Транспортный налог в 2015 году для организаций

Опубликовано: 23.04.2024

Татьяна Бойкова

Транспортный налог установлен главой 28 Налогового Кодекса РФ и является региональным налогом, то есть вводится в действие законами субъектов РФ о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты (ст. 356 НК РФ).

При этом налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз (п. 2 ст. 361 НК РФ)

Уплата транспортного налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).

В соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения автотранспортных средств в целях НК РФ признается место нахождения организации (ее обособленного подразделения), по которому в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство.

Срок уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, определенного п. 3 ст. 363.1 НК РФ для предоставления налоговой декларации по транспортному налогу, то есть не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Также налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов РФ не предусмотрено иное. Транспортный налог и авансовые платежи перечисляются по месту нахождения транспортных средств.

Что касается физических лиц, то федеральным законом от 02.12.2013 N 334-ФЗ (далее - Закон N 334-ФЗ) в п. 1 ст. 363 НК РФ были внесены изменения и с 01 января 2015 года транспортный налог подлежит уплате в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Транспортный налог за 2013 год уплачивается в прежние сроки до 1 ноября 2014 года

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, которое направляется налоговым органом с указанием суммы налога, подлежащей уплате, объектом налогообложения, налоговой базой, а также сроком уплаты налога. Такое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока платежа и может быть вручено лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если законами субъекта предусмотрены какие-то льготы по налогу, налогоплательщик имеет право воспользоваться ими, обратившись в налоговой орган и предоставив документы, подтверждающие право на льготу (письмо ФНС России от 14.06.2012 N БС-3-11/2085@).

Обращаем Ваше внимание, что с 1 января 2015 года вводится новая обязанность налогоплательщиков - физических лиц сообщать в налоговый орган о наличии у них неучтенных транспортных средств в том случае, если налоговое уведомление не было получено. Для этого сообщение (с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств) представляется в налоговый орган однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. С 1 января 2017 года неисполнение указанной обязанности будет грозить штрафом в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

До 2017 года налог исчисляется с года представления сообщения, после - не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления уведомления

На территории г. Москвы транспортный налог установлен законом г. Москвы от 09.07.2008 N 33 "О транспортном налоге" (далее - Закон N 33). Налоговые ставки одинаковы и для юридических и для физических лиц. Согласно указанному закону, налог исчисляется без учета количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Однако с 01 января 2014 года произошло повышение налоговой нагрузки на собственников дорогостоящих транспортных средств, в частности была установлена норма, при которой сумма транспортного налога исчисляется с применением повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей стоимостью от 3 млн. руб. (письмо Минфина России от 11.09.2013 N 03-05-06-02/37365).

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для расчета транспортного налога определяется Министерством промышленности и торговли РФ (Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 28 февраля 2014 г. N 316"Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации"). За основу берется определенная базовая версия машины. Предусмотрены 2 формулы расчета. Первая - для случаев, когда производитель (его уполномоченное лицо) представлен на территории России. Средняя стоимость автомобилей определяется исходя из рекомендованных розничных цен на автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий по состоянию на 1 июля и 1 декабря соответствующего налогового периода. Рекомендованные розничные цены ежегодно запрашиваются Минпромторгом России у производителей в отношении машин, цена на которые превышает 3 млн руб. Данные должны быть представлены производителями не позже 1 июля и 1 декабря. Средняя стоимость автомобилей определяется путем сложения рекомендованных цен по состоянию на 1 июля и 1 декабря и деления полученной суммы на 2.

Если производитель не представлен в нашей стране либо им не поданы данные о рекомендованной розничной цене, применяется вторая формула

В ее основе - розничные цены на новые автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанные в российских каталогах (к максимальной цене прибавляется минимальная и делится на 2).

Дополнительно могут использоваться данные из каталогов иностранных издательств. В этом случае средняя стоимость умножается на коэффициент приведения каталожной цены машины в рублевый эквивалент согласно валютному курсу года выпуска автомобиля. Также прибавляется сумма утилизационного сбора и ввозной таможенной пошлины, уплачиваемых за подобный автомобиль. Такой подход следует применять при расчете средней стоимости автомобилей старше 5 лет.Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Всего в данном перечне на сегодняшний день включены 187 автомобилей. Например, включены 21 модель Porsche, 12 моделей Maserati, ряд моделей Aston Martin, Bentley, BMW и другие.

Размеры повышающих коэффициентов установлены п.2 ст. 362 НК РФ и составляют:

- 1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;

- 1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;

- 1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;

- 2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

- 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

- 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

При этом исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля.

Приведем пример расчета с учетом повышающего коэффициента:

Организация имеет в собственности легковой автомобиль, приобретенный и зарегистрированный в г. Москве 01 июня, с мощностью двигателя 510 л.с. Ставка транспортного налога для данного транспортного средства установлена статьей 2 Закона N 33 в размере 150 руб./л. с. Авансовые платежи по транспортному налогу Законом N 33 не предусмотрены.

Транспортный налог за налоговый период составит:

510 л. с. х 150 руб./л.с.=76 500 руб.

В данном случае льгот нет, так как согласно п.5 ст. 4 Закона № 33, льготы не распространяются на легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 200 л.с.

Стоимость автомобиля составляет 6 200 000 рублей, с года выпуска прошло не более 5 лет, следовательно применяется повышающий коэффициент 2.

С учетом изложенного расчет суммы такой: ((510 л.с. х 150 руб) х 2) х 7/12 = 89 250 рублей.

От уплаты транспортного налога за одно зарегистрированное на них ТС в городе Москве освобождаются:

- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;

- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;

- ветераны и инвалиды боевых действий;

- инвалиды I и II групп;

- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

- один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида;

- владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 70 л.с.;

- один из родителей (усыновителей) в многодетной семье;

- "чернобыльцы" и ряд других категорий лиц, пострадавших от воздействия радиации;

- один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным.

На водные и воздушные ТС, снегоходы и мотосани льготы не распространяются.

В заключение отметим

Физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления по форме ПД — 4 (налог) (Письмо Федеральной налоговой службы и ОАО "Сбербанк России" от 11 декабря 2013 г. N ЗН-4-1/22325@/12/677).

Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма налоговой декларации по транспортному налогу, а также порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@.

При отсутствии у организации транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, организация налогоплательщиком не признается, и представлять декларации по транспортному налогу не должна (ст. 358 НК РФ).

Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, декларацию по транспортному налогу не представляют.

Бюджетные учреждения во многих случаях только пользуются транспортными средствами, не считаясь их владельцами, но при этом обязаны платить транспортный налог. Между тем порядок заполнения декларации по транспортному налогу в 2015 году отличается от применявшегося ранее.

Региональные особенности исчисления транспортного налога

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год ( ст. 360 Налогового кодекса РФ). Для организаций могут быть установлены также отчетные периоды (I, II и III кварталы), по истечении которых необходимо исчислять и уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу. Как правило, органы законодательной власти субъектов РФ пользуются правом не устанавливать отчетные периоды. При этом такая норма прямо фиксируется в соответствующем региональном законе. В противном случае на территории региона действуют отчетные периоды, предусмотренные пунктом 2 статьи 360 НК РФ, и начисляются пени за неуплату налога по итогам отчетного периода.

В отличие физических лиц, юридические лица во всех регионах РФ самостоятельно рассчитывают сумму транспортного налога, подлежащую перечислению в бюджет. Перечень транспортных средств, которые признаются объектом обложения транспортным налогом, приведен в пункте 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Он включает:

  • наземные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани);
  • воздушные (самолеты, вертолеты и др.);
  • водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и др.).

Перечень объектов, не подлежащих обложению транспортным налогом, приведен в пункте 2 статье 358 НК РФ. В бюджетных учреждениях к необлагаемым объектам, как правило, относятся транспортные средства, которые:

  • принадлежат на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • находятся в розыске, при условии документального подтверждения факта их угона (кражи) справкой об угоне, выданной органами внутренних дел.

Налогоплательщики представляют в налоговый орган подлинник справки об угоне ( письмо ФНС России от 7 апреля 2010 г. № 3-3-07/475@). При этом транспортный налог не уплачивается:

  • с месяца, следующего за месяцем угона ( письмо УФНС России по Москве от 21.02.2011 № 16-15/015742);
  • в период розыска (месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахождения транспортного средства у налогоплательщика).

Поскольку транспортный налог относится к региональным, не только сроки представления отчетности, но и ставки налога, а также порядок и сроки его уплаты устанавливаются законодательными актами субъектов РФ ( ст. 356 Налогового кодекса РФ). Также законодательные (представительные) органы власти в регионах могут предусматривать налоговые льготы и особые основания для применения таких льгот.

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ). Местом нахождения транспортного средства признается место его государственной регистрации, а при отсутствии такового – место нахождения собственника имущества (п. 5 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет соответствующего субъекта РФ, определяется по всем транспортным средствам, находящимся на территории данного субъекта РФ. Особенности исчисления транспортного налога изложены в Методических рекомендациях по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177 (далее – Методические рекомендации по транспортному налогу).

Изменение налоговой базы по транспортному налогу

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 214-ФЗ (далее – Закон № 214-ФЗ) внесены изменения в порядок исчисления суммы транспортного налога и сумм авансовых платежей по нему, установленный статьей 362 Налогового кодекса РФ. Согласно этим поправкам с 1 января 2014 года увеличен размер транспортного налога, который необходимо заплатить по дорогим легковым автомобилям. В частности, Законом № 214-ФЗ предусмотрены повышающие коэффициенты, которые будут применяться при расчете транспортного налога:

Средняя стоимость автомобиля Время, прошедшее с года выпуска
Не более 1 года от 1 до 2 лет от 2 до 3 лет от 3 до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 20 лет Свыше 20 лет
от 3 до 5 млн руб. 1,5 1,3 1,1 1 1 1 1
от 5 до 10 млн руб. 2 2 2 2 1 1 1
от 10 до 15 млн руб. 3 3 3 3 3 1 1
от 15 млн руб. 3 3 3 3 3 3 1

Размер коэффициента зависит от средней стоимости легкового автомобиля и от срока, прошедшего с года выпуска легкового автомобиля. Исчисление этого срока начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей для целей исчисления транспортного налога определяет федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за выработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере торговли, – Минпромторг России. Это же ведомство рассчитывает среднюю стоимость всех легковых автомобилей и формирует перечень легковых автомобилей со средней стоимостью от 3 млн руб., в отношении которых транспортный налог уплачивается с повышающим коэффициентом. Такой перечень Минпромторг России обновляет ежегодно не позднее 1 марта. Действующий перечень, позволяющий учреждениям определить, какие автомобили принесут дополнительные расходы на уплату транспортного налога, содержится в информации Минпромторга России от 28 февраля 2014 года.

Типичные ошибки при исчислении транспортного налога

Перечень характерных нарушений законодательства о налогах и сборах опубликован на официальном сайте ФНС России. В части исчисления транспортного налога характерными ошибками названы:

  • неисчисление налога в связи с сокрытием (неполным отражением в отчетности) объектов налогообложения (транспортных средств);
  • занижение мощности транспортного средства при определении налоговой базы;
  • неверное применение ставок транспортного налога в соответствии с законами субъектов РФ, в том числе в связи с неправильным определением мощности двигателя (в соответствии с паспортом транспортного средства);
  • нарушение порядка исчисления сумм налога и авансовых платежей (неверные налоговые ставки, неправильное применение коэффициентов).

Как показывает практика проверок, бухгалтеры учреждений часто ошибочно не начисляют налог на транспортные средства:

  • списанные с баланса, но не снятые с учета в регистрирующем органе;
  • не используемые на дорогах общего пользования, но зарегистрированные в соответствующих органах.

Согласно позиции Минфина России, изложенной в письмах от 9 апреля 2010 г. № 03-05-04-04/08, от 23 июля 2010 г. № 03-05-05-04/16, транспортным налогом не облагаются транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке, в том числе не зарегистрированные за юридическим лицом транспортные средства, составляющие государственную (муниципальную) казну.

Операции по начислению и уплате транспортного налога

Учет операций по начислению и уплате транспортного налога (в том числе авансовых платежей по налогу) ведется с использованием счета 0 30305 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 263 Инструкции № 157н). Для обособленного учета транспортного налога учреждение вправе на основании пункта 1 Инструкции № 157н в код синтетического счета 303 05 ввести дополнительный аналитический код. В бухгалтерском учете расчеты по исчислению и уплате транспортного налога оформляются следующими записями:

Одновременно делается запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Расходы на уплату транспортного налога бюджетными учреждениями согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ ( приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н) относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Декларация по транспортному налогу 2015. Отчетность за 2014 год

Начиная с отчетности за 2014 год форма декларации по транспортному налогу, утвержденная приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99@, действует в редакции приказа ФНС России от 25 апреля 2014 г. № ММВ-7-11/254. В частности, на титульном листе и разделе 1 декларации поменялись штрих-коды: соответственно с «05406012» на «05407019» и с «05406029» на «05407026». Других изменений в этих частях декларации нет (п. 1.2.1 Приказа № ММВ-7-11/254).

Главные поправки были внесены в раздел 2 декларации (приложение № 1 к Приказу № ММВ-7-11/254). В этом разделе отражаются показатели, исходя из которых рассчитывается транспортный налог. Например:

  • вид транспортного средства и его характеристики;
  • количество лет, прошедших с года выпуска;
  • количество месяцев владения;
  • льготы по налогу.

Эти и другие поправки выделены для наглядности в приложении к примеру.

Пример заполнения декларации по транспортному налогу за 2014 год

Бюджетное учреждение расположено в Московской области. На балансе находится легковой автомобиль ВАЗ-2115 с мощностью двигателя 72 л.с. Машина приобретена в феврале 2014 года и зарегистрирована в ГИБДД в том же месяце.

В Закон Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области», на основании которого учреждение уплачивает налог, внесены изменения Законом Московской области от 22 октября 2014 г. № 131/2014-ОЗ. Однако поправки вступили в силу с 1 января 2015 года, поэтому расчеты за 2014 год производятся как прежде. Так, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно налоговая ставка по транспортному налогу составит 7 руб. / л.с.

У учреждения нет льгот по транспортному налогу. Соответственно, раздел 2 годовой декларации по транспортному налогу, которую налогоплательщик представляет в налоговую инспекцию до 1 февраля 2015 года, будет выглядеть так ( приложение к примеру).

Транспортный налог относится к региональным. Законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют для организаций:

  • налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы и условия для их применения.

Все эти сведения по транспортному налогу смотрите на официальном сайте региона.

Какие организации платят транспортный налог

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Транспортный налог платят организации, на которые зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Транспортный налог не платят FIFA и ее дочерние организации, национальные футбольные ассоциации, Организационный комитет «Россия-2018» и другие компании, указанные в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года». Транспортные средства должны принадлежать организации на праве собственности и использоваться для подготовки и проведения чемпионата.

Какие транспортные средства облагаются налогом


Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты и другие машины и механизмы. Не являются объектом налогообложения:

  • весельные и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил;
  • легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами;
  • тракторы, самоходные комбайны, специальные сельскохозяйственные автомобили, используемые для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, если угон документально подтвержден уполномоченным органом.

Когда отчитываться и платить транспортный налог

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Для организаций налоговый период — календарный год, отчетный период — первый, второй квартал и третий квартал. Законодательные органы субъектов Российской Федерации могут не устанавливать отчетные периоды, а оставить лишь годовую отчетность.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей тоже устанавливают регионы. Срок уплаты налога не может быть раньше срока подачи декларации, который указан в п. 3 ст. 363.1 Налогового кодекса. Сейчас это 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации подают декларацию по транспортному налогу в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств. Крупнейшие налогоплательщики представляют декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Транспортный налог и авансовые платежи перечисляются в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Местом нахождения транспортного средства признается:

  • для водных транспортных средств (кроме маломерных судов) — место государственной регистрации транспортного средства;
  • для воздушных транспортных средств — место нахождения организации, на которую зарегистрировано транспртное средство;
  • для других транспортных средств — место нахождения организации или ее обособленного подразделения, по которым зарегистрировано транспортное средство.

Налоговая база и налоговые ставки

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. Налоговые ставки устанавливаются в регионе и зависят от характеристик транспортного средства, указанных в технической документации:

  • для транспортных средств с двигателями — от мощности двигателя в лошадиных силах,
  • для воздушных транспортных средств с реактивными двигателями — от суммарной паспортной статической тяги реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы,
  • для водных несамоходных транспортных средств — от валовой вместимости.

Для других водных и воздушных транспортных средств единицей для расчета налога считается само транспортное средство. Налоговая база по ним определяется отдельно. Субъекты РФ могут увеличивать или уменьшать федеральные налоговые ставки, но не более чем в десять раз. На легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. можно уменьшать ставки без учета этого ограничения.

Ставки транспортного налога по регионам и годам приведены здесь.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок для каждой категории транспортных средств, с учетом «возраста» транспортных средств и их экологического класса. Возраст транспортного средства — это число полных лет между 1 января года, следующего за годом выпуска, и 1 января текущего года.

Если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, применяются ставки, указанные в п. 1 ст. 361 Налогового кодекса.

Как рассчитать транспортный налог и авансовый платеж по нему

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Региональные власти устанавливают, нужно ли перечислять авансовые платежи или платить транспортный налог по итогам налогового периода. Они могут отменить авансовые платежи для отдельных категорий налогоплательщиков.

Организации самостоятельно исчисляют транспортный налог и авансовые платежи по нему. Авансовый платеж за каждый отчетный период = 1/4 * налоговая база * налоговая ставка.

Для легковых автомобилей с высокой средней стоимостью при расчете налога и авансовых платежей применяют повышающие коэффициенты:

  • если средняя стоимость составляет 3—5 млн рублей включительно и с года выпуска прошло от 2 до 3 лет — коэффициент равен 1,1; от 1 до 2 лет — коэффициент равен 1,3; не более 1 года — коэффициент равен 1,5;
  • если средняя стоимость составляет 5—10 млн рублей включительно и с года выпуска прошло не более 5 лет, коэффициент равен 2;
  • если средняя стоимость составляет 10—15 млн рублей включительно и с года выпуска прошло не более 10 лет, коэффициент равен 3;
  • если средняя стоимость превышает 15 млн рублей и с года выпуска прошло не более 20 лет, коэффициент равен 3.

Если в налоговом (отчетном) периоде транспортное средство ставилось на учет или снималось с учета, учитывают срок, в течение которого налогоплательщик владел транспортным средством. Для этого число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, делят на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. На полученный результат умножают рассчитанный налог или авансовый платеж.

Месяц регистрации и месяц снятия с регистрации принимается за полный месяц. Если регистрация и снятие с регистрации произошли в одном месяце, указанный месяц считается одним полным месяцем.

Сумма налога, которую организация платит по итогам налогового периода, равна разнице между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, уплаченных в налоговом периоде.

Хотите легко платить налоги и отчитываться по ним? Пользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия! Здесь вы можете легко вести бухучет, начислять зарплату и отправлять отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налогов, проведет расчет и автоматически сформирует декларацию.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог
Фото Инны Гайворонской, Кублог

Транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам, которые в значительной степени формируют доходную базу региональных и местных бюджетов. Поэтому для чиновников на местах так важна его максимальная собираемость. Однако не все собственники автотранспортных средств спешат исполнять свою конституционную обязанность по уплате данного налога. Зачастую предлогом является неудовлетворительное состояние дорог, которое становится причиной многочисленных аварий и поломок машин. Устранять их последствия, как правило, приходится самим автомобилистам за счет собственных средств. Не способствует наполняемости региональных и местных бюджетов и введенная не так давно возможность продажи машин без их снятия с учета в органах ГИБДД. О налоговых результатах действующего порядка регистрации транспортных средств и поговорим сегодня.

Рассмотрим ситуацию из практики. Допустим, в июле 2015 года организация продала юридическому лицу легковой автомобиль. В том же месяце транспортное средство (ТС) было списано с баланса. По условиям договора купли-продажи новый собственник обязан в течение пяти календарных дней с момента передачи автомобиля изменить в органах ГИБДД его регистрационные данные. С учетом этого организация рассчитала транспортный налог за истекший год, исходя из фактического времени владения проданным автомобилем – семи месяцев. По итогам камеральной проверки декларации по транспортному налогу за 2015 год инспекция доначислила налог до годовой суммы, поскольку по сведениям, поступившим из органов ГИБДД, новый владелец перерегистрировал автомобиль на себя лишь в январе 2016 года. Правомерны ли доначисления, ведь на 01.01.2016 транспортное средство на балансе не значилось, а у самой организации по договору отсутствует обязанность по снятию машины с регистрационного учета?

Налоговые нормы

Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного ТС налогоплательщиком. Такое мнение разделяют и чиновники контролирующих органов (см. письма Минфина России от 18.02.2016 № 03‑05‑06‑04/9050, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@), и судьи (см. Определение КС РФ от 24.03.2015 № 541-О [1] ).

Исключение из этого правила составляют случаи, предусмотренные абз. 3 – 5 ст. 357 (в данной норме перечислены лица, которые не признаются плательщиками транспортного налога [2] ) и п. 2 ст. 358 НК РФ (здесь поименованы ТС, которые не являются объектом налогообложения [3] ).

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики – юридические лица исчисляют сумму транспортного налога (авансового платежа) самостоятельно. И как следует из п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей в 2015 году), обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.

С 01.01.2016 момент возникновения (утраты) обязанности по уплате транспортного налога определяется в ином порядке. Изменения в п. 3 ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ. Согласно обновленной норме начиная с первого отчетного периода 2016 года налог исчисляется в зависимости от даты регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства в соответствующем государственном органе.

Так, если ТС поставлено на регистрационный учет до 15-го числа включительно или снято с учета после 15-го числа, то при исчислении транспортного налога за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) ТС.

В свою очередь, если регистрация ТС произошла после 15-го числа или снятие ТС с регистрации осуществлено до 15-го числа включительно, то месяц регистрации (снятия с регистрации) не учитывается при расчете налога.

Из приведенных правовых норм следует: транспортное средство (в нашей ситуации автомобиль) является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных причин для неначисления налогоплательщиками – юридическими лицами данного налога (кроме угона ТС или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.

В силу п. 1 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных проверок налоговики руководствуются в том числе сведениями, полученными от регистрирующих органов. Обязанность последних предоставлять информацию, необходимую для налогового контроля, закреплена в п. 4 ст. 85 НК РФ, где сказано, что органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны сообщать в налоговые инспекции сведения о данных объектах и их владельцах в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Помимо этого, указанные сведения должны ежегодно обновляться до 15 февраля года, следующего за отчетным.

Таким образом, поскольку налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету ТС, при проверке правильности исчисления организациями транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов, поскольку иное законом не предусмотрено. Значит, в рассматриваемой ситуации проверяющие правомерно доначислили налогоплательщику транспортный налог до годовой суммы. Ведь из положений гл. 28 НК РФ следует, что факт списания транспортного средства с баланса организации, равно как и отсутствие у последней обязанности по снятию автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД, для исчисления налога значения не имеет.

Судебная практика

Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).

Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013 [4] ).

Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.

С этим Судебная коллегия полностью согласна. По ее мнению, если действующее налоговое законодательство связывает момент прекращения исчисления и уплаты налога с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий (уплата налога с отсутствующего ТС) лежат именно на налогоплательщике. Однако подобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета.

Исходя из указанного определения факт государственной регистрации ТС не может рассматриваться судами как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также установить, должен ли плательщик предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога (в частности, снять транспортное средство с учета в регистрирующем органе). И если данные действия не осуществлены, проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого (см. Постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015).

Об обязанностях владельцев ТС (бывших и настоящих)

Ответ однозначен: нет, не должен. Порядок регистрации в органах ГИБДД регламентирован Административным регламентом МВД о предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним [5] (далее – Административный регламент). В его п. 65 установлены лишь два основания для снятия ТС с учета:

  • вывоз за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание;
  • утилизация.
Как видим, такое основание для снятия транспортного средства с регистрационного учета, как его продажа, Административным регламентом не предусмотрено. Должны быть изменены регистрационные данные о владельце ТС. Соответствующая обязанность возложена на нового владельца автомобиля, что следует из п. 56.1 Административного регламента и п. 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД [6] (далее – Правила). Здесь установлено, что изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности производится на основании заявления нового владельца транспортного средства.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 [7] и п. 4 Правил на это новому собственнику либо лицу, от его имени владеющему, пользующемуся или распоряжающемуся транспортным средством, отведено десять суток после его приобретения.

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств чревато привлечением организации и ее должностных лиц к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ размер штрафных санкций составляет:

  • для должностных лиц – от 2 000 до 3 500 руб.;
  • для организаций – от 5 000 до 10 000 руб.
Как указано в Постановлении ВС РФ от 20.02.2015 № 31-АД15-4, по смыслу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение правил регистрации ТС составляет два месяца и исчисляется по прошествии десяти дней с момента, когда новый владелец автомобиля обязан изменить его регистрационные данные в соответствующих органах.

Как видим, действующий порядок регистрации транспортных средств в органах ГИБДД влечет определенные неблагоприятные налоговые последствия для их бывших собственников. Это обстоятельство не раз служило основанием для обращения последних в Конституционный суд.

Пример – Определение КС РФ от 21.05.2015 № 1035-О. По мнению заявителя, положения ст. 357, 358 и 362 НК РФ необоснованно возлагают на лиц, утративших право собственности на ТС, обязанность по уплате транспортного налога, при том что своевременность внесения изменений в регистрационные данные такого ТС зависит от действий нового собственника. Рассмотрев жалобу, судьи пришли к выводу, что указанные налоговые нормы не нарушают конституционных прав заявителя – бывшего владельца транспортного средства.

Арбитры отметили: федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Между тем Административным регламентом предусмотрена возможность прекращения регистрации ТС по заявлению прежнего собственника в случае неисполнения новым обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение десяти дней со дня приобретения автомобиля и при условии отсутствия подтверждения регистрации этого автомобиля за новым владельцем.

Действительно, п. 60.4 Административного регламента установлено, что подача в регистрирующий орган продавцом автомобиля заявления и документов о заключении сделки, направленной на его отчуждение, является основанием для прекращения регистрации ТС за данным лицом.

Таким образом, судебные органы расценивают действия бывшего собственника транспортного средства по его снятию с регистрационного учета в органах ГИБДД как право, а не обязанность. Причем воспользоваться этим правом он может лишь при наступлении определенных событий.

В пункте 5 Правил закреплено, что владельцы транспортных средств обязаны, в частности, изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации ТС, изменения собственника (владельца). В норме не уточнено, о каких владельцах (новых или прежних) идет речь. Полагаем, что здесь имеются в виду покупатели – новые владельцы ТС, ведь продавцы – бывшие собственники после отчуждения автомобиля перестают быть таковыми. Иных обязанностей Правилами не установлено.

Таким образом, прежний владелец, в принципе, не обязан отслеживать судьбу проданного им автомобиля, контролировать исполнение новым собственником обязанности по его перерегистрации в органах ГИБДД. Но в этом случае для продавца могут возникнуть негативные налоговые последствия, ведь плательщиком транспортного налога он останется до тех пор, пока числится в регистрирующих органах собственником ТС, независимо от того, что в наличии его давно нет.

Во избежание подобных рисков МВД советует автомобилистам перерегистрировать транспортное средство в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Тем более что сейчас это можно сделать в любом регионе страны – вне зависимости от места жительства бывшего и нового собственника автомобиля (см. вопрос 3 Разъяснений МВД России от 17.10.2013 «О применении положений административного регламента по регистрации транспортных средств»).

[1] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@.

[2] Это лица, имеющие непосредственное отношение к организации и проведению прошедших в России в 2014 году Олимпийским и Паралимпийским играм, а также чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 году.

[3] Среди транспортных средств, не являющихся объектом обложения, выделены, в частности, спецавтомобили для инвалидов, полученные (приобретенные) через органы соцзащиты; используемая по назначению сельскохозяйственная техника сельхозтоваропроизводителей; транспортные средства, находящиеся в угоне.

[4] Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@.

[5] Утвержден Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, действует с 15.10.2013.

[6] Приложение 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001.

[7] Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Транспортный налог — это налог за владение транспортным средством. Под налогообложение попадают следующие виды транспорта:

  • Автомобили
  • Мотоциклы
  • Автобусы
  • Снегоходы
  • Катера, яхты, моторные лодки, гидроциклы
  • Самолеты, вертолеты

Пока ТС стоит на учете, собственнику начисляется налог, независимо от его использования. Обязанность уплаты данного налога лежит как на физических, так и на юридических лицах.

Калькулятор транспортного налога поможет быстро рассчитать сумму налога для вашего автомобиля, мотоцикла, моторной лодки или иного транспортного средства.

Что такое транспортный налог?

Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев транспортных средств. Транспортными средствами считаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, гидроциклы, моторные лодки и другие водные и воздушные транспортные средства.

Не все транспортные средства являются объектами налогообложения. К примеру, существуют следующие исключения: — весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил — транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом Полный список исключений указан в статье 358 НК РФ.

Плательщиками транспортного налога являются как физические, так и юридические лица.

Как уплачивать транспортный сбор
Послабления по транспортному налогу для Москвы

Объект налогообложения

Технические средства, с которых необходимо платить транспортный налог, условно можно разбить на несколько категорий, при этом форма собственности значения не имеет:

  • Наземные самоходные транспортные средства (легковые и грузовые автомобили, сельскохозяйственная и строительная техника, мотоциклы и квадроциклы).
  • Речной и морской транспорт (моторные лодки, яхты, катера, теплоходы, баржи и плавучие доки).
  • Воздушный транспорт (вертолеты, самолеты, беспилотники массой более 30 кг.).

Прицепы для автомобилей и сельхозтехники налогом не облагаются.

Как рассчитать сумму налога?

Сумма транспортного налога рассчитывается на основе следующих параметров: — Ставка налога

Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя. Зависит от мощности, валовой вместимости, категории транспортного средства и года выпуска ТС. Ставки налога могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ не более чем в 10 раз от ставки, указанной в Налоговом кодексе Российской Федерации.
— Налоговая база
Этот параметр устанавливается в зависимости от вида ТС. Для автомобилей, мотоциклов и другого транспорта с двигателем это мощность двигателя в лошадиных силах
— Период владения
Количество полных месяцев владения ТС в течение года.
— Повышающий коэффициент
Для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб. применяется повышающий коэффициент. Перечень таких автомобилей доступен на сайте Минпромторга РФ.

Начисление и сроки уплаты налога для организаций

Большинство регионов России предусматривают необходимость внесения авансовых платежей для плательщиков из числа ЮЛ. В Москве такой обязанности нет — юридические лица оплачивают налог в полном объеме по окончании года. Последняя дата, до которой можно перечислять средства в счет оплаты обязательств — 5 февраля.

Расчет суммы предприятия производят самостоятельно, учитывая следующие множители:

  • ставка;
  • налоговая база;
  • доля в праве;
  • повышающих коэффициент;
  • период владения (количество месяцев/12);
  • предоставленная льгота.

Оплата производится без учета дробных долей рубля, с использованием математических правил округления.

Срок уплаты транспортного налога для юрлиц в 2021 году:

  • за 2021 год — не позднее 1 марта 2021 года
  • за 2021 год — не позднее 1 марта 2022 года

Кому положены льготы по налогу на транспорт?

От уплаты транспортного налога, на федеральном уровне, освобождаются следующие категории граждан:

  • Герои Советского Союза, герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденами Славы трех степеней, — за одно транспортное средство;
  • ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны — за одно транспортное средство;
  • ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий — за одно транспортное средство;
  • инвалиды I и II групп — за одно транспортное средство;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны,— за одно транспортное средство;
  • один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида — за одно транспортное средство;
  • владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 киловатта) включительно, — за одно такое транспортное средство;
  • один из родителей (усыновителей) в многодетной семье — за одно транспортное средство;
  • владельцы транспортных средств, относящиеся к другим льготным категориям.

Кроме федерального списка льготных категорий граждан существует региональные льготы. К примеру, в некоторых регионах РФ пенсионеры уплачивают только 50% транспортного налога, либо освобождены от него полностью. Ситуация сильно различается в зависимости от региона. К примеру, в Москве нет льгот для пенсионеров, а в Санкт-Петербурге пенсионеры полностью освобождены от уплаты транспортного налога за автомобиль отечественного производства с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил.

Узнать наличие региональных льгот можно на сайте налоговой службы, в разделе «электронные сервисы». На этой странице необходимо выбрать субъект Российской Федерации, муниципальное образование (город), вид налога и год. После этого вы получите полную информацию обо всех видах льгот по транспортному налогу физических лиц.

Важно знать, что налоговый орган не вправе предоставить льготу по транспортному налогу только лишь на основании сведений о возрасте. Льготы носят заявительный характер, вследствие чего в ИФНС необходимо представить заявление налогоплательщика по установленной форме в котором указано основание для предоставления льготы (достижение пенсионного возраста).

Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей

Для автомобилей, стоимость которых выше 3 млн. рублей предусмотрены повышающие коэффициенты:

Средняя стоимость автомобиляВозраст автомобиляКоэффициент
От 3 000 000 до 5 000 000 руб.до 3 лет1,1
От 5 000 000 до 10 000 000 руб.до 5 лет2
От 10 000 000 до 15 000 000 руб.до 10 лет3
Более 15 000 000 руб.до 15 лет3

Как рассчитать количество полных месяцев владения автомобилем?

Если транспортное средство поставлено или снято с учета в течение года, то транспортный налог рассчитывается с определенным коэффициентом. Этот коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано, к числу календарных месяцев в году (12).

Порядок определения количества полных месяцев владения автомобилем рассчитывается в соответствии с пунктом 3 ст. 362 НК РФ. Месяц регистрации

считается полным, если транспортное средство
поставлено на учет
до 15-го числа включительно. Месяц снятия с учета признает полным в случае, если
автомобиль снят с регистрации
после 15-го числа. К примеру, если автомобиль был поставлен на регистрацию после 15-го числа, то этот месяц не является полным и при расчете налога на автомобиль не учитывается.

Правила и сроки оплаты налога для физических лиц

Жители Московской области могут не производить расчет суммы налога самостоятельно. Достаточно дождаться налогового уведомления от ФНС. Данный документ представляет собой детализацию начислений по каждому ТС, принадлежавшему плательщику в минувшем году.

Проверить корректность указанных сведений, можно используя формулу умножения с теми же множителями, что были перечислены для ЮЛ.

Крайний срок оплаты налога для граждан — 1 декабря. В том случае, если средства не будут зачислены своевременно, на всю сумму ежедневно будут начисляться пени.

Срок уплаты транспортного налога для физлиц в 2021 году:

  • за 2021 год — не позднее 1 декабря 2021 года
  • за 2021 год — не позднее 1 декабря 2022 года

Примите во внимание: в соответствии с п.7 ст. 6.1. НК РФ если последний день срока приходится на выходной, то днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Чем отличается налог от сбора

Отличия налога от сбора заключается в следующем:

  1. Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
  2. Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
  3. Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.

Как уплачивать транспортный сбор в Москве?

В срок до первого октября каждое физическое лицо, владеющее транспортным средством, обязано уплатить в бюджет некую сумму денег, которую начисляет, исходя из поданной корректной информации, налоговая инспекция.

Для организаций ранее было предусмотрено внесение авансовых платежей по данному сбору, но с недавних пор налоговая служба решила отказаться от этой практики и все фирмы, компании, юридические лица уплачивают транспортный налог один раз в год. В срок до первого февраля подаются данные по состоянию транспорта в организации, а не позднее пятого числа того же месяца необходимо данный сбор уплатить.

Чтобы точно рассчитать сумму, подлежащую уплате по транспортным сборам можно воспользоваться специализированным калькулятором, который располагается на официальном сайте налоговой службы.

Расчёт транспортного налога в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0

Расположен он в разделе «Справочники» — «Транспортный налог».

Если в разделе «Справочники» у вас нет такого пункта, то тогда вам нужно перейти в настройки раздела — иконка шестерёнки в правом верхнем углу окна, из выпадающего меню выбрать пункт «Настройка навигации» и в открывшемся окне найти необходимый пункт в левом столбце. Двойным щелчком мыши по нему, или при помощи кнопки «Добавить», его нужно перенести в правую часть окошка, а затем нажать «ОК».

Важно верно заполнить все данные, так как практически от каждого из них зависит расчёт налога.

Например, поле «Дата» — это дата постановки на учёт транспортного средства. Если вы зарегистрировали автомобиль после 15го числа месяца, то этот месяц не будет включён в коэффициент владения, и наоборот. Например, если постановка на учёт автомобиля была произведена 15 ноября или позднее в этом же месяце, то налог будет считаться только за декабрь месяц. А вот если, например, 14 ноября или ранее в этом месяце, то налог будет рассчитан за 2 месяца.

От графы «Постановка на учёт» будут зависеть налоговые ставки. Если машина поставлена на учёт в другом регионе, то это необходимо учитывать.

От кода вида транспортного средства тоже будет зависеть размер ставки, так как для легковых и грузовых машин действуют разные тарифы.

Показатель «Мощность двигателя» напрямую будет влиять на расчёт, так как формула, по которой рассчитывается транспортный налог, выглядит так:

мощность двигателя * налоговая ставка *количество месяцев владения/ 12 * повышающий коэффициент

Повышающий коэффициент применяется к дорогостоящим автомобилям дороже 3 миллионов рублей. В графе «Налоговая льгота» необходимо выбрать подходящий для вас пункт.

Важный нюанс! Если ваша организация планирует применять льготу, то она обязательно должна подать заявление в налоговый орган и получить либо уведомление о применении льготного режима, либо отказ.

Для подачи заявления на льготу необходимо перейти в раздел «Отчёты» и выбрать пункт «Регламентированные отчёты».

В открывшемся окне следует перейти по ссылке «Уведомления», нажать на кнопку «Создать» и из списка возможных заявлений выбрать «Заявление о предоставлении льготы по транспортному и (или) земельному налогу». Быстро найти нужное заявление можно при помощи строки поиска.

Открывшуюся форму заявления необходимо заполнить вручную, указав данные автомобиля, срок предоставляемой льготы и на основании какого пункта и какого закона вы на неё претендуете.

Вернёмся к расчёту налога.

Рассчитаем налог: 160 * 45 / 12 * 1 = 600 рублей.

Но чтобы не считать налог вручную, мы можем обратиться к обработке «Закрытие месяца» в разделе «Операции».

Когда регламентные операции месяца выполнены, нам нужно нажать на пункт «Расчёт транспортного налога» и выбрать пункт «Показать проводки».

В сумме проводки вы увидите рассчитанный программой налог.

Также, ещё раз нажав на пункт «Транспортный налог», можно выбрать справку-расчёт «Расчёт транспортного налога» и проанализировать расчёт.

На что в справке следует обратить внимание? Первое — это по каким транспортным средствам был рассчитан налог, ведь может выйти так, что на учёте у вас стоит 2 автомобиля, а налог считается лишь по одному из них. Второй момент — это технические характеристики и наличие льгот.

Узнать, сколько транспортных средств принадлежит вашей организации по данным программы, можно при помощи отчёта «Анализ субконто», расположенного в разделе «Отчёты».

В открывшемся окне следует указать период — год, в графе субконто — «Транспортные средства» и в поле «Организации» необходимую вам, после чего нажать на кнопку «Сформировать».

Важный нюанс! Если ваша организация в течение года уплачивала авансовые платежи по транспортному налогу, то их размер следует вычесть из начисленной суммы налога за год и уплатить в налоговый орган лишь разницу.

Касаемо проводки по начислению транспортного налога, она может быть отражена по дебету любого из затратных счетов.

Читайте также: