Транспортный налог в бюджетном учреждении

Опубликовано: 29.04.2024

Дата публикации 08.02.2021

Медицинское учреждение перечисляет авансовые платежи по транспортному налогу и налогу на имущество. Декларация по налогу на имущество за 2020 г. сдается в 2021 г., а декларация по транспортному налогу вообще не представляется. В каком периоде начислять фактические расходы по этим налогам - в 2020 или в 2021 г.?

Бухгалтерский учет ведется методом начисления, результаты операций признаются по факту их совершения. Это установлено п. 3 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), п. 16 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее - СГС "Концептуальные основы").

Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 20 СГС "Концептуальные основы"). Согласно п. 4 письма Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 в учетной политике учреждения определяются:

    • первичный учетный документ, на основании которого начисляются налоги (налоговый расчет по авансовым платежам по налогам (справка-расчет), налоговая декларация или иные документы, подтверждающие суммы принятых обязательств);
    • порядок признания обязательства по уплате налогов (налога на имущество организаций, земельного налога, иных налогов) в целях формирования финансового результата.

Если обязательства по налогам признаются на основании расчетов, сделанных до формирования декларации (справки-расчета), обязательство принимается к учету в финансовом году, в котором сформирована справка-расчет. При этом на счетах санкционирования принятие обязательства отражается за счет плановых назначений:

    • очередного финансового года - в части обязательств, подлежащих исполнению в очередном финансовом году;
    • текущего финансового года - в части обязательств, подлежащих оплате в текущем финансовом году.

Если первичным документом по признанию расходов (обязательств) по налогам является налоговая декларация, формируемая в финансовом году, следующем за отчетным годом (следующем за налоговым периодом исчисления налоговых платежей), такие обязательства признаются:

    • в финансовом году, следующем за отчетным (году формирования налоговой декларации), за счет плановых назначений финансового года, в котором сформирована декларация (года признания обязательства);
    • в отчетном финансовом году в случае признания факта начисления налогов существенным событием после отчетной даты. На счетах санкционирования расходов обязательства отражаются за счет плановых назначений текущего финансового года (года признания обязательства) либо очередного финансового года.

Таким образом, в зависимости от варианта, закрепленного в учетной политике, начисление обязательств по налогу на имущество может отражаться:

    • в отчетном году (2020 г.) на основании справки-расчета и иных первичных документов;
    • в году, следующем за отчетным (2021 г.), на основании декларации.

Налоговые декларации по транспортному и земельному налогам в налоговые органы за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды не представляются (ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Однако налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по транспортному налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Следовательно, обязательства по транспортному налогу по аналогии с налогом на имущество могут начисляться в отчетном году (2020 г.) либо в году, следующем за отчетным (2021 г.), в зависимости от периода формирования справки-расчета.

Смотрите также

  • Принятие обязательств по налогу на имущество в году, следующем за отчетным
  • Принятие обязательств по налогу на имущество в отчетном году
  • Начисление транспортного налога

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В учреждение передано автотранспортное средство в безвозмездное пользование в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве безвозмездного пользования, в котором указано, что учреждение должно возмещать расходы по оплате транспортного налога на расчетный счет учреждения, которое передало автотранспортное средство в безвозмездное пользование.
По какому коду вида расходов и статье КОСГУ учреждение должно осуществлять возмещение транспортного налога?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на возмещение учреждением ссудодателю суммы транспортного налога отражаются по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ, услуг" в увязке с подстатьей 296 "Иные расходы" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Для выбора составной части кода бюджетной классификации организации госсектора руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н). Помимо Указаний N 65н учреждения могут также руководствоваться системными рекомендациями Минфина России.
Согласно п. 5.1.2 раздела III Указаний N 65н расходы учреждения по уплате транспортного налога относятся на вид расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов". Однако согласно действующему налоговому законодательству у арендатора (ссудополучателя) не возникает обязанности по уплате в бюджет транспортного налога в части сумм, приходящихся на арендуемые (полученные в безвозмездное пользование) объекты. Следовательно, у учреждения в рассматриваемой ситуации нет оснований для применения вида расходов 852.
В то же время расходы государственных (муниципальных) учреждений на закупку товаров, работ, услуг отражаются по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ, услуг". При этом п. 2.7 письма Минфина России от 10.08.2017 N 02-05-11/52212 разъяснено, что расходы, осуществляемые государственными (муниципальными) учреждениями при выполнении обязательств, связанных с договорами пользования и (или) аренды, в том числе расходы по возмещению налогов арендодателю, отражаются по виду расходов 244. Соответственно, расходы на возмещение учреждением ссудодателю суммы транспортного налога необходимо отражать по виду расходов 244.
В части применения КОСГУ отметим следующее. Расходы на возмещение учреждением арендодателю (ссудодателю) суммы транспортного налога прямо в п. 3 раздела V Указаний N 65н не поименованы. Суммы транспортного налога в рассматриваемой ситуации не могут быть отнесены на подстатью 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ, поскольку уплачиваются арендодателю, а не в бюджет. Кроме того, таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ (далее - Таблица соответствия) взаимоувязки вида расходов 244 с подстатьей 291 также не предусмотрено (приложение 5 Указаний N 65н).
Следовательно, расходы на возмещение учреждением ссудодателю суммы транспортного налога могут быть отнесены на подстатью КОСГУ 296 "Иные расходы" КОСГУ как иные расходы, не отнесенные к статьям 210-270 и подстатьям 291-295. При этом Таблицей соответствия предусмотрена взаимоувязка вида расходов 244 с подстатьей 296 КОСГУ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Порядок применения кодов видов расходов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

С 1 января 2021 года заработали важные изменения в транспортном налоге, уплачиваемом организациями. Установили новый – единый - срок уплаты налога и авансовых платежей по нему. Суммы, подлежащие уплате, рассчитывает налоговая инспекция и уведомляет об этом плательщика. Если владелец ТС не получил такое уведомление, он обязан сообщить в инспекцию об имеющемся объекте налогообложения. А декларацию по налогу отменили уже с отчетности за 2020 год.

Кто платит транспортный налог

Платить транспортный налог должны организации, предприниматели и обычные физлица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Эта обязанность возникает сразу после государственной регистрации ТС, а прекращается - после его снятия с учета.

По итогам года сумма налога исчисляется по каждому ТС как произведение налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента. Ставки устанавливают регионы в пределах, указанных в статье 361 НК РФ.

Повышающий коэффициент используют для (п.2 ст. 362 НК РФ):

  • 1,1 – легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн. рублей, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • 2 – легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн. рублей и не более 5 лет с года выпуска;
  • 3 – легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн. рублей менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн. рублей не старше 20 лет.

Среднюю стоимость легкового автомобиля определяет Минпромторг. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей и выше он формирует ежегодно и размещает на своем официальном сайте не позднее 1 марта очередного года. Эти данные и используют при расчете транспортного налога (п. 2 ст. 362 НК РФ). Никакую другую стоимость при расчете транспортного налога не используют.

Сроки для уплаты транспортного налога

С 1 января 2021 года для всех организаций введены единые сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему. Налог надо уплатить не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, а авансовые платежи, если они введены законом субъекта РФ, - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

В 2021 году налог за 2020 год нужно заплатить до 1 марта, а авансовые платежи платите (с учетом выходных дней):

  • до 30 апреля – за I квартал 2021 г.;
  • до 2 августа – за II квартал2021 г.;
  • до 1 ноября – за III квартал 2021 г..

Уведомление о сумме налога к уплате

С 2021 года налоговики будут направлять компаниям сообщения об исчисленном транспортном налоге (п.4,5 ст.363 НК РФ). Налог будет рассчитан исходя из информации, которая имеется в инспекции:

  • от регистраторов ТС;
  • по сведениям о заявленных налоговых льготах, поступившим от владельцев.

Сроки рассылки налоговых уведомлений:

  • 6 месяцев со дня, когда закончились установленные сроки уплаты налога за 2020 год;
  • 2 месяца со дня поступления информации по перерасчету налога;
  • 1 месяц со дня получения сведений из ЕГРЮЛ о том, что компания находится в процессе ликвидации.

Уведомление о налоге отправят через ТКС или личный кабинет плательщика на сайте инспекции. Если этими способами уведомить невозможно, направят по почте заказным письмом или вручат руководителю или представителю фирмы лично под роспись.

Если ТС было уничтожено, то налог прекратят исчислять с первого числа месяца гибели автомобиля. Основание – заявление собственника транспортного средства, поданное им в ИФНС.

Уведомление об объекте обложения транспортным налогом

Если фирма не получила сообщение об уплате транспортного налога от инспекции, она должна сама сообщить туда об имеющемся в ее собственности транспорте (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Уведомление подавать не нужно, если компания отправляла в инспекцию заявление на льготу по транспортному налогу (см. письмо ФНС от 29 октября 2020 г. № БС-4-21/17770).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Отчетность по транспортному налогу

Сдавать налоговые декларации по транспортному налогу за 2020 год и последующие налоговые периоды больше не нужно. В 2021 году налоговые инспекции будут принимать только:

  • декларации, в том числе уточненные, за периоды до 2020 года;
  • уточненные декларации к декларациям, которые организации сдали в 2020 году при реорганизации.

Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Транспортный налог установлен 28 главой НК РФ.

Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 9 апреля 2003 года №БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 НК РФ «Транспортный налог».

Обратите внимание!

По поводу применения Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ Минфин Российской Федерации в Письме от 16 июня 2006 года №03-06-04-04/24, сообщает, что, в соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 3 апреля 2006 года №А68-АП-279/12-05, Методические рекомендации не относятся к актам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, но вместе с тем, являясь внутриведомственными документами, обязательны для исполнения налоговыми органами.

Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения такие, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно главой 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ.

Законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение, которых им прямо предоставлено НК РФ, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Ставки транспортного налога в пределах, установленных главой 28 части второй НК РФ, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога необходимо руководствоваться НК РФ и законодательными актами субъектов Российской Федерации в части, предусмотренной НК РФ.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 357 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

В Письме Минфина Российской Федерации от 15 августа 2006 года №03-06-02-02/111 указывается, что транспортные средства, принадлежащее ФСКН России и ее территориальным органам, используемые ими в целях обеспечения безопасности, не должно признаваться объектом налогообложения транспортным налогом.

В отношении иных организаций (в том числе бюджетных учреждений), подведомственных ФСКН России, в Письме №03-06-02-02/111 сказано, что данные учреждения не относятся к органам исполнительной власти, в которых предусматривается прохождение государственной службы. Поэтому, транспортные средства, принадлежащие бюджетным учреждениям, подведомственным ФСКН России, признается объектом налогообложения транспортным налогом.

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Налоговая база в соответствии со статьей 359 НК РФ определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

3) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

4) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2 - как единица транспортного средства.

2. В отношении транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 2, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в пункте 3, налоговая база определяется отдельно.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков бюджетных учреждений, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

Налоговые ставки, установленные статьей 361 НК РФ являются лишь ориентировочными.

Налоговые ставки, применяемые налогоплательщиками при расчете суммы налога, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства, на базе налоговых ставок, приведенных в НК РФ.

Налоговые ставки, утвержденные Законами субъектов Российской Федерации могут быть увеличены или уменьшены по сравнению с «базовыми», но не более чем в пять раз. Допускается, так же, установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Глава 28 НК РФ не устанавливает льгот по транспортному налогу. Закон субъекта Российской Федерации может устанавливать или не устанавливать налоговые льготы.

Льготы по транспортному налогу могут предоставляться бюджетным организациям, органам социальной защиты населения, учреждениям здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, и так далее.

О конкретных сроках уплаты налога и льготах по транспортному налогу можно узнать, ознакомившись с законом о транспортном налоге соответствующего субъекта Российской Федерации. Можно также обратиться и в налоговый орган за получением консультации. Разъяснения о льготах по налогу, а также порядке их предоставления можно получить в органах государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу установлена положениями статьи 362 НК РФ.

Бюджетные учреждения, являющиеся плательщиками транспортного налога, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено статьей 362 НК РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет определяется учреждениями как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Суммы авансовых платежей по налогу рассчитываются по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками, в соответствии со статьей 363 НК РФ по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом - срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ.

В течение налогового периода бюджетные учреждения, обязаны уплачивать авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное.

Бюджетные учреждения, являющиеся налогоплательщиками, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с требованиями статьи 363.1 НК РФ, Министерство финансов Российской Федерации Приказом от 13 апреля 2006 года №65н утвердило форму налоговой декларации по транспортному налогу и порядок ее заполнения.

Бюджетные учреждения, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2006 года №48н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и рекомендаций по ее заполнению».

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

  • Отчётность и уплата налогов
  • Как подтвердить льготы по транспортному и земельному налогам
  • Сообщение об исчисленной сумме налога
    • В расчётах ошиблись вы
    • В расчётах ошиблась налоговая
    • Налоговая не прислала сообщение

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.

Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:


Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.

Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:


Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

Сообщение об исчисленной сумме налога

Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.

Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.

В расчётах ошиблись вы

Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.

Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.

Налоговая не прислала сообщение

Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.

Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.

  • Новая декларация по налогу на имущество за 2020 год. Что учесть и как заполнить
  • Налоговая снова требует включать в декларацию сведения о движимом имуществе
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: