Транспортный налог в 2007 году

Опубликовано: 03.05.2024

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 30.03.2016 года

Государственное учреждение (г. Красноярск) в мае 2014 года приобрело автомобиль УАЗ-29892 с количеством сидений - 8 мест (без водителя). В ПТС указан тип транспортного средства - специальный, пассажирское транспортное средство, категория транспортного средства - В; в СТС (документ, выданный ГИБДД) указан тип транспортного средства - "специальный, прочие". В документе "Отраслевой нормаль ОН 025 270-66", регламентирующем классификацию и систему обозначения автотранспортных средств, такая модель не прописана.

Какую ставку транспортного налога вправе применять учреждение для указанного транспортного средства (ставка как для автобуса или как для легкового автомобиля)?

Если в ОН 025 270-66 не приписан тип ТС 29 (автобус или легковой), то возможно применить классификацию автотранспортных средств, принятую ЕЭК ООН, для доказательства для налогового органа, что данный автомобиль относится к легковым?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В отношении указанного в вопросе транспортного средства возможно применение ставки транспортного налога, установленной для легковых автомобилей.

При возникновении спора с налоговым органом считаем, что шансы доказать в суде принадлежность этого транспортного средства к категории легковых автомобилей достаточно велики.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ, в частности, в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства (далее - ТС). Из указанной нормы также следует, что, помимо мощности двигателя, ставки транспортного налога дифференцируются в зависимости от типа ТС (в том числе автомобили легковые, автомобили грузовые, автобусы другие самоходные ТС (ст. 358 НК РФ)).

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории ТС, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Ввиду этого в отношении автомобилей одинаковой мощности предусмотрены разные ставки налога в зависимости от категории ТС.

Так, в 2016 году Законом Красноярского края от 08.11.2007 N 3-676 "О транспортном налоге" в отношении мощности двигателя до 150 л.с. включительно для легковых автомобилей предусмотрена ставка налога, равная 14,5 руб., для автобусов с мощностью двигателя до 200 л.с. включительно - 25 руб. Соответственно, необходимо определить, к какой категории относится ТС.

НК РФ не установлены критерии, исходя из которых возможно отнесение ТС, в частности, к категории легковых автомобилей или к категории автобусов.

В этой связи следует обратиться к Методическим рекомендациям по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ, утвержденным приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации), которые в настоящее время действуют в части, не противоречащей НК РФ.

Следует учитывать, что Методические рекомендации не относятся к актам законодательства РФ о налогах и сборах, но вместе с тем, являясь внутриведомственными документами, обязательны для исполнения налоговыми органами (п. 2 ст. 4 НК РФ, постановление ФАС Центрального округа от 03.04.2006 N А68-АП-279/12-05).

Общероссийский классификатор основных фондов

Пунктом 16 Методических рекомендаций предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться:

- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359,

- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII (далее - Конвенция).

В ОКОФ в разделе 15 "Транспортные средства" предусмотрено несколько подклассов, например:

- автомобили легковые - код 15 3410010;

- автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов - код 15 3410020;

- автомобили-самосвалы - код 15 3410220;

- автобусы и троллейбусы - код 15 3410030;

К каждому подклассу относятся различные виды ТС, соответственно, если знать наименование транспорта, можно посмотреть, к какому подклассу он принадлежит.

Вместе с тем определить категорию ТС на основании ОКОФ не всегда представляется возможным, так как данный классификатор не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем ТС к соответствующим категориям, предусмотренным главой 28 НК РФ, поэтому использование ОКОФ возможно лишь в части, не противоречащей Конвенции (смотрите также письмо Минфина России от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15).

Кроме того, Минфин России указывает, что установленное главой 28 НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям ТС, предусмотренным Конвенцией, которая устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров. Например, смотрите письмо Минфина России от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137.

Суды, рассматривая вопросы применения ставок при исчислении транспортного налога, отклоняют ссылки налогоплательщиков на ОКОФ, указывая при этом, что данный классификатор предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и не сопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, приведенными в п. 1 ст. 361 НК РФ. Смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.06.2013 N Ф07-3229/13 по делу N А56-51178/2012, ФАС Поволжского округа от 08.02.2012 N Ф06-50/12 по делу N Ф55-13540/2011.

В то же время данные ОКОФ учитываются судами при решении вопроса о применении ставки по транспортному налогу, но только в совокупности с иными доказательствами. Например, смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14.08.2013 N 33-6425/2013.

Паспорт транспортного средства

В п. 5 приложения 6 Конвенции перечислены категории ТС. В частности, автомобили, за исключением относящихся к категории А, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, отнесены Конвенцией к категории В.

В свою очередь, в соответствии с п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 (далее - Положение), в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" паспорта транспортного средства (ПТС) указывается категория, которая соответствует классификации ТС, установленной Конвенцией.

В строке 2 ПТС "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение ТС, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС), Свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного ТС буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других ТС (например УАЗ 29892) (п. 26 Положения).

Согласно п. 27 Положения в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика ТС, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.

Единого мнения насчет того, какие сведения из ПТС необходимо учитывать при определении категории автомобиля в целях уплаты транспортного налога и ставки транспортного налога, нет.

Существует мнение, что принадлежность ТС к категории "В" автоматически означает, что данное ТС является легковым автомобилем. Такое мнение поддерживается некоторыми судами (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2009 N Ф04-3338/2009, ФАС Московского округа от 03.06.2009 N КА-А40/4697-09-2, от 08.12.2008 N КА-А40/10120-08, ФАС Волго-Вятского округа от 15.05.2009 N А11-10035/2008-К2-26/558, ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.03.2009 N А58-3798/08-Ф02-869/09, ФАС Уральского округа от 24.07.2007 N Ф09-5697/07-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2006 N Ф08-6558/2006-2712А) и в 2007 году поддерживалось Минфином России (смотрите письмо от 29.03.2007 N 03-05-06-04/17).

Однако, на наш взгляд, такое мнение неверно. Так, в приведенной классификации не употребляются такие понятия, как "легковой автомобиль", "грузовой автомобиль", "автобус" и т.д. Следовательно, однозначно сказать, что, например, автобус не может быть включен в категорию "В", нельзя. В Положении расшифровка данных понятий также отсутствует, а в Конвенции указанные термины вообще не встречаются.

Поэтому полагаем, что отнесение ТС к категории "В" совершенно не означает, что в целях исчисления транспортного налога данное ТС следует рассматривать в качестве легкового автомобиля.

Отметим, что в настоящее время именно такой позиции по данному вопросу придерживается и Минфин России (смотрите письма от 10.12.2013 N 03-05-06-04/54111, от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137, от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251, от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105, от 07.02.2008 N 03-05-04-04/01, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1). Финансовое ведомство считает, что категория ТС, устанавливаемая для целей налогообложения, определяется исходя из типа ТС и его назначения (категории), указанных в ПТС на основании ОТТС. При этом основным показателем для целей обложения транспортным налогом принимается тип ТС, указанный в ПТС, так как автотранспортные средства, имеющие одну и ту же категорию, могут иметь разный тип в зависимости от назначения (легковой, грузовой автомобиль или автобус).

Существует и судебная практика со схожими выводами (смотрите, например, апелляционные определения СК по гражданским делам Псковского областного суда от 29.04.2014 по делу N 33-660/2014, СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 08.11.2013 по делу N 33-7121/2013, СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 17.07.2013 по делу N 33-1780/2013).

В апелляционном определении СК по гражданским делам Псковского областного суда от 29.04.2014 по делу N 33-660/2014 было отмечено, что только по категории нельзя определить принадлежность ТС, в частности, к "грузовым" или "легковым" автомобилям.

Таким образом, мы видим, что для определения категории какого-либо ТС в целях налогообложения следует учитывать совокупную информацию как о типе ТС, так и о его назначении ("категории"), указанных в ПТС. Однако в рассматриваемом случае тип ТС - специальное пассажирское ТС, также не позволяет определить категорию ТС в целях налогообложения.

Согласно п. 4 Положения ПТС выдаются собственникам ТС организациями и гражданами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, являющимися изготовителями ТС в установленном нормативными правовыми актами РФ порядке, таможенными органами ФТС России или подразделениями ГИБДД в порядке, установленном Положением.

Следовательно, полномочиями по отнесению ТС к тому или иному типу ТС наделены организации-изготовители, таможенные органы и подразделения ГИБДД.

ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения"

Поскольку нормативные документы, указанные в п. 16 Методических рекомендаций, также не позволяют однозначно отнести некоторые автомобили марок УАЗ, а также ИЖ, ГАЗ к грузовым или легковым, целесообразно обратиться к ГОСТу Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 N 139-ст, далее - ГОСТ Р 52051-2003). Это продиктовано положениями ст. 11 НК РФ, согласно которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В ГОСТ Р 52051-2003, в частности, выделены следующие категории автомобилей:

- категория M1 - ТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (п. 3.1 (смотрите также 9.1) ГОСТ Р 52051-2003);

- категория M 2 - ТС, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т (п. 3.2 ГОСТ Р 52051-2003).

При этом в соответствии с п. 6.1 ГОСТ Р 52051-2003 к ТС специального назначения относятся ТС категорий М, N и О, предназначенные для пассажирских и грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных функций, для которых требуется наличие специального кузова и (или) специального оборудования (которые перечисленные далее в п. 6.1 ГОСТ Р 52051-2003).

В соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 данные по сертификации автомобиля должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль.

Специалисты УМНС России по г. Москве (письмо от 03.08.2004 N 23-01/3/50988) при определении типа автомобилей, выпускаемых ОАО "Ульяновский автомобильный завод", рекомендуют использовать информацию, предоставленную службой главного конструктора завода по выпускаемым автотранспортным средствам.

Используя данную информацию, специалисты налоговых органов указывают, что модели автомобилей, их модификаций, исполнений и комплектаций, обозначение которых начинается с цифр:

- 3151, 3153, 3159, 3160, 3162, - должны быть отнесены к легковым автомобилям, так как сертифицированы по категории M1 "Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)";

- 2206, 3962, - должны быть отнесены к автобусам, так как сертифицированы по категории M2 "Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места для водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн".

Однако в отношении современных моделей автомобилей, в частности автомобиля УАЗ-29892, подобных разъяснений в настоящий момент нами не обнаружено. В этой связи полагаем, что организация может обратиться с официальным запросом к производителю.

Вместе с тем, исходя из анализа представленной в письме информации, полагаем, что если рассматриваемый в вопросе автомобиль также сертифицирован по категории M1 "Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)", то он должен быть отнесен к легковым автомобилям.

Отраслевая нормаль ОН 025 270-66

В настоящее время в нашей стране используется отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения автотранспортных средств. В соответствии с ней подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Применение таких заводских реестров практикуется до настоящего времени для ряда моделей, включая автотранспортные средства специализированного и специального назначения (письмо ФНС России от 15.04.2008 N СК-6-5/281 "О направлении Методических рекомендаций").

Согласно ОН 025 270-66 вторая цифра в обозначении ТС обозначает тип (вид автомобиля):

1 - легковой автомобиль;

3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;

4 - седельный тягач;

8 - резервная цифра;

9 - специальное ТС.

Из приведенной классификации следует, что ТС УАЗ-29892 относится к специальным ТС (вторая цифра - 9), однако это обстоятельство для решения вопроса о выборе ставки по транспортному налогу не несёт какой-либо полезной информации.

Однако даже в том случае, если отраслевая нормаль позволяла бы причислить данный автомобиль к легковому автомобилю (или автобусу), это обстоятельство не имело бы решающего значения для целей налогообложения. Потому что в отношении применения отраслевой нормали при решении вопроса о выборе ставки по транспортному налогу сложившаяся арбитражная практика противоречива и неоднозначна.

Так, некоторые суды указывают, что отраслевая нормаль ОН 025 270-66 разработана для применения на предприятиях автомобильной промышленности, а не для целей налогообложения, поэтому при определении ставки транспортного налога эта нормаль учитываться не должна (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2007 N А56-25389/2006, от 18.12.2006 N А56-43379/2005, от 13.11.2006 N А05-6552/2006-22, от 30.05.2006 N А26-11425/2005-212, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 N 13АП-3361/2008, решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2008 N А56-33426/2007, Арбитражного суда Рязанской области от 20.11.2006 N А54-4020/2006С8).

Другие суды при вынесении решений принимают отраслевую нормаль ОН 025 270-66 во внимание, правда, сведения, полученные из данного документа, используются судами в совокупности со сведениями, полученными из ПТС и с учетом классификации категорий ТС (А, В, С, D, прицеп) (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2009 N А05-13177/2008, от 05.06.2008 N А05-223/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2008 N А29-6237/2007, от 06.05.2009 N А29-7851/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 09.12.2010 по делу N А32-10605/2008-12/122, постановление кассационной инстанции - Президиума Архангельского областного суда от 08.08.2012 N 44г-16/2012, определение Ленинградского областного суда от 03.10.2012 N 33-4499/2012).

Отметим, что специалисты финансового ведомства также в своих разъяснениях (смотрите вышеназванные письма Минфина России от 10.12.2013 N 03-05-06-04/54111, от 13.08.2012 N 03-05-06-04/137, от 21.10.2010 N 03-05-06-04/251, от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105, от 07.02.2008 N 03-05-04-04/01, от 17.01.2008 N 03-05-04-01/1) приводят ссылки на отраслевую нормаль, но конкретных выводов о возможности ее применения для рассматриваемых нами целей не делают.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что однозначно определить тип УАЗ-29892 в настоящее время невозможно. Мы полагаем, что данные ТС в целях исчисления транспортного налога можно рассматривать в качестве легковых автомобилей. Вместе с тем при таком подходе не исключено, что свою правоту организации придется доказывать в судебном порядке.

С учетом анализа судебной практики в отношении аналогичных автомобилей (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.2006 N Ф04-6866/2006(28032-А81-15), от 05.09.2007 N Ф04-6832/2006(37827-А81-15)) полагаем, что шансы выиграть спор с налоговиками в данном случае достаточно высоки.

Самым последним аргументом для доказательства того, что рассматриваемый нами автомобиль является легковым, может быть ссылка на п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этот аргумент также используется судьями при вынесении решений в пользу налогоплательщиков.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется главой 28 НК РФ и Законом Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге».

Транспортные средства, которые являются объектом налогообложения, перечислены в пункте 1 ст. 358 НК РФ. К ним относятся:

автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы;

другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;

самолеты, вертолеты, другие воздушные транспортные средства;

теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда, другие водные транспортные средства;

Транспортные средства, которые не являются объектом налогообложения, перечислены в пункте 2 ст. 358 НК РФ.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются физические и юридические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения.

Если транспортные средства, зарегистрированные на физических лиц, приобретены и переданы по доверенности до 30.07.2002г., то налогоплательщиком является лицо, указанное в этой доверенности. Лица, на которых зарегистрированы такие транспортные средства, должны уведомить об этом налоговую инспекцию по месту своего жительства. Сведения, которые следует включить в уведомление, перечислены в пункте 7 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС РФ от 09.04.2003 № БГ-3-21/177.

Статьей 4 закона Красноярского края «О транспортном налоге» предусмотрены льготы по налогу для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок применения этих льгот.

Налоговая база по видам транспортных средств

(определяется по каждому транспортному средству)

Вид транспортного средства

Транспортные средства, имеющие двигатели

Мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах

Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя

Паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы

Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых определяется валовая вместимость

Валовая вместимость в регистровых тоннах

Другие водные и воздушные транспортные средства

Единица транспортного средства

Ставки транспортного налога в Красноярском крае

Наименование объекта налогообложения

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)

Налоговый и отчетный периоды

Налоговым периодом по транспортному налогу является год.

Отчетными периодами для организаций признаются 1-й квартал, 2-й квартал, 3-й квартал.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей

Организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно в отношении каждого транспортного средства.

Если транспортное средство зарегистрировано или снято с учета в течение календарного года, то налог (авансовый платеж) исчисляется с учетом коэффициента (К), учитывающего фактический период владения транспортным средством:

Ф – число полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика (месяц регистрации принимается как полный месяц, аналогично месяц снятия с учета принимается как полный месяц),

О – число месяцев в отчетном (3) или налоговом периоде (12).

Если налогоплательщик владел транспортным средством в течение всего отчетного или налогового периода, то значение коэффициента К будет равно 1 (3/3 и 12/12 соответственно).

Сумма авансового платежа за i -тый квартал (А i ) рассчитывается как четвертая часть произведения налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС):

А i = ¼ х НБ х НС х К

Сумма налога (ТН) за год определяется как произведение налоговой базы на налоговую ставку:

ТН = НБ х НС х К

Сумма налога (ТНуп), подлежащая уплате в бюджет по итогам года (налогового периода), определяется за минусом начисленных в течение года авансов:

Физические лица (индивидуальные предприниматели) уплачивают налог на основании налогового уведомления, полученного из налоговой инспекции. Налоговое уведомление не может быть составлено более чем за три предшествующих календарных года.

Взимание налогов с владельцев транспортных средств предусмотрено законодательными актами большинства государств. В Российской Федерации необходимость его оплаты гражданами и юридическими лицами закреплена Главой 28 Налогового Кодекса. Исходя из ее положений, транспортный налог в нашей стране является региональным. Соответственно, порядок взимания, действующие ставки и сроки оплаты каждый субъект Федерации устанавливает самостоятельно, согласно своим НПА.

Когда платить

Согласно п.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате:

  • налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • налогоплательщиками — организациями в сроки, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации.

С 01.01.2021 года будет действовать новая редакция указанной статьи, согласно которой налог будет подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Кому нужно оплачивать транспортный налог

Распространено мнение, что налог платят только собственники грузовых и легковых автомобилей. Однако это не так. Взнос в региональную казну приходится платить владельцам любых транспортных средств, поставленных на учет в регистрационных органах. В список попадают самолеты, пароходы, яхты, мотосани и многое другое.

Ст. 358 НК РФ указывает на освобождение от налоговых выплат владельцев следующих транспортных средств:

  • оснащенных для управления инвалидами легковых ТС, если установленный двигатель обладает мощностью ниже 100 л.с, а получение произведено через органы соцзащиты в соответствии с законом;
  • тракторов, комбайнов и спецтехники, оформленной на сельсхозпредприятия-товаропроизводители;
  • лодок без двигателей, а также с двигателями, при условии их мощности менее 5 л.с.;
  • воздушных судов, зарегистрированные на санавиацию и медслужбу;
  • за транспорт органов исполнительной власти, при условии, что служба в их рядах приравнена к военной или является таковой;
  • морские, речные и воздушные суда, если для их собственников деятельность по перевозке пассажиров или доставке грузов является основной;
  • буровые суда и платформы;
  • промысловые и речные суда, а также суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Транспортный налог не удерживается с ТС, находящихся в угоне, даже если их розыск прекращен.

Транспортный налог по регионам

  • 01 Адыгея респ.
  • 02 Башкортостан респ.
  • 03 Бурятия респ.
  • 04 Алтай респ.
  • 05 Дагестан респ.
  • 06 Ингушетия респ.
  • 07 Кабардино-Балкарская респ.
  • 08 Калмыкия респ.
  • 09 Карачаево-Черкесская респ.
  • 10 Карелия респ.
  • 11 Коми респ.
  • 12 Марий Эл респ.
  • 13 Мордовия респ.
  • 14 Саха (Якутия) респ.
  • 15 Северная Осетия респ.
  • 16 Татарстан респ.
  • 17 Тыва респ.
  • 18 Удмуртская респ.
  • 19 Хакасия респ.
  • 21 Чувашская респ.
  • 22 Алтайский край
  • 23 Краснодарский край
  • 24 Красноярский край
  • 25 Приморский край
  • 26 Ставропольский край
  • 27 Хабаровский край
  • 28 Амурская обл.
  • 29 Архангельская обл.
  • 30 Астраханская обл.
  • 31 Белгородская обл.
  • 32 Брянская обл.
  • 33 Владимирская обл.
  • 34 Волгоградская обл.
  • 35 Вологодская обл.
  • 36 Воронежская обл.
  • 37 Ивановская обл.
  • 38 Иркутская обл.
  • 39 Калининградская обл.
  • 40 Калужская обл.
  • 41 Камчатский край
  • 42 Кемеровская обл.
  • 43 Кировская обл.
  • 44 Костромская обл.
  • 45 Курганская обл.
  • 46 Курская обл.
  • 47 Ленинградская обл.
  • 48 Липецкая обл.
  • 49 Магаданская обл.
  • 50 Московская обл.
  • 51 Мурманская обл.
  • 52 Нижегородская обл.
  • 53 Новгородская обл.
  • 54 Новосибирская обл.
  • 55 Омская обл.
  • 56 Оренбургская обл.
  • 57 Орловская обл.
  • 58 Пензенская обл.
  • 59 Пермский край
  • 60 Псковская обл.
  • 61 Ростовская обл.
  • 62 Рязанская обл.
  • 63 Самарская обл.
  • 64 Саратовская обл.
  • 65 Сахалинская обл.
  • 66 Свердловская обл.
  • 67 Смоленская обл.
  • 68 Тамбовская обл.
  • 69 Тверская обл.
  • 70 Томская обл.
  • 71 Тульская обл.
  • 72 Тюменская обл.
  • 73 Ульяновская обл.
  • 74 Челябинская обл.
  • 75 Забайкальский край
  • 76 Ярославская обл.
  • 77 Москва г.
  • 78 Санкт-Петербург г.
  • 79 Еврейская автономной обл.
  • 82 Крым респ.
  • 83 Ненецкий АО
  • 86 Ханты-Мансийский АО — Югра
  • 87 Чукотский АО
  • 89 Ямало-Ненецкий АО
  • 92 Севастополь г.
  • 95 Чеченская респ.

Как рассчитывается транспортный налог

Физическим лицам можно не заботиться о размере налога, который придется оплачивать. Расчеты производит налоговая служба самостоятельно. Налогоплательщик получает уведомление о необходимости оплаты в установленный срок в виде заказного письма или уведомления на «Госуслугах», а также в личном кабинете налогоплательщика.

Однако это не значит, что сумма налога является какой-то тайной. Если гражданин покупает автомобиль и хочет узнать, сколько придется за него платить ежегодно, можно воспользоваться калькулятором на сайте Федеральной Налоговой службы. Те, кто государственным служащим не доверят, могут произвести расчет самостоятельно

Формула транспортного налога в общем выглядит так:

Сумма транспортного налога = Региональная ставка * Мощность двигателя (л.с.)

А более точно так:

Сумма транспортного налога = Региональная ставка * Мощность двигателя (л.с.) * Период использования (мес.) * Повышающий или понижающий коэффициент

Т.е. в том случае, если срок владения транспортным средством меньше одного года, в формулу добавляется еще один множитель. Равняется он количеству месяцев владения, разделенному на 12.

Также в формуле могут присутствовать повышающие и понижающие коэффициенты. Например, такой коэффициент предусмотрен для граждан, владеющих автомобилями стоимостью выше 3 миллионов рублей. Вся информация по ставкам и коэффициентам размещена на сайте ФНС.

Существующие льготы на данный налог

Как уже написано выше, ряд физических и юридических лиц освобожден государством от уплаты налога полностью. Однако региональные органы исполнительной власти могут устанавливать собственные правила в отношении некоторых категорий граждан, обязанных платить транспортный налог.

Например, чаще всего освобождают от налогового бремени многодетные семьи. В зависимости от ситуации, для них предусматривается либо скидка, либо полное освобождение. Впрочем, в России есть регионы, где таких преимуществ не предоставляют. Чтобы точно узнать, кому в области, крае или республике положены поблажки, необходимо ознакомиться с действующим на конкретной территории законом о транспортном налоге. Например, в ЯНАО это будет «Закон о ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», а в Крыму — Закон Республики Крым «О транспортном налоге».

Скидки и льготы налоговая инспекция учитывает самостоятельно, в уведомлении указывается уже итоговая сумма. Впрочем, чтобы коэффициенты были применены, от гражданина требуется предоставить соответствующее заявление.

Если плательщику транспортного налога положена льгота, о которой он не знал, можно подать заявление о произведении перерасчета за три предыдущих года.

Что будет, если не платить налог

Транспортный налог входит в число имущественных налогов, оплата которых, по общему правилу, производится до 1 декабря. Если эта дата выпадает на выходной, последний срок для поступления платежа в Налоговую переносится на следующий рабочий день.

В случае неоплаты ФНС начинает процедуру взыскания. Сначала должника уведомят о необходимости оплаты, а затем удержание произведут на основании судебного приказа. Если налог не оплачен своевременно, придется оплатить и пени — 1/300 ставки ЦБ от суммы долга за каждый день просрочки.

Блиц, блиц, блиц

Считаем налог в полных рублях или с копейками?

Только в полных рублях (ФЗ от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ, о дополнении статьи 52 НК РФ). Правила подсчёта: сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Каковы особенности расчёта налога в первый год его владения?

Формула та же, но в ней обязательно учитываем количество месяцев владения ТС. Если вы приобрели ТС 15 числа или ранее — этот месяц участвует в расчёте как полный, если позже 15 числа месяца — этот месяц в расчёте не учитывается.

Платим налог по месту регистрации или прописки?

По месту нахождения ТС. Местом нахождения для владельца-организации является её юридический адрес, а для физического лица — адрес места жительства (места пребывания). Где ТС поставлено на учёт при этом значения не имеет.

Когда придёт уведомление об оплате налога?

Уведомление может придти электронным способом — в случае если вы зарегистрированы в личном кабинете на сайте ФНС, или обычной почтой в конце лета — начале осени за предыдущий год.

Как перевести киловатты (кВт) в лошадиные силы (л.с.) и наоборот?

Для этого воспользуйтесь простыми формулами:

1 кВт = 1,35962 л.с.

1 л.с. = 0,735499 кВт

Конечный результат в л.с. нужно округлить до двух знаков после запятой.

В какой бюджет поступают деньги?

В конкретный субъект РФ, т.к. транспортный налог считается региональным.

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ раздел IX части второй настоящего Кодекса дополнен главой 28, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона.

Согласно статье 5 настоящего Кодекса федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральным законом от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ в статью 356 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона.

Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

2. Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ пункт 2 статьи 358 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 9, вступающим в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Статья 360 НК РФ - Налоговый период. Отчетный период

Ф едеральным законом от 20 октября 2005 г. N 131-ФЗ статья 360 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2006 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона.

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

3. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

2.1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

3. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

5. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Сведения, указанные в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

1. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса.

2. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 362 настоящего Кодекса.

3. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

1. Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.

Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

2. Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

4. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

В летний период в почтовые ящики владельцев транспортных средств полетят «письма счастья» – налоговые уведомления из Федеральной налоговой службы.

Рассмотрим расчёт транспортного налога на примере налога на автомобиль и проверим правильность его начисления.

Транспортный налог – это обязательный платёж, взимаемый налоговыми органами с владельцев транспортных средств, и относится к региональным налогам и сборам. Собирается этот налог в региональный бюджет и используется субъектом Российской Федерации для покрытия расходов региона (области, края, республики).

Налог устанавливается налоговым кодексом и законами субъекта Российской Федерации. В России на сегодняшний день насчитывается 85 субъектов и в каждом из них могут быть абсолютно разные ставки налога. В налоговом кодексе указаны общероссийские налоговые ставки. Например, для легковых автомобилей ставки налога следующие:

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 2,5
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 3,5
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 5,0
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 7,5
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 15,0

Законодательные органы субъекта РФ имеют право установить свои налоговые ставки, но увеличить или уменьшить ставку можно не более чем в 10 раз. Однако, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно, ограничение на уменьшение налога не действует.

То есть субъекты Российской Федерации могут совсем освободить владельцев таких транспортных средств от уплаты налога, как например это сделано в Ненецком и Ханты-Мансийском АО и Чеченской Республике. В Свердловской и Оренбургской области освобождены от уплаты транспортного налога все владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с., а также в Кабардино-Балкарии, если автомобилю с даты выпуска больше 10 лет.

Если субъекты РФ не установили свои налоговые ставки, то по умолчанию налог рассчитывается по ставкам указанным в налоговом кодексе РФ.
Формула для расчёта налога на автомобиль имеет вид:

Формула для расчёта транспортного налога

t – число месяцев владения,

Y – число месяцев в году.

Пример 1.

Допустим, 5 июня 2014 года Вы продали свой легковой автомобиль Lada (ВАЗ) 2109 мощностью 70 л.с. и 25 июня приобрели и зарегистрировали Lada (ВАЗ) Largus мощностью 105 л.с.

Со 2 мая 2014 года на основании закона РФ от 2 апреля 2014 года №52-ФЗ «О внесении изменений в первую и вторую часть Налогового кодекса РФ» Вы обязаны самостоятельно сообщить в налоговую службу о наличии транспортного средства в Вашей собственности. После этого налоговая служба насчитывает Вам налог и присылает уведомление о сумме и сроках его уплаты. Юридические лица рассчитывают налог самостоятельно. В противном случае Вас ожидает штраф в размере 20 % от суммы задолженности за прошедший период.

Количество месяцев владения Lada (ВАЗ) 2109 равно 6 (с января по июнь).

Количество месяцев владения Lada (ВАЗ) Largus равно 7 (с июня по декабрь).

Рассчитаем, какие налоги Вы заплатите, если

- Вы житель Москвы:

Ставка транспортного налога в Москве за 2014 год

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 12
свыше 100 л.с. до 125 л.с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно 25
свыше 125 л.с. до 150 л.с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно 35
свыше 150 л.с. до 175 л.с. (свыше 110,33 кВт до 128,7 кВт) включительно 45
свыше 175 л.с. до 200 л.с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно 50
свыше 200 л.с. до 225 л.с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно 65
свыше 225 л.с. до 250 л.с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно 75
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 150

Сумма налога за 2014 год на автомобиль Lada (ВАЗ) 2109 будет равна:

Расчёт транспортного налога

Сумма налога за 2014 год на автомобиль Lada (ВАЗ) Largus будет равна:

Расчёт транспортного налога

Таким образом, общая сумма налога 1951 рубль (с 1 января 2014 года на основании Федерального закона от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ величина налога округляется до целых рублей).

Однако в Москве на автомобили мощностью до 70 л. с. включительно действует 100% льгота за одно транспортное средство. Следовательно, налог придётся платить только за автомобиль Lada (ВАЗ) Largus равный 1531 рубль.

- Вы житель Свердловской области:

Ставка транспортного налога в Свердловской области за 2014 год

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка (в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 0
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 9,4
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 32,7
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 49,6
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 99,2

Сумма налога за 2014 год на автомобиль Lada (ВАЗ) 2109 будет равна:

Расчёт транспортного налога

Сумма налога за 2014 год на автомобиль Lada (ВАЗ) Largus будет равна:

Расчёт транспортного налога

Таким образом, общая сумма налога 756 рублей (округляется до рублей).

В Москве, в Свердловской области, как и во всех других регионах, существуют свои льготы. Перечень льгот в Вашем регионе уточните в налоговой инспекции Вашего города.

Пример 2.

14 января 2014 года Вы стали владельцем и зарегистрировали BMW X5 M F15 M мощностью 450 л.с. 2013 года выпуска, а 14 февраля 2014 года его продали (сняли с учёта).

Считается, что Вы владели автомобилем 2 месяца (январь и февраль принимаются за целые месяцы).

Кроме того, так как автомобиль дорогостоящий (стоимостью от 3 млн. руб.) Вы будете нести повышенную налоговую нагрузку в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 N 214-ФЗ «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

«Исчисление суммы налога производится с учетом повышающего коэффициента:

1,1 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;

1,3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;

1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;

2 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;

3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;

3 – в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.»

Перечень, состоящий из 184 дорогостоящих автомобилей можно найти на сайте Министерства промышленности и торговли РФ. Где можно проверить попадает ли Ваш автомобиль под этот закон.

Рассчитаем, какой транспортный налог Вы заплатите в 2015 году, если

- Вы житель Москвы:

Формула для расчёта транспортного налога для дорогостоящих автомобилей

где k – повышающий коэффициент, равный в нашем примере 1,3.

Расчёт транспортного налога для дорогостоящих автомобилей

В 2015 году Вам придётся заплатить налог в размере 14 625 рублей за 2014 год.

- Вы житель Свердловской области:

Расчёт транспортного налога

Итак, не ранее 1 ноября 2015 года Вы должны будете заплатить 9 672 рубля либо в отделение банка, либо воспользоваться интернет сервисом банков-партнёров Федеральной налоговой службы РФ.

Примечание: В 1кВт = 1,35962 л.с.

Читайте также: