Транспортный налог в учетной политике на 2020

Опубликовано: 09.05.2024

Как ясно из названия налога, его плательщиками являются владельцы транспортных средств. Какой формулой воспользоваться для расчета, в какие сроки перечислить транспортный налог — эту информацию вы найдете в статье.

Налог на транспорт платят собственники транспорта. Налог является региональным, то есть ставка транспортного сбора зависит от решения региональных властей.

Все нюансы, касающиеся транспортного налога для юридических лиц, есть в гл. 28 НК РФ.

Чаще всего налог исчисляют с автомобилей и автобусов, которые есть на балансе компании. Однако при специфической деятельности налог платится и с другого вида транспорта. Например, яхт-клуб, сдающий в аренду лодки, катера или яхты, будет платить налог с этого водного транспорта. Но следует учитывать, что не все виды транспорта попадают под налогообложение. Их перечень можно найти в ст. 358 НК РФ.

С 2021 года организации будут сами сообщать в налоговую о том, какой налогооблагаемый транспорт у них имеется. Это необходимо, если инспекторы указали в сообщении об уплате налога не весь транспорт или не отправили сообщение вовсе. Срок подачи сообщения за 2020 год — 31 декабря 2021 года.

Ставка транспортного налога для юридических лиц в 2021 году

Главный критерий, исходя из которого устанавливается ставка на тот или иной вид транспорта, — мощность двигателя. Чем мощнее транспорт, тем выше налог.

Все ставки указаны в рублях на 1 л. с. В ст. 361 НК РФ ставки по видам транспорта представлены в виде таблицы.

Важно помнить, что чаще всего регионы меняют значение ставок. Им разрешено делать их меньше или больше. Но итоговое значение не должно отличаться от федеральных ставок более чем в 10 раз.

Сроки уплаты транспортного налога юридическими лицами в 2021 году

С 2021 года утвердили единый срок платежа по транспортному налогу. Он больше не зависит от региона и одинаков для всей России.

Организации обязаны заплатить транспортный налог за истекший год не позднее 1 марта следующего года. Таким образом, налог за 2020 год компании платят до 01.03.2021.

Регионы по-прежнему вправе установить свой порядок перечисления налога и обязать организации перечислять авансовые платежи. При этом сроки уплаты авансов регионы больше не устанавливают, они тоже одинаковы для всей РФ:

  • 30.04.2021 — авансовый платеж за 1 квартал;
  • 02.08.2021 — авансовый платеж за 2 квартал;
  • 01.11.2021 — авансовый платеж за 3 квартал.

Расчет транспортного налога для юридических лиц

Для вычисления суммы налога компании потребуется знать три величины: налоговую базу по транспортному средству, ставку налога и время владения транспортом. Для дорогих машин полученное значение следует умножить на специальный коэффициент (ст. 362 НК РФ).

Налоговая база зависит от типа транспортного средства. Для транспорта с двигателем — лошадиные силы, для воздушных судов с реактивным двигателем — паспортная тяга, для водных несамоходных судов — валовая вместимость по документам, а для остального транспорта — единица транспортного средства.

Пример № 1. ООО «Снегирь» имеет на балансе автомобиль Audi А3 мощностью 102 л. с. Машина Audi А3 куплена в 2016 году. Стоимость автомобиля 1 230 000 рублей, поэтому повышающий коэффициент не применяется. Audi зарегистрирована в Свердловской области, где ставка налога для такой машины с учетом всех параметров составляет в 2020 году 9,4 рубля.

Бухгалтер Карпов Т. И. рассчитал налог за 2020 год: 9,4 х 102 = 958,80 рубля.

Пример № 2. ООО «Снегирь» имеет на балансе автомобиль Audi мощностью 140 л. с. Audi куплена и поставлена на учет 03.03.2018. Стоимость автомобиля 3 270 000 рублей, год выпуска 2018, поэтому применяется повышающий коэффициент 1,5. Audi зарегистрирована в Свердловской области, где ставка налога для такой машины с учетом всех параметров составляет в 2020 году 9,4 рубля.

Бухгалтер Карпов Т. И. рассчитал налог за 2020 год: 9,4 х 140 х 1,5 х (10/12) = 1 645 рублей.

Отчетность

Отчет по транспортному налогу за 2020 год и будущие периоды сдавать не нужно. Последний раз декларацию по транспортному налогу плательщики подавали по итогам 2019 года до 1 февраля 2020 года. Сейчас ИФНС будут принимать только декларации за периоды до 2020 года и уточнения к декларациям, поданным в 2020 году из-за реорганизации.

Теперь организации сами рассчитывают и перечисляют налог в бюджет, а контролировать правильность уплаты будет налоговая. Результаты своих расчетов инспекция отразит в сообщении по утвержденной форме.


Часто возникает ситуация, что до начала года по разным причинам внести изменения в Учетную политику вы не успели. Или умышленно не стали. Захотелось получше обдумать, вспомнить обо всех изменениях — и доработать позднее. Но важно учесть, что при сквозной нумерации приказов на ведение финансово-хозяйственной деятельности, приказ об утверждении изменений в учетную политику на 2020 год должен быть датирован именно 2019 годом.

У каждой компании своя учетная политика

Нововведений в законодательство немало, но не все они должны быть внесены в учетную политику. Имеет смысл описывать в учетной политике только те положения, которые касаются именно вашей компании и учитывают специфику ведения учета и особенности конкретного бизнеса.

В учетной политике закрепляются методы учета, которые вы должны установить сами или выбрать для себя оптимальный вариант из допустимых альтернативных. Дублировать прямые положения Налогового кодекса — обязательные для исполнения и не предусматривающие выбора из возможных вариантов — бессмысленно. Не стоит ими отягощать документ. Пусть он будет небольшим, но содержательным и полезным.

Нет смысла «раздувать» правила и разрабатывать учетную политику на будущее на всякий случай. Учитывайте в ней только реальные тонкости учетной работы. При появлении новых объектов учета учетную политику можно будет дополнить.

Изменения в учетную политику в 2020 году

Прямой обязанности ежегодно пересматривать учетную политику нет. Это право организации. Но в связи с тем, что принято немало изменений законодательства, вступающих в силу с 1 января 2020 года, учетную политику на 2020 год стоит пересмотреть и обновить.

Новации с 2020 года

Введено новое ограничение при переходе с линейного на нелинейный метод амортизации основных средств — не чаще 1 раза в 5 лет. До 1 января 2020 года пятилетний мораторий действовал только при переходе с нелинейного на линейный. С 2020 года — любая смена метода амортизации — не чаще, чем через 5 лет.

С 1 января 2020 года в порядок амортизации внесены и такие изменения:

  • Амортизацию по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование, нельзя признать в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
  • Срок полезного использования объекта на период консервации более 3-х месяцев продлеваться не будет. На период консервации свыше 3-х месяцев основные средства исключаются из состава амортизируемого имущества.

Это прямые нормы Налогового кодекса — обязательны для исполнения правила. Их нужно учесть в работе, но вносить в учетную политику необходимости нет.

Расширен горизонт применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль:

  • разрешен вычет по основным средствам 8-10 амортизационных групп (кроме зданий, сооружений, передаточных устройств). Сейчас он действует только для 3-7 групп;
  • расширен перечень расходов, которые можно покрыть вычетом: до 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры и не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры. При условии, что создание этих объектов предусмотрено договором о комплексном освоении территории для строительства стандартного жилья.

Продлено до 31 декабря 2021 года 50% ограничение на перенос убытков прошлых лет.

Если на 2020 год вы решили изменить порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль — исходя из фактической прибыли, ежемесячные или ежеквартальные авансовые платежей по налогу на прибыль — это следует отразить в учетной политике. Если с 1 января 2020 года порядок не меняется — изменения вносить не надо.

Правила учета и уплаты налогов по обособленным подразделениям

Если в составе компании созданы несколько обособленных подразделений, расположенных в одном регионе, то в учетной политике закрепляется порядок уплаты налогов в региональный бюджет из двух возможных вариантов:

  1. Каждым подразделением самостоятельно.
  2. Централизованно — через головную компанию или через ответственное подразделение.

В учетной политике перечисляются обособленные подразделения, которым делегируется представительское право, с указанием налогов, в отношении которых указанное подразделение будет исполнять обязанности — представлять налоговые декларации и оплачивать налоги.

Если с 1 января 2020 года такой порядок был в учетной политике прописан и менять его не планируете — изменения вносить не надо. Но в отношении централизованной уплаты НДФЛ и страховых взносов есть нововведения, которые нужно предусмотреть в учетной политике на 2020 год.

Новации с 2020 года:

  1. С 1 января 2020 года официально разрешено сдавать отчетность 2-НДФЛ и 6-НДФЛ и перечислять НДФЛ единой платежкой за все обособленные подразделения, находящиеся в пределах одного муниципалитета (в рамках одного ОКТМО).
  2. С 1 января 2020 года компания вправе наделить полномочиями перечислять страховые взносы только те обособленные подразделения, у которых открыт расчетный счет в банке.

О централизованном порядке уплаты налогов, представлении отчетности и о выборе ответственного подразделения не забудьте уведомить налоговый орган. Обратите внимание, что в отношении централизации НДФЛ следует уведомить только выбранную инспекцию - остальные ИФНС получат сведения автоматически. По страховым взносам уведомляется каждая ИФНС, в которой стоят на учете «обособки». Направляются сообщения или о наделении, или о лишении полномочий соответствующего обособленного подразделения.

Если с начала года переходите на другой налоговый режим — учетную политику нужно составить новую

При смене объекта налогообложения по «упрощенке» — с «Доходы» на «Доходы минус расходы» и наоборот — изменение нужно внести в учетную политику на 2020 год.

В случае перехода с ЕНВД на «упрощенку» в учетной политике надо прописать принятые методы и учетные процедуры для нового порядка налогообложения — упрощенной системы налогообложения.

Новация с 2020 года:

С 1 января 2020 года теряют право применения ЕНВД и ПСН продавцы трех групп товаров, подлежащих обязательной маркировке: лекарственных препаратов, обуви, предметов одежды и прочих изделий из натурального меха.

Взамен ЕНВД небольшие компании и ИП будут просчитывать вариант перехода на УСН.

Для перехода на УСН действующую учетную политику придется переработать. И важно: в срок не позднее 31 декабря 2019 года не забыть уведомить налоговый орган, направив заявление о переходе на УСН по форме № 26-1. Иначе в 2020 году придется платить налоги по общей системе налогообложения.

Если часть бизнеса переводится на ЕНВД или открывается возможность получать средства целевого финансирования — в учетной политике нужно подробно расписать порядок ведения раздельного учета.

Есть еще немало нововведений налогообложения, вступающих в действие с 1 января 2020 года. К примеру:

  • обязанность восстановления НДС при реорганизации в случае, если правопреемник применяет спецрежим или начинает использовать полученное имущество, товары, работы, услуги в необлагаемой НДС деятельности;
  • обязанность применять электронные формы зарплатной отчетности 6-НДФЛ, 2-НДФЛ, расчет страховых взносов для компаний со штатом от 10 человек;
  • новые сроки и форматы представления налоговой отчетности;
  • установленные на федеральном уровне сроки уплаты авансовых платежей по транспортному и земельному налогам, и другие.

Все эти нововведения — однозначные для исполнения нормы, не допускающие выбора действий или альтернативных суждений. Поэтому учесть в работе их необходимо, но вносить в учетную политику не обязательно.

Обратите внимание на другие положения существующей учетной политики. Возможно, одни из элементов потеряли актуальность, другие — не учитывают произошедших изменений структуры компании или особенностей ведения бизнеса. Одни методы учета требуют упрощения, а другие — замены для достижения оптимального результата.

Это может касаться:

  • рабочего плана счетов;
  • порядка проведения инвентаризации;
  • способов оценки активов и обязательств;
  • перечня прямых расходов;
  • методики ведения раздельного учета, если такая обязанность предусмотрена;
  • льгот, на которые имеется право применения и других решений для организации учета.

Если вы создаете в бухучете и налоговом учете резервы — по состоянию на 31 декабря 2019 года не забудьте их проинвентаризировать. С 1 января 2020 года вы можете отказаться от формирования резервов для целей налогообложения, отразив принятое решение в учетной политике.

Изменения в правилах документооборота, технологии обработки учетной информации и специфические первичные документы

Если вы применяете УПД (универсальный передаточный документ) — стоит разработать его форму, приведя в соответствие с действующей формой счета-фактуры. И закрепить форму этого первичного документа в приложении к учетной политике.

Форма УПД была утверждена и введена 6 лет назад письмом ФНС от 21 октября 2013 года № ММВ-20-3/96@. С тех пор была внесена масса существенных изменений в правила заполнения счет-фактуры, утвержденные постановлением № 1137. Форма УПД отстает. И актуализировать ее никто не спешит.

Минфин и ФНС в своих письмах советуют самостоятельно дополнить УПД, объединяющий в себе форму счета-фактуры и первичного учетного документа, показателями, необходимыми для выполнения требований, установленных статьей 169 Налогового кодекса и Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1137.

Если вы получаете УПД от продавца — внимательно проверьте документ на предмет его соответствия актуальной форме счета-фактуры. И каждый из его реквизитов. В противном случае вычет НДС на основании УПД по устаревшей форме с неполным указанием реквизитов налоговая аннулирует.

И еще из полезного для бухгалтера

1. Как не отвечать за чужую ошибку

26 июля 2019 года в закон о бухгалтерском учете внесено дополнение о том, что все сотрудники организации обязаны соблюдать требования главного бухгалтера (или лица, ответственного за ведение бухучета) в отношении оформления и представления первичных учетных документов.

Требование об устранении выявленного нарушения или о необходимости представления в бухгалтерию определенных сведений бухгалтер должен предъявить сотруднику в письменной форме.

В учетной политике на 2020 год бухгалтеру стоит использовать такую возможность: закрепить это условие, утвердить форму (бланк) письменного требования главного бухгалтера сотруднику, прописать порядок выставления таких требований, сроки их выполнения, ответственность и другие условия.

2. Все документы и сведения — в бухгалтерию!

В 2019 году, честно сказать, удивила негативная судебная практика, подтвердившая правомерность привлечения бухгалтера к ответственности за неотражение в учете первичных документов по новым объектам и операциям, о которых он даже не знал. Правда, решение Красноярского краевого суда № 7Р-116/2019 от 14 марта 2019 года касается бюджетной организации, но подстраховаться стоит каждому бухгалтеру.

Для этого в учетной политике стоит прописать — в дополнение к существующему в компании положению о документообороте — порядок извещения сотрудниками компании главного бухгалтера обо всех операциях с новыми объектами учета: формы учетных документов, сроки их представления и ответственность.

3. Про закрытый перечень учетных регистров

В учетной политике целесообразно утвердить закрытый перечень учетных регистров для ведения бухгалтерского учета. Который может быть — на ваше усмотрение — лаконичным и кратким. И состоять, к примеру, из главной книги, книги продаж, книги покупок и оборотно-сальдовых ведомостей по счетам учета (перечислить их).

Это может здорово помочь не представлять массу документов по неограниченным требованиям налоговиков.

Принимая во внимание положения учетной политики, налоговики могут затребовать только те регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке. Так считает регулятор налоговой политики государства — Минфин (письмо от 11 мая 2010 года № 03-02-07/1-228).

Не стоит указывать в учетной политике ссылку только на учетную программу: 1С или другие программные комплексы. Сами понимаете, что сформировать и выгрузить из базы данных можно великое множество учетных форм и расшифровок по любым запросам проверяющих. Берегите свое время.

4. Новации в ПБУ

Обратите внимание на обновленные версии ПБУ 13/2000, ПБУ 16/02 и ПБУ18/02 и стандарт ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

ФСБУ 25/2018 вступает в действие с 2022 года, но, если компания примет решение применять его досрочно с 2020 года — это следует прописать в учетной политике для бухгалтерского учета.

5. Про годовой отчет

Обратите внимание на новые формы бухгалтерской отчетности. И на приказ Минфина от 19 апреля 2019 года № 61н.

В баланс добавлены строки об аудите годовой отчетности — в случае, если аудит годового отчета для компании обязателен — проставляется галочка и указываются сведения об аудиторе.

В бухгалтерском балансе и отчете о финрезультатах нельзя указывать данные в миллионах рублей, а только в тысячах рублей.

Обновленные формы бухгалтерской отчетности применяются, начиная с отчетности за 2020 год. Но компания вправе принять решение использовать их и раньше, закрепив изменения в учетной политике.

Годовую отчетность, начиная с 2019 года, не надо сдавать в Росстат. Если в учетной политике было прописано это условие, в новой редакции его надо исключить.

Об изменении учетной политики в середине года

Разработанная при создании компании учетная политика применяется последовательно из года в год. В течение года в учетную политику для целей налогообложения можно вносить изменения и дополнения только в двух случаях:

  • если появились новые операции или вы освоили новый вид деятельности;
  • если в течение года внесены поправки в законодательство.

Других возможностей изменить в середине года ранее закрепленные методы учета нормами налогового права не предусмотрено.

Пересмотренные по собственному желанию правила можно применять только с нового года. И утвердить их до его начала — до 31 декабря.

Для целей бухгалтерского учета причины внесения изменений в учетную политику в течение года аналогичны. Их три:

  • при изменении законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных или отраслевых стандартов бухучета;
  • при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации;
  • при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта (например, реорганизации, изменении видов деятельности и тому подобного).

И в заключении

Не стоит недооценивать учетную политику, относиться к ней формально или списывать у других под копирку.

Учетная политика — свод правил учета, по которым компания будет работать, гордиться активами и определять обязательства весь следующий год. Для нее это внутренний учетный кодекс.

Именно с учетной политики начинается порядок учета и документооборота любого хозяйствующего субъекта и налогоплательщика. Это один из признаков самостоятельности, независимости и самодостаточности компании. Один из первых документов, который запрашивают ревизоры при любой проверке — положение об учетной политике.

Грамотно составленная учетная политика помогает упорядочить учет, облегчить работу бухгалтера, оптимизировать финансовый результат и налогооблагаемую базу. И что важно — в рамках закона, без рисков и негативных последствий.

А учетная политика для налогообложения — вообще ваш щит. Далеко не каждый ревизор решится вероломно разрушить положения документа, по которому компания живет на протяжении ряда лет. Конечно, при условии, что положения учетной политики не противоречат нормам налогового права.

Надеюсь, что было полезно.

Желаю вам внести в учетную политику на 2020 год своевременные и полезные для вашего бизнеса изменения!

Автор: Ермошина Е. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Транспортный налог является региональным (ст. 14 НК РФ) и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. В силу ст. 356 НК РФ он устанавливается:

законами субъектов РФ об этом налоге.

При установлении налога законами субъектов РФ определяются:

налоговая ставка (в пределах, установленных гл. 28 НК РФ);

порядок и сроки уплаты налога.

Законом могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. То есть налог должны уплачивать как физические лица, так и организации.

Рассмотрим порядок расчета и уплаты налога организациями.

Объект налогообложения и налоговая база

Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:

в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);

в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);

в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).

Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).

Как определить мощность двигателя?

Облагаемой базой для расчета налога в большинстве случаев является мощность двигателя в лошадиных силах (л. с.). Обычно она указывается в ПТС или свидетельстве о регистрации.

В ситуациях, когда ТС имеет два двигателя, контролирующие органы рекомендуют при определении базы по транспортному налогу в отношении самоходных машин и других видов техники использовать мощность двигателя (суммарную номинальную мощность всех двигателей), отраженную в ПТС и сведениях, представляемых регистрирующими органами (см. Письмо ФНС России от 11.09.2017 № БС-4-21/18026 (вместе с Письмом Минфина России от 11.09.2017 № 03-05-04-04/58058)).

На практике вызывает вопрос о том, как определять облагаемую базу по транспортному налогу, если мощность указана не в л. с., а в кВт.

В пункте 19 ранее действовавших Методических рекомендациях по применению гл. 28 НК РФ говорилось, что если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент – 1 кВт = 1,35962 л. с.).

При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой. Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л. с. (155 кВт х 1,35962 л. с.).

Отметим, что данные рекомендации утратили силу еще в 2018 году и на сегодняшний день упоминание этого переводного коэффициента сохранилось только в п. 5 приложения 2 Указания ЦБ РФ от 04.12.2018 № 5000-У, однако считаем, что и сегодня пользоваться этим коэффициентом правомерно, поскольку он был взят из справочника физических величин.

Отчетный (налоговый) периоды

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1).

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II, III кварталы (п. 2).

При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3).

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (в зависимости от вида налоговой базы) в размерах, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ (назовем это базовой ставкой).

При этом п. 2 обозначенной статьи предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) базовых ставок законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок:

в отношении каждой категории ТС;

с учетом экологического класса ТС;

с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС.

Например, для исчисления транспортного налога за 2020 год в отношении транспортного средства 2012 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит 8 (период с 2013 по 2020 годы).

Согласно п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, применяются базовые ставки, установленные в п. 1 этой статьи.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Согласно п. 2 указанной статьи сумма налога (ТН), подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС) (если иное не предусмотрено данной статьей):

ТН = НБ х НС.

Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога (ТН) и суммами авансовых платежей по налогу (АП), подлежащих уплате в течение налогового периода (если законами субъектов РФ установлены отчетные периоды):

ТН = НБ х НС – АП.

О том, как рассчитывается авансовый платеж по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода, говорится в п. 2.1 ст. 362 НК РФ. Он равен 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (Кп), указанного в п. 2 данной статьи:

АП = 1/4 х ТН.

При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Если в организации имеется легковой автомобиль стоимостью свыше 3 млн руб.

В отношении дорогих легковых автомобилей (стоимостью свыше 3 млн руб.) исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента (Кп), установленного п. 2 ст. 362 НК РФ. Коэффициент зависит от стоимости авто и срока, прошедшего с года выпуска (при этом исчисление сроков начинается с года выпуска ТС):

Средняя стоимость легкового автомобиля

Количество лет, прошедших с года выпуска

Повышающий коэффициент

От 3 млн до 5 млн руб. включительно

От 5 млн до 10 млн руб. включительно

От 10 млн до 15 млн руб. включительно

Не более 10 лет

Не более 15 лет

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях гл. 28 НК РФ утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на сайте Минпромторга.

Итак, по указанным ТС налог и авансовые платежи рассчитываются следующим образом:

ТН = НБ х НС х Кп – налог по итогам налогового периода;

АП = 1/4 х ТН х Кп – авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Если ТС зарегистрировано (снято с учета) в течение налогового (отчетного) периода

Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации ТС и (или) снятия ТС с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента (Кв).

Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Чтобы определить, включается ли месяц, в котором произошла регистрация ТС или, наоборот, снятие его с учета, применяется так называемое правило 15-го числа:

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц регистрации = полный месяц

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц регистрации не учитывается

Снятие ТС с регистрации

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц снятия с регистрации не учитывается

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц снятия с регистрации = полный месяц

При этом значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до четвертого знака после запятой (п. 5.5 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@).

Пример.

Организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 240 л. с. ТС было поставлено на учет 14 февраля.

Законом субъекта РФ налоговая ставка для автомобилей грузовых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л. с. до 250 л. с. установлена в размере 65 руб./л. с. и предусмотрены отчетные периоды по транспортному налогу.

Коэффициент Кв по данному ТС составит:

  • в I квартале – 0,6667 (2 мес. / 3 мес.);

  • по итогам года – 0,9167 (11 мес. / 12 мес.).

Авансовые платежи:

  • за I квартал – 2 600 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,6667);

  • за II квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

  • за III квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

  • за год – 14 300 руб. (240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,9167).

Налоговая декларация

В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.

Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).

Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит взаимодействовать налоговым инспекциям только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений (Информация ФНС России «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций»).

Уплата налога

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены ст. 363 НК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи уплата налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения ТС.

Местом нахождения ТС признается (п. 5 ст. 83 НК РФ):

для водных ТС (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации ТС (пп. 1);

для воздушных ТС – место нахождения организации, а при отсутствии такового – место государственной регистрации ТС (пп. 1.1);

для транспортных средств, не поименованных в пп. 1 и 1.1, – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) (пп. 2).

Согласно действующей редакции абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ (то есть не позднее 1 февраля).

С 01.01.2021 абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ): налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

То есть транспортный налог за 2019 год необходимо было уплатить не позднее 03.02.2020 (01.02.2020 – суббота), а за 2020 год и последующие периоды налог подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи необходимо перечислять:

в течение 2020 года – в сроки, установленные законом субъекта РФ;

в течение 2021 года и последующих периодов – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Несколько слов о подтверждении льгот по транспортному налогу

Как отмечалось выше, декларации по транспортному налогу в налоговые органы не будут представляться за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

При наличии льготы по этим налогам налогоплательщику необходимо как-то сообщить об этом в ИФНС. Поэтому «льготники» по транспортному налогу (согласно п. 3 ст. 361.1 НК РФ) представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу (это можно сделать и через МФЦ).

С 01.01.2020 п. 3 ст. 361.1 НК РФ дополнен положениями, согласно которым заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного данным пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

В уведомлении указываются основания и периоды предоставления льготы, объекты налогообложения, в сообщении об отказе – основания отказа от предоставления налоговой льготы, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

Формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления указанного заявления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

Итак, чтобы воспользоваться льготами по транспортному налогу, организациям нужно подать заявление в инспекцию. При этом четких сроков НК РФ не устанавливает. Полагаем, что сделать это нужно в течение 2020 года, а тем, кто уплачивает авансовые платежи – в течение I квартала. Такой вывод можно сделать из Письма ФНС России от 03.12.2019 № БС-4-21/24690@.

С 2020 года вступили в действие новые правила расчета и уплаты транспортного налога для юридических лиц.

Эта статья поможет вам сориентироваться и узнать, как и когда:

  • рассчитать транспортный налог;
  • уплатить его;
  • заявить льготы в налоговую по транспортному налогу;
  • взаимодействовать с налоговыми органами без представления деклараций.

Правила расчета и уплаты транспортного налога

Транспортный налог в 2020 году рассчитывается по тем же правилам, что и раньше:

  • Налогоплательщики транспортного налога — юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства в ГИБДД.
  • Ставки транспортного налога устанавливают субъекты РФ. Закон вашего региона можно найти на сайте nalog.ru.
  • Авансовые платежи по транспортному налогу уплачиваются, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ (п. 2 ст. 363 НК РФ).
  • Расчет налога и авансовых платежей производится с учетом повышающего коэффициента для «дорогих» автомобилей. Перечень «дорогих» авто на 2020 утвержден Минпромторгом 28.02.2020.
  • Сроки уплаты транспортного налога по 2020 году используем те, что установлены законами регионов:
    • годовой налог — не ранее 01.02.2021 (п. 3 ст. 363.1 НК РФ);
    • авансовые платежи — в соответствии с законом вашего региона (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ).
  • Уплата налога и авансовых платежей производится по месту регистрации транспортного средства, а регистрация в ГИБДД — по месту нахождения организации или обособленного подразделения.

Изменения по транспортному налогу с 2020 года

Декларации по транспортному налогу с 2020 года не заполняется и не сдается в ИФНС (п. 9 ст. 3 Закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Что нужно сделать плательщику транспортного налога:

  • Рассчитать и уплатить авансовые платежи и транспортный налог 2020 самостоятельно.
  • Получить Сообщение об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога (Приказ ФНС РФ от 05.07.2019 N ММВ-7-21/337@) по окончании налогового периода не позднее 6 месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за год.
  • При наличии уже подтвержденных документами льгот подать по транспортному налогу Заявление о предоставлении льготы по транспортному и (или) земельному налогу (Приказ ФНС РФ от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@).

Срок для представления заявления о льготе не установлен. Рекомендуем подать заявление до срока уплаты транспортного налога за год, чтобы увеличить вероятность совпадения суммы налога, исчисленного ИФНС, и уплаченного организацией.

При наличии права на льготу организация может рассчитывать и уплачивать авансовые платежи по налогу с ее учетом, даже если заявление еще не отправлено в ИФНС или уведомление еще не получено.

Заявление на льготу и подтверждающие ее документы можно представить вместе с пояснениями в течение 10 дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога, если сумма налога, уплаченная организацией и указанная в сообщении, не соответствуют друг другу (п. 3 Письма Минфина РФ от 10.12.2019 N БС-4-21/25284@).

Подробнее о правилах расчета, уплаты транспортного налога в 2020 году и порядке взаимодействия с налоговыми органами в связи с отменой декларации, а самое главное — как все эти новшества реализованы в 1С:Бухгалтерия, расскажем на семинаре Отчетность за 1 квартал 2020 в 1С. Имущественные налоги.

См. также:

  • Заявление о предоставлении льготы по транспортному и (или) земельному налогу
  • Транспортный налог в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 пошагово
  • Транспортный и земельный: прощание с декларациями, но не с налогами (из записи эфира от 21 января 2020 г.)
  • Как обновить ставку транспортного налога в 1С?

Если Вы являетесь подписчиком системы «БухЭксперт8: Рубрикатор 1С Бухгалтерия», тогда читайте дополнительный материал по теме:

  • Когда можно не платить транспортный налог?
  • Расчет транспортного налога
  • Настройка проводки для отражения транспортного налога в 1С
  • Порядок и сроки уплаты транспортного налога
  • Как устанавливаются ставки по транспортному налогу в 1С?
  • Обновление ставки транспортного налога в 1С

Если Вы еще не подписаны:

Активировать демо-доступ бесплатно →

или

Оформить подписку на Рубрикатор →

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С:Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Может ли ИП на УСН, пострадавший от COVID-19, не платить транспортный налог и налог на имущество за 2 квартал 2020?У вас нет доступа на просмотр. Чтобы получить доступ: Оформите.
  2. Как доначислить транспортный налог в текущем году за прошлый год, авто на учете с 2017Здравствуйте! 1С:Предприятие 8.3 (8.3.16.1063) Бухгалтерия предприятия КОРП, редакция 3.0 (3.0.76.67).
  3. На прицепы платится транспортный налог? А налог на имущество?У вас нет доступа на просмотр. Чтобы получить доступ: Оформите.
  4. Может ли ИП не платить транспортный налог и налог на имущество как плательщик УСН?У вас нет доступа на просмотр. Чтобы получить доступ: Оформите.

Карточка публикации

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Рекомендации Минтруда по нерабочим дням мая 2021 года

Большое спасибо. Много полезной информации. Своевременно получаем ответы на возникающие в процессе работы вопросы.

Дата публикации 08.02.2021

Медицинское учреждение перечисляет авансовые платежи по транспортному налогу и налогу на имущество. Декларация по налогу на имущество за 2020 г. сдается в 2021 г., а декларация по транспортному налогу вообще не представляется. В каком периоде начислять фактические расходы по этим налогам - в 2020 или в 2021 г.?

Бухгалтерский учет ведется методом начисления, результаты операций признаются по факту их совершения. Это установлено п. 3 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), п. 16 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее - СГС "Концептуальные основы").

Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 20 СГС "Концептуальные основы"). Согласно п. 4 письма Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 в учетной политике учреждения определяются:

    • первичный учетный документ, на основании которого начисляются налоги (налоговый расчет по авансовым платежам по налогам (справка-расчет), налоговая декларация или иные документы, подтверждающие суммы принятых обязательств);
    • порядок признания обязательства по уплате налогов (налога на имущество организаций, земельного налога, иных налогов) в целях формирования финансового результата.

Если обязательства по налогам признаются на основании расчетов, сделанных до формирования декларации (справки-расчета), обязательство принимается к учету в финансовом году, в котором сформирована справка-расчет. При этом на счетах санкционирования принятие обязательства отражается за счет плановых назначений:

    • очередного финансового года - в части обязательств, подлежащих исполнению в очередном финансовом году;
    • текущего финансового года - в части обязательств, подлежащих оплате в текущем финансовом году.

Если первичным документом по признанию расходов (обязательств) по налогам является налоговая декларация, формируемая в финансовом году, следующем за отчетным годом (следующем за налоговым периодом исчисления налоговых платежей), такие обязательства признаются:

    • в финансовом году, следующем за отчетным (году формирования налоговой декларации), за счет плановых назначений финансового года, в котором сформирована декларация (года признания обязательства);
    • в отчетном финансовом году в случае признания факта начисления налогов существенным событием после отчетной даты. На счетах санкционирования расходов обязательства отражаются за счет плановых назначений текущего финансового года (года признания обязательства) либо очередного финансового года.

Таким образом, в зависимости от варианта, закрепленного в учетной политике, начисление обязательств по налогу на имущество может отражаться:

    • в отчетном году (2020 г.) на основании справки-расчета и иных первичных документов;
    • в году, следующем за отчетным (2021 г.), на основании декларации.

Налоговые декларации по транспортному и земельному налогам в налоговые органы за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды не представляются (ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Однако налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по транспортному налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Следовательно, обязательства по транспортному налогу по аналогии с налогом на имущество могут начисляться в отчетном году (2020 г.) либо в году, следующем за отчетным (2021 г.), в зависимости от периода формирования справки-расчета.

Смотрите также

  • Принятие обязательств по налогу на имущество в году, следующем за отчетным
  • Принятие обязательств по налогу на имущество в отчетном году
  • Начисление транспортного налога

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Читайте также: