Налоговая база в отношении транспортных средств имеющих двигатели определяется в

Опубликовано: 29.04.2024

1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Комментируемая статья устанавливает правила определения налоговой базы по транспортному налогу в отношении различных налогооблагаемых объектов.

Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах в отношении следующих объектов - транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 комментируемой статьи).

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (пункт 18 раздела V Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177).

В Определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 329-О, которым были признаны соответствующими Конституции России положения статьи 361 НК РФ, разъясняется, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание. Такой характеристикой для обложения транспортным налогом легковых автомобилей федеральным законодателем установлена мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ). В соответствии с избранной для исчисления налоговой базы физической характеристикой объекта обложения транспортным налогом федеральный законодатель осуществил дифференциацию налоговых ставок исходя из вида транспортного средства и мощности двигателя.

Данное правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков, не может рассматриваться как затрагивающее конституционные права заявительницы в указанном ею аспекте.

В отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, налоговая база по транспортному налогу подлежит определению как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы, что установлено подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 359 НК РФ.

В письме Минфина России от 25.01.2017 N 03-05-05-04/3409 рассмотрен вопрос о транспортном налоге в отношении воздушного судна, сведения о мощности и наличии двигателя которого, предоставленные Росавиацией и имеющиеся в формуляре на транспортное средство, различаются. Официальный орган уточняет, что пунктом 4 статьи 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенных на подведомственной им территории транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Таким образом, в случае расхождения сведений о мощности и наличии двигателя воздушного судна, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, в налоговые органы, с данными, имеющимися в формуляре на транспортное средство, следует обратиться в регистрирующий орган (в Росавиацию) для внесения соответствующих изменений в сведения о транспортном средстве.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 комментируемой статьи налоговая база по транспортному налогу в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах.

При этом согласно пункту 21 раздела V Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог", утвержденных Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база определяется как валовая вместимость в регистровых тоннах. Валовая вместимость определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

В письме ФНС России от 13.04.2016 N БС-4-11/6431@ рассмотрен вопрос о применении положений подпункта 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ в отношении плавучего дока.

Официальный орган разъяснил, что в соответствии с Пояснениями к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (том 4, разделы XVI - XXI, группы 85 - 97) плавучие доки - это определенный вид плавучих мастерских, применяемых вместо сухих доков. В Классификационном свидетельстве в графе "Название судна" указано "ПД-0002", в графе "Тип" указано "Плавдок", в графе "Валовая вместимость" указано "22 897", в графе "Главные механизмы" указан тип "Несамоходное", в графе "Главные котлы" стоит прочерк.

Таким образом, согласно Классификационному свидетельству по своим характеристикам судно плавучий док "ПД-0002" является несамоходным судном без главных котлов, имеющим валовую вместимость, то есть относится к категории "водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, у которых определена валовая вместимость".

Таким образом, учитывая изложенное, транспортное средство - плавучий док следует квалифицировать как водное несамоходное (буксируемое) транспортное средство и определять налоговую базу с каждой регистровой тонны валовой вместимости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ.

Аналогичная позиция ранее была изложена в Определениях ВАС РФ от 07.10.2013 N ВАС-13689/13; ВАС РФ от 02.04.2014 N ВАС-18641/13.

Подпункт 3 пункта 1 комментируемой статьи определяет налоговую базу по транспортному налогу в виде единицы транспортного средства в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 НК РФ.

Например, к водным транспортным средствам, на которые установлен налог к единице транспортного средства, относятся, в частности, плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения.

Следует обратить внимание, что согласно пункту 2 статьи 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу подлежит определению отдельно по каждому транспортному средству в отношении объектов, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 комментируемой статьи. В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 комментируемой статьи, налоговая база определяется отдельно.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 28 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2017

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 24, 75, 156, 169, 171, 172, 223, 224, 226, 247, 252, 256, 260, 270, 310, 312, 357, 358, 359, 361, 362 Налогового кодекса, разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении Пленума от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды пришли к выводу о законности решения налогового органа в обжалуемой части.

Учитывая изложенное и руководствуясь подпунктом 2 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), судебные инстанции пришли к выводу о необоснованном определении учреждением налоговой базу по транспортному налогу по правилам подпункта 3 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса, как единицы транспортного средства.

2002 № 71-З «О транспортном налоге». Как установлено судами, спорное транспортное средство зарегистрировано в качестве несамоходного судна, в отношении которого определена валовая вместимость. В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Статья 359. Налоговая база

1. Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно.

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.2. Статья 359. Налоговая база

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Если дТ (Р2 ст. 140) не соответствует РТС фсТ1фсТ1 (ст. 3.11, ст. 4.7.3, 4.9.3), фсТ2 (ст. 16), фсТ3 (лист "А", ст. 1.9.3), фсТ4 (лист "А", ст. 1.8.2) по соответствующему транспортному средству, то неправильно указана налоговая база (ст. 359 НК РФ), что может привести к некорректной сумме транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет

По водным и воздушным транспортным средствам, не указанным в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 Кодекса, налоговая база определяется как единица транспортного средства. В этом случае в строке с кодом 090 проставляется "1".

Если дТ (Р2 ст. 070) не соответствует РТС фсТ1фсТ1 (ст. 3.11, ст. 4.7.3, 4.9.3), фсТ2 (ст. 16), фсТ3 (лист "А", ст. 1.9.3), фсТ4 (лист "А", ст. 1.8.2) по соответствующему транспортному средству, то неправильно указана налоговая база (ст. 359 НК РФ), что может привести к некорректной сумме транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет

По водным и воздушным транспортным средствам, не указанным в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 Кодекса, налоговая база определяется как единица транспортного средства. В этом случае в графе 6 проставляется "1";

По водным и воздушным транспортным средствам, не указанным в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 Кодекса, налоговая база определяется как единица транспортного средства. В этом случае в графе 6 проставляется "1";

Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу (пункт 1 статьи 363.1 Кодекса). При этом исчисление суммы транспортного налога (статья 362 Кодекса), подлежащей уплате в установленные сроки (статья 363 Кодекса), осуществляется исходя из налоговой базы (статья 359 Кодекса) и налоговой ставки (статья 361 Кодекса) в зависимости от регистрации (снятия с регистрации) транспортных средств, а также с учетом налоговых льгот (статья 356 Кодекса) и (или) налоговых преференций (статья 358 Кодекса).

С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования; в отношении транспортных средств - это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах (статья 359 Налогового кодекса Российской Федерации). В этом случае налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в размерах, определенных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации.

По водным и воздушным транспортным средствам, не указанным в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 статьи 359 Кодекса, налоговая база определяется как единица транспортного средства. В этом случае в строке с кодом 070 проставляется "1".

Статьей 359 Кодекса установлено, что налоговой базой для исчисления транспортного налога в отношении водных транспортных средств является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, в отношении иных водных транспортных средств, не имеющих двигателей, как единица транспортного средства.

Раздел V. Налоговая база (статья 359 Кодекса)

18. В соответствии со статьей 359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах.

Многие люди приобретают автотранспорт, так как это приобретение упрощает жизнь в целом. После полного переоформления через соответствующие органы вы становитесь полноправным владельцем автомобиля.

Как определить налоговую базу транспортного налога?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-37-25 . Это быстро и бесплатно !

Тут то и появляется вопрос насчёт транспортного налога. Его нужно оплачивать за право обладания и эксплуатации ТС.

Что такое налоговая база ТС?

Налоговая база — это физическая или другая характеристика объекта, который подлежит налогообложению. Данная база обязательная составляющая всех элементов налога. Предназначение налоговой базы в том, чтобы выражать объект налогообложения, его количественные характеристики. По сути, замер его параметров.

Объект и ставка по налогу

Предметом, подлежащим налогообложению, считается:

  1. Автотранспорт;
  2. Мотоцикл;
  3. Мопед;
  4. Автобус;
  5. Самолет;
  6. Вертолет;
  7. Теплоход;
  8. Яхта;
  9. Парусные суда;
  10. Снегоход.

И ещё многие транспортные средства прошедшие регистрацию в законном порядке Российской Федерации.

Автотранспорт, подлежащий налогообложению, также считается тот транспорт, который эксплуатировался до пяти лет и имеет объём двигателя, превышающий 300 кубических сантиметров.

Определение налоговой базы транспортного налога

Определение налоговой базы транспортного налога

Определяется она следующим образом:

  1. В отношении ТС, имеющие двигателя и тяговую мощность, измеренную в лошадиной силе;
  2. По отношению водного не самоходного транспорта, у которого ёмкость в зарегистрированном тоннаже;
  3. В отношении других плавательных или же воздухоплавающих ТС, в единице самого транспорта.

ТС с двигателем

К транспортным средствам с двигателем относятся устройство средства передвижения, приводимые в движения двигателем. Определение охватывает тракторы и самоходные машины.

Двигательными транспортными средствами являются автомобили:

  1. Легковые;
  2. Грузовые;
  3. Автобусы;
  4. Специализированный автотранспорт.

Тракторы:

  • Колесные и гусеничные;

Самоходный транспорт:

  • Снегоход;
  • Мотовездеход;
  • Грейдер;
  • Погрузик;
  • Экскаваторы.

Воздухоплавающие транспортные средства

К типичному воздухоплавоющему транспорту относится самолет, кроме него существует и вертолет. Самолет — это воздушное транспортное средство, которое тяжелее воздушной массы, подниматься в воздух ему помогает подъёмная сила реактивных двигателей.

Водные буксируемые ТС

Несамоходное плавающие судно, используемое в судоходных целях. Судна смешанного типа плавания:

  1. Паром;
  2. Буровая станция;
  3. Плавучий кран;
  4. Баржа.

Не подлежат налогообложению

Объекты, не подлежащие налогу:

  1. Судна с весловым управлением и судна, с мотором тяговая сила, которых не превышает пяти лс;
  2. Автотранспорт, приспособленный и оборудованный для водителя-инвалида, и также автомобили, с мотором мощность, которых не достигает ста лошадиных сил.
  3. Автомобили, дарованные органами социальной защиты населения согласно порядкам установленным законодательством РФ;
  4. Промышленные водные транспортные средства;
  5. Водные, воздушные транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, которые считаются собственностью компаний или частных лиц предпринимательской работы. Их работа должна быть ориентирована на пассажирские перевозки или же на перевозку многотоннажного груза.

Спецмашины:

  • Трактор;
  • Комбайны самоходные;
  • Молоковозы;
  • Спецтранспорт для перевоза птиц и скота;
  • Спецтранспорт скорой ветеринарной помощи;
  • Спецтранспорт перевоза удобрений;
  • В целом практически весь транспорт, который используется в сельхозработах.

  1. Служебный транспорт, находящийся на балансе федеральных служб или исполнительной власти.
  2. Транспорт, который находится в федеральном розыске, но только в случае если факт кражи или угона подтвержден самим владельцем транспорта и выдан соответствующий документ в органах ГИБДД;
  3. Воздушный транспорт санитарно-медицинских служб;
  4. Водный транспорт, занесённый в единый Российский международный реестр судов;
  5. Водные станционные плавающие платформы, плавающие буровые установки.

На какие транспортные средства налоговая база не рассчитывается?

Вычисление налоговой базы транспортного средства

Вычисление налоговой базы транспортного средства

Сейчас постараемся описать, как произвести расчет базы транспортного налога. Налогообложению подлежит транспорт и машины, оснащённые механизмом, самоходный и буксируемый.

Налоговая база указывается производящим предприятием в техническом документе. Владельцу нужно просто найти технические характеристики транспорта и внести их в бланк декларации. С данным бланком обратитесь в налоговою инстанцию, и она сама с данных вами характеристик произведет расчет вашей налоговой базы. Транспортный сбор производится один раз в год.

База налогообложения указанная в технических паспортах или согласно с законодательством:

  1. Технические параметры наземного транспорта оснащенного моторам указана в техпаспорте. Измеряется в лошадиной силе.
  2. Тяговая сила воздушных транспортов, оборудованных воздушно-реактивными моторами, указывается в техпаспортах. Измеряется в кгс.
  3. Тяговая сила любого водного транспорта, который не оборудован мотором и способен передвигаться только с помощью буксира, также указывается в техпаспорте. Измеряется в тоннаже.
  4. Мощность других средств передвижения, без классификации, измеряется в их собственном весе.

Транспорт, на который налоговая база не рассчитана

Ссылаясь на статью 358, гласящая, что на ниже описанный транспорт налоговая база не рассчитывается:

  1. Весловые судна. Судна с двигателем, не мощнее пяти лошадиных сил;
  2. Легковой автотранспорт, оснащенный для людей с инвалидностью.
  3. Судна промышленного назначения;
  4. Спецтехника, используемая в сельхоз работах и изготовлении сельскохозяйственной продукции;
  5. Угнанный транспорт, находящийся в официальном розыске.
  6. Смерть плательщика, владельца транспортного средства.
  7. Прочие официально подтверждённые обстоятельства, имеющие факторы для прекращения оплаты налога.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Бесплатная онлайн-консультация автоюриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)

В 2014 году некоторые собственники транспортных средств в г. Санкт-Петербурге получили налоговые уведомления со значительно увеличенной суммой транспортного налога. Причиной этого, является ошибка при расчёте суммы транспортного налога, которая заключается в неверном указании мощности двигателя транспортного средства. Получив налоговое уведомление, собственники ведут себя абсолютно по-разному, кто-то безропотно оплачивает указанную в уведомлении сумму налога, кто-то просто не оплачивает и «теряет» уведомление, а кто-то не желает оплачивать налог по увеличенной ставке и желает разобраться в указанной ситуации. Для всех собственников транспортных средств, без исключения, попытаюсь кратко и доступно описать порядок действий при данных обстоятельствах.

Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пункт 1 ст. 358 НК РФ указывает, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. (п. 18 р. V, Приказ МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

К регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также технические паспорта (технические талоны) транспортных средств (п. 7 раздел 1 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств»

Пунктом 1 статьи 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

В соответствии со статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД МВД России), утвержденными Приказом МВД России от 27.01.2003 № 59, изменение регистрационных данных в паспортах транспортных средств отнесено к компетенции регистрационных подразделений ГИБДД МВД России.

В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.) ("Физические величины: Справочник" А.П. Бабичев, Н.А. Бабушкина, А.М. Братковский и др.; под ред. И.С. Григорьева, Е.З. Мейлихова. - М.; Энергоатомиздат, 1991. - 1232 с. - ISBN 5-283-04013-5).

При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л.с. (155 х 1,35962).

(п. 19 р. V, Приказ МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Согласно п. 22 р. V, Приказа МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", В случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство.

Из изложенного следует, что если в свидетельстве о регистрации транспортного средства или в техническом паспорте (техническом талоне) транспортного средства указана мощность двигателя в лошадиных силах, то именно указанная сумма мощности должна быть использована для расчёта транспортного налога.

В Письме Минфина России от 27 августа 2009 г. № 03-05-06-04/140 отмечено, что порядок и сроки пересчета сумм транспортного налога, неправильно исчисленных налоговыми органами (в том числе на основе неполной или недостоверной информации), подлежащих уплате налогоплательщиками - физическими лицами, НК РФ не установлены.

Однако, при обнаружении ошибок при исчислении налоговой базы транспортного налога, не стоит падать духом и идти в банк для оплаты, а следует учитывать следующие нормы НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Cогласно ч. 4 п. 3 ст. 363 НК РФ, возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.

Пункт 1 ст. 78 НК РФ указывает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика поэтому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика по решению налогового органа (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности), (ч. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ).

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (ч. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ).

На основании изложенного, в случае обнаружения налогоплательщиком ошибок при исчислении налоговой базы транспортного налога, ему следует обратиться с письменным заявлением в налоговый орган, направивший налоговое уведомление, в котором указать в чём заключается ошибка, произвести расчёт налога, выразить просьбу о перерасчёте суммы транспортного налога и зачёте или возврате суммы излишне уплаченного налога.

5.1 Транспортный налог

Применение транспортного налога устанавливается главой 28 «Транспортный налог» НК РФ, а введение его в действие осуществля ­ ется на территории каждого субъекта в соответствии с законами субъ ­ екта РФ.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ опреде ­ ляют ставки налога по транспортному налогу в пределах, установлен ­ ных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объек ­ том налогообложения в соответствии с НК РФ.

Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоцик ­ лы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механиз ­ мы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теп ­ лоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие вод ­ ные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в уста ­ новленном порядке.

Пункт 2 ст. 358 НК РФ устанавливает налоговые льготы: перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателями мощ ­ ностью не свыше 5 лошадиных сил;
  • автомобили легковые, специально оборудованные для исполь ­ зования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью дви ­ гателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобре ­ тенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельнос ­ ти которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные авто ­ машины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения? минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистриро ­ ванные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используе ­ мые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохо ­ зяйственной продукции;
  • транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйствен ­ ного ведения или оперативного управления федеральным органам ис ­ полнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реест ­ ре судов.

Налоговая база определяется в зависимости от категорий транс ­ портных средств следующим образом:

Категории транспортных средств

Транспортные средства, имеющие дви ­ гатели

Мощность двигателя транспорт ­ ного средства в лошадиных силах

Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактив ­ ного двигателя

Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя (суммар ­ ная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воз ­ душного транспортного средства на взлетном режиме в земных ус ­ ловиях в килограммах силы

Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых оп ­ ределяется валовая вместимость

Валовая вместимость в регистро ­ вых тоннах

Иные водные и воздушные транспорт ­ ные средства

Единица транспортного средства

Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для организаций — первый квартал, второй квартал, тре ­ тий квартал.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ впра ­ ве не устанавливать отчетные периоды.

Перечень налоговых ставок приведен в ст. 361 НК РФ.

Налоговые ставки, установленные НК РФ, могут быть уменьшены или увеличены законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз.

Допускается установление законами субъектов РФ дифференци ­ рованных налоговых ставок в отношении каждой категории транс ­ портных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Налоговый кодекс РФ предусматривает разные порядки исчисле ­ ния сумм налога для организаций и физических лиц

Исчисление суммы налога и суммы авансового платежа производится самостоятельно. Исчисление сумм авансовых платежей произво ­ дится по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соот ­ ветствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу

Сумма налога исчисляет ­ ся налоговым органом. Сумма налога, подлежа ­ щая уплате в бюджет, оп ­ ределяется в отношении каждого транспортного средства как произведе ­ ние соответствующей на ­ логовой базы и налоговой ставки

Уплата организациями авансовых платежей по налогу и налога про ­ изводится в порядке и сроки, установленные зако ­ нами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, сле ­ дующего за истекшим налоговым периодом .

Физические лица уплачивают транс ­ портный налог на ос ­ новании уведомления налогового органа.

Отчетность представляется в налоговые органы только организа ­ циями.

Организации, уплачивающие авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу в срок не позднее последнего числа месяца, сле ­ дующего за истекшим отчетным периодом. Форма и порядок заполне ­ ния налогового расчета определены приказом Минфина России.

Налоговые декларации по транспортному налогу представляются в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, установленной приказом Минфина России.

Читайте также: