Налоговые проверки в транспортных компаниях

Опубликовано: 24.04.2024

Ространснадзор – это орган, который контролирует безопасность дорожного движения (БДД). Проверки его касаются ЮЛ и ИП, которые работают в соответствующей области. Для того чтобы благополучно пройти контрольные мероприятия, нужно хорошо к ним подготовиться.

Плановые и внеплановые проверки

Контрольные мероприятия могут быть внеплановыми и плановыми. Первые осуществляются только при наличии конкретных оснований. Их перечень зависит от того, является ли деятельность лицензированной или нет. Для лицензируемой работы предлагаются эти основания:

  • Ранее компании было вынесено предписание об устранении нарушения. Исполнить его требования нужно в установленные сроки. Когда они заканчиваются, факт устранения нарушения проверяется с помощью внепланового мероприятия.
  • В Ространснадзор поступили жалобы или обращения, в которых есть информация о грубых нарушениях. Проверка выполняется вне зависимости от того, кто был составителем жалобы.
  • Действие лицензии было приостановлено.
  • Лицо, предоставившее лицензию, направило ходатайство об осуществлении контрольных мероприятий. Направлены они будут на проверку выполнения предписания, которое было вынесено лицензиатом.
  • Лицензиат вынес распоряжение на основании поручений Правительства.

Если деятельность организации не предполагает получения лицензии, предлагаются эти основания:

  • Истек срок выполнения требований, которые были вынесены ранее.
  • Жалобы на компанию, касающиеся угрозы вреда жизни и здоровью.
  • Распоряжение руководителя Ространснадзора, оформленное на основании поручения Правительства.

Плановая проверка не определяется нарушениями, допущенными субъектами. Если деятельность ЮЛ не является лицензируемой, контрольные мероприятия проводятся по этим основаниям:

  • Прошло 3 года с даты регистрации ЮЛ или ИП.
  • Прошло 3 года с даты завершения предыдущей плановой проверки.

Если деятельность является лицензируемой, основания будут следующими:

  • Прошел год с даты предоставлений или переоформления лицензии.
  • Прошло 3 года с момента завершения последней плановой проверки.

Плановые мероприятия нужны для обнаружения нарушений, о которых нет никаких свидетельств со стороны внешних источников.

Другие виды проверок

Также различают документарную и выездную проверку. Первая осуществляется по месту нахождения Ространснадзора. В процессе проверяются различные документы. В частности, это такие бумаги:

  • В которых прописана организационно-правовая форма ЮЛ, права и обязанности.
  • Документы, сопутствующие исполнению ранее выданных предписаний.
  • Акты проверок, которые были проведены ранее.
  • Документы, связанные с административными нарушениями.

Выездная проверка – следующая ступень после документарного мероприятия. Ее предваряет направление уведомления за трое суток до мероприятия. В этом документе нужно прописать цели и задачи проверки, а также список документов, которые будут запрошены. Иногда проверка может проводиться Ространснадзором совместно с другими структурами: ГИБДД, МЧС.

Руководитель компании должен иметь в виду, что проверка будет касаться самых обширных областей. Это не состояние ТС, профессионализм водителей, состояние гаража. Это прежде всего документы, касающиеся БДД. Мероприятие осуществляется на основании Регламента ФС по надзору в транспортной сфере, установленного приказом Минтраса №144 от 29 апреля 2013 года.

Что именно проверяется

В рамках контрольного мероприятия проверяются эти направления:

  • Наличие сотрудников, несущих ответственность за соблюдение БДД. У них должен быть документ о прохождении соответствующей аттестации.
  • Проведение организационных действий касательно БДД.
  • Наличие медицинского надзора за состоянием водителей.
  • Организация условий для осуществления предрейсовых осмотров водителей.
  • Надзор над профессионализмом сотрудников.
  • Наличие технического осмотра.
  • Поддержание эксплуатации ТС в исправном состоянии.
  • Исполнение экологических норм относительно эксплуатации авто.
  • Наличие журнала учета контрольных мероприятий.

Существует более 50-ти бумаг, касающихся БДД. Это и инструкции, и акты, и различные графики, и журналы.

Какие документы будут проверяться

В уведомлении, направляемом компании за три дня до проверки, указываются документы, которые будут запрошены в процессе. То есть руководитель получает время на подготовку. Как правило, это следующие бумаги:

  • Уставные бумаги.
  • Свидетельство о том, что ЮЛ поставлено на учет в налоговой.
  • Свидетельство о том, что в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
  • Бумаги о назначении гендиректора.
  • Штатное расписание.
  • Бумаги, на основании которых ответственность за БДД возложена на конкретных сотрудников.
  • Бумаги, подтверждающие квалификацию сотрудников.
  • Справка о ТС, которые находится в эксплуатации на текущий момент.
  • Бумага, подтверждающая наличие стоянки для авто.
  • Если компания специализируется на транспортировке опасных грузов, нужны бумаги, касающиеся подвижного состава и сотрудников.
  • Бумаги по организации мер по предотвращению ДТП.
  • Документы, касающиеся учета путевых листов.
  • Путевые листы за последние 3 месяца.
  • Товарно-транспортные накладные, оформленные по каждому виду транспортируемого груза.
  • Бумаги, подтверждающие меры по организации и учету осмотров водителей до рейса и после него.
  • Документы об осуществлении ТО и ремонта ТС.
  • Перечень водителей с указанием момента их приема в компанию.
  • Медицинские справки сотрудников, которые занимаются транспортировкой.
  • Документы об организации деятельности водителей. К примеру, это может быть проведение семинаров, инструктажей.
  • Документы о том, что водители нарушали ПДД.
  • Бумаги, касающиеся учета работы водителей за последние 3 месяца.
  • Справки о проведении страхования гражданской ответственности.
  • Бумаги о том, что ТС оснащены навигаторами.

Также контролирующие органы могут запросить другие документы, касающиеся водителей и ТС.

Как быстро подготовиться к проверке

Что делать руководителю в том случае, если ему пришло уведомление, однако часть документов просто отсутствует? В ряде случаев можно быстро восполнить пробелы при помощи шаблонов. К примеру, это могут быть шаблоны о перечне сотрудников. Так можно быстро создать документы, которые нужны для проверки.

Однако эта схема работает не во всех случаях. К примеру, она не подойдет, если отсутствует справка о страховании гражданской ответственности. Для получения этого документа нужно обращаться в соответствующие органы. Это вопрос не одного дня.

Для чего проводятся контрольные мероприятия

Главная цель проведения контрольных мероприятий – это обеспечение БДД. К примеру, компания не проводит предрейсовые осмотры водителей. Если не пресечь это правонарушение, увеличивается риск ДТП, связанных с алкогольным опьянением.


https://spbdnevnik.ru/

По данным Федеральной Налоговой Службы, более половины отрасли транспортных перевозок находится в «серой» зоне. Представитель Приморского управления ФНС Елена Казакова рассказывает, как перевозчики уклоняются от уплаты налогов и как налоговики с этим борются.

После отмены лицензирования автоперевозок в 2005 г. любой гражданин РФ имеет возможность заниматься коммерческой деятельностью в области внутрироссийских грузоперевозок. Это притянуло на рынок множество недобросовестных участников.

Схемы, связанные с автомобильными грузоперевозками, наносят ущерб консолидированному бюджету Российской Федерации. Их следствием становится сокрытие таких налогов, как НДС, налог на прибыль, подоходный налог. Они несут убытки и государственным внебюджетным фондам из-за неуплаты страховых взносов. Эти схемы порождают коммерческие риски как для самой отрасли грузоперевозок, так и для их заказчиков.

Сегодня налоговые органы отходят от традиционной модели, когда ведомство несло карательную функцию и осуществляло тотальный контроль. Налоговая служба стремится строить партнерские отношения с налогоплательщиками и совместно создавать правовое поле, где исполнение налоговых обязательств в полном объеме происходит добровольно.

Основное достижение такого подхода в том, что служба подходит к бизнесу не только с позиции налогового администратора, но и как регулятор и лидер, способный объединить усилия бизнеса и государства для достижения общих целей, направленных на развитие экономики России и увеличение благосостояния государства.


Мы выявляем риск налогового нарушения, характерного для выбранной отрасли, доводим его до налогоплательщиков данной отрасли, предлагаем самостоятельно проанализировать риски и добровольно уточнить свои обязательства. И завершающей стадией проекта является мониторинг со стороны налоговых органов, в случае отказа от самостоятельной корректировки — документирование таких нарушений отдельного плательщика (составление акта налоговой проверки и решение вопроса о включении в план выездных налоговых проверок за предшествующие периоды).

Налоговые органы Приморского края в настоящее время также реализуют отраслевые проекты по «обелению» наиболее значимых отраслей экономики региона. На сегодняшний день в крае при регистрации в качестве основного вида деятельности «деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам» заявили 249 субъектов предпринимательской деятельности. По предварительным подсчетам, в результате неправомерных действий транспортно-логистических компаний края в бюджет не поступает налогов более чем на 60 млн руб. ежегодно.

Кроме того, перевозчики до сих пор несут налоговые риски для других участников рынка, поскольку зачастую используют схемы минимизации своих налоговых обязательств.

Схемы, которые применяют компании транспортно-логистической отрасли, конечно же, имеют свою специфику, но базово не сильно отличаются от других отраслей.


Так, налоговыми органами края установлено, что грузоперевозчики в основном практикуют занижение базы по налогу на прибыль и неправомерное возмещение НДС за счет:

  • деления бизнеса (так называемого дробления);
  • использования компаний-однодневок для неправомерного возмещения НДС;
  • ухода от НДФЛ через «серую» заработную плату;
  • сокрытия доходов, получаемых за счет наличной оплаты.

Большинство крупных компаний отрасли выстраивает крайне запутанные схемы управления из целой цепочки компаний. Такими действиями создается нечестная ценовая конкуренция, благоприятная среда для коррупционной составляющей, повышаются риски безопасности водителей и грузов. Также возникают негативные последствия в виде неуплаты налогов в бюджет. По результатам анализа, за последние три года потери бюджета от недопоступивших налогов в целом по стране составляют порядка 400 млрд руб.

Государство больше не собирается мириться с тем, что более половины отрасли транспортных перевозок находится в «серой» зоне.

Сегодня проверки возмещения НДС идут в автоматическом режиме: благодаря автоматизированной системе контроля НДС (АСК «НДС-2») оперативно обрабатываются несколько миллионов электронных деклараций по НДС и около миллиарда электронных счетов-фактур в год. Это позволяет мгновенно выявлять несоответствия и пресекать мошеннические действия по всей цепочке поставок. Не так давно внедрена третья модификация этой программы, обладающая расширенными возможностями, которая позволяет отслеживать цепочку из более чем десятка компаний; предыдущая версия отслеживала цепочку до шестого уровня связей.


Налоговые органы в кратчайшие сроки выявляют действия, направленные на минимизацию подлежащей уплате в бюджет государства разницы между входящим и исходящим НДС за счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур.

При проведении камеральных налоговых проверок в первую очередь учитывается уровень налогового риска, присвоенный налогоплательщику системой управления рисками АСК «НДС-2»: высокий, средний, низкий. Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе АСК «НДС-2» в разделах «Окно оперативной работы» и «Дерево связей».

1. Налогоплательщик с низким налоговым риском ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладает соответствующими ресурсами (активами), соответственно, подвергается упрощенному контролю.

2. Налогоплательщик с высоким налоговым риском, как правило, обладает признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой экономии, в том числе третьими лицами, не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (или исполняет в минимальном размере). К такому налогоплательщику применяется максимальный комплекс мероприятий налогового контроля.

3. К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском, которые подлежат обычному контролю.


В таких условиях риск-ориентированный подход в организации камерального контроля позволяет отойти от модели сплошных проверок и сосредоточить усилия на контрольных мероприятиях в отношении тех налогоплательщиков, деятельность которых имеет наиболее высокие налоговые риски. При этом одновременно обеспечивается снижение административного бремени в отношении добропорядочных налогоплательщиков, чья деятельность не имеет признаков наличия нарушений.

На деле нередко получается, что владелец готовой продукции заключает договор на перевозку, но подрядчик, который выполняет эту услугу, фактически не владеет в достаточном количестве транспортом либо вообще его не имеет. Кроме того, у него нет достаточного штата водителей для оказания услуги или вообще штата нет. Тогда этот так называемый подрядчик заключает договор аренды с экипажем, но заказчик услуги уже этот договор не видит. При этом субподрядчик также не обладает достаточным количеством транспорта и штатом водителей, обналичивает деньги и рассчитывается с реальными перевозчиками, водителями наличными. А это фактически означает, что сделка будет исполнена неким иным лицом, обязательство по исполнению которой не передано по договору или закону.

Это, безусловно, риски для заказчика. При проверках налоговые органы могут снять с расходов для целей исчисления налога на прибыль такие не подтвержденные документами транспортные услуги, поскольку положениями пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сделка должна осуществляться лицом, обязательства по исполнению которой переданы по договору, и, соответственно, подтверждаться первичными документами.


Кроме того, также имеются риски неподтверждения налоговыми органами входящего вычета по НДС для заказчика по таким услугам, так как фактические перевозчики не являются плательщиками НДС. Подрядчик, используя организации-однодневки, «рисует» налог «из воздуха» для заказчика услуги, тем самым позволяя ему получить необоснованную скидку на услугу на сумму НДС путем уменьшения суммы налога к уплате в бюджет на входящий вычет.

Так, с 1 июля 2019 г. уже начали действовать новые правила перевозки для участников агропромышленного комплекса, направленные на вывод с этого рынка «серых» схем и снятие рисков с заказчиков транспорта.

Компании, подписавшие хартию, принимают для себя следующие правила ведения бизнеса:

1. Не получают конкурентное преимущество и не извлекают необоснованную налоговую экономию за счет:

  • неуплаты налоговых платежей;
  • использования схем дробления бизнеса;
  • привлечения персонала/сотрудников без оформления трудовых или гражданско-правовых отношений;
  • нарушений требований устава автомобильного транспорта и правил перевозок грузовым автомобильным транспортом.

2. Не допускают искажений сведений в товаросопроводительных (транспортных) документах и строго соблюдают требования к заполнению достоверных сведений о фактическом грузоотправителе и перевозчике. И, безусловно, обязаны соблюдать определенные правила:

3. Перевозку осуществляют собственными силами (силами водителей, находящихся в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком) и транспортными средствами (находящимися в законном владении перевозчика).

4. При организации перевозок через агентов/экспедиторов (организаторов перевозки):

— организатор перевозки стремится привлекать к исполнению перевозки третьих лиц, являющихся фактическими исполнителями работ/услуг, для чего обладающими всеми необходимыми ресурсами;

— организаторы перевозки при осуществлении деятельности в интересах другого лица на основе договоров транспортной экспедиции определяют свой доход в виде вознаграждения при исполнении данных договоров, отражая операции по привлечению третьих лиц — фактических перевозчиков и иных фактических исполнителей работ/услуг — в отчетности, бухгалтерском и налоговом учете как посредническую (агентскую) деятельность.


С целью снижения налоговых рисков привлекаемый перевозчик должен владеть транспортными средствами, необходимыми для осуществления грузоперевозок, в том числе на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, лизинга. Также перевозчик должен иметь необходимые трудовые ресурсы: водителей, привлеченных на основании трудовых или гражданско-правовых договоров.

Безусловным условием снижения рисков будет предоставление перевозчиком (агентом), в зависимости от правоотношения сторон, необходимых документов, подтверждающих наличие у перевозчика соответствующих ресурсов. Такими документами являются договоры, свидетельства о регистрации транспортных средств, формы отчетности и прочее.

Таким образом, реализация отраслевых проектов (разработка так называемых хартий) осуществляется налоговыми органами с целью побудить налогоплательщиков добровольно отказаться от применяемых схем, добросовестно уплачивать налоги, научиться самостоятельно проводить анализ своих поставщиков, исключая сомнительных контрагентов.

Исходя из данной задачи, налоговые органы Приморского края именно так сегодня строят работу с налогоплательщиками:

  • проводят рабочие встречи с налогоплательщиками, как общие (аналогичные настоящей встрече), так и точечно с конкретными организациями;
  • предлагают самостоятельно оценить риски и доплатить налоги в полном объеме.

Самостоятельное устранение налогоплательщиками своих налоговых рисков, в том числе путем исключения договорных отношений с неблагонадежными контрагентами, позволит избежать риска негативных последствий в виде налоговой проверки и сохранить свою деловую репутацию. Мы внимательно следим за динамикой налогов по отрасли грузоперевозок и намерены перейти к активным действиям в случае отсутствия положительного отклика со стороны налогоплательщиков и отказа от добровольного уточнения своих обязательств.

Елена Казакова, и. о. начальника отдела камерального контроля УФНС России по Приморскому краю

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

Контур.Школа

онлайн-обучение с выдачей документа об образовании

Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов — на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя — оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Грузоперевозки и ведение учета

Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.

Владелец транспорта

Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.

Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.

В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:

  1. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).
  2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).

Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.

Переход права собственности

Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.

Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.

Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.

Учет грузоперевозок: признание расходов

Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…

Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы

Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.

Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.

Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.

Законодательство о бухгалтерском учете включает:

до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3): с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4):
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты

Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:

Видеолекция «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» – относится к периоду применения Закона № 129-ФЗ.

Видеолекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ.

В чем же именно проявляется разница?

Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.

К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.

По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.

Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.

Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.

Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения

В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них - письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.

А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).

Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтер — профессия творческая

В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:

Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.


Проверка контрагентов по перевозкам и правила работы с новыми перевозчиками

Инструкция регламентирует порядок правового анализа и процедуру заключения договоров на оказание услуг по грузоперевозкам.
Положения инструкции регламентируют порядок проведения проверки транспортных средств и водителей впервые привлекаемых для перевозки грузов.

Положения данной инструкции регламентируют порядок взаиморасчётов с перевозчиками.

Целью настоящей инструкции является обеспечение юридической и экономической безопасности перевозки грузов, для предотвращения совершения третьими лицами мошеннических действий, направленных на хищение перевозимых грузов и иных действий, угрожающих безопасности компании.

Проверке по правилам, установленным настоящей инструкцией, подлежит каждый новый контрагент, с которым заключается договор и привлекаемый к перевозе впервые.

Настоящая инструкция устанавливает правила проверки транспортных средств и водителей, привлекаемых к перевозке впервые.

Виды контрагентов

1.Перевозчик – юридическое или физическое лицо (ИП), использующее для перевозок грузов строго определенное количество единиц собственного или арендованного транспорта (без привлечения транспорта со стороны).
2. Экспедитор – юридическое или физическое лицо (ИП), использующее для перевозок помимо собственного (арендованного) транспорта еще и привлеченный (в неограниченных количествах) или только привлеченный транспорт.

По согласованию с юрисконсультом Компании и директором по транспортной логистике, возможно внесение изменений в типовой договор путем подписания протокола разногласий с перевозчиком.

Список документов для проведения правового анализа.

1.Правовой анализ контрагентов является важным т.к. обеспечивает экономическую безопасность Компании.

2.Для проведения правового анализа от Перевозчика/Экспедитора, с которым заключается договор на перевозку, необходимо собрать полный пакет документов.

3. Все документы должны быть предоставлены в копиях заверенные уполномоченными лицами организаций и печатями организаций. Документы, содержащие более одного листа должны предоставляться в прошитом виде, скреплённые печатью организации и заверенные подписью уполномоченного лица в месте прошивки.

4. Список документов, предоставляемый юридическими лицами (ООО,ЗАО,ОАО):

4.1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

4.2. Устав юридического лица со всеми изменениями и дополнениями.

4.3. Свидетельство о внесении юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

4.4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

4.5. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц не старше месяца на дату предъявления.

4.6. Протокол о выборе Совета директоров (если есть).

4.7. Решение (протокол) о назначении единоличного исполнительного органа юридического лица.

4.8. Приказ о вступлении в должность единоличного исполнительного органа.

4.9. Приказ о назначении главного бухгалтера.

4.10. Если счета-фактуры подписываются не генеральным директором и/или главным бухгалтером, приказы на лиц фактически подписывающих счета-фактуры с образцами подписей этих лиц.

4.11. Копия паспорта руководителя с фотографией и образцом личной подписи.

4.12.Копия полиса страхования ответственности Перевозчика/Экспедитора .

5. Список документов, предоставляемый индивидуальными предпринимателями:

5.1.Свидетельство о регистрации Предпринимателя (или о внесении записи в Единый Государственный Реестр Индивидуальных Предпринимателей – для лиц, зарегистрированных до 01.01.2004 г.).

5.2. Свидетельство о постановке на налоговый учет с указанием ИНН.

5.3. Паспорт гражданина РФ или иной, заменяющий его документ (страницы с фотографией и пропиской – обязательно).

5.4. Паспорт транспортного средства или Свидетельства о собственности на каждую единицу транспорта, которая будет использоваться при перевозках грузов (включая тягачи и прицепы).

5.5. Если автомобиль (тягач и/или прицеп) в собственности другого лица, помимо прочего, предоставляется Договор аренды (безвозмездного пользования, лизинга или прочее) с собственником автомобиля или генеральная доверенность от него на данный автомобиль.

5.6. Паспорта водителей (страницы с фотографией и пропиской) – по возможности, или все паспортные данные (включая прописку).

6. В случае непредставления при заключении договора каких-либо документов из перечисленных выше, Перевозчик/Экспедитор предупреждается о необходимости предоставления полного пакета документов для возможности работать с Компанией.

7. Все копии документов передаются вместе с подписанным договором и анкетой юрисконсульту Компании и хранятся у него.

8. Доступ к переданным документам осуществляется с одобрения юрисконсульта Компании.

Правила проведения проверки транспортных средств и водителей.

1. Проверка и фотографирование (ксерокопирование) документов, фотографирование водителя и автомобиля производится при заключении договора с перевозчиком.

1.1.Необходимо сфотографировать водителя (фас, профиль), чтобы отчетливо просматривались черты лица.

1.2. Необходимо сфотографировать автопоезд/автомобиль спереди, сбоку (в полную длину) и сзади, чтобы на фотографиях были различимы номерные знаки тягача и прицепа.

1.3. Необходимо сфотографировать VIN номера автомобиля и прицепа.

1.4.Если нет возможности сделать ксерокопию документов: паспорта водителя, водительского удостоверения, свидетельства на тягач, прицеп (автомобиль), талон ТО, доверенность, путевой лист, ОСАГО, КАСКО и другие документы, необходимо сфотографировать все указанные документы и приложить фотографии к заполненной анкете.

2. Документы, которые необходимо проверить и сделать ксерокопию, либо фотографию при заключении договора:

2.1. Проверка паспорта водителя (индивидуального предпринимателя):
— серия и номер паспорта на каждой странице паспорта должны совпадать;
— помимо обложки в паспорте должно насчитываться 10 листов;
— личная подпись должна быть проставлена пером с черными чернилами и соответствовать фамилии водителя;
— печать на второй странице должна отчетливо читаться и не быть размытой;
— ламинирующая пленка вокруг фотографии должна быть не нарушена;
— на просвет бумага под фотографией должна быть ровной и не иметь утоньшений, утолщений или иных следов переклейки;
— на просвет на каждой странице паспорта должны быть видны водяные знаки «РФ»;
— по центру между 10 и 11 страницей паспорт должен быть прошит ровным машинным стежком двухцветной желто-оранжевой нитью;
— между 18 и 19 страницей должен находиться корешок защитной полосы, переходящей на страницу с фотографией;
-необходимо сверить внешность водителя с фотографией в паспорте;
-если автомобиль управляется двумя водителями, проверке подлежит паспорт каждого из них.

2.2. Проверка водительского удостоверения:
— в водительском удостоверении должна быть открыта категория «С»;
— необходимо сверить внешность водителя с фотографией в удостоверении и паспорте;
— также необходимо сверить подпись водителя в паспорте с его подписью в водительском удостоверении;
— если автомобиль управляется двумя водителями, проверке подлежит удостоверение каждого из них.

2.3. Проверка свидетельства на тягач и прицеп:
— серия и номер свидетельства с обеих его сторон должны совпадать;
— в свидетельстве на тягач обязательно должен быть указан VIN и/или № кузова (оба элемента одновременно отсутствовать не должны);
— печати на свидетельствах должны быть отчетливыми (не размытыми).

2.4.Проверка талонов технического осмотра:
-талоны технического осмотра на тягач и прицеп должны быть в наличии и не просрочены.
-необходимо сравнить номера автомобиля, указанные в талонах с номерами, указанными в Свидетельствах.

2.5.Проверка доверенностей и путевого листа:
-если машина не в собственности водителя, он должен иметь доверенность на управление автомобилем от собственника автомобиля на тягач и прицеп или путевой лист;
-в доверенности на управление должны быть указаны паспортные данные собственника автомобиля;
-путевой лист должен быть заполнен. В путевом листе должен быть проставлен период времени на который он выдан и проставлен штамп (и/или печать) перевозчика;
-если водитель управляет транспортным средством по путевому листу, выданному не собственником автомобиля, указанным в Свидетельстве на автомобиль, а иным лицом или организацией, водитель должен иметь при себе договор аренды транспортного средства, заключенный между лицом, выписавшим путевой лист и собственником автомобиля (или иной документ, подтверждающий право Перевозчика на владение и пользование данным автомобилем).

2.6.Проверка Товарно-Транспортной накладной (ТТН):
— у водителя необходимо выяснить его предыдущий маршрут, род груза, который он перевозил, дату загрузки, выгрузки (сначала с его слов). После чего запросить у него ТТН, подтверждающую сказанное.
— в ТТН нужно проверить соответствие фамилии водителя, номера тягача и прицепа данным, указанным в его документах.
-в ТТН должны быть проставлены отметки грузополучателя о получении груза.
-если водитель осуществлял перевозку пищевых продуктов у него в наличии должен быть санитарный паспорт транспортного средства.

2.7. Проверка страхового полиса ОСАГО:
-у водителя необходимо проверить наличие страхового полиса ОСАГО. При проверке обратить внимание на соответствие принадлежности полиса к данной машине, существуют ли ограничения по полису или полис выдан на неограниченное число пользователей.
-с полиса необходимо сделать копию, либо фотографию, как с остальных других документов.

2.8. Проверка страхового полиса КАСКО:
-проверить есть ли у водителя страховой полис КАСКО на какую сумму. При проверке обратить внимание на соответствие принадлежности полиса к данной машине, существуют ли ограничения по полису или полис выдан на неограниченное число пользователей.
-с полиса необходимо сделать копию, либо фотографию, как с остальных документов.

3.Требования при проверке транспортного средства:

3.1. Необходимо проверить наличие на задней части тента (фургона) полуприцепа дублирующих регистрационных номеров.

3.2. Болты, которыми прикреплены металлические таблички с регистрационными номерами автомобиля не должны иметь следов их недавней смены.

3.3. Тент не должен иметь разрывов, разрезов и заплат размером более 5-10 см.

3.4. Шнуровка по всему периметру полуприцепа не должна иметь следов повреждений и разрывов.

3.5. Пол полуприцепа не должен иметь посторонних предметов на полу, люков и иных элементов, не исключающих проникновение внутрь прицепа.

Итоги проверки.

1. Во время проведения проверки ответственное лицо заполняет анкету установленного образца (Приложение № 1). Фотографии и копии всех документов вместе с анкетой передаются специалисту по договорам (лицу его заменяющему) с последующей передачей на проверку в Департамент внутреннего контроля и юрисконсульту.

2. Специалист по привлечению автотранспорта проводит первичную проверку соответствия документов, фотографий и передаёт документы по каждому новому перевозчику специалисту по договорной работе. (При отсутствии специалиста по договорной работе документы передаются представителю ДВК и далее юрисконсульту).

3. По итогам проверки выносится положительное или отрицательное заключение о пригодности перевозчика и автомобиля к работе.

4. После вынесения решения о работе с перевозчиком, заполненная анкета передается лицу, ответственному за внесение в информационную систему сведений о водителях и транспортных средствах.

5. Заполненные и подписанные ответственным лицом анкеты, копии документов хранятся, у юрисконсульта Компании.

6.Внесение в информационную систему и разрешение работать с Перевозчиком/Экспедитором производится только после комплексной проверки и разрешения на работу с данным контрагентом.

7. Сведения в информационную систему о контрагенте вносит специалист по договорной работе.

Порядок заключения договоров.

1.Понятия и типы договоров:

1.1. Договором признается соглашение двух и более лиц (юридических и физических) об установлении, изменении или прекращении взаимных прав и обязанностей.

1.2. Для заключения договора используется стандартная, принятая в Компании форма договора.

1.3. Допускается заключение договоров, предлагаемых контрагентами в этом случае необходимо обязательно согласовывать данный договор с юрисконсультом Компании и директором по транспортной логистике.

1.4. Договоры с перевозчиками/экспедиторами заключаются только в простой письменной форме, что означает запрещение заключения договора в устной форме.

1.5. Договоры должны содержать следующие сведения:

а)дата подписания договора;
б)место подписания договора (город или населенный пункт);
в)полное фирменное наименование контрагента, под которым последний зарегистрирован в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц, а также сокращенное название сторон по договору («Перевозчик»);
г)должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписывающих договор, указания на их полномочия на подписание договора.
д)Реквизиты сторон:
с)почтовые реквизиты;
е)местонахождение (адрес) контрагента;
ж)банковские реквизиты сторон (номер расчетного счета, учреждение банка, код банка);

1.6.Необходимо обратить особое внимание на правильность указанных реквизитов контрагента. В дополнение нужно предупредить Перевозчика об освобождение Компании от ответственности за просрочку платежа в случае непредставления или неправильного указания платежных реквизитов.

1.7. В реквизитах сторон, при заключении договора с физическим лицом поля:

а)ФИО;
б)Паспортные данные;
в)Юридический адрес (прописка);
г)Фактический адрес;
д)Банковские реквизиты;
е)Контактные телефоны являются обязательными для заполнения.

1.8. Если Перевозчик – физическое лицо зарегистрирован, как индивидуальный предприниматель не имеет печати, на договоре, ниже подписи, делается отметка рукой Перевозчика «Деятельность осуществляю без печати» или «работаю без печати», удостоверенная подписью Перевозчика.

Работаю без печати

Процесс заключения договора.

1. Разрешается передавать подписанные со стороны Компании договоры перевозчикам до проведения комплексной проверки, при этом необходимо взять себе вместе со всеми требуемыми документами подписанный перевозчиком вариант договора.

2. Запрещается вносить информацию и работать с перевозчиками, которые не прошли комплексную проверку и не одобрены службой безопасности и юрисконсультом Компании.

3. С подписанным со стороны перевозчика одним экземпляром договора для комплексной проверки необходимо передать все документы установленные настоящей инструкцией.

4. При заключении договора и проверкой транспортного средства, проверяющий обязан соблюдать порядок, установленный настоящей инструкцией.

5.По итогам комплексной проверки перевозчика (компании, индивидуального предпринимателя) выносится разрешение/запрет на работу с данным перевозчиком.

6. После того, как на работу с перевозчиком получено одобрение службы безопасности и юрисконсульта, информация о новом перевозчике вносится в информационную систему.

7.Если перевозчик не прошёл комплексной проверки и даже если с ним заключен договор данный перевозчик не вносится в общую информационную систему и с ним запрещена работа.

8.Фотографии / ксерокопии хранится у юрисконсульта Компании.

9.Заключение договора с водителем, управляющим автомобилем по простой письменной доверенности (или путевому листу) не допускается. В этом случае необходимо связаться с владельцем автомобиля и договориться с ним о заключении договора лично.

Подписание договора.

1. Договор подписывается исключительно лицом, уполномоченным на подписание договора. Допускается подписание договора при наличии доверенности от Перевозчика/Экспедитора, в которой указано право на подписание договоров.

2. Не допускается подписание договора лицами, не уполномоченными и не имеющими доверенности или по доверенности, не дающей права подписывать договоры.

3.Доверенность от Перевозчика/Экспедитора – юридического лица должна быть подписана руководителем и заверена печатью.

4.Подпись на договоре, сравнивается с подписью в паспорте уполномоченного на подписание договора лица.

5.При заключении договора с юридическим лицом, шапка договора оформляется следующим образом:

Образец оформления шапки договора на перевозку

6. Если лицо действует на основании Доверенности, в договоре указывается дата и номер доверенности.

7. При заключении договора с индивидуальным предпринимателем, шапка договора оформляется следующим образом:

Читайте также: