчислении транспортного налога в 2010 г. за 2009 г. в отношении транспортного средства (2005 г. выпуска) количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, с учетом положений п. 3 ст. 361 НК РФ составит четыре года (с 1 января 2006 г.), то есть на 1 января 2007 г. (за 2006 г.), на 1 января 2008 г. (за 2007 г.), на 1 января 2009 г. (за 2008 г.) и на 1 января 2010 г. (за 2009 г.).

Напомним, что до 01.01.2010 дифференцированные ставки устанавливались с учетом срока полезного использования транспортного средства.

Установление налоговой ставки с учетом экологического класса транспортного средства - это совершенно новый показатель, используемый при исчислении транспортного налога. В Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств (документ вступает в силу с сентября 2010 г.) и в Специальном техническом регламенте о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ сказано, что экологический класс - классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ. В настоящий момент существует пять экологических классов. В них выделены категории и подгруппы автомобильной техники и технические нормативы выбросов (см. Приложение 2 к Постановлению Правительства РФ N 609). Чем ниже экологический класс, тем меньше уровень выбросов, и можно предположить, что ставка налога будет меньше. Принадлежность автомобиля к высокому экологическому классу говорит о загрязнении им окружающей среды, а это, в свою очередь, позволяет региональным органам власти увеличить ставку транспортного налога.

--------------------------------
Утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720.

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 N 609.

Порядок исчисления транспортного налога и авансовых платежей по нему регулируется ст. 362 НК РФ. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Так, сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается по формуле:

Сумма налога = Налоговая база x Налоговая ставка.

В случае если законодательными актами субъектов РФ установлены отчетные периоды, по их истечении налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу (ст. ст. 360, 362 НК РФ). Сумма авансового платежа рассчитывается следующим образом:

Сумма авансового платежа = 1/4 налоговой базы x Налоговая ставка.

С учетом уплаченных авансовых платежей сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, будет определяться так:

Сумма налога к уплате = Исчисленная сумма налога - Сумма уплаченных авансовых платежей по налогу.

Приведем пример расчета суммы транспортного налога и авансовых платежей по нему.

Пример 2. На балансе вуза числится легковой автомобиль, мощность двигателя которого составляет 74 л. с. В соответствии с законодательством субъекта РФ учреждение, являясь плательщиком транспортного налога, обязано исчислять и уплачивать по нему авансовые платежи. Ставка налога, установленная субъектом РФ для данного автомобиля, - 35 руб. за 1 л. с. Легковой автомобиль прошел регистрацию в органах ГИБДД.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет за каждый отчетный период, будет равна 647,5 руб. (1/4 x 74 л. с. x 35 руб.). Сумма транспортного налога, исчисленная за год, составит 2590 руб. (74 л. с. x 35 руб.).

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента. Он определяется следующим образом:

Число полных месяцев, в течение которых

данное транспортное средство было

зарегистрировано на налогоплательщика

Число календарных месяцев в налоговом

Суммы налога и авансового платежа определяются:

Сумма налога = Коэффициент x Налоговая база x Налоговая ставка.

Сумма авансового платежа = Коэффициент x 1/4 x Налоговая база x Налоговая ставка.

При расчете коэффициента месяц регистрации транспортного средства и месяц снятия его с регистрации принимаются за полные месяцы. Кроме того, если регистрация и снятие с регистрации производились в течение одного календарного месяца, этот месяц принимается за один полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в сроки, установленные законами субъектов РФ. Например, из ст. 9 Закона Нижегородской области от 28.11.2002 N 73-З “О транспортном налоге“ следует, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в следующие сроки:

- за I квартал - не позднее 15 апреля текущего налогового периода;

- за II квартал - не позднее 15 июля текущего налогового периода;

- за III квартал - не позднее 15 октября текущего налогового периода.

Не позднее этих же сроков расчет об исчисленных и уплаченных авансовых платежах представляется в налоговые органы. Сумма налога подлежит уплате налогоплательщиком в бюджет Нижегородской области не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация по налогу представляется также не позднее данного срока.

В свою очередь, п. 2 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 04.11.2002 N 487-53 “О транспортном налоге“ установлено, что налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (до 30 апреля, до 31 июля, до 31 октября). Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций по итогам налогового периода - 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Эти сроки соответствуют п. 3 ст. 363.1 НК РФ. Расчет авансовых платежей представляется в налоговые органы по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н “Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и Рекомендаций по ее заполнению“, а декларация по уплате налога - по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н “Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Порядка ее заполнения“.

Обратите внимание! Уплата налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местом нахождения имущества является (п. 5 ст. 83 НК РФ):

- для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;

- для транспортных средств, не указанных выше, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества;

- для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.

В конце прошлого года новости о повышении ставок транспортного налога в регионах поступали регулярно. Изменились ли "тарифы" в вашем регионе, подскажет таблица. Обратите внимание, что ставки ранспортного налога приводятся в рублях для легковых и грузовых автомобилей на 2010 г. в тех субъектах, где они изменились.

Ставка налога для легковых автомобилей

от 101 до
150 л. с.

от 151 до
200 л. с.

от 200 до
250 л. с.

Республика Алтай
(Закон от
25.11.2009 N 67-РЗ)

от 91 до
100 л. с. -
10

Республика
Бурятия
(Закон от
11.11.2009
N 1158-IV)

по числу
лет с
года
выпуска
до 1
января
2010 г.:
не более
5 лет

от 101 до
125 л. с. -
10

от 126 до
150 л. с. -
10,85

свыше 5
и не
более
10 лет

от 101 до
125 л. с. -
9,5

от 126 до
150 л. с. -
10

от 101 до
125 л. с. -
9

от 126 до
150 л. с. -
9,5

Республика Дагестан
(Закон от
09.10.2009 N 57)

Республика Калмыкия
(Закон от
10.07.2009
N 106-IV-З)

Карачаево-
Черкесская
Республика (Закон
от 25.11.2009
N 69-РЗ)

Республика Коми
(Закон от
18.11.2009
N 100-РЗ)

от 71 до
85 л. с. -
10

от 86 до
100 л. с. -
15

Республика
Мордовия
(Закон от
27.11.2009
N 91-З)

по числу
лет с
года
выпуска
до 1
января
2010 г.:
свыше
15 лет

не более
15 лет

Республика Саха
(Якутия) (Закон от
17.11.2009 745-З
N 381-IV)

Республика
Татарстан (Закон от
26.11.2009
N 53-ЗРТ)

Республика Тыва
(Закон от
28.11.2002
N 92 ВХ-1 (ред. от
05.12.2008))

Чеченская
Республика (Закон
от 19.11.2009
N 65-РЗ)

Забайкальский край
(Закон от
11.11.2009
N 258-ЗЗК)

Камчатский край
(Закон от
07.10.2009 N 303)

Краснодарский край
(Закон от
27.10.2009
N 1850-КЗ)

Пермский край
(Закон от
24.11.2009
N 541-ПК)

Архангельская
область (Закон от
27.11.2009
N 102-внеоч.-ОЗ)

Астраханская
область (Закон от
26.11.2009
N 93/2009-ОЗ)

Белгородская
область (Закон от
24.11.2009 N 310)

Брянская область
(Закон от
09.11.2009 N 91-З)

Калининградская
область (Закон от
29.01.2010 N 414)

Калужская область
(Закон от
09.11.2009
N 577-ОЗ)

от 101 до
125 л. с. -
20

от 81 до
100 л. с. -
10

от 126 до
150 л. с. -
25

Кемеровская область
(Закон от
26.11.2009
N 121-ОЗ)

от 81 до
100 л. с. -
12

Кировская область
(Закон от
26.11.2009
N 456-ЗО)

от 46 до
85 л. с. -
20

от 86 до
100 л. с. -
25

Курганская область
(Закон от
24.11.2009 N 501)

Липецкая область
(Закон от
25.11.2009
N 332-ОЗ)

Магаданская область
(Закон от
09.11.2009
N 1193-ОЗ)

Московская область
(Закон от
30.11.2009
N 139/2009-ОЗ)

Омская область
(Закон от
23.07.2009
N 1183-ОЗ)

Самарская область
(Закон от
29.06.2009 N 79-ГД)

Свердловская
область (Областной
закон от 29.11.2002
N 43-ОЗ (ред. от
15.06.2009))

Томская область
(Закон от
02.11.2009
N 234-ОЗ)

Тульская область
(Закон от
19.11.2009
N 1356-ЗТО)

Челябинская область
(Закон от
28.11.2002 N 114-ЗО
(ред. от
29.10.2009))

Ярославская область
(Закон от
09.10.2009 N 56-З)

от 82 до
100 л. с. -
15,8

Таким образом, регионов, повысивших ставки транспортного налога для легковых автомобилей, не так уж мало. Аналогичная ситуация и для грузового транспорта.

Ставка налога для грузовых автомобилей

от 101 до
150 л. с.

от 151 до
200 л. с.

от 200 до
250 л. с.

Республика Алтай
(Закон от
25.11.2009 N 67-РЗ)

Республика
Бурятия
(Закон от
11.11.2009
N 1158-IV)

по числу
лет с
года
выпуска
до 1
января
2010 г.:
не более
5 лет

от 251 до
300 л. с.

свыше 5
и не
более
10 лет

Республика Дагестан
(Закон от
09.10.2009 N 57)

Республика Калмыкия
(Закон от
10.07.2009
N 106-IV-З)

Карачаево-
Черкесская
Республика
(Закон от
25.11.2009 N 69-РЗ)

Республика Коми
(Закон от
18.11.2009
N 100-РЗ)

Республика Мордовия
(Закон от
27.11.2009 N 91-З)

Республика Саха
(Якутия) (Закон от
17.11.2009 745-З
N 381-IV)

Республика
Татарстан
(Закон от
26.11.2009
N 53-ЗРТ)

Республика Тыва
(Закон от
28.11.2002
N 92 ВХ-1 (ред. от
05.12.2008))

Чеченская
Республика
(Закон от
19.11.2009 N 65-РЗ)

Забайкальский край
(Закон от
11.11.2009
N 258-ЗЗК)

Камчатский край
(Закон
от 07.10.2009
N 303)

Краснодарский край
(Закон от
27.10.2009
N 1850-КЗ)

Пермский край
(Закон от
24.11.2009
N 541-ПК)

Архангельская
область (Закон от
27.11.2009
N 102-внеоч.-ОЗ)

Астраханская
область (Закон от
26.11.2009
N 93/2009-ОЗ)

Белгородская
область (Закон от
24.11.2009 N 310)

Брянская область
(Закон от
09.11.2009 N 91-З)

Калининградская
область (Закон от
29.01.2010 N 414)

Калужская область
(Закон от
09.11.2009
N 577-ОЗ)

Кемеровская область
(Закон от
26.11.2009
N 121-ОЗ)

Кировская область
(Закон от
26.11.2009
N 456-ЗО)

Курганская область
(Закон от
24.11.2009 N 501)

Липецкая область
(Закон от
25.11.2009
N 332-ОЗ)

Магаданская область
(Закон от
09.11.2009
N 1193-ОЗ)

Московская область
(Закон от
30.11.2009
N 139/2009-ОЗ)

Омская область
(Закон от
23.07.2009
N 1183-ОЗ)

Самарская область
(Закон от
29.06.2009 N 79-ГД)

Свердловская
область (Областной
закон от 29.11.2002
N 43-ОЗ (ред. от
15.06.2009))

Томская область
(Закон от
02.11.2009
N 234-ОЗ)

Тульская область
(Закон от
19.11.2009
N 1356-ЗТО)

Челябинская область
(Закон от
28.11.2002
N 114-ЗО (ред. от
29.10.2009))

Ярославская область
(Закон от
09.10.2009
N 56-З)

С учетом сроков принятия перечисленных Законов установленные в них ставки не могут отличаться от тех, что определены в Налоговом кодексе, более чем в 5 раз в любую сторону (п. 2 ст. 361 НК РФ (ред. до 28 декабря 2009 г.)). Однако не во всех случаях представители региональных властей были внимательны при сравнении цифр. Такая ситуация в Архангельской и Белгородской областях, Республике Мордовия и Республике Саха (Якутия). Во всех указанных регионах местные законодатели переборщили с повышением ставок для грузовых автомобилей, для легковых автомобилей - только Архангельская и Белгородская области. Причем, чем больше мощность транспортного средства, тем сильнее значение в законе отклоняется от "норматива" НК РФ, и, конечно, в большую сторону.

Персональный блог Аркадия Брызгалина

четверг, 24 марта 2011 г.

Когда гражданам платить транспортный налог за 2010 год?


Вопрос тут возник, что мы аж растерялись (т.к. проблема была для нас не очевидна, наверное от того, что в основном работаем с юрлицами). Федеральный закон № 229-ФЗ установил новые предельные сроки уплаты транспортного налога для физлиц - не ранее 1 ноября. Понятно, что конкретный срок уплаты устанавливают регионы, например в нашей Свердловской области - не позднее 1 ноября (тоже кстати хохма), в других регионах - не позднее 10 ноября и др. Федеральный закон № 229-ФЗ вступил в силу 02 сентября 2010 года, регионы же устанавливали вступление в силу их сроков как правило с 1 января 2011 года.
И тут выходит письмо Минфина от 28 октября 2010 № 03-05-04-02/92, где пишется примерно следующее:


1) за 2010 год транспортный (да и земельный) налог надо уплачивать в том порядке, который был установлен как до Федерального закона № 229-ФЗ, так и до новых региональных законов по этому вопросу. Обоснование: положения № 229-ФЗ не могут распространятся на 2010 год (на этот год якобы действует старое законодательство, т.к. транспортный налог - налог годовой). Иными словами, новые сроки уплаты транспортного налога будет распространяться не на 2010 года, а уже на 2011, в связи с чем уплата налога по новым сроком состоится аж в 2012 году.
2) Но, пишут минфиновцы, за 2010 год налог можно уплатить и по новым срокам, только при одном важном условии - если регионы, установив новые сроки уплаты налога, четко и однозначно определили налоговый период, начиная с которого применяются новые сроки уплаты, т.е. четко должно быть указано, что новые сроки уплаты налога применимы для налогового периода 2010 года.
Но загвоздка то в том, что регионы, как правило, ничего специально по налоговым периодам и не устанавливали; у нас в Свердловской области в Законе от 18 октября 2010 года № 75-ОЗ просто написано: "Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2011 года".
Отсюда минфиновцы (а за ними налоговики) делают вывод: за 2010 год налог платим по старым срокам (т.е. до 1 апреля 2011 года), и только налог за 2011 год - по новым (т.е. не позднее 1 ноября 2012 года). Как говорил Борис Ельцин - загогулина.
Наши налоговики уже пишут на своих сайтах о том, что срок уплаты транспортного налога до 1 апреля (см. здесь).
Логика Минфина мне представляется следующей (это можно увидеть из последнего абзаца письма): улучшая положения налогоплательщика задним числом об этом надо прямо указать в налоговом законе (за исключением санкций - там все автоматически). Именно так закреплено в п. 4 ст. 5 НК РФ (хотя минфиновцы на этот пункт почему то прямо не ссылаются). Если регион тупо срок новый ввел, а про обратную силу не написал букофками, то новые сроки уплаты налога действуют, начиная с налогового периода 2011 год, а за 2010 год - применяются старые сроки.
И что получается? С одной стороны логично. Но с другой то стороны, а причем тут вообще обратная сила закона? Она то откуда взялась? И причем тут тот или иной налоговый период? У нас что, в НК РФ есть правило о том, что действие новых норм в отношении всех налоговых обязанностей распространяется исключительно на новые налоговые периоды - да нет такого. В ст. 5 это привязка идет по 1-ому числу нового периода, но без относительно "старого" периода. Сплошь и рядом бывает, когда норма новая, но в отношении старого налогового периода она действует - особенно это распространяется на сдачу налоговой отчетности, да и на уплату налога тоже.
Поэтому я и считаю, что новые сроки уплаты транспортного налога, установленные регионами с подачи № 229-ФЗ и вступившие в 2011 году в силу, применяются без каких-либо ограничений в 2011 году и в первую очередь по налоговому периоду за 2010 год. Поэтому за 2010 года налог надо платить - после 1 ноября 2011 года.
Может я не прав? Ваше мнение, коллеги.

Читайте также: