Ошибки в транспортной накладной которые лишат налоговых расходов

Опубликовано: 01.02.2023

Если во время проверки у компании отсутствуют товаросопроводительные документы на полученный товар, налоговики могут поставить под сомнение реальность сделки. Подобные претензии – не редкость при использовании в налоговом планировании дружественных компаний. В результате покупателю товаров может быть отказано в праве на вычет НДС и в праве признать стоимость товара в составе расходов. Аргументация чиновников проста. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции оформляются первичными документами. Они принимаются к учету, если составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Согласно постановлению Госкомстата России от 28.11.97 № 78, именно товарно-транспортная накладная предназначена для учета товарно-материальных ценностей при их перевозке автотранспортом. Однако суды далеко не всегда соглашаются с проверяющими.

Приводим решения судов, которые вооружат вас аргументами в защиту интересов компании, а также помогут избежать опасных ошибок.

Кто выиграл спор

Какие аргументы сработали

В вычете НДС по приобретенным товарам отказали из-за претензий к оформлению ТТН

Общество не подтвердило факт поступления зерна и его оприходования, поскольку не представило ТТН по формам № СП-31, № ЗПП-47. Имеющиеся накладные не соответствуют требованиям, предъявляемым к первичным документам, и не соотносятся с другими документами (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.04.08 № А14-3176/2007110/25)

Законодательством не предусмотрено, что нарушения при оформлении ТТН могут повлечь вывод об отсутствии права на возмещение НДС (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.02.07 № А56-11729/2006)

Доставка продукции производится поставщиком. Право собственности на товар переходит от поставщика к покупателю с момента подписания актов приема-передачи на складе покупателя, являющихся основанием для оформления счетов-фактур и накладных по форме № ТОРГ-12. Налогоплательщик в перевозке товара от указанных контрагентов не участвует, таким образом, нарушения, допущенные при составлении ТТН, правового значения в данном случае не имеют (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.03.08 № А19-7376/07-30-41-Ф02-994/08)

Из представленных ТТН нельзя прийти к выводу, что они подтверждают факт реальной перевозки товара от поставщиков к обществу. Поскольку в данных документах отсутствуют такие обязательные реквизиты, как адреса грузоотправителя, грузополучателя, наименование, количество, цена, масса поставленного товара, должность, расшифровка подписи лица, принявшего груз, номер и дата соответствующей доверенности (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.10.08 № А19-7918/07-56-41-Ф02-4698/08)

Отсутствие надлежащим образом оформленных ТТН и железнодорожных накладных, подтверждающих факт поставки и принятия на учет товаров грузополучателем, подтверждает несоблюдение всех условий для предоставления налоговых вычетов (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.08.08 № А19-6964/07-50-04АП-2893/07(2)-Ф02-3817/08)

Из-за погрешностей в оформлении ТТН признали неправомерным применение ставки
0 процентов и вычетов при экспорте

Помимо ТТН обществом представлены международные товарно-транспортные накладные (CMR) с указанием реквизитов, которые были ненадлежащим образом оформлены в ТТН (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.04.07 № А52-3949/2006/2)

Претензия проверяющих заключалась в том, что в товаросопроводительных документах, подтверждающих вывоз припасов за пределы таможенной территории РФ, отсутствуют отметки, подтверждающие фактическую передачу припасов.

Суд указал, что заявки-поручения на отгрузку судовых припасов имеют все необходимые отметки таможенных органов о датах помещения нефтепродуктов под таможенный режим «перемещение припасов», об их погрузке на судно и фактическом вывозе за пределы таможенной территории РФ (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.09.07 № Ф03-А51/07-2/3074)

Из-за отсутствия ТТН отказали в признании затрат на транспортные услуги

Отсутствие ТТН не является основанием для исключения из состава налоговых расходов как документально не подтвержденных затрат на транспортные услуги по перевозке железнодорожным и автомобильным транспортом реализуемых налогоплательщиком товаров покупателям. Особенно если факт оказания транспортных услуг, их оплаты, а также последующей компенсации затрат за счет покупателей подтверждается иными документами (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.05.08 № А48-3539/07-14)

Отсутствие у налогоплательщика, являющегося грузоотправителем товара, ТТН лишает его права заявить в качестве расходов сумму, уплаченную за транспортные услуги. Перевозочные документы (ТТН), содержащие информацию о наименовании груза, куда, кому, в каком количестве он доставлен, являются документами, подтверждающими производственный характер расходов на транспортные услуги. Тогда как акты выполненных работ, представленные налогоплательщиком в подтверждение обоснованности затрат, не содержали соответствующих сведений (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.02.08 № А52-1957/2007)

Расходы грузополучателя по оказанию транспортных услуг документально не подтверждены ввиду отсутствия ТТН, которые предусмотрены для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.08 № А52-4160/2007)

При наличии у налогоплательщика актов о выполнении услуг и документов, подтверждающих оплату оказанных услуг, само по себе отсутствие договора перевозки и ТТН не может свидетельствовать об экономической невыгодности и документальной неподтвержденности расходов (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.08 № А55-8614/2007)

Из-за отсутствия ТТН отказали в признании грузополучателем затрат по товарам и транспортным услугам

ТТН является единственным документом, служащим для оприходования ТМЦ у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Грузополучатель обязан иметь в своем распоряжении ТТН, которыми оформлялась перевозка приобретаемых им товаров (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.11.08 № А19-5058/08-15-Ф02-5843/08)

Непредставление ТТН повлекло за собой отказ в признании затрат по приему, разгрузке, хранению, перегрузке экспортируемого товара

Для целей налогообложения ТТН не является единственным документом, подтверждающим обоснованность принятия расходов по перевозке. Представленные компанией счета-фактуры, реестры-счета с указанием номеров путевых листов, даты оказания услуги и ее стоимости, отрывные талоны путевых листов, платежные поручения и банковские выписки, приемосдаточные акты подтверждают оказание спорных услуг и факт их оплаты заявителем (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.11.07 № КА-А40/10686-07)

Отсутствие ТТН привело к отказу в вычете НДС со стоимости приобретенного товара

Довод о неподтверждении факта перевозки товара от поставщика к заявителю отклонен, поскольку арендованные складские помещения общества и его поставщика находятся по одному адресу, на одной территории, непосредственно прилегают друг к другу. В связи с этим отсутствует необходимость в составлении путевых листов и ТТН. Товарные накладные по форме № ТОРГ-12 были представлены в инспекцию в пакете документов (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.01.07 № КА-А40/13505-06)

Товар был доставлен на склад покупателя силами поставщика, расходы по доставке включены в цену товара и полностью оплачены покупателем. Товары были приняты обществом к учету на основании товарной накладной формы № ТОРГ-12. Суд признал правомерным принятие обществом приобретенного товара к учету на основании товарной накладной (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.11.08 № А19-7149/08-50-Ф02-5816/08)

Поскольку общество не участвовало в отношениях по доставке товара, факт непредставления обществом ТТН не является основанием для отказа в возмещении из бюджета НДС, уплаченного поставщикам товара, при отсутствии каких-либо доказательств недобросовестности налогоплательщика (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.01.07 № А19-37479/05-33-5-Ф02-7335/06-С1)

Соблюдение формы ТТН не является обязательным условием для применения налогового вычета в случае самовывоза. Факт перевозки товара может быть подтвержден грузовыми накладными. Это соответствует действующему законодательству, предусматривающему возможность оформления хозяйственных операций не только первичными учетными документами, содержащимися в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, но и иными документами, содержащими обязательные реквизиты (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.08 № Ф08-2843/2008)

Из-за отсутствия ТТН грузоотправителю отказали в вычете НДС по транспортным услугам и в признании транспортных расходов

Затраты грузоотправителя на транспортировку правомерно исключены из состава налоговых расходов. Права на вычет по НДС не возникает по основанию непредставления первичных документов, в частности ТТН (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.07.08 № Ф04-4098/2008(7642-А45-15),Ф04-4098/2008(8673-А45-15))

Непредставление ТТН повлекло отказ в применении ставки 0% по НДС при реализации товаров в Республику Беларусь

Если товар был вывезен с территории Российской Федерации белорусским покупателем (самовывозом), то в качестве товаросопроводительных документов могут быть представлены товарные накладные формы № ТОРГ-12 (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.08.08 № А54-2821/06С3)

Причиной отказа в вычете НДС по приобретенным товарам послужило отсутствие в товарной накладной ссылки на ТТН

Нарушения в оформлении товарных накладных по форме № ТОРГ-12, выразившиеся в неуказании номера и даты ТТН, не могут свидетельствовать об отсутствии факта поставки товара в адрес общества, в связи с чем отказ в возмещении НДС необоснован (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.03.07 № А19-20207/06-40-Ф02-902/07-С1)

Отсутствие в товарных накладных отдельных реквизитов (номера ТТН, расшифровки подписи грузополучателя и лица, производившего отгрузку) при наличии в них подписей лиц, получивших товар, сведений об ассортименте, количестве и стоимости приобретенных товаров не может опровергать факта поставки товара (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.04.08 № А55-16370/07)

Бухгалтер постоянно рискует получить запрос на пояснение или отказ в вычете от налоговой из-за того, что отправил или принял неправильно оформленные документы – особенно при большом документообороте.

Чтобы избежать таких последствий, можно запомнить специальный чек-лист для проверки ошибок. Проверили дату – поставили мысленно галочку – уверены, что здесь ошибки уже не будет. Мы же подготовили список «опасных мест» для ТОРГ-12, на которые надо обратить внимание в первую очередь, и несколько рекомендаций, как свести риск ошибок к минимуму.

Проверка входящей или исходящей бумажной ТОРГ-12

  1. Даты

Проверяем взаимосвязь товарной накладной с ТТН или транспортной накладной. Так как товарную накладную составляют в один день с отгрузкой или сразу после нее, дата ее создания не должна быть указана как предыдущий день и раньше. Ошибка в дате – повод для налоговой службы признать сделку нереальной. А отсутствие даты принятия товара в накладной даст им право снять вычет (Постановление ФАС Московского округа от 7 марта 2014 г. № Ф05-977/2014).

Даты

Даты

Опечатались в ИНН? Готовьтесь к тому, что налоговая служба не сможет идентифицировать поставщика и покупателя и получит право снять расходы у покупателя.

Проверка входящей или исходящей бумажной ТОРГ-12

Реквизиты компании, грузополучателя, поставщика и плательщика

Согласно Письму ФНС от 12.02.2015 № ГД-4-3/2104, ошибки в этих реквизитах при правильно указанном ИНН не помешают учесть расходы, но из-за нестыковок с другими документами вам придется предоставлять пояснения.

Реквизиты компании, грузополучателя, поставщика и плательщика

Ошибки в табличной части

Особенно обратите внимание на стоимость и количество товаров, которые должны совпадать с данными счета-фактуры и транспортной накладной. В другом случае это будет поводом признать сделку нереальной и снять расходы.

Ошибки в табличной части

Подписи, расшифровки подписей, печати

Нельзя подтвердить расходы накладной без подписей или в том случае, если ее подписали неуполномоченные лица. Если ваш поставщик отказался от использования печати (имеет право согласно Федеральному закону от 06.04.15 № 82-ФЗ), попросите приложить письмо, подтверждающее этот факт.

Подписи, расшифровки подписей, печати

Реквизиты связанных документов

Если реквизиты договора или заказа, по которому отгружен товар, и транспортной накладной не указаны или указаны с ошибкой, ждите – придет запрос пояснения.

Реквизиты связанных документов

Данные под табличной частью

Количество мест и масса товара, конечно же, должны совпадать с данными, указанными в табличной части накладной. Ошибка станет еще одним поводом для налоговой запросить пояснения.

Данные под табличной частью

Ошибки при переносе данных товарной накладной в «1С»

Этот тип ошибок не менее важен, так ошибки при переносе данных с бумажных документов могут повлиять на финансовый итог.

    Номера документов

Необходимо различать номера документа, указанного контрагентом (красный цвет в примере), и номер документа, который присваивает база (зеленый цвет в примере).

Номера документов

Дата документа (красный цвет в примере) может отличаться от даты ввода документа (зеленый цвет в примере).

Даты

Услуги не должны быть занесены в закладку «Товары», и наоборот. Если это услуги, то поле «Склад» должно остаться пустым.

Закладки

Не забудьте сравнить конечную сумму по документу: совпадает ли она с той, что указана на бумажном документе, а также выбран ли верный способ расчета НДС.

v

Счет-фактура

Обратите внимание, какой счет-фактура (при наличии) связана с этой накладной. В самом счете-фактуре также проверьте правильность проставления номеров и дат.

Счет-фактура
Счет-фактура

Способ вносить товарные накладные в «1С» без ошибок

Вы можете установить на свой компьютер программное обеспечение, которое поможет автоматизировать ввод бумажных документов. Например, используйте «Скан-Загрузку документов» – программу, которая позволит распознавать информацию с ТОРГ-12, счетов-фактур или УПД с отсканированного документа. Программа сама вносит эти данные в «1С».

Для начала необходимо указать папку, где хранятся сканы документов, или сканер, с которого будут поступать изображения.

При обработке документа для правильного распознавания нужно указать вид документа и тип печатной формы. Из доступных в данной папке файлов выбрать нужный и запустить процесс расшифровки.

Рис. 1

Программа даст вам возможность предварительно просмотреть распознанные данные, прежде чем создавать на их основании запись о поступлении товаров. Благодаря этому можно проверить, все ли данные указаны верно.

Рис. 2

Если товар от поставщика приходит с одним наименованием, а приходовать нужно с другим, программу достаточно один раз «научить», как значится данная номенклатура у вас. Так, если в номенклатуре поставщика мука, например, называется «Мука пшеничная», а в базе – «Пшеничная мука», программа не найдет соответствие и выделит такое поле красным. Надо нажать на это поле, выбрать из базы соответствующую номенклатуру (или ввести 1 раз вручную) – и в следующий раз программа уже запомнит и подберет соответствие самостоятельно.

Рис. 3

Также программа проверяет расчет НДС. Даже если случается ошибка в цифрах, происходит автоматическая проверка: программа сверит количество, сумму, цену, ставку НДС, сумму НДС и итоговую сумму с НДС. В случае расхождения программа выделит поля, нуждающиеся в проверке.

Рис. 4

В результате информация будет внесена, и вам останется при необходимости заполнить остальные поля (например, «Склад») и провести документ. Программа становится незаменимым помощником в тех случаях, когда вы получаете товарные накладные со списком наименований более 10 строк.

Рис. 5

Попробуйте сами! По этой ссылке можно скачать бесплатную лайт-версию «Скан-Загрузки документов».


Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

Товарно-транспортная накладная — один из самых важных для налогоплательщика документов. Она не просто подтверждает расходы на доставку, но и позволяет убедить инспекторов, что сделка по приобретению товара была реальной. Не удивительно, что налоговики при проверках уделяют ТТН повышенное внимание. Любой изъян может привести к тому, что ревизоры аннулируют расходы и не разрешат принять НДС к вычету. Мы подготовили обзор самых распространенных претензий, предъявляемых к товарно-транспортным накладным, чтобы бухгалтеры могли избежать возможных претензий.

1. В договоре указан один товар, а в ТТН другой

Пожалуй, первое, на что обращают внимание инспекторы при проверке — это номенклатура товара, указанного в накладной по форме 1-Т (бланк товарно-транспортной накладной по форме 1-Т утвержден постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78). В идеале все без исключения позиции должны полностью совпадать с теми, что зафиксированы в договоре, в счете-фактуре и в товарной накладной. Любое расхождение по наименованию и артикулу ИФНС расценивает как доказательство фиктивной сделки.

Судьи, как правило, соглашаются с налоговиками. Так, предприятие из Нижнего Тагила предъявило для проверки ТТН, в которых значился щебень, кабель и светильники. При этом договор, заключенный с поставщиком, предусматривал отгрузку металлопроката, трубного проката и арматуры. Это обстоятельство, наряду с другими, послужило причиной того, что организация не смогла подтвердить в арбитраже право на вычет НДС и признание расходов (постановление ФАС Уральского округа от 11.04.13 № Ф09-1788/13).

2. Транспортный раздел не заполнен

Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В товарном разделе указывается информация о товаре: количество, цена, масса, вид упаковки и проч. Транспортный раздел предназначен для сведений о доставке. В нем есть поля для марки и номерного знака автомобиля, ФИО водителя, номера его удостоверения и т д. Очевидно, что заполнять нужно оба раздела.

Но, как показывает практика, транспортный раздел иногда остается пустым. Данный пробел крайне нежелателен, поскольку может привести к серьезным неприятностям. Увидев ТТН с незаполненным транспортным разделом, инспекторы делают вывод о фиктивном документообороте, и судьи их поддерживают. Примером может служить постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.01.15 № А27-4455/2014, где «пустой» транспортный раздел стал одним из аргументов в поддержку позиции ИФНС.

К таким же последствиям приводит и ситуация, когда транспортный раздел заполнен лишь частично. Одной из причин, по которой тюменская компания проиграла спор с инспекцией, стало то, что в транспортном разделе не были указаны номера и марки автомобилей, а также реквизиты водительских удостоверений (постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.05.15 № А70-6399/2014).

3. Указанные в накладной автомобили не принадлежат перевозчику или вообще не зарегистрированы в ГАИ

В рамках проверки инспекторы нередко делают запросы в Госавтоинспекцию. Цель таких действий — удостовериться, что в товарно-транспортной накладной указана верная информация об автомобилях. Налоговики хотят узнать, действительно ли машины зарегистрированы в ГАИ, и числится ли их владельцем сам перевозчик либо его сотрудники.

В случае, когда сведения из ТТН не подтверждаются, проверка заканчивается доначислением налогов и штрафов. Так случилось с организацией из Ханты-Мансийского автономного округа. Некоторые авто, указанные в накладной, были зарегистрированы не на транспортную компанию, а на посторонних лиц. Оставшиеся машины и вовсе не состояли на учете в Госавтоинспекции. Налоговики объявили, что доставка груза была фиктивной, и суд встал на сторону ИФНС (постановление АС Западно-Сибирского округа от 07.04.15 № А75-8836/2012).

Чтобы избежать подобных неприятностей, добросовестному налогоплательщику лучше обезопасить себя заранее. Для этого достаточно попросить у перевозчика копии всех документов на машину, включая свидетельство о регистрации транспортного средства. Затем, после составления накладной по форме 1-Т, надо проконтролировать, совпадают ли данные из транспортного отдела с данными из документов перевозчика. И если все сведения совпадут, то проблем при проверке, скорее всего, не будет.

4. Физические характеристики машин, указанных в ТТН, не позволяют осуществить перевозку

Налоговики проверяют не только принадлежность транспортных средств, но и оценивают их физические характеристики. Задача у ревизоров довольно простая — понять, способен ли тот или иной автомобиль перевезти то количество груза, которое указано в накладной по форме 1-Т. Излишне говорить, что любые сомнения в реальности перевозки трактуются инспекторами не в пользу налогоплательщика.

Но встречаются и противоположные решения. Одним из них является постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.02.15 № А63-7198/2013. Суд рассмотрел дело о том, как один водитель, совершив один рейс, доставил товар сразу по нескольким товарно-транспортным накладным. Инспекторы уверяли, что это физически невозможно из-за превышения допустимой массы груза. Однако налогоплательщик доказал обратное, сославшись на наличие прицепа. Судьи согласились, что признаки фиктивности здесь отсутствуют.

5. В накладной значится «сомнительный» пункт разгрузки

Налоговики обращают внимание и на такой реквизит ТТН, как пункт разгрузки. В рамках проверки они делают запросы и выясняют, действительно ли по указанному адресу находится склад, куда можно отгрузить нужное количество товара. Также инспекторов интересует вопрос, имеет ли данный пункт разгрузки какое-либо отношение к налогоплательщику.

Арбитражная практика противоречива. Иногда судьи рассматривают «сомнительность» пункта разгрузки как неоспоримое доказательство недобросовестности налогоплательщика. Именно так произошло с компанией, которая якобы получала товар в месте, где отсутствовали помещения для его хранения. При этом организация демонстрировала и другие «сомнительные» моменты: не сдавала налоговую отчетность, не владела имуществом и проч. Суд отказал организации в праве на признание расходов по товарно-транспортной накладной (постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.06.15 № А25-841/2014).

Можно найти решения и в пользу налогоплательщика, например, постановление АС Северо-Западного округа от 28.07.15 № А52-3102/2014. Компании удалось отстоять расходы по сделке несмотря на то, что в пункте разгрузки не было объектов, имеющих отношение к ее деятельности.

6. Представители транспортной компании отрицают, что знакомы с участниками сделки

В ходе проверки сотрудники ИФНС беседуют с представителями фирмы-перевозчика и спрашивают, правда ли они доставляли товар от грузоотправителя к грузополучателю. К тому же инспекторы справляются, действительно ли перевозчики знакомы со всеми участниками сделки. В случае положительного ответа доставку, возможно, признают реальной. Если же ответ будет отрицательным, налоговики объявят, что перевозка существовала лишь на бумаге.
В арбитраже такие споры заканчиваются по-разному. С точки зрения судей важно, какие именно показания дали сотрудники транспортной компании. Если они подтвердили, что доставка в адрес грузополучателя состоялась, но «не вспомнили» других участников, например, поставщика, то шанс на победу у налогоплательщика есть. Об этом свидетельствует, в частности, постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.02.15 № А63-7198/2013.

Но если перевозчики отрицали сам факт доставки, то доказать реальный характер сделки практически невозможно. Не удалось это и организации из Краснодара, которая предъявила инспекторам ТТН с указанием номеров машин и фамилий водителей. В разговоре с ревизорами данные водители сообщили, что никакого товара в адрес налогоплательщика они не перевозили. Эти показания наряду с другими аргументами привели тому, что суд поддержал налоговиков (постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.06.15 № А32-43413/2013).

Бесплатно заполнить, проверить и сдать декларацию по НДС через интернет

image_pdf
image_print

Как известно, при налоговой проверке специалисты ФНС уделяют немало внимания товарно-транспортным накладным (ТТН). Это вполне логично, ведь при отсутствии или неправильном оформлении этого документа инспекторы могут не признать расходы и отказать в вычете НДС. Что же чаще всего становится поводом для возникновения вопросов по оформлению ТТН у налоговиков? Об этом вы сможете узнать из нашей статьи.

Товарно-транспортная накладная — унифицированная форма 1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Этот первичный документ подтверждает факт заключения договора перевозки и служит основанием для расчета между его сторонами. Кроме того, ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей: на ее основании отправитель груза списывает товар, а получатель принимает его к учету. Налоговая служба придерживается мнения, что любые перевозки грузов, помимо случаев, когда покупатель забирает товар самостоятельно, необходимо сопровождать составлением ТТН. Чтобы сделать это правильно, стоит обратить внимание на самые распространенные претензии специалистов ФНС к рассматриваемому первичному документу.

Несоответствие номенклатуры товаров в ТТН и других документах

Самое очевидное нарушение, которое обязательно привлечет внимание проверяющих — перечень товаров в ТТН не соответствует тому, что указано в договоре на перевозку, а также прочих товаросопроводительных и транспортных документах. По мнению специалистов ФНС, это может говорить о фиктивном характере сделки. Позицию налоговиков поддерживают и арбитражные суды (постановление ФАС Уральского округа от 11.04.13 №Ф09-1788/13). Во избежание подобных подозрений следует следить за тем, чтобы номенклатура товаров в договоре, ТТН, счете-фактуре и товарной накладной была полностью идентична.

Незаполнение либо неполное заполнение транспортного раздела ТТН

Рассматриваемый документ состоит из двух разделов. В первом из них, товарном, указываются характеристики перевозимых товарно-материальных ценностей, а именно количество, масса, цена, упаковка и прочие данные. По поводу заполнения этого раздела обычно вопросов не возникает.

А вот второму разделу, транспортному, на практике уделяют внимания не все организации. Порой эта часть документа остается полностью или частично незаполненной, несмотря на то, что правила требуют заполнять и ее. Здесь указываются различные сведения о доставке товара: марка и номер автомобиля, имя водителя, номер его удостоверения и другая информация.

На пустоту этого раздела инспекторы непременно обратят внимание и могут счесть сделку фиктивной со всеми вытекающими последствиями. Как показывает судебная практика, в этом вопросе арбитры в основном поддерживают мнение налоговой службы (постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.01.15 №А27-4455/2014, постановление АС Западно-Сибирского округа от 20.05.15 №А70-6399/2014).

Указание в ТТН незарегистрированного либо неподходящего транспорта

Еще одна группа нарушений, которые могут кончиться для организации штрафами и доначислениями налогов, связана с характеристиками указанных в ТТН автомобилей. Сюда можно отнести транспорт:

  • незарегистрированный в ГИБДД;
  • принадлежащий не компании-перевозчику, а другим лицам;
  • неподходящий для транспортировки указанного груза.

Первые два факта выясняются при запросе в Госавтоинспекцию, к чему проверяющие могут прибегнуть в целях подтверждения достоверности данных. При выявлении такой информации у инспекторов будут веские причины подозревать фиктивность сделки, не принять расходы и отказать в вычете по НДС. И суд, как показывает практика, скорее всего, встанет на сторону ФНС (постановление АС Западно-Сибирского округа от 07.04.15 №А75-8836/2012). Избежать такой ситуации несложно, если заранее затребовать у транспортной компании копии всех документов на автомобиль, а после составления ТТН сверить эти данные.

Что касается непригодности транспортного средства для перевозки указанного в ТТН товара, то тут инспекторы оценивают физические характеристики того и другого. Иначе говоря, они определяют, мог ли конкретный автомобиль доставить данное количество груза. Если у проверяющих возникают какие-либо сомнения, то они могут заподозрить налогоплательщика в недобросовестности и отказать в принятии расходов по сделке. Тот факт, что она носила реальный характер, придется доказывать в суде, и тут все зависит от конкретных обстоятельств. В судебной практике есть дела, в которых арбитры поддерживали как позицию ФНС, так и налогоплательщиков.

В частности, одной из Ставропольских компаний удалось доказать, что их водитель на легковом автомобиле смог развести товар по нескольким ТТН всего за один рейс. Арбитр принял во внимание, что транспортное средство эксплуатировалось с прицепом, и поддержал позицию компании (постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.02.15 №А63-7198/2013). А в другом случае тот же самый арбитражный суд встал на сторону инспекторов ФНС, которые утверждали, что задокументированный в ТТН объемный груз невозможно перевезти на указанных там же легковых машинах. Справедливости ради отметим, что в этом случае несоответствие транспорта перевозимому грузу стало одним из признаков фиктивности сделки наряду с отсутствием у компании штата, расчетного счета и другими (постановление АС Северо-Кавказского округа от 20.04.15 №А63-7807/2014).

Указанный в ТТН пункт разгрузки вызывает сомнения

С точки зрения реальности сделки имеет не последнее значение и то, где был товар разгружен. А именно: есть ли по указанному адресу складское помещение, подходит ли оно для принятия указанного количества товара, связывают ли налогоплательщика с местом выгрузки какие-либо хозяйственные отношения. Все это инспекторы могут узнать в ходе проверки, сделав запросы в соответствующие организации. Если выявится спорная информация, у инспекторов могут возникнуть подозрения, что перевозка состоялась только «на бумаге».

В арбитражной практике по этому поводу есть решения как в пользу налоговой службы, так и в пользу компаний (предпринимателей). При наличии других признаков недобросовестности налогоплательщика — например, непредоставлении отчетности в ФНС, отсутствии имущества и прочих — суд может расценить сомнительное место разгрузки, как показатель фиктивности сделки (постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.06.15 №А25-841/2014). Но есть и противоположные исходы, например, постановление АС Северо-Западного округа от 28.07.15 №А52-3102/2014.

Перевозчик отрицает знакомство с грузополучателем

Если какие-либо параметры ТТН вызывают сомнения проверяющих, они, как было сказано выше, заподозрят, что сделка была фиктивной. Чтобы удостовериться в обратном, инспекторы могут обратиться за информацией к перевозчику. Тот должен подтвердить факт доставки товара в адрес проверяемого налогоплательщика, иначе убедить ФНС в реальности сделки последнему не удастся. И тогда придется платить доначисленные налоги и штрафы либо отстаивать свою правоту в суде.

Арбитры по подобным делам выносят разные решения в зависимости от показаний представителей перевозчика. Если, например, водитель, указанный в ТТН, не может вспомнить каких-то деталей, вплоть до поставщика товара, но в целом факт доставки груза не отрицает, то у грузополучателя есть шансы побороться за свою позицию. В судебной практике решения в пользу налогоплательщика в делах подобного рода есть, например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 09.02.15 №А63-7198/2013. Однако при отрицании перевозчиком факта доставки в адрес компании она практически полностью теряет шансы доказать, что сделка была реальной, особенно если против этого найдутся дополнительные аргументы (постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.06.15 №А32-43413/2013).

Если у компании есть расходы на перевозку, то, будьте уверены, что налоговая инспекция заинтересуется этими расходами и транспортными накладными в первую очередь. В этих документах много информации и много требований по их заполнению и, как правило, в них всегда можно найти к чему придраться. Какими могут быть последствия для бизнеса из-за неправильно оформленной товарно-транспортной накладной? Как налоговые органы проверяют подлинность сведений, указанных в накладных?

В бизнесе распространена ситуация, когда за перевозку грузов автомобильным транспортом платят зачастую фирме, у которой по документам нет ни транспорта, ни водителей в штате. Таковы правила рынка: платят фирме, а грузы перевозят физические лица на своем транспорте за наличные деньги. В такой ситуации накладные оформить правильно невозможно, потому что в товарно-транспортную накладную надо вписывать реальный номер машины и ФИО водителя. Собственник транспорта и водитель в случае налоговой проверки должны подтвердить факт перевозки, а также по документам иметь трудовые или гражданско-правовые отношения с транспортной компанией, и эта информация должна быть проверяема.

Не у всех компаний есть правильно оформленные накладные, не всегда перевозчики даже при реальных перевозках выдают документы, поэтому на практике их часто приходится делать "задним числом". Некоторые предприниматели практикуют даже экстремальные варианты: например, едут по МКАД, списывают реальные номера машин, на основе которых и делают товарно-транспортные накладные. Правда, потом "находчивые" предприниматели бывают неприятно удивлены, когда налоговая инспекция, связавшись с хозяевами автомашин, узнает реальное положение дел о перевозке товаров.

С гражданско-правовой точки зрения, согласно п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Таким образом, оформление транспортной накладной важно не только для того, чтобы обезопасить себя от налоговых претензий, данный документ подтверждает заключение договора перевозки.

С января 2013 года в связи с принятием ФЗ N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" требование об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации отменено. И, таким образом, формально применение товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т как документа, утвержденного Госкомстатом, является необязательным. Однако можно предположить, что позиция официальных органов будет сводиться к тому, что наличие транспортной накладной, оформленной по форме, утвержденной постановлением правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", по факту окажется обязательной. Налоговые органы считают, что именно транспортные накладные подтверждают факт перевозки и реальность услуг по перевозке. И в большинстве случаев суды поддерживают это мнение налоговиков.

Почему контролирующие органы настаивают на наличии полностью заполненной определенной формы? Этому есть ряд объяснений: в формах предусмотрено достаточно много параметров, которые легко проверить и установить. О том, что нужно проверять и как находить "слабые места" налогоплательщиков при оформлении товарно-транспортных накладных, сказано в письме ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ "О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров". ФНС России указывает нижестоящим налоговым органам, как сверять показатели из товарно-транспортных накладных со сведениями из других документов, какие данные могут указывать на нереальность операции, а также какие показатели еще могут быть сфальсифицированы налогоплательщиком и т.д.

Рассмотрим некоторые рекомендации, которыми должны руководствоваться инспекторы, проверяя товарно-транспортные накладные.

Во-первых, проверить данные о номере транспортного средства, ФИО водителя и номер водительского удостоверения. Эти данные легко проверяются по запросу в ГИБДД. Этот прием работает эффективно - налогоплательщики очень часто попадаются, указывая в накладных транспортные средства с несуществующими государственными номерами.

Во-вторых, проверить информацию о том, действительно ли указанные в транспортных накладных водители и транспортные средства перевозили товар для проверяемого налогоплательщика. Даже если в накладной указаны данные о реальных транспортных средствах и водителях, то инспекторы все равно смогут легко проверить факт перевозки. Они имеют право вызвать на допрос собственников автомобиля и водителей.

В-третьих, сопоставить массу перевезенного груза с грузоподъемностью указанного в транспортной накладной автомобиля. Налоговики также обратят внимание на расстояние, указанное в накладной, чтобы оценить, сколько рейсов за день сможет сделать этот автомобиль.

И наконец, проверить наличие иных реквизитов товарно-транспортных накладных. В частности, в накладных должны присутствовать номер и дата доверенности, по которой был получен груз, указано кем и кому выдана доверенность, кто произвел отпуск груза, кто груз принял, сведения о грузе и др.

В качестве рекомендаций налогоплательщикам. Обратите особое внимание на письмо ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ - это очень полезный документ. Именно с его помощью вы сможете посмотреть на свои транспортные накладные с точки зрения налоговой инспекции. Это письмо, по большому счету, стоит изучить всем налогоплательщикам, сделав его своей "настольной книгой", тогда вы сможете следить за правильным заполнением транспортных накладных на своем предприятии. Вы будете знать, какие параметры будут проверять налоговики и какие ошибки в данном документе могут привести к налоговым доначислениям.

Читайте также: