Транспортный налог воздушный шар

Опубликовано: 02.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 22 апреля 2020 г. N 03-05-05-01/32661 Об обложении налогом на имущество организаций авиационных двигателей в составе воздушного судна и приобретенных отдельно от воздушного судна авиационных двигателей для замены

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на имущество организаций авиационных двигателей в составе воздушного судна и приобретенных отдельно от воздушного судна авиационных двигателей для замены и сообщает.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Понятия объектов недвижимого и движимого имущества определены статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой подлежащие государственной регистрации воздушные суда относятся к недвижимым вещам.

Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, установлены правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации, и терминология "движимого" и "недвижимого" имущества в ПБУ 6/01 не применяется.

Согласно пункту 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Пунктом 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, определено, что авиационные двигатели гражданской авиации в силу того обстоятельства, что срок полезного использования указанных двигателей отличается от срока полезного использования воздушного судна, учитываются как отдельные инвентарные объекты.

Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" авиационная техника подразделяется на летательные аппараты (самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты) и их бортовое оборудование, агрегаты и двигатели, а также иные авиационные средства и технику.

С учетом изложенного авиационные двигатели в составе воздушного судна и приобретенные отдельно от воздушного судна авиационные двигатели, учтенные в качестве основных средств как отдельные инвентарные объекты, не являются объектом обложения налогом на имущество организаций в соответствии со статьей 374 Кодекса.

Заместитель директора Департамента В.В. Сашичев

Обзор документа

Авиационные двигатели в составе воздушного судна и приобретенные отдельно от воздушного судна двигатели, учтенные в качестве основных средств как отдельные инвентарные объекты, не облагаются налогом на имущество организаций.

Транспортный налог взимается не только с автомобилей и прочей техники, передвигающейся по дорогам общего пользования. Платить в казну нужно и тем, кто приобрел летательные аппараты, в том числе беспилотные.

Объекты налогообложения

Принципиальной разницы между исчислением транспортного налога на наземный и воздушный транспорт нет. Используется аналогичная формула и схожий принцип расчета ставки.

Оплачивать транспортный налог необходимо на технику, поставленную на учет гражданином или организацией в соответствии с действующими процедурами.

Разберемся с тем, что же считается воздушным судном, подлежащим регистрации. Эта информация зафиксирована в Воздушном Кодексе РФ. Согласно данному своду законов, воздушным судном следует называть аппарат, приводимый в движение благодаря взаимодействию с воздухом, но не отраженным от поверхности воды или земли. Получается, фактически подлежит регистрации все, что обладает крыльями.

Однако это не так. Перечень летательных аппаратов, подлежащих регистрации, определяется ст. 33 Воздушного кодекса:

  1. Беспилотные воздушные суда массой более 30 кг.
  2. Пилотируемые воздушные суда массой более 115 кг.

Если воздушное судно не подлежит регистрации в соответствии с указанной статьей, налог за него платить не нужно. Несмотря на необходимость передачи сведений контролирующим органам для надлежащего учета.

Частые вопросы о налогообложении воздушных судов

Один из наиболее популярных вопросов в сфере налогообложения летательных аппаратов связан с расчетом суммы оплаты для техники, не оснащенной двигателями. В этом случае расчет происходит не от мощности, а от количества машин во владении. Базовая ставка — 200 рублей за единицу.

Для самолетов с реактивными двигателями ставка в НК РФ установлена на уровне 20 рублей за 1 л.с., для остальных моделей с силовыми агрегатами — 25 рублей за 1 л.с. Поскольку транспортный налог является региональным, субъекты государства имеют право устанавливать собственные ставки. Указанные выше цифры могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем десятикратно.

Подавать в налоговую инспекцию информацию о приобретении объекта налогообложения не нужно. ФНС получит сведения из Государственного реестра гражданских воздушных судов.

Ставка, применяемая в конкретном случае, определяется на основании местонахождения ТС. В отношении воздушных судов таким местом считается место приписки или место регистрации. Однако в принятых на государственном уровне актах понятие «место приписки» используется только для водного транспорта, а место государственной регистрации не определено. В связи с этим оплата производится исходя из норм, действующих в регионе проживания собственника.

Всем ли нужно платить налог

Перечень категорий граждан и юридических лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога на самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты, утверждается региональным законодательством.

Однако существует ряд категорий владельцев воздушных судов, которым можно не беспокоиться о платежах в соответствии со ст. 358 НК РФ. Так, п. 4 указанной статьи освобождает от налогов владельцев воздушных судов, если грузоперевозки или доставка пассажиров являются основной деятельностью лица, эксплуатирующего транспорт. Кроме того, не облагаются налогом ТС, принадлежащие санавиации и медслужбе.

Не являются объектами налогообложения находящиеся в розыске транспортные средства, а также не поставленные на регистрационный учет суда.

Если у гражданина есть право на получение льгот по оплате налогов на принадлежащую ему технику, необходимо уведомить об этом ФНС путем подачи заявления. Также можно сообщить в налоговую службу о применении льгот через личный кабинет налогоплательщика.

Как оплатить транспортный налог на воздушное судно

Для физических лиц процедура оплаты максимально упрощена. Необходимо дождаться уведомления от налогового органа, в котором гражданин стоит на учете. В письме будет вся необходимая информация:

  • отчетный период;
  • срок владения ТС в отчетном периоде;
  • сумма к оплате;
  • реквизиты для оплаты;
  • квитанция.

Произвести оплату можно любым удобным способом, включая сервисы «Госуслуги» и Личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России.

Если гражданин не получил уведомление, он обязан оплатить транспортный налог самостоятельно, воспользовавшись формулой:

Сумма = Налоговая ставка * Мощность двигателя (л.с.) * Период владения

Период владения рассчитывается как количество месяцев, в которых ТС принадлежало плательщику, к 12 месяцам. Например, если срок владения составлял 6 месяцев, в формулу выше нужно подставить 0,5.

Полным считается месяц, в котором собственник владел ТС более 50% дней.


Воздушный кодекс РФ (далее - ВозК РФ) определяет воздушное судно как летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ч. 1 ст. 32). Разновидностей таких летательных аппаратов, помимо традиционных самолетов и вертолетов, множество - беспилотные воздушные суда, аэростаты (воздушные шары) (о них писал Василь Шайхразиев в своем блоге https://zakon.ru/blog/2021/01/15/vozdushnyj_shar_kak_obekt_prava_87572), планеры, дирижабли, автожиры (гиропланы), дельталеты, паралеты, метеорологические шары и пр. Под определение воздушного судна подпадают даже воздушные змеи.

Означает ли это, что права на все перечисленные летательные аппараты, да и сами аппараты, должны быть зарегистрированы, как вещи недвижимые, породив тем самым обязанность их собственников заплатить транспортный налог?

ГК РФ говорит о том, что к недвижимым вещам относятся лишь подлежащие регистрации воздушные суда (Абз. 2 п. 1 ст. 130). Соответственно, не подлежащие государственной регистрации воздушные суда – вещи движимые, их не требуется регистрировать и за них не нужно платить соответствующие налоги.

Остается определиться с тем, что понимается действующим законодательством под «подлежащими государственной регистрации воздушными судами».

При первом приближении замешательство может вызвать то, что в России для воздушных судов одновременно существует система государственной регистрации прав на воздушные суда, несколько систем государственной регистрации воздушных судов (государственных, гражданских, сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов общего назначения[1]), а также системы государственного учета воздушных судов (экспериментальных воздушных судов и беспилотных гражданских воздушных судов с массой до 30 кг). В связи с чем, в частности, параллельно функционируют Единый государственный реестр прав на воздушные суда и сделок с ними (далее – ЕГРПвс) и Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее – ГР ГВС). Эти реестры часто путают, в том числе суды при разрешении налоговых споров, во многом из-за того, что оба реестра содержат описание воздушного судна и информацию о его собственнике. ВозК РФ предписывает также включать в ГР ГВС сведения о залоге воздушного судна (п. 10 ст. 33), в то же время данные об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на судно отражаются в ЕГРПвс.

Ведение этих реестров регулируется разными нормативными актами, порядок регистрации не совпадает. В отношении регистрации прав действуют Федеральный закон от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», Правила ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними, утв. постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 № 958, Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, утв. приказом Минтранса России от 06.05.2013 № 170; в отношении регистрации гражданских воздушных судов - ст. 21 Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944), ст. 33 ВозК РФ, Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утв. приказом Минтранса России от 05.12.2013 № 457.

Параллельное существование как минимум двух, ведущихся по разным правилам регистрационных систем, сведения которых отчасти дублируют друг друга, рождает много вопросов. Первым из которых становится вопрос о том, совпадают ли нормативные требования к воздушным судам, права на которые подлежат государственной регистрации с требованиями к государственно регистрируемым воздушным судам.

Положения статьи 130 ГК РФ о подлежащих государственной регистрации воздушных судах как вещах недвижимых развивает Федеральный закон от 14 марта 2009 года № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» (далее – ФЗ № 31), в ч. 2 ст. 1 которого указано, что регистрация прав в соответствии с данным законом осуществляется на подлежащие государственной регистрации в соответствии с ВозК РФ гражданские воздушные суда. В свою очередь в п. 1 ст. 33 ВозК РФ определено, что регистрации подлежат предназначенные для полетов следующие воздушные суда (далее указаны отдельные категории).

Следовательно, под подлежащими регистрации воздушными судами понимается одна и та же общая категория воздушных судов – предназначенные для полетов. В этом плане противоречий между ЕГРПвс и ГР ГВС не наблюдается. Кроме того, регистрация в обоих реестрах носит заявительный характер, в ходе нее летная пригодность воздушного судна не проверяется. Получается, что назначение воздушного судна определяет его собственник. Понимая, что воздушное судно, пусть по техническим характеристикам и способно подняться в воздух, но фактически не будет использоваться для полетов (морально устарело, представляет больший интерес как научный экспонат, либо принесет больше пользы, если будет служить в качестве передвижного кафе или продовольственного ларька) он вправе его не регистрировать, либо исключить из реестров (на основании списания – п. 5 ст. 33 ВозК РФ).

После внесения сведений о судне и его собственнике в ЕГРПвс и ГР ГВС регистратор в обязательном порядке направляет их в налоговую инспекцию (см. Приказ ФНС России от 18 декабря 2012 года № ММВ-7-11/973@ «Об утверждении формы и формата представления сведений о воздушных судах и об их владельцах, порядка заполнения формы, а также о внесении изменений в приложение 8 к приказу Федеральной налоговой службы от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@»). Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса (п. 1 ст. 357 НК РФ), т.е. с учетом положений ст. 131 ГК РФ, ст. 33 ВозК РФ - лица, обладающие вещными правами (правами собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения) на воздушные суда. Так было далеко не всегда, до введения системы регистрации прав на воздушные суда, налогоплательщиком транспортного налога признавался эксплуатант[2] воздушного судна - лицо, использующее для полетов воздушные суда на законных основаниях, сведения о которых содержались в ГР ГВС (см. Методические рекомендации по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации», утв. Приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 года № БГ-3-21/177 утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 28 марта 2018 года № ММВ-7-21/176@). Изменение законодательного подхода к плательщику транспортного налога вызвало споры об экономической обоснованности взимания данного налога с собственника судна, не использующего его для полетов. На наш взгляд, сомнения в этой части могут быть сняты посредством раскрытия понятия «подлежащего регистрации воздушного судна»: нет возможности использовать воздушное судно для полетов – не регистрируй / исключай из реестров – не плати транспортный налог.

Выражаю благодарность за предоставленные при подготовке этого материала консультации начальнику отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Цвелевой Галине Ивановне и директору Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (РАОПА) Иванову Андрею Дмитриевичу.

[1] Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ (п. 3 ст. 21 ВозК РФ).

[2]Согласно п. 3 и 4 ст. 61 ВозК РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и, как правило, имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

И как на нем сэкономить

Этот материал обновлен 10.02.2021.

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

  • Что такое транспортный налог
  • Кто платит транспортный налог
  • Как его считать
  • Какие есть ставки
  • Какие есть повышающие коэффициенты
  • Что там со льготами по транспортному налогу
  • Как уменьшить транспортный налог
  • Когда и как платить
  • Что будет, если не заплатить
  • Как проверить задолженность
  • Спишут ли транспортный налог по амнистии

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто фактически ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для инвалида. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Транспортные средства нужно регистрировать. Например, при покупке машины новый собственник оформляет ее на себя. Он не просто подписывает договор купли-продажи с автосалоном или бывшим владельцем, а идет в ГИБДД и говорит: «Теперь владелец машины я, зафиксируйте это». И ГИБДД фиксирует.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. Если машину продали в середине года, то налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам машин, мотоциклов и яхт не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

Налоговое уведомление присылают налогоплательщику по почте или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Указанную там сумму нужно просто заплатить, а считать ничего не придется. Но это касается только физлиц: компания считает транспортный налог сама, платит его чаще раза в год, да еще и сдает декларацию.

При вычислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Если хотите узнать, сколько надо будет заплатить за конкретную машину, используйте калькулятор на сайте nalog.ru — там уже все учтено.

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, как его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но их можно менять, например уменьшить или увеличить в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Р , а в Москве за машину той же мощности — 75 Р " loading="lazy" data-bordered="true">

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

Транспортный налог относится к региональным. Законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют для организаций:

  • налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы и условия для их применения.

Все эти сведения по транспортному налогу смотрите на официальном сайте региона.

Какие организации платят транспортный налог

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Транспортный налог платят организации, на которые зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Транспортный налог не платят FIFA и ее дочерние организации, национальные футбольные ассоциации, Организационный комитет «Россия-2018» и другие компании, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года». Транспортные средства должны принадлежать организации на праве собственности и использоваться для подготовки и проведения чемпионата.

Какие транспортные средства облагаются налогом


Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты и другие машины и механизмы. Не являются объектом налогообложения:

  • весельные и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил;
  • легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами;
  • тракторы, самоходные комбайны, специальные сельскохозяйственные автомобили, используемые для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, если угон документально подтвержден уполномоченным органом.

Когда отчитываться и платить транспортный налог

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Для организаций налоговый период — календарный год, отчетный период — первый, второй квартал и третий квартал. Законодательные органы субъектов Российской Федерации могут не устанавливать отчетные периоды, а оставить лишь годовую отчетность.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей тоже устанавливают регионы. Срок уплаты налога не может быть раньше срока подачи декларации, который указан в п. 3 ст. 363.1 Налогового кодекса. Сейчас это 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации подают декларацию по транспортному налогу в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств. Крупнейшие налогоплательщики представляют декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Транспортный налог и авансовые платежи перечисляются в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Местом нахождения транспортного средства признается:

  • для водных транспортных средств (кроме маломерных судов) — место государственной регистрации транспортного средства;
  • для воздушных транспортных средств — место нахождения организации, на которую зарегистрировано транспртное средство;
  • для других транспортных средств — место нахождения организации или ее обособленного подразделения, по которым зарегистрировано транспортное средство.

Налоговая база и налоговые ставки

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. Налоговые ставки устанавливаются в регионе и зависят от характеристик транспортного средства, указанных в технической документации:

  • для транспортных средств с двигателями — от мощности двигателя в лошадиных силах,
  • для воздушных транспортных средств с реактивными двигателями — от суммарной паспортной статической тяги реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы,
  • для водных несамоходных транспортных средств — от валовой вместимости.

Для других водных и воздушных транспортных средств единицей для расчета налога считается само транспортное средство. Налоговая база по ним определяется отдельно. Субъекты РФ могут увеличивать или уменьшать федеральные налоговые ставки, но не более чем в десять раз. На легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. можно уменьшать ставки без учета этого ограничения.

Ставки транспортного налога по регионам и годам приведены здесь.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок для каждой категории транспортных средств, с учетом «возраста» транспортных средств и их экологического класса. Возраст транспортного средства — это число полных лет между 1 января года, следующего за годом выпуска, и 1 января текущего года.

Если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, применяются ставки, указанные в п. 1 ст. 361 Налогового кодекса.

Как рассчитать транспортный налог и авансовый платеж по нему

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Региональные власти устанавливают, нужно ли перечислять авансовые платежи или платить транспортный налог по итогам налогового периода. Они могут отменить авансовые платежи для отдельных категорий налогоплательщиков.

Организации самостоятельно исчисляют транспортный налог и авансовые платежи по нему. Авансовый платеж за каждый отчетный период = 1/4 * налоговая база * налоговая ставка.

Для легковых автомобилей с высокой средней стоимостью при расчете налога и авансовых платежей применяют повышающие коэффициенты:

  • если средняя стоимость составляет 3—5 млн рублей включительно и с года выпуска прошло от 2 до 3 лет — коэффициент равен 1,1; от 1 до 2 лет — коэффициент равен 1,3; не более 1 года — коэффициент равен 1,5;
  • если средняя стоимость составляет 5—10 млн рублей включительно и с года выпуска прошло не более 5 лет, коэффициент равен 2;
  • если средняя стоимость составляет 10—15 млн рублей включительно и с года выпуска прошло не более 10 лет, коэффициент равен 3;
  • если средняя стоимость превышает 15 млн рублей и с года выпуска прошло не более 20 лет, коэффициент равен 3.

Если в налоговом (отчетном) периоде транспортное средство ставилось на учет или снималось с учета, учитывают срок, в течение которого налогоплательщик владел транспортным средством. Для этого число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, делят на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. На полученный результат умножают рассчитанный налог или авансовый платеж.

Месяц регистрации и месяц снятия с регистрации принимается за полный месяц. Если регистрация и снятие с регистрации произошли в одном месяце, указанный месяц считается одним полным месяцем.

Сумма налога, которую организация платит по итогам налогового периода, равна разнице между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченных в налоговом периоде.

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Здесь вы можете легко вести бухучет, начислять зарплату и отправлять отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Читайте также: