Транспортный налог повышающий коэффициент лизинг

Опубликовано: 26.04.2024

Лизинг сегодня – очень популярная форма предпринимательских взаимоотношений, поскольку позволяет получить необходимые основные средства быстро и с минимальными начальными вложениями. Автотранспорт довольно часто становится объектом лизинга. Если в сделке фигурирует транспорт, естественно, возникает вопрос об уплате транспортного сбора.

Какая сторона сделки по лизингу правомочна взять на себя обязательство по уплате транспортного налога (ТН), зависит от ряда обстоятельств, которые мы разберем в этой статье.

Стороны лизингового договора

Лизинг автотранспортного средства – это финансовая сделка, совершаемая насчет передачи в пользование определенного имущества, в нашем случае — транспортного средства, оформленная в виде договора. Как и в любом лизинговом договоре, в нем оговаривается срок, на который актив предоставляется в пользование, а по окончании этого срока транспортное средство может быть оставлено в собственность либо возвращено.

У договора лизинга всегда есть три стороны:

  • лизингодатель – физическое лицо либо организация, которая покупает у собственника какое-либо имущество (в том числе и автотранспорт), но не для собственного пользования, а для передачи этого права;
  • лизингополучатель – юридическое или частное лицо, которое получает указанное транспортное средство в платное пользование на оговоренный срок;
  • поставщик (продавец) – первичный владелец предмета договора, у которого лизингодатель приобретает имущество для лизинга.

Какая из этих сторон обязана уплачивать транспортный налог? Это зависит от ряда параметров, которые будут рассмотрены ниже.

Осторожно с автолизингом

Главная привлекательная черта лизинговых договоров относительно транспортных средств – это возможность пользоваться средством, даже если нет финансовой возможности приобрести его немедленно, а также перспектива получить его в собственность.

Но есть и негативные черты такой сделки, которые следует принять во внимание и правильно оценить риски перед заключением договора:

  1. Кредит все-таки ниже. Проценты по лизинговому договору обычно больше банковских. Но у банков и условия значительно отличаются и не подлежат пересмотру и корректировке.
  2. «Диспансеризация» авто. До конца срока действия договора лизингодатель будет регулярно осматривать транспортное средство, пока еще юридически принадлежащее ему.
  3. Сначала придется спросить. Получатель автомобиля не сможет провести с ним никаких юридических действий без санкции лизингодателя.
  4. Помните, автомобиль еще не ваш. Если в процессе действия договора лизинга получателем будут нарушены какие-либо условия (не вовремя внесены платежи, не пройден обязательный техосмотр, не в срок проведена профилактика и т.п.), машина не перейдет в собственность получателя, он потеряет это право.

Законодательное регулирование транспортного налогообложения

Спорный вопрос об уплате транспортного налога при соответствующем лизинге рассматривается в ряде законодательных документов:

  1. Налоговый Кодекс РФ:
    • ст. 357 – о том, кто является плательщиком налога: лицо, на которого оформлена регистрация транспортного средства;
    • ст. 358 – об объектах налогообложения;
    • ст. 360 – об отчетных налоговых периодах;
    • ст. 361 – о ставках и льготах;
    • ст. 362 – о сроках уплаты ТН;
    • ст. 363 – о порядке приема уплаты.
  2. Федеральный закон № 164 «О финансовой аренде (лизинге)» от 11.09.1998 года регулирует отношения по договору лизинга. Ст. 20 говорит о том, что владельцем объекта лизинга может считаться любая сторона договора.
  3. Приказ Министерства внутренних дел РФ № 1001 регламентирует установление собственности на автомобиль заключением специального соглашения.
  4. Письмо Федеральной налоговой службы № БС-4-11/22368 вносит дополнительные разъяснения по поводу уплаты ТН в лизинге.

Основные постулаты ТН при лизинговой сделке

Итак, основные правоустанавливающие документы, касающиеся уплаты ТН при лизинге автотранспортных средств, утверждают следующее:

  • обязанность уплаты ТН лежит на владельце транспортного средства;
  • числиться владельцем может, в зависимости от обстоятельств, лизингополучатель или лизингодатель;
  • лицо, на которое регистрируется авто, определяет соглашение, заключенное между сторонами лизинговой сделки;
  • регистрация транспортного средства может оформляться на постоянный срок либо только на время действия лизингового договора;
  • транспортный сбор платит владелец независимо от сроков регистрации.

Как определить владельца

В договоре прописываются нюансы перехода имущества в собственность по условиям лизинга. При заключении соответствующего соглашения оно может находиться в собственности:

  • лизингодателя – до тех пор пока не истечет срок лизинга и не будут выполнены все его условия, особенно финансовые;
  • лизингополучателя – на постоянной или временной основе (в зависимости от соглашения).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если регистрация собственности на авто будет временной, в органы контроля автомобилей (ГИБДД или др.) надо предоставить копию лизингового договора и соглашение о временности регистрации.

Стороны сами принимают решение, кто будет юридическим владельцем предмета лизинга, и оформляют его в договоре или лизинговом соглашении.

Что нужно принимать во внимание, выбирая тип права собственности

Перед заключением договора лизинга нужно хорошо взвесить все факторы, могущие повлиять на стоимость передаваемого имущества, и принять решение, какое соглашение о передаче авто в собственность следует заключить. Значение имеют такие моменты:

  1. Разница в ставках по транспортному налогу по разным регионам Российской Федерации. НК РФ говорит о том, что региональные власти могут увеличивать или уменьшать ставки по ТН до десятикратного размера. Налог на авто, передаваемое в лизинг, будет исчисляться по региону собственника имущества, потому что он попадет в бюджет этого региона. При значительной разнице лучше предпочесть форму соглашения, по которой владельцем будет считаться лицо, зарегистрированное в регионе с более мягкой ставкой.
  2. Возможность применить льготу. Положение, аналогичное ситуации с налоговой ставкой – при прочих равных условиях следует предпочесть регион регистрации с налоговыми льготами.
  3. Экономическая целесообразность. Если заключить договор лизинга, не принимая во внимание всех ключевых факторов, это может существенно увеличить стоимость имущества, тогда как учет их принесет выгоду обеим сторонам сделки.

ВАЖНО! Исчисление и уплата ТН производится согласно региональным законам по месту регистрации автотранспортного средства.

Бухучет транспортного налога при лизинге авто

Если взятое в лизинг транспортное средство применяется для основного вида деятельности ИП или организации, то транспортный налог будет относиться к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06 мая 1999 года № 33н).

Его отражают по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Когда производится перечисление ТН, его оформляют по дебету счета 68, корреспондирующим счетом выступает 51 «Расчетные счета».

Налогообложение на прибыль организаций и лизинг автомобилей

Транспортный налог является признаваемым расходом организации. Его следует учитывать при расчете налога на прибыль, причем не только саму сумму налога, но и авансовый платеж по нему. Учет производится на дату начисления в составе «прочих расходов, связанных с производством и продажей».

ИТОГИ

  1. Стороны лизинговой сделки своей волей определяют, кто будет оформлен владельцем автотранспортного средства, в какой момент это право наступает и как долго действует.
  2. Транспортный налог уплачивает лизингодатель, если право собственности на авто перейдет к получателю только по выполнении всех условий договора лизинга.
  3. Транспортный налог платит лизингополучатель, если авто перерегистрируется в его регион на постоянной или временной основе.
  4. Порядок исчисления, сроки и отчетность по уплате ТН зависят от правил, принятых в регионе регистрации автотранспортного средства.
  5. На собственника лизингового имущества возлагается не только обязанность по уплате ТН, но и ответственность за просрочку платежей или отчетности, недоимку либо неуплату, а также за отсутствие регистрации авто, переданного по лизинговому договору.


  • Повышающий коэффициент транспортного налога — что это такое?
  • Повышающий коэффициент транспортного налога в 2020–2021 годах
  • Итоги

Повышающий коэффициент транспортного налога — что это такое?

Повышающий коэффициент транспортного налога (ТН) был введен в НК РФ в 2014 году. Он применяется в отношении некоторых категорий транспортных средств (ТС) и зависит от средней стоимости авто и его возраста.

Так, п. 2 ст. 362 НК РФ предусмотрены следующие коэффициенты (для 2020-2021 годов):

  • 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
  • 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также легковых автомобилей средней стоимостью более 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Порядок расчета средней стоимости определяет Минпромторг России. Он же размещает на своем сайте в интернете перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., налог по которым нужно считать с повышающим коэффициентом. Отслеживать обновления перечня Минпромторга можно на сайте ведомства.

Актуальный перечень Минпромторга можно скачать здесь.

Возраст автомобиля определяется с учетом года его выпуска (письмо Минфина России от 23.01.2015 № 03-05-05-04/1817).

Заметим, что размер повышающего коэффициента принципиально знать только плательщикам ТН — организациям, т. к. они уплачивают налог самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ). За «физика» коэффициент применит инспекция.

О том, как заполнить декларацию, читайте в этом материале.

Начиная с отчетности за 2020 год, декларацию по транспортному налогу сдавать не нужно. При этом за организацией остается обязанность рассчитывать транспортный налог и авансовые платежи по нему. Учтите, что сроки уплаты налога и авансовых платежей по ТН изменились. Получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс и бесплатно изучите нововведения.

Повышающий коэффициент транспортного налога в 2020–2021 годах

Повышающий коэффициент по транспортному налогу следует учитывать при расчете не только суммы налога за год, но и авансов по нему (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

О процедуре расчета налога на транспорт подробнее читайте в статье «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».

Если на вашу компанию зарегистрирован дорогой автомобиль, прежде чем рассчитать транспортный налог, проверьте:

  • Включен ли ваш автомобиль в перечень, размещенный на сайте Минпромторга. Используйте только актуальный перечень (он обновляется ежегодно).
  • Не превышает ли срок использования автомобиля срок, установленный в НК РФ для целей применения повышающего коэффициента. При подсчете срока необходимо начинать с года спуска автомобиля с конвейера и заканчивать годом, за который уплачивается налог (письмо ФНС России от 02.03.2015 № БС-4-11/3274@).

Если хотя бы одно из условий не выполняется, повышающий коэффициент не применяется.

О том, применяется ли повышающий коэффициент к налогу, если автомобиль не указан в опубликованном Минпромторгом перечне, читайте в материале «Как платить транспортный налог, если дорогого авто нет в перечне Минпромторга?».

Если условия выполняются, при расчете транспортного налога по легковому автомобилю средней стоимостью более 3 млн руб. необходимо применить формулу:

где ТПоп — сумма транспортного налога, рассчитанная по общим правилам (произведение налоговой базы на ставку налога и коэффициент владения транспортным средством);

Кп — повышающий коэффициент.

Платить налог с учетом повышающего коэффициента нужно и в тех случаях, когда описание модели (версии) для соответствующей марки легкового автомобиля в перечне Минпромторга содержит меньше либо больше сведений по сравнению со сведениями из ГИБДД (письмо ФНС от 18.07.2017 № БС-4-21/14024@).

Итоги

Повышающий коэффициент по транспортному налогу применяется в том случае, если автомобиль указан в перечне Минпромторга и срок использования автомобиля не превышает срок, установленный в НК РФ для целей применения повышающего коэффициента.

Перечень дорогих автомобилей средней стоимостью свыше 3 млн руб. ежегодно обновляется на сайте Минпромторга не позднее 1 марта. Если транспортное средство в этом перечне отсутствует, повышающий коэффициент в расчете транспортного налога не участвует.

От чего зависит повышающий коэффициент при оплате транспортного налога

Мы привыкли, что использование повышающего коэффициента является нередким в сфере коммунальных услуг – например, когда в жилом доме нет возможности установить индивидуальные приборы учета энергии. Современные способы потребления ресурсов диктуют более широкую необходимость для введения такого добавочного платежа, и постепенно распространились в автомобильную сферу. Транспортный налог зачастую облагается повышающим коэффициентом.

Что такое повышающий коэффициент

Повышающий коэффициент представляет собой дополнительную процентную ставку при уплате транспортного налога, которая оказывает влияние на повышение базового тарифа. Введение данного института– это способ конкретизировать налогоплательщика, автомобиль которого облагается добавочным платежом, исходя из года выпуска машины и ее стоимости. Соответствующие пояснения даются в налоговом законодательстве РФ – в частности, в статье 362 НК, определяющей коэффициент транспортного налога на 2021 год.

Что нужно сделать чтобы заплатить сбор за автомобиль

Влияние на транспортный налог

Повышающий коэффициент на транспортный налог в 2021 году уплачивается в соответствии с действующей в настоящий момент ставкой. В каждом отдельном регионе она устанавливается по-своему и рассчитывается из мощности двигателя автомобиля, количества лошадиных сил и типа транспортного средства. Величина базовой налоговой ставки, таким образом, прямо влияет на размер повышающего коэффициента – ведь, как правило, одним из главных факторов, определяющим стоимость автомобиля, как раз является физический объем двигателя.

Важно знать! Вместе с тем налог на дорогое авто не всегда связан с уплатой повышающего коэффициента. В случае, если ТС отсутствует в списке Минпромторга, оснований для выплаты дополнительных налоговых отчислений не имеется.

К каким машинам применяется налог на роскошь

Владельцам дорогих автомобилей нужно быть внимательными – все положения, касающиеся повышающего коэффициента, обязательны для исполнения при уплате сбора, зачастую именуемого«налогом на роскошь». С каждым годом соответствующие критерии конкретизируются, появляются обновленные градации, с которыми автомобилистам для своего же блага лучше познакомиться. Транспортный налог в целом, как и повышающий коэффициент в частности, по своей сути различен, постоянно меняется и может применяться для разных видов ТС.

Повышающие коэффициенты по транспортному налогу в 2021 году претерпели некоторые корректировки. Конкретная модель автомобиля, помимо того, что должна отвечать требованиям по цене, обязана наличествовать в перечне Минпромторга, как облагаемая повышенной уплатой налога – преимущественно, это новые дорогие машины зарубежных марок с высокими техническими показателями.

Таблица коэффициентов

С целью наглядно продемонстрировать способ определения повышающего коэффициента для транспортного налога,необходимо представить соответствующие данные, изложенные в 362 статье Налогового кодекса РФ. Таблица должна выступать в качестве памятки для автомобилиста, который предпринимает усилия для того, чтобы совершать налоговые отчисления за свое ТС в необходимом размере, несмотря на повышение коэффициентов.

Цена легкового автомобиляВремя с выпускаПовышающий коэффициент
3 – 5 миллионов рублейДо 3-х лет1.1
5 – 10 миллионов рублейДо 5-ти лет2
10 – 15 миллионов рублейДо 10-ти лет3
Более 15 миллионов рублейДо 20-ти лет3

Порядок расчета

Рассчитать всю сумму налоговых платежей за свою машину задача несложная – необходимо лишь знать все исходные показатели. Повышающий коэффициент при расчете транспортного налога выступает одним из слагаемых.

В качестве примера можно взять автомобиль, купленный за 16 миллионов рублей, 2014 года выхода (если сейчас 2019 год). Основным критерием определения базовой ставки налога является мощность двигателя ТС. Для машины с количеством лошадиных сил, превышающих 250 – 8,5 рублей за одну ЛС. Здесь мы можем, сложив несколько чисел, получить реальную сумму уплаты транспортного налога:

8,5 * 3 (табличный повышающий коэффициент) = 25,5.

Далее умножаем полученное число, например, на 300(ЛС):

Ставка налога на дорогую машину

25,5 * 300 = 7650 рублей.

Памятуя о том, что каждый субъект РФ имеет индивидуальную ставку, необходимо высчитать повышающий коэффициент с привязкой к конкретному региону. Допустим, что машина зарегистрирована в городе Москва.

Базовая ставка в столице составляет 150 рублей за одну лошадиную силу. Из этого следует, что 150 * 3 (табличный повышающий коэффициент) = 450 за одну ЛС. Далее – 450 * 300 = 135 000 рублей.

Налог на роскошь, тем самым, оправдывает свое название. Разница весьма ощутима.

Принципы отбора транспортного средства к категории автомобилей, подлежащих уплате повышающего коэффициента, определены в налоговом законодательстве. Владелец ТС должен удостовериться, соответствуют ли показатели его машины описанным на страницах НК РФ, а также проверить – есть ли марка и модель его ТС в перечне Минпромторга.

Совет! Если по всем критериям получатся совпадения, то обладатель роскошного авто должен быть готов свыкнуться с правилами, которые диктует повышенный коэффициент на транспортный налог.

По всей видимости, законодатель считает, что дорогая покупка должна содержаться не менее шикарно.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Транспортный налог


Кто платит?

Транспортные средства, которые не являются объектом обложения транспортным налогом, приведены в пункте 2 статьи 358 НК РФ. Это:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил (л.с.);
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальные предприниматели, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских илигрузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи), зарегистрированные на сельхоз товаропроизводителей и используемые при сельхозработах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Транспортный налог в случае угона или кражи транспортного средства

  • справкой об угоне (краже) транспортного средства;
  • справкой или постановлением о возбуждении уголовного дела в связи с угоном или кражей транспортного средства, которые выдаются правоохранительными органами;
  • постановлением, или решением, или определением судов, вступивших в силу;
  • справкой о прекращении уголовного дела по факту угона или кражи транспортного средства, выданной уполномоченным органом из-за того, что срок давности привлечения к уголовной ответственности по нему истек.
Кроме того, в этом письме ФНС России указал на необходимость ежегодного подтверждения факта розыска транспортного средства в связи с его угоном или кражей. Ведь в соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год.

Кроме того, новые правила регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД МВД России, утвержденные приказом МВД России от 26.06.2018 N 399, упростили порядок прекращения регистрации транспортных средств, находящихся в розыске. Согласно новым правилам регистрацию разыскиваемого автомобиля в органах ГИБДД можно прекратить. Для этого владельцу автомашины надо подать заявление в органы ГИБДД о прекращении регистрации транспортного средства, находящегося в розыске. В этом случае органы ГИБДД передают информацию о снятии с регистрации транспортного средства в налоговые органы. На основании таких сведений налоговые органы прекращают исчисление транспортного налога владельцу транспортного средства независимо от периода розыска автомашины.

Сколько платить налог?

  • в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах.
  • В отношении не поименованных выше водных и воздушных транспортных средств налоговая база по транспортному налогу определяется как единица транспортного средства отдельно от других транспортных средств.
Базовые ставки транспортного налога установлены пункте 1 статьи 361 НК РФ. Но субъекты РФ могут устанавливать свои ставки транспортного налога. В любом случае отклонения ставки транспортного налога, установленного субъектами РФ, не должны отличаться от базовых ставок в 10 раз. Такое ограничение введено пунктом 2 статьи 361 НК РФ.

Однако, данное ограничение не касается автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно. По таким транспортным средствам налоговые ставки могут быть уменьшены законами субъектов РФ более чем в 10 раз. Такое послабление сделано для стимулирования приобретения маломощных транспортных средств. Так как такие транспортные средства меньше наносят вред окружающей среде.

Также налоговая ставка может быть разная в отношении каждой категории транспортных средств. Кроме того, ставка транспортного налога может зависеть от количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств и (или) их экологического класса.

Расчет количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, производится с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. Количество лет определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах.

Базовые ставки транспортного налога применяются, если законами субъектов РФ налоговые ставки не определены.

Транспортный налог с дорогостоящих легковых автомобилей

1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. включительно, если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 3 лет;

2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. включительно, если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 5 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн до 15 млн руб. включительно, если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 10 лет;

3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., если с года выпуска таких автомобилей прошло не более 20 лет.

При наличии таких легковых автомобилей нужно сверится с перечнем легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, утвержденным Минпромторгом России. Перечень утверждается на каждый налоговый период и размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. На 2018 год такой перечень устережен Информацией Минпромторга России «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде».

Если в перечне, утвержденном на соответствующий налоговый период, вашей модели легкового автомобиля нет, то по нему повышающий коэффициент не применяется, например, по автомобилю Tesla. Если же вы свою модель автомобиля обнаружили в перечне, то надо рассчитывать среднюю стоимость автомобиля. Средняя стоимость автомобиля определяется в порядке, утвержденном Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316 «Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 НК РФ» .

Если не представлены данные о рекомендованной розничной цене производителем или уполномоченным лицом производителя или в РФ не представлены производитель или уполномоченное лицо производителя, то расчет средней стоимости автомобилей основывается на определении средней стоимости автомобилей, исходя из розничных цен на новые автомобили данной марки, модели и года выпуска соответствующих базовых версий автомобилей по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, указанных в российских каталогах.

Как видим, цена приобретения налогоплательщиком дорогостоящего автомобиля для применения повышающего коэффициента значение не имеет. Если средняя стоимость авто равно и выше 3 млн руб., то нужно рассчитать возраст легкового автомобиля.

Возраст таких автомобилей исчисляется с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Например, если у налогоплательщика есть Audi A6 Limousine quattro с типом двигателя «дизель» и объемом двигателя 2967 автомобиль с годом выпуска в 2017 году, то по такому автомобилю повышающий коэффициент применяется при расчете транспортного налога за 2017, 2018 и 2019 года, а за 2020 год уже не применяется, так как перечнем количество лет, прошедших с года выпуска такого автомобиля, установлен равным 3 годам.

По дорогостоящим легковым автомобилям авансовые платежи по транспортному налогу также уплачиваются с учетом повышающего коэффициента.

Если транспортное средство зарегистрировано или снято с регистрации в течение налогового периода

Месяц регистрации принимается за полный месяц, если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца.

Месяц регистрации не учитывается, если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно.

Транспортный налог по большегрузам

Но, согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ, такой порядок действовал до 31.12.2018 года. В связи с чем с 01.01.2019 года такие организация уплачивают транспортной налог в общем порядке, то есть уплачивать авансовые платежи, если иное не установлено законами субъектов РФ, и сам налог.

Когда платить транспортной налог?

В Москве, например, организации уплачивают транспортный налог не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 09.07.2008 г. № 33). При этом авансовые платежи по налогу в течение налогового периода организация не уплачивают.

Физические лица уплачивают транспортный налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на прибыль

Из статьи 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» НК РФ признан утратившим силу пункта 48.21, который не позволял уменьшить налог на прибыль в размере, на который в соответствии с пунктом 2 статьи 362 НК РФ была уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении большегрузов.

Аналогичные изменения в отношении учета в расходах сумм транспортного налога с большегрузов внесены по системам налогообложения ЕСХН и УСН (пп. 45 п. 2 ст. 346.5, пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Ежегодно автовладельцы надеются на отмену транспортного налога, но каждый раз подобные новости остаются на стадии слухов. Потому юрлица в 2019 году продолжат платить налог с транспортных средств, и отменять эту обязанность законодатели не планируют.

Основные правила на 2019 год по расчету налога на транспортные средства

Компании, владеющие транспортными средствами, при определении суммы налога должны следовать принципам гл. 28 НК РФ, по которой транспортный сбор платится в региональный бюджет.

В ст. 358 НК РФ указаны машины, владея которыми, юрлица должны платить транспортный налог. К ним относятся автомобили, автобусы, мотоциклы, прочий самоходный транспорт, а также водные (яхты, катера и т.п.) и воздушные (вертолеты, самолеты и т.п.) средства передвижения.

Отметим, что не каждое транспортное средство подвергается налогообложению, как, например, речные суда и тракторы. Полный список агрегатов, с которых транспортный налог не платится, представлен в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Для того чтобы в 2019 году рассчитать транспортный налог, компании необходимо определить налогооблагаемую базу — мощность двигателя, которая считается в лошадиных силах (п. 1 ст. 359 НК РФ). От того, насколько велика мощность автомобиля, зависит размер налоговой ставки.

На 2019 год по налоговому законодательству действуют ставки транспортного налога на легковые машины, указанные в таблице ниже.

Мощность, л.с. Величина ставки, руб.
До 100 2,5
От 100 до 150 3,5
Более 150 менее 200 5
Более 200 менее 250 7,5
От 250 15

В регионах могут быть другие ставки. Но их размер не должен превышать десятикратное увеличение / уменьшение ставок по ст. 361 НК РФ.

Также на сумму налога влияют цена автомобиля, его возраст и тоннаж. Так, если стоимость транспортного средства возрастом до трех лет превышает 3 млн руб., при расчете налога используется повышающий коэффициент (п. 2 ст. 362 НК РФ). Для машин весом более 12 тонн платежи вносятся в систему «Платон» и уменьшают сумму налога, определенного в обычном порядке.

По транспортному налогу 1-й, 2-й и 3-й кварталы выступают отчетными периодами. А календарный год — налоговым периодом. В субъектах РФ власти вправе не выделять отчетные периоды, поэтому в разных регионах сроки уплаты транспортного сбора и авансовых платежей отличаются. Но в любом случае налог платится не ранее подачи декларации — 1 февраля следующего по итогам налогового периода года.

Юридические лица налог исчисляют самостоятельно на каждую машину по формуле:

Налог к уплате = НБ × СН × КП × КВ — Л — ВП

где НБ — база налогообложения;

СН — ставка по налогу;

КП — повышающий коэффициент — указан в п. 2 ст. 362 НК РФ для различного транспорта;

КВ — коэффициент срока владения автомобилем, равный отношению числа полных месяцев владения машиной к числу месяцев в году. Размер коэффициента зависит от того, до или после 15-го числа был зарегистрирован автомобиль — если до 15-го, месяц не учитывается, если после 15-го, включается в числитель КВ;

Л — льготы по налогу, предусмотренные НК РФ;

ВП — выплаты по системе «Платон», произведенные в течение года за транспортное средство.

Рассмотрим примеры расчета транспортного налога в 2019 году:

Пример 1

На балансе ООО «Ласточка» имеется LADA GRANTA мощностью 87 л. с. Машина приобретена компанией в 2016 году за 405 тыс. руб., что меньше 3 млн руб. — суммы, с которой в расчете налога применяется повышающий коэффициент. LADA зарегистрирована в Ростовской области, поэтому ООО «Ласточка» платит налог поквартально в размере ¼, ставка налога с учетом всех параметров автомобиля равна 12 руб.:

Аванс за первый квартал 2019 г. = 87 × 12 / 4 = 261 руб.

Заплатить налог компания должна до 30.04.2019 г.

Пример 2

ООО «Молния» — собственник грузовика мощностью 208 л. с., зарегистрированного в г. Ростове-на-Дону. Ставка налога по региону равна 35 руб. Компания продала машину 17. 11. 2018.

Так как грузовик был продан после 15-го числа, то в расчетах ноябрь учитывается полностью, соответственно, за 1-й — 3-й кварталы налог платится в полном объеме. А вот по итогам налогового периода в 2019 году юридическое лицо должно посчитать транспортный налог с учетом коэффициента КВ — 11/12.

Налог за 2018 год = 208 × 35 × 11 / 12 = 6 673 руб.

Авансовый платеж в 2018 году = 208 × 35 × ¼ = 1 820 руб.

Налог по итогам 2018 года = 6 673 — 1 820 × 3 = 1 213 руб.

Повышающий коэффициент 2018: таблица

В 2019 году автомобили, для которых используется повышающий коэффициент при расчете налога, приведены в п. 2 ст. 362 НК РФ. По этой статье налог на дорогой легковой транспорт определенного возраста увеличивается на закрепленный законом показатель. Отметим, что под возрастом транспортного средства подразумевается время с момента его выпуска, а не покупки.

На 2019 год повышающий коэффициент КП для юридических лиц по транспортному налогу указан далее в таблице.

КП Средняя стоимость машины, млн руб. Возраст машины, лет
1,1 3-5 До 3
2 5-10 До 5
3 10-15 До 10
3 От 15 До 20

Отчитайтесь по транспортному налогу через интернет

Контур.Экстерн поможет заполнить декларацию по транспортному налогу, проверит ее на ошибки и передаст в ФНС, а также сам сформирует платежное поручение.

1 квартал 2019 года: когда платить аванс?

В 2019 году по транспортному налогу юрлица должны перечислять поквартальные авансы по месту нахождения автомобиля в том случае, если это закреплено законом субъекта РФ.

В Налоговом кодексе предусмотрено, что транспортный налог в России платится в бюджеты регионов, власти которых вправе выбирать периодичность этого налогового сбора (п.1 ст. 363 НК РФ).

Например, в Новгородской области по транспортному налогу аванс за 1 квартал 2019 года платится до 30-го мая, а в Краснодарском крае — до 5-го числа второго месяца, следующего за кварталом.

О сроках и порядке уплаты в 2019 году транспортного налога в вашем регионе можно узнать на портале ФНС.

Декларация по транспортному налогу: нужно ли сдавать и когда?

Компании, на балансе которых есть транспортные средства, ежегодно должны отчитываться в налоговую по месту регистрации машин. А налогоплательщики, относящиеся к крупнейшим, — по месту регистрации крупнейшего налогоплательщика.

Декларация подается в срок, указанный в п. 3 ст. 363.1 НК РФ — 1 февраля следующего по итогам налогового периода года, по окончании отчетных периодов отчитываться нет необходимости.

В 2019 году юрлица по транспортному налогу отчитываются по форме КНД 1152004, принятой Приказом Минфина РФ от 05.12.2016 г. № ММВ-7-21/668@.

Штрафы и санкции

Несвоевременная уплата транспортного налога грозит компании начислением пени по 1/300 или 1/150 ставки рефинансирования в зависимости от числа дней просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Если организация вовсе не платит налог, контролирующие органы начислят штраф по ст. 122 НК РФ:

  • 20 процентов от суммы налога, в случае неумышленной неуплаты;
  • 40 процентов, если умысел доказан.

Кроме того, если транспортное средство использовалось, но было не зарегистрировано, юрлицо заплатит штраф — 10 процентов с дохода, полученного от использования автомобиля, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Если компания опоздает с подачей декларации, придется платить штраф — 5 процентов от налога, но не меньше 1 тыс. руб. и в пределах 30 процентов (ст. 119 НК РФ).

Также штраф получит должностное лицо компании по ст. 15.5 КоАП — от 300 до 500 руб.

В 2019 году КБК для юридических лиц по транспортному налогу смотрите в таблице:

Платеж КБК
Налог 182 1 06 04011 02 1000 110
Пени 182 1 06 04011 02 2100 110
Штрафы 182 1 06 04011 02 3000 110

Изменения в 2019 году по транспортному налогу и последние новости

В 2019 году изменений по транспортному налогу не предвидится — ставки, объекты налогообложения, льготы такие же, как и в 2018 году.

Последние новости по теме касаются дорогостоящих транспортных средств, при расчете налога на которые используется повышающий коэффициент. Список таких автомобилей был обновлен в августе 2018 года и стал короче по сравнению с предыдущей редакцией. Предполагается, что в первой половине 2019 года перечень снова пересмотрят.

Читайте также: