Транспортный налог юридические лица 2016 сроки уплаты

Опубликовано: 14.05.2024

Как и все остальные регионы России, транспортный налог Москва за 2016 год платит на основании своего отдельного закона. Разберемся в его особенностях. Тем более что подходит крайний срок для отчисления этого налога в Москве.

Основной документ

Закон города Москвы № 33 «О транспортном налоге» был принят 09 июля 2008 года. Это основополагающий для Москвы закон о транспортном налоге за 2016 год. Поскольку он устанавливает:

  • ставки;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты;
  • льготы.

Интересно, что Закон города Москвы о транспортном налоге в 2016 году не претерпел никаких изменений. Более того: последние по времени поправки московские депутаты вносили в него еще в начале 2015 года. Это значит, что для московских автовладельцев – предприятий и частных лиц – действуют прежние правила.


Как видно, транспортный налог в Москве на 2016 год для физических и юридических лиц устанавливает один и тот же нормативный документ. Обратим внимание на его некоторые ключевые позиции.

Крайний срок уплаты

Пункт 1 статьи 363 НК РФ говорит, что порядок и сроки отчисления транспортного налога, а также авансовых платежей по нему, для организаций устанавливает региональный закон.

Так вот: срок уплаты транспортного налога в Москве за 2016 год – 05 февраля 2017 года. Однако согласно календарю, это будет воскресенье – выходной день. Поэтому крайний срок автоматически переходит на 06.02.2017 года – понедельник.

Кроме того, для юридических лиц в Москве транспортный налог за 2016 год не предусматривает отчисление авансовых платежей. Это говорит, в том числе, о довольно прочной финансовой основе московского бюджета.


Что касается обычных автовладельцев – физических лиц, а также ИП, то для них срок отчисления налога за свой транспорт жестко регламентирует НК РФ: за 2016 год – до 01 декабря 2017 года (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Актуальные ставки транспортного налога на 2016 год: Москва

Для Москвы таблица транспортного налога на 2016 год приведена в статье 2 столичного закона. Приведем ставки по ней в отношении наиболее распространенных транспортных объектов (см. таблицу).

ТС и ставки налога в Москве
Вид транспортаСтавка, руб.
Легковые авто с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно12
100 – 125 л.с. (73,55 – 91,94 кВт) включительно25
125 – 150 л.с. (91,94 – 110,33 кВт) включительно35
150 – 175 л.с. (110,33 – 128,7 кВт) включительно45
175 – 200 л.с. (128,7 – 147,1 кВт) включительно50
200 – 225 л.с. (147,1 – 165,5 кВт) включительно65
225 – 250 л.с. (165,5 – 183,9 кВт) включительно75
от 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)150
Автобусы:
до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно15
110 – 200 л.с. (80,9 – 147,1 кВт) включительно26
от 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)55
Грузовые авто:
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно15
100 – 150 л.с. (73,55 – 110,33 кВт) включительно26
150 – 200 л.с. (110,33 – 147,1 кВт) включительно38
200 – 250 л.с. (147,1 – 183,9 кВт) включительно55
от 250 л.с. (от 183,9 кВт)70

Не секрет, что Москва ставки транспортный налог за 2016 год и вообще держит на самом высоком уровне по сравнению с остальными регионами России.

Основные льготы по транспортному налогу в Москве за 2016 год

Льгота по транспортному налогу может быть 3х видов:

  1. снижение налога;
  2. уменьшение ставки;
  3. полное освобождение от налога.

Согласно московскому закону, в столице действует только последний вид льготы. Хотя он и самый желательный.

Юридические лица, зарегистрированные со своим транспортом в московских ИФНС, могут законно не платить рассматриваемый налог всего лишь в 2 случаях:

  1. организация занимается перевозкой пассажиров (не такси);
  2. предприятие – резидент особой экономической зоны в Зеленограде (срок льготы – 5 лет).

Для физических лиц льгот предусмотрено в разы больше. Однако не все так просто. Например, для пенсионеров Москвы льготы по транспортному налогу за 2016 год вообще не предусмотрены. Чтобы быть освобожденным от налога, нужен дополнительный статус. Например:

  • инвалид/ветеран боевых действий;
  • инвалидность (только I и II гр.);
  • узник фашизма;
  • есть ребенок-инвалид;
  • чернобылец и др.

За одно ТС многодетная семья в Москве транспортный налог за 2016 год не платит. То есть, авто зарегистрировано на одного из таких родителей (усыновителей).

Уточним, что многодетная семья в Москве – это трое и более детей (ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 23.11.2005 № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве»).

Компании, которые имеют зарегистрированные автомобили, мотоциклы, автобусы, вертолеты, яхты, катера и т. д., должны в 2016 году уплатить транспортный налог за прошлый - 2015 год.

Если вы или ваша компания являетесь владельцем транспортного средства, по действующим в РФ законам, обязаны уплачивать транспортный налог. Как правило, уплата транспортного налога не вызывает серьезных затруднений у частных лиц. Поскольку расчет налога, контроль за уплатой возложены на налоговую инспекцию. А они в свою очередь, вряд ли забудут своевременно известить вас о необходимости уплаты.

Что касается предприятий, им нужно самостоятельно рассчитывать, уплачивать налог и сдавать декларацию. Это мы и рассмотрим подробно в статье.

В 2016 году нужно уплатить транспортный налог за 2015 год. За 2016 год заплатить налог и отчитаться по нему нужно в 2017 году. Компании, которые уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу обязаны в I, II, III кварталах 2016 года заплатить по 1/4 от суммы налога.

Кто платит транспортный налог в 2016 году

Транспорт, как правило, регистрируется на собственника, которым может быть как частное лицо, так и предприятие. Все владельцы транспортных средств обязаны уплачивать транспортный налог в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Есть небольшая категория владельцев транспортных средств, которые могут быть освобождены от уплаты налога законом субъекта РФ в соответствии со статьями 356, 357 НК РФ.

Какие транспортные средства облагаются налогом перечислено в пункте 1 статьи 358 НК РФ. Вот этот список:

  • автомобили;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры;
  • автобусы;
  • самолеты;
  • вертолеты;
  • теплоходы;
  • яхты;
  • катера;
  • моторные лодки;
  • гидроциклы и т. д.

Не облагаются транспортным налогом в соответствии с пунктом 2 статьи 358 НК РФ:

  • весельные лодки;
  • моторные лодки с двигателем мощностью до 5 л. с.;
  • легковые автомобили для инвалидов;
  • промысловые морские и речные суда;
  • тракторы, самоходные комбайны, спецмашины (молоковозы, скотовозы и т. д.), если такие машины используются для производства сельхозпродукции;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, если основной вид деятельности компании собственника транспортного средства — перевозка пассажиров и грузов.

Транспортный налог для юридических лиц в 2016 году

Все частные владельцы транспортных средств уже привыкли к тому, что ежегодно получают из налоговой уведомление о необходимости уплатить транспортный налог и образец квитанции для уплаты. Граждане РФ не рассчитывают транспортный налог в 2016 году самостоятельно. Это регламентировано пунктом 3 статьи 363 НК РФ.

А вот на предприятия возложена обязанность самостоятельно рассчитывать транспортный налог. В бухгалтерии предприятии считается правильным, если расчет оформлен бухгалтерской справкой.

В некоторых регионах установлено, что транспортный налог уплачивается по итогам года. Например, в Москве, в соответствии с Законом г.Москва от 09.07.2008 № 33.

В Московской области в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Московской области от 16.11.02 № 129/2002-ОЗ предприятия обязаны уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу по итогам каждого квартала. Порядок прописан в пункте 2 статьи 360, пункте 2.1 статьи 362, пунктах 1 и 2 статьи 363 НК РФ.

Размер авансового платежа по транспортному налогу равен ¼ годовой суммы налога, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 362 НК РФ.

С 2014 года введены повышающие коэффициенты для расчета транспортного налога для автомобилей стоимостью свыше 3 миллионов рублей.

Расчет транспортного налога в 2016 году

Как рассчитать транспортный налог в 2016 году определено в статье 362 НК РФ и в региональных законах.

Транспортный налог за полный год рассчитывайте по формуле:

Годовая сумма транспортного налога = Налоговая база × Ставка налога × Повышающий коэффициент для дорогостоящих автомобилей

Транспортный налог в 2016 году за неполный год рассчитывайте с коэффициентом использования транспортного средства по следующей формуле:

Сумма транспортного налога за неполный год = Налоговая база × Ставка налога × Повышающий коэффициент для дорогостоящих автомобилей × Количество месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на владельца / 12 месяцев

Налоговая база для расчета транспортного налога

Что является налоговой базой для расчета транспортного налогу определено в статье 359 НК РФ. Это:

  • мощность двигателя в лошадиных силах – для транспортных средств с двигателями;
  • валовая вместимость в регистровых тоннах – для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств;
  • единица транспортного средства – для остальных водных и воздушных транспортных средств.

Ставки для расчета транспортного налога

Базовые ставки транспортного установлены пунктом 1 статьи 361 НК РФ. На их основе в регионах власти устанавливают конкретные тарифы в соответствии с абзацем 2 статьи 356 НК РФ. Поэтому в регионах РФ ставки разные.

Базовые ставки транспортного налога

Объект налогообложения

Налоговая ставка

Легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с.

Легковые автомобили с мощностью двигателя от 100 до 150 л.с.

Легковые автомобили с мощностью двигателя от 150 до 200 л.с.

Легковые автомобили с мощностью двигателя от 200 до 250 л.с.

Легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с.

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 20 л.с.

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя от 20 до 35 л.с.

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя свыше 35 л.с.

Автобусы с мощностью двигателя до 200 л.с.

Автобусы с мощностью двигателя свыше 200 л.с.

Грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с.

Грузовые автомобили с мощностью двигателя от 100 до 150 л.с.

Грузовые автомобили с мощностью двигателя от 150 до 200 л.с.

Грузовые автомобили с мощностью двигателя от 200 до 250 л.с.

Грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с.

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу

Снегоходы и мотосани с мощностью двигателя до 50 л.с.

Снегоходы и мотосани с мощностью двигателя свыше 50 л.с.

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя до 100 л.с.

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя свыше 100 л.с.

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя до 100 л.с.

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя свыше 100 л.с.

Гидроциклы с мощностью двигателя до 100 л.с.

Гидроциклы с мощностью двигателя свыше 100 л.с.

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость

20 руб. за 1 рег. т

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели

Самолеты, имеющие реактивные двигатели

20 руб. за 1 кгс

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей

200 руб. за 1 ТС

Как рассчитать авансы по транспортному налогу

В ряде регионов установлены квартальные отчетные периоды по транспортному налогу. Если в вашем регионе введен такой порядок, вы обязаны рассчитывать авансы, итоговую сумму транспортного налога к уплате за отчетный год. Формула будет такой:

Транспортный налог за год к уплате

Годовая сумма транспортного налога

Сумма авансовых платежей, перечисленных в течение года

Если сумма налога получилась с копейками, округлите её по правилам арифметики. То есть значения менее 50 копеек отбрасываются, а значения 50 копеек и больше округляются до полного рубля. Это позволяет сделать пункт 6 статьи 52 НК РФ.

Период для расчета транспортного налога

Платить транспортный налог нужно с месяца постановки до месяца снятия транспорта с учета.

Период использования транспорта – это количество месяцев, когда вы владели транспортным средством, то есть когда оно было на вас зарегистрировано. Это важно, при расчете транспортного налога, если вы были собственником менее 1 года.

Месяц, в котором транспортное средство было поставлено на учет, и месяц, в котором оно снято с учета, считаются, как полноценные месяцы. Если вы поставили и сняли с учета транспортное средство в течение одного месяца, в расчете используйте 1 (один) месяц.

Если вы не используете свой транспорт, ваш автомобиль пострадал в аварии, не подлежит восстановлению, списан с баланса – снимайте его с учета в ГИБДД. В противном случае, платите транспортный налог.

Если ваш транспорт в угоне, вам обязательно нужно взять справку из полиции и предоставить её в ИФНС. Во время розыска транспорта налог вам платить не придется. Такие действия регламентированы письмом Минфина России от 23.04.2015 № 03-05-06-04/23454 и письмом ФНС от 15.01.2015 № БС-3-11/70@, письмом Минфина России от 09.08.2013 № 03-05-04-04/32382.

Когда платить транспортный налог в 2016 году

Региональные власти самостоятельно устанавливают для предприятий порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей. Однако, срок уплаты транспортного налога - не ранее 1 февраля по итогам отчетного года.

Соответственно в 2016 году, мы уплачиваем транспортный налог за 2015 год и срок его уплаты – не ранее 1 февраля 2016 года.

Декларация по транспортному налогу в 2016 году

Отчитываются по транспортному налогу только предприятия, которые являются собственниками транспортных средств. Это обязанность не распространяется на частных лиц - владельцев транспорта. Декларацию нужно подавать в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортного средства или по месту постановки на учет крупнейшего налогоплательщика. Порядок отчетности установлен в статье 363.1 НК РФ.

Не позднее 1 февраля 2016 года предприятия должны подать в налоговую инспекцию декларацию по транспортному налогу за 2015 год.

Декларацию по транспортному налогу за 2016 год компании обязаны сдать в налоговую инспекцию не позднее 1 февраля 2017 года.

Форма декларации по транспортному налогу и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@.

Если среднесписочная численность работников за предыдущий год превысила 100 человек, сдавать отчетность нужно в электронном виде.

Бухгалтерский учет транспортного налога в 2016 году

Расчеты по транспортному налогу нужно отражать по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Откройте к счету 68 отдельный субсчет. Например, «Расчеты по транспортному налогу».

Сделайте такие проводки при начислении и уплате транспортного налога или аванса:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 44. ) КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ»
– начислен транспортный налог/авансовый платеж по транспортному налогу;

ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ» КРЕДИТ 51
– уплачен транспортный налог/авансовый платеж по транспортному налогу.


Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог
Фото Инны Гайворонской, Кублог

Транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам, которые в значительной степени формируют доходную базу региональных и местных бюджетов. Поэтому для чиновников на местах так важна его максимальная собираемость. Однако не все собственники автотранспортных средств спешат исполнять свою конституционную обязанность по уплате данного налога. Зачастую предлогом является неудовлетворительное состояние дорог, которое становится причиной многочисленных аварий и поломок машин. Устранять их последствия, как правило, приходится самим автомобилистам за счет собственных средств. Не способствует наполняемости региональных и местных бюджетов и введенная не так давно возможность продажи машин без их снятия с учета в органах ГИБДД. О налоговых результатах действующего порядка регистрации транспортных средств и поговорим сегодня.

Рассмотрим ситуацию из практики. Допустим, в июле 2015 года организация продала юридическому лицу легковой автомобиль. В том же месяце транспортное средство (ТС) было списано с баланса. По условиям договора купли-продажи новый собственник обязан в течение пяти календарных дней с момента передачи автомобиля изменить в органах ГИБДД его регистрационные данные. С учетом этого организация рассчитала транспортный налог за истекший год, исходя из фактического времени владения проданным автомобилем – семи месяцев. По итогам камеральной проверки декларации по транспортному налогу за 2015 год инспекция доначислила налог до годовой суммы, поскольку по сведениям, поступившим из органов ГИБДД, новый владелец перерегистрировал автомобиль на себя лишь в январе 2016 года. Правомерны ли доначисления, ведь на 01.01.2016 транспортное средство на балансе не значилось, а у самой организации по договору отсутствует обязанность по снятию машины с регистрационного учета?

Налоговые нормы

Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного ТС налогоплательщиком. Такое мнение разделяют и чиновники контролирующих органов (см. письма Минфина России от 18.02.2016 № 03‑05‑06‑04/9050, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@), и судьи (см. Определение КС РФ от 24.03.2015 № 541-О [1] ).

Исключение из этого правила составляют случаи, предусмотренные абз. 3 – 5 ст. 357 (в данной норме перечислены лица, которые не признаются плательщиками транспортного налога [2] ) и п. 2 ст. 358 НК РФ (здесь поименованы ТС, которые не являются объектом налогообложения [3] ).

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики – юридические лица исчисляют сумму транспортного налога (авансового платежа) самостоятельно. И как следует из п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей в 2015 году), обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.

С 01.01.2016 момент возникновения (утраты) обязанности по уплате транспортного налога определяется в ином порядке. Изменения в п. 3 ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ. Согласно обновленной норме начиная с первого отчетного периода 2016 года налог исчисляется в зависимости от даты регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства в соответствующем государственном органе.

Так, если ТС поставлено на регистрационный учет до 15-го числа включительно или снято с учета после 15-го числа, то при исчислении транспортного налога за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) ТС.

В свою очередь, если регистрация ТС произошла после 15-го числа или снятие ТС с регистрации осуществлено до 15-го числа включительно, то месяц регистрации (снятия с регистрации) не учитывается при расчете налога.

Из приведенных правовых норм следует: транспортное средство (в нашей ситуации автомобиль) является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных причин для неначисления налогоплательщиками – юридическими лицами данного налога (кроме угона ТС или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.

В силу п. 1 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных проверок налоговики руководствуются в том числе сведениями, полученными от регистрирующих органов. Обязанность последних предоставлять информацию, необходимую для налогового контроля, закреплена в п. 4 ст. 85 НК РФ, где сказано, что органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны сообщать в налоговые инспекции сведения о данных объектах и их владельцах в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Помимо этого, указанные сведения должны ежегодно обновляться до 15 февраля года, следующего за отчетным.

Таким образом, поскольку налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету ТС, при проверке правильности исчисления организациями транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов, поскольку иное законом не предусмотрено. Значит, в рассматриваемой ситуации проверяющие правомерно доначислили налогоплательщику транспортный налог до годовой суммы. Ведь из положений гл. 28 НК РФ следует, что факт списания транспортного средства с баланса организации, равно как и отсутствие у последней обязанности по снятию автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД, для исчисления налога значения не имеет.

Судебная практика

Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).

Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013 [4] ).

Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.

С этим Судебная коллегия полностью согласна. По ее мнению, если действующее налоговое законодательство связывает момент прекращения исчисления и уплаты налога с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий (уплата налога с отсутствующего ТС) лежат именно на налогоплательщике. Однако подобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета.

Исходя из указанного определения факт государственной регистрации ТС не может рассматриваться судами как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также установить, должен ли плательщик предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога (в частности, снять транспортное средство с учета в регистрирующем органе). И если данные действия не осуществлены, проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого (см. Постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015).

Об обязанностях владельцев ТС (бывших и настоящих)

Ответ однозначен: нет, не должен. Порядок регистрации в органах ГИБДД регламентирован Административным регламентом МВД о предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним [5] (далее – Административный регламент). В его п. 65 установлены лишь два основания для снятия ТС с учета:

  • вывоз за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание;
  • утилизация.
Как видим, такое основание для снятия транспортного средства с регистрационного учета, как его продажа, Административным регламентом не предусмотрено. Должны быть изменены регистрационные данные о владельце ТС. Соответствующая обязанность возложена на нового владельца автомобиля, что следует из п. 56.1 Административного регламента и п. 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД [6] (далее – Правила). Здесь установлено, что изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности производится на основании заявления нового владельца транспортного средства.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 [7] и п. 4 Правил на это новому собственнику либо лицу, от его имени владеющему, пользующемуся или распоряжающемуся транспортным средством, отведено десять суток после его приобретения.

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств чревато привлечением организации и ее должностных лиц к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ размер штрафных санкций составляет:

  • для должностных лиц – от 2 000 до 3 500 руб.;
  • для организаций – от 5 000 до 10 000 руб.
Как указано в Постановлении ВС РФ от 20.02.2015 № 31-АД15-4, по смыслу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение правил регистрации ТС составляет два месяца и исчисляется по прошествии десяти дней с момента, когда новый владелец автомобиля обязан изменить его регистрационные данные в соответствующих органах.

Как видим, действующий порядок регистрации транспортных средств в органах ГИБДД влечет определенные неблагоприятные налоговые последствия для их бывших собственников. Это обстоятельство не раз служило основанием для обращения последних в Конституционный суд.

Пример – Определение КС РФ от 21.05.2015 № 1035-О. По мнению заявителя, положения ст. 357, 358 и 362 НК РФ необоснованно возлагают на лиц, утративших право собственности на ТС, обязанность по уплате транспортного налога, при том что своевременность внесения изменений в регистрационные данные такого ТС зависит от действий нового собственника. Рассмотрев жалобу, судьи пришли к выводу, что указанные налоговые нормы не нарушают конституционных прав заявителя – бывшего владельца транспортного средства.

Арбитры отметили: федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Между тем Административным регламентом предусмотрена возможность прекращения регистрации ТС по заявлению прежнего собственника в случае неисполнения новым обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение десяти дней со дня приобретения автомобиля и при условии отсутствия подтверждения регистрации этого автомобиля за новым владельцем.

Действительно, п. 60.4 Административного регламента установлено, что подача в регистрирующий орган продавцом автомобиля заявления и документов о заключении сделки, направленной на его отчуждение, является основанием для прекращения регистрации ТС за данным лицом.

Таким образом, судебные органы расценивают действия бывшего собственника транспортного средства по его снятию с регистрационного учета в органах ГИБДД как право, а не обязанность. Причем воспользоваться этим правом он может лишь при наступлении определенных событий.

В пункте 5 Правил закреплено, что владельцы транспортных средств обязаны, в частности, изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации ТС, изменения собственника (владельца). В норме не уточнено, о каких владельцах (новых или прежних) идет речь. Полагаем, что здесь имеются в виду покупатели – новые владельцы ТС, ведь продавцы – бывшие собственники после отчуждения автомобиля перестают быть таковыми. Иных обязанностей Правилами не установлено.

Таким образом, прежний владелец, в принципе, не обязан отслеживать судьбу проданного им автомобиля, контролировать исполнение новым собственником обязанности по его перерегистрации в органах ГИБДД. Но в этом случае для продавца могут возникнуть негативные налоговые последствия, ведь плательщиком транспортного налога он останется до тех пор, пока числится в регистрирующих органах собственником ТС, независимо от того, что в наличии его давно нет.

Во избежание подобных рисков МВД советует автомобилистам перерегистрировать транспортное средство в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Тем более что сейчас это можно сделать в любом регионе страны – вне зависимости от места жительства бывшего и нового собственника автомобиля (см. вопрос 3 Разъяснений МВД России от 17.10.2013 «О применении положений административного регламента по регистрации транспортных средств»).

[1] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@.

[2] Это лица, имеющие непосредственное отношение к организации и проведению прошедших в России в 2014 году Олимпийским и Паралимпийским играм, а также чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 году.

[3] Среди транспортных средств, не являющихся объектом обложения, выделены, в частности, спецавтомобили для инвалидов, полученные (приобретенные) через органы соцзащиты; используемая по назначению сельскохозяйственная техника сельхозтоваропроизводителей; транспортные средства, находящиеся в угоне.

[4] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@.

[5] Утвержден Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, действует с 15.10.2013.

[6] Приложение 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001.

[7] Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Ставки транспортного налога в г. Москве

Наименование объекта налогообложенияСтавка (руб.) на 2021 год
Автомобили легковые
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно12
свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно25
свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно35
свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно45
свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно50
свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно65
свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно75
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)150
Мотоциклы и мотороллеры
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно7
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно15
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)50
Автобусы
до 110 л.с. (до 80,9 кВт) включительно15
свыше 110 л.с. до 200 л.с. (свыше 80,9 кВт до 147,1 кВт) включительно26
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)55
Грузовые автомобили
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно15
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно26
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно38
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно55
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)70
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу25
Снегоходы, мотосани
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно25
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)50
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно100
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)200
Яхты и другие парусно-моторные суда
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно200
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)400
Гидроциклы
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно250
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)500
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)200
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)250
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)200
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)2000

Примечание к таблице: приведены значения в г. Москве на 2021, 2021, 2021, 2021, 2021, 2021 года. Для выбора ставок по конкретному году воспользуйтесь селектором.

Столица России — крупнейший субъект РФ по размеру собираемого транспортного налога. Более 27 миллиардов рублей ежегодно приносят 2,9 миллиона плательщиков, подчиняющиеся требованиям закона города Москвы № 33 от 9.07.2008 г.

Начисление пени транспортному налогу для юридических лиц в 2021 году


Субъекты РФ самостоятельно определяют сроки уплаты транспортного налога для юр. лиц. При этом крайний срок согласно п. 1 ст. 363 НК РФ не может быть установлен ранее 1 февраля. Если организация нарушила выплату по налогу, ее ожидает:

Пени начисляются за каждый день просрочки оплаты налога до полного погашения задолженности.

Штраф ожидает организации, которые не вовремя подали декларацию либо неверно рассчитали налог. Согласно п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ штраф составит 20% от неуплаченного налога или 40% в случае, если нарушение совершено умышленно.

Принудительное взыскание недоимки за счет денежных средств или имущества.

В случае неуплаты ТН налогоплательщику высылается уведомление с требованием погасить задолженность. Игнорирование требования приводит к принудительному взысканию долга за счет денежных средств или имущества организации-должника через суд или по решению налоговой согласно ст. 45, 46 и 47 НК РФ.

Начисление пени по транспортному налогу для юридических лиц в 2021 году происходит по такой формуле:

  • Пени = (Общий размер налога) х (кол-во дней просрочки) х (1/300 ключевой ставки ЦБ РФ)

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

п. 4 ст. 75 НК РФ


С 2021 года ставка рефинансирования приравнивается к ключевой ставке ЦБ РФ согласно Указанию Банка России от 11.12.2015 N 3894-У.

Ключевая ставка время от времени изменяется, поэтому перед расчетами ее необходимо уточнить. На 16 июня 2021 года она составляет 9%.

Давайте для наглядности посчитаем, сколько пени будет начислено компании за 30 дней просрочки, если неоплаченный налог составляет 10 тыс. руб.:

  • Пени = 10000 х 30 х 1/300 х 9/100 = 90.

Так, через месяц после просрочки общая сумма налога за счет начисления пени вырастет с 10 000 руб. до 10 090 руб.

Начисление и сроки уплаты налога для организаций

Большинство регионов России предусматривают необходимость внесения авансовых платежей для плательщиков из числа ЮЛ. В Москве такой обязанности нет — юридические лица оплачивают налог в полном объеме по окончании года. Последняя дата, до которой можно перечислять средства в счет оплаты обязательств — 5 февраля.

Расчет суммы предприятия производят самостоятельно, учитывая следующие множители:

  • ставка;
  • налоговая база;
  • доля в праве;
  • повышающих коэффициент;
  • период владения (количество месяцев/12);
  • предоставленная льгота.

Оплата производится без учета дробных долей рубля, с использованием математических правил округления.

Срок уплаты транспортного налога для юрлиц в 2021 году:

  • за 2021 год — не позднее 1 марта 2021 года
  • за 2021 год — не позднее 1 марта 2022 года

Налоговая декларация по транспортному налогу для юридических лиц

По окончании налогового периода юр. лица обязаны направлять в налоговую декларацию по ТН. Порядок представления документа закреплен статьей 363.1 НК РФ. Что следует знать из статьи:

1Кто сдает декларацию по транспортному налогу?

Декларацию сдают только юридические лица, у которых в собственности есть транспортные средства, облагаемые автоналогом. Физические лица, а также компании, которые не владеют транспортными средствами, декларацию по ТН не подают.

2Куда следует направлять декларацию?

Декларацию направляют в налоговый орган:

  • По месту нахождения юр. лица;
  • По месту учета крупнейших налогоплательщиков.


Сделать это можно через представителя, лично, с помощью интернета или по почте.

3Как заполнять и где налоговой декларации по транспортному налогу за 2021 год?

С 2021 года организации обязаны использовать новый формат декларации, утвержденный Приказом ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/[email protected] , а также познакомиться с правилами заполнения документа можно на официальном сайте ФНС.

В приложениях Приказа раскрыты коды, необходимые для заполнения декларации. К примеру, код вида транспортного средства (в декларации строка 030) определен в Приложении №5. Так, легковым автомобилям соответствует код 510 00.

4Где отражается транспортный налог в декларации по налогу на прибыль?

Транспортный и другие налоги отражаются в строке 041 декларации по налогу на прибыль.

Правила и сроки оплаты налога для физических лиц

Жители Московской области могут не производить расчет суммы налога самостоятельно. Достаточно дождаться налогового уведомления от ФНС. Данный документ представляет собой детализацию начислений по каждому ТС, принадлежавшему плательщику в минувшем году.

Проверить корректность указанных сведений, можно используя формулу умножения с теми же множителями, что были перечислены для ЮЛ.

Крайний срок оплаты налога для граждан — 1 декабря. В том случае, если средства не будут зачислены своевременно, на всю сумму ежедневно будут начисляться пени.

Срок уплаты транспортного налога для физлиц в 2021 году:

  • за 2021 год — не позднее 1 декабря 2021 года
  • за 2021 год — не позднее 1 декабря 2022 года

Примите во внимание: в соответствии с п.7 ст. 6.1. НК РФ если последний день срока приходится на выходной, то днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Калькулятор для расчета транспортного налога для юридических лиц


Рассчитать транспортный налог для юридических лиц в 2021 году можно с помощью онлайн-калькулятора. Он работает по той же расчетной формуле, однако пока что не учитывает коэффициент Кп. Поэтому для вычисления окончательной стоимости налога на роскошное авто умножьте результат калькулятора на нужный коэффициент.

Калькулятор и правила его использования вы найдете на этой странице.

Используйте онлайн калькулятор, только чтобы узнать приблизительную стоимость налога. Чтобы рассчитать ТН для налоговой декларации, производите расчет по формуле вручную.

Льготы для физических лиц

Граждане, зарегистрированные в Москве, также имеют право на получение льготных условий оплаты транспортного налога, при условии принадлежности к следующим группам:

  • Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы;
  • ветеранам;
  • инвалидам I, II групп инвалидности;
  • бывшим несовершеннолетним узникам фашистского режима;
  • опекунам в многодетных семьях или семьях с ребенком инвалидом (льготой может воспользоваться один родитель);
  • граждане, чье здоровье пострадало в результате воздействия радиации при аварии в Чернобыле, на ПО «Маяк», а также во время испытаний ядерного оружия в Семипалатинске.

ФАЙЛЫОткрыть таблицу льгот по транспортному налогу в г. Москве

Уплата автоналога при ликвидации

Порядок оплаты дорожного налога юридическими лицами в случае ликвидации закреплен в статье 49 НК РФ. Согласно ей налог уплачивает ликвидационная комиссия. Выплата ТН производится за счет денежных средств или имущества ликвидируемой компании.

Обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

п. 1 ст. 49 НК РФ

Согласно п. 1 ст. 64 ГК РФ выплаты по налогам осуществляются только после того, как компания погасит задолженности:

1Перед гражданами, чье здоровье пострадало по вине ликвидируемой компании;

2По зарплате сотрудников.

Если после всех выплат у компании не осталось средств на погашение налоговой задолженности, оплатить ее обязаны руководители.


Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

п. 2 ст. 49 НК РФ

Сроки оплаты транспортного налога организациями

Юридические лица (организации) обязаны оплачивать налог на транспорт до первых чисел февраля каждого года. Конкретные сроки отличаются в зависимости от региона. Им разрешается оплачивать налог единовременным платежом или в рамках ежеквартальных авансовых платежей. К примеру, за 2021 год авансовые платежи будут сделаны в 1, 2 и 3 квартале 2021 года. Последний платеж будет погашен в первом месяце 2021 года (за 4 квартал 2021 года).

Конкретные сроки перечисления в налоговую инспекцию авансовых платежей устанавливают также местные власти.

Если авансовые платежи были просрочены, то организации будут начислены пени, величина которых зависит от времени просрочки. Если же вовремя не будет подана налоговая декларация, то компанию в скором времени ожидают крупные штрафы. Выяснять причину, по которой налоговые отчеты не были переданы вовремя, а также определять размер штрафов, будет специальная комиссия, включающая в себя представителей обеих сторон (налоговой инспекции и юридического лица).

Транспортный налог относится к региональным. Законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют для организаций:

  • налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы и условия для их применения.

Все эти сведения по транспортному налогу смотрите на официальном сайте региона.

Какие организации платят транспортный налог

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Транспортный налог платят организации, на которые зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Транспортный налог не платят FIFA и ее дочерние организации, национальные футбольные ассоциации, Организационный комитет «Россия-2018» и другие компании, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года». Транспортные средства должны принадлежать организации на праве собственности и использоваться для подготовки и проведения чемпионата.

Какие транспортные средства облагаются налогом


Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты и другие машины и механизмы. Не являются объектом налогообложения:

  • весельные и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил;
  • легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами;
  • тракторы, самоходные комбайны, специальные сельскохозяйственные автомобили, используемые для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, если угон документально подтвержден уполномоченным органом.

Когда отчитываться и платить транспортный налог

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Для организаций налоговый период — календарный год, отчетный период — первый, второй квартал и третий квартал. Законодательные органы субъектов Российской Федерации могут не устанавливать отчетные периоды, а оставить лишь годовую отчетность.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей тоже устанавливают регионы. Срок уплаты налога не может быть раньше срока подачи декларации, который указан в п. 3 ст. 363.1 Налогового кодекса. Сейчас это 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации подают декларацию по транспортному налогу в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств. Крупнейшие налогоплательщики представляют декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Транспортный налог и авансовые платежи перечисляются в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Местом нахождения транспортного средства признается:

  • для водных транспортных средств (кроме маломерных судов) — место государственной регистрации транспортного средства;
  • для воздушных транспортных средств — место нахождения организации, на которую зарегистрировано транспртное средство;
  • для других транспортных средств — место нахождения организации или ее обособленного подразделения, по которым зарегистрировано транспортное средство.

Налоговая база и налоговые ставки

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. Налоговые ставки устанавливаются в регионе и зависят от характеристик транспортного средства, указанных в технической документации:

  • для транспортных средств с двигателями — от мощности двигателя в лошадиных силах,
  • для воздушных транспортных средств с реактивными двигателями — от суммарной паспортной статической тяги реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы,
  • для водных несамоходных транспортных средств — от валовой вместимости.

Для других водных и воздушных транспортных средств единицей для расчета налога считается само транспортное средство. Налоговая база по ним определяется отдельно. Субъекты РФ могут увеличивать или уменьшать федеральные налоговые ставки, но не более чем в десять раз. На легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. можно уменьшать ставки без учета этого ограничения.

Ставки транспортного налога по регионам и годам приведены здесь.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок для каждой категории транспортных средств, с учетом «возраста» транспортных средств и их экологического класса. Возраст транспортного средства — это число полных лет между 1 января года, следующего за годом выпуска, и 1 января текущего года.

Если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, применяются ставки, указанные в п. 1 ст. 361 Налогового кодекса.

Как рассчитать транспортный налог и авансовый платеж по нему

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Региональные власти устанавливают, нужно ли перечислять авансовые платежи или платить транспортный налог по итогам налогового периода. Они могут отменить авансовые платежи для отдельных категорий налогоплательщиков.

Организации самостоятельно исчисляют транспортный налог и авансовые платежи по нему. Авансовый платеж за каждый отчетный период = 1/4 * налоговая база * налоговая ставка.

Для легковых автомобилей с высокой средней стоимостью при расчете налога и авансовых платежей применяют повышающие коэффициенты:

  • если средняя стоимость составляет 3—5 млн рублей включительно и с года выпуска прошло от 2 до 3 лет — коэффициент равен 1,1; от 1 до 2 лет — коэффициент равен 1,3; не более 1 года — коэффициент равен 1,5;
  • если средняя стоимость составляет 5—10 млн рублей включительно и с года выпуска прошло не более 5 лет, коэффициент равен 2;
  • если средняя стоимость составляет 10—15 млн рублей включительно и с года выпуска прошло не более 10 лет, коэффициент равен 3;
  • если средняя стоимость превышает 15 млн рублей и с года выпуска прошло не более 20 лет, коэффициент равен 3.

Если в налоговом (отчетном) периоде транспортное средство ставилось на учет или снималось с учета, учитывают срок, в течение которого налогоплательщик владел транспортным средством. Для этого число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, делят на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. На полученный результат умножают рассчитанный налог или авансовый платеж.

Месяц регистрации и месяц снятия с регистрации принимается за полный месяц. Если регистрация и снятие с регистрации произошли в одном месяце, указанный месяц считается одним полным месяцем.

Сумма налога, которую организация платит по итогам налогового периода, равна разнице между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченных в налоговом периоде.

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Здесь вы можете легко вести бухучет, начислять зарплату и отправлять отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Читайте также: